Vigoda

Выставка Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло

Выбор куратора. Главные экспонаты выставки «Собрание Морозова» в Государственном музее керамики

Выставка Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло

Впервые за 100 лет после национализации коллекций русского искусства видного московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857–1934) Государственный музей керамики подготовил экспозицию, целиком посвященную его собранию. Как ее смотреть — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Про основателя коллекции

Имя Алексея Викуловича Морозова все еще остается в тени его знаменитых родственников, но его значение для Музея керамики огромно, ведь музей был образован из его коллекции.

Династия крупных текстильных промышленников Морозовых прославилась своим меценатством. Выполняя последнюю волю отца, в начале XX века Алексей Морозов построил в Москве бесплатную детскую инфекционную больницу, которую и сейчас называют Морозовской.

В те же годы он отошел от предпринимательства и в полной мере занялся коллекционированием, которое было смыслом его жизни. Им двигала идея завещать собрание городу и сделать музей своего имени, но Первая мировая война и последовавшие за ней революционные события поставили крест на этих благих намерениях.

Коллекции Алексея Морозова до революции располагались в его особняке во Введенском переулке (сейчас — Подсосенский). В 1918 году особняк заняли анархисты. Они заставили Морозова открыть хранилища, искали сейф с несметными сокровищами и угрожали хозяину расстрелом. Захватчики оставались в доме больше месяца. За это время коллекция сильно пострадала.

Главных направлений собирательства Алексея Викуловича было три: русский гравированный портрет, иконы и русский фарфор.

В конце 1918 года вся его коллекция была национализирована, а в 1919-м на ее основе был открыт Музей русской художественной старины.

Он был переименован в Музей фарфора после того, как собрания икон, гравюр и серебра были переданы в Государственный исторический музей, Музей изящных искусств (сейчас ГМИИ имени А.С. Пушкина) и Третьяковскую галерею.

Фарфоровая коллекция не имела себе равных в стране. Морозов писал в дневниках, что «не гнался за исключительно раритетами, а поставил себе задачу дать полную картину развития этой важной отрасли русской художественной промышленности».

Имея возможность эмигрировать после революции, Алексей Викулович остался в стране. И стал советским служащим — хранителем музея. Он заведовал отделом русского фарфора, занимался научной деятельностью. При его жизни музей был переименован еще раз, в Государственный музей керамики, а также дважды менял свою прописку, пока в 1932-м не осел в усадьбе Кусково.

Чем ценна фарфоровая коллекция Морозова

Во-первых, его интересом к пластике. Большая часть коллекции — не посудные формы, а скульптура. Морозову удалось собрать все самые значительные и интересные фарфоровые скульптуры и статуэтки, которые выпускали российские заводы.

Вторая особенность — интерес к вещам, которые имеют большую историческую ценность. Например, портретам императорской семьи, известных полководцев — Кутузова, Витгенштейна. Нельзя не упомянуть кружки завода Батенина с портретами императорской четы Николая I и Александры Федоровны, выполненные в редчайшей для русского фарфора технике литофании с эффектом изображения, видимого на просвет.

Третья особенность — интерес к заводам гжели. Такой гжельской коллекции, как у Морозова, точно не было ни у кого. Это притом, что гжельских заводов было очень много, их сложно определить даже по названиям.

Чем важна выставка

Всего в коллекции фарфора Морозова было около 2600 предметов. Примерно 500 из них было передано другим музеям в конце 1920-х и в 1930-е годы.

На выставке представлено почти две тысячи экспонатов начиная с середины XVIII века и до начала XX.

Не будет преувеличением сказать, что основные разделы фарфорового собрания Морозова — русский фарфор, керамика и стекло — впервые показывают в максимальном объеме.

Архив Морозова был практически уничтожен анархистами, ворвавшимися к нему в дом в 1918 году. Сохранились лишь какие-то отдельные материалы. На выставке можно увидеть книгу с научным описанием части коллекции, которое сделал сам коллекционер.

Выставку открывает небольшой мемориальный зал с документами и фотографиями Алексея Викуловича.

Здесь подобраны вещи из его коллекции по еще одному сохранившемуся архивному источнику — небольшой тетради с названием «Замечательные вещи из собрания А.В. Морозова».

На всех этикетках выдержки из этой тетради — рассказы об обстоятельствах приобретения предметов, комментарии Морозова относительно их атрибуции.

Главные экспонаты: фарфор и стекло

В любой витрине можно найти что-то особенное. Вот «Монах со снопом». Присмотритесь — и увидите, что внутри снопа спрятана девушка. Такие шуточные статуэтки выпускали на заводах Гарднера и Храпунова-Нового. В 1820-е годы из-за них разгорелся скандал: один из саратовских архимандритов возмутился, увидев фигурку на ярмарке.

Дескать, негоже изображать монашеский чин вместе с девушкой, которую он куда-то несет с непонятными целями. Местные власти к духовному лицу не прислушались, тогда он пожаловался в Сенат. Дело дошло до Александра I, который повелел прекратить выпуск фигурок и уничтожить все, что уже сделаны.

Так на «Монаха со снопом» обратили пристальное внимание коллекционеры.

Вот какую запись оставил об этом экземпляре Морозов: «Редкая фигура монаха, несущего на спине спрятанную в снопе девушку. Мне кажется, она была сработана Гарднером ранее наделавшей столько шуму фигуры Николая Храпунова и дала ему тему для его почти лубочной фигуры». Он датировал это приобретение 1790–1800 годами.

Невозможно пройти мимо фигур из знаменитой серии «Народы России». Ее история началась при Екатерине II, в последней трети XVIII века, с известного скульптора Жан-Доминика Рашетта. Он готовил модели по иллюстрированному описанию народов Российской империи и их традиционной одежды, составленному немецким этнографом Иоганном Георги.

Позднее Рашетт дополнил серию фигурами торговцев и ремесленников. Второе рождение серия «Народы России» пережила при Николае II, когда за модели взялся скульптор Павел Каменский. Известно более 70 фигур, ставших последней масштабной серией скульптурных работ Императорского фарфорового завода (ИФЗ).

Ценно, что у Морозова многие фигуры «Народов России» составлены по парам — мужская и женская.

Еще одна очень известная фарфоровая серия — «Волшебный фонарь» 1829–1830 годов — появилась благодаря одноименному сборнику гравюр художника первой половины XIX века Капитона Зеленцова.

В него вошли изображения «расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верной кистью в настоящем их наряде».

Морозову удалось собрать несколько вариантов скульптуры в разных росписях.

Два шедевра русского фарфора 1900-х годов — статуэтки «Дама с маской» и «Влюбленные». Они были созданы известным художником Серебряного века Константином Сомовым.

Сотрудничество с мастером такого уровня стало для ИФЗ началом весьма успешного эксперимента по привлечению живописцев, ранее не имевших дела с фарфором. Сомов сделал для завода только три скульптуры. Настоящим раритетом стала третья, «На камне», 1906 года, потому что ее не пустили в производство.

Морозов сумел разыскать одну из пяти авторских моделей, раскрашенных лично художником. Она обошлась коллекционеру в 500 рублей, примерно полмиллиона по современным меркам.

Практически целую витрину занимают скульптуры, сделанные по моделям Августа Шписа, пожалуй самого плодовитого скульптора ИФЗ. Он проработал на петербургском заводе около 50 лет, из них 36 — модельмейстером. Немец по месту рождения, Шпис переносил на русскую почву сюжеты европейского фарфора, в первую очередь мануфактур Мейссена и Севра.

Около 20 лет проработал на ИФЗ выдающийся мастер рубежа XVIII и XIX веков скульптор Степан Пименов. Благодаря ему в знаменитом Гурьевском сервизе появилась фигурная скульптура, изображающая русских крестьян.

Широкое распространение получил созданный Пименовым образ «Девушки с коромыслом», или «Водоноски», появившийся в 1812 году.

На выставке эта скульптура представлена в нескольких вариантах, поскольку ее неоднократно повторяли разные фарфоровые мануфактуры.

Еще один хрестоматийный образ — чернильный прибор, выпускавшийся на заводе Попова. В среде коллекционеров он получил название «Иван Грозный и Борис Годунов, играющие в шахматы». Этот сюжет одно время был довольно популярен в русской культуре благодаря легенде, согласно которой Иван Грозный скончался во время этой партии.

В последнем зале собраны редкие образцы керамики и художественного стекла. Крайне любопытный экземпляр с секретом — фаянсовая чернильница завода Ауэрбахов в виде гробницы Наполеона. Внутри находится рельефное изображение лежащего на смертном одре великого корсиканца, которое можно увидеть, если снять крышку и вытащить емкость для чернил.

Настоящий раритет — четыре швейцарских витража XVI–XVII веков с изображением библейских сюжетов и гербов. Они могли быть сделаны для городской ратуши или залов судов. Заказчиком одного из них, судя по подписи, был городской казначей.

Самые ранние изделия отечественных стеклодувов — датируемые началом XVIII века кубок с крышкой и стопа Измайловского завода, на которых изображены двуглавый орел и Георгий Победоносец. На кубке выгравирована надпись «Виватъ Царъ Пётръ Алекссевич», а на стопе — «Petr Alex Magn Czar Mosc» (усеченное «Петр Алексеевич, великий царь Московский»).

Наконец, безоговорочный шедевр стеклянного раздела — знаменитый стакан Александра Вершинина с двойными стенками. Как крепостной мастер умудрялся разместить между ними миниатюрный пейзаж, составленный из камешков, соломы, цветной бумаги и тому подобной мелочи, остается загадкой до сих пор.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/54849073/

Выставка

Выставка Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло

Новости Каталог Справочник О салоне СОВ-АРТ Новости Выставка “Собрание А.В. Морозова” в Кусково

“Фарфор, керамика, стекло” с 25 января по 14 октября 2019 г.

Выставка будет открыта до 14 октября

  Каталог выставки

“Фарфор, керамика, стекло” с 25 января по 14 октября 2019 г.

Место проведения: Большой выставочный зал Дворца царя Алексея МихайловичаВремя проведения: 18.10.2018 –10.02.2019 В Большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича откроется выставка, посвященная  одному из самых любимых  в нашей стране видов декоративно-прикладного искусства – фарфору

Одна из самых известных работ художника Бэнкси “Девочка с воздушным шаром” самоуничтожилась сразу после того, как ее продали на аукционе Sotheby’s в Лондоне, пишет Daily Mirror.

Русский музей 25 апреля – 30 июля 2018 представляет масштабную выставку фарфора, посвященную спорту

_______________________________________________________________________________

Выручка Christie’s от русских торгов составила $17,6 млн

коллекция Барбары Бергер (part 2)

коллекция Барбары Бергер (part 1)

В 2017 году исполняется век революции 1917 года. С этой же даты исчисляются и культурные изменения в жизни российского общества. Годы шли своим чередом, и вот наступили 60-е, к ним принято романтично относиться: оттепель же, весна!

Выставка «Служение красоте. Древнерусское и народное искусство из собрания Воробьевых»

Русский художник-иллюстратор из Нижнего Новгорода Валерий Барыкин создает свои произведения в весьма своеобразной забавно-ностальгической манере. Его сатирические плакаты похожи на агитационные материалы СССР времен 50-60-х годов, с другой стороны в них явно проступают черты американских пин-ап постеров середины прошлого века.

Золото – самый надежный актив!

Десятки антикварных автомобилей выставлены на аукцион.

Самым быстрым и самым дорогим автомобилем в мире для дорог общего пользования считается Bugatti Veyron, стоимость «дешевых» модификаций которого начинается у отметки в 1.65 млн евро.

Но это далеко не самый дорогой в мире автомобиль…

Сегодня мы познакомимся с машиной, замурованной в стену дома, Bugatti барона Ротшильда и другими рекордсменами автомобильных аукционов стоимостью в несколько десятков миллионов долларов .

Аукционы арт-рынок современное и послевоенное искусство 2015 «Форбс» приводит ТОП-10 супер-лотов, ушедших с молотка во время февральских, 2015 года, торгов современным и послевоенным искусством. В общей сложности «Кристис» и «Сотбис» наторговали в эту сессию более чем на 374 млн. долларов…

С 18 ПО 21 ДЕКАБРЯ РЕЖИМ РАБОТЫ

С 31 октября в большом выставочном зале дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском открылась уникальная выставка «Время и герои. Советский авторский фарфор 1930-х – 1960-х годов».

В организации выставки приняли участие: Московский государственный объединенный музей заповедник, «Государственный музей керамики», музей «Усадьба Кусково XVIII века», ООО “Сов-Арт” а также частные коллекционеры.

Традиционно поддерживать высокий уровень экспозиции Антикварных Салонов помогает практика просмотра Экспертным советом выставляемых вещей. На нынешнем Салоне в топ-лист эксперты включили: 44 произведения живописи и графики, 32 предмета декоративно-прикладного искусства, 12 предметов, представляющих искусство Востока, 3 – антикварная мебель, 10 икон.

24 января Государственный Дарвиновский музей представляет выставку “Славлю жизнь в фарфоре”— 18 марта , Вернисаж выставки состоится 24 января в 16:00

Открытие новой галереи шедевров советского фарфора — знаковое событие в культурной жизни страны и будет интересно не только специалистам, но и всем интересующимся историей искусства фарфора. Галерея представляет уникальную коллекцию фарфора и насчитывает более 300 предметов из фондов музея, которые впервые будут представлены посетителям.

В нашей интернет-галерее регулярно обновляется: советский фарфор и агитационный фарфор, предметы Императорского фарфорового завода, статуэтки Гарднера, Попова, Кузнецова и других частных заводов, фигуы Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ), Дулевского фарфорового завода (дулево фарфор), Дмитровского фарфорового завода (Вербилки) и т.д. Вместе с этим на страницах нашего сайта можно увидеть советскую живопись, бронзовую и чугунную скульптуру советского и более раннего периода. Антиквариат советского периода – явление уникальное. Если вы не нашли то, что Вам нужно сегодня, это может появиться уже через несколько дней, следите за обновлениями на сайте.  

Источник: https://sov-art.net.ru/news/vystavka-sobranie-a-v-morozova-v-kuskovo

Выбор куратора. Главные экспонаты выставки «Собрание Морозова» в Государственном музее керамики | Человек24

Выставка Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло

Выбор куратора. Главные экспонаты выставки «Собрание Морозова» в Государственном музее керамики

Впервые за 100 лет после национализации коллекций русского искусства видного московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857–1934) Государственный музей керамики подготовил экспозицию, целиком посвященную его собранию. Как ее смотреть — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Музей керамики в Москве ➔ Фотографии, отзывы посетителей ✮ Россия 2019

Выставка Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло

  • Государственный музей керамики – единственный специализированный музей в России, собравший одну из лучших коллекций в мире.
  • Музей находится в Кусково– одной из красивейших московских усадеб XVIII века, расположенной на окраине Москвы.

  • В Музее керамики можно полюбоваться знаменитым Египетским сервизом (1804-1808), использовавшимся для особых приемов во дворце Тюильри в Париже.
  • В Музее находятся работы М. Добужинского, К. Малевича, В. Кандинского, Б. Кустодиева и керамика М. Врубеля.

  • Основная информация в музее доступна на английском языке.

Государственный музей керамики – единственный специализированный музей в России, собравший одну из лучших коллекций в мире. Посетителям открывается панорама искусства керамики во всем его многообразии.

В экспозиции представлены произведения из Древней Греции и Рима, Древнего Востока, Западной Европы и, конечно же, России.

Особая гордость музея — уникальные коллекции русского фарфора российских мануфактур: Гарднера, Попова, Сафронова, заводов Гжели.

Собрание музея размещено в Кусково – одной из красивейших московских усадеб XVIII века. Оно занимает помещение Большой каменной оранжереи – самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля.

Здесь представлены и характерные изделия ведущих предприятий, и работы знаменитых мастеров, и уникальные экспонаты. По предметам музея легко можно проследить эволюцию эстетических идеалов каждой эпохи.

Сегодня в фонде музея 40 000 экспонатов.

Жемчужины коллекции

В Музее керамики можно полюбоваться знаменитым ампирным Египетским сервизом (1804-1808) – это уникальный памятник наполеоновской эпохи, произведение Севрской мануфактуры. Он посвящен походу французской армии в Египет в 1798 г.

и создавался по зарисовкам и гравюрам участника событий, основателя и первого директора Лувра, ученого, писателя и художника барона Доминика Денона (1747-1825). Египетский сервиз предназначался для особых приемов во дворце Тюильри (Париж).

После исторических встреч Наполеона и Александра I в Тильзите и Эрфурте сервиз был подарен российскому императору в честь заключения союза между Францией и Россией. Больше века его хранили в царских кладовых.

Особая гордость Музея — редчайшие и известные на весь мир изделия раннего периода Мейсенской мануфактуры в стиле шинуазри, который использовал мотивы и приемы средневекового искусства Китая в европейском искусстве. Здесь же представлена и самая большая в мире часть уникального столового сервиза с изображением экзотических пейзажей и фантастических животных немецкого художника Адама Левенфинка (1714-1754).

Самый ранний из датированных предметов русского фарфора – ставок (конфетница) изобретателя отечественного фарфора Д. Виноградова. Он сделан в 1748 г.

на ведущем предприятии России – Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге.

Там же были изготовлены и теперь хранятся в музее часть собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны и великолепные изделия, принадлежавшие графу Григорию Орлову (1734-1783), а также более поздние фигурки из серии «Народы России».

«Золотой» фонд составляют произведения художников круга «Мир искусства» (1898-1924 гг.), русского авангарда, супрематизма. В Музее можно полюбоваться работами М. Добужинского, К. Малевича, В. Кандинского, Б. Кустодиева и керамикой выдающегося художника М. Врубеля.

Особенно значима коллекция Художественной керамической лаборатории, существовавшей при музее в конце 1920-х ‒ начале 1930-х гг., где проводились эксперименты в области создания новых форм и технологий.

История создания

Музей был создан на основе национализированного в 1918 г. собрания русского фарфора А. Морозова (более 2600 произведений). В 1920-1930-х гг.

коллекции активно пополнялись – произведения принимались в дар от авторов и коллекционеров, покупались на художественных выставках или крупнейших фарфоровых, керамических и стекольных заводах (Ленинградский, Дмитровский, Дулевский, Дятьково).
Фактический основатель музея Александр Морозов (1857-1934) был выдающимся коллекционером.

Выходец из известнейшего купеческого старообрядческого рода, он сразу же после получения наследства приступил к формированию личной коллекции. Его увлекали фарфор, русские гравированные портреты, иконы, изделия русских мастеров.  Весь дом Морозова на Покровке (Подсосенский переулок, 21) заполняли собранные им произведения искусства.

Морозов был не только собирателем, но и исследователем: почти все произведения в его коллекции были атрибутированы им самим. С самого начала своей деятельности он мечтал создать общественно значимое собрание и подарить его Москве.

© 2016-2019 moscovery.com

Мария Акимова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 3, средняя оценка: 3,67 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%BA%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%B2-%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики