Vigoda

Выставка Дом в переулке Васнецова

Дом-музей В.М. Васнецова

Выставка Дом в переулке Васнецова

Дом-музей Виктора Михайловича Васнецова находится в Мещанском районе Москвы, к северу от центра. Двухэтажное здание, построенное в конце XIX века, признано памятником архитектуры. В основу архитектурного проекта легли рисунки Васнецова. Художник жил в этом доме с 1894 до своей смерти в 1926 году.

Жители столицы ласково именуют дом-музей художника Васнецова «Теремок» за внешний декор в неорусском стиле — сочетание модерна и древнерусского традиционного стиля с деталями из северного зодчества.

Интересно, что разные части дома имеют разный стиль. Так, гостиная выглядит как боярская комната XVII века, тогда как столовая напоминает крестьянский дом. На первом этаже, который был жилым, располагались комнаты семьи Васнецова, столовая и гостиная.

Именно здесь собирались так называемые «васнецовские среды», на которых присутствовала вся московская интеллигенция. Второй этаж использовался как мастерская. Размер помещения — 110 метров, высота потолков — 6 метров. В мастерскую вела закругленная лестница, которая проходила через деревянный сруб, похожий на храмы русского Севера.

Окна декорированы традиционными русскими наличниками в виде кокошников. Подсобные помещения напоминают русские избы.

© Официальный сайт Третьяковской галереи

После смерти Виктора Васнецова, его семья обратилась в Третьяковскую галерею с просьбой о создании мемориальной выставки на постоянной основе. Советская власть охотно пошла навстречу — Васнецова считали предшественником соцреалистического стиля.

Фольклорные мотивы художника использовались для пропаганды национального духа. Таким образом, удалось сберечь оригинальную обстановку. Мемориальный музей Васнецова открыт в его доме в 1953 году по инициативе наследников, которые передали здание под управление государства.

С 1986 года дом-музей Васнецова в Москве входит в музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

Цены на билеты в музей Васнецова

Мемориальный дом-музей Васнецова открыт для посещения с 10.00 до 17.00 (среда — воскресенье), кассы закрываются на час раньше. Понедельник и вторник — выходные. Санитарный день — последний четверг месяца. Обратите внимание: единовременно в музее могут находиться не более 40 человек, поэтому посещение в праздничные дни, групповые экскурсии нужно планировать заранее.

При самостоятельном знакомстве с экспозицией билеты стоят 300 рублей (льготные — 150 рублей). Детям до 18 лет — вход бесплатный.

Купить билеты в дом-музей Васнецова (официальный сайт «Третьяковской галереи»)

Посетить музей бесплатно могут:

  • Студенты российских вузов (независимо от формы обучения), учащиеся средних и средних специальных учебных заведений — первое и второе воскресенье каждого месяца.
  • Члены многодетных семей — каждую субботу.

Экскурсии в дом-музей Васнецова

Экскурсионное сопровождение стоит взять для более детального знакомства с бытом и жизнью художника, чтобы узнать интересные факты о предметах интерьера, о создании картин.

Экскурсию по музею Васнецова в Москве можно заказать в Третьяковской галерее. Стоимость экскурсии для организованной группы до 20 человек — 5000 рублей. Узнать подробности можно по телефону музея Васнецова: +7 495 681‑13–29. Есть программы как для школьников, так и для взрослых посетителей.

Время от времени в музее Васнецова от Третьяковской галереи проводятся экскурсии для сборных групп. Обычно, это выходные и праздничные дни. В теплое время года проводятся семейные пикники и творческие занятия. Анонсы мероприятий публикуются на сайте галереи и в официальной группе .

Экспозиция

Главные экспонаты музея Виктора Михайловича Васнецова — это его художественные работы: живопись и графика, предметы прикладного искусства. Здесь также размещаются биографические материалы и вещи, окружавшие художника в быту, — так называемые предметы эпохи. Коллекция музея насчитывает более 24 тысяч экспонатов, и наиболее значимые из них представлены в постоянной экспозиции.

Большинство бытовых предметов — оригиналы. Мебель необычна и, подобно самому дому, выглядит сказочно. В столовой есть буфет, который домочадцы прозвали «Скатерть-самобранка».

Дети Виктора Михайловича ставили тарелки за дверцы и блюда вмиг наполнялись едой. Дело в том, что задняя стенка буфета примыкала к кухне — повара поддерживали сказочный статус буфета.

Сохранились изразцовая печь, самовар, массивные люстры, посуда конца XIX века.

Многая мебель в гостиной была изготовлена братом Виктора Михайловича — Андреем Васнецовым. Именно здесь устраивались вечера для московской богемы и интеллигенции, на которых в разное время присутствовали: Фёдор Шаляпин, Василий Суриков, Илья Репин и Валентин Серов.

В мастерской сохранились такие важные предметы, как стремянка, стоя на которой, Васнецов писал свои монументальные полотна, или рисунок Ангела молчания над входом, символизирующий необходимость соблюдения тишины во время его работы.

В отзывах о музее Васнецова посетители почти единогласно отмечают атмосферу русской сказки, чего-то домашнего и напоминающего о детстве. По фото музея Васнецова можно увидеть аутентичность обстановки.

Также туристы советуют брать экскурсионное сопровождение, без него тяжело на 100% проникнуться атмосферой дома и узнать традиции семьи Васнецовых.

Из негативных моментов: многие посетители считают, что дом нуждается в реставрации — деревянная лестница в мастерскую закрыта, забор стоит покрасить, а в некоторых помещениях витает запах затхлости. Так как официального сайта у дома-музея Васнецова в Москве нет, оставить отзывы и пожелания можно в группе музея на .

Картины

Картин в доме-музее Васнецова не много. В мастерской выставлены полотна из серии, именуемой художником «Поэма семи сказок». Это картины: «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Царевна Несмеяна», «Кащей Бессмертный», «Баба-Яга», «Сивка-Бурка», «Спящая царевна».

В мастерской Васнецова: панорамный вид

Есть в доме-музее Васнецова и картины на религиозные сюжеты: «Архангел Михаил повергает дьявола» и «Нестор-летописец». Периодически, в доме В. М. Васнецова проходят временные выставки его работ. Так, в 2017 году здесь выставлялись пейзажные этюды, написанные в живописных местах Подмосковья.

Несмотря на то, что именно в мастерской дома была написана одна из самых известных картин, сейчас «Богатыри» в музее Васнецова не экспонируются. Монументальное полотно находится в Третьяковской галерее.

Как добраться до дома-музея Васнецова в Москве

Точный адрес дома-музея Васнецова в Москве: дом 13 в переулке Васнецова. Дом Васнецова находится недалеко от Ботанического сада МГУ, Большой Сухаревской площади, цирка Никулина.

Панорамный вид на вход в музей Васнецова (пер. Васнецова, 13)

Находится музей Васнецова у Сухаревской станции метро (Калужско-Рижская линия) — в 15 минутах ходьбы.

Карта пешеходного маршрута от станции метро «Сухаревская» до музея Васнецова

Также, на расстоянии 15–20 минут находятся станции метро «Цветной бульвар» (Серпуховско-Тимирязевская линия) и «Проспект Мира» (Калужско-Рижская/Кольцевая линии)

Ближайшая автобусная остановка, «Мещанская», находится в 10 минутах пешком, на Садово-Сухаревской улице. До остановки курсируют автобусы A и B. На трамваях № 7 и 50 можно доехать до остановки «Щепкина (ул. Дурова)».

Доехать до дома-музея Виктора Васнецова можно и на такси. В российской столице действуют сервисы: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, Такси Везёт.

о доме-музее Васнецова в Москве

Нашли неточность? Сообщите нам.

Irina

ноябрь 2017

Прекрасный сказочный теремок в центре Москвы. Экскурсия по музею интересна как детям, так и взрослым. Рекомендую!

Клавдия

июль 2017

Очень интересный музей! Хочется возвращаться не раз. Дом построен был самим Виктором Михайловичем по собственному рисунку. Памятник архитектуры. Очень интересная выставка картин.Рекомендую к посещению

Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/12597

Дом-музей Васнецова в Москве — погружение в русскую сказку

Выставка Дом в переулке Васнецова

В Москве расположено множество достопримечательностей, которые можно посетить с детьми. Дом-музей Васнецова – один из таких важных пунктов культурно-образовательной программы. Чем же интересен музей Васнецова, и кому стоит отправиться сюда в первую очередь?

Немного истории

Само здание было построено по эскизам В.М. Васнецова. Внешне дом напоминает сказочный русский терем, декорированный при помощи резьбы и рисунков на крыше. Именно здесь жил художник с 1894 по 1926 гг. Создатели музея постарались сохранить его атмосферу и удивительную обстановку. Попадая сюда, дети будто перемещаются в старую русскую сказку с печкой и гуслями на стене.

Ученые до сих пор не сходятся во мнении в том, кто же построил дом для Васнецова. По некоторым источникам архитектором был В.Н. Башкиров, а по другим М.В. Приемышев. После смерти великого русского художника в 1926 году, в доме продолжили жить его ближайшие родственники вплоть до 1953 года. После этого, родные В.М. Васнецова передали дом правительству для организации музея.

Дом-музей Виктора Васнецова просто удивляет

Многих туристов привлекает именно необычное здание самого музея, которое выглядит очень оригинально. Внешне музей похож на старую русскую избу, а деревянная постройка, за счет регулярных реконструкций, очень неплохо сохранилась.

Здание построено в стиле неоклассики с элементами модерна и представляет собой истинное выражение любви к национальному зодчеству.

Зеленая крыша дома виднеется издалека, а некоторые ее участки и вовсе покрыты причудливым национальным рисунком в стиле хохломы.

Увидев этот дом снаружи, можно подумать, что основной акцент сделан именно на внешнюю привлекательность здания, но это не так. Васнецов тщательно продумывал проект дома для того чтобы сделать его комфортным в плане проживания.

Как только посетители проходят вовнутрь, они понимают, что задумка создателя удалась на славу. Внешняя красота дома – это лишь прелюдия к удивительному внутреннему убранству и простору музея.

Экспонаты музея и впечатления от увиденного

Всего в музее расположено 24 тысячи экспонатов бытового характера.

Что же здесь могут увидеть посетители?

  • Уникальная мебель, характерная для середины XIX века, выполненная по эскизам самого В.М. Васнецова;
  • Бытовые предметы интерьера, такие как люстры, тарелки, самовар, печь и так далее;
  • Художественные произведения самого В.М. Васнецова, расположенные в его мастерской.

На самом деле, в этом доме интересно все, начиная от мебели, которая сохранилась в идеальном состоянии и заканчивая необычным дизайном помещения.

Например, всем посетителям музея запоминается большая, закругленная лестница, ведущая на второй этаж здания.

Самых маленьких посетителей непременно заинтересует огромная печь, расположенная посреди кухни, а также кольчуга, которая висит на лестнице.

Благодаря тому, что дом сохранился идеально, удается перенестись в атмосферу русских селений середины XIX века. Посреди современной Москвы расположился уголок старой, русской культуры, которая может только восхищать.

На первом этаже здания располагались комнаты членов семьи, а также общая, просторная столовая.

На втором этаже находится мастерская В.М. Васнецова, где он создал свои самые знаменитые полотна. В творчестве художника всегда прослеживалось преклонение перед русскими былинами и легендами.

Именно второй этаж здания представляет наибольшую ценность для посетителей, ведь здесь можно увидеть многие знаменитые картины художника.

В Москве очень много домов-музеев. Чтобы испытать комфортное времяпровождение, достаточно посетить музей Цветаевой в Москве. Помимо приятного и ухоженного интерьера, вы узнаете о периоде жизни великой поэтессы в этой квартире.

В музее Сергея Есенина, мы не только погружаемся в историю жизни поэта, но видим приятную для глаза обстановку.

Какие же знаменитые полотна русского художника здесь можно увидеть?

  • «Царевна-Несмеяна»;
  • «Ковер-Самолет»;
  • «Царевна-лягушка»;
  • «Бой Ивана Царевича с трехглавым змеем»;
  • «Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем».

Создатели музея постарались сохранить историческую точность, разместив в мастерской художника именно те картины, которые он творил в период проживания в доме.

Кстати именно здесь художник закончил свое знаменитое полотно «Богатыри».

Посетив музей один раз, у человека останутся впечатления на долгие годы. Удивительная атмосфера, созданная Васнецовым практически самостоятельно, заставляет поверить в величину его творческого гения.

Почему стоит посетить дом-музей В.М. Васнецова?

На самом деле, существует сразу несколько причин, по которым непременно стоит посетить дом-музей В.М. Васнецова.

  • Возможность поближе познакомиться с творчеством художника, с тем местом, где он создавал свои великолепные полотна;
  • Для детей посещение такого музея станет возможностью развить свою собственную фантазию и на несколько минут погрузиться в сказку;
  • Дом-музей В.М. Васнецова дарит возможность чуть больше узнать о русской культуре конца XIX века, о быте простых людей и творческих единиц.

Кому-то приглянутся картины художника, а кто-то останется в восторге от уникального стиля здания, но равнодушным этот музей точно никто не покинет.

Адрес, режим работы и стоимость посещения

Дом-музей В.М. Васнецова расположился по адресу: переулок Васнецова дом 13. Благодаря яркой крыше и специфическому дизайну, здание можно найти без проблем.

Музей работает каждый день со среды по воскресенье. В понедельник и во вторник здесь выходной. Режим работы – с 10:00 до 17:00. Последний четверг каждого месяца является санитарным днем, и в этот день музей закрыт. Приобрести билет в кассе для посещения музея можно до 16:00.

Билет для взрослых будет стоить 200 рублей, а школьникам обойдется в 100 рублей. В музее В.М. Васнецова предусмотрена экскурсионная программа. Для детей и взрослых, посещающих музей группами до двадцати человек, такая программа будет стоить 3000 рублей + билеты на посещение музея. Сама экскурсионная программа продолжается 90 минут.

Многие туристы уверены, что такие дома-музеи предназначены только для посещения верными поклонниками писателей и художников. Однако усадьба Васнецова интересна именно тем, что художник сам продумывал дизайн дома, уделяя внимание каждой мелочи. Здесь все пропитано русским духом, и за счет этого, посещение превращается в настоящее путешествие в сказку.

Известно, что дети очень любят сказки. И стоит признать, что именно Александр Сергеевич был одним из лучших в этом жанре. Как взрослым, так и детям будет интересно посетить музей Пушкина на Пречистенке. Вас ждут удивительные экскурсии, рассказывающие о жизни писателя, а также чудесные спектакли, позволяющие на время забыть о бытовых проблемах.

А если вы ищите необычные музеи, то мы попытались разобраться, в каких стоит побывать, по адресу: http://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/neobychnye-muzei-moskvy-ot-interesnyh-do-neveroyatnyh.html

Источник: https://rus-ekskurs.net/dostoprimechatelnosti/muzei/dom-muzej-vasnetsova-v-moskve-pogruzhenie-v-russkuyu-skazku.html

Дом в переулке Васнецова — Выставка, Государственная Третьяковская галерея

Выставка Дом в переулке Васнецова

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея представляет выставку, приуроченную к 170-летию Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) и 65-летию со дня открытия Дома-музея В.М. Васнецова.

В экспозиции демонстрируются оригинальные фотографии и архивные материалы, охватывающие период от начала строительства особняка до открытия в нем мемориального музея. Из живописных произведений на выставке представлены последний автопортрет В.М. Васнецова (1913), портреты родных и друзей художника — хранителей и создателей музея.

История мемориального дома-музея в переулке Васнецова началась еще в 1894 году, когда Виктор Михайлович Васнецов, выбрав тихий район Мещанских улиц, по своему проекту построил дом. Первый этаж занимали жилые комнаты, на втором располагалась мастерская. Художник жил здесь с семьей: женой Александрой Владимировной, дочерью Татьяной и сыновьями — Борисом, Алексеем, Михаилом и Владимиром.

Многие известные картины Васнецова были написаны или закончены в мастерской этого дома. Среди них — «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), «Богатыри» (1898, все — ГТГ), «Баян» (1910, ГРМ).

Высота потолков позволяла художнику работать над большими религиозными композициями для Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном, храма Воскресения (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге и собора Св. Александра Невского в Варшаве.

Последние десятилетия жизни он писал в мастерской картины из цикла «Поэма семи сказок» (1901–1926).

Идея создания мемориального музея возникла у наследников сразу после кончины мастера.

Первое знакомство широкого круга зрителей с домом художника и оставшимися в нем произведениями состоялось на «Посмертной выставке картин и рисунков Виктора Васнецова», открытой 13 марта 1927 года.

Жанровые рисунки и эскизы, пейзажи, религиозные композиции художника были размещены в классной комнате, гостиной и мастерской. Впервые зрители увидели картины цикла «Поэма семи сказок», которые стали для них настоящим открытием.

В 1933 году скончалась жена художника Александра Владимировна. Выставка закрылась, но мастерская по-прежнему оставалась выставочным залом, и посетители проходили по каменной лестнице прямо наверх. В годы Великой Отечественной войны предпринималось все возможное для сохранения здания и произведений, находившихся в нем.

В 1948, к 100-летию со дня рождения В.М. Васнецова, наследники приняли окончательное решение о создании мемориального музея. В 1951 году в собственность государству были переданы земельный участок, дом, картины, рисунки и произведения декоративно-прикладного искусства.

25 августа 1953 года состоялось торжественное открытие музея. Его первым директором стал племянник художника Дмитрий Аркадьевич Васнецов, главным хранителем — вдова сына Алексея, Зинаида Константиновна Васнецова-Соколова.

Дочь художника Татьяна Викторовна оставалась здесь до своей кончины в 1961 году, передав в музей все оставшиеся коллекции: архив, библиотеку и фотографии.

Настоящая выставка размещена в бывшей классной комнате. В экспозиции представлены фотографии и документы из мемориального фонда Дома-музея В.М. Васнецова, большая часть которых экспонируется впервые. Кроме того, портретную галерею мемориальных комнат дополнят живописные портреты родных и близких В.М.

Васнецова, выполненные им в разные годы. На картинах запечатлены те, кто жил в этом доме, хранил наследие художника и помогал создавать музей.

Среди них — портреты Зинаиды Константиновны Васнецовой-Соколовой (первого хранителя музея) и Александры Саввишны Мамонтовой, жившей в доме Васнецовых с 1929 по 1942 год.

Осуществление проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке Анатолия Новикова и концерна «КРОСТ». 

По материалам tretyakovgallery.ru

Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Картины русской истории» продолжает программу «Третьяковская галерея открывает свои запасники». Она предваряет экспозицию произведений В.И.

Сурикова и знакомит зрителей с творчеством его современников — исторических живописцев второй половины XIX — начала XX века В.С. Смирнова, Г.С. Седова, К.Е. Маковского, К.В. Лебедева, А.Д. Литовченко, С.В. Иванова, А.П. Рябушкина.

Ряд скульптурных произведений М.М. Антокольского, М.О. Микешина, С.О. Целинского дополняют выставку.

Темы и сюжеты включенных в экспозицию произведений заимствованы преимущественно из истории допетровской Руси XVI–XVII веков.

Средневековая Русь, некогда процветавшая и исчезнувшая цивилизация, со своей правдой и истинно национальной красотой, превратилась в своего рода миф, который разделяли художники, представленные на выставке. В прошлом они видели моральный и эстетический идеал для настоящего.

Художники стремились найти исторических персонажей, воплощающих сущностные черты национального характера. Так, в картине К.В. Лебедева «Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского веча» (1889), вдохновленной полотном «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова, весь замысел держится на образе главной героини.

Это масштабное полотно было представлено публике на 19-й выставке передвижников. После завершения сложного комплекса реставрационных работ, осуществленных при поддержке Группы Компаний «СНС», произведение впервые экспонируется в Третьяковской галерее.

Историческая живопись конца XIX — начала ХХ века фокусировалась не на драматизме сюжета «из истории», а на красоте предметов обихода и архитектуры прошлого — сохранившихся живых свидетелей былых времен. Этот новый взгляд требовал новой стилистики, поиски которой отразились в творчестве А.П. Рябушкина и С.В. Иванова.

Художники задали вектор дальнейшего развития исторического жанра в сторону усиления обобщенно-поэтического и декоративного начал. Первые шаги в этом направлении были сделаны Рябушкиным в картине «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893).

Вслед за своими предшественниками — историческими живописцами-академистами Рябушкин и Иванов сфокусировали внимание на XVII столетии. Они старались передать обаяние той эпохи, прибегая к методу стилизации деталей ушедшего быта.

Вместе с тем широкая, свободная манера письма, использование композиций, построенных по принципу случайного кадра, активное введение в картину пейзажа с учетом пленэрных эффектов создавали ощущение «реальности» происходящего.

 Спонсор выставки

Основана в 1856 году. Крупнейшее в мире собрание русской живописи, графики и скульптуры выросло из частных коллекций братьев Павла и Сергея Третьяковых. В настоящее время в галерее представлено более…

О музее

По материалам tretyakovgallery.ru

Page 3

Государственная Третьяковская галерея

Василий Васильевич Верещагин (1842–1904) — выдающийся русский живописец, историк, исследователь-этнограф, писатель, философ, путешественник, офицер. В Галерее откроется масштабная ретроспектива лучших живописных и графических работ мастера.

Цель выставки — раскрыть публике уникальную личность художника, воина и пацифиста, страстного исследователя новых для него географических ландшафтов, стран и людей, живописца, сумевшего кардинально трансформировать жанр батальной картины в изобразительном искусстве. Одна из важных теоретических и актуальных сегодня проблем, которую ставит выставка, — размышления о границах реализма на примере творчества Верещагина.

Произведения будут демонстрироваться сериями, посвященными его походам и путешествиям: Туркестанская, Балканская, Индийская серии, «Русский Север», Японская серия.

Следуя такому методу экспонирования, кураторы выставки учитывают стремление самого художника сохранять целостность каждой серии и нераздельность их показа на выставках.

Цикл «Трилогия казней» и «Палестинская серия» станут особыми разделами на выставке. 

Состав выставки — около 500 экспонатов: 180 живописных, 120 графических работ, 97 произведений декоративно-прикладного искусства, архивные документы, фотографии.

Участники — 24 собрания: 19 российских и 1 зарубежный музей, 4 частные коллекции; среди них — Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, Государственный музей политической истории России, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им.

Петра Великого (Кунсткамера), Государственный исторический музей, Государственный музей искусства народов Востока, художественные музеи Иванова, Казани, Великого Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани, Серпухова, Череповца, Ярославля; Фонд поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш.

Марджани; Азербайджанский Национальный музей искусств им.Рустама Мустафаева.​

Билеты на выставку можно приобрести в кассах Новой Третьяковки, Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке или онлайн.

С 18 мая посещение выставки в будние дни осуществляется без сеансов, в выходные и праздничные дни — по сеансам, в т.ч. по заранее купленным билетам.

Культурно-образовательная программа к выставке

Русский Туркестан: «уходящая натура» Лекционный цикл

Мир восточного орнамента Курс практических мастер-классов

Восток-Запад: границы культурной идентичности Диалоги у Башни Татлина

Восток в творчестве Василия Верещагина: опыты интерпретации Цикл семинаров

Дороги войны художника Верещагина. Люди и события Лекционный цикл

Туркестан Верещагина: этнографические очерки Лекционный цикл Музея кочевой культуры

Болгарские исторические фильмы к 140-летию завершения русско-турецкой войны

По материалам tretyakovgallery.ru

Источник: https://WeArts.ru/exhibition/176

Дом-музей Васнецова в Москве ✮ Достопримечательности России 2019

Выставка Дом в переулке Васнецова

  • В доме, похожем на русский «терем», жил легендарный русский художник Виктор Васнецов, и сейчас там его музей.
  • Здание, одно из достопримечательностей Москвы, было построено по архитектурному проекту самого Васнецова.
  • В музее выставлено около 24 000 экспонатов, включая картины, предметы домашнего обихода, декоративно-прикладного искусства, открытки и фотографии.
  • Есть также произведения, созданные друзьями Виктора Васнецова, среди них работы Михаила Врубеля.
  • Вся важная информация о музее и экспонатах переведена на английский язык, возможно попасть на экскурсию с гидом

В тихом переулке возле Садового кольца расположен удивительный музей — дом легендарного мастера живописи, создателя «новорусского» стиля в искусстве Виктора Васнецова (1848–1926).

Это образцовый русский терем с резными наличниками-кокошниками, высокими островерхими шпилями, крышей-«бочкой», старинными воротами и деревянной калиткой.

На его фасаде и печи сохранен подлинный изразцовый фриз, а в экспозициях представлена уникальная коллекция из 24 тысяч экспонатов, включая цикл работ «Поэма семи сказок».

Виктор Васнецов и история дома-музея

В творчестве Васнецова отражено единство сказочных мотивов и остросовременной тематики, которая отвечала подъему патриотических чувств в начале XX века.

В течение жизни Виктор Васнецов создал целую серию картин, ставших национальными символами: «Три богатыря», «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван Царевич и серый волк», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Ковер-самолет».

Большинство из них было приобретено коллекционером Павлом Третьяковым и сейчас находится в Третьяковской галерее.

Последние картины Виктор Васнецов создал при советской власти в годы Гражданской войны. В конце жизни значение творчества художника было настолько велико, что советское правительство «простило» ему монархические убеждения и следование канонам православной веры и назначило персональную пенсию.

Виктор Васнецов построил дом по собственному проекту на свои средства. Для этого ему пришлось просить разрешения у московского губернатора, так как в целях пожарной безопасности деревянное строительство в столице было ограничено. В этом доме Васнецов жил и работал 30 лет.

Музей в доме Васнецова был открыт в 1953 году, а в 1986 году он стал филиалом Государственной Третьяковской галереи. Здесь собраны предметы быта и интерьера, характерные для XIX — начала XX веков. Многие из них были созданы по эскизам самого Виктора Васнецова.

Посещение музея позволит не только перенестись в русский дом конца XIX столетия, но и увидеть мир глазами гениального русского художника.

Зашёл в музей-квартиру А.М.Васнецова

Выставка Дом в переулке Васнецова
anothercitytushinetc
Самые культурные блогеры посетили Музей-квартиру А.М.Васнецова, являющуюся отделом Государственной Третьяковской галереи в Фурманном переулке,6 Это младший брат знаменитого художника Виктора Васнецова, известного своими картинами «Богатыри» и «Алёнушка». Аполлинарий Михайлович остался в тени старшего брата.

А между тем, он прославился не только как художник, но и как историк Москвы, без которого не происходило ни одной археологической раскопки в столице в начале 20 века. Он тщательно зарисовывал быт старой Москвы, опираясь на данные этих раскопок
В этой квартире художник прожил 30 лет: с 1903 по 1930 годы. Въехал он в этот дом тогда, когда его только закончили строить.

До 1924 года Васнецов жил здесь с женой и сыном, а потом его «уплотнили» и это стало коммунальной квартирой. Здесь жило ещё две семьи. Художнику оставили только три комнаты.02. Гостиная. В гостиной вся мебель начала 19 века — русский ампирХудожник снимал эту квартиру за 50 рублей в месяц, так как до революции это был доходный дом.

После революции дом национализировали и квартиру оставили за художником.03.Гостиная предназначалась для приёмов. Аполлинарий Михайлович был человеком общительным. У него было много друзей среди художников, учёных и писателей. Сюда в гости приходил и пел Фёдор Шаляпин04.

На стенах висят картины как самого Васнецова, так и других художников, которые дарили ему свои произведения: Ледогорова, Поленова, Кувшинникова05.06. Рабочий кабинет А.М.Васнецова. Здесь он работал с документами. До уплотнения это была столовая. Сундук-подголовник 17 векаВообще художник любил собирать предметы старины и покупал многие из них на барахолках07.08.09.10.

Картина художника Михаила Нестерова11. Вещи А.М. Васнецова на столе. Все вещи подлинные. Это то, что хранилось в семье художника. Когда создавался музей, его сын всё передал государству12. Совершенно замечательный табурет13. Любимый «турецкий» диван Васнецова, на котором он отдыхалЭкспозиция открылась в 1965 году. Были открыты три комнаты.

А сын с женой продолжали жить в этой квартире14. Мастерская художника. «Крымский пейзаж» — незаконченная картина15. В 1996 году остальная часть архива была передана в музей и ещё две комнаты, в которых они проживали, тоже стали частью музея16. Облака. Этюды. Аполлинарий Михайлович очень любил рисовать облака17.18.

Сын художника — он был один из основоположников полярной гидрологии. Его супруга — морской биолог.19.20.21.22. Шкура белого медведя с Новой Земли23. Спальня24.25.26. Кухня27.Вторая часть музея находится в квартире рядом28. «Осень. Рябово. Вид из окна столовой», 1919. В селе Рябово выросли братья Васнецовы.

Аполлинарий с детских лет любил рисовать и сохранилось окодло трёхсот его детских и юношеских рисунков. А любовь к искусству братьям передал их отец — сельский священник Михаил Васильевич ВаснецовАполлинарий в 1870-1871 годах брал уроки у художника Э.Андриолли, которого сослали в Вятку за участие в польском восстании 1863 года29. Портрет В.М.Васнецова работы А.М.

Васнецова, 1872Аполлинарий Михайлович увлекался декоративно-прикладным искусством. И вот в конце 19 века в Абрамцевских по его эскизам мастерских сделали совершенно замечательный дубовый буфет, а потом и столовый гарнитур из 18 предметов30.31. Слюдяные дверцы с изображениями птиц и животных32. А это доска, на которой Васнецов разводил краски.

Но так как он художник же, то и доска получилась как картина33. «Элегия». Картина написана под впечатлением картины Арнольда Бёклина «Остров мёртвых». Тогда от этого произведения были многие без ума, а Сергей Рахманинов написал одноимённую симфоническую поэмуВаснецов много путешествовал и из по мотивам своих путешествий написал множество картин34. «Псков.

Гремячья башня», 1908Конец 19 века — это расцвет творчества Васнецова. В 1900 году ему дали звание академика живописи35. «Сумерки в Крыму. Новый Симеиз»36. «Собор Парижской Богоматери», 1898. Интересен взгляд художника на собор. На картине он представляется достаточно угрюмым и зловещим36. «Гонцы.

Раннее утро в Кремле», 1913Работы художника о Москве отличались хорошей научной подготовкой. Он изучал старинные вещи, карты. планы. Занимался археологическими раскопками. Был председателем комиссии «Старая Москва» с 1918 по 1929 год и активно защищал старую Москву от её разрушения новыми властями37. «Облака и золотые купола. Симонов монастырь», 192038.

На основании раскопок и научных данных А.Васнецов создавал картины старой Москвы39. «Ахтырка (вблизи Абрамцева)», 188040. Ещё часть мебельного гарнитура41. Посуда из собрания семьи А.М.Васнецова42. Личные вещи и находки художника41. «Шум старого парка», 1926. Последняя работа художника в которой мы видим старого человека, вспоминающего свою молодость.

Заметны следы разрушений усадьбы. Но в усадьбе горит свет и девушка играет на пианино. Жизнь заканчивается — жизнь продолжается42. Экскурсовод Маргарита замечательно провела экскурсию для блогеровВ музее есть детские программы, проходят творческие вечера. Так что рекомендую идти сюда с детьми и водить школьные группы43.44.

Спасибо Татьяне Викторовне Гафар — начальнику службы развития малых музеев Государственной Третьяковской галереи за помощь в организации экскурсии для блогеров

Спасибо grushenka, da_dmitriy, kagury, olga_sorokina за хорошую компанию

anothercityevge_chesnokov
В 1826 году француз Транкий Яр (Tranquille Yard) открыл свой ресторан в доме Шавана на Кузнецком мосту. Газета «Московские ведомости» сообщала, что открылась «ресторация с обеденным и ужинным столом, всякими виноградными винами и ликёрами, десертами, кофием и чаем, при весьма умеренных ценах». Спустя десять лет названный по имени основателя ресторан «Яръ» переехал в Петровский парк, в деревянное одноэтажное здание на Петербургском шоссе.

Кто-то из гурманов подъезжал к «Яру» по шоссе, а кто-то по Старой Башиловке, ныне — улице Расковой, переименованной в 1943 году в память о Герое Советского Союза Марине Расковой. Лётчица была штурманом в экипаже самолёта «Родина», совершившего в 1938 году беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. В состав женского экипажа входили также Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. В годы Великой Отечественной войны Раскова участвовала в формировании женских авиационных полков и погибла при исполнении служебных обязанностей — во время перелёта на фронт.В 1922 году на пересечении с Нижней Масловкой образовалось предприятие, действующее и поныне. Сначала это был «Авиапоезд № 1» — передвижная мастерская, обеспечивающая ремонт и обслуживание авиационных двигателей в полевых условиях. Позже мастерские были реорганизованы в завод № 33 и перепрофилированы на производство топливорегулирующей аппаратуры. До начала Великой Отечественной войны завод оставался единственным предприятием, которое выпускало механические карбюраторы для всех отечественных самолетов, обеспечивая полный технологический цикл. Уже в эвакуации в Перми заводчане за четыре месяца восстановили промышленный ритм работы и внесли свой вклад в Победу, обеспечивая карбюраторами все авиационные двигатели, которые устанавливались на штурмовики Ил-2.В 1960-е годы предприятие переименовали в Московский Машиностроительный завод «Знамя Революции» и после реконструкции завод стал флагманом агрегатостроения Министерства авиационной промышленности СССР. В кризисные годы производство удержалось на плаву, сейчас МПО имени И.Румянцева производит широкий ассортимент агрегатов для авиации и газодобывающей промышленности. Фабрики и заводы стали строить в этом районе задолго до советской власти. Прежде здесь была Шорно-седельная фабрика Р.Циммермана и Керамический завод Абрамцево, принадлежащий Савве Мамонтову. В 1920-1930-е годы в доме № 34 была ещё и типография «Красный печатник». Так выглядит промзона со стороны улицы Правды.Два довоенных дома стоят напротив друг друга. Дом № 30 построен для сотрудников газеты «Правда» в 1937 году, дом № 23А вырос раньше, в 1930 году. Улица Расковой, № 20 — дом 1910 года постройкиУлица Расковой, № 16 — дом 1955 года постройки, фасад украшен лепниной с изображениями античных ваз. В доме № 13 находится общежитие циркового училища, которое в 1980-х годах оккупировали гастарбайтеры-вьетнамцы, в изобилии приглашаемые для работы на московских заводах, в первую очередь — на ЗИЛе. По соседству бывший детский сад № 452 с художественной оградой — на ней изображены персонажи советских мультфильмов, революционная символика и Мишка — талисман XXII Летних Олимпийских игр.Улица Расковой, № 10. Остальная жилая застройка улицы появилась в 1960-1980-е годы по типовым проектам.А вот и отель «Советский», в здание которого вписан легендарный ресторан «Яръ». Открыл рай для гурманов француз Транкий Яр, но затем заведение меняло хозяев и неоднократно перестраивалось. В июле 1896 года «Яръ» приобрёл бывший ярославский крестьянин, официант Алексей Судаков, выбившийся в люди своим умом и талантом. В 1910 году по его поручению архитектором Адольфом Эрихсоном было выстроено новое здание в стиле модерн, с большими гранёными куполами, арочными окнами и монументальными металлическими светильниками по фасаду. Рядом с рестораном были построены дома для служащих. Внутри были устроены Большой и Малый залы, императорская ложа и кабинеты, один из которых получил название «Пушкинский» в память о поэте, написавшего строки:«Долго ль мне в тоске голоднойПост невольный соблюдатьИ телятиной холоднойТрюфли Яра поминать?»
Ресторан «Яръ». 1896-1900 гг.: https://pastvu.com/p/77888
Ресторан «Яръ». 1910 год: https://pastvu.com/p/77904«Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»! Эх, лошадей, брат, не жалей! Тройку ты запряг – не пару, Так вези, брат, поскорей!» — считается, что этот романс на стихи Бориса Андржиевского посвящён Судакову и исполнялся во время торжественного открытия нового здания ресторана.Заведение стало весьма популярным среди обеспеченной публики, не исключая артистическую богему. В «Яръ» захаживали литераторы Чехов, Куприн, Горький, Бальмонт и Брюсов, певец Шаляпин, художники Левитан, Репин, Врубель, Серов и братья Васнецовы. В ресторане была предусмотрена императорская ложа, но Николай II «Яръ» не посещал, а вот Григорий Распутин бывал здесь не раз. Как и его будущий убийца — князь Феликс Юсупов.Посетителей «потчевали всякой снедью» в огромных величественных залах и уютных кабинетах, расположенных на балконах. По данным архивов, «Яръ» считался рестораном № 1 в России и Европе. Французские повара «Яра» готовили не хуже своих земляков на родине, а по ассортименту и качеству растительных, животных и особенно деликатесных продуктов Россия в то время намного опережала всю вместе взятую Европу. В «Яре» выбор продуктов для приготовления различных блюд был неисчислим.
Пушкинский зал. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/15425
Зимний зал. 1909-1910 гг.: https://pastvu.com/p/68015
Летний зал. 1910-1911 гг.: https://pastvu.com/p/77889Позиция, которую «Яръ» занимал по отношению к своим гостям, — любой каприз за ваши деньги — делала ресторан мощным магнитом, притягивавшим к себе волжские и сибирские капиталы. Широкая русская душа требовала разгула. Среди нелепых пожеланий веселящихся купцов был «аквариум» — наполнение рояля водой до краёв и запуск в него рыбок. За отдельную плату олигархи могли запустить бутылкой в венецианское зеркало или вымазать официанту лицо горчицей. Однажды Савва Морозов нанял голытьбу сломать стену ресторации, а сам купец собирался въехать в зал на тройке вороных. Впрочем, его удалось отговорить от разрушений.Пролетарская революция пресекла лихие кутежи, ресторан был закрыт, а Алексей Судаков арестован. Некоторое время в период НЭПа в здании «Яра» ещё работал ресторан, а потом чревоугодников и сибаритов изгнали из гастрономического рая, разместив в его залах сначала кинотеатр, затем спортзал для бойцов Красной Армии, госпиталь, кинотехникум, студия «Межрабпом-Русь». В 1939 году здание было перестроено под клуб архитектором П.Рагулиным, роспись потолка осуществлял художник П.Корин. Здесь обосновался Центральный дом Гражданского воздушного флота (Клуб лётчиков).
Дом лётчиков. 1939-1940 гг.: https://pastvu.com/p/48100
Гостиница «Советская». 1954-1958 гг.: https://pastvu.com/p/662В 1952 году по распоряжению генерал-лейтенанта авиации Василия Сталина здание было ещё раз перестроено архитекторами Павлом Штеллером, Иосифом Ловейко и Виктором Лебедевым в стиле сталинского ампира и в нём открылась гостиница «Советская». При этом ресторан был встроен внутрь сталинки без потери исторической планировки. В этой гостинице младший сын вождя и проживал. Сейчас в его честь названы апартаменты № 301. В гостинице «Советская» останавливались многие зарубежные высокопоставленные гости, наносившие визиты в СССР. После распада СССР ресторану вернули историческое название «Яръ», но и гостинице «Советской» также родное название оставили. Причудливым образом здесь пересеклись две эпохи и лепные ангелочки соседствуют с пятиконечными звёздами.

В 1998 году началась реконструкция здания, возрождающая былую славу «Яра». В залах ресторана восстановлен дореволюционный интерьер, отреставрированы фрески начала века на потолке и стенах, включена люстра 1912 года.

Сейчас отель «Советский» — это элитный четырёхзвёздочный отель с национальным колоритом и на уровне западных стандартов. Современный адрес: Ленинградский проспект, д.32/2. Официальный сайт: http://yar-restaurant.

ru/

В старой Москве «Яръ» был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители, в конце XIX — начале XX веков в «Яре» работал хор Ильи Соколова, здесь исполняли романсы знаменитые цыганские певицы — Олимпиада Фёдорова (Пиша), а позднее — Варвара Панина (Васильева).

«Что за хор певал у «Яра»!Он был Пишей знаменит,Соколовского гитараДо сих пор в ушах звенит.Тройка мчится быстро к «Яру»,Сердце рвётся на простор,Чтоб забыться под гитару,Услыхав цыганский хор.

»В 1969 году в театрально-концертном зале гостиницы «Советская» и соседнем здании (кинотеатр «Победа» также постройки А.Эрихсона) разместился единственный в мире цыганский театр «Ромэн», основанный в 1931 году. Не одно десятилетие театр возглавляет Николай Сличенко, артист, режиссёр, педагог.

На фото: репетиция спектакля «Крейцерова соната», 2012 год (режиссёр Николай Дручек, в ролях Дмитрий Семак, Виктория Заболотная). В марте 2013 года молодой артист умер во сне, остановилось сердце. Ленинградский проспект, № 30, строение 1 — бывший доходный дом, находится на балансе театра «Ромэн».

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики