Vigoda

Выставка одной скульптуры Петр I

Памятник Петру I работы Михаила Шемякина

Выставка одной скульптуры Петр I

От гениального произведения метафизического синтетизма до образчика дегенаративного искусства – таков спектр мнений туристов об этом памятнике.

Лично я считаю его талантливым и умным. Почему? Сейчас объясню.

«А почему голова такая маленькая? А чего пальцы длинные? Что это вообще за ерунда?»  С таких слов обычно начинают туристы обсуждение памятника Шемякина. Действительно, скульптура эта, установленная в Петропавловской крепости в 90-х годах, производит впечатление крайне неоднозначное. И поначалу сами петербуржцы от этого памятника буквально плевались.

Со временем, правда, к нему привыкли, и сейчас он уже воспринимается, как неотъемлемая часть Петропавловской крепости. И вправду, Пётр здесь на себя не похож. Нет в нём  «медноскачущей» грации Медного всадника: узкие плечи, маленькая и почему-то лысая головка, длиннющие пальцы, худые ноги, огромные ступни, неестественная одеревенелость всей фигуры.

Почему Шемякин изобразил Петра именно таким?

Шемякин – человек непростой судьбы

Здесь не место подробно рассказывать биографию Михаила Шемякина. Напомню только, что в советское время он учился в Ленинградской Академии художеств, откуда, правда, был исключён, как это тогда называли, за формализм. Впоследствии Шемякин оказался ещё и в сумасшедшем доме на правах диссидента. Там его изрядно накачали психотропными средствами.

Да и вообще, пребывание в этом заведении никому ещё на свете удовольствия не доставляло. Шемякин впоследствии рассказывал следующий эпизод: в какой-то момент ему дали разрешение рисовать. И вот сидит он в палате, рисует. В это время происходит обход. Главврач, в окружении студентов-практикантов, подходит к Шемякину и видит на его рисунке, в уголке, подпись: «СПБ» и дату.

Желая наглядно продемонстрировать своим слушателям неадекватность пациента, он, обращаясь к Шемякину, ласково говорит: «А почему же вы пишете СПБ (то есть Санкт-Петербург)? Ведь город-то наш сейчас называется Ленинград». Шемякин, горько усмехнувшись, отвечает ему: «А СПБ – это не Санкт-Петербург. СПБ – это специальная психиатрическая больница». Врач, смутившись, уходит.

А вечером Шемякин получает дополнительную порцию уколов.

Впоследствии, когда его всё-таки выпустили, Шемякин некоторое время провёл в стенах монастыря, где, по его собственным словам, ему удалось во многом избавиться от последствий пребывания в дурдоме. В конце 80-х Шемякин эмигрировал сначала во Францию, затем в Америку, где живёт и сейчас.

Памятник Петру Первому Шемякин подарил Петербургу. Причём, как говорят, предлагал по очереди разным музеям, но везде отказывались под разнообразными предлогами. Никто не хотел связываться с таким неоднозначным памятником великому императору.

В итоге Шемякин буквально всучил скульптуру Петропавловской крепости, где она в итоге и прижилась. Повторяюсь: поначалу установка этого памятника вызвала бурю возмущения. Однако не все отнеслись к нему так критично. Сам Шемякин утверждал, что идею памятника подарил ему его близкий друг Владимир Высоцкий.

Действительно, Шемякин с Высоцким дружили. А у последнего есть даже песня, посвящённая художнику, а в ней – такие строки: «…а то, что друг мой сотворил – от Бога, не от беса. Он крупного помола был, крутого был замеса…» К Шемякину можно относиться по-разному.

Но вряд ли кто-то откажется признать талант и художественное чутьё Владимира Высоцкого. То, что он ценил творчество Шемякина, уже, на мой взгляд, о многом говорит.

А ещё в Петербурге рассказывают, что этот памятник Петру спас город от другого, гораздо более неоднозначного памятника. Дело в том, что в своё время, как гласит народная молва, Церетели пытался подарить городу свой гигантский памятник Петру Первому, который сейчас находится в Москве.

С этой идеей он пришёл к Анатолию Собчаку.

А Собчак, выслушав Церетели и вспомнив, сколько критики обрушилось на его голову за установку памятника Петру в Петропавловке (памятника, казалось бы, небольшого), подумал: а что же будет, если в Петербурге появится гигант Церетели? «Нет, — решил мэр, — ну его от греха подальше» – и дара церетелевского не принял.

А почему же всё-таки маленькая голова?

Нужно понимать, что творчество Шемякина – творчество сложное и интеллектуальное. В молодости Шемякин, отдав дань увлечения написанию разнообразных манифестов и созданию «измов», стал автором манифеста «Метафизического синтетизма» — так сам он называл своё направление.

К его теоретическим потугам многие относились с иронией.

У Довлатова, в одной из повестей сборника «Чемодан», скульптор, создающий сомнительных достоинств памятник Ломоносову, кричит: «Вы ничего не понимаете! Моя скульптура – последний писк метафизического синтетизма!» Но всё-таки Шемякин глубок и сложен – это нужно признать. Все его произведения – это игра с образами.

Шемякин берёт памятник, скульптуру или другой арт-объект, который давно уже стал частью культурного текста, видоизменяет его, добавляет новые смыслы, модернизирует, осовременивает. И таким образом, получает произведения, которые как бы вплетаются в ткань культуры, подобно ещё одной нити, вплетённой в сложный узор ковра.

Именно так он работал и над памятником Петру. У Шемякина было как минимум два предмета, которые вдохновляли его на создание этой вещи. Во-первых, это прижизненная восковая маска Петра. Копия с этой маски до сих пор хранится в Петербурге, в Русском музее.

Маска эта даёт точное представление о том, как выглядел наш император в зрелом возрасте. И лицо Петра Первого, созданное Шемякиным, в точности повторяет реальные черты государя. Действительно, человек перед нами уже немолодой, потрёпанный жизнью и откровенно некрасивый. А таким он был и в действительности.

Единственное отличие памятника от Петра реального заключается в том, что Пётр никогда не был лысым. Но лысина Петра бронзового тоже вполне объяснима. Ведь Шемякин старался создать свой образ Петра максимально близким к тому оригиналу, к той маске, которая у него была.

А ведь восковая маска, как вы понимаете, волос не отражает, воск накладывается как раз до верхней границы лба. Именно поэтому Пётр Шемякина обзавёлся лысиной.

Второй источник вдохновения для Шемякина – так называемая «восковая персона».

В Европе в то время возник странный обычай, который, как и многие другие европейские новинки, при Петре перекочевал в Россию: после смерти человека создавать его «восковую персону» — куклу, которая одевалась в настоящую одежду, для которой делался парик из настоящих человеческих волос – своеобразный посмертный памятник, максимально похожий на модель. Ведь, согласитесь, фигура из воска, который по цвету и фактуре ближе к человеческой коже, смотрится гораздо реалистичней, чем памятник из бронзы или камня. После смерти Петра такая «восковая персона» была создана. Она до сих пор хранится в одном из залов Эрмитажа. Кстати, если пойдете в Эрмитаж, не забудьте захватить мой авторский путеводитель по Эрмитажу; скачать его можно бесплатно. Интересно, что восковой Пётр сидит на стуле в точно таком же положении, какое Шемякин придал своему Петру.

«Восковые персоны» создавались не только в России. Вот, например, «персона» из замка Розенбург в Копенгагене.

Длинные пальцы, маленькие ноги

Судя по всем описаниям Петра Первого, а также по сохранившимся его личным вещам, мы можем с уверенностью сказать, что человек этот был некрасивый и непропорциональный.  Пётр высок: два метра четыре сантиметра. При этом у него малюсенькая голова.

  В Петергофе, во дворце Монплезир, до сих пор хранится ночной спальный колпак Петра – совсем маленький в диаметре. Пётр высок, но худощав и узок в плечах. Несколько лет назад в Эрмитаже была большая выставка старинных костюмов.

Меня поразили камзолы Петра, точнее, то, на какую худощавую фигуру они были сшиты. У Петра при этом маленькая нога (38-й размер), но большая рука (сохранились отпечатки его громадных ладоней). Пётр, судя по описаниям, силён: может пальцами согнуть металлическую монету.

Вот таким был наш император в действительности: рослый, худощавый, крепко сбитый, но очень неуклюжий и совсем не Аполлон.

Из личного опыта: моё собственное мнение по поводу памятника Петру в Петропавловской крепости – Шемякин в данном случае пытался представить Петра таким, каким его могли видеть современники. Ведь многим реформы Петра были не по душе.

А наиболее радикально настроенным русским людям того времени, ратовавшим за сохранение старины (в особенности старообрядцам), Пётр казался чуть ли не выходцем с того света.

При жизни Петра о нём ходили самые разнообразные слухи:  мол, и во время заграничного путешествия его подменили, и царь он ненастоящий; и говорили даже, что Пётр – это и есть антихрист, пришедший в мир.

А именно таким Шемякин его и изобразил: странным чудовищем не от мира сего, сидящем на троне, как статуя или механизм, не похожим на живого человека, в басурманском, нерусском, гротескном костюме. Как мне кажется, идея Шемякина заключалась именно в том, чтобы передать то ощущение иноземности, инородности Петра Первого, которое испытывали многие его современники. В этом смысле в скульптуре есть глубокий и сложный смысл.

После осмотра Петропавловской крепости мы направляемся на другой берег Невы. Для этого нам нужно проехать по самому красивому мосту города — по Троицкому мосту.

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще я могу показать вам русский Версаль.

Источник: http://peterburg-blog.ru/pamyatnik-petru-i-rabot-mihaila-shemyakina/

Памятник Петру I (Москва). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Выставка одной скульптуры Петр I

Памятник работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из самых высоких в России памятников. Общая высота памятника 98 метров.

Описание

Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал.

Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.

Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений.

Свиток, который держит в руках Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника.

Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Создание и монтаж

По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать.

По данным из неофициальных источников, стоимость возведения гигантского бронзового царя — 15-20 млн. долл. Установка памятника по официальным данным стоила 100 миллиардов неденоминированных рублей, то есть 100 миллионов деноминированных, или ровно 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

На проектирование и строительство царя ушёл неполный год. В аэродинамической трубе Института механики МГУ были проведены продувки макета памятника, созданного сотрудниками Института (ныне в музее истории МГУ), что позволило существенно улучшить аэродинамические характеристики монумента.

Работы по монтажу проводили 120 монтажников 1-го МСМУ АО «Стальмонтаж» под руководством ведущего геодезиста Валерия Маханова и ведущего бригадира Владимира Максимова.

Независимая общественная комиссия, оценивавшая художественные качества памятника в 1997 году, за несколько месяцев до его открытия, указывала (см.

публикацию в журнале «Столица» одного из её членов), что «Пётр I», официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является.

«Прежде всего потому, что праздник прошёл аж в октябре прошлого года.

Во-вторых, ещё в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник.

Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель. Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.

 

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чём правительству Родины было сообщено специальным письмом.

И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели.

Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны».

Памятник Петру работы Кербеля «выселили» в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3.

Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»… и т. п., что выполнено не было.

Памятник был открыт 5 сентября 1997 года в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы, до этого, 3 и 4 сентября соответственно, Лужков и Ельцин открыли территорию вокруг восстановленного Храма Христа Спасителя и реконструированный Столешников переулок с храмом возле будущего отеля «Marriott Аврора».

Пётр I на ботике. Модель М.М. Антокольского. Париж, фирма «Фализ», 1891-96. shakko, CC BY-SA 3.0

Критика

Памятник вызвал практически единодушное отторжение в кругах общественности и архитекторов в связи с его внешним видом и отсутствием ценности для города.

В 1997 году журнал «Столица» и его главный редактор Сергей Мостовщиков провели серию публикаций против памятника, а также акцию по сбору подписей против установки памятника.

Мероприятие проводилось под лозунгом «Вас здесь не стояло», а графическим символом акции было сопоставление композиции Церетели с творением Остапа Бендера «Сеятель облигаций государственного займа» из фильма «Двенадцать стульев».

Журнал вышел с вложенной внутрь наклейкой — перечёркнутый памятник Петру и лозунг — и предложением писать в журнал письма с поддержкой, которых было получено около 5 тыс. Как писал журнал «Столица», анализируя письма читателей, «гигантские размеры памятника и неудачно выбранное для него место — основные причины недовольства москвичей».

Агитационные материалы против установки памятника журнал “Столица”, CC BY-SA 3.0

16 мая 1997 года общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведённых в городе фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМом — половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела своё собственное ание: 13 её членов проали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проали «против». О том, что решение будет положительным для Церетели, критики памятника писали заранее.

Однако в 2014 году архитектурный критик Григорий Ревзин в своем мемуаре, посвящённом этому памятнику, анализируя протестные акции, сомневается в их «спонтанности»: «заполнить Москву наклейками и плакатами „вас здесь не стояло“ — это такой рекламный бюджет, который надо согласовать, утвердить и получить — он сам не образуется.

Сотни публикаций против Петра, конечно, могли и сами собой производиться — и в какой-то момент и производились, но всё же скорее кто-то вначале запустил процесс.

И уважаемый мною Марат Гельман, кстати, который придумывал впечатляющие акции против Петра, — он, конечно, утверждал ценности современного искусства, но одновременно ведь он тогда уже работал и как политтехнолог».

По его мнению, это была запланированная антилужковская манипуляция, связанная с политикой, а не с эстетикой: «Вы вспомните время: Ельцин победил на выборах благодаря ситуативному союзу разных сил, демократов с бизнесменами, топ-менеджеров с артистами, интеллигентов с ворами в законе и т. д. 

Эта история про ужасную тра-та-та бандуру, которая встала вопреки тра-та-та, — она выставляла Лужкова дикарём и самодуром (он таким и был, на мой взгляд; но тут вопрос, как представить).

А задача остановить Лужкова на пути в президенты была чуть не главной все последующие четыре года. Ни до, ни после этого, никогда на всём протяжении истории России, не было случая такого всенародного внимания к искусству ваяния.

В этой моей частной памяти Пётр Первый — это случай, когда я лично оказался объектом психологической манипуляции».

Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место. был составлен по итогам ания на сайте «Виртуальный турист» (2008). (Первое место заняло здание городского Совета в Бостоне, похожее на противоядерный бункер из серого бетона; второе — башня Монпарнас в Париже).

6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт.

Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме.

Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в посёлке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.

Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть.

Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.

Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели».

По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты. Некоторое время спустя по просьбе Василия Церетели, внука скульптора и директора Московского музея современного искусства, фамилию из объявления убрали, оставив текст «на снос памятников, уродующих город».

После отставки Лужкова

28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место.

Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся.

Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Прибалтийской площади Yanyarv, CC BY-SA 3.0

Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением».

О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново, Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск.

Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался: в городе уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.

28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Пётр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что всё должно быть, как создали наши предки».

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/24273-pamyatnik-petru-i-moskva/

Памятник Петру I

Выставка одной скульптуры Петр I

Памятник Петру I – “В ознаменование 300-летия российского флота” – невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 – 1725) – последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток.

Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император.

Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами.

Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника – 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и Покорителям космоса (107 метров).

Автор скульптуры: скульптор Зураб Церетели.

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде.

Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность.

На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля.

Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной.

Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года – в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы “Реввоенсовет” заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры.

Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте.

И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

“Вас здесь не стояло”: критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан – слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника – дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги – символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом.

Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб.

Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло.

После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: “Пётр Христофорович”, “Кинг-Конг”, “Колумб с головой Петра”, “Гулливер” и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I “В ознаменование 300-летия российского флота” находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики “Красный Октябрь”. Добраться до него можно пешком от станций метро “Парк Культуры” Сокольнической и Кольцевой линий, “Полянка” Серпуховско-Тимирязевской и “Октябрьская” Калужско-Рижской.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/pamjatnik_petru_pervomu

Петры Первые в скульптуре

Выставка одной скульптуры Петр I
visualhistoryВот, сам хотел сделать обзор по памятникам Петру I.
На сегодня они из российких городов есть в С.

-Петербурге (много), Архангельске, Астрахани, Балтийске, Бийске, Великом Новгороде, Воронеже, Выборге, Калининграде, Липецке (целых два), Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Переславле-Залесском, Петрозаводске, Сочи, Таганроге, Туле, Шлиссельбурге, плюс бюсты в Махачкале, Екатерибурге.

В советское время, до “реабилитации” Петра Великого в 1937 году успели снести практически все имевшиеся, кроме Медного всадника и воронежского. Потом начали восстанавливать, ещё при Сталине.Так, в Петрозаводске монумент открыли в 1873-м, демонтировали в 1918-м, восстановили в 1940-м.

В Архангельске памятник поставили в 1914, снесли в 1920, восстановили в 1948-м.В Выборге и Воронеже памятники Петру были снесены иностранными оккупантами, но восстановлены в 1950е.

Но самая невероятная история с Петром случилась в Таганроге, где в довоенное время памятник сначала убрали с глаз долой, потом в 1940-м перенесли на оконечность мыса, потом в 1943 году его торжественно открыли немцы (!) в центре города, потом после освобождения демонтировали советские власти (!), но в 1948 году снова восстановили. В общей сложности, согласно исследованиям таганрогского краеведа М. С. Киричек, памятник Петру I переносили с места на место 12 раз!

Оригинал взят у mamlas в Петры Первые в скульптуре

Ещё о достопримечательности им. Петра Первого

Петр медный
Правители Российской империи

5 сентября 1997 года в Москве открыли памятник императору Петру I. Одна из самых скандальных скульптур в столице обошлась в $16,5 млн (по курсе 1997 — 100 млрд руб.

) и вызвала протест москвичей, однако композиция до сих пор возвышается над Москвой-рекой. Другие памятники Петру I по всей России сносили и свергали, а в бельгийском Антверпене бронзовая статуя российского императора стоит вопреки запрету.

Истории скульптур, посвященных последнему царю и первому императору,— в фотогалерее «Ъ». ©

По теме: Мифы и факты о Медном всаднике

Александр Петросян

Самая известная скульптура, изображающая Петра I, установлена на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие «Медного всадника» (скульптор Этьен Фальконе) состоялось в 1782 году. В обсуждении конструкции принимали участие императрица Екатерина II, французские мыслители Вольтер и Дидро.

По задумке памятник символизирует собой победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой, которую олицетворяет постамент. Для него в окрестностях Конной Лахты был выкопан Гром-камень, на его месте до сих пор сохранился водоем, названным Петровским прудом.

2.

Павел Смертин

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке установлен 5 сентября 1997 года. Официальное название конструкции — «В ознаменование 300-летия российского флота». По официальным данным, на возведение гигантской скульптуры потратили $16,5 млн (по курсу 1997 — 100 млрд руб.) по курсу 1997 года.

Конструкция стала одним из самых высоких памятников в России: высота мачты корабля — 98 м, стати императора — 18 м. СМИ писали, что изваяние Петра это переделанная статуя Колумба, которую Зураб Церетели не смог продать США, Испании и странам Латинской Америки.

В Москве архитекторы провели несколько акций против установки скульптуры под лозунгами «Вас здесь не стояло» и «Долой царя».

3. Сергей Субботин

Памятник Петру I в Петропавловской крепости установлен в 1991 году.

Скульптор Михаил Шемякин при создании вдохновлялся восковой статуей императора, которую создал итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (сейчас хранится в Эрмитаже).

Голова Петра является точной копией скульптуры Растрелли, а пропорции тела увеличены в полтора раза — это создает гротескный эффект, уверен Шемякин.

4. Юрий Кавер

Памятник Петру I в Архангельске установлен в 1914 году по проекту скульптора Марка Антокольского, постамент изготовили монахи Соловецкого монастыря.

В 1920 году скульптуру снесли как «металлическое изображение гидры капитализма», и он 13 лет пролежал на набережной Северной Двины.

В 1948 году памятник восстановили, с 1997 года скульптура изображена на купюре номиналом 500 руб. (500 000 руб. до деноминации 1998 года).

5. Jaime Silva

В 1918–1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царь-плотник.

Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме.

В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.

6. Murray Howe

«Царь-плотник» был частью ансамбля, вторая скульптура которого «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты» была установлена в Санкт-Петербурге через год. Сюжет памятника основан на легенде о смерти императора — по одной из версий, Петр, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург осенью 1724 года, увидел у Лахты севший на мель бот с рыбаками, начал их спасать и простудился, отчего и умер. Скульптура до сих пор не восстановлена, а ее модель, созданная Леопольдом Бернштамом, хранится в Петергофском музейном комплексе.

7.

В бельгийском Антверпене законодательно запрещено устанавливать памятники политикам, исключением стала только бронзовая статуя Петра I (скульптор Георгий Франгулян), которую поставили в 1998 году.

Композиция из фигуры императора и диска, который символизирует карту мира, установлена напротив аббатства святого Михаила, в котором остановился Петр в 1717 году.

По задумке скульптора, одна рука памятника на 20 см больше другой, что придает памятнику динамичность.

8.

В Петровском парке Выборга (Ленинградская область) установлен еще один памятник Петру I Бернштама. Открытие состоялось в июне 1910 года к 200-летию взятия города российскими войсками. После провозглашения независимости Финляндии в апреле 1918 года финские войска заняли Выборг и сбросили статую с постамента.

Памятник планировали отправить на металлолом в Германию, но сделка не состоялась. В ходе Советско-финской войны 1939–1940 годов памятник императору вернули на прежнее место, однако уже летом 1941 года финны опять свергли статую — в этот раз у нее оторвалась голова.

В 1954 году бронзовый памятник вернулся на место, где и стоит до сих пор.

9. Н. Козловский

В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов.

«Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя.

Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.

© «Коммерсантъ», 5 сентября 2016visualhistoryТолько что узнал о существовании снимков из уникального альбома «Виды фотографий города Торшка 1867 года» (коллекция В.Ф. Ярополова, в настоящее время хранится вл Всероссийском историко-этонографическом музее (ВИЭМ)).

Ракурс прямо как у Прокудина-Горского! Да и другие близко.

Качество, конечно, не ахти, но для Паствю подойдёт.2.3.4.5.6.7.8.

Источник: https://visualhistory.livejournal.com/1650294.html

Деньги туристов портят памятник Петру I работы Шемякина в Петропавловской крепости

Выставка одной скульптуры Петр I

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 июня. /ТАСС/. Деньги туристов, посещающих Петропавловскую крепость в Санкт-Петербурге, причиняют вред установленному здесь ровно 25 лет назад памятнику основателю города и крепости – Петру Великому. Об этом рассказала ТАСС хранитель фонда скульптуры Государственного музея истории Санкт-Петербурга Татьяна Щербина.

“Монеты, которые бросают туристы на постамент статуи, становятся серьезной проблемой, – отметила она.

– Они наносят ущерб бронзе, от них под влиянием дождя и снега остаются ржавые пятна, зеленеет защитная пленка – патина, предохраняющая материал от порчи.

Это может привести к тому, что потребуется вмешательство реставраторов, которое за 25 лет ни разу еще не потребовалось. Дворники сметают эти монетки, но туристы продолжают их бросать, не подозревая, что тем самым портят памятник”.

“Восковая персона” против “Медного всадника”

Памятник Петру I был подарен городу Михаилом Шемякиным в 1991 году. В преддверии дня рождения царя, отмечаемого 9 июня, статуя была установлена на главной аллее Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты.

Ее прообразами послужили хранящиеся в Эрмитаже посмертная маска Петра и его знаменитая “восковая персона”, созданные итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1725 году. Статуя работы Шемякина даже повторяет позу восковой копии императора – он сидит на троне, положив руки на подлокотники.

Однако петербуржцы, привыкшие к “Медному всаднику”, не сразу приняли произведение искусства конца ХХ века, и вокруг нового памятника велись ожесточенные споры.

Особенно смущали публику необычные пропорции фигуры царя: при естественном размере головы, достаточно точно представляющей подлинную внешность Петра, туловище и конечности сильно вытянуты, их длина увеличена в 1,5 раза, что, по мнению некоторых критиков, придает скульптуре гротескный характер и делает ее восприятие противоречивым.

“Сегодня можно сказать, что эта скульптура, а статуя работы Шемякина является не памятником Петру, а скорее парковой скульптурой с памятным значением, вполне вписалась в ландшафт Петропавловской крепости и стала его частью, хотя разговоры о нем продолжаются”, – считает Щербина. По ее мнению, в наши дни люди воспринимают эту скульптуру как артефакт, связанный с Петром, к тому же расположенный рядом с Петропавловским собором, где он похоронен, и экскурсоводы обязательно показывают ее туристам.

Традиция вредных привычек

Статуя Петра – один из самых фотографируемых объектов Петропавловской крепости, и именно ее популярность, по словам хранителя, создает наибольшие риски для ее сохранности. “Много лет у туристов бытовала привычка фотографироваться на коленях у статуи Петра, и иногда на статую забирались одновременно целыми группами.

Это вызывало тревогу музейщиков и озабоченность горожан, привыкших к более серьезному отношению к памятникам, от них стали поступать обращения. Два года назад вокруг статуи было поставлено ограждение, с тех пор забираться на нее стали реже, но появились две новых традиции, также небезопасные для скульптуры”, – сказала собеседница агентства.

Первая из этих традиций – монетки на постаменте, вторая связана с придуманной в народе приметой о том, что если потереть по очереди мизинцы на обеих руках бронзового царя, то непременно придут успех и богатство.

В результате натертые до блеска пальцы статуи выделяются на общем темном фоне патины и блестят на солнце, но защитный слой, по оценкам музейщиков, пока не поврежден.

Высоцкий и Собчак

Памятник находится в ведении музея с 1993 года. “Автор постоянно поддерживает с нами связь, интересуясь судьбой своего творения, – рассказала Щербина.

– Он знает о том, что вокруг скульптуры возникают новые традиции и считает это частью жизни статуи”.

По оценке музейщиков, статуя Петра I сделана из очень качественного материала, отливка и патина также отличаются хорошим качеством, поэтому не требуют особого ухода.

Считается, что автором идеи создания статуи Петра I по его посмертной маске был Владимир Высоцкий, который был другом Шемякина. Работа над статуей велась 8 лет. Отливка была выполнена в США.

В Петропавловской крепости памятник предложил установить Анатолий Собчак, тогда занимавший пост председателя Ленсовета.

Скульптура была установлена 7 июня 1991 года, за два дня до 319-й годовщины со дня рождения Петра I и за несколько дней до референдума, на котором ленинградцы приняли решение о возвращении городу исторического имени Санкт-Петербург.

Источник: https://tass.ru/kultura/3344762

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики