Vigoda

Выставка А еще в очках! в Государственном музее А.С. Пушкина

Содержание

Выставка «А еще в очках…»

Выставка А еще в очках! в Государственном музее А.С. Пушкина
В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка под названием «А еще в очках…». Здесь вы сможете увидеть предмет, который улучшает зрение, а некоторым служит модным аксессуаром.

Очки служат для всего этого, но они практически никогда не являются центром внимания. Здесь же выставка акцентирует внимание именно на этом предмете.

Набор окулиста. Германия. Начало XX века. Собрание Т. и С.

Макеевых.

Очки — самый распространённый из оптических приборов, предназначенный для коррекции человеческого зрения при оптических несовершенствах глаза, либо для защиты глаз от различных вредных воздействий.Многие из тех, кому довелось носить очки с детства, помнят, как обидно дразнили их сверстники «очкариками».

Тогда никто не задумывался, сколько много известных людей, поэтов, писателей, историков и философов тоже носили очки. А также о том, что этот аксессуар был когда-то дорогим и весьма статусным. Им в пору было гордиться.

Так давайте окинем своим невооруженным взглядом экспонаты экспозиции, поближе рассмотрим прекрасные портреты, с которых на нас будут смотреть знаменитые или же не известные люди, вооруженные очками разных форм и размеров. И, возможно, для некоторых из вас это будет небольшим открытием.

Ведь многие портреты нам знакомы с детства, но наличие очков не всегда запоминается. А некоторые образы героев могут открыться для вас с новой стороны.

Э.А. Дмитриев-Мамонов. Фрагмент. Портрет В.А. Елагина. 1875. Холст, масло. ГМП.

Елагин Василий Алексеевич (1818—1879), историк, мыслитель, публицист. К середине 50-х годов Елагин сдружился с И. С. Аксаковым и стал участником его периодических изданий, наиболее деятельным — в еженедельнике «День». Занятие публицистикой (что сильно проявилось и в его переписке этих лет) оживило его контакты со старинными друзьями дома Елагиных — И. А. Кошелевым и Ю. Ф. Самариным.На следующем портрете мы хотим обратить ваше внимание на один фрагмент. Пройти мимо этого шедевра мы не смогли. Но весь портрет мы вам не покажем, для этого есть выставка, приходите и ищите показанные нами детали или заинтересовавшие лично вас.

Неизвестный художник с оригинала начала XIX века. Фрагмент. Портрет грузинского князя. Середина XIX века. Холст, масло. ГМП.

Неизвсетный художник с оригинала В.А. Ридера 1825 г. Портрет Франца Шуберта. Первая половина XX века. Холст, масло. ГМП.

Франц Петер Шуберт (нем.

Franz Peter Schubert; 1797 —1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Именно его музыка сопровождает Мастера за гранью в закатном романе.
— И там тоже, — Воланд указал в тыл, — что делать вам в подвальчике? — тут потухло сломанное солнце в стекле.

— Зачем? — продолжал Воланд убедительно и мягко, — о, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?

Помните эти строки? Вот и ещё один повод их перечитать.

В.А. Тропинин. Портрет М.Н. Загоскина. Конец 1830-х – начало 1840-х. Холст, масло. ГЛМ.

Михаил Николаевич Загоскин (1789 —1852) — русский писатель, драматург, автор исторических романов, директор московских театров и московской оружейной палаты. 9 августа 1812 года Загоскин записался в Петербургское ополчение, которое предназначалось в подкрепление корпуса Витгенштейна. 6 октября 1812 года ополчение вступило в первый бой при взятии Полоцка.

Загоскин был ранен в ногу и получил орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Несколько лет Загоскин собирает материалы для исторического романа из эпохи Смутного времени и в 1828—1829 годах обрабатывает их. В конце 1829 года выходит в свет исторический роман в трёх частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году».

Роман получил восторженные отклики и вскоре стал самым популярным российским романом. В. Г. Белинский назвал «Юрия Милославского» «первым хорошим русским романом». «Юрий Милославский» был переведён на 6 языков. В 1842 году вышел трёхчастный роман Загоскина «Кузьма Петрович Мирошев» о временах Екатерины II. Критики ставили его в один ряд с «Юрием Милославским».

В 1842 году Михаил Николаевич получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни.

Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?
Хлестаков. Да, это мое сочинение.
Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Анна Андреевна.

Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.
Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

«Ревизор» Гоголь.

А вот и сам автор бессмертного «Ревизора», да еще набросанный рукой Александра Сергеевича Пушкина.

Рисунок А.С. Пушкина: Н.В. Гоголь в очках, конец 1833. Муляж на бумаге XIX века.
Бумага голубая верже с филигранями, компьютерная печать. ГМП.

И еще один рисунок великого поэта.

Рисунок А.С. Пушкина: А.С. Грибоедов. Из альбома Ел.Н. Ушаковой, 1831. Муляж на бумаге XIX века.
Бумага верже с филигранями, фотоэмульсия, фотопечать. ГМП.

А вот так создатель «Горе от ума» выглядит на гравюре.

П.Ф. Борель. А.С. Грибоедов. Портретная галерея русских литераторов, журналистов, художников и других замечательных людей.
Издание А.Э. Мюнстера, СПб, 1860. Литография. ГМП.

Целый ряд известнейших людей, глазами их современников предстаёт перед вами. Иногда они похожи, иногда, кажется, что совсем нет. Но каждое изобржение по своему великолепно и интересно.

Неизвестный художник. Портрет Е.Ф. Канкрина. Конец 1830-х – начало 1840-х. Литография. ГМП.

Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин (1774 —1845) — граф, русский государственный деятель немецкого происхождения, генерал от инфантерии, министр финансов России в 1823—1844 годах. В 1839—1843 годах Канкриным была проведена денежная реформа, установившая систему серебряного монометаллизма.

К заслугам Канкрина принадлежит также обмен всех ассигнаций на государственные кредитные билеты, обменивающиеся на золото и серебро, а также эмиссия платиновой монеты.

Ну и, пожалуй, самый запоминающийся портрет в этой экспозиции, покрайней мере для нас. Сколь эффектно выглядит изображённый на портрете человек.

Уверенное и гордое лицо, спокойный взгляд, прекрасные мелкие детали, как например крошечная булавка для шейного платка, в виде изящного цветка. А какие очки! Сам бы такие носил!

Неизвестный художник с портрета О.А. Кипренского. Портрет Н.И. Гнедича.
Вторая половина XIX века. Холст, масло. ГЛМ.

Николай Иванович Гнедич (1784—1833) — русский поэт, наиболее известный как переводчик на русский язык «Илиады». Он создал первый полный стихотворный перевод на русский язык произведения великого Гомера. Впоследствии В. Г. Белинский писал, что «постигнуть дух, божественную простоту и пластическую красоту древних греков было суждено на Руси пока только одному Гнедичу» и ставил его гекзаметры выше гекзаметров В. А. Жуковского.

Неизвестный художник с портрета О.А. Кипренского. Фрагмент. Портрет Н.И. Гнедича.
Вторая половина XIX века. Холст, масло. ГЛМ.

Карикатуры и шаржи также освещают жизнь очков в мире людей, и занимают должное место в залах музея. Взгляните на этого молодого человека, мечтающего выдохнуть после бурно проведённого нового года, вместо отдыха, осаждаемого кредиторами. Тут можно увидеть и порицание глупости и мотовства молодости, и злобы и бессердечности кредиторов.

И. Пошон. Визиты в день, нового года. 1814. Офорт, акварель. ГМП.

Вы посмотрите, как они ужасны. Аки крысы набросились на молодого человека. Кажется, что даже из зеркала сейчас полезут. Ничего не меняется с тех самых пор, ну может очки у них сейчас поприличней.

И. Пошон. Фрагмент. Визиты в день, нового года. 1814. Офорт, акварель. ГМП.

А вот ещё один великолепный образец.

Михаил Черемных. Эскиз плаката «Говори коротка и уходи». 1920-1930-е. Бумага, гуашь.
Государственный музей В.В. Маяковского.

Если фраза конечно правильная — надо уметь формулировать свои мысли коротко, то какое же комчавнство смотрит на нас с плаката. Похоже, что и бюрократия тоже не меняется.

А вот и создатель новой бюрократии. «Хотели как лучше, а получилось как всегда» (с).

Борис Голополосов. Портрет старого большевика. 1925. Холст, масло. Собрание семьи художника.

И, конечно же, мы не можем не обратить ваше внимание на прекрасные шаржи.

Иосиф Игин. К. Паустовский. Шарж. По картине Перова «Рыболов». Альбом «Музей друзей». 1962.
Бумага, тушь, белила, аппликация. ГЛМ.

Эпиграмма М.А. Светлова: «Он с удочкой стоит неутомимо, Он знает, в чём задача рыболова — Чтоб не ленивой тушею налима, А рыбкой золотой сверкнуло слово. МСветлов». На берегу озера с предметами письменного прибора, стоит Пуастовский на полусогнутых ногах.

Иосиф Игин. С. Маршак. Шарж. По картине В. Васнецова «Витязь на распутье».
Бумага, тушь, белила, аппликация. ГЛМ.

Эпиграмма М. Светлова: «Труднейших множество дорог, Где заблудиться может муза, Но все распутья превозмог Маршак Советского Союза. МСветл». Изображение С.

Маршака с копьем в виде ручки с пером, сидящего на лошади перед огромным томом «Сказки песни сатира пьесы переводы».

Мемориальные вещи также присутсвуют на выставке. И это, как вы правильно догадались очки.

Ну например простые очки создателя такого любимого нами истинного арийца Отто фон Штирлица.

Очки бифокальные прямоугольной формы. СССР. 1970 — 1980-е. Из мемориальных вещей Ю.С. Семенова (Ляндрес).
Металл, стекло, дерматин, байка, пластик. ГЛМ.

Есть здесь и простые, но такие необычные свидетели уходящего времени. Театральные бинокли, лорнеты, трубки-одноглядки. Нас очень заинтересовал лорнет с затемнёнными стёклами, эдакий прародитель современных тёмных очков. И показанный нами ниже бинокль для скачек. Невероятно хорош!

Складной бинокль для скачек. Франция. Начало XIX века. Латунь, стекло. Коллекция фонда Александра Васильева.

Остальные герои выставки ждут вас в залах Государственного музея А.С. Пушкина, приходите знакомиться ближе с миром очкариков, который, как оказалось, весьма интересен.
Выставка продлится до 01 мая 2016 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская».

Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).

Цена билета: взрослый — 200 руб., льготный — 50 руб. Подробнее тут.

Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

  • Читаю книгу ЖЖ-френдессы Юлии nina_varo_nina… Юлия хорошо знает японский язык и работает с группами туристов из Японии. Книга -…
  • Новогодняя иллюминация в Москве: https://neferjournal.livejournal.com/4822695.html Зачем вы ставите ёлку? История возникновения новогодних…
  • «Тыкварий». Фестиваль «Золотая осень-2018» в Москве: https://dina2304.livejournal.com/343014.html#t2725862 Музей Бунина в…

Page 3

Источник: https://eho-2013.livejournal.com/776211.html

10 причин пойти на выставку Цая Гоцяна в Пушкинском музее прямо сейчас

Выставка А еще в очках! в Государственном музее А.С. Пушкина

партнерский материал

партнерский материал

Александра Данилова

Куратор выставки «Цай Гоцян. Октябрь», заместитель заведующего Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

Выставки такого масштаба в Москве еще не было

Цай Гоцян — один из самых знаменитых художников современности, чьи заслуги слишком долго перечислять, — достаточно сказать, что он продлил Великую Китайскую стену на 10 километров, получил «Золотого льва» Венецианской биеннале и делал проект, посвященный годовщине 11 сентября, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке (это был пороховой взрыв в виде черного облака).

Выставку «Октябрь» невозможно повторить

Выставка была придумана как единое художественное пространство, которое начинается с инсталляции из детских кроваток перед фасадом и продолжается внутри музея: над главной лестницей смонтирована работа «Звук», в Белом зале висят пороховые картины по 20 метров в длину — «Река» и «Сад», в центре зала — инсталляция «Земля». Цай Гоцян придумал этот проект специально под размеры Пушкинского музея — высота и ширина портика музея диктовали ему, какой высоты должна быть инсталляция, которая встречает посетителей, и те работы, которые находятся внутри музея.

Картины и инсталляции были созданы специально для Пушкинского музея и ранее не выставлялись

Почти все произведения готовились специально для Пушкинского музея — на выставке будет всего 7 старых работ, которые нужны, чтобы рассказать, кто такой Цай Гоцян.

Все остальные произведения были сделаны за 2 недели до открытия выставки.

Для Пушкинского музея Гоцян специально создал 20-метровые пороховые полотна, огромную инсталляцию из детских колясок, кроваток и люлек во дворе и множество других произведений.

Цай Гоцян научился писать по-русски

И это не просто каллиграфия, а каллиграфия русскими буквами. Для того чтобы создать надписи на русском, Гоцяну пришлось специально учить русский алфавит. Оказалось, что русский язык для каллиграфии очень сложен: в отличие от Китая, где существуют твердые правила написания иероглифов, буквы А и Д в русском алфавите можно писать разными способами, каждый из которых будет правильным.

Цай Гоцян создал самую большую картину в технике цветной пороховой живописи

Цветная пороховая живопись — новая техника для Цая, с которой он работает всего два года. До московской выставки самые большие его работы были пятиметровыми. 20-метровая картина «Река», которую можно увидеть в Пушкинском музее, — его абсолютный рекорд.

Он создал ее за два дня, так как работа в такой технике требует оперативности — оставлять рассыпанный порох в павильоне даже на одну ночь небезопасно. Раскладывать трафареты можно сколько угодно, но сам процесс нанесения пороха должен уместиться в световой день.

Над выставкой работала огромная команда

В Москве 100 человек работали с художником как одна команда: волонтеры выкладывали полотно из исторических фотографий, учили Цая кириллице, вырезали трафареты и гасили искорки, которые тлели на холсте.

Эти люди тоже стали частью произведения — совсем как десять приглашенных скульпторов в проекте Венецианской биеннале 1999 года, за который художник получил «Золотого льва». В Венеции люди воспроизводили 108 работ из соцреалистической скульптурной композиции «Двор сборщика податей».

Из других проектов Цая можно вспомнить, как дети в Египте и Рио вместе с художником мастерили воздушных змеев, а в Иваки (город в районе Фукусимы) жители по его просьбе одновременно выключали свет в своих домах.

Зрители впервые могут увидеть «черновики» работ Гоцяна

Впервые Цай Гоцян допускает зрителей на кухню своего художественного процесса. Он показывает и пробные пороховые тесты, и скетчи, которые делал специально для этого проекта. Никогда в жизни Цай Гоцян не выставлял трафареты, а на выставке в Пушкинском музее можно увидеть трафареты картины «Река» со следами пороха, которые остались от взрыва.

Часть этого проекта должна была быть на Красной площади

Цай Гоцян единственный, кто умеет делать цветные и красочные фейерверки днем. Эти фейерверки он называет своеобразными спектаклями — мечтой Цая был фейерверк на Красной площади. Он хотел собрать на площади все образы выставки: белые березы, музыку Чайковского, триптих Малевича.

Этот проект — очень личный для художника

Проект Цая посвящен не столько Октябрьской революции, сколько революции вообще и ощущениям человека, который ее переживает. Неслучайно в экспозицию Цай включает огромное количество произведений — воспоминаний о своем детстве.

Этот жест — доверие нашей публике, в которой Цай надеется найти собеседника.

Русские, прошедшие через аналогичные события, понимают происходящее в нюансах — почему учителя, которых дразнил Цай, таинственно исчезали, почему в церковь приходилось ходить втайне от всех, а по вечерам вместе с отцом уничтожать книги.

Выставка в Москве — давняя мечта Цая

Выставку в России Цай Гоцян считает подарком на свой юбилей — в этом году художнику исполняется 60 лет.

В отличие от многих современных художников Цай Гоцян живет чистым искусством и не соотносит себя с рынком (у него даже нет собственной галереи).

Несмотря на то что его работы стоят немало, ради большой идеи он готов идти на уступки — над выставкой в Москве Цай Гоцян два года работал бесплатно.

: Есть контакт! Первые интервью с фрешменами, подборки книг, сериалов и новости, которые будут обсуждать завтра, — в нашем паблике во «ВКонтакте».

Источник: https://daily.afisha.ru/brain/6844-10-prichin-poyti-na-vystavku-caya-gocyana-v-pushkinskom-muzee-pryamo-seychas/

Картины Пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

Выставка А еще в очках! в Государственном музее А.С. Пушкина

Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв. (является частью Пушкинского музея в Москве). Здесь хранится одна из лучших коллекций импрессионизма и постимпрессионизма в мире. С ней может поспорить разве что только музей д’Орсе в Париже и музей Метрополитен в Нью-Йорке.

За такое наследие мы благодарны двум дореволюционным коллекционерам – промышленнику Ивану Морозову и купцу Сергею Щукину. Именно они тратили сотни тысяч франков в год на покупку будущих шедевров.

Вот лишь 7 полотен, мимо которых нельзя пройти мимо.

1. Пьер-Огюст Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г

Пьер-Огюст Ренуар. Портрет Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова.

Картина на самом деле являлась этюдом к другому, парадному портрету Жанны Самари. Он сейчас хранится в Эрмитаже. Однако большинством искусствоведов именно этот “незаконченный” портрет считается одним из главных шедевров Ренуара. Эта картина – квинтэссенция женской чувственности и обаяния.

У картины есть небольшой секрет. Если вы смотрите на неё прямо, то платье актрисы зеленое. Если же вы посмотрите на неё сбоку, то платье становится синим

Когда портрет показали на выставке в 1873 году, многие современники Ренуара её не поняли: “Её руки словно рыбья чешуя!” Но были и сторонники: “Этот портрет можно есть ложкой!”

Ренуар приукрасил внешность девушки. В жизни Жанна была не так хороша. Зато была смешлива и обладала обаятельнейшей улыбкой. В неё влюбился молодой человек из богатой семьи. Аристократы не пожелали принимать в семью представительницу легкомысленной профессии. На свадьбу никто из них не пришёл.

Жанна умрет в 32 года от брюшного тифа. Оставив мужу двух дочерей. А ещё этот портрет. Он провесит в его квартире до самой его смерти.

О картине также читайте в статье “Жанна Самари Ренуара. 7 самых интересных фактов”.

2. Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г

Винсент Ван Гог. Красные виноградники в Арле. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Ивана Морозова

Ван Гог написал эту картину в провинциальном городке Арле. Сюда он приехал из Парижа в поисках ярких красок. Поиски его увенчались успехом. Самые яркие и известные картины он создаёт именно здесь. И его знаменитые “Подсолнухи”, и “Ночное кафе”. В том числе “Красные виноградники”.

На самом деле виноградники не красные. Зелень лишь временно приобрела красный оттенок под лучами заходящего солнца. Ван Гог никак не мог пройти мимо такого оптического эффекта.

Картина написана в типичной для Ван Гога технике импасто.  Краска наложена очень густыми крупными мазками.

Картина еще известна тем, что она была приобретена за приличные деньги – 350 франков. До этого Ван Гогу удалось продать не более 20 своих работ за гораздо более скромные деньги.

Считается, что это было началом его признания. И если бы не роковой выстрел себе в грудь в 1889 году, Ван Гог уже очень скоро стал бы баснословно богат.

О самом первом шедевре мастера читайте в статье “Едоки картофеля”.

3. Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. 1888 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Сезанн был полным антиподом импрессиониста. Он стремился создать монументальное, существующее вне времён. В отличие от импрессионистов, которые стремились передать впечатление от сиюминутного.

Клод Моне писал свои картины считанные часы и даже минуты. Как, например, свою знаменитую картину “Впечатление. Восход солнца”.

Сезанн же работал над “Пьеро и Арлекино” 2 года! Ему позировали сын и друг сына. Никто бы другой не согласился на сотни изнурительных сеансов.

Обратите внимания, как тщательно прорисован костюм Пьеро. Он только издалека кажется белым. Вблизи же вы увидите, что складки написаны зеленой и синей красками.

Композиция картины тоже необычна. Пьеро тычет в спину Арлекина кулаком. Видимо, выслушав очередную колкость от высокомерного Арлекина, чувствительный, но трусливый Пьеро не решился показать кулак в лицо.

Позу Арлекина художник не раз менял. В результате его нога оказалась у самого края холста. Художник даже отогнул его, чтобы ступня уместилась. 

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

4. Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г

Поль Гоген. А, ты ревнуешь? 1892 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина.

Гогена всегда тяготила чопорная Европа. Наполовину перуанец по материнской линии он до семи лет жил среди экзотической природы Южной Америки. Поэтому ничего удивительного, что однажды он сбежал из Парижа на Таити.

Картина “А, ты ревнуешь?” -одна из лучших его таитянских работ. Она яркая, экзотичная. Именно по таким работам Гоген более всего узнаваем.

На картине изображен подсмотренный художником момент жизни таитянских девушек. Они ведут неспешный разговор, приняв расслабленные позы.

Одна удивлена, почему другая ревнует. О теме разговора мы понимаем по фразе, написанной Гогеном внизу “А, ты ревнуешь?” Для нас эта сценка не будет понятна, если не знать обычаев таитян.

Таитяне были сторонниками свободной любви. Даже замужняя девушка могла провести ночь с другим мужчиной. Поэтому ревность считалась неуместной.

Отсюда удивление одной девушки по отношению к ревности другой. Да, она провела ночь с возлюбленным своей подруги. Что же здесь такого? Вот такие нравы.

В отличие от Ван Гога, Гоген не любил технику импасто. Писал однослойно. Поэтому сквозь краску легко разглядеть плетение холста

О художнике читайте также в статье “Поль Гоген. Гений, не дождавшийся славы”.

5. Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”. 1897 г

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.Пушкина, Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Считается, что Дега был живописцем танцовщиц. Но как он сам утверждал, он любил не танцовщиц, а движение и красивые платья. Именно это он и искал в балеринах.

Вам может показаться, что на картине танцует четыре танцовщицы. На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре!

Скорее всего Дега изобразил одну девушку в разных ракурсах. В его архивах после смерти обнаружили как раз фотографии одной и той же девушки в разные моменты движения.

Мы видим, как она нагнулась поправить пуант. В следующее мгновение она поправляет лямки платья. А затем она держится за декорацию, чтобы осмотреть своё платье.

Голубого сияющего цвета Дега добился необычным способом. Картина написана пастелью. Это что-то вроде восковых мелков. Дега воздействовал на неё паром.

Под действием пара пастель размягчалась, и художник распределял её по холсту кистью. Это придало ей ещё большее сияние

О других секретах картины читайте в статье “Голубые танцовщицы Дега: 5 невероятных фактов о картине”.

6. Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г

Клод Моне. Белые кувшинки. 1899 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки, 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

Ближе к 50 годам Клод Моне наконец получил заслуженное признание. Его картины стали покупать за приличные деньги. Не раздумывая, он купил себе дом в живописной провинции Живерни. Здесь он разбил великолепный сад с прудом.

При покупке дома пруда на участке не было. Мане создал его искусственно, изменив русло близлежащей речки.

Моне проживет в Живерни 43 года. В своём саду он напишет сотни картин. Из них 12 работ – с японским мостиком. Та, что хранится в Пушкинском музее, считается одной из лучших в этой серии.

Кстати, кувшинки в пруду появились незадолго до написания этой картины. До этого мостик простирался над чистой гладью воды, как на картине “Мост в саду Моне”.

Клод Моне. Мост в саду Моне. 1895-1896 гг. Частная коллекция

Еще о двух шедеврах Моне из Пушкинского музея читайте в статьях:

 “Бульвар Капуцинок Моне: необычные факты о картине”

“Завтрак на траве Клода Моне. Как зарождался импрессионизм”

7. Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г

Анри Матисс. Красные рыбки. 1912 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусств Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва. Из коллекции Сергея Щукина

На картине мы видим очень небольшую часть оранжереи. На столике стоит банка с золотыми рыбками. Слева виднеется плетёное кресло. Зелень растений делает рыбок ещё более яркими.

Часто о картине Матисса говорят, что она как будто написана ребёнком. Да, натюрморт кажется незавершенным и наивным. Матисс сознательно «упрощал» свою живопись. Он отказался от смешения цветов и мелких деталей. Чтобы не заглушать влияние цвета на зрителя.

Картина написана после посещения художником Марокко. Там он был поражён тем, как арабы часами смотрят на золотых рыбок. Матисс и создал “Золотых рыбок” для неспешного созерцания и медитации.

Вы сами можете почувствовать, как картина “затягивает”. Перед ней хочется долго стоять, никуда не спеша. Матисс говорил “Я хочу, чтобы усталый, измученный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение”

Матисс написал немало натюрмортов с рыбками. Но та, что хранится в Пушкинском, также считается одной из лучших.

Картины Анри Матисса в музее современного искусства в Нью-Йорке. Слева: “Золотые рыбки и скульптура” 1911 г. Справа: “Золотые рыбки и палитра”. 1914 г.

Об ещё одном шедевре мастера, хранящемся в Эрмитаже, читайте в статье «Танец» Матисса. Простое в сложном и сложное в простом».

***

После революции коллекции Щукина и Морозова были национализированы. Дом Щукина превратили в музей. Бывшему хозяину позволили жить в домике привратника. До отъезда из России в 1919 году он водил экскурсии по своему бывшему особняку.

Ивана Морозова тем временем назначили помощником хранителя его же коллекции. Он также покинул Россию в 1919 году и вскоре умер во Франции…

***

Если вы уже искушённый любитель живописи и планируете пойти в Пушкинский НЕ в первый раз, вам может понравиться статья  “7 картин Галереи искусства Европы и Америки”.

Картины, которые хранятся в главном здании музея, вы можете изучить в статье “7 шедевров старых мастеров в Пушкинском музее”.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

  Оксана Копенкина

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Источник: https://arts-dnevnik.ru/kartinyi-pushkinskogo-muzeya/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики