Vigoda

Выставка Портреты А.С. Пушкина

О выставке

Выставка Портреты А.С. Пушкина
mi_ta_peСебя как в зеркале я вижу???Вчера сходила на выставку «Портреты Пушкина», посвящённую 220-летию со дня рождения поэта. Выставка открыта в Музее А.С.Пушкина на Пречистенке, 12/2. Двадцать российских музеев и художественных галерей предоставили свои изобразительные ценности общим числом более 300.

Из прижизненных портретов — миниатюра с изображением Пушкина-ребёнка (принадлежит этому Музею) и копии с портретов Пушкина работ Кипренского и Тропинина. Остальные экспонаты, созданные уже после 1837 года, это опять же копии известных портретов (иной раз далёкие от оригиналов) и фантазии художников на тему «Пушкин» — я объединяю их под общим названием «кто во что горазд».

Известно расхожее выражение, что у каждого «свой Пушкин», вот этого «своего» Пушкина и показывали многочисленные художники, нимало не заботясь о внешнем сходстве. Создалось впечатление, что нарисуй кого-то кудрявым, с длинным носом, толстыми губами и с бакенбардами и подпиши, что это Пушкин, и все поверят.

Рассматривать и находить художественные достоинства картин не приходилось, потому что весь интерес к ним сводился к вопросу «похож-не похож», своего рода игра-угадайка. Некоторые работы откровенно смешили.Фотографировать было разрешено, но я отделалась лишь общим видом залов выставки.

Но некоторые портреты, которые совпадали с моим внутренним убеждением, я всё же запечатлела на память: Айвазовского, Кончаловского, Петрова-Водкина, Оссовского, Серова, Белашову и др. Подробнее о них я поговорю позже.

Старый особняк на Пречистенке объединили общей крышей с соседской постройкой, и вместо открытого раньше внутреннего двора получился просторный модерновый вестибюль с колоннами и фонтаном. 1Макет Музейного комплекса. Вид со стороны Хрущёвского переулка.2Вестибюль с макетом3Вестибюль с фонтаном4Крыша вестибюля5Екатерина Белашова. Пушкин. Бронза. 1955.Далее залы с выставленными работами.6789101112

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22Себя как в зеркале я вижу …Общее впечатление о выставке.

Я побывала в королевстве кривых зеркал. Единственное, что объединяет выставленные работы — это слово Пушкин.

Смотрительница одного зала пожаловалась, что жадная Третьяковская галерея не дала на выставку портрет Пушкина работы Кипренского.

А я обрадовалась! Молодец Третьяковка! Оригинальный портрет Кипренского (и Тропинина) надо беречь как зеницу ока, иначе потомки вообще не будут знать, как выглядел Александр Сергеевич — наше всё!

?

|

mi_ta_peПриродно-ландшафтный парк «Зарядье» построен на месте снесённой в 2006 году гостиницы «Россия». Расположен между улицей Варваркой и Москворецкой набережной. Место долго пустовало, но в конце концов застроилось. Мне нравилась гостиница «Россия», и мне жаль, что её снесли. Я бывала внутри по делам службы, и не видела там ничего обветшалого и негодного к проживанию. Но дело сделано, и теперь на огромном пространстве в центре Москвы располагается парк с зонами различной растительности. Оригинально сделано, хотя я предпочла бы обычную берёзовую рощу, так как гулять на солнцепёке не очень комфортно. У меня долго не было желания сходить в этот парк, но прошлым летом побывала, и, как ни странно, парк мне понравился. Особенно понравился «парящий мост» над Москвой-рекой. Он сделан в виде буквы «V», и остриё буквы доходит до середины реки. Конструкция бетонная, настил на мосту деревянный. Ограждение моста из толстого и прочного стекла — и не страшно, и всё видно.Территория парка разбита на 4 ландшафтные зоны: лесная (смешанный, хвойный, прибрежный, березовая роза), степная, луговая и северный ландшафт. Я мельком (из-за жары) всё посмотрела и осталась довольной. Кое-что сфотографировала на память. Планирую сходить ещё раз.
Вид на Москворецкую набережную. Вид на часть зон «Пойменный лес» и «Заливные луга». Луговые травы.Вид на «парящий мост».Вид на Москворецкую набережную.Вид на Б.Москворецкий мостПлывущий теплоходОн же уплывает.Вид с моста на здание электростанции «Мосэнерго» на Раушской набережной.Вид на реку и прогулочные теплоходы.От моста до поверхности воды 15 метров.Вид на правую часть буквы «V»Парящий мост рассчитан на 3-4 тысячи человек одновременно. Парящий мост может выдержать нагрузку более 240 тонн.Вид на высотное здание на Котельнической набережнойБольшой Амфитеатр Большой амфитеатр со «Стеклянной корой».Церковь Зачатия Анны, что в Углу.Вид со скамеек амфитеатра на площадку для выступлений.Собор Знаменского монастыря
Зона камней Северного ландшафта.

Источник: https://mi-ta-pe.livejournal.com/584751.html

Александр Сергеевич в лицее, дома и на Черном море. Экспонаты выставки «Портреты Пушкина»

Выставка Портреты А.С. Пушкина

Этим летом исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В преддверии юбилея Государственный музей А.С. Пушкина выставляет редкое по размерам и качеству собрание портретов классика русской литературы. Проект подготовлен совместно с Всероссийским музеем А.С. Пушкина при участии двух десятков федеральных и региональных музеев и библиотек.

В экспозиции — 300 произведений в различных жанрах: живопись, скульптура, графика, мелкая пластика, изделия народных промыслов, наивная пушкиниана. Mos.ru и агентство «Мосгортур» рассказывают истории создания ключевых портретов.

Саша Пушкин, три года

Первый портрет Пушкина был написан в Москве. Некоторое время автором этой миниатюры маслом на металле считался неизвестный крепостной. Позднее изображение было приписано офицеру и художнику-любителю Ксавье де Местру, вхожему в дом Пушкиных.

Уроженец французской Савойи де Местр был принят на русскую службу Багратионом в 1799-м, в год рождения Пушкина. Его военная карьера в России началась со знаменитого Швейцарского похода Суворова.

Вскоре после возвращения в Россию Суворов умер, и без поддержки полководца де Местру пришлось нелегко. В первые годы XIX века он вместе с семьей осел в Москве, подрабатывая уроками рисования.

В это время он создал этот детский портрет будущего поэта и портрет его матери Надежды Осиповны.

Позднее де Местр вернулся в армию, в Отечественную войну дослужился до чина генерал-майора и стал первым директором Морского музеума (сейчас — Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге).

Подросток Александр

Первый книжный портрет Пушкина увидел свет в августе 1822 года, когда в Петербурге вышло первое издание его поэмы «Кавказский пленник».

Хотя автору к тому моменту исполнилось 23 года, в книгу попал его мальчишеский портрет времен учебы в лицее.

Современники видели в этой композиции аллюзию на широко известный тогда портрет Байрона кисти Ричарда Весталла. Английский поэт-лорд на нем так же задумчиво подпирал подбородок.

Изображение юного Пушкина сопровождалось пояснением: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным».

Никто не поинтересовался мнением поэта об идее опубликовать в книге лицейский портрет — сам он в то время пребывал в кишиневской ссылке. Получив готовую книгу, Пушкин отметил работу гравера, однако расстроился, что его изобразили юнцом, и распорядился убрать портрет из следующего издания поэмы.

Сложно отрицать ценность работы, благодаря которой до нас дошел облик Пушкина-лицеиста, каким его видели современники. Версию для книги мастерски выполнил известный гравер Егор Гейтман. Споры по поводу изображения, которое он использовал в качестве образца, не утихали долгие годы.

Считается, что в основе лежит также представленный на выставке акварельный портрет, сделанный с натуры Сергеем Чириковым — гувернером, воспитателем и учителем рисования Царскосельского лицея. А скопированный с него рисунок, по которому работал Гейтман, приписывают Карлу Брюллову.

Этот набросок не сохранился.

Два канонических портрета

Самыми известными изображениями поэта остаются два портрета кисти Василия Тропинина и Ореста Кипренского, написанные после триумфального возвращения Пушкина из ссылки в Михайловском. Оба были сделаны в 1827 году, первый — в начале года в Москве, второй — весной в Петербурге.

Почти одновременное их появление стало событием — публика с удовольствием обсуждала разницу в подходах художников. Оба портрета представлены в экспозиции не в оригиналах, а в репродукциях художников разных лет.

К Тропинину Пушкин обратился сам. Тот показал его в домашней обстановке, в халате, в котором заказчик, скорее всего, не позировал. Карандашный набросок и этюд маслом, сделанные тропининской рукой, показывают процесс работы над шедевром — на этюде еще нет той легкой улыбки, которая появилась потом на портрете. Оба эскиза представлены на выставке.

Кипренский невольно противопоставил «домашнему» поэту Тропинина романтизированного гения со скрещенными на груди руками и статуэткой музы на заднем плане. Довершил этот байронический образ клетчатый шотландский плед через плечо.

Широкую известность работа Кипренского получила благодаря офорту мастера портретной гравюры Николая Уткина, выполненному для поэтического альманаха «Северные цветы на 1828 год». На выставке представлена большая редкость — пробный отпечаток красной краской.

Профессор гравировального класса Академии художеств не ограничился механической репродукцией живописного оригинала. Отказавшись от музы и романтического тартана, изменив положение рук, Уткин смягчил образ, придал ему камерность. Неслучайно такой вариант портрета стал не только самым тиражируемым, но и, по мнению отца и друзей поэта, самым удачным изображением Пушкина.

Промашка с бакенбардами

В число приятелей Пушкина входили братья-художники Григорий и Никанор Чернецовы. В совместную работу, посвященную поэту, каждый из них вложил то, над чем уже работал ранее.

В сентябре 1820 года Пушкин побывал в Бахчисарае. Впечатления от посещения дворца крымских ханов воплотились в поэме «Бахчисарайский фонтан». На пике ее популярности в тех краях оказался и Никанор Чернецов. Он не мог пройти мимо живописной натуры, которая была у всех на слуху, и вернулся в Петербург с запасом набросков.

Его брат рисовал Пушкина, работая над заказом Николая I — огромным полотном, посвященным параду по случаю подавления Польского восстания.

Царь распорядился, чтобы на первом плане были изображены все крупные деятели Российской империи, как бы приветствующие историческое событие.

В записях Григория Чернецова сохранилась такая пометка о сеансе портретирования: «Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною». На эскизе Пушкин в компании Крылова, Жуковского и Гнедича прогуливается в Летнем саду.

Смерть поэта побудила братьев вернуться к своим черновикам — так родилась фантазия «Пушкин в Бахчисарайском дворце». Антураж дворца передал Никанор, Григорий вписал в это изображение фигуру Пушкина, однако допустил промашку: он нарисовал поэта с бакенбардами, которые Пушкин в момент своего крымского путешествия еще не носил.

Картина «Пушкин в Бахчисарайском дворце», а также литография «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич» тоже представлены на выставке.

Еще одна коллаборация

Образ Пушкина объединил для совместной работы не только братьев Чернецовых, но и Ивана Айвазовского и Илью Репина.

За полгода до своей трагической гибели Пушкин посетил Академию художеств в Петербурге, где ему представили одного из лучших учеников — 19-летнего золотого медалиста Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и расспросов о нем», — вспоминал художник.

Айвазовский был словно одержим желанием написать своего кумира — он создал целый цикл изображений поэта на фоне крымской природы, насчитывающий более десятка картин.

Однако если пейзажная часть, особенно море, получалась у него живо и эмоционально, то на написание Пушкина мастерства у художника не хватало.

В конце концов в 1877 году, во время работы над полотном «Прощание Пушкина с Черным морем», знаменитый маринист обратился за помощью к Репину.

«Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку», — так потом Репин, явно скромничая, отозвался о своем вкладе в создание шедевра, который занял свое место в ряду лучших образцов живописной пушкинианы. На выставке рядом с плодом сотрудничества двух мастеров висит и одна из сольных работ пушкинского цикла Айвазовского — «Пушкин на берегу Черного моря».

Выставку «Портреты А.С. Пушкина» можно увидеть до 19 мая.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/54118073/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики