Vigoda

Выставка произведений Ильи Репина в Третьяковской галерее

Такой простор: о выставке Ильи Репина в Третьяковской галерее

Выставка произведений Ильи Репина в Третьяковской галерее

Вольно или невольно Илья Ефимович Репин занял в истории русской живописи самое значимое, самое монументальное место. Кажется, что Репин хорошо известен и давно знаком.

Именно его работы ассоциируются со школьными сочинениями,именно его взгляд на исторические события и отдельных личностей незаметно стал всеобщим — и волжские бурлаки, и Иван Грозный имеют в общественном сознании те лица,которые им подарил Репин.

16 марта в Третьяковской галерее на Крымской валу открылась выставка, призванная по-новому рассказать, что же еще скрывается за привычным образом этого всеобъемлющего художника.Выставку Ильи Репина по праву можно назвать новомодным термином «выставка-блокбастер».

Внушительное число участников и партнеров, количество экспонируемых работ,охваченный период творчества и разнообразие тем впечатляют и внушают уважение к той гигантской работе, которую провели кураторы и сотрудники музея. Ажиотаж в прессе и среди любителей искусства, начинающих скупать билеты задолго до официального открытия, позволяют надеяться, что Репин продолжит череду блестящих выставочных проектов, привлекающих зрителей не меньше, чем блокбастеры Marvel. 

Манифестация. 17 октября 1905 года

Илья Ефимович Репин

1907, 184×322 см

Цифры и факты

  • Почти 300 произведений собрано на выставке: около 170 живописных и 130 графических работ
  • В проекте поучаствовали 21 музей России, 7 зарубежных музеев (Финляндия, Чехия, Белоруссия) и 7 частных собраний
  • Последний раз выставка Репина подобного масштаба проходила в 1994 году
  • Выставка продлится небывалых 5 месяцев, а затем отправится на гастроли в парижский Пти-Пале и хельсинкский Атенеум
  • Во избежание многочасовых очередей билеты на выставку продаются только дистанционно, и на момент написания этой статьи они раскуплены на 3 недели вперед
  • Ретроспектива охватывает 50 лет творчества художника – с 1870-х по конец 1920-х годов
  • Выставка делится на 14 разделов: «Академия художеств. 1864–1872», «Пенсионер Академии в Европе. 1873–1876», «Крестный ход. 1877–1924», «Смех и танец. Энергия жизни», «Народническая серия. Вторая половина 1870-х — 1892», «Евангельские и житийные сюжеты. 1880–1890-е», «Портрет. 1870–1880-е», «Предчувствие революции. 1900–1910-е», «Лев Толстой. 1887–1909», «Портрет второй половины 1880-х — 1890-е», «Судьба творческой личности», «Пенаты. 1903–1918», «В эмиграции. 1920-е», а также исследовательский раздел, представляющий работу реставраторов, в частности, над поврежденным «Иваном Грозным, убивающим своего сына»
  • Некоторые вещи представлены впервые: например, «Крестный ход в дубовом лесу» из чешской галереи в Градец-Кралове
  • Организаторам удалось привезти монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного Совета» из Русского музея, которое в силу своих размеров (4 на 9 метров) лишь однажды покидало стены музея
  • После недавних инцидентов с картинами Репина и Куинджи на выставке выстроена серьезная система безопасности: увеличено количество охраны, работы из фондов самой Третьяковской галереи защищены специальным стеклом, а банк ВТБ снабдил все работы индивидуальной сигнализацией

Источник фото: Евгений Разумный,Ведомости Кураторы ретроспективы Татьяна Юденкова и Нина Маркова построили экспозицию одновременно по хронологическому и тематическому принципу. Всеобъемлющее многообразие работ Репина,обилие тем, сюжетов, увлечений и интересов художника за практически полвека творческой жизни очень легко могли бы перерасти в пеструю многоголосицу, заглушающую, собственно, сам голос художника, путь его развития — магистральную идею выставки. Однако выставка логично «читается» — по порядку, глава за главой, открывая как важные вехи жизни художника, так и ключевые темы его живописи.
Источник фото: Евгений Разумный,Ведомости

Выставочная архитектура,созданная Евгением Ассом и Ольгой Аистовой,обрамляет и формирует экспозицию. Где-то монументальная и торжественная, где-то деликатная, почти незаметная,архитектурная концепция создает то самое ощущение книги,открывающейся глава за главой в анфиладе залов. Нейтральные сероватые стены акцентируют внимание на бушующей репинской яркости и подчеркивают то взрывную энергетику,то — тонкий психологизм и внимание мастера к своей модели.Одновременно с этим архитекторы позволили себе и пару драматических (а для кого-то наверняка и ироничных) акцентов. Выставка открывается пустым прямоугольником на стене, символизирующим «Ивана Грозного, убивающего своего сына»: работа была повреждена вандалом и сейчас находится на реставрации.

Конечно, непростое состояние сохранности предмета и так не позволило бы транспортировку из главного здания музея на Крымский Вал, но акцентированное отсутствие работы не только на выставке, но и в целом, в экспозиции музея, открывает новые смыслы, часть из которых сформулировал сам Евгений Асс: «Она, мне кажется, у каждого русского человека запрятана в сознании. Её даже показывать не надо. Третьяковской галерее не хотелось напоминать об этой действительно драматической истории с нападением. Но мне, кажется, удалось убедить, что это не будет связываться в сознании людей с травмой, а будет говорить о вмонтированности Репина в наше художественное сознание». И действительно — иногда пустота звучит громче, чем привычный трагический образ,а знакомая со школьных учебников работа становится заметнее, даже физически отсутствуя на выставке.

Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года

Илья Ефимович Репин

1885, 199,5×254 см

Подготовка«Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года» к транспортировке

Источник фото: Петр Ковалев,ТАСС

Другой важной находкой Асса стало оформление «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года». Огромное полотно, практически 4 на 9 метров, словно специально помещено в небольшой зал, совсем не соответствующий его размерам.

За этой кажущейся несогласованностью скрывается удивительный эффект — зритель не наблюдает за заседанием издали,а находится столь близко, что становится полноправным участником, погружается в происходящую сцену.

Архитектурной рифмой стала и стена напротив полотна, покрашенная в тот же темно-красный цвет и оформленная белыми колоннами.

Источник фото: Евгений Разумный, Ведомости

Вдобавок зритель может подняться на этаж выше и увидеть все полотно глазами Репина, с высоты: «Вся картина написана немного сверху. Такое впечатление, что художник немного взлетел над горизонтом: видны затылки и перспектива этого зала» — поясняет Евгений Асс.

Автопортрет за работой

Илья Ефимович Репин

1915, 125×94 см

«Что делать,может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие»

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре

Илья Ефимович Репин

1879, 204,5×147,7 см

Возвращение в детство

Посетителей на выставке предсказуемо много. Однако система продажи билетов, позволяющая зайти только в определенное время строго определенному количеству людей, делает посещение вполне комфортным — безумного столпотворения нет.

Молодая посетительница радостно отмечает, что фотографировать не разрешают, смотрители строго за этим следят — на Куинджи из-за «бесконечных фотосессий» самих работ зачастую не было видно.

Кто-то, правда, иронично замечает, что «выносить у них картины можно, а фотографировать нельзя…»

Запорожцы (Запорожцы пишут письмо турецкому султану)

Илья Ефимович Репин

1891, 203×358 см

У многих выставка вызывает противоречивые чувства — сказывается то самое школьное наследие. Родители, которые привели детей знакомиться с великим мастером, тяжко вздыхают, видя, что«Бурлаки на Волге» по-прежнему не вызывают интереса даже в живую.

«Каникулы строгого режима» — шутят родители в соцсетях под фото невеселых детей на выставке. К счастью, тем, для кого сочинения по литературе уже в прошлом, встречи с давно знакомыми работами даже нравятся.

Выставка Репина для них — словно встреча с полузабытым другом детства, а некоторые говорят, что «когда заходишь в зал, ощущение, что пришел к себе домой».

Садко

Илья Ефимович Репин

1876, 322×230 см

Особый интерес предсказуемо вызывает мастерство Репина-портретиста.

Татьяна Юденкова, один из куратором выставки, отчасти объясняет этот феномен тем,что Репин«обращает внимание на лицо,и в каждом лице он дает отдельную характеристику.

Начиная с „Бурлаков“, через „Крестный ход“, через „Госсовет“, через „Манифестацию“. И это его отличает от поколения художников более позднего времени, где толпа оказывается обезличенной».

Воскрешение дочери Иаира

Илья Ефимович Репин

1871, 229×382 см

На что стоит посмотреть

«Бурлаки», по меткому замечанию Корнея Чуковского, все так же «сверкают нарядными, необыкновенно „звонкими“ красками». Рядом с «Бурлаками» можно найти их более ранний вариант, эскизы и наброски, дающие представление о том пути, который прошел Репин-живописец, создавая одно из своих ключевых, программных произведений.

Бурлаки на Волге

Илья Ефимович Репин

1873, 131×281 см

Крестный ход в Курской губернии

Илья Ефимович Репин

1883, 175×280 см

«Крестный ход в Курской губернии» соседствует с работой «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона». Последнюю художник писал более 45-ти лет, заканчивая уже в эмиграции, а потому очень тонко передал свои ощущения от произошедшей в России революции.

Взрывная и мощная как по своему колористическому решению, так и по композиции, эта работа пережила немало переделок.

«Крестный ход в Курской губернии» купил Третьяков, а над «Явленной иконой» Репин продолжал работать, и, хотя успел показать на 2 выставках, дважды переписал практически полностью — в 1914 и в 1924 годах, стерев весь красочный слой пемзой и написав заново перед продажей чешскому коллекционеру Томашу Магличу.

Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона

Илья Ефимович Репин

1924

Портреты Репина могли бы составить отдельную выставку — галерея исторических личностей, семьи и друзей, заказчиков и просто случайных моделей дает удивительно полное, хоть и пестрое представление о жизни России конца XIX — начала ХХ века.

Портрет пианистки С. И. Ментер

Илья Ефимович Репин

1887, 107×115 см

Портрет Мусоргского — взъерошенного и красноносого — трогает своей теплотой и дружеской грустью. Модест Мусоргский умрет вскоре после того, как Репин закончит работу. Тонкий и психологичный, этот портрет, написанный всего за 4 сеанса, рассказывает о тяжести болезни, об угасании — и в то же время о несгибаемом характере, о блестящем таланте и о самой личности, сложной и противоречивой.

Портрет композитора М.П. Мусоргского

Илья Ефимович Репин

1881, 71,8×58,5 см

Портрет Льва Толстого становится одой величию и духовной монументальности писателя. Подчеркнутая простота черной одежды, светлый аскетичный фон, отрешенное выражение лица — кажется, портрет писателя может рассказать о нем едва ли не больше, чем прижизненные фотографии.

Портрет писателя Л.Н. Толстого

Илья Ефимович Репин

1887, 124×88 см

Наталья Нордман-Северова — вторая супруга художника. И хоть они и не были венчаны, влияние этой удивительной женщины на жизнь Репина сложно переоценить.

Сумасбродная оригиналка, она обладала множеством талантов — писала книги, фотографировала, популяризировала вегетарианство как средство борьбы с голодом, боролась за сокращение рабочего дня прислуги в их с Репиным Пенатах… Не канонически красивая, но обладающая удивительной харизмой, эта женщина предстает на их совместном портрете такой, какой ее любил Илья Репин — зрелой женщиной с веселым взглядом, удивительной подругой великого мастера.

Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман

Илья Ефимович Репин

1903, 78.5×130 см

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» по праву является одним из главных хитов выставки. «Повешен „Совет“ великолепно. Освещен еще лучше. Глядеть издали — стереоскопичность полная. Все отношения фигур так угаданы,что не верится,что это на плоскости. Все кругом только ахают: восхищаются дивной характеристикой поз, лиц, выражений, могучей гармонией красок, титанической цельностью „общего“. Если долго смотреть, фигуры как будто движутся» — писал Корней Чуковский о «Совете» в 1925 году по случаю выставки Репина в Русском музее.

Удивительная работа,  которой говорят, будто это самое крупное произведение русское живописи, была довольно революционной для своего времени — на заседания госсовета Репин приносил с собой фотоаппарат, чтобы успеть все запечатлеть.

Из-за болезни рук художнику приходилось работать над картиной со своими помощниками, Иваном Куликовым и Борисом Кустодиевым — и несмотря на это, на каждый из 60 портретов-набросков все равно приходилось не более 4 сеансов.

Удивительное, гипнотизирующее впечатление, производимое«Советом», усиливается благодаря небольшой странности — некоторые герои сидят, другие ходят: Репин совместил на одном полотне и чтение рескрипта императором, и раздачу памятных медалей.

Знатоки истории любят замечать, как написан портрет Константина Победоносцева — зримая иллюстрация антипатии Репина к государственному деятелю.

Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения

Илья Ефимович Репин

1903, 400×877 см

Завершает выставку «Гопак. Танец запорожских казаков», над которым Репин работал с 1926 года до самой смерти. Эта работа хранится в частном собрании, куда она попала из Швеции, так что это уникальная возможность увидеть работу впервые.

Бедный,больной и фактически забытый в эмиграции художник, Репин был вынужден писать «Гопак» на линолеуме (из-за отсутствия денег на холст) — и сейчас его рисунок проглядывает в некоторых местах.

Несмотря на эти тяготы, Илья Ефимович все так же искал энергию и яркость жизни, впитанную в молодости, черпая вдохновение в воспоминаниях о веселом казачьем народе.

Оттого и появляется невероятное буйство золотых и алых тонов, калейдоскопическая композиция, смешение людей, красок, земли и неба, грозящие выплеснуться в своем огненном веселье далеко за пределы рамы.

Гопак

Илья Ефимович Репин

1927, 174×210 см

Репин интересовался всем и любил писать все — людей, природу, грусть и веселье, знакомых и незнакомых, исторические сюжеты и бытовые зарисовки. Известный с детства и все еще не до конца открытый и понятый, Репин универсален и уникален в своем таланте.

Осмысление его наследия требует новых идеи и трактовок, одну из которых сейчас предлагает Третьяковская галерея.

Но кажется, ключ к своему искусству Репин дал еще при жизни — на обвинения во «всеядности» и неразборчивости он всегда отвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Я люблю разнообразие».

Источник

Валерий Евстафьев мыслитель

  • Активность: 23k
  • Репутация: 2837
  • Пол: Мужчина

Валерий Евстафьев мыслитель

Источник: https://obiskusstve.com/1661075854022936818/takoj-prostor-o-vystavke-ili-repina-v-tretyakovskoj-galeree/

Выставка Репина в Третьяковской галерее 2019

Выставка произведений Ильи Репина в Третьяковской галерее

Мне стыдно, но я только сейчас добралась на выставку Репина в Третьяковской галерее.

Но это, думаю, простительно — я в Илью Ефимовича так давно и сильно влюблена (с тех пор как прочитала воспоминания о нем в книге К.И. Чуковского «Современники»), что хотелось выделить для выставки целый день, чтобы спокойно и без спешки насладиться общением с моим кумиром.

Главное впечатление — неимоверный масштаб и разнообразие репинского гения.

Мне пришло на ум такое сравнение: Репин в живописи — это как Чайковский в музыке. Простой (в самом лучшем понимании этого слова), понятный для всех возрастов и уровней образования, и одновременно сложный и глубокий.

Выставка Репина проходит в здании Новой Третьяковки на Крымском валу и занимает 3 этажа. Каждый зал посвящен значимому периоду жизни или творчества художника.

Нас последовательно проводят через залы, как сквозь жизнь мастера, со всеми его исканиями, влетами и падениями, от рождения до смерти.

Разделы выставки Репина в Третьяковской галерее

  • Академия художеств (1864-1872)
  • Пенсионер Академии художеств в Европе (1873-1876 г.)
  • Евангельские и житийные сюжеты (1880-1890-е гг.)
  • Смех и танец. Энергия жизни
  • Крестный ход (1877-1924)
  • Портрет (1870-1880-е гг.)
  • Лев Толстой (1887-1909)
  • Судьба творческой личности
  • Пенаты (1903-1918)
  • В эмиграции (1920-е гг.)

Самая знаменитая картина Репина — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1851 года» — представлена в экспозиции … символической пустотой.

В мае 2018 года она подверглась нападению вандала и сейчас находится на реставрации. Но значение этого полотна настолько велико для творчества Репина, что на выставке ему отведено «полноценное» пространство — картина символически открывает выставку, не участвуя в ней.

В при входе на выставку Репина в Новой Третьяковке нас встречает «ретроспективная стена». Это огромная, от пола до потолка, панель, на которой даны основные вехи жизни художника, с фотографиями и демонстрацией кинохроники с участием художника.

Информация на «стене» представлена динамично, нескучно и сжато — то, что нужно, чтобы получить общее представление, почувствовать атмосферу и зарядиться интересом. Не пропустите!

Вообще, тексты к выставкам у Третьяковки уже давно получаются очень интересными. Оторваться невозможно, дочитываешь до конца, даже если не хотел изначально останавливаться перед стендом, предваряющим каждый зал.

Видно, что пишут и редактируют настоящие профессионалы — всего в меру.

В меру фактов, в меру дат — для тех, кто, что называется, в теме. В меру «интересностей» — для привлечения внимания неискушенной публики. Каждый найдет для себя что-то полезное и увлекательное. В общем, обязательно читайте тексты, не пожалеете.

По прошлым выставкам помню, что Третьяковка делает еще и прекрасные аудиогиды, но в этот раз ничего сказать не могу — просто не успела взять, несмотря на то, что пробыла на выставке до закрытия.

Еще одно важное открытие этой выставки для меня — раздел «Научные и технико-технологические исследования». Под него выделен отдельный зал, который находится на антресольном этаже (туда нужно подниматься из главного зала по длинному пандусу, если помните).

Обычно на антресолях экспонируются не самые известные произведения, или различные документальные материалы, поэтому раньше это было пространство, которое посещали «заодно», под конец посещения, и проходили быстро.

В этот раз все не так.

Думала, быстренько обегу, а в итоге зависла надолго, пока все не изучила.

Даже не знаю, как это попонятнее описать… В общем, там находятся 5 интерактивных стоек-экранов — это 5 проектов, посвященных искусствоведческим исследованиям наследия Ильи Ефимовича.

Один из них, например, демонстрирует преемственность между произведениями Репина и картинами мировых мастеров, сравнивает их, показывает общее и индивидуальное. Чувствуешь себя специалистом по истории европейской живописи.

Источник: https://7holmov-moscow.ru/vystavka-repina-v-tretyakovke-2019/

Как смотреть Репина

Выставка произведений Ильи Репина в Третьяковской галерее

Для «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года» места в зале Новой Третьяковки оказалось маловато, в Русском музее полотну просторнее

Евгений Разумный / Ведомости

300 с лишним работ – более 170 произведений живописи и 130 графических листов заняли три этажа Новой Третьяковки.

Помимо 21 российской институции, включая Третьяковскую галерею и Русский музей, в выставке участвуют семь иностранных музеев и семь частных коллекций.

Банк ВТБ, который на вернисаже благодарила директор Третьяковки Зельфира Трегулова, оплатил в дополнение к транспортным и страховым расходам столь необходимое после кражи Куинджи индивидуальное подключение сигнализации к каждой картине.

Прямоугольное белое пятно в начале экспозиции, придуманное архитектором выставки Евгением Ассом, – напоминание о другой травме: это тень отправленного на реставрацию «Ивана Грозного и сына его Ивана 16 ноября 1581 года» (1885), поврежденного год назад.

Предложенная кураторами выставки Татьяной Юденковой и Ниной Марковой жесткая логика экспонирования не мешает адекватному, освобожденному от советской традиции восприятию художника, которому выпало творить в разные эпохи. Родился (1844) при Николае I, умер (1930) за три года до прихода к власти Гитлера.

Прославившись в XIX столетии, смог преодолеть fin de siècle и завоевать новый век.

Портрет истории

Художник Виктор Пивоваров вспоминает в своих мемуарах, как спрашивал о Репине Корнея Чуковского, близко дружившего с ним, несмотря на 38-летнюю разницу в возрасте.

Чуковский ответил, что Репин был в годы их общения «как сегодня кино». В этой реплике – ключ к пониманию художника и выставки.

Кажется, что искусство, выросшее из Репина, то, во что развился его визуальный язык, – именно кино, а не арт.

Эффект, который производили его картины на первых зрителей, близок к впечатлению, полученному в кинозале.

Деятельные, яркие, подвижные персонажи Репина – чистый кинематограф, почти документальный, если иметь в виду многообразие в его работах исторических сцен. Картина «А. С.

Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года» – наше все: довоенный фильм о юном Пушкине воспроизводит композицию картины Репина как фотокадр.

По репинским портретам опознается позировавший фотографам Лев Толстой. Про запорожцев так и не ясно, отвечали они султану или нет, – историки сомневаются в подлинности письма, но веселье и угар на холсте сомнений не вызывают. Недаром, когда Павлу Третьякову цена в 40 000 руб.

, запрошенных Репиным за полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), показалась чрезмерной, Александр III картину, не торгуясь, купил. Любовь к Репину имперских чиновников и первых лиц ставили художнику в вину и продолжают ставить.

Но он-то их не любил, осуждал, и, если выставка ставила целью это доказать, цель достигнута.

Похоже, что на многометровые массовые сцены и сделана здесь главная ставка. Даже в большей степени, чем на портреты, которыми Репин особенно знаменит.

Их галерея включает, например, удивительный привезенный из Чехии автопортрет – никто не ожидал увидеть танцующего перед мольбертом Репина – и мало кому знакомого, даром что из Третьяковки, «Еврея на молитве»: этюд был написан в 1875 г. в Париже и, по мнению автора, особенно удался.

Для самой большой своей работы – «Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (таково полное название полотна размером 400 х 877 см, написанного в 1901–1903 гг.) – художник использовал, по словам Юденковой, фотоснимки тех самых государственных мужей.

В отличие от Русского музея, где полотно, окруженное эскизами, висит в гигантском зале, в Москве, где места существенно меньше, отойти далеко не удастся, потому едва ли придет в голову уместная в ГРМ аналогия с «Ночным дозором».

Зато станет понятна другая реплика Чуковского, сказанная именно по поводу «Заседания»: «Вся картина кажется каким-то джаз-бандом». Такое кино.

Новая правда

«Экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного – весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный».

Таким описанием картины «Протодьякон» (1877), весьма достоверным, Репин сопроводил письмо Крамскому от 13 января 1878 г.

Сложно после этого всерьез обсуждать религиозное чувство Репина, хотя отношение его к вере менялось.

Родившийся в Чугуеве Харьковской губернии в семье отставного солдата Илья Ефимович Репин 13 лет от роду поступил в ученики к иконописцу. В юные годы расписывал церкви. Большую золотую медаль Академии и право на шестилетнюю пансионерскую поездку за границу получил за евангельский сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871).

Отлучение Толстого привело к охлаждению в отношении Репина к церкви – и сближению с Толстым. В последние годы Репин, правда, пел в церковном хоре – но где? В эмиграции, в одиночестве, в страшные для православной церкви годы.

Это все тот же постоянный репинский призыв «милости к падшим», что и в поздней «Голгофе» (1921–1925), которую не привезли из музея Принстонского университета, и в картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» (1888), пусть и написанной по заказу монастыря, где в монахинях жила кузина Репина, но монастырем не принятой.

Это не иллюстрация писания, а история о человеческой жизни, которая есть главная ценность. В роли гневного Спасителя у Репина – неузнаваемый Толстой, а в роли трепетного юноши-смертника – Мережковский.

Об отношении Репина к церкви говорят и два «Крестных хода».

Хрестоматийный «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883), в центре которого Третьяков рассчитывал увидеть несущую икону «благообразную девушку», а Репин изобразил мерзкую надутую помещицу, отвечает картине «Крестный ход в дубовом лесу.

Явленная икона», которую привезли из галереи в Градец-Кралове (Чехия). А перед тем отреставрировали, и обнаружилась новая дата. Полотно 1888 г., где в центре тот самый протодьякон, в 1924 г., накануне продажи его чешскому коллекционеру, Репин полностью переписал.

Лицо попа обрело звериный оскал человека из «народа-богоносца», о котором 46 лет назад Репин писал Крамскому, уже тогда в нем не сомневаясь. Тот же мерзкий оскал у пьяного солдата, отбирающего у ребенка хлеб в картине «Большевики» (1918), увиденной нами два года назад на выставке «Некто 1917» и вот теперь.

Эти последние вещи принадлежат новому Репину. Стремящаяся к абстракции фактура в одеянии попа, непрописанные детали в «Большевиках» предъявляют художника, хранящего верность академической форме, но нащупавшего новый язык.

Он создает последний автопортрет с прозрачными старческими глазами, отсылающий к рембрандтовским старикам. И в отсутствие денег на холсты пишет на линолеуме «Гопак.

Танец запорожских казаков» (1926–1930), бесконечно его радующий, посвященный памяти Мусоргского.

Все знают портрет Мусоргского 1881 г.: Репин писал его, когда композитор был при смерти – через 11 дней после его окончания Мусоргский умер.

Эта одна из самых нежных работ Репина – не просто признание в любви, но посвящение равному, написанное с полным пониманием того, что место, которое в искусстве числится за Репиным, в музыке занял Мусоргский – композитор XIX в., легко перепрыгнувший через сто лет.

До 18 августа

Источник: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2019/03/17/796585-kak-smotret-repina

Илья Репин

Выставка произведений Ильи Репина в Третьяковской галерее

Самая ожидаемая выставка года — ретроспектива Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Это крупнейший проект по объему подготовительной исследовательской работы, масштабу межмузейного сотрудничества и диапазону представленного материала. 

6+

Экспозиция, расположенная на трех этажах самых крупных выставочных залов Новой Третьяковки, демонстрирует произведения мастера, созданные с 1870-х по конец 1920-х годов, и охватывает более 50 лет творчества Репина.

Помимо хрестоматийных картин, известных всем с детства по школьным учебникам («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» и других), демонстрируются малоизвестные произведения, которые станут открытием для московской публики.

Обратите внимание, что залы графики закрыты с 30 июня в связи с особыми условиями хранения произведений на бумаге — ограничением освещенности и максимально допустимым сроком экспонирования.

Ретроспектива Ильи Репина в Третьяковской галерее открывает серию выставок, посвященных 175- летию со дня рождения художника, которые пройдут в 2019–2020 году в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пти-Пале в Париже и в Художественном музее Атенеум в Хельсинки. Этот международный проект призван не только акцентировать значение творчества Репина для отечественной культуры, но и подчеркнуть важность наследия мастера для европейского искусства в целом.

Кураторы выставки

Татьяна Витальевна Юденкова, доктор искусствоведения, заведующий отделом живописи второй половины XIX – начала XX века;

Нина Кирилловна Маркова, хранитель музейных предметов 1 категории отдела графики XVII – начала XX века. 

Буклет выставки (PDF), Буклет «50 знаковых портретов Ильи Репина» (PDF) 

Сайт выставки 

Правила посещения выставки (PDF)

Посещение

Билеты на выставку можно купить в предварительной продаже и в день посещения онлайн на сайте музея и в кассахНовой Третьяковки и Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке.

Посещение осуществляетсяпо сеансам по именным билетам.

Участники программы лояльности «Друзья Третьяковской галереи»посещают выставку по карте «Друг Третьяковки».  

К выставке «Илья Репин» выпущена карта программы лояльности «Ознакомительный уровень», которая позволяет посетить выставку в удобное для вас время и предоставляет 10% скидку в сувенирном магазине (на товары со стикером «Т»).

 Оформить карту программы лояльности «Ознакомительный уровень» можно только в день посещения непосредственно перед визитом в Новой Третьяковке (слева от центрального входа в музей). Стоимость карты: 2000 ₽.

Количество карт ограничено.

Ответы на частые вопросы посетителей (PDF)

Экскурсии и аудиогиды

Экскурсионные путевки для организованных групп можно приобрести в экскурсионном бюро в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке. Дополнительная информация: +7 (495) 957-07-27. 

Сборные экскурсии для индивидуальный посетителей проходят по четвергам в 19:00. Путевки можно приобрести онлайн и в кассах музея.

К выставке подготовлен аудиогид. Стоимость проката аудиогида — 350 ₽ (на русском и английском языках). Текст читает Вениамин Смехов.
Залог за прокат устройства — 2000 ₽ или любое удостоверение личности (кроме паспорта). Время проката ограничено только часами работы музея 

К выставке выпущены 4 бесплатных аудиогида на izi.TRAVEL: «15 шедевров Ильи Репина, которые нельзя пропустить», «Репин. Портреты», «Хорошо знакомые и малоизвестные картины Репина», а также «Детский аудиогид по Репину». Подробнее о картинах также расскажет ой помощник Алиса в приложении «Яндекс». 

Смотрите записи экскурсий и лекций образовательной программы к выставке на 
канале музея.

Режим работы

Вторник, среда —  10:00 – 18:00 (вход до 17:00)
Четверг – воскресенье —  10:00 – 21:00 (вход до 20:00)

Материалы к выставке:

Илья Репин

Издание подготовлено к выставке «Илья Репин»

Илья Репин. «Стрекоза»

Настоящее издание адресовано в первую очередь школьникам и учителям

Илья Репин. Европейские впечатления

Илья Репин не раз бывал в Европе, считая знакомство с ее культурой и традициями необходимым для русского живописца

Илья Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

В альбоме рассказывается об одном из самых известных произведений И.Е. Репина

Илья Репин. «Не ждали»

Картина Ильи Ефимовича Репина «Не ждали» занимает одно из важнейших мест в истории русской художественной культуры второй половины XIX века

Илья Репин

Альбом посвящен творчеству одного из самых известных русских художников XIX века

Илья Репин

Настоящее издание позволяет ближе познакомиться с личностью И.Е.Репина

Источник: https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/ilya-repin/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики