Vigoda

Выставка Диалог Сальвадора Дали и Леонардо Да Винчи

Содержание

10 самых известных художников. От Леонардо до Дали

Выставка Диалог Сальвадора Дали и Леонардо Да Винчи

Их имена, как знак качества. Они знакомы даже тем, кто бесконечно далёк от мира искусства. Каждый из них был особым явлением своего времени.

Кому-то выпала роль первооткрывателя, кто-то манит своей загадочностью, кто-то удивляет реалистичностью – такие разные, но неповторимые.

Эти художники превратились в символ эпохи, страны, стиля.

Леонардо да Винчи. Великий и могучий

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия

Работы этого художника, изобретателя, музыканта, анатома и вообще «универсального человека» удивляют нас до сих пор.

Благодаря его картинам мировая живопись вышла на новый качественный уровень. Он двигался в сторону реализма, постигая законы перспективы и разбираясь в анатомическом строении человека.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1490 г. Галерея Академии, Венеция

Идеальные пропорции он изобразил в рисунке «Витрувианский человек». Сегодня он считается одновременно и художественным шедевром, и научным трудом.

Самая же узнаваемая работа гения – «Мона Лиза».

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Здесь мы можем увидеть главное достижение Леонардо в живописи. Сфумато, то есть размытую линию и наложенные тени в виде дымки. Отсюда такой живой образ. И ощущение, что Мона Лиза сейчас заговорит.

Сегодня имя загадочной Джоконды жестоко истреплено карикатурами и интернет-мемами. Но от этого она не стала менее прекрасной.

О работах мастера читайте в статье “5 шедевров Леонардо да Винчи”.

Также читайте о недавно найденном шедевре мастера в статье «Спаситель мира» Леонардо. 5 интересных деталей картины».

Иероним Босх. Загадочный и таинственный

Жак ле Бук. Портрет Иеронима Босха. 1550 г.

Полулюди-полумутанты, громадные птицы и рыбы, невиданные растения и толпы обнаженных грешников… Всё это перемешано и сплетено в многофигурные композиции.

Иероним Босх очень узнаваем. И самая известная его работа – триптих «Сад земных наслаждений».

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Москва

Нет другого такого художника, который использовал бы столь много деталей для выражения идей. Каких идей? На этот счёт нет единого мнения. Босху посвящали диссертации и книги, искали толкования его персонажей, но к какому-то одному мнению так и не пришли.

У “Сада земных наслаждений” правая створка посвящена Аду. Здесь мастер ставил своей целью напугать и крестьянина, и образованного современника гнетущими видениями, ожидающими после смерти. Что ж… Босху это удалось. Даже нам чуток не по себе…

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Но Босх эволюционировал в течение своего творческого пути. И к концу жизни многофигурные, масштабные работы сменились очень близким приближением к героям. Так что они еле влезают “в кадр”. Такова работа “Несение креста”.

Иероним Босх. Несение креста. 1515-1516 гг. Музей изящных искусств, Гент, Бельгия. Wga.hu

Вне зависимости от того, рассматривает Босх своих героев издалека или вблизи, его посыл один. Показать людские пороки. И достучаться до нас. Помочь нам спасти наши души.

О мастере читайте также в статье “5 шедевров Иеронима Босха”.

Рафаэль. Тонкий и вдохновенный

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Самый знаменитый представитель Эпохи Возрождения поражает гармоничными композициями и лиризмом. Написать красивых людей не так сложно, как грамотно разместить их на полотне. Вот в этом Рафаэль был виртуозом.

Пожалуй, ни один мастер в мире так не влиял на своих коллег, как это удалось Рафаэлю. Его манеру письма будут нещадно эксплуатировать. Его герои будут кочевать из одного столетия в другое. И потеряют свою актуальность лишь в начале 20 века. В век модернизма и авангарда.

Вспоминая Рафаэля, мы в первую очередь думаем о его прекрасных Мадоннах. За свою недолгую жизнь (38 лет) он создал 20 картин с ее изображением. И ни разу не повторился.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия

Самая известная – «Сикстинская Мадонна».  Мы видим не сухую иконографическую героиню, а нежную мать, полную достоинства и душевной чистоты.

А только взгляните на озорных ангелочков! Такое правдивое изображение детской непосредственности, полное очарования.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Самым дорогим произведением Рафаэля стал на удивление эскиз «Голова молодого апостола». Он был продан на аукционе «Сотбис» за 48 млн. долларов.

Рафаэль. Эскиз “Голова молодого апостола”. 1519 г. Частная коллекция

Итальянский живописец, которого ценили современники за мягкость и естественность, сегодня воистину бесценен.

О мастере читайте в статье “Мадонны Рафаэля. 5 самых прекрасных лиц”.

Рембрандт. Реальный и поэтичный

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандт изображал мир таким, какой он был. Без прикрас и лакировок. Но получалось у него это очень душевно.

На полотнах Рембрандта – полумрак, из которого, подсвеченные золотым светом, выступают фигуры. Красивые в своей естественности. Именно такие герои его картины “Еврейская невеста”.

Рембрандт. Еврейская невеста. 1662 г. Рейксмузеум, Амстердам

Судьба величайшего голландского живописца похожа на трамплин – из неизвестности вознестись до богатства и популярности, чтобы потом низвергнуться вниз и умереть в нищете.

Он не был понят современниками. Которые предпочитали красивые бытовые сценки с милыми, тщательно прописанными деталями. Рембрандт же писал человеческие чувства и переживания, что было совсем не модно.

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1668 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Arthistory.ru

Это большое чудо, что самые известные работы, такие как «Возвращения блудного сына», находятся в России, в Эрмитаже. Куда можно прийти, чтобы полюбоваться, понять, почувствовать.

О картине читайте в статье “Возвращение блудного сына” Рембрандта. Почему это шедевр?”

Гойя. Глубокий и смелый

Висенте Лопес Портанья. Портрет Франсиско Гойи. 1819 г. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя начал свой творческий путь с юношеской пылкостью и идеализмом. Даже стал придворным художником при испанском дворе. Но вскоре пресытился жизнью, увидев алчность мира, тупость, ханжество.

Франсиско Гойя. Портрет семьи Карла IV. 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

Только взгляните на его групповой «Портрет королевской семьи», где Гойя даже не пытался сгладить пустые выражения лиц и отталкивающее высокомерие монаршего семейства.

Гойя создал множество полотен, отображающих его гражданскую и человеческую позицию. И мир знает его прежде всего как смелого художника-правдолюба.

Доказательством может служить просто невероятное произведение «Сатурн, пожирающий своего сына».

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. 1819-1823 гг. Музей Прадо, Мадрид

Это хладнокровное, максимально честное толкование мифологического сюжета. Именно так должен был выглядеть спятивший Кронос. Который до смерти перепуган тем, что может быть свергнут своими детьми.

Иван Айвазовский. Грандиозный и преданный морю

Иван Айвазовский. Автопортрет. 1874 г. Галерея Уфицци, Флоренция

Айвазовский по праву находится в рейтинге самых известных художников. Его «Девятый вал» поражает своим масштабом.

Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Величие стихии, безысходность. Сможет ли спастись горстка моряков, выживших после шторма? Утреннее солнце своими тёплыми лучами будто дарит едва уловимую надежду.

Айвазовского можно назвать самым главным маринистом всех времён. Никто не писал характер морской стихии так разнообразно. Никто не изображал столько морских сражений и кораблекрушений.

Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, Феодосия

При этом Айвазовский был и документалистом, досконально изображая корабельную оснастку. И немного фантазером. Ведь на самом деле Девятый Вал написан неправильно – в открытом море волна никогда не загибается “фартуком”. Но для пущей зрелищности Айвазовский написал ее именно такой.

О работах мастера читайте также в статье “Картины Айвазовского. 7 морских шедевров, 3 льва и Пушкин”.

Клод Моне. Красочный и воздушный

Клод Моне. Автопортрет в берете. 1886 г. Частная коллекция

Моне считается самым ярким представителем импрессионизма. Он всю свою долгую жизнь был предан этому стилю. Когда главные герои – свет и цвет, линии исчезают, а тени вполне могут быть голубыми.

Его «Руанский собор» показывает, как изменяется предмет, если глядеть на него сквозь солнечные лучи. Собор трепещет, живёт в лучах.

Клод Моне. Руанский собор. Закат. 1892-1894 гг. Музей Мармоттан-Моне, Париж

Моне много экспериментировал с мазками, чтобы передать не столько натуру, сколько впечатления от неё. И именно в этом он видел правду. Зачем фотографически повторять пейзаж или предмет?

В последние годы старый художник писал свой сад. Мы тоже можем взглянуть на один из самых живописных уголков этого сада на картине “Белые кувшинки”. Она хранится в Пушкинском музее в Москве.

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва

Винсент Ван Гог. Сумасшедший и сочувствующий

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Он не только поскандалил с Гогеном и отрезал себя мочку уха. Ван Гог – гениальный художник, оценённый только после своей смерти.

Он был человеком, не ведающим таких понятий, как “золотая середина” и компромисс. Когда он был пастырем, то отдавал последнюю рубашку бедняку. Когда стал художником, то работал сутки напролёт, забывая о еде и сне. Вот почему за 10 лет он создал такое колоссальное наследие (800 картин и 2 тысячи рисунков).

Сначала картины Ван Гога были мрачными. В них он выражал безграничное сочувствие к бедным людям. И первым его шедевром была именно такая работа – «Едоки картофеля».

На ней мы видим уставших от тяжкого и монотонного труда людей. Настолько уставших, что они сами стали похожи на картошку. Да, Ван Гог не был реалистом и гипертрофировал черты людей, чтобы передать суть.

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Но зрители любят Ван Гога за яркие чистые цвета. Его картины стали красочными после знакомства с импрессионистами. С тех пор он написал немало букетов, летних полей и цветущих деревьев.

Никто до Ван Гога так не выражал свои эмоции и чувства с помощью цвета. А вот после него – многие. Ведь именно он – главный вдохновитель всех экспрессионистов.

Даже удивительно, как мастер, пребывающий в глубокой депрессии, которая приведёт его к самоубийству, написал такое жизнерадостное произведение как «Подсолнухи».

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

О мастере читайте также в статье “5 шедевров Ван Гога”.

Пабло Пикассо. Разный и ищущий

Пабло Пикассо. Автопортрет. 1907 г. Национальная галерея Праги

Этот известный ловелас прославился не только частой сменой муз, но и частой сменой художественных направлений. В начале 20 века он создал немало работ в “африканском стиле”, когда вместо лиц он рисовал маски экзотических племён. Потом был кубизм, а ещё абстракционизм и сюрреализм.

Пабло Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии

Вершиной его творчества можно назвать эмоциональную «Гернику», посвящённую разрушенному войной городу. Символ страдания и варварства.

Именно Пикассо придумал соединять в портретах анфас и профиль, разбивать предметы на простые фигуры, собирая в удивительные формы.

Он изменил весь ландшафт изобразительного искусства, обогатив его революционными идеями. Разве мог кто-то до Пикассо так написать портрет знаменитого мецената Амбруаза Воллара?

Пабло Пикассо. Портрет Амбруаза Воллара. 1910 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сальвадор Дали. Эпатажный и беспощадный

Вилли Риццо. Сальвадор Дали, лупы. 1949 г. Франция

Кто он? Сумасшедший художник, фрик своего времени или грамотный пиарщик? Сальвадор Дали со своим сюрреализмом наделал много шума.

Самое известное его полотно – «Постоянство памяти», где автор постарался показать уход от линейного времени.

Сальвадор Дали. Постоянство времени. 1931 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)

Но были в его работах и очень глубокие темы, например, война и разрушение. Были и весьма интимные. Иногда Дали в своем стремлении удивлять заходил слишком далеко.

Однажды на одной из своих картин на выставке художник написал чернилами “Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери”. После этой выходки отец Дали не разговаривал с ним несколько лет.

Но нам он запомнился ещё и бесконечной любовью к своей музе, жене Гале. Ее можно увидеть на многих его картинах. Даже в образе Мадонны.

Да-да, Дали был верующим человеком. Правда стал он им уже будучи зрелым человек, под влиянием событий Второй Мировой войны.

Сальвадор Дали. Мадонна Порт-Льигата. 1950 г. Собрание Минами Гроуп, Токио

Дали – это сплошной эпатаж. Он придумал такси, в котором всегда идёт дождь и смокинг-афродизиак с подвешенными рюмочками с ликёром. Вполне достаточно, чтобы навсегда остаться в истории искусства.

Подведем итог

На свете жили тысячи художников. Но лишь единицы смогли стать знаменитыми настолько, что их знает почти каждый житель Земли.

Кто-то из них жил 500 лет назад, как Леонардо, Рафаэль и Босх. А кто-то творил в 20 веке, как Пикассо и Дали.

Что их всех объединяет? Они все, каждый по-своему, меняли то время, в котором жили. Как сказал искусствовед Александр Степанов, лишь посредственный художник живет в ногу со своим временем.

Ждём следующего гения такого же масштаба. Может, он уже творит прямо сейчас. Джефф Кунс? Дэмьен Херст? А может, дуэт художников Recycle group? Как думаете?..

Джефф Кунс. “Надувная собачка” на выставке в Версале в 2008 г.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/izvestnye-hudozhniki/

Тайна «Тайной вечери»

Выставка Диалог Сальвадора Дали и Леонардо Да Винчи

Урок мировой художественной культуры в 11-м классе

Цели урока:

• учиться «читать» язык живописи, постигать авторский замысел и открывать для себя смысл произведения;

• попытаться постичь образный мир двух гениев, особенности изображения одного из центральных библейских сюжетов.

Художественное пространство урока:

• репродукция фрески Леонардо да Винчи (1) «Тайная вечеря» (1495–1497; Санта-Мария делле Грацие, Милан) (2);

(1)

(2)

• репродукция картины Сальвадора Дали (3) «Тайная вечеря» (1955; Вашингтонская национальная галерея) (4).

(3)

(4)

Форма урока:

— урок-диалог.

У художника две цели: человек и проявления его души. Первая проста, вторая трудна и таинственна, она словно говорит:

«Внемли — и ты услышишь меня!»

Леонардо да Винчи

Образный мир Дали подобен
лабиринту, в который даже заглянуть отважится не каждый.

А. Рожин

I. ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА

Учитель. Не найти, наверное, в мире искусства столь знаковых, столь величественных и столь парадоксальных фигур, как Леонардо да Винчи и Сальвадор Дали.

Их разделяет, на первый взгляд, огромное расстояние: один жил и творил в эпоху Высокого Возрождения, а другой — представитель ХХ века. Но и тот и другой — титаны живописи, что уже позволяет сопоставить их миры.

По-разному оценивали наследие Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали искусствоведы, но все сходились в одном: их творчество уникально.

Предлагаю сопоставить два произведения на одну тему — «Тайная вечеря». Используя все возможные приемы: от стандартных до абсурдных, от рациональных до иррациональных, ответьте на вопрос: какую тайну открывают художники в одноименных произведениях?(Этот вопрос становится главной учебной задачей урока.)

Вашему вниманию предлагаются сообщения-портреты о художниках. Попрошу, слушая своих одноклассников, зафиксировать основные положения, говорящие о некоторых общих чертах в жизни и творчестве художников.

II. ШТРИХИ К ПОРТРЕТАМ ХУДОЖНИКОВ
(сообщения подготовленных учеников)

Первый ученик.

СЛОВО О ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Загадка этого художника начинается с его рождения. Он был сыном женщины, о которой нам почти ничего не известно: ни фамилии, ни возраста, ни внешности; нам известно лишь ее имя — Катерина. Очень мало мы знаем о юности Леонардо да Винчи. Несмотря на то что до нас дошли более семи тысяч страниц рукописей и рисунков художника, заметок, имеющих отношение к собственной жизни, он не оставил.

Его образование было таким же, как у любого живущего в маленьком городке мальчика: чтение, письмо, начала математики, латынь. В 14 лет он поступил в подмастерья к Андреа дель Верроккьо, одному из самых знаменитых художников Италии.

Занимался первоначально растиранием красок и другой черной работой, постепенно ему стали доверять и заказы. Отношения с мастером сложились более чем доброжелательные, о чем свидетельствует тот факт, что и после принятия в 1472 г.

в гильдию Святого Луки двадцатилетний Леонардо продолжал жить у Верроккьо.

Среди людей, оказавших на Леонардо большое влияние, были ученый и архитектор Леон Батист Альберти, механик и инженер Бенедетто дель Аббако, ученый-математик, астроном и врач Паоло дель Поццо Тосканелли.

В 1482 г. Леонардо уезжает в Милан и начинает новую жизнь. Этот период длился почти 20 лет, и за это время он получил признание — именно то, чего был лишен на родине.

Леонардо да Винчи вошел в мировую культуру как величайший живописец, но следует помнить, что область его познаний была безгранична.

Он создал несколько музыкальных инструментов, сочинял музыку, разработал планы мостов, хорошо пел, писал баллады, изучал анатомическое строение человеческого тела, изучал растения, разработал конструкцию купола Миланского собора, изобрел геликоптер (вертолет) и дал первый вариант современного пропеллера. Без сомнения, это был человек Возрождения, большой ученый, но прежде всего — это был великий живописец.

Первое живописное полотно раннего периода — «Благовещение» (Галерея Уффици, Флоренция). В 1473–1474 гг. — «Портрет Джиневры Бенчи», а далее следует период жизни, когда он всецело поглощен темой «Мадонна с младенцем». Чистое пространство, изящность и соразмерность, свобода и легкость пера, красота пейзажей отличают его картины.

Одно из вершинных творений Леонардо — «Поклонение волхвов» (1481), в сюжет которого, по словам Роберта Уоллеса, «он включил все человечество». Один искусствовед насчитал на картине 66 фигур, среди которых юноши и старики, поэты и воины, верующие и сомневающиеся.

А ведь над этим произведением Леонардо работал только семь месяцев. Достичь такого совершенства художнику помогло блестящее владение техникой «кьяроскуро» (светотени).

Следует отметить, что и впредь его главный интерес как художника никогда не будет связан только с цветом и контуром, но всегда с созданием эффекта трехмерного пространства.

Пройдет еще несколько лет, и он возьмется за другое произведение, не меньшего масштаба. И когда в конце концов закончит его, оно покажется современникам еще одним чудом света, а для нас станет первым классическим воплощением идеалов Высокого Возрождения. Название этого произведения — «Тайная вечеря».

Второй ученик.

СЛОВО О САЛЬВАДОРЕ ДАЛИ

Едва ли в художественной культуре человечества новейшего времени найдется личность, обладавшая таким творческим потенциалом и универсализмом, как Сальвадор Дали. Магическая притягательность его произведений в том, что они вселяют необъяснимый ужас и восторг, разочарование и надежду, радость познания и растерянность.

Неисчерпаемая фантазия, немотивированность поступков, гипертрофированное честолюбие — таков был Сальвадор Дали. Поиск особого языка изображения предметного мира завершился выходом на сюрреализм. Автором термина стал французский поэт Гийом Аполлинер, безусловным идеологом — также французский поэт Андре Бретон.

Напомню, что течение зародилось в период, когда общество еще переживало трагедию Первой мировой войны, революционных бурь и экономических катастроф. Человек ощущал себя беспомощным и озлобленным на весь мир.

Вывести его из состояния шока, предотвратить вселенскую катастрофу могло неожиданное, сверхреальное искусство, каким и стал сюрреализм в лице его представителей Джорджо Кирико, Макса Эрнста, Андре Масона, Рене Магритта и, конечно же, Сальвадора Дали.

Неординарность Дали проявляется уже в юношеском возрасте: он блестяще учится в академии в Мадриде (правда, бунтарский характер помешал ему закончить это учебное заведение), в 22 года пишет для Гарсии Лорки натюрморт «Корзинка с хлебом» — одно из лучших ранних произведений.

А далее — картины, путешествия, выставки, работа в кинематографе, счастливая женитьба на Гала Элюар (урожденной Елене Дьяконовой).

В своей книге «Дневник одного гения» художник так представляет свое творчество, а вернее, его периодизацию: Дали — Планетарный, Дали — Молекулярный, Дали — Монархический, Дали — Галлюциногенный, Дали — Будущный.

Сальвадор Дали творчески претворял разнообразные художественные идеи. Ярким доказательством тому служат и проект Театра-Музея Дали в Фигейросе, и плакат, отмеченный остроумием и изобретательностью, и виртуозные графические произведения по мотивам поэзии Данте и Ронсара, Аполлинера и Гёте, и акварели к «Дон Кихоту» Сервантеса, и иллюстрации к шекспировскому «Макбету».

Но есть у Дали картина, претендующая на то, чтобы занять первое место в его творчестве.

Это — «Тайная вечеря».

Обратимся и мы к тексту Евангелия.

III. КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА ЕВАНГЕЛИЯ
(слушание, говорение)

«20. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21. И когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня; 22. Они весьма опечалились и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23.

Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, тот предаст Меня; 24. впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше бы было этому человеку не родиться; 25.

При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

26. И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое; 27. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28. ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.: 25).

IV. «ДИАЛОГ» ДВУХ ШЕДЕВРОВ
(ролевая игра)

(В этой ролевой игре-диалоге двое учеников от имени авторов двух картин рассказывают об истории создания «Тайной вечери» Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали.)

Л.В. Я подходил к своей «Тайной Вечере» целых пятнадцать лет. На одном из набросков к «Поклонению волхвов» появляется группа слуг, а рядом с ними — фигура Христа.

С.Д. Религиозная тема начинает волновать меня в начале 1950-х годов. Готовясь к постепенной духовной сосредоточенности на главном, я обратился к теме Христа в картине «Христос св. Иоанна Креста». Пренебрегая канонами изображения, я взял на себя смелость запечатлеть время и вечность, конечное и бесконечное. Картина должна восприниматься зрителем как своего рода притча.

Л.В. Если обратиться к моим заметкам, то станет ясно, как тщательно прорабатывались позы и лица персонажей, которые списывались с обычных людей, жителей Милана и окрестностей. Труднее всего далась работа над образом Иуды, особенно долго искал выражение его лица.

С.Д. Замысел этой картины, как и многих других, родился во сне и явился своеобразным продолжением ранее написанных религиозно-мистических произведений, которые объединены одной мыслью — идеей целостности христианского мира.

V. СРАВНЕНИЕ «ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ» ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ И САЛЬВАДОРА ДАЛИ
(заполнение таблицы)

Учитель. Критически осмыслив материал, систематизированный в таблице, подготовьте сообщение искусствоведческого характера на тему урока.

Схематическая прорисовка «Тайной вечери»
Леонардо да Винчи с именами апостолов

VI. МОНОЛОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
(Привожу одно из сообщений, прозвучавших на уроке)

«Все познается в сравнении». Именно сегодня, сравнивая два шедевра, я убедился, насколько точен этот афоризм. Казалось бы, написанные на одну и ту же библейскую тему произведения художников не должны отличаться разительно. Но это не так.

Разделенные почти пятью столетиями, картины Леонардо да Винчи и Сальвадора Дали по-разному представляют зрителю сюжет Тайной вечери, а их авторы видят в этом сюжете значение, диктуемое и временем, в которое они живут, и художественной школой, в которой они работают, и собственным прочтением текста Евангелия.

Леонардо да Винчи интерпретирует сюжет с религиозно-нравственной точки зрения, изображая сам момент предательства; его интересует «человек и проявление его души». По мнению его друга, математика Луки Паччоли, картина Леонардо — «символ непреходящей мечты человека о спасении». Речь, конечно же, идет о спасении души, о нравственной чистоте человека.

Авторская задача Сальвадора Дали определена его интересом к теме Святого причастия. Он стремится к множественности ассоциаций и интерпретаций. Его волнует загадочность природы человека, но в еще большей степени — спасение мира, который в XX веке терпит не только социальную, но и нравственную катастрофу.

Символ единения, объединения четко выражен через геометрический рационализм композиции, свидетельствующий о вере художника в сакральность чисел (в данной случае числа «3» — символа Троицы).

А совершенство формы олицетворяет духовную гармонию, нравственную чистоту и величие, и в этом случае мы можем говорить о сходстве двух произведений.

На драматической картине Леонардо да Винчи запечатлено одно лишь мгновение (Иисус объявляет о предательстве), но отражена вечность. Каждый из апостолов — это целая история, рассказанная на языке жестов, мимики.

Участники трапезы наделены индивидуальными психологическими характеристиками. Особо выразительна фигура Иоанна. Мягкий ровный свет пронизывает его юное лицо, наполняя какой-то неземной выразительностью.

Зритель сразу исключает его из ряда тех, кто скоро предаст Христа.

Горизонтальная композиция придает фреске монументальность и грандиозность.

Известно, что Леонардо да Винчи шел к окончательному варианту долго и трудно, существует множество рисунков, отображающих этот путь, и то, как выстроил художник «событие», говорит и о его гениальности как живописца, и о его мудрости как философа.

Прямая, как стрела, линия стола одновременно разделяет два пространства (настоящее и вечное) и выступает в роли своеобразного символа — это порог между добром и злом, между преданностью и предательством, между верой и неверием. И выбор зависит от каждого: переступить или не переступить?

Таким образом, открывается еще один общий смысл «Тайной вечери» — нравственный: это тот выбор, право на который есть у каждого человека.

Что предпочесть, какими принципами руководствоваться, что выбрать: сиюминутное или вечное, остаться человеком или стать предателем? Этот последний шаг перед чертой — своеобразный нравственный экзамен для человека, и в этом отношении произведение расширяет границы и наполняется общечеловеческим смыслом.

VII. ЭПИЛОГ

Учитель. Спасибо за творческий поиск и вдохновение, которое вы проявили сегодня. Думаю, что для некоторых учеников встреча не завершится рамками урока, а станет темой дальнейшего исследования творчества художников.

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801803

8 знаковых работ Сальвадора Дали

Выставка Диалог Сальвадора Дали и Леонардо Да Винчи

Наиболее известные работы Дали — самого популярного сюрреалиста.

Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения. Фрагмент.

8. Параноидальное лицо

За время сотрудничества с сюрреалистами у Дали появилось много новых идей и техник, возможно, самым значительным новшеством стал его «параноидально-критический» метод.

С помощью этого метода Дали анализирует двойные образы в «Параноидальном лице» и «Невидимом афганце».

Ближе к концу тридцатых годов он подвергся критике со стороны Андре Бретона, лидера сюрреалистического движения, за то, что писал «картины-пазлы», единственной целью которых было заставить зрителя расшифровывать образы.

В «Параноидальном лице» постройка из камня напоминает голову, деревья превращаются в густые волосы, а сидящие люди становятся глазами, носом и ртом. В основу картины положена фотография, изображающая африканских сельских жителей.

7. Всадник по имени Смерть

Картина «Всадник по имени Смерть» была написана в 1934 году. Она содержит образы, характерные для произведений Дали, датированных этим же временем. Радуга, прорезающая густые облака, появляется также в «В радуге и призраке» (1932).

На переднем плане изображен призрак. Башню на заднем плане также можно встретить в других картинах, таких как «Сон приближается».

Дали говорил, что эта башня — сексуальный символ, так как она связана со многими его продолжительными эротическими мечтаниями.

Башня скрыта от взгляда за густыми кипарисовыми деревьями. Кипарисы также фигурируют во многих картинах Дали, относящихся к началу-середине тридцатых годов, их значение также уходит корнями в детские воспоминания Дали. В его работах часто встречается всадник, хотя здесь он изображен как скелет, в то время как на лошади кое-где сохранилась плоть.

6. Сикстинская Мадонна

Одно из многочисленных изображений Девы Марии в творчестве Дали, хотя здесь она видна наименее отчетливо. Эта картина маслом на холсте была закончена в 1958 году.

Как и в более поздней работе «Портрет моего умершего брата», художник формирует изображение с помощью точек. Техника, которую Сальвадор применил в данном случае, заимствована из области полиграфии.

Эта работа демонстрирует, что Дали опережал свое время, используя оптическую иллюзию и ироничный подход к предмету изображения.

5. Аллегория американского рождества

Картина была создана в 1934 году, когда Дали и Гала впервые были в США с визитом, который положил начало многим последующим.

Эта страна давно интересовала Дали и очень впечатлила его во время первой поездки, в частности, средства массовой информации уделили ему много внимания, в чем он так нуждался и чего так страстно желал.

Дали понравился Новый Свет с его возможностями; это отражено в картине.

4. Пылающий жираф

Дали считал, что две работы — эта и «Сотворение чудовищ» — представляют собой предчувствие войны. И та, и другая содержат жирафа с горящей спиной. Их художник интерпретировал как неких космических чудищ.

Эта картина во многом производит впечатление сна, не только из-за выбора сюжета, но и благодаря цвету аквамарин. На ярко-голубом фоне пламя на жирафе производит сильный эффект.

3. Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

Работа была написана маслом на холсте в 1944 году, в то время, когда Дали и Гала жили в Америке. В основу положен сон Галы, пересказанный Дали.

Художник заявил, что эта работа иллюстрирует открытие Фрейда, заключающееся в том, что внешний стимул может обусловить сновидение. Катализатор сновидения, гранат, висит в воздухе, к нему летит пчела.

За гранатом из сновидения Галы открывается сверкающая голубизна моря. Обнаженная спящая Гала парит над камнем — намек на привычное ощущение полета, которое мы испытываем во сне.

Слева от Галы находится огромный гранат, разбрасывающий семена в море. Из граната появляется рассерженная розовая рыба с широко открытым ртом. Из рыбы выпрыгивает рычащий тигр. Из тигра появляется другой, его хвост находится во рту первого. Тигры устремляются к Гале, выпустив когти, но ее разбудит штык, являющийся намеком на пчелиное жало.

2. Сон

Работа «сон» изображена маслом на холсте для Э. Джеймса, постоянного покупателя Сальвадора. Работа посвящена теме, особенно привлекавшей сюрреалистов: миру сновидений. Они считали, что во сне можно обнаружить, а затем творчески использовать свободу подсознания.

 «Сон» представляет собой визуальное воплощение пребывания тела во сне, как в самостоятельном мире. На дальнем плане изображено светлое синее небо. Ближе видна большая голова, чьи глаза сомкнуты. Она «мягкая» и кажется уязвимой и деформированной; место от конца головы сужается книзу и опирается на костыль, мягко свисая с него.

Голова собаки тоже опирается на костыль, как будто она дремлет.

Костыли на которые опираются части лица намекают на то, что голова может распасться, если их не будет.

1. Постоянство памяти

Данная работа — одна из самых популярных картин Дали. Здесь впервые появился мотив, который стойко выдержал испытание временем, — так называемые «мягкие часы», являющиеся символом бренности людского бытия, неизбежности увядания и закономерной одержимости временем, действующим против нас.

Внизу, тая на камнях, Дали изобразил свой автопортрет на фоне скрупулезно проработанного пейзажа. Разницу субстанций подчеркивают часы, свисающие с блока слева. Другие часы сражают автопортрет художника временем.

Источник: https://artrue.ru/style/surrealism/dali/10-znakovyx-rabot-salvadora-dali.html

Вот какими были первые и последние картины великих художников

Выставка Диалог Сальвадора Дали и Леонардо Да Винчи

Все мы хорошо знаем, как выглядят шедевры мировой живописи. Но нам в AdMe.ru стало любопытно: а с чего когда-то начинали всемирно известные художники и какими были их последние полотна? Предлагаем взглянуть на результат и приглашаем на небольшую историческую экскурсию по живописи.

Леонардо да Винчи

© wikipedia.org  

«Благовещение», 1472–1475

Для одной из своих первых самостоятельных картин да Винчи выбрал библейский сюжет: на ней изображены архангел Гавриил и Дева Мария. Эта работа была написана да Винчи в мастерской его учителя Верроккьо.

Источник: italian-renaissance-art.com

© wga.hu  

«Иоанн Креститель», 1514–1516

В своей последней их сохранившихся на сегодняшний день работ Леонардо использует разработанные им и доведенные до совершенства в течение многих лет приемы: тающее сфумато (смягчение очертаний фигур и лиц, позволяющее передавать воздух, легкую дымку), полный отказ от фона (когда персонаж изображен в коричневой тьме, что дает возможность сосредоточить внимание именно на герое).

Источник: leonardodavinci.net

Пабло Пикассо

© wikiart.org  

Маленький Пабло начал выказывать любовь к рисованию уже с 3 лет. В Малаге, где прошло раннее детство Пикассо, мальчик уже пробует писать маслом. «Желтый пикадор» считается одной из первых картин Пикассо, которую тот написал в 8 лет под впечатлением от боя быков.

Источник: picassolive.ru

© picasso-pablo.ru  

«Лежащая обнаженная и голова», 1973

Произведения последних 15 лет творчества художника очень разнообразны и неравнозначны. Эту картину Пикассо писал незадолго до смерти. Еще накануне, 7 апреля, он работал над ней, на следующий день, 8 апреля 1973 года, он скончался на 92-м году жизни.

Источник: picassolive.ru

Клод Моне

© wikipedia.org  

Юный Моне обожал рисовать карикатуры на учителей, а совсем скоро познакомился с Эженом Буденом, который рассмотрел талант в подростке и стал его первым учителем. Поэтому дебютная картина художника была очень похожа на пейзажи учителя.

Источник: aboutfamousartists.com

© interagir.com  

«Водяные лилии», 1920–1926

В последние годы жизни у Моне были проблемы со зрением. И хотя его глаза видели уже не так, как раньше, и ему приходилось раскладывать краски в определенном порядке, чтобы не перепутать цвета, он до конца своих дней не переставал творить. Серия известных огромных полотен с кувшинками стала последней в творчестве знаменитого живописца.

Источник: monetartprints.net

Винсент Ван Гог

© wikipedia.org  

«Мальчик, обрезающий траву серпом», 1881

Первые работы Ван Гога посвящены крестьянам, их повседневному труду и быту, и при создании картин он прибегал к смешению различных техник. Это полотно — яркий пример раннего творчества художника.

Источник: wikipedia.org

© wikipedia.org  

Последняя картина Ван Гога кажется абстрактной, но постепенно проступает пейзаж: обнаженные корни и нижние части деревьев на фоне светлой песчаной почвы на крутом известняковом склоне. От полотна веет возбуждением, она вся словно пропитана эмоциональной неустойчивостью. Возможно, она стала предтечей дальнейших форм развития современного искусства, таких как абстракция.

Источник: bbc.com

Фрида Кало

© wikiart.org  

«Автопортрет в бархатном платье», 1926

Этот автопортрет считается одной их первых важных работ мексиканской художницы. После жуткой аварии Фрида не могла двигаться и удобнее всего ей было рисовать… саму себя при помощи зеркала. Хотя это полотно сложно назвать шедевром, но по нему уже можно увидеть огромный потенциал, заложенный в этой девушке.

Источник: everypainterpaintshimself.com

© fridakahlo.org  

«Да здравствует жизнь!», 1954

Последняя работа, натюрморт Viva la vida, прекрасно показывает отношение к окружающему миру этой удивительной женщины, чей путь был очень сложным и болезненным: яркие, сочные краски и спелые фрукты как бы олицетворяют ее сильный дух и внутреннюю силу.

Источник: artanddesigninspiration.com

Густав Климт

© klimt.com  

«Портрет Клары Климт», 1883

Художник, чьи работы известны на весь мир своей красотой и эротизмом, в начале карьеры специализировался на архитектурной живописи. Но в скором времени стал рисовать женщин и мужчин, тренируясь на родственниках: одной из первых работ считается портрет его сестры Клары.

Источник: klimt.com

© klimt.com  

Картина «Невеста» — одна и незавершенных картин художника, обнаруженная в его мастерской. Любопытен тот факт, что Климт не собирался оставлять девушек обнаженными и рисовал одежду поверх фигур, но не успел сделать это до конца.

Источник: klimt.com

Эдгар Дега

© wikiart.org  

В начале карьеры Дега написал около 40 автопортретов в различных вариациях. В это время он учится в мастерской художника Ламота, а также оттачивает мастерство, копируя шедевры Лувра, да так, что бывало трудно отличить копию от оригинала.

Источник: metmuseum.org

© wikiart.org  

«Группа танцовщиц», 1900–1910

Многие картины Дега переплетаются с темой танца, и его последние полотна не стали исключением: эту серию пастелей с танцовщицами художник создавал, будучи уже практически слепым.

Источник: wikipedia.org

Эдуард Мане

© wikipedia.org  

Во время путешествия по Бразилии (тогда Мане по велению родителей пытался поступить в мореходную школу) будущий художник сделал множество рисунков и этюдов, а по возвращении копировал полотна Лувра. На свое первое значительное полотно Мане возлагал большие надежды и выставил на престижной парижской выставке, однако картина потерпела фиаско.

Источник: wikipedia.org

© wikiart.org  

«Бар в „Фоли-Бержер“», 1882

Последняя картина Мане стала одним из самых известных шедевров мирового искусства, в котором мастер нашел золотую середину между реализмом и импрессионизмом. На огромном полотне было изображено множество не заметных с первого взгляда деталей: к примеру, отражение самой барменши не соответствует действительности — она смотрит прямо на зрителя, а в зеркале она смотрит на усатого мужчину.

Источник: wikiart.org

Сальвадор Дали

© wikiart.org  

«Фиеста в Фигерасе», 1914–1916

Первую свою картину Сальвадор Дали нарисовал, когда ему было 10 лет: небольшой пейзаж, написанный на деревянной доске масляными красками. «Фиеста в Фигерасе» смотрится уже намного любопытнее, она была написана 4 годами позже, и в это же время, кстати, готовилась первая в жизни художника выставка.

Источник: mir-dali.ru

© www.wikiart.org  

Над своей последней картиной Дали работал в замке Пуболь. Он использует форму виолончели, приписывая ей скорее символическую функцию чувства, а не музыкального звука. В последний период творчества Дали виолончель всегда несет в себе какое-то печальное послание или же, как в других картинах, на нее нападают прикроватные тумбочки. Таким образом он соединяет две близкие точки — боль и красоту.

Источник: wikiart.org

Анри Матисс

© wikiart.org  

В 1889 году у Анри случился приступ аппендицита. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Это его так увлекло, что он, преодолев сопротивление отца, решил стать художником и записался в школу рисунка Кантен де ля Тур. Натюрморт с книгами и свечой — одно их первых произведений Матисса.

Источник: wikipedia.org

© lacma.org  

В своих полотнах Матисс старался достичь синтеза рисунка и цвета, и его последняя картина иллюстрирует это как нельзя лучше.Также в последний год жизни художник расписал витраж церкви в Нью-Йорке, остальные 9 витражей расписаны Марком Шагалом.

Источник: lacma.org

Фото на превью wikiart.org

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/vot-kakimi-byli-pervye-i-poslednie-kartiny-velikih-hudozhnikov-1423315/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики