Vigoda

Содержание

Достопримечательность Санкт-Петербурга: Русский музей

Русский музей

Государственный Русский музей входит в число крупнейших в мире музеев, где собраны ценнейшие живописные полотна, иконы, скульптуры и другие произведения национальных художников, всего более 400 тысяч экспонатов. Музей был основан по указанию императора Николая II и открылся в 1989 году.

Сейчас в состав Русского музея помимо основного здания — Михайловского дворца — входят Инженерный замок, корпус Бенуа, Мраморный и Строгановский дворцы, летний дворец Петра I, Летний и Михайловский сады.

Фотографии Русского музея

Вход в Русский музей
Русский музей — Михайловский дворец
Вид на здание Русского музея со стороны сада
Строгановский дворец, вид со стороны Невского проспекта
Михайловский замок
Вход в Инженерный замок
«Переход Суворова через Альпы» Сурикова
«Витязь на распутье» Васнецова
«Последний день Помпеи» Брюллова
«Взятие снежного городка» Сурикова

Коллекции картин Русского музея

В основу коллекции музея легли картины, переданные петербургской Академией художеств, а также некоторые полотна, украшавшие пригородные дворцы и Эрмитаж. После революции коллекция стала пополняться еще быстрее за счет распределения национализированных сокровищ.

Среди ценнейших экспонатов — собрание русских икон XII-XV веков, среди них есть работы кисти Андрея Рублева, Симона Ушакова и Дионисия. Всего в коллекции около 5 тысяч икон.

гордость музея — коллекция произведений русских живописцев XVIII-XIX веков.

Здесь можно увидеть все те прославленные полотна, которые мы так часто видели на репродукциях в учебниках и журналах — «Бурлаки на Воге» Ильи Репина, «Переход Суворова через Альпы» Василия Сурикова, «Витязь на распутье» Виктора Васнецова, «Девятый вал» Ивана Айвазовского, «Портрет Федора Шаляпина» Бориса Кустодиева и многие другие.

Интересна коллекция декоративно-прикладного искусства: здесь можно увидеть драгоценные украшения, подвески, амулеты, ожерелья, церковную утварь, шитье XI-XIX веков.

Очень любопытна коллекция предметов народных промыслов. Вышивка, расписные шкатулки, резьба по дереву, игрушки из глины и дерева, кружево, вязание, резная кость — здесь представлены все основные российские промыслы, известные на протяжении столетий.

Коллекция скульптуры насчитывает около 4,5 тысяч экспонатов, при этом более половины произведений были созданы в XX веке — это одно из крупнейших собраний российской пластики этого периода.

Выставки Русского музея

Русский музей регулярно организовывает новые выставки, посвященные как классическому искусству, так и современному. Как правило, они проходят не в главном здании, а в корпусе Бенуа, Инженерном замке, Мраморном дворце и на других площадках. О действующих и будущих выставках можно узнать на официальном сайте музея: www.rusmuseum.ru/exhib.

Экскурсии по Русскому музею

Для туристов разработаны мобильные экскурсии. Скачать приложение-гид для любой платформы можно здесь: www.izi.travel/ru/52945-dvortsovo-parkovyi-kompleks-russkogo-muzeya

Цены на билеты в Русский музей

Входной билет в Михайловский дворец (основная экспозиция) и корпус Бенуа для взрослых стоит 280 рублей, льготный — 100 рублей. Билет в Мраморный и Строгановский дворцы, Инженерный (Михайловский) замок обойдется в 170 рублей для взрослых, льготный будет стоить 70 рублей.

Более выгодно купить за 500 рублей (льготный — 250 рублей) комплексный билет, действующий в течение трех дней. Он дает право на посещение основной экспозиции, Мраморного и Строгановского дворцов, а также Михайловского замка.Экскурсионное обслуживание при необходимости оплачивается отдельно. Фотосъемка платная.

Где находится и как добраться

Михайловский дворец, где располагается основная экспозиция, находится в самом центре города, на площади Искусств. Удобнее всего дойти пешком от станций метро «Невский проспект» и «Гостиный двор», это займет не более 5 минут.

Также на Невском проспекте располагаются остановки общественного транспорта — «Станция метро «Гостиный двор» и с противоположной стороны «Станция метро «Невский проспект», здесь останавливаются троллейбусы №1, 5, 7, 10, 11, 22 и автобусы №3, 7, 22, 24, 27, 191.

До остальных объектов Русского музея можно дойти от тех же остановок и станций метро, они находятся рядом.

Исключением является Строгановский дворец: он располагается по другую сторону Невского проспекта и находится между станциями «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) и «Адмиралтейская», ближайшие остановки транспорта — «Ул. Большая Конюшенная» и «Станция метро «Невский проспект», маршруты автобусов и троллейбусов те же.

Адрес Михайловского дворца: ул. Садовая, 2.

Адрес Инженерного замка: ул. Инженерная, 4.

Адрес Строгановского дворца: Невский пр., 17.

Адрес Мраморного дворца: Миллионная ул., 5/1.

Адрес корпуса Бенуа: набережная канала Грибоедова, 2.

Часы работы:10:00-18:00, четверг — 13:00-21:00. Вторник — выходной.Сайт:www.rusmuseum.ru

Источник: http://guide.travel.ru/russia/st_petersburg/russian_museum.html

Государственный Русский музей Санкт-Петербурга

Русский музей

Русский музей Санкт-Петербурга стоит в первом ряду национальных музеев мира. Большинство знаменитых музеев: Эрмитаж, Лувр, Музей Прадо, Лондонская национальная галерея — имеют коллекции культурного достояния народов мира, и лишь включают собрания искусства самой страны.

Музеи, посвященные искусству отдельной страны, часто малоизвестны в мире, и не всегда могут похвастаться размерами коллекции. Вышесказанное не относится к Русскому музею. Русский музей Санкт-Петербурга — крупнейший музей в мире, чьи собрания включают в себя русское искусство разных эпох.

Советую вам прочитать также:
Топ-5 самых популярных достопримечательностей Санкт-Петербурга
Самые интересные музеи Санкт-Петербург

Чем же примечателен Русский музей Санкт-Петербурга

Русский музей Санкт-Петербурга примечателен тем, что стал первым музеем в России, посвященным русскому изобразительному искусству. Александр III решил основать музей, а в результате он был учрежден Указом Николая II в 1895, и уже в 1898 открылся для посещения публике.

Государственный Русский музей Санкт-Петербурга

Для сравнения, Третьяковская галерея, в чьих стенах располагается крупнейшая коллекция русского искусства, первоначально была частной инициативой, а ориентиром коллекционирования, наряду с русскими художниками, были произведения мастеров Западной Европы.

На первых порах, коллекции Русского музея были расположены в Михайловском дворце и представляли произведения русского искусства из собраний Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии Художеств, а также из частных коллекций.

В музее изначально были выставлены русские картины, скульптуры, гравюры и памятники старины — иконы и изделия древнерусского прикладного искусства. Коллекция насчитывала пять тысяч предметов старины, четыре сотни картин и тысячу рисунков и гравюр.

Государственный русский музей Санкт-Петербурга

Уже через десять лет музейная коллекция увеличилась в два раза, а после Октябрьской революции 1917 она стала расти активнее, в связи с распределением коллекций между музеями. На протяжении XX века музей постепенно становился тем выставочным и научным центром, которым он является сейчас.

В настоящее время основной музейный комплекс составляет Михайловский дворец и корпус Бенуа, а также включает Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, Летний и Михайловский сады.

Летний сад Санкт-Петербург

Архитектурный ансамбль Русского музея интересен как произведение искусства сам по себе: Михайловский дворец возведен архитектором Карло России в стиле ампир в 1820х годах, Строгановский дворец построен Растрелли в 1750х.

Михайловский дворец Санкт-Петербург

Мраморный дворец создан Антонио Ринальди в конце XVIII века. Все остальные постройки представляют собой памятники искусства XVIII — XIX веков, а сады — значимые творения ландшафтной архитектуры.

Мраморный дворец Санкт-Петербург

Государственный Русский музей Санкт-Петербурга составляет более 400 тысяч экспонатов разных исторических периодов русского искусства с Х по ХХI век.

Постоянная экспозиция Русского музея разделена по разным эпохам, начиная с древнерусского искусства, которое представлено иконами XII-XV веков. Здесь имеются иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова, Дионисия и других иконописцев.

Икона Рублева Русский музей Санкт-Петербурга

Коллекция картин XVII-первой половины XIX века включает произведения Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Федора Рокотова, Владимира Боровиковского, Антона Лосенко и других видных художников этой эпохи.

Картины второй половины XIX века в Русском музее выполнены такими мастерами русской живописи: Иваном Крамским, Ильей Репиным, Иваном Шишкиным, Иваном Айвазовским, Василием Перовым, Василием Суриковым, Виктором Васнецовым, и другими.

Айвазовский Русский музей Санкт-Петербург

Картины XIX — начала XX века принадлежат авторству Валентина Серова, Михаила Врубеля, Исаака Левитана, Александра Бенуа, Николая Рериха.

Картина Исаака Левитана Русский музей Санкт-Петербург

Далее следуют отделы советского искусства и созданный в 1980х годах отдел новейших течений в искусстве.

Помимо выставочной деятельности, Русский музей СПб изучает коллекции, проводит стажировки и обмен опытом с зарубежными коллегами, организует экскурсии и лекции.

Активно ведется реставрационная работа музейных экспонатов, выпускаются научные альманахи. Кроме того, Русский музей в Петербурге обладает Научной Библиотекой с собраниями редких изданий, а также книг по истории искусства.

В 2015 году на юге Испании в городе Малага, где проживает крупная русская община, открылся филиал Русского музея.

Большая часть музеев имеет не приемные дни, и обычно этим днем является понедельник, однако выходной день в Русском музее — вторник.

Режим работы Русского музей в Санкт-Петербурге

Понедельник — с 10.00 до 20.00, среда, пятница, выходные — с 10.00 до 18.00, четверг — с 13.00 до 21.00.

В Санкт-Петербурге есть много замечательных музеев, увидеть другие музеи и купить билеты вы можете тут: Музеи Санкт-Петербурга

Источник: https://for-travels.ru/russkiy-muzey-sankt-peterburga-2/

Что посмотреть в корпусах Русского музея

Русский музей

Русский музей — самое большое собрание картин и скульптур отечественных авторов. Экспозиция музея расположена в пяти зданиях. Самое главное — Михайловский дворец.

Всего в музее насчитывается примерно 4 миллиона экспонатов, в настоящее время коллекция постоянно пополняется.

В стенах музея ведется большая научно-исследовательская работа, проводятся лекции и семинары, рассчитанные на детей и взрослых.

Можно приобрести абонемент.

Кстати, именно этот музей петербуржцы любят больше всех остальных. Даже больше, чем Эрмитаж.

История Русского музея

Государственный Русский музей в России стал первым в стране местом, где хранятся произведения величайших российских живописцев и скульпторов.

Главный корпус музея, Михайловский дворец, был построен для младшего сына Павла I, Михаила. Архитектором стал Карл Росси. Уже после смерти великого князя его наследники продали дворец в городскую казну.

В 1895 году в здании дворца учрежден Русский Музей имениимператора Александра III согласно указу Николая II.Так началась славная история Русского музея.

Основой постоянной коллекции стали картины, некогда принадлежавшие Эрмитажу, Академии Художеств и Зимнему дворцу.

Часть картин приобреталась у частных коллекционеров, часть передана меценатами в дар.

Император Николай II жертвовал собственные средства на покупку новых экспонатов. За первые десять лет коллекция выросла почти вдвое.

За годы революции и войны ни один из экспонатов не пострадал. Часть была эвакуирована на Урал, часть — спрятана в подвальных помещениях здания.

В настоящий момент в здании музея ведутся исследовательские работы, Отдел реставрации музейных ценностей считается самым лучшим в России. Сюда привозят предметы искусства со всей страны, чтобы восстановить их былой вид.

Что надо знать о музее

Все картины Государственного Русского музея созданы русскими художниками (или художниками, которые проживали на территории России) — от древних домонгольских икон (конечно же авторства Андрея Рублева, Дионисия и Семена Ушакова) до живописи второй половины XIX века и современного искусства.

В самых крупных залах Михайловского дворца представлены полотнами членов Императорской Академии Художеств, в залах поменьше можно увидеть картины передвижников (знаменитая живопись Репина, Сурикова, Саврасова, Шишкина, Васнецова, Левитана и так далее).

В корпусе Бенуа (пристройка Михайловского дворца) хранится прославленный русский авангардизм. К сожалению, именно на нем и заканчивается композиция русского музея.

Сотрудники музея часто устраивают лектории, встречи с историками и интересными людьми, сотрудничают с лучшими художественными собраниями и курируют работу около 700 музеев по всей России.

Контактная информация

Время работы Русского музея: с 10 до 17, во вторник он не работает.

Если боитесь очередей, то лучше не ходите туда в понедельник. В этот день закрыт Эрмитаж и все туристы идут сюда.

Лучше отложите свой визит на четверг и пятницу.

По словам сотрудников музея, в эти дни меньший поток туристов.

Еще одна маленькая хитрость: со стороны корпуса Бенуа есть еще одни билетные кассы, но о них почему-то мало кто знает. Там очередь значительно меньше. Но экспозицию музея придется смотреть в обратном хронологическом порядке (то есть от авангардистов к древним иконам).

Стоимость билета для взрослых граждан РФ— 250 рублей, для студентов — 150 рублей.

За 600 руб. (льготный — 300) можно купить билет на три дня. В его цену входит посещения всех пяти корпусов.

К сожалению, официальный сайт Русского rusmuseum.ru музея не очень информативен, бронь билетов на нем также отсутствует. Все события из жизни музея можно узнать в одноименной группе «».

Картины в Русском музее

Казимир Малевич, Автопортрет

Преподобный Сергий Радонежский, Михаил Нестеров

Причина, Viggo Wallenskold

Закусочная, Ральф Гоингс

Богоматерь Умиление злых сердец, Петров-Водкин

Бег, Александр Дейнека

Портрет А. П. Юргенсон и фрагмент Степана Разина, Суриков

Портрет девушки, Башкирцев

Копия Мадонны Рафаэля, Фиделио

Смерть Инессы де Кастро, Брюллов

Икона св. Иоанна баптиста

Пётр Великий, Луи Каравак

Дворец Строганова, Государственный Русский музей

Панорама

На карте

Источник: http://SnovaDoma.ru/museums/Public/state-russian-museum/

7 шедевров Русского музея, которые стоит увидеть

Русский музей

Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г

Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

О картине читайте также в статье “Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр”.

2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г

Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г

Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг

Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.

5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.

6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г

Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

“Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

“Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

А вот, как было на самом деле.

Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

Подведем итог:

Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.

“Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.

“Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.

“Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.

“Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.

“Лунная ночь на Днепре” – про душу света.

“Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.

“Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/kartiny-russkiy-muzey/

Русский музей в Санкт-Петербурге: история, коллекция

Русский музей

19 марта 1898 года в бывшем Михайловском дворце, построенном по проекту известного архитектора К. И. Росси в 1819 1825 годах, был открыт для публичного обозрения музей изящных искусств имени императора Александра III, ныне прекрасно известный всем любителям искусства в нашей стране Государственный Русский музей.

Мысль о создании музея национального искусства давно волновала не только художников, но и людей, широко заинтересованных в судьбах русской культуры. Еще в 1820-х годах писатель П.

Свиньин собрал коллекцию произведений отечественных мастеров, которую он наименовал «Русский Музеум» (правда, в 1830-е годы она была распродана). О создании музея национального искусства мечтал крупнейший русский живописец Л. Иванов и другие художники.

В Москве в последние десятилетия XIX века эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея. Но в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было. Только в 1895 году был учрежден Русский музей.

 Русский музей был основан как музей не только художественный, но и культурно-исторический. В нем было три отдела: художественный, этнографический и историко-бытовой.

После Октябрьской революции этнографический отдел вырос в особый  музей этнографии народов СССР, а большинство экспонатов прежнего историко-бытового отдела со временем было передано в отдел истории русской культуры Эрмитажа.

Художественное собрание Русского музея формировалось из разных источников. Часть произведений поступила из Эрмитажа и фондов музея Академии художеств, часть из Аничкова и Царскосельского Александровского дворцов. Ряд работ был получен от коллекционеров и собирателей.

В частности, в музей поступила великолепная коллекция древнерусского искусства Н. П. Лихачева. Перед самой революцией было построено второе здание музея, выходящее фасадом на канал Грибоедова.

 После революции Государственный Русский музей стал центром пропаганды искусства, здесь развернулась углубленная научно-исследовательская работа по истории русской художественной культуры. Музей стал организовывать различные научные экспедиции, устраивать передвижные выставки, вести лекционную работу.

Эти принципы лежат и в основе нынешней деятельности музея. Государственный Русский музей  реставрировал прекрасные памятники древнерусской культуры. Заметно расширилась коллекция живописи и графики мастеров первых десятилетий нашего века м послереволюционного времени.

Здесь можно получить широкое многостороннее представление о поисках той эпохи.   Широчайший отклик имели выставки древнерусского искусства, русского натюрморта, русской гравюры начала нашего века, Петроградских окон РОСТа, персональные выставки К. Петрова-Водкина, К. Сомова и других мастеров.

В Государственном Русском музее устраиваются интереснейшие научные искусствоведческие конференции по проблемам истории русского изобразительного искусства.

Филиалы Русского музея расположены в Михайловском замке, в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I, а также Домик Петра I. Директор музея — Владимир Александрович Гусев.

Коллекция Русского музея

  В настоящее время в собрание Русского музея входят следующие отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). На 1 января 2005 года коллекция музея насчитывала 394 158 единиц хранения.

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII—XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков, включающая произведения

Андрея Матвеева,

Ивана Никитина,

Карло Растрелли,

Фёдора Рокотова,

Владимира Боровиковского,

Антона Лосенко,

Дмитрия Левицкого,

Федота Шубина,

Михаила Козловского,

Ивана Мартоса,

Семёна Щедрина,

Ореста Кипренского,

Алексея Венецианова,

Фёдора Бруни,

Карла Брюллова («Последний день Помпеи», и др.),

Павла Федотова,

Александра Иванова.

Вторая половина XIX века представлена работами художников:

Фёдора Васильева,

Ростислава Фелицына,

Андрея Гороновича,

Евграфа Сорокина,

Фёдора Бронникова,

Ивана Макарова,

Василия Худякова,

Алексея Чернышёва,

Павла Риццони,

Льва Лагорио,

Николая Лосева,

Алексея Наумова,

Адриана Волкова,

Андрея Попова,

Василия Пукирева,

Николая Неврева,

Иллариона Прянишникова,

Леонида Соломаткина,

Алексея Саврасова,

Алексея Корзухина,

Фирса Журавлёва,

Николая Дмитриева-Оренбургского,

Александра Морозова,

Николая Кошелева,

Арсения Шурыгина,

Павла Чистякова,

Ивана Айвазовского («Девятый вал» и др.)

а также — передвижников:

Григория Мясоедова,

Василия Перова,

Алексея Боголюбова,

Константина Маковского,

Николая Ге,

Ивана Шишкина,

Ивана Крамского,

Михаила Клодта,

Василия Максимова,

Ильи Репина («Запорожцы», «Бурлаки на Волге» и др.),

Виктора Васнецова («Витязь на распутье» и др.),

Василия Сурикова,

Николая Абуткова.

Конец XIX века — начало XX века:

К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н.Суетин, «Чёрный круг» Исаак Левитан,

Павел Трубецкой,

Михаил Врубель,

Валентин Серов

а также работы мастеров «Мира искусства»:

Александр Бенуа,

Константин Сомов

Константин Коровин,

Борис Кустодиев,

Николай Рерих,

Роберт Бах (выполненный с натуры скульптурный портрет Императора Александра III),

художники «Голубой розы» и «Бубнового валета».

Советское искусство — произведения

К. С. Петров-Водкин, «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина,

Веры Мухиной,

Сергея Конёнкова,

Александра Дейнеки («Оборона Севастополя»),

Аркадия Пластова,

Алексея Еремина,

Вячеслава Загонека,

Энгельса Козлова,

Майи Копытцевой,

Бориса Корнеева,

Бориса Лавренко,

Евсея Моисеенко,

Михаила Натаревича,

Самуила Невельштейна,

Бориса Ряузова,

Глеба Савинова,

Александра Самохвалова,

Виктора Тетерина,

Николая Тимкова,

Леонида Ткаченко,

Михаила Труфанова

Юрия Тулина,

Виталия Тюленева,

Бориса Шаманова,

Официальный сайт музея

Источник: http://www.artcontext.info/articles-about-art/828-russkiy-muzey.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики