Vigoda

Содержание

Здание Сената и Синода

Здание Сената и Синода

Здание Сената и Синода — памятник архитектуры Санкт-Петербурга. Первоначально было построено для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительтсвующего Синода. Автор здания — архитектор Карл Росси (1775—1849; последнее его крупное произведение).

До 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив[1].

В одном крыле здания с мая 2008 год размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации.

В другом крыле здания с мая 2009 год размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

История постройки

24 августа 1829 было заложено здание Сената; в 1830 — здания Синода. Завершено строительством в 1834 году. Строительство велось под руководством архитектора Александра Штауберта по проекту Карла Росси.

Раньше на этом месте стояли две постройки XVIII века: дом опального канцлера А. Бестужева-Рюмина, в котором с 1763 года размещался Сенат, и дом купчихи Кусовниковой. В конце XVIII века барочный дом Бестужева-Рюмина был перестроен архитектором И.

Старовым в духе классицизма, однако этого оказалось недостаточно: с возведением Адмиралтейства прежние постройки уже не соответствовали новому облику площади. Возникла необходимость в реконструкции, и был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий Сената и Синода. В конкурсе приняли участие Карл Росси, Василий Стасов, С. Шустов, А. Михайлов 2-й, П. Жако и В. Глинка.

Победу на конкурсе проектов одержал Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса — «придать зданию характер, соответствующий огромности площади».

В объём здания Сената были органично включены части стен прежней постройки — дома Бестужева-Рюмина. Здание Синода было начато строительством после того, как соседний дом купчихи Кусовниковой был выкуплен в государственную казну.

С западной стороны площадь ограничивает протяженный фасад с высокой триумфальной аркой, богато украшенной скульптурами. Входы в здания оформлены гранитными лестницами с пандусами и восьмиколонными лоджиями. По бокам лестниц предполагалось разместить чугунных львов, но их установке воспротивился Синод. Колонны коринфского ордера придают всему сооружению подчеркнуто парадный вид.

Несмотря на свою длину, здания Сената и Синода отнюдь не выглядят монотонными. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И фасады, и центральная арка украшены выступающими парами колонн.

Закругленный угол Сената, обращенный к Неве, также украшен лоджией с восемью колоннами.

Скульптуры на фасадах здания — статуи гениев и группа «Правосудие и благочестие», венчающая арку, — созданы скульпторами Степаном Пименвым, Николаем Пименовым, Василием Демут-Малиновским, и С. Соколовым.

При значительной протяженности зданий Сената и Синода Росси довёл их высоту до семнадцати метров. В оформлении триумфальной арки он использовал один из неосуществленных вариантов арки Главного штаба, переработав его в соответствии с размерами арки Сената и Синода. Лепные украшения, статуи, скульптурная группа на аттике придали арке торжественную, почти барочную пышность.

Во время Великой отечественной войны здания Сената и Синода пострадали от обстрелов. Интерьеры сохранились только отчасти — в основном роспись и лепнина. Интерес представляют двусветный зал с полукруглым, покрытым росписью сводом и помещение бывшей церкви, украшенное шестью колоннами.

Новейшая история и современное использование

В декабре 2005 года Законодательное собрание Санкт-Петербурга выдвинуло предложение использовать здания Сената и Синода для размещения «институтов высшей судебной власти или создание музея»[2]; первоначально идея была высказана председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым на совещании по господдержке метростроения в начале октября того же года[3]. 22 марта 2006 года Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект о переводе Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург, поддержав законодательную инициативу Заксобрания[4]. 27 мая 2008 года в здании Сената и Синода прошло первое заседание Конституционного суда[5].

В мае 2008 года был обнародован проект реконструкции бывшего здания Синода для размещения в нём президентской библиотеки имени Бориса Ельцина; в рамках проекта в библиотеке предусматривалось возможное размещение патриарших покоев и апартаментов главы государства с отдельными входами в воссоздаваемый зал «общего присутствия» — для встреч светской и духовной власти[6]. 27 мая 2009 года библиотека была открыта; в здании размещены кабинет патриарха и представительская зона (кабинет и приёмная) президента РФ. В тот же день Патриарх Кирилл совершил малое освящение восстановленного домового храма Святых отцов семи Вселенских Соборов[7] и председательствовал на сессии Священного Синода Русской Православной Церкви[8] — впервые в здании Синода (Святейший Синод в синодальную эпоху был государственным органом).

Примечания

  • Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%B8_%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0/ru-ru/

Здание Сената и Синода в Санкт-Петербурге: обзор, описание, история и архитектор

Здание Сената и Синода

Одним из удивительных архитектурных творения Северной столицы считается здание Сената и Синода. В Санкт-Петербурге много замечательных строений, тем не менее именно этот последний крупный проект знаменитого архитектора Росси стал символом позднего классицизма.

Обзор

На самом деле речь идет не об одном, а о двух строениях, которые сегодня объединены одним названием – здание Сената и Синода. В Петербурге раньше эти два государственных управленческих органа Российской империи находились в здании Двенадцати коллегий.

Однако после возведения в 1823 году Адмиралтейства прежняя постройка уже не соответствовала новому облику, который получила Сенатская площадь. Назрела острая необходимость ее реконструкции.

А потому в 1824-м был объявлен конкурс на проект, по которому предполагалось построить новое здание Сената и Синода.

В Санкт-Петербурге 24 августа 1829 года был заложен первый камень в строительство. Вначале начали возводить сооружение, предназначенное для Сената, а спустя год приступили и к конструкции Синода. Строительство было завершено в 1834 году. Архитектор здания Сената и Синода — Карл Иванович Росси. Строительными работами по его проекту руководил Александр Штауберт.

Первоначально на месте нынешних Сената и Синода располагался фахверковый дом, принадлежащий А. Меншикову, а рядом – особняк, которым владела купчиха Кусовникова.

Когда светлейший князь оказался в опале, его имущество на набережной Невы перешло во владение вице-канцлера А. И. Остермана. Спустя некоторое время, в 1744 году, строение было пожаловано Елизаветой Петровной А. Бестужеву-Рюмину.

Канцлер реконструировал его, поручив архитектору А. Висту возвести дом в стиле барокко.

В 1763-м, когда на престол взошла Екатерина II, строение перешло в казну. В это здание практически сразу переехал Сенат. С 1780 по 1790 годы барочная постройка Бестужева-Рюмина был снова реконструирована: фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.

Имя последнего автора проекта, по которому была осуществлена перестройка здания, доподлинно не известно. Однако, судя по сохранившимся в коллекции музея Академии художеств чертежам западного фасада, разработки проводил архитектор И. Старов.

История создания

Когда в 1823 году архитектор Захаров закончил монументальное здание Адмиралтейства, возникла необходимость преобразования трех центральных площадей Северной столицы: Сенатской (нынешней Декабристов), Дворцовой и Адмиралтейской, где в конце девятнадцатого столетия был разбит Александровский сад. Оформление уже существовавшего к тому времени дома, в котором находился Сенат, перестало соответствовать тогдашним масштабам, да и общей архитектуре и парадности центра города. И потому он требовал реконструкции.

Своим приказом император, а тогда на престоле был Николай I, начал строительство нового дома для Сената по единому образу и подобию, чтобы здание Главного штаба, Сената, Синода в Петербурге было выполнено в едином архитектурном решении. Поэтому для последнего был приобретен дом купчихи Кусовниковой. А на месте дома А. Бестужева-Рюмина решили уже построить здание Сената.

Выбор проекта

В 1828 году был объявлен конкурс. В нем участвовали Василий Стасов, Поль Жако, Смарагд Шустов, Василий Глинка и, конечно, Росси. Здание Сената и Синода на чертежах конкурсантов имело самые разные решения.

К примеру, Жако предлагал возвести одно общее здание, которое напоминало бы галерею Лувра, Стасов планировал перестроить только бывший дом Бестужева-Рюмина. Росси же сделал проект двух корпусов и соединил их между собой арочной конструкцией.

И именно таким сегодня мы и видим здание Сената и Синода.

Архитектор и скульптор

Восемнадцатого февраля 1829 года проект Росси был утвержден. Главной задачей архитектора было придание зданию характера, соответствующего огромной площади, на которой он стоял. Уже в конце августа состоялась торжественная закладка дома, в котором должен был работать Сенат.

В фундамент здания заложили памятную доску о том, что чертеж фасада, утвержденный высочайше, принадлежит Карлу Росси. Строителем же был назначен другой известный архитектор – А. Штауберт. Причем, согласно проекту, данная постройка весьма органично включила в себя и стены, сохранившиеся от дома Бестужева‑Рюмина.

А в августе 1830 года, после того как удалось выкупить дом Кусовниковой в государственную казну, на его месте началось строительство здания Синода

В июле 1831-го императором Николаем I был утвержден и проект скульптурного убранства. При этом было дано отдельное указание о том, чтобы фигуры были изображены не «в рост», а сидячими. Кроме того, их нужно было одеть в античную одежду, например, в тоги, и убрать все трофеи и надписи на книгах.

Скульптурным оформлением занималось сразу несколько художников — С. Пименов, В. Демут-Малиновский с П. Соколовым, которым помогали Н. Токарев, а также П. Свинцов и другие. Скульптором Устиновым была создана расположенная в первой нише слева статуя «Вера». Соколов изваял «Благочестие», а Пименов — «Закон» и «Правосудие».

Капители и львиные маски, так же как и остальные декоративные детали, выполнены рукой Торичелли. Скульптурная композиция, расположенная на аттике, а также «Гениев» с книгами законов работы Демут-Малиновского отлили из меди на заводе Берда.

Строительство

Поставленная перед архитектором и строителями задача о придании зданию Сената характера, соответствующего величию Сенатской площади, была ими решена с большим мастерством и с точным ощущением масштаба. Достаточно большая протяженность фасада заставила автора проекта Росси увеличить высоту сооружения до восьми с половиной сажень.

Нужно сказать, что соседнее строение Адмиралтейства ощутимо ниже, чем здание Сената – на целых двести десять сантиметров. В начале октября 1832-го строительные работы были свернуты, и сразу же началась внутренняя отделка обоих зданий. В феврале следующего года император лично совершил осмотр объектов.

А уже в 1934-м строительство было окончательно завершено.

Особенности

Центром фасадной композиции, оформляющей грандиозную по масштабам и значимости Сенатскую площадь, Росси решил сделать эффектную арку, переброшенную над Галерной улицей. Она связывает оба здания в единый архитектурный комплекс.

Для ее оформления Карл Иванович использовал один из им же ранее придуманных, но не осуществленных вариантов арки, предусмотренной для Главного штаба. Это архитектурное решение было переработано архитектором с учетом ощутимо меньшей ширины у проезда.

При этом присущий композиции триумфальный характер зодчим был полностью сохранен.

Арка

Она объединяет здания Сената и Синода и завершается скульптурной композицией, расположенной на многоступенчатом аттике. «Правосудие и благочестие», а именно так называется работа мастеров С. Пименова, В.

Демут-Малиновского и П. Соколова, символизирует единство двух властей — церковной и светской. Над этой композицией скульпторы работали около года.

Кроме нее, над аркой установлены еще и фигуры, аллегорически означающие «гениев, которые держат закон».

На самом же аттике располагаются три барельефа — «Закон гражданский», «Закон Божий», а также «Закон естественный». Очень интересно их расположение. В центре, непосредственно над аркой, красуется сравнительно более крупный барельеф под названием «Закон гражданский». Среди изображений, имеющихся на нем, бросаются в глаза бюсты Петра Первого и Екатерины II.

Описание

Архитектор здания Сената и Синода — Росси — предусмотрел в плане трехэтажных прямоугольных корпусов и внутренние дворы.

Необыкновенно красивые и широкие лестницы с пандусами, сделанные из гранита, оформляют вход.

Удивительно богатый световой и теневой эффект создается благодаря чередованию выступающих частей на фасадах зданий и ниш. Этому немало способствуют и многочисленные лепные украшения.

Фасадом здание Синода обращено как к Английской набережной, так и к бывшей Сенатской площади. Вообще, специалисты считают очень интересным архитектурное решение данной части строения. Его угол округлен.

Он украшен монументальной колоннадой, поднятой над первым этажом и собранной из восьми колонн из коринфского ордера, мягкий изгиб которой завершен, согласно замыслу автора проекта, ступенчатым аттиком.

Данное архитектурное решение удивительным образом обогащает линию Английской набережной, придавая ей богатый вид.

Не менее интересен своим оформлением и бывший Зал заседаний в корпусе Сената, стены которого украшены кариатидами и пилястрами из стюка, а также плафоном, роспись которого делал художник Б. Медичи. В середине находился трон, обитый ярким малиновым бархатом.

После революции

В 1919-м Сенат и Синод упразднили. С 1925-го в здании располагался Центральный исторический архив.

В 1936-м здание Сената и Синода начали реставрировать, были восстановлены и фасады, и скульптуры, а спустя год начали обновлять роспись парадных лестниц. В годы войны оба строения сильно пострадали.

В них попало несколько артиллерийских снарядов, нанесших зданиям тяжелый урон. Практически полностью была разрушена Синодальная церковь.

Работы по реставрации начали летом 1944-го — еще до окончания войны. В 2006-м Исторический архив переехал, а само здание Сената и Синода было передано Конституционному суду РФ. Сегодня же там находится Президентская библиотека.

Судя по сохранившимся документам, покупка особняка купчихи Кусовниковой обошлась царской казне в неслыханную тогда сумму — в шестьсот тысяч рублей, хотя в 1796-м участок был оценен всего в семь с половиной тысяч. Хозяйка, прознав о том, что на месте ее дома будет строиться здание Синода, решила взвинтить цену, к тому же в общую сумму вошли и взятки многим чиновникам.

Во время работы над композицией «Правосудие и благочестие» скульптор здания Сената и Синода Пименов скончался. Его труд завершил его сын.

Источник: https://FB.ru/article/230437/zdanie-senata-i-sinoda-v-sankt-peterburge-obzor-opisanie-istoriya-i-arhitektor

Здание Сената и Синода | Гид по Петербургу 2019

Здание Сената и Синода

Комплекс величественных зданий на Сенатской площади в Санкт-Петербурге известен как здания Сената и Синода. Архитектурная привлекательность этого монументального строения первой половины XIX столетия неоспорима. Невозможно пройти мимо этого архитектурного шедевра, чтобы не рассмотреть внимательно его скульптурные украшения, барельефы и горельефы.

История

Первым владельцем участка земли, где сегодня красуется здание Сената и Синода, был светлейший князь Александр Меншиков, где у него был так называемый «фахверковый» дом.

После смерти Петра I и сибирской ссылки Меншикова княжеские владения отошли вице-канцлеру Андрею Остерману.

Однако Остерман после дворцового переворота в 1741 году тоже попал в опалу к взошедшей на престол Елизавете Петровне, он был лишен титулов, имущества и сослан.

Участок с домом достался канцлеру Российской империи графу Алексею Бестужеву-Рюмину. Канцлер в 1744 году затеял возводить на этом месте дворец, строительство продолжалось три года.

Граф Бестужев-Рюмин был большим интриганом при императорском дворе, принимал участие в заговорах, тоже угодил в опалу к Елизавете Петровне и отправился в ссылку.

Хотя потом Екатерина II помиловала бывшего канцлера, но его имущество было передано казне, в том числе и дворец на Сенатской площади.

В 1763 году с Васильевского острова в это здание был переведен Сенат, который находился там 60 лет

После окончания строительства в 1834 году на Сенатской площади нового архитектурного ансамбля, кроме Сената, здесь в 1835 году начал заседать и священный Синод.

В советское время, в 1925 году, в здании Сената и Синода начал работать Российский государственный исторический архив, в этих стенах архив находился длительное время – 81 год

Современное состояние

Российский государственный исторический архив находился в этом здании до 2006 года, пока не переехал в новый комплекс, построенный на Заневском проспекте, 36.

Когда в том же году Государственная дума РФ приняла законопроект о переезде Конституционного суда из столицы страны в Петербург, было решено, что работать он будет в здании Сената и Синода. С мая 2008 года в той части исторического строения, где когда-то был Сенат, заседает Конституционный суд.

В помещении библиотеки находится кабинет и приемная Президента России, а также кабинет патриарха

После реконструкции в ту часть здания, которую когда-то занимал Синод, в мае 2009 года въехала президентская библиотека имени Бориса Ельцина. В здании Сената и Синода был восстановлен домовый храм «Святых отцов семи Вселенских Соборов». На открытии президентской библиотеки Патриарх Кирилл освятил его. Там же состоялась сессия Священного Синода Русской православной церкви.

Архитектура и архитекторы

В 1780 году бывший дворец Бестужева-Рюмина решили перестроить под руководством архитектора Ивана Старова. Большие изменения претерпел фасад здания и его внутренние интерьеры, они приобрели классицистические черты. Однако через некоторое время стало понятно, что старое строение уже изношено, не выдерживает критики. Попытки укрепить его к положительным результатам не привели.

Судьбу здания решил в 1827 году император Николай I. Он принял решение о полной перестройке дворца.

Был объявлен конкурс на лучший проект, победу в нем одержал маститый зодчий — итальянец Карло Росси. Именно его идея построить два огромных здания, объединив их в единый комплекс, была принята государем.

Через два года старое здание дворца было снесено. Началось строительство корпуса для Сената.

Помехой для воплощения проекта Карла России стал дом купчихи Кусовниковой, который оказался в зоне застройки. Владелице была предложена огромная по тем временам сумма из государственной казны в 600 тысяч рублей.

После покупки купеческий дом снесли, на его месте в 1830 году началось строительство корпуса Синода.

Строительством архитектурного ансамбля по проекту Росси руководил Александр Штауберт. Сам Карло России в этот период был занят на другом объекте. Работы продолжались шесть лет. Новое здание Сената и Синода в стиле ампир было декорировано:

  • античными скульптурами
  • колоннами
  • горельефами
  • барельефами

Над их созданием трудились целая группа известных скульпторов того времени:

  • Павел Соколов
  • Василий Демут-Малиновский
  • Николай Токарев
  • Иван Леппе
  • Петр Сенцов
  • Николай Устинов
  • Степан Пименов

Декоративной отделкой здания, созданием масок львов, капителей и другой лепнины занимался итальянец Фридолино Торичелли

Большое значение придавали и внутренней отделке здания. По чертежам Александра Штауберта мебель изготовили известные мастера Петр Гамбс и Андрей Тур.

Росписью залов занимались Барнаба Медичи, Федор Рихтер и другие художники. Всеми мраморными работами руководил итальянский скульптор Трискорни.

Сейчас внутреннее убранство зданий дошло до нас частично, в сохранности остались росписи потолков и стен, лепные элементы.

Где находится

Адрес

Сенатская площадь, 1-3

Метро

  • Адмиралтейская
  • Спасская
  • Садовая

Как добраться

В самом начале Невского проспекта свернуть на Адмиралтейский проспект и пройти до Сенатской площади.

Интересные факты

Еще в XIX столетии, когда в новый комплекс зданий, объединенных аркой, въехали представители высшей государственной и церковной власти, у жителей Петербурга сложилась поговорка, что «Сенат и Синод живут подарками». Не «под арками», а именно «подарками». Остроумные петербуржцы намекали на коррупционную составляющую чиновников.

.

Источник: https://peterburg.guide/zdanija/senata-i-sinoda/

Здания Сената и Синода

Здание Сената и Синода

TR | UK | KK | BE | EN |
здания сената и синодальный, здания сената и синодальная
Зда́ния Сена́та и Сино́да — памятник архитектуры — здания в стиле позднего классицизма, расположенные на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.

Возведены в 1829–1834 годах. Соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Первоначально были построены для двух государственных органов управления Российской империи: Сената и Святейшего Правительствующего Синода.

Последний крупный проект архитектора Карла Росси.

С 1925 до 2006 года в помещениях находился Российский государственный исторический архив. В одном крыле здания с мая 2008 года размещаются основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации.

В другом крыле здания с мая 2009 размещается Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина.

  • 1 Предыстория
  • 2 История постройки
  • 3 Новейшая история и современное использование
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Предыстория

Сенат и Синод первоначально располагались в здании Двенадцати коллегий.

Первой постройкой на месте нынешних зданий Сената и Синода стоял фахверковый дом светлейшего князя Меншикова. После его опалы дом на набережной Невы перешел в собственность вице-канцлера А. И. Остермана, а в 1744 году был пожалован Елизаветой Петровной канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели постройку в стиле барокко.

В 1763 году, после восшествия на престол Екатерины II, дом Бестужева-Рюмина перешел в казну, и в это здание, перестроенное архитектором А. Ф. Вистом, переехал Сенат. В 1780-1790-х годах барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен, и его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма.

Имя автора проекта перестройки здания остается неизвестным. Судя по сохранившемуся в собрании музея Академии художеств чертежу западного фасада здания, проект был разработан архитектором И. Е. Старовым.

На месте нынешнего здания Синода в XVIII веке находился дом купчихи Кусовниковой.

Здания Сената и Синода Информацию О

Здания Сената и Синода

Здания Сената и Синода
Здания Сената и Синода Вы просматриваете субъект
Здания Сената и Синода что, Здания Сената и Синода кто, Здания Сената и Синода описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Наш сайт имеет систему в функции поисковой системы. Выше: «что вы искали?»вы можете запросить все в системе с коробкой. Добро пожаловать в нашу простую, стильную и быструю поисковую систему, которую мы подготовили, чтобы предоставить вам самую точную и актуальную информацию.

Поисковая система, разработанная для вас, доставляет вам самую актуальную и точную информацию с простым дизайном и системой быстрого функционирования. Вы можете найти почти любую информацию, которую вы ищете на нашем сайте.

На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках.
Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Жизнь известных людей дает вам информацию, изображения и видео о сотнях тем, таких как политики, правительственные деятели, врачи, интернет-сайты, растения, технологические транспортные средства, автомобили и т. д.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-167525.html

Здания Сената и Синода — архитектурный памятник позднего классицизма (с символами и скульптурами)

Здание Сената и Синода

Здания Сената и Синода — великий памятник архитектуры города и страны, соединены триумфальной аркой, перекинутой над Галерной улицей. Сооружения, выполненные в стиле позднего классицизма, привлекают на Сенатскую площадь многих ценителей великолепного архитектурного зодчества в Санкт-Петербурге.

На Сенатской площади стоит и величественный конный памятник Петру I — «Медный всадник», один из главных символов города на Неве.

Поэтому побывать тут сам Бог велит, как говорится, особенно, если вы впервые в Северной столице. И эта грандиозная площадь с самыми главными сооружениями входит в маршрут — Санкт-Петербург за 1 день.

Увидеть главное! Советуем отправиться, чтобы сразу охватить самое главное и грандиозное в городе на Неве.

Но вернёмся к нашим… зданиям Сената и Синода на Сенатской площади. И расскажем вам об их предыстории и истории, чтобы всё было предельно понятно, почему же такой вокруг них сыр-бор. Но шутки в сторону, когда мы говорим о таких серьёзных строениях. Просто, их архитектура такая вкусная, как сейчас любят говорить. А прошлое у них — вкуснейшее.

Интересная предыстория Сената и Синода

В Санкт-Петербурге Сенат и Синод сначала располагались в здании Двенадцати коллегий, которое находится на Университетской набережной Васильевского острова. На месте нынешних зданий Сената и Синода стоял фахверковый дом светлейшего князя Меншикова. После того, как он попал в немилость царя, его дом на набережной Невы передали в собственность вице-канцлера А. И. Остермана.

В 1744 году императрица Елизавета Петровна пожаловала дом канцлеру А. П. Бестужеву-Рюмину, для которого возвели здесь сооружение в стиле барокко. В 1763 году при императрице Екатерины II дом Бестужева-Рюмина перешёл в казну. Здание было перестроено архитектором А. Ф. Висто.

В него сразу переехал Сенат. Барочный дом Бестужева-Рюмина был снова перестроен в 1780—1790-х гг. Его фасады получили новую архитектурную обработку, типичную для русского классицизма. Имя автора проекта перестройки неизвестно.

В XVIII веке на месте сегодняшнего здания Синода, расположенного дальше от Невы относительно здания Сената, за Галерной улицей находился дом купчихи Кусовниковой.

Главным фасадом к Неве располагался дворец барона Остермана, а позже — особняк графини А. Г. Лаваль. В её салоне бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов.

Накануне 14 декабря 1825 года в этом доме собирались декабристы.

Такова предыстория зданий Сената и Синода. Дальше начинается их реальная история.

Изысканная история строительства зданий

В 1806-1823 годах, когда в столице возвели здание Главного Адмиралтейства, прежние постройки перестали соответствовать свежему облику Сенатской площади. Срочно требовалась реконструкция.

Император Николай I повелел построить новый дом для Сената по образу и подобию здания Главного штаба. Сразу было принято решение перевести сюда и Синод из здания Двенадцати коллегий, освободив последнее всецело для нужд университета.

Был объявлен конкурс на разработку проекта новых зданий для Сената и Синода. Утвердили проект Росси, который представлял собой 2 здания Сената и Синода, соединенных аркой, в 1829 г. Эта постройка стала последним крупным проектом великого зодчего Росси. В конце августа состоялась торжественная закладка здания Сената. В фундамент положили памятную доску с надписью:

Чертёж фасада, высочайше утверждённый, составлен был архитектором Карлом Росси. Строитель здания был архитектор Александр Штауберт.

Для Синода приобрели дом купчихи Кусовниковой, который находился за Галерной улицей. Тогда же было заложено здание Синода. Возведение корпусов было завершено к началу октября 1832 г. Сразу приступили к внутренней отделке зданий. Император осматривал объект в феврале 1833 г.

В целом, 24 августа 1829 года было заложено здание Сената, в 1830 — здание Синода. Сооружения возводились по проекту Карла Росси под руководством архитектора Александра Штауберта. Строительство завершилось в 1834 г.

Символическая архитектурная прелесть Сената и Синода

В архитектуре и декоре зданий Сената и Синода — сплошные символы. Новая триумфальная арка стала символом — Единства Государства и Церкви. Аттик венчает скульптурная группа, символизирующая веру в закон — «Правосудие и благочестие». Арка укреплена 4-мя парными колоннами с выдвинутым антаблементом. Высота зданий составляет 17 м.

Входы в здания оформлены гранитными лестницами. Планировали по их обеим сторонам разместить чугунных львов. Однако Синод был против появления в декоре здания таких скульптур. Арка, не закрывая выход к Галерной улицы, максимально подчеркивает гармоничное сочетание фасадов 2-х зданий, объединенных в одно величественное целое.

Данной задаче подчинена и композиция в центре здания Сената и Синода с его необходимой здесь предельно насыщенной декоративной обработкой фасада и сравнительно узким пролетом арки. На фасадах четырежды повторены лоджии с колоннадой и ступенчатым аттиком. И центральная арка, и фасады украшены выступающими парами колонн.

Фасады зданий декорированы восьмиколонными портиками коринфского ордера, обеспечены лоджиями и гранитными лестницами, оборудованы пандусами. Снаружи фасад здания Сената отмечен изогнутой по дуге монументальной колоннадой, обращенной к Неве.

В создании скульптурного декора участвовали такие известные скульпторы, как — Н. С. и С. С. Пименовы, В. И. Демут-Малиновский, П. П. Соколов, Н. А. Токарев, И. Леппе, Н. А. Устинов, П. В. Свинцов. Отделку внутренних помещений выполнили художники-декораторы — Б. Медичи, Ф.

Рихтер, А. И. Соловьев, В. Г. Ширяев и др.

Итак, в Санкт-Петербурге построили грандиозные здания для 2-х государственных органов управления Российской империи — Сената и Святейшего Правительствующего Синода. Последний крупный и гениальный проект знаменитого архитектора — Карла Росси.

Судьба зданий — советское время и современность

В 1880 году проводился капитальный ремонт. В 1925 — 2006 годах в помещениях Сената и Синода размещался Российский государственный исторический архив. С мая 2008 года в одном крыле здания находятся основные подразделения Конституционного Суда Российской Федерации.

В мае 2008 года был обнародован проект реконструкции бывшего здания Синода для размещения в нём президентской библиотеки имени Бориса Ельцина. Проект предусматривал размещение патриарших покоев и апартаментов главы государства. Они должны иметь отдельные входы в воссоздаваемый зал «общего присутствия» — для встреч светской и духовной власти.

В 2009 году на День рождения Санкт-Петербурга — 27 мая была открыта библиотека. Помимо этого, в здании были размещены кабинет патриарха и представительская зона — кабинет и приёмная президента России.

В тот же день Патриарх всея Руси — Кирилл совершил освящение восстановленного домового храма Святых отцов семи Вселенских Соборов и председательствовал на сессии Священного Синода Русской Православной Церкви — впервые в здании Синода. Стоит напомнить, что Святейший Синод в синодальную эпоху был государственным органом.

Адрес Сената и Синода

  • Санкт-Петербург, Сенатская площадь, 3

Ближайшие станцие метро

  • «Адмиралтейская», «Садовая», «Невский проспект»

Источник: https://peterburg.center/story/zdaniya-senata-i-sinoda-arhitekturnyy-pamyatnik-pozdnego-klassicizma-s-simvolami-i-skulpturami

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики