Vigoda

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге: анализ, описание, фото

Здание Двенадцати коллегий

В Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. Красивое строение имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.

Адрес здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге: Университетская набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове.

Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства.

Его стиль – яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.

Как добраться до исторического памятника?

Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. Остановка общественного транспорта находится практически у самого здания.

Легенда или правда?

Петербуржцы и туристы наверняка обращали внимание на то, что здание Двенадцати коллегий имеет не совсем обычное расположение. Казалось бы, оно должно было быть построено вдоль Невы. Но нет. Оно расположено к реке торцом.

Столь необычное его расположение привело к появлению легенды о хитром Меньшикове. Петр І отдал приказание губернатору Петербурга выстроить вдоль Невы новое здание коллегий. А оставшуюся свободную землю использовать по своему усмотрению.

По легенде, предприимчивый Меньшиков решил здание повернуть фасадом к стрелке острова, а не к реке. А на свободном участке земли возвел для себя дворец. После того как Петр І увидел результат, он протащил Меньшикова за шиворот вдоль всего строения.

Легенда гласит, что царь останавливался около каждой коллегии и бил фаворита своей небезызвестной дубинкой. Но менять что-либо было уже поздно.

Конечно же, вся эта история не более чем вымысел, поскольку она идет вразрез с историческими фактами. Дело в том, что дворец Меньшикова был возведен еще в 1710 году.

А это значит, что в момент постройки дворца здания Двенадцати коллегий еще не было даже в проекте.

В это время Петр решил перенести центр Петербурга на Васильевский остров, который был покрыт лесом, после чего побережье стали постепенно застраивать новыми зданиями.

Исторический экскурс

Решение о возведении здания Двенадцати коллегий было принято не спонтанно, оно было продиктовано государственной необходимостью. В 1711 году был образован Сенат, состоящий из девяти сенаторов. Новый государственный орган должен был управлять государственными делами во время отсутствия государя – Петра І.

В дальнейшем Сенат превратился в высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. В 1718 году для более оперативного управления экономикой на смену пришли коллегии, которые должны были контролировать все отрасли хозяйства. В декабре того же года приказом были назначены вице-президенты и президент коллегий.

Через год были определены штаты организации и общие правила внутреннего устройства. По этой причине понадобилось здание, в котором могли бы разместиться абсолютно все структуры. Поэтому император издал приказ 12 августа 1721 года о возведении здания Двенадцати коллегий (фото приведено в статье).

Правда, строительство было закончено уже после его смерти.

Проект здания

Стоит отметить, что изначально Сенат и новые коллегии размещались в здании на Троицкой площади, которое было возведено по проекту Доменико Трезини. Первое строение представляло собой однотипные двухэтажные корпуса, покрытые черепицей.

Архитектором нового здания также стал Трезини. Здание Двенадцати коллегий было задумано по принципу предыдущего строения. Восточный фасад должен был стать парадным и быть обращен к Коллежской площади. Однако данная площадь в начале двадцатого века вообще перестала существовать, поскольку на ее месте был построен другой институт.

В 1716 году появился первый вариант проекта Доменико Трезини. Здание Двенадцати коллегий имело вначале совершенно иной вид. Но через два года появился совершенно другой вариант, поскольку архитектором были внесены значительные коррективы. Так, например, было решено с западной стороны создать стрелку канала, а вдоль него выстроить протяженное здание.

Именно в нем по задумке архитектора должны быть размещены коллегии.

Стоит отметить, что изначально коллегий было девять – адмиралтейская, камер-коллегия, иностранная, штас-контора, берг-коллегия и прочие. Позднее появилась еще одна, десятая. Петр в 1721 году учредил Синод, который решил разместить подле коллегий, как и сам Сенат.

Для архитектора здания Двенадцати коллегий размещения группы одинаковых корпусов по одной линии не было чем-то новым. Ведь до своего приезда в Петербург Трезини проживал в Копенгагене, в котором еще в 1625 году было построено здание Биржи по точно такому же принципу. Кроме того, архитектор бывал ранее и в Москве, где в одну линию были размещены здания приказов.

По имеющемуся плану строительство было начато в 1722 году. В начале следующего года архитектор доложил Петру о том, что уже начато строительство четырех коллегий, а также заготовлено часть материалов.

Строительство здания

Петр І тщательно контролировал строительство здания Двенадцати коллегий в Петербурге. Свои коррективы в план он внес уже в 1723 году. Более того, через несколько месяцев был издан указ относительно того, каким образом будут выбраны варианты оформления фасадов.

Должны были быть представлены разные варианты мастеров, среди которых государь хотел выбрать самый подходящий, на его взгляд. В дальнейшем коррективы в строительство вносились достаточно часто. Получилось так, что уже при начатом строительстве Петр устроил конкурс на лучший вариант нового здания.

По сути, это был первый в России архитектурный конкурс. В нем принимали участие такие мастера, как Растрелли, Пино, Звиттен, сам Трезинри, Микетти, Гербель, Киаверин. Итоги этого мероприятия были подведены в 1724 году.

В результате первый этаж строился по первоначальному проекту Трезини, а вот внешний вид второго и третьего этажей был изменен после обработки конкурсного варианта Швертфегера.

Сенат с февраля 1724 года возложил руководство над строительством на нового архитектора — Швертфегера. Проведение нового конкурса спустя два года после начала строительных работ стало возможным только потому, что эти работы велись невероятно медленно.

Если в начале 1722 года для здания военной коллегии был сделан фундамент, то для других коллегий только начинали вбивать сваи. Лишь в 1723 году сваи стали забивать по всему участку строительства.

В том же году Петр передал ведение строительства каждого корпуса самим коллегиям, дабы ускорить процесс. Но к сожалению, никаких изменений не произошло. К началу 1725 года были закончены лишь фундаменты и частично отстроены стены первого этажа.

Именно по этой причине и была возможность внести изменения благодаря результатам архитектурного конкурса.

Окончание работ

Строительство нового здания пошло быстрее только после указа Екатерины І от 1726 года. Вскоре были завершены работы по кладке стен. К концу 1727 года были установлены стропила, а через полгода все корпуса были перекрыты. Летом 1732 года в некоторых корпусах, которые к тому времени были закончены, начали свою деятельность берг-, коммерц-, юстиц- и мануфактур- коллегии.

Однако внутренняя отделка продолжалась в течение последующих десяти лет. В помещениях строились печи и камины, а также проводились малярные, слесарные и столярные работы. Стоит отметить, что из первоначальных интерьеров в настоящее время можно увидеть лишь облик Петровского зала. Его украшением в 1736 году занимался Игнацио Росси.

В период строительства было задумано, что главный фасад будет выходить на Коллежскую площадь, как мы уже упоминали. Именно из-за участия здания в ансамбле площади, оно не выходит лицом на Университетскую набережную, а смотрит на нее лишь торцом. По задумке Петра Коллежская площадь должна была стать главной в городе. Но после его смерти центр города был вынесен на Адмиралтейский остров.

В дальнейшем площадь вообще прекратила свое существование.

Дальнейшая судьба здания

Сановники въезжали в новое здание по мере окончания строительных работ того или иного корпуса. Помимо властных институтов, здесь располагались торговые ряды на первых этажах.

На то время здание было самым длинным среди административных построек того времени. Его длина практически равна 393 метрам, высота – примерно 15 метрам, а ширина – более 17 метров. Численность коллегий постоянно меняли.

Изначально их было девять, потом стало – 12, потом 11.

Чиновники занимали здание до 1804 года. У правительства к этому времени возникли некоторые сложности. Дело в том, что император – верховная власть, находился на левом побережье Невы, а исполнители его воли располагались на Васильевском острове.

Ситуация усложнялась в периоды ледохода и наводнений, когда связь между островами попросту прерывалась. Все это привело к тому, что чиновники постепенно начали покидать свою резиденцию. В 1804 году здание частично было отдано Педагогическому институту. В дальнейшем на его базе был учрежден в 1819 Петербургский университет.

До 1859 в здании работало два учебных заведения. Но постепенно институт был упразднен и остался только университет.

Убранство здания

Здание имело три этажа в высоту и состояло из двенадцати корпусов, которые примыкают друг к другу. Через весь первый этаж проходила открытая галерея, а в нишах были установлены статуи.

Снаружи фасад был украшен многочисленными декоративными элементами. На каждой коллегии имелась своя эмблема. Вдоль здания имелись балконы, украшенные кованными ажурными решетками.

В каждом корпусе был предусмотрен отдельный вход.

Западный фасад имел более скромный декор. Вдоль него проходила открытая двухъярусная галерея. Окрас здания был двухцветным. На основном красно-оранжевом фоне эффектно выделялся белый декор. Каким был внутренний дизайн помещений, сказать сложно. Об убранстве всего здания специалисты судят лишь по Петровскому залу, дошедшему до наших дней.

Стиль исторического здания

Специалисты характеризуют стиль здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге как русское барокко. Чаще говорят о том, что здание выполнено в стиле петровского барокко.

Огромный вклад в строительство и внешний вид строения был внесен архитектором Трезини.

По его проектам было возведено здание Двенадцати коллегий, Петропавловский собор, Летний дворец Петра І и еще ряд строений Петербурга.

Несмотря на то что некоторое время контроль за строительством был переложен на другого архитектора, в дальнейшем к управлению вернулся все тот же Трезини. А строительство было закончено уже его сыном, Джузеппе.

Дальнейшие преобразования

После того как здание было передано университету, возникла необходимость в его частичной перестройке. В центре была построена церковь Петра и Павла, зал торжественных сборов, украшенный колоннами из белого мрамора и хорами, лестница и парадный вход.

На втором этаже здания находилась четырехсотметровая галерея, которая была застеклена венецианскими стеклами. Данная галерея известна под названием «Булонский лес». Еще ее называют вторым Невским проспектом. Мебель для помещений была изготовлена по эскизам Щедрина.

Вдоль здания был разбит сад, который от улицы оградили чугунными решетками. В 1838 году университет был торжественно открыт после ремонта.

Известные учены, работавшие в стенах здания

С университетом связаны громкие имена знаменитых ученых России. В разные времена здесь преподавали и учились Сеченов, Бутлеров, Лесгафт, Попов и, конечно же, Менделеев. В здании и по сей день работает мемориальный архив-музей Менделеева, который жил и работал в нем с 1866 по 1890 год. А в 1923 году его именем даже назвали улицу, проходящую мимо здания. Петербургского университета.

Тем, кто хочет получить впечатления от первоначального внутреннего убранства здания Двенадцати коллегий, стоит посетить дошедший до наших дней Сенатский (Петровский зал) университета, сохранивший пышный барочный декор XVIII века и дух ушедшей от нас эпохи первых дней Петербурга. В нем сохранилась пышная отделка и декор, выполненная по проекту Игнатти Росси. Особую атмосферу создают два угловых камина со скульптурной отделкой.

Вместо послесловия

Здание Двенадцати коллегий — один из исторических архитектурных памятников Санкт-Петербурга, который стоит увидеть своими глазами. Внешний вид строения практически не изменился с момента постройки, поэтому внешний облик дает представление о духе прошедших эпох.

Источник: https://autogear.ru/article/351/859/zdanie-dvenadtsati-kollegiy-v-sankt-peterburge-opisanie-stil-foto/

Здание Двенадцати Коллегий и его окружение

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати Коллегий невольно привлекает взгляд тех, кто прогуливается по Университетской набережной, своим ярким терракотовым цветом и необычным расположением относительно Невы.

В отличие от других построек, оно стоит не параллельно набережной, а перпендикулярно, и уходит вглубь Васильевского острова на расстояние почти в полкилометра.

Интересно здание Двенадцати коллегий и своими интерьерами, историей, а также необычным окружением — в университетских двориках вы найдете удивительные скульптуры и памятники.

Предлагаем ознакомиться с интересным маршрутом вокруг Двенадцати Коллегий и заглянуть в университетские дворики.

Историческая справка

Двенадцать Коллегий начали строить в 1722 году. Предполагалось, что здесь разместятся Сенат, Синод и Коллегии — объединения, представляющие собой переходную форму от московских приказов к министерствам.

Строительство продолжалось десять лет — первое заседание коллегий состоялось здесь в 1732 году.

Сначала архитекторами были назначены Доменико Трезини и Теодор Швертфегер, но завершали проект уже Джузеппе Трезини и Михаил Земцов.

Здание принадлежит к стилю «петровское барокко». Оно состоит из двенадцати идентичных трехэтажных секций и считается крупнейшим памятником, построенном в этом стиле.

В 1835 году здание было переоборудовано под нужды Санкт-Петербургского университета, так как именно в его ведение оно было передано.

Сегодня в Двенадцати коллегиях расположена научная библиотека, некоторые факультеты СПбГУ, а также административные службы.

Источник фото — www.tourprom.ru

Что посмотреть

В первую очередь, конечно, Петровский зал. Именно здесь сохранилась оригинальная внутренняя отделка 18 века. Обратите внимание на плафон и живописные вставки в верхней части стен, а также на скульптуры и два угловых камина.

Источник фото — www.wikiwand.com

Обязательно стоит ознакомиться с 400-метровой галереей, которая соединяет все секции здания. Раньше они были разделены глухими стенами — галерея появилась после того, как было принято решение о размещении здесь университета. Вот как описывал ее журнал «Современник»: «Более всего замечательна в университете галерея.

Ее большие венецианские окна, блестящий паркет, чистота и вкус мебели, бесконечная протяженность представляют из нее что-то единственное в своем роде. Еще не было ни в одном публичном заведении Европы такого украшения храма наук».

И действительно, невозможно не проникнуться духом познания и стремлением к свершения открытий, прогуливаясь вдоль бесконечной вереницы окон, через которые льется свет, отчего и кажется, что шаги идущего устремлены в вечность…

Источник фото — spbu.ru

Также в здании Двенадцати коллегий расположился Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. Общая площадь музея составляет 780 кв. м, а непосредственно сама экспозиция занимает 4 зала площадью 410 кв. м. C 1997 г.

музей представляет собой самостоятельную структурную единицу со своим штатом сотрудников. Уникальная коллекция музея может рассказать о всех этапах развития главного университета Петербурга.

Здесь проводят и экскурсии, но строго по предварительной записи и только в будние дни.

Не пройдите мимо памятника, посвященного образу студента СПбГУ, который установлен перед главным входом в здание. Идея создания «Крылатого гения» принадлежит Культурному фонду «Знаменитые универсанты СПбГУ». Летящий Гений держит в руках факел и опирается на классическую колонну, которая символизирует твердыню знаний, являющихся фундаментом и основой любых достижений.

Автор фото — Елена Павлова, источник — fotokto.ru

Знаменитые университетские дворики

Они действительно стоят того, чтобы их посетить! Уверяем вас, что образцы современной скульптуры, которые тут представлены, заслуживают пристального внимания даже самых искушенных любителей искусства.

Конечно же, самый известный из университетских двориков — это двор Филологического факультета. Но всему свое время. Давайте сначала посмотрим на неприметный двор, что ему предшествует.

Здесь расположился удивительный Лабиринт, созданный по классической схеме, известной уже более 40 веков. Камни привезены из различных крупных университетов мира, что символизирует единение и партнерство в научной среде. Авторами композиции выступили Сергей де Рокамболь и Анна Николаева.

Открыли Лабиринт в год 300-летия Петербурга, именно поэтому он состоит из 300 гранитных камней.

 
Источник фото — turbina.ru

Рядом с Лабиринтом расположилось еще несколько интересных объектов — Вавилонская башня техногенной эпохи, нос майора Ковалева, подпоручик Киже, Единорог и даже памятник императору Александру II. Необычное соседство, не правда ли?

 
Авто фото — Елена Плющ, источник — lookmytrips.com

Источник фото — saintpetersburg.zagranitsa.com

Осмотрев все эти скульптурные композиции, мы окажемся в том самом дворике филфака, который знаменит далеко за пределами Петербурга. Что же в нем особенного? На первый взгляд, это просто уютный двор для студентов, где под сенью деревьев можно отдохнуть в перерывах между парами.

Но по всему его периметру установлены уникальные образцы современной скульптуры. Некоторые из них еще и спрятаны от глаз неосведомленного человека так, что без совета знатока их и найти очень сложно. Интересно то, что они не объединены одной темой.

Здесь представлены одновременно и пронзительный памятник Бродскому, и забавная бегемотиха Тоня, которая по легенде помогает девушкам удачно выйти замуж.

Можно сказать, что это арт-пространство, гармонично соединяющее в себе совершенно разные культурные слои, которые апеллируют к тому же к диаметрально противоположным чувствам человека.

Источник фото — www.citywalls.ru

История создания этого пространства началась со скульптуры Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце», которая была установлена 21 октября 2002 года.

Арлекин с увлечением читает старинную книгу, где мы видим текст из книги Антуана де Сент-Экзюпери. Сидит он на пьедестале из толстых философских книг. Справедливо удивление зрителей — но где же Маленький принц? Его придется поискать.

Но вы обязательно найдете этого вечно юного героя, если присмотритесь к деталям.

Источник фото — mir.afisha.ru/cities/sankt-peterburg/backyards

Вот примеры некоторых скульптур, расположенных во дворе филологического университета: памятник А. Блоку (скульптор Е. Ротанов, 2002), памятник Т. Г. Масарику (скульптор Й. Вайце, 2003), памятник А.

Ахматовой (скульптор В. Трояновский, 2004), Антиоху Кантемиру (скульптор И. Здерчук, 2004), скульптурные композиции «Чаша Страдания» (скульптор А.А. Аветисян, 2004) и «Скошенные» (скульптор Г.

Постников, 2004).

Широко известен памятник Иосифу Бродскому, обыгрывающий строки из стихотворения «Ни страны, ни погоста…»:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
Между выцветших линий
на асфальт упаду.

Но все мы знаем, что умер Бродский вдали от родины. Создатель памятника — Константин Симун. Среди его работ — знаменитое «Разорванное кольцо».

Памятник представляет собой чемодан, на котором стоит каменная плита с головой Иосифа Бродского. И это, конечно, не случайно.

Чемодан здесь выступает в качестве символического изображения судьбы поэта, который провел многие годы в вынужденном изгнании. Это первый памятник в Санкт-Петербурге, посвященный Бродскому.

Источник фото — www.citywalls.ru

Другие скульптуры дворика филологического факультета не менее интересны, и стоит отметить, что каждая обладает своей историей и глубоким философским смыслом.

Источник фото — www.citywalls.ru

Однако есть одна трудность, с которой столкнется любой человек, который захочет полюбоваться этим великолепием современного искусства. Попасть сюда самостоятельно практически невозможно.

Так как дворик находится в ведении университета, то и пускают на его территорию исключительно преподавателей и студентов. Остальным пройти внутрь будет достаточно проблематично. Впрочем, отчаиваться не стоит.

Посетить дворик филфака можно в составе экскурсии, где вы не только увидите своими глазами все эти объекты, но и услышите истории и легенды, с ними связанные.

Надеемся, что статья подарила вам что-то новое и была полезной. Петербург — это город, который далеко не сразу открывает свои тайные адреса. Чтобы узнать его полностью, потребуются годы.

Но это ни в коем случае не должно останавливать.

Открывайте для себя знакомый и неизвестный Петербург каждый день, а мы будем стараться давать вам новые поводы для изучений, открытий и, конечно же, прогулок.

Источник: http://blog.excurspb.ru/petersburg/item/348-zdanie-dvenadtsati-kollegij

Здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге: описание, стиль, фото

Здание Двенадцати коллегий

В Санкт-Петербурге имеется немало достопримечательностей и исторических зданий. Одним из них является здание Двенадцати коллегий. Красивое строение имеет давнюю историю и достойно внимания туристов.

Место расположения

Адрес здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге: Университетская набережная, дом семь. Такое великолепное строение просто невозможно не заметить. Оно является одним из наиболее старых на Васильевском острове.

Интересен тот факт, что уже практически два столетия в нем располагается государственный университет Санкт-Петербурга. Конечно, изначально здание предназначалось совершенно для иных целей. История здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге теснейшим образом связано с развитием государства.

Его стиль – яркий пример архитектуры начала восемнадцатого века. В настоящее время здание является памятником федерального значения.

Как добраться до исторического памятника?

Добраться до здания Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге можно автобусах № 24 и № 7 и на троллейбусах № 11, 1 и 10. Остановка общественного транспорта находится практически у самого здания.

Здание Двенадцати коллегий | Гид по Петербургу 2019

Здание Двенадцати коллегий

На Васильевском острове по распоряжению Петра I в первой половине XVIII столетия было возведено здание Двенадцати коллегий. Однако потом огромное строение решили отдать под высшие учебные заведения.

200 лет назад оно было передано Санкт-Петербургскому университету

История

Император Петр I задумал сосредоточить в этой части Васильевского острова все высшие правительственные учреждения. В их число были включены 12 коллегий, которые были образованы по указу Петра вместо устаревших к тому времени приказов.

В 1722 году началось строительство трехэтажного здания, работы продолжались ровно 20 лет

Затянулась постройка правительственного здания по нескольким причинам. Мешали наводнения, место под строительство оказалось болотистым. Но главное, почему были приостановлены работы –столицу временно перенесли в Москву.

Общая длина здания была более 400 метров. Каждая коллегия располагала отдельным входом, кроме того, на первом этаже были торговые ряды.

Однако остаться навсегда административным зданием этому мощному строению не пришлось. Причиной тому стало отсутствие в те времена капитальных мостов через Неву. Из-за наводнений и паводка правительственные здания на Васильевском острове часто оказывались оторванными от центральной части города. По этой причине значительная часть из них была переведена в центр Петербурга.

С начала XIX столетия это здание частично приспособили под учебное заведение – его отдали под Педагогический институт. С 1819 года в нем расположился Императорский университет. Одновременно здесь работали оба учебных учреждения.

В конце 50-х годов XIX века Педагогический институт упразднили. С этого времени бывшее административное здание было полностью отдано Санкт-Петербургскому Университету.

В стенах университета занимались научной и преподавательской работой выдающиеся русские ученые:

  • создатель периодического закона химических элементов Дмитрий Менделеев
  • физиолог и нобелевский лауреат Иван Павлов
  • физик и изобретатель Александр Попов
  • естествоиспытатель и физиолог Иван Сеченов

Современное состояние

Историческое здание Двенадцати коллегий является главным корпусом Санкт-Петербургского государственного университета. Сегодня здесь:

  • обучаются студенты биологического факультета
  • находится общеуниверситетская кафедра физической культуры и спорта
  • администрация вуза
  • расположена большая научная библиотека

Единственный полностью сохранивший с XIX столетия до наших дней интерьер в здании 12 коллегий – это Петровский зал, украшенный белоснежной лепниной, скульптурами, плафоном, каминами со скульптурными украшениями, живописной росписью стен

Архитекторы

Автором первого проекта здания еще в петровскую эпоху является знаменитый итальянский инженер и архитектор Доменико Трезини. Интересно, что за четыре года до начала строительства впервые в России провели архитектурный конкурс, он должен был определить, чей проект будет взят за основу строительства здания для петровских министерств.

Доменико Трезини одержал победу над конкурентами. Он предложил выстроить здание в стиле русского барокко, вытянув его в одну линию. При этом оно должно смотреться как 12 отдельных секций, в каждой должна располагаться одна из коллегий:

  • Аудиенц-коллегия
  • Сенат
  • Коллегия иностранных дел
  • Военно-сухопутная коллегия
  • Военно-морская коллегия
  • Юстиц-коллегия
  • Камер-коллегия
  • Штатс-коллегия
  • Комерц-коллегия
  • Мануфактур-коллегия
  • Главный магистрат
  • Синод

Перед административным зданием предполагалось разбить Коллежскую площадь со стороны Стрелки Васильевского острова, но этот замысел не осуществился

Первый этаж помпезного строения был возведен по проекту Доменико Тезини. Автором проекта верхних этажей стал немецкий архитектор Леонард Теодор Швертфегер.

Руководил строительством Доменико Трезини.

Когда он скончался в 1734 году, эти обязанности были возложены на его ученика, приверженца барочного стиля, русского архитектора Михаила Земцова, а также на племянника и зятя архитектора в одном лице — Джузеппе Трезини, который по собственному проекту пристроил к западному фасаду здания галерею.

Второй и третий этаж объединяет вертикальный плоский и узкий выступ стены – лопатка. Западный фасад украсила двухъярусная аркада.

Перестройка здания

В конце 1830-х годов здание частично перестраивалось под руководством русского архитектора, профессора Санкт-Петербургской Академии художеств Аполлона Щедрина. Перед ним стояла задача приспособить административное строение для нужд университета и студентов.

Ведь первоначально здание Двенадцати коллегий чем-то напоминало Гостиный двор с отдельными входами в каждый корпус коллегии и открытой аркадой на втором этаже. Потребовались значительные переделки.

Снаружи были заложены кирпичом аркады с восточной и частично с западной стороны. Это позволило создать дополнительные помещения.

В ходе перестройки:

  • возвели парадную лестницу
  • застеклили аркаду на главном фасаде, превратив ее в грандиозный коридор
  • было осуществлено переустройство зала для торжеств с белыми колоннами
  • с набережной был сделан вход в торце строения
  • появилась лестница

Именно за проект перестройки здания для университета в 1837 году Аполлон Щедрин удостоен звания академика

Особенности

Главным необычным элементом этого величавого строения стал грандиозный 400-метровый коридор, который протянулся на 2 этаже вдоль всех 12 секций здания, объединяя их.

Это самый длинный коридор в Санкт-Петербурге

Где находится

Адрес

Университетская набережная, 7/9

Метро

Василеостровская

Как добраться

  • Автобус: 6А, 7, 24
  • Троллейбус: 7

Интересные факты

Широко известна легенда о том, что якобы надзор за строительством здания Двенадцати коллегий Петр I поручил своему сподвижнику и другу – губернатору Санкт-Петербурга светлейшему князю Александру Меншикову.

А тот, в отсутствие императора, распорядился развернуть строение торцовой частью к реке, чтобы сэкономить место для строительства собственного дворца фасадом на набережную.

Когда Петр увидел эту хитрость, то будто стал бить князя палкой.

Однако это не более чем анекдот и выдумка, поскольку строительство Меншиковского дворца на набережной было завершено двумя годами раньше, чем были забиты первые сваи под строительство здания Двенадцати коллегий.

.

Источник: https://peterburg.guide/zdanija/dvenadcati-kollegij/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики