Vigoda

Выставка Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

Русская жена Пикассо Ольга Хохлова и выставка в музее ГМИИ им. А. С. Пушкина

Выставка Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

Ольга Хохлова и Пабло Пикассо. Musée Picasso

Гендерная история искусства теперь и у нас в моде. То, оказывается, жены (так называлась выставка этого года в Музее русского импрессионизма) определяли отечественное искусство первой половины XX века, то «парижские вечера баронессы Эттинген» (теперешняя экспозиция в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.

Пушкина), получается, направляли кисти и перья обитателей Монмартра и Монпарнаса. В ноябре очередь дошла и до Пабло Пикассо, а если гендерно уточнить, то до его первой жены Ольги Хохловой.

Основной состав выставки — из парижского Музея Пикассо (восемь лет назад он уже развернуто показывал свою коллекцию в том же ГМИИ) плюс другие собрания, в том числе частные.

Пабло Пикассо. «Женщина с часами». 1936. Национальный музей Пикассо, Париж. Succession Picasso 2018

Замысел выставки (куратор — Алексей Петухов), ограниченной годами мирного сосуществования пары (то есть примерно между 1917-м и 1925-м), как кажется, имеет замечательную перспективу.

В самом деле, почему бы вообще гендерно не скорректировать периодизацию творчества Пикассо? Можно, скажем, переименовать «голубой» и частично «розовый» периоды в «эпоху Мадлен» (была такая подружка у художника), «иберийский» и «кубистический» — в «годы Фернанды Оливье», время синтетического кубизма — в «период Евы (Марсель Умбер)», или Ирен Лагу, или манекенщицы Пакретты, или Эльвиры Палладини (как кому нравится). Ну а Ольга Хохлова будет, разумеется, отвечать за неоклассический период. Вся эта периодизация выглядела бы очень красиво и эффектно, как названия ураганов, которым традиционно дают женские имена. Однако разрушительным ураганом был как раз сам Пикассо.

Пабло Пикассо. «Ольга в кресле». 1918. Национальный музей Пикассо, Париж. Succession Picasso 2018

Надо отдать должное устроителям выставки «Пикассо&Хохлова». Они для нее придумали очень верное название: никакого примиряющего соединительного союза «и» или запятой между двумя именами. Они приведены через знак, одно из названий которого — категоричное end («конец»).

Действительно, это куда лучше соответствует характеру общежития этой пары, последовавшего после краткого счастливого периода. Так они жили в роскошном доме на улице Ла Боэси, где занимали две огромные квартиры: в одной — ее светский салон, в другой — его мастерская.

Пабло Пикассо. «Ольга в задумчивости». 1923. Национальный музей Пикассо, Париж. Succession Picasso 2018

Может показаться, что Пикассо специально подобрал себе спутницу жизни для своего неоклассического периода.

Девушку с классической хореографической школой, служившую в кордебалете труппы Сергея Дягилева, с классически правильным французским, на котором сами французы не говорили.

Настолько правильным, что жена Андре Дерена, увидев ее у Пикассо, спросила знакомых: «Кто это? Его служанка? Наверное, из Швейцарии». Между тем Ольга Степановна Хохлова была из города Нежина, что в Малороссии.

Ее отец, простой армейский полковник, который был против увлечения дочери балетом, наделил ее твердым характером и стремлением к порядку. И вот с таким-то приданым Пикассо пришлось жить! О легких отношениях испанцу надо было сразу же забыть. «Ты смотри, это русская девушка, а на таких следует жениться», — предупреждал его Дягилев.

Ольга Пикассо в салоне квартиры на улице Ла Боэси, 23 в Париже. Около 1922 г. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид. Succession Picasso 2018

Каждый в этой странной паре пытался не то чтобы переделать другого, но адаптировать его к себе.

Пикассо набрасывал на Ольгу мантилью и в таком виде писал ее портрет — примиряющий подарок матери, которой русская не слишком-то пришлась по нраву (кстати, мантилью он в свое время набрасывал и на Фернанду; вероятно, это был его фирменный прием «испанской натурализации»).

Хохлова, в свою очередь, обряжала супруга в респектабельные костюмы, да еще со шляпой-котелком и золотыми часами в жилетном кармане. «Ну вот, у Пикассо начался „барский период“», — с едкой печалью заметил друг художника поэт Макс Жакоб, которого, как и многих других богемных друзей, Ольга отвадила от дома.

Кстати, «барский период» тоже неплохое определение для данного времени, в котором были и светские приемы, и апартаменты на улице Ла Боэси, и Биарриц и другие модные курорты, и влиятельные маршаны вроде Георга Вильденштейна или братьев Леонса и Поля Розенбергов.

Пабло Пикассо. «Влюбленные». 1919. Национальный музей Пикассо, Париж. Succession Picasso 2018

Тяга к переодеваниям и некоторой театрализации, кажется, вообще была присуща «периоду Хохловой».

Начать хотя бы со скандального балета-буфф «Парад» труппы Дягилева, над оформлением которого Пикассо, смикшировавший стилистику «розового» и кубистического периодов, работал в Риме в 1917 году (кстати, там он и познакомился с Ольгой).

И в дальнейшем художник не оставлял знаменитого антрепренера без своей творческой поддержки — он оформлял для него «Треуголку», «Пульчинеллу», «Квадро фламенко», «Голубой экспресс» и «Меркурия».

Если Ольгу Пикассо представлял наподобие эдакой синьоры, то своего первенца Пауло изображал то как Арлекина, то как Пьеро, причем нередко в бодрой очеркистской реалистической манере. Кажется, это был единственный период у Пикассо, когда он вменяемо изображал своих близких.

Разница во вкусах, да и вообще в представлениях об искусстве, у художника и его супруги оказалась разительной. «Я хочу узнавать на портретах свое лицо», — как-то заявила Ольга, вероятно, вскоре после посещения мастерской супруга, напичканной кубистическими опусами.

«Получай!» — как бы ответил ей Пикассо своим фотографически точным портретом «Ольга в кресле» (он действительно написал ее по фотоснимку, впрочем, как и иные рисунки своего «энгровского» периода).

При этом художник польстил благоверной: провел у нее фирменный энгровский пробор а-ля мадам Девосе, спрятал ушки, вывел веснушки и убавил несколько тяжеловатый подбородок, в результате чего явилось личико, подобное пасхальному яйцу.

Ольга Пикассо в реверансе на балу у графа де Бомона. Париж, 1924 г. Фотограф Ман Рэй. Национальный музей Пикассо, Париж. Succession Picasso 2018

Впрочем, это была не совсем лесть, скорее, свойство классицистического искусства, своеобразно проросшего в XX веке. А ему, этому веку, уставшему от эскапад разного рода авангардизмов, захотелось умиротворения и внятности. Девизом художественной Европы, пережившей Первую мировую войну, стал retour à l’ordre — возвращение к порядку.

К призыву обратиться к традиционным пластическим ценностям с вниманием отнеслись недавние художники-радикалы. Пикассо же, всегда обладавший неимоверным чутьем, много раньше других ощутил это дуновение.

Он прежде всех попробовал на зуб этот причудливый неоклассицизм, приправленный модернизмом, переварил его и отставил от себя это блюдо. Скорее всего, его булимия, выражавшаяся в безудержном увлечении гипертрофированными формами дамколоссов, этих монструозных Гаргамелл, ко второй половине 1920-х годов исчерпала себя.

Иные интерпретаторы творчества Пикассо видят связь между его великаншами и беременностью Ольги. Но почтем за лучшее оставить фрейдистское фрейдистам.

Что же касается образа самой Ольги Хохловой, отношения с которой неуклонно охладевали, то Пикассо не хотел ее в отместку (дело с разводом закончилось лишь со смертью супруги в 1955 году) художественно уродовать, превращать в карикатуру.

Просто, трезво посмотрев и оценив все ее весьма средние способности, он — чем дальше, тем больше — усреднял, нивелировал ее облик, пока она не стала почти неотличимой от других, такой, как все. Все же Пикассо умел изобретательно мстить.

ГМИИ им. А. С. Пушкина
Пикассо & Хохлова
21 ноября 2018 – 3 февраля 2019

?

|

zharevnaСложно представить, каково это, когда твоя свекровь — королева. А если эта свекровь еще и недовольна… По данным британских СМИ, Елизавету II сильно раздражает внешний вид невестки. Монаршая особа требует от Меган Маркл, чтобы та перестала одеваться, как голливудская звезда. Герцогиня же, несмотря на все увещевания, продолжает носить вещи, на которые наложены королевские табу: брючные костюмы, короткие платья и наряды черного цвета.Кроме того, она злоупотребляет одеждой от иностранных дизайнеров, что тоже не приветствуется. А иногда целенаправленно нарушает дресс-код. Как это было, к примеру, во время ее первой сольной поездки в графство Чешир, когда Маркл умышленно отказалась от головного убора.

Настя Ройзман

Герцогиня Сассекская удивила смелым нарядом на показе мюзикла «Гамильтон» в лондонском театре «Виктория Палас».

Меган Маркл в обществе членов королевской семьи в день традиционного парада Trooping the ColourМеган Маркл посетила открытие выставки в Королевской академии художеств

   This entry was originally posted at https://zharevna.dreamwidth.org/1153886.html. Please comment there using OpenID.

Источник: https://zharevna.livejournal.com/1242341.html

Трагедия русской жены Пабло Пикассо: кем была для художника Ольга Хохлова

Выставка Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

МОСКВА, 20 ноя — РИА Новости, Анна Михайлова. В ГМИИ имени Пушкина открывается выставка, посвященная одной из самых известных супружеских пар в мировом искусстве — Пабло Пикассо и балерине Ольге Хохловой. Она была рядом с художником 18 лет и послужила моделью для множества его полотен.

Эта выставка — роман о жизни и искусстве. Впервые ее представили в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году к столетию знакомства Пабло и Ольги. Одним из кураторов московской экспозиции выступил их внук и президент Музея Пикассо в Малаге Бернар-Руис Пикассо.

Он привез в Россию семейное собрание неизвестных работ своего знаменитого деда, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги Хохловой. Бернар-Руис Пикассо надеется, что это поможет российским зрителям узнать больше о его бабушке, чей образ сильно мифологизирован.

РИА Новости проследило эволюцию отношений художника и балерины в пяти знаковых картинах Пикассо.

Муза

Хохлова и Пикассо познакомились в Риме в 1917 году, во время работы над балетом «Парад». Уроженка Черниговской губернии Ольга Хохлова поступила в знаменитую труппу «Русских балетов» Сергея Дягилева в 1911-м и путешествовала в ее составе по Европе и США. Юная балерина сразу стала музой художника. Пикассо сопровождал возлюбленную на гастролях, писал ее портреты.

Примечательно, что авангардист Пикассо изображал Ольгу исключительно в реалистичной манере. Говорят, на этом настаивала сама балерина, которая не была поклонницей современного искусства и хотела «узнавать свое лицо» на картине.

Так начался неоклассический период в творчестве Пикассо. К этому времени относится и знаменитый «Портрет в кресле», где Ольга, как на троне, воцаряется в жизни и искусстве. Современники считали, что Пикассо приукрасил свою музу.

Однако представленные на выставке фотографии Хохловой это опровергают.

Жена

Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже. Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.

Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.

Этот период на выставке озаглавлен как «Меланхолия». Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына. Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе «Материнство», ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

Однако проблемы никуда не делись. Семья Ольги бедствует, хотя Пикассо регулярно посылал в Россию деньги и даже свои работы. Хохлова тоскует, переживает за мать, перенесшую сердечный приступ. Все попытки организовать встречу проваливаются. На фоне тревог за родных разлаживаются и отношения с мужем.

В 1925 году в работах художника завершается период классической красоты, который еще называли «периодом Ольги». В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На картине «Большая обнаженная в кресле» 1929 года перед нами уже не античная красавица или задумчивая муза, а чудовище — отталкивающая бесформенная фигура. В ней больше страдания, чем любви.

Жертва

В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями: у художника появилась новая муза — 17-летняя натурщица Мария-Тереза Вальтер.

Она родила Пикассо дочь Майю и вдохновила на новый период в творчестве. Пабло пишет один из самых известных своих циклов — «Распятия». Ольгу изображает в тяжеловесных, словно окаменелых образах.

Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.

Окончательно пара разошлась в 1935 году. Разрыв был драматичным, Пикассо даже оставил живопись — почти на год. Он не хотел делить с Хохловой имущество, поэтому формально они не развелись до конца ее жизни. Ольга умерла от рака в 1955 году. До последних дней она писала мужу письма. 

Источник: https://ria.ru/20181120/1533116319.html

«Союз музыки и живописи»: в Пушкинском музее открылась выставка об отношениях Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Выставка Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Пикассо & Хохлова», посвящённая отношениям художника Пабло Пикассо и его жены, русской балерины Ольги Хохловой.

Зрителям покажут более 200 экспонатов, многие из которых были найдены в дорожном чемодане танцовщицы.

О выставке, влиянии Хохловой на творчество Пикассо и её личной трагедии RT рассказали кураторы проекта — искусствоведы Алексей Петухов и Жоакин Писсаро.

Во вторник, 20 ноября, в главном здании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка «Пикассо & Хохлова», посвящённая отношениям художника Пабло Пикассо и его первой жены, русской балерины Ольги Хохловой.

На выставке представлено более 200 экспонатов, в том числе панно, письма, открытки и предметы мебели.

В подготовке мероприятия, помимо российской стороны, принимали участие фонд FABA, который возглавляет внук Пикассо и Хохловой Бернар Руис-Пикассо, и директор галерей Хантер-колледжа Жоаким Писсаро.

Большинство выставленных произведений живописи и графики предоставил Национальный музей Пикассо в Париже.

Московской выставке в ГМИИ им. Пушкина предшествовала парижская, приуроченная к 100-летию знакомства художника и балерины. Она прошла в Национальном музее в 2017 году.

Брак как смена имиджа

Московская выставка состоит из 11 разделов. По ним можно отследить, как менялись отношения между Пикассо и Хохловой с момента встречи до разрыва. 

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова познакомились в феврале 1917 года в Риме, во время подготовки балета «Парад» с труппой «Русские балеты» Сергея Дягилева. Спустя полтора года они венчаются в русской церкви в Париже — так начинается их насыщенная семейная жизнь.

По словам куратора выставки, старшего научного сотрудника Пушкинского музея Алексея Петухова, брак стал и для Пикассо, и для Хохловой «проектом радикальной смены имиджа».

Искусствовед подчёркивает, что на момент встречи с будущей женой Пикассо был человеком богемы и в то же время замкнутым, таинственным художником, алхимиком кубизма, разрушавшим и создававшим заново мир на своих полотнах. Полюбив балерину, он стал певцом классической красоты и традиционных ценностей. По его словам, казалось, что Пикассо смирил свой авангардный темперамент и стал членом традиционного общества.

«Словно музыка и живопись объединились в этом брачном союзе. Вместе они пожинали плоды растущей славы Пикассо. Новый дилер, новые аристократические меценаты, новые покровители, новые коллекционеры, новое социальное положение. Балы, празднества, светская жизнь. Весь этот блеск теперь окружал Пикассо и Ольгу», — рассказал Петухов.

Впрочем, на перемены в творчестве художника влияла не одна лишь супруга. Свою лепту внесло время: начало романа Пикассо и Хохловой проходило на фоне окончания Первой мировой войны, в момент, когда «мир устал от разрушения».

Одним из символов разрушения в искусстве оказалось направление авангарда, в том числе кубизм.

Кубизм стал мягким, декоративным, а наиболее авангардные художники превратились в адептов переосмысленной традиции — ценности традиции оказались более привлекательными, чем строгие правила авангарда.

Пикассо возглавил процесс, который известен в искусстве как время возвращения к порядку. А эпоха Ольги в творчестве художника совпала с этими общефранцузскими и общеевропейскими тенденциями.

«Трагически одинокая женщина»

В данной манере Пикассо «продержался» 7–8 лет. Ему было интересно двигаться дальше, понимать новые возможности традиции.

Однако, отмечает Петухов, вместе с ослаблением чувств между Пикассо и Хохловой и новыми замаячившими перед художником перспективами, связанными с искусством сюрреализма, он меняет свою манеру.

Одновременно с этим переворачивается и его жизнь: между художником и балериной появляется трещина в отношениях, конфликт развивается и приводит к полному разрыву.

  • © Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

В 1927 году Пикассо знакомится с семнадцатилетней Марией-Терезой Вальтер и начинает с ней тайком встречаться. В июне 1935 года Пикассо и Хохлова разъезжаются, а уже в сентябре у Вальтер и художника рождается дочь.

Несмотря на завершение отношений, до самой смерти Хохловой они с Пикассо оставались официально женаты: с одной стороны, отмечает Петухов, развода не желала Ольга — она собиралась до конца оставаться верной своему возлюбленному. А Пикассо являлся гражданином Испании, где разводы были запрещены законом. И конечно, он не хотел делить с ней нажитое за годы совместной жизни имущество.

Хохлова до самой смерти оставалась привязана к художнику. Она писала супругу письма и отправляла фотографии их общего сына.

«Безусловно, она стала трагической фигурой, трагически одинокой женщиной в покинутом замке, двор которого зарастал травой. Она выходила туда в напоминавшем наряд невесты платье с вуалью и фотографировалась на этом фоне.

Рассказывают о преследовании, об агрессии Ольги по отношению к Пабло. Но я думаю, что это скорее такая тихая печаль — сродни той меланхолии, которая была у неё в 1920-е годы. Но эта меланхолия всё ширилась и в конце концов полностью заполнила жизнь Ольги и лишила её сил.

Недаром Пикассо пережил её почти на 20 лет», — заключил Петухов.

Письма из сундука

После смерти Ольги Хохловой в наследство её родным остался большой дорожный чемодан, который называли «Сундук Ольги». Долгое время его содержимое оставалось нетронутым.

Лишь годы спустя внук художника и балерины Бернар Руис-Пикассо открыл чемодан и обнаружил там фотоснимки Пикассо и Хохловой, письма на русском и французском языках, балетные пуанты и многие другие вещи — имущество, которое балерина сохранила после разрыва с мужем.

  • В Пушкинском музее открылась выставка об отношениях Пабло Пикассо и Ольги Хохловой

Именно переписка Хохловой с родными является главным ключом к понимаю её характера и изменений в творчестве Пикассо. После революции и Гражданской войны семья балерины оказалась разбросана по Европе. Оставшиеся в Советском Союзе родные были крайне бедны и несчастливы, но Хохлова не могла помочь им в полной мере.

«Ольга страдала, и в её жизни постоянно присутствовала эта печаль. Она преследовала её и отравляла ей жизнь, в том числе — семейную жизнь с Пабло Пикассо. Недаром один из разделов выставки назвали «Меланхолией».

Чувство вины преследовало Ольгу: по сравнению с её родными в Советской России, от которых она получала эти отрывочные вести, ей было слишком хорошо.

И эти свидетельства она сохранила в своём сундуке», — рассказал Петухов.

Другой куратор выставки, историк искусства Жоакин Писсаро, которому Бернар Руис-Пикассо позволил исследовать данные письма, отмечает, что самое большое впечатление на него произвела переписка Хохловой с матерью.

«Мать Ольги Лидия, с которой та была очень близка, постоянно надеялась, что Ольга вернётся в Москву. Но этого не случилось… В какой-то момент Лидия написала дочери: «А, я понимаю, твой муж не хочет, чтобы ты возвращалась в Москву».

И одна эта строчка даёт нам представление обо всей той тяжелейшей драме… Мы можем только предполагать, что думал об этом Пикассо. Но, вероятно, он не горел желанием отпускать Ольгу — художник любил всё контролировать, всё должно было вращаться вокруг него. Поэтому возвращение было исключено.

Мне кажется, что именно после всего этого Ольга потеряла надежду и начала медленно угасать», — отметил Жоакин Писсаро в беседе с RT.

Выставка «Пикассо & Хохлова» в ГМИИ им. А.С. Пушкина продлится до 3 февраля 2019 года.

Источник: https://russian.rt.com/nopolitics/article/575091-pushkinskii-muzei-pikasso-hohlova

Выставка

Выставка Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

ГМИИ им. А.С. Пушкина совместно с Национальным музеем Пикассо в Париже и Фондом поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) представляют в Москве выставку «Пикассо & Хохлова». героиня выставки — первая жена Пабло Пикассо, Ольга Хохлова.

Когда проходит: 20 ноября 2018 – 3 февраля 2019
Место проведения: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Главный корпус (Волхонка, 12)

на выставке:

История любви испанского художника и русской танцовщицы предстанет перед зрителями в работах художника, фотографиях, письмах и вещах из личного архива семьи Пикассо. В экспозицию войдут как известные произведения, так и те, которые никогда не демонстрировались российской публике.

Впервые выставка, посвященная Пабло Пикассо и Ольге Хохловой, прошла в Национальном музее Пикассо в Париже в 2017 году.

К 100-летию знакомства художника и его первой жены музей представил проект «Ольга Пикассо», рассказывающий о периоде жизни, проведенном супругами вместе, а также о влиянии Ольги и русской культуры на творчество мастера. Сегодня экспозицию принимает ГМИИ им. А.С.

Пушкина, известный своими масштабными выставками Пикассо. В фондах музея хранятся работы художника и уникальные фотографии, которые Ольга Хохлова пересылала своим родственникам в Россию в 1920-е годы.

В составе московской выставки «Пикассо & Хохлова» более 200 экспонатов — от монументальных панно до предметов мебели, писем и открыток. Большинство произведений живописи и графики входят в коллекцию Национального музея Пикассо в Париже — крупнейшего в мире центра изучения творчества художника.

Другой ключевой участник — фонд FABA, глава которого — Бернар Руис-Пикассо, внук Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, — впервые в России покажет семейное собрание неизвестных работ мастера, а также архивные материалы, найденные в дорожном сундуке Ольги, где они хранились долгие годы.

Исследование архива позволило восстановить историю отношений Ольги и Пабло и создать уникальный выставочный проект.

Выставка ставит перед собой задачу показать зрителям работы Пикассо в контексте его личной истории. Экспозиция построена на развитии связанных с Ольгой сюжетов и тем в творчестве художника — от классических портретов и образов материнства до сюрреалистических видений. Каждая тема раскрыта в одном из одиннадцати разделов выставки.

Пабло Пикассо и Ольга Хохлова встретились в 1917 году в Риме, во время работы над постановкой балета «Парад» в рамках «Русских балетов» Сергея Дягилева. В 1918 году они обвенчались в православной церкви в Париже.

Ольга Хохлова стала первой официальной женой художника и главной моделью нового, «классического» периода его творчества. Авангардный ритм работ Пикассо был усмирен всеобщим «возвращением к порядку» в искусстве и жизни.

Сменилась художественная манера Пикассо, стало иным и его положение в обществе: вместе с Ольгой они теперь представляли собой светских персон, обретя новый социальный статус. Вместе с покоем и тишиной в искусство Пикассо вошли эпические, монументальные формы, вдохновленные классическим искусством.

Этот, наиболее насыщенный этап отношений Пабло Пикассо и Ольги Хохловой, будет представлен в Белом зале музея. Здесь можно будет увидеть портреты Ольги, объединенные двумя темами – «Муза и модель» и «Меланхолия».

Часть экспозиции под названием «Смена декораций» расскажет о светских салонах, апартаментах и замках, где проводила время семья Пикассо. Раздел «Материнство» и «Поль» раскроют домашний мир Ольги, который был полностью посвящен сыну Пауло, родившемуся 4 февраля 1921 года.

В середине 1920-х годов отношение Пикассо к семье изменилось. Новые увлечения в жизни и в искусстве усложнили отношения Пабло и Ольги. Другим стал и образ жены в работах художника. Этот период, завершившийся разрывом, представлен в дополняющих друг друга тематических разделах выставки.

История встреч с новой возлюбленной – в «Мастерской» и «Купальщицах»; перемена отношения к Ольге – в «Метаморфозе»; светские маски и скрытая драма в любительских киносъемках в разделе «На экране».

Неоднозначность отношений Пикассо и окружающих его женщин нашла отражение в сюжетах «Коррид и распятий», где художник отождествил себя с быком-жертвой тореро, и, наконец, в «Эросе и Танатосе», где собраны работы, объединенные темой минотавра – тирана и жертвы, – основного alter ego мастера в 1930-е годы.

Пикассо и Хохлова окончательно расстались в 1935 году, оставаясь, однако, официально женатыми вплоть до смерти Ольги в 1955 году.

После завершения в Москве, выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
Выставка посвящена чрезвычайно важному периоду в жизни Пабло Пикассо, связанному с его русской женой, балериной Ольгой Хохловой.

Мы представляем свою версию истории их совместной жизни, рассказываем о русском следе в биографии мастера.

Вместе со зрителем мы пройдем через разные этапы этой чрезвычайно интересной и драматичной истории, которая не только внутренне изменила самого художника, но и оказала огромное влияние на его искусство.

Бернар Руис-Пикассо, куратор выставки, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо:
Выставка представит результат долгой работы по изучению архивов, которые Ольга Хохлова (1891–1955), моя бабушка по линии отца, оставила мне, и которые позволили осветить годы ее совместной жизни с Пабло Пикассо. Я хочу поделиться с вами этим приключением, которым стало для меня исследование содержимого этих архивов, и множества деталей, повлиявших на работу Пикассо на протяжении его жизни с Ольгой.

очередь на выставку в субботу 8 декабря 2018

ВЫСТАВКА «ПИКАССО&ХОХЛОВА» — стоимость посещения

• 600 рублей – входной билет;
• 300 рублей – льготный билет;

Бесплатные билеты:• дети до 16 лет• инвалиды 1 и 2 групп (граждане РФ и СНГ), посетители на инвалидных колясках• лица, сопровождающие инвалидов 1 и 2 группы, детей-инвалидов

• студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства, архитектуры и кинематографии, ВУЗов и СУЗов РФ

Часы работы Главного здания ГМИИ им. Пушкина (ул. Волхонка, 12):ВТ, СР, СБ, ВС: с 11:00 до 20:00

касса (вход) с 11:00 до 19:00

ЧТ, ПТ: с 11:00 до 21:00
касса (вход) с 11:00 до 20:00

ПН: выходной

По всем возникающим вопросам можно позвонить в Музей по телефону:
+7(495)697-95-78 каждый день с 11:00 до 19:00
Официальный сайт: pushkinmuseum.art

Выставка «Пикассо & Хохлова» приурочена к XXXVIII Международному музыкальному фестивалю искусств «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», который пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 30 ноября по 27 декабря.

В рамках выставки будет проводиться образовательная программа, включенная в цикл «Осень Пикассо», объединяющий три проекта — выставки «Анатомия кубизма», «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген.

Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера» и «Пикассо & Хохлова»; а также серия мероприятий для людей с особыми потребностями, подготовленная отделом инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Кураторы выставки: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Источник: https://mostrek.ru/vyistavka-pikasso-i-hohlova/

Художник и балерина: история любви Пабло Пикассо и Ольги Хохловой в фотографиях и картинах

Выставка Пабло Пикассо. Ольга Хохлова

Ольга Хохлова родилась в Нежине Черниговской губернии (сейчас — Украина), в семье полковника Степана Хохлова и его жены Лидии (урожденной Винченко). У нее был старший брат Владимир, а после в семье родились еще три ребенка: Нина, Николай и Евгений. С Украины Хохловы переехали в Санкт-Петербург (точная дата переезда неизвестна), а около 1910 года — в Карскую область (сейчас — Турция).

1911

Ольга вступает в труппу «Русские балеты» и путешествует в ее составе по Европе и США.

Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte

Archives Olga Ruiz-Picasso

1914−1915

Ольга в последний раз возвращается к родным, а в декабре 1915 года вновь уезжает в зарубежное турне.

Февраль 1917

В России происходит революция. Император Николай II отрекается от престола, формируется временное правительство. На три послереволюционных года Ольга потеряет связь с родными.

Тогда же Пабло Пикассо и Жан Кокто приезжают в Рим для работы над постановкой балета «Парад» с труппой Сергея Дягилева. Премьера проходит 18 мая в парижском театре Шатле.

В Риме 25-летняя Ольга знакомится с Пикассо, и осенью он едет вместе с ее труппой в Барселону. Там художник пишет один из первых портретов Ольги — «Ольга Хохлова в мантилье». Значимой деталью ее наряда была как раз мантилья — атрибут традиционного испанского костюма, для имитации которого Пикассо использовал скатерть.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Ольга Хохлова в мантилье, лето-осень 1917. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

«Портрет Ольги в кресле», написанный несколько недель спустя с постановочной фотографии, обозначил полноправное вступление Ольги в творчество будущего мужа, увлеченного в это время переосмыслением неоклассицизма Жана-Огюста-Доминика Энгра.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Портрет Ольги в кресле. Монруж, весна 1918. Национальный музей Пикассо, Париж

Во время гастролей Пикассо знакомит Ольгу с матерью. Мария Пикассо говорит ей о том, что ее сын не создан для семейной жизни, что с ним невозможно быть счастливой.

Ольга получает травму ноги и временно оставляет сцену.

12 июля 1918

Ольга и Пабло женятся и венчаются в русской церкви на улице Дарю в Париже.

На церемонию пригласили Сергея Дягилева, Жана Кокто, Гертруду Стайн, Анри Матисса, Гийома Аполлинера и других известных деятелей искусства того времени.

Пикассо и Хохлова подписывают брачный контракт, по условиям которого в случае развода все имущество супругов, в том числе произведения искусства, делится пополам.

После свадьбы Пикассо и Хохлова едут в свадебное путешествие в Биарриц, где останавливаются на вилле чилийской меценатки Эухении Эррасурис «Ла Мимозре».

Середина ноября 1918

Молодожены селятся в парижской квартире на улице Ла Боэси (дом 23), недалеко от галереи Поля Розенберга, ставшего с недавних пор агентом Пикассо.

Меняется манера Пикассо, и его положение в обществе: вместе с Ольгой они превращаются в модных светских персон, обретают стабильный социальный статус.

В круг ближайших знакомых Пабло и Ольги входят Игорь Стравинский, Жан Кокто, а также граф Этьен де Бомон, устроитель роскошных приемов, которые обожает Ольга.

Май-июнь 1919

Пикассо едет вместе с Ольгой в Лондон для работы над декорациями и костюмами к балету «Треуголка» на музыку Мануэля де Фальи. Ольга, ненадолго возобновив занятия танцем, вскоре окончательно покидает труппу «Русские балеты» и завершает карьеру балерины.

1920 год

Ольге удается восстановить связь с семьей. Она узнает, что ее младший брат Евгений умер еще в сентябре 1917 года, средний брат Николай (подобно многим другим белогвардейцам) бежал в Сербию, а мать и сестра живут в Тифлисе (Грузия), все более нуждаясь.

В это же время Ольга становится постоянной моделью Пикассо. На множестве портретов, выполненных им в неоклассической манере, она почти всегда выглядит спокойной и задумчивой. В ее застывшем, устремленном скорее в себя, чем на зрителя, взгляде чувствуется беспокойство о судьбе родных.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Задумчивая Ольга. Париж, зима 1923. Национальный музей Пикассо, Париж

4 февраля 1921

Рождается Пауло (Поль) Пикассо, первый и единственный ребенок Ольги и Пабло. В творчестве Пикассо появляются сцены материнства.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Мать и дитя. Париж, осень 1921. Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

В этих сценах царит покой, которому оказался созвучен интерес Пикассо к Античности и Ренессансу, возникший во время его знакомства с Ольгой в Италии и вновь оживший в 1921 году, когда семья проводила лето в Фонтенбло. Появление на свет сына сблизило Ольгу и Пабло изменило течение их жизни: в их семейный круг вошли няня, кухарка и шофер.

Ольга отдавала сыну все свое внимание; Для отца Поль стал предметом гордости. Во множестве портретов сына Пикассо символически передает ему свои увлечения, наряжая мальчика в костюмы персонажей комедии дель арте, в частности Арлекина, с которым в молодости — как свидетельствуют о том картины «розового периода» — он отождествлял себя сам.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Семья на берегу моря. Динар, лето 1922Национальный музей Пикассо, Париж

Один из портретов запечатлел Поля рисующим — возможно, Пабло пытался вспомнить свои собственные детские ощущения, ведь он тоже был сыном художника.

Поль не знал своих русских родственников, которые между тем часто писали ему, прилагая открытки к письмам Ольге.

Пока связь с Хохловыми сохранялась, Пикассо регулярно посылал им деньги, а иногда и свои работы — например, вырезанную из бумаги фигурку лошади, близкую к работе, созданной им в это же время для маленького Поля.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Поль на ослике. Париж, 15 апреля 1923Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

1925−1926 гг.

В 1925 году Пикассо начинает осознавать, что их счастливый брак с Ольгой близится к концу. В апреле они вместе отправляются в Монте-Карло, где встречаются с Дягилевым. Пабло увлеченно рисует танцующих балерин.

Несомненно, это обостряет горечь Ольги, вызванную вынужденным отказом от продолжения балетной карьеры за несколько лет до этого. Однако именно в образе балерины Пикассо решил представить ее в своей большой картине «Танец» (галерея Тейт Модерн, Лондон).

Упрощенные, примитивистские формы и резкие цветовые контрасты этого полотна позволяют считать его первым проявлением перемен во взгляде художника на свою жену.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо Художник и модель. Париж, 1926. Национальный музей Пикассо, Париж

Ольга, зримо присутствующая в портретах «неоклассического» периода, сохраняет заметное место в его творчестве и после 1925 года, хотя узнать ее на картинах становится нелегко. Идеализированный меланхоличный образ молодой женщины уступает место безжалостно деформированным фигурам, принимающим угрожающе агрессивные позы.

Ольга ощутимо преследует живопись Пикассо, проникая и в неприступное убежище художника — мастерскую. Она оборачивается жутким чудовищем с заостренным, будто кинжал, носом и торчащими наружу зубами.

В нескольких картинах и рисунках ее образ даже перекрывает профильный автопортрет Пикассо, указывая тем самым на сохраняемую ею власть над мужем — как художником, так и человеком.

Январь 1927

Пикассо знакомится с семнадцатилетней Марией-Терезой Вальтер у входа в Галери Лафайет. Он подходит к ней со словами: «Я Пикассо. Вы и я вместе совершим великие вещи». У них завязывается роман.

1928 год

В творчестве Пикассо впервые появляется образ минотавра. Минотавр — образ единства влечений к жизни и к смерти — стал новым alter ego Пикассо, символизирующим сложные двойственные отношения, которые завязались у художника с женщинами в начале 1930-х годов.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Фигуры на берегу моря. 12 января 1931. Национальный музей Пикассо, Париж

Разрываясь между страстью к Марии-Терезе и супружеским долгом перед Ольгой, Пикассо зашифровывал свою личную историю в образах античных мифов. В сценах насилия, навеянных древними дионисийскими культами, находили для него выражение жестокость любви и неукротимость желания.

Succession Picasso 2018

Два снимка Ольги и Поля Пикассо из фотоавтомата. Около 1928, фотография. Архив Ольги Руис-Пикассо, Фонд поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо, Мадрид

Летом Ольга и Пабло с сыном отдыхают в Динаре; неподалеку от них селится и Мария-Тереза Вальтер, с которой Пабло тайком встречается. Обстановка вдохновляет его на серию «Купальщицы».

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Большая обнаженная в красном кресле. Париж, 5 мая 1929. Национальный музей Пикассо, Париж

Июнь 1930

Пикассо покупает имение в Буажелу, недалеко от Жизора в Нормандии, и устраивает там скульптурную мастерскую.

Осень 1930

Мария-Тереза Вальтер селится в доме 44 по улице Ла Боэси, напротив квартиры Пабло и Ольги.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Фигуры на берегу моря. 12 января 1931. Национальный музей Пикассо, Париж

1935

Пикассо создает собственную мифологию, смешав такие разнородные темы, как коррида, распятие и минотавр, в знаменитую «Минотавромахию» — трагическую притчу, в которой выкристаллизовывается кризис, мучивший его.

С этого момента, совпавшего с окончательным разрывом супружеских отношений с Ольгой, ее присутствие в творчестве Пикассо становится все более тихим и незаметным, но все же парадоксальным образом напоминает об одиночестве и страдании женщины, которая день за днем писала письма своего законного мужа.

Пикассо временно оставляет живопись ради литературы.

Июнь 1935

Пабло и Ольга разъезжаются. Ольга живет, меняя один отель на другой. За дело о разводе берутся сразу два адвоката. По французскому закону, Пикассо обязан отдать половину своего имущества жене, а значит, половину картин. Пикассо всегда трудно расставался со своими работами. Развод не состоялся. Ольга остается его официальной женой вплоть до своей смерти.

5 сентября 1935

У Марии-Терезы Вальтер и Пикассо рождается дочь Мария де ла Консепсьон, или, в кругу родных, Майя.

Осень 1936

Пикассо отдает имение в Буажелу Ольге, которая, однако, будет приезжать туда лишь изредка. Амбруаз Воллар предоставляет в распоряжение Пикассо новую мастерскую в Ле-Трамбле-сюр-Мольдр под Парижем, где художник селится вместе с Марией-Терезой и Майей.

Succession Picasso 2018

Пабло Пикассо. Женщина с часами. Жуан-ле-Пен, 30 апреля 1936. Национальный музей Пикассо, Париж

1940-е

Отношения между Ольгой и Пабло, несмотря на кратковременные просветы, остаются натянутыми.

Начало 1952

У Ольги обнаруживают рак. Она начинает лечиться в клинике Бо-Солей в Каннах.

11 февраля 1955

Ольга Пикассо умирает в Каннах.

Fine Art Images / Heritage Images / Getty Images

Выставка «Пикассо & Хохлова» продлится с 20 ноября 2018 по 3 февраля 2019 в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве. После завершения в Москве выставка пройдет в Музее Пикассо в Малаге (с 25 февраля по 2 июня 2019 года) и в Культурном центре Кайша Форум в Мадриде (с 18 июня по 22 сентября 2019 года).

Кураторы: Эмилия Филиппо, хранитель Национального музея Пикассо (Париж); Жоаким Писсарро, историк искусства, директор галерей Хантер-колледжа; Бернар Руис-Пикассо, сооснователь и сопредседатель Фонда поддержки искусства Альмины и Бернара Руис-Пикассо (FABA) (Мадрид); Алексей Петухов, старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв.еков ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Источник: https://esquire.ru/articles/70692-hudozhnik-i-balerina-istoriya-lyubvi-pablo-pikasso-i-olgi-hohlovoy-v-fotografiyah-i-kartinah/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики