Vigoda

Волковское кладбище (Литературные мостки)

Кладбище

Волковское кладбище (Литературные мостки)

«Литераторские мостки» — участок на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, музей-некрополь, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.

История

Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Христова (конец XVIII века) похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась).

В 1848 году здесь был захоронен публицистВ. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов, а в 1868 году рядом с ними — публицист Д.

 И. Писарев.

На «Литераторских мостках» похоронены писатели И. С. Тургенев,М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, А. И. Куприн, революционеры Г. В. Плеханов и В. И. Засулич, Н. С. Тютчев, учёныеД. И. Менделеев, В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, Н. Н. Миклухо-Маклай,А. С. Попов, архитектор В. В. Козлов и др.

Здесь же покоятся мать В. И. Ленина и его сёстры.

В 1935 году «Литераторские мостки» были превращены в отделГосударственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останкиН. Г. Помяловского, А. А. Блока, И. А. Гончарова. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность.

Известные люди, похороненные на кладбище

  • Агамирзян, Рубен Сергеевич (1922—1991) — режиссёр, педагог, народный артист СССР.
  • Акимов, Николай Павлович (1901—1968) — театральный режиссёр и художник.
  • Андреев, Леонид Николаевич (1871—1919) — писатель.
  • Аникушин, Михаил Константинович (1917—1997)— скульптор.
  • Анненская Александра Никитична (1840—1915) — детский писатель, переводчик, педагог.
  • Апухтин, Алексей Николаевич (1840—1893) — поэт.
  • Белинский, Виссарион Григорьевич (1811—1848) — литературный критик, публицист.
  • Бенуа, Леонтий Николаевич (1856—1928) — зодчий.
  • Берггольц, Ольга Фёдоровна (1910—1975) — поэтесса.
  • Блок, Александр Александрович (1880—1921) — поэт.
  • Борисов, Александр Фёдорович (1905—1982) — актёр.
  • Бродский, Исаак Израилевич (1883/1884-1939) — художник.
  • Брянцев, Александр Александрович (1883—1961) — театральный режиссёр.
  • Ваганова, Агриппина Яковлевна (1879—1951) — русская балерина.
  • Вельяминов, Пётр Сергеевич (1926—2009) — советский актёр театра и кино.
  • Вивьен, Леонид Сергеевич (1887—1966) — российский и советский актёр, режиссёр.
  • Гаврилин, Валерий Александрович (1939—1999) — композитор.
  • Гаршин, Всеволод Михайлович (1855—1888) — писатель.
  • Гончаров, Иван Александрович (1812—1891) — русский писатель.
  • Горин-Горяинов, Борис Анатольевич (1883—1944) — актёр.
  • Горбачёв, Игорь Олегович (1927—2003) — актёр.
  • Горбачёва, Людмила Ивановна (1930—2010) — актриса.
  • Григорович, Дмитрий Васильевич (1822—1898) — русский писатель.
  • Григорьев, Аполлон Александрович (1822—1864) — русский критик, поэт, переводчик.
  • Дмитриев, Иван Петрович (1915—2003) — актёр театра и кино.
  • Добролюбов, Николай Александрович (1836—1861) — литературный критик.
  • Домашёва, Мария Петровна (1875—1952) — актриса.
  • Дудинская, Наталья Михайловна (1912—2003) — артистка балета, народная артистка СССР.
  • Зайцев, Владимир Николаевич (1938—2010) — генеральный директор РНБ в 1985—2010 гг., заслуженный работник культуры РФ.
  • Закушняк, Александр Яковлевич (1879—1930) — артист театра и эстрады, мастер художественного слова.
  • Ковалёва, Галина Александровна (1932—1995) — советская и российская оперная певица.
  • Козинцев, Григорий Михайлович (1905—1973) — кинорежиссёр.
  • Козлов, Василий Васильевич (1887—1940) — скульптор, архитектор.
  • Копелян, Ефим Захарович (1912—1975) — актёр.
  • Королькевич, Анатолий Викентьевич (1901—1977) — актёр.
  • Красницкий, Иван Яковлевич (1830—1898) — художник, фотограф, писатель, издатель, археолог.
  • Крестовский, Всеволод Владимирович — (1840—1895) русский поэт и прозаик, литературный критик. Умер в Варшаве, был похоронен в Александро-Невской лавре, затем перезахоронен на Литераторских мостках.
  • Кузмин, Михаил Алексеевич (1872—1936) — поэт.
  • Куприн, Александр Иванович (1870—1938) — русский писатель.
  • Лавров, Николай Григорьевич (1944—2000) — актёр.
  • Лаптев, Константин Николаевич (1904—1990) — оперный певец
  • Лебедев, Евгений Алексеевич (1917—1997) — советский театральный актёр.
  • Лесков, Николай Семёнович (1831—1895) — русский писатель.
  • Лобанов, Пётр Васильевич (1905—1989) — актёр.
  • Лозинский, Михаил Леонидович (1886—1955) — русский и советский поэт, переводчик, один из создателей советской школы поэтического перевода.
  • Любимов, Александр Михайлович (художник) (1879—1955) — русский советский художник—живописец, график, портретист, жанровый живописец, педагог, профессор Ленинградского института живописи.
  • Майкапар, Самуил Моисеевич (1867—1938) — композитор.
  • Макарьев, Леонид Фёдорович (1892—1975) — актёр, драматург, режиссёр, один из основоположников отечественного театра для детей.
  • Макарьева-Зандберг Вера Алексеевна (1897—1975) — актриса.
  • Максимов, Сергей Васильевич (1831—1901) — этнограф-беллетрист, почётный академик Петербургской АН.
  • Мамаева, Нина Васильевна (1923—2001) — актриса.
  • Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович (1852—1912) — писатель.
  • Меркурьев, Василий Васильевич (1904—1978) — актёр.
  • Моисеенко, Евсей Евсеевич (1916—1988) — художник.
  • Мусин, Илья Александрович (1903—1999) — российский дирижёр, музыкальный педагог и теоретик дирижирования, создатель ленинградской дирижёрской школы.
  • Надсон, Семён Яковлевич (1862—1887) — русский поэт.
  • Никольский, Александр Сергеевич (1884—1953) — советский архитектор.
  • Оссовский, Александр Вячеславович (1871—1957) — российский и советский музыковед и критик.
  • Пальм, Александр Иванович (1823—1885) — российский писатель, поэт и драматург.
  • Пальм, Сергей Александрович (1849—1915) — русский артист оперетты.
  • Петров, Андрей Павлович (1930—2006) — композитор.
  • Пименова, Эмилия Кирилловна (1854—1935) — журналистка и писательница.
  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878—1939) — художник.
  • Пинчук, Вениамин Борисович (1908—1987) — скульптор.
  • Писарев, Дмитрий Иванович (1840—1868) — русский публицист и литературный критик, революционный демократ.
  • Плеханов, Георгий Валентинович (1856—1918) — теоретик и пропагандист марксизма.
  • Помяловский, Николай Герасимович (1835—1863) — писатель.
  • Попова, Эмма Анатольевна (1928—2001) — актриса.
  • Потапенко, Игнатий Николаевич — русский прозаик и драматург.
  • Преображенская, Софья Петровна — оперная певица, солистка Мариинского театра.
  • Равикович, Анатолий Юрьевич (1936—2012) — народный артист РСФСР, актёр театра и кино.
  • Радищев, Александр Николаевич (1749—1802) — писатель.
  • Рокотов, Владимир Дмитриевич (1836—1900) — актёр
  • Рождественский, Всеволод Александрович (1895—1977) — поэт.
  • Рылов, Аркадий Александрович (1870—1939) — русский живописец, график, пейзажист, анималист.
  • Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович — писатель.
  • Саутов, Иван Петрович — директор Государственного музея-заповедника «Царское Село».
  • Серафимов, Сергей Саввич (1878—1939) — архитектор.
  • Сергеев, Константин Михайлович — танцовщик и балетмейстер, первый президент Академии русского балета.
  • Серебряков, Павел Алексеевич ― пианист, ректор Ленинградской консерватории.
  • Симонов, Николай Константинович — актёр театра и кино.
  • Соколов, Егор Тимофеевич (1750—1824) — русский архитектор.
  • Соловьёв-Седой, Василий Павлович — композитор.
  • Столпянский, Пётр Николаевич — историк, краевед, библиограф.
  • Стржельчик, Владислав Игнатьевич (1921—1995) — актёр.
  • Сушкевич, Борис Михайлович — режиссёр, актёр.
  • Твелькмейер, Виктор Федорович (1902—1956) — советский архитектор.
  • Телегин, Виктор Ильич (певец) (1822—1859) — придворный певчий.
  • Тиме, Елизавета Ивановна (1884—1968) — драматическая актриса, режиссёр.
  • Товстоногова, Натела Александровна (1926—2013).
  • Толубеев, Андрей Юрьевич (1945—2008) — актёр театра и кино.
  • Толубеев, Юрий Владимирович (1906—1979) — актёр, народный артист СССР.
  • Тон, Константин Андреевич (1794—1881) — русский архитектор.
  • Трофимов, Николай Николаевич (1920—2005) — актёр.
  • Троцкий, Ной Абрамович (1895—1940) — советский архитектор.
  • Тургенев, Иван Сергеевич(1818—1883) — русский писатель.
  • Угаров, Борис Сергеевич (1922—1991) — художник, президент Академии художеств СССР.
  • Успенский, Глеб Иванович — писатель.
  • Фрейндлих, Бруно Артурович — актёр.
  • Хохлов, Константин Павлович (1885—1956) — актёр, режиссёр, народный артист СССР.
  • Цензор, Дмитрий Михайлович — поэт Серебряного века.
  • Чехов, Александр Павлович — прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат А. П. Чехова.
  • Чапыгин, Алексей Павлович — русский советский писатель, автор исторических романов.
  • Шварц, Дина Морисовна (1921—1998) — советский и российский театровед, заслуженный деятель искусств РСФСР.
  • Шварц, Исаак Иосифович (1923—2009) — композитор.
  • Шелест, Алла Яковлевна (1919—1998) — балерина.
  • Шокальский, Юлий Михайлович — океанограф, президент Географического общества СССР.
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (1930—2005) — певец (бас).
  • Щербачёв, Владимир Владимирович (1889—1952) — композитор и педагог.
  • Элиасберг, Карл Ильич ― дирижёр.
  • Юнгер, Елена Владимировна (1910—1999) — актриса.
  • Янсонс, Арвид ― дирижёр.

Политические деятели

  • Богучарский-Яковлев, Василий Яковлевич (1860—1915) — революционер-народник, писатель, журналист, редактор.
  • Засулич, Вера Ивановна — революционерка, писательница.
  • Лопатин, Герман Александрович (1845—1918) — революционер.
  • Маневич, Михаил Владиславович (1961—1997) — российский экономист и политический деятель, вице-губернатор Санкт-Петербурга.
  • Ульянова, Мария Александровна — мать В. И. Ленина;

сёстры В. И.

 Ленина Анна Ильинична, Ольга Ильинична; Елизаров, Марк Тимофеевич — муж Анны Ильиничны Ульяновой, революционер, нарком путей сообщения.

  • Прибылёв, Александр Васильевич (1857—1936) — революционер-народоволец, эсер, муж Прибылёвой-Корбы А. П.
  • Прибылёва-Корба, Анна Павловна (1849—1939) — член Исполнительного комитета партии «Народная воля», историк, редактор, жена Прибылёва А. В.
  • Ювачёв, Иван Павлович (1860—1940) — революционер-народник, духовный писатель.
  • Якубович, Пётр Филиппович (1860—1911) — революционер-народоволец, поэт, писатель.

Учёные

  • Анненский Николай Федорович (1843—1912) — экономист, статистик, публицист-народник, журналист, общественный деятель.
  • Берг, Лев Семёнович (1876—1950) — отечественный зоолог и географ, автор теории номогенеза, идеи о природных комплексах.
  • Бехтерев, Владимир Михайлович (1857—1927) — русский медик-психиатр.
  • Визе, Владимир Юльевич (1886—1954) — полярный исследователь, учёный.
  • Гаккель, Яков Модестович (1874—1945) — инженер-электротехник.
  • Гвоздев, Алексей Александрович (1887—1939) — основоположник истории западноевропейского театра.
  • Гольдштейн, Михаил Юльевич (1853—1905) — российский учёный, педагог, общественный деятель.
  • Иоффе, Абрам Фёдорович (1880−1960) — физик, организатор науки, создатель научной школы.
  • Качалов, Николай Николаевич (1883—1961) — химик-технолог, член-корреспондент АН СССР.
  • Киселёв, Андрей Петрович (1852—1940) — русский и советский педагог, «законодатель» школьной математики.
  • Кони, Анатолий Фёдорович (1844—1927) — русский юрист, государственный и общественный деятель.
  • Костомаров, Николай Иванович (1817—1885) — историк, писатель, член-корр. Петербургской АН (1876).
  • Крачковский, Игнатий Юлианович (1883—1951) — российский востоковед, академик.
  • Крылов, Алексей Николаевич (1863—1945) — кораблестроитель, специалист в области механики, математик.
  • Лесгафт, Пётр Францевич (1837—1909) — врач, педагог, создатель научной системы физического воспитания.
  • Марков, Андрей Андреевич (старший) (1856—1922) — русский математик.
  • Менделеев, Дмитрий Иванович (1834—1907) — учёный-энциклопедист.
  • Миклухо-Маклай, Николай Николаевич (1846—1888) — российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник.
  • Михайловский, Николай Константинович (1842—1904) — публицист, социолог и критик, идеолог народничества.
  • Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — учёный-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности.
  • Павлов, Николай Никифорович (1902—1985) — астроном, учёный.
  • Попов, Александр Степанович (1859—1905) — русский физик и электротехник, изобретатель радио.
  • Соломенко, Николай Степанович — (1923—1995) — учёный-механик, академик АН СССР, академик РАН, инженер-контр-адмирал.
  • Ухтомский, Алексей Алексеевич (1875—1942) — физиолог, академик АН СССР.
  • Филиппов, Михаил Михайлович (1858—1903) — химик, математик, научный критик.

Библиография

  • Нетунахина Г. Д., Удимова Н. И., Ленинградский музей городской скульптуры, 2 изд., Л., 1972;
  • Охотников И. В., Литераторские мостки, 3 изд., Л., 1972.

Источник: https://nekropole.info/ru/literatorskie-mostki-s-peterburg

«Литераторские мостки» – самое беспокойное кладбище | Милосердие.ru

Волковское кладбище (Литературные мостки)

Фото с сайта syl.ru

Первопроходцем «мостков» был писатель Радищев. Его, впавшего в немилость к государыне и подвергнутого тяжелейшим репрессиям, похоронили на окраине столицы, на кладбище, некогда созданном для нищих.

Одного не учли – таким образом не Александр Николаевич опустился до уровня убогого кладбища, а кладбище поднялось до планки, поднятой автором «Путешествия из Петербурга в Москву», чуть ли не самой популярной книги среди русской мыслящей интеллигенции. Это произошло в 1802 году.

Постепенно к могиле Радищева приходило все больше и больше людей. Приносили цветы. Выступали с речами. Но хоронить, однако же, предпочитали в местах более престижных: в Александро-Невской лавре, на московском Новодевичьем. И только в 1848 году на кладбище похоронили еще одну знаменитость либерального толка – Виссариона Белинского.

В 1861 году рядом с могилой Белинского появляется еще одна могила – Николая Добролюбова. На этих похоронах держал речь Чернышевский: «Какого человека мы потеряли, ведь это был талант. А в каких молодых летах он кончил свою деятельность, ведь ему было всего двадцать шесть лет, в это время другие только учиться начинают… Добролюбов умер от того, что был слишком честен».

За эту речь Чернышевского осудил еще один из присутствовавших, П.Баллод: «Говорить так резко там, где, конечно, присутствовал не один шпик, для меня казалось диким. Он плакал, говорил и был вне себя».

Кладбище делалось своего рода продолжением нигилистических салонов. Впрочем, само слово «нигилизм» возникло лишь на следующий год, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети» – там он называл нигилистом Евгения Васильевича Базарова.

Фото с сайта topdialog.ru

Слова не было, а нигилизм вовсю существовал. Следующее громкое событие на этом кладбище пришлось на 1866 год – могилы Белинского и Добролюбова обнесли общей наградой. И спустя несколько лет, когда умер Дмитрий Иванович Писарев, место ему было уготовано на том же Волковском, в компании с коллегами, литературными критиками.

Не очень понятно, кого на тех похоронах было больше – столичных либералов или же агентов Третьего отделения. Вот, к примеру, донесения одного из них:

«За гробом шествовал здешний нигилистический синклит, можно сказать, что гроб изменил даже свою физиономию и походил скорее на пирамиду, усыпанную цветами».

Другой же агент дополнял: «Могила приготовлена была как раз против того места, где погребены Белинский и Добролюбов, в нескольких шагах от могилы известного нигилиста Ножина, умершего во время производства следствия по поводу покушения 4 апреля.

При опускании гроба в могилу, с него сорвали все гирлянды и цветы, которые разошлись по рукам присутствовавших. Гроб был опущен в могилу без священника, и в нее посыпались цветы; первый венок было предложено бросить отцу покойного.

Зарывание было уже кончено и могила убрана цветами, а публика все не расходилась – как бы ожидая чего-то: первый раз обратил на это внимание Павленков и с соседней высокой могилы произнес краткое слово, в котором выразил, что всякие надгробные речи излишни и что лучшим почтением памяти покойного служит то, что на могиле собрались люди самых разнообразных убеждений, что свидетельствует о честной и благотворной деятельности покойного».

Но, несмотря на пожелание господина Павленкова, без речей не обошлось. Литературный критик Григорий Евлампиевич Благосветлов, к примеру, сказал: «Здесь лежит замечательнейший из современных русских писателей; это был человек с твердым сердцем, развившийся под влиянием государственных реформ последнего времени, ни перед чем не отступавший и никогда не падавший духом.

Будучи заключен в крепость, он в сыром и душном каземате, окруженный солдатами, под звуками оружия, продолжал заниматься литературою, и надо заметить, что то были лучшие его произведения».

Фото с сайта topdialog.ru

Тот же Благосветлов присутствовал и на похоронах упомянутого в донесении Добролюбова.

Огромным событием сделались похороны Ивана Тургенева. Иван Сергеевич скончался в 1883 году. Сестрица Ленина, Анна Ильинична Ульянова писала о них: «Вся погребальная процессия была сжата тесным кольцом казаков. На всем лежал отпечаток угрюмости и подавленности. Ведь опускался в землю прах неодобряемого правительством «неблагонадежного» писателя.

На его трупе это показывалось самодержавием очень ясно. Помню недоуменное тягостное впечатление нас, двух юнцов. На кладбище пропускали немногих, и мы не попали в их число. Потом попавшие рассказывали, какое тяжелое настроение царило там, как наводнено было кладбище полицейскими, перед которыми должны были говорить немногие выступавшие».

Анне Ильиничне несколько дней назад исполнилось всего лишь девятнадцать лет, но в компании друзей Тургенева она себя чувствовала словно рыба в воде.

А юрист Анатолий Кони вспоминал: «Прием гроба в Петербурге и следование его на Волково кладбище представляло необычное зрелище по своей красоте, величавому характеру и полнейшему и единодушному соблюдению порядка.

Фото с сайта topdialog.ru

Непрерывная цепь 176-ти депутаций от литературы, от газет и журналов, ученых, просветительных и учебных заведений, от земств, сибиряков, поляков и болгар заняла пространство в несколько верст, привлекая сочувственное и нередко растроганное внимание громадной публики, запрудившей тротуары, – несомыми депутациями изящными, великолепными венками и хоругвями с многозначительными надписями.

Так, был венок «Автору «Муму» от общества покровительства животным

Венок с повторением слов, сказанных больным Тургеневым художнику Боголюбову: «Живите и любите людей, как я их любил», от товарищества передвижных выставок; венок с надписью «Любовь сильнее смерти» от педагогических женских курсов.

Особенно выделялся венок с надписью «Незабвенному учителю правды и нравственной красоты» от Петербургского юридического общества… Депутация от драматических курсов любителей сценического искусства принесла огромную лиру из свежих цветов с порванными серебряными струнами».

Каждый, кто как умел, выражал свою скорбь.

На кладбище по Расстанной дороге

Фото с сайта antonratnikov.ru

Затем были Всеволод Михайлович Гаршин, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Сергеевич Лесков, Глеб Иванович Успенский. Все больше и больше людей забывало, почему это кладбище так называется, при чем здесь мостки.

На самом деле, когда оно еще специализировалось на безвестных и безденежных, почва на кладбище представляла собой весьма характерную для Петровской столицы болотную топь. Чтобы можно было хоть как-то перемещаться по кладбищу, между могилами проложили мостки.

Постепенно у этих мостков появлялись названия – надо же было как-то ориентироваться самим и ориентировать здешних могильщиков. Часть тех мостков, бывших некогда Надтрубными (по проходившим под ними трубами канализации), как раз и сделались Литераторскими.

Территория давно стала цивилизованной, мостки канули в прошлое, а вот название осталось. Как Никитские ворота и Кузнецкий мост в Москве.

Политическая значимость этого кладбища была, естественно, неколебима.

Характерна статья публициста Григория Захаровича Елисеева: «Ты говоришь, что «нам ничего не осталось в наследство от прошлого», что у нас нет никакого великого общественного дела, над которым мы могли бы работать в настоящем, что у нас нет никаких надежд и идеалов в будущем, что мы имеем в своем обладании одно Волково кладбище, одни могилы наших великих покойников – Белинского, Добролюбова, Писарева, Тургенева, Кавелина и других подобных им, хоть и на других кладбищах нашедших себе вечное успокоение, но по духу и мысли несомненно принадлежащих к этой же светлой плеяде Волкова кладбища.

С ними, с этими покойниками, должна жить наша мысль в постоянном единении, на их могилы должны мы ходить освежать свою душу, страдающую и томящуюся в беспросветной мгле настоящего воспоминаниями об исчезнувших идеалах и надеждах, и там искать разрешения и уяснения наших будущих судеб».

Фото с сайта topdialog.ru

Разумеется, со временем здесь стали хоронить не только литераторов.

На кладбище покоятся останки ученых Дмитрия Менделеева, Владимира Бехтерева и Ивана Павлова, скульптора Василия Козлова (автора знаменитого памятника Ленину перед Смольным), композитора Исаака Шварца, множества революционеров – Веры Засулич, Георгия Плеханова, а заодно матери Ленина Марии Александровны Ульяновой и его сестер (в том числе и Анны Ильиничны).

Среди всего этого пантеона как-то даже экзотически воспринимались простые питерские обыватели, которые здесь тоже хоронили своих умерших родственников.

Одна из простых жительниц столицы вспоминала: «Выезды делали и на Волково кладбище на могилки, где у нас за решеткой были похоронены дед, бабка, прадед и другие родственники. На Волково отправлялись в четырехместной карете, которую тогда можно было нанять для такой поездки за рубль или рубль с четвертью.

На могилках располагались также с самоваром и едой. Кто-нибудь снимал с ноги сапог и голенищем раздувал самовар, что нам, ребятишкам, очень нравилось. Поездка эта иногда объединялась несколькими родственными нам семьями. Служили литии по покойникам. У мужчин не обходилось и без возлияний».

Фото с сайта topdialog.ru

На кладбище ездили по так называемой Расстанной дороге. По преданию, именно расставание с усопшими и положило ей название. Там же располагался и трактир «Расстанье», в котором было принято устраивать поминки.

А вот значимость кладбища как символа свободолюбивой борьбы постепенно не то чтоб утрачивалась, но явно теряла свою остроту, становилась обыденностью.

Пример тому – спокойный, даже скучный тон одной из газетных заметок 1910 года: «23 января, в 23-ю годовщину смерти поэта Надсона, кружком литераторов, в старой церкви Волкова кладбища была отслужена панихида, после которой все находившиеся в церкви почитатели поэта в предшествии духовенства, направили к могиле покойного на «Литераторских мостках», где и была отслужена краткая лития.

На литии, кроме литераторов, присутствовала и публика, главным образом учащаяся молодежь. На могилу поэта возложены новые венки».

Где страстные речи, горящие взоры? Где агенты спецслужб? В прошлом все. Теперь главные революционные силы – не на кладбищах, а на фабричных окраинах. Именно там вдали от глаз полиции готовится главное потрясение за всю историю страны.

Музей расширяет экспозицию

Мемориал семьи Ульяновых и потенциальная могила для Ленина. Фото с сайта topdialog.ru

В 1935 году, когда умерла дважды уже упоминавшаяся Анна Ильинична Ульянова, кладбище сделалось отделом Государственного музея городской скульптуры (основная территория его располагалась на другом питерском кладбище, на Лазаревском).

В связи с этим «экспозиция» расширилась: на «Литераторских мостках» перезахоронили Ивана Гончарова, Александра Блока, Николая Помяловского. Их могилы по разным причинам готовились к уничтожению, так что музейный статус пришелся явно кстати.

Много хоронили здесь в Великую Отечественную, в блокаду.

Кладбище стало – как всякое знаменитое кладбище – обрастать слухами и анекдотами.

В частности, в перестройку кто-то пустил слух, что прах Ленина тайно вывезли из мавзолея и захоронили рядом с матерью и сестрами, на «Литераторских мостках». Кто-то под это дело даже установил рядом с могилами Ульяновых соответствующий памятник.

Могила же Радищева, с которой, собственно, все началось, давно утрачена. Доска в его память сейчас установлена в ограде Воскресенской кладбищенской церкви.

Увы, так бывает нередко.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/literatorskie-mostki-samoe-revolyutsionnoe-kladbishhe/

Литераторские Мостки

Волковское кладбище (Литературные мостки)
cemetery_rumarielf
устраивайтесь поудобнее, рассказ о Литераторских Мостках займет определенное время, но он несомненно достоен внимания истинных тафофилов…

для начала немного истории:

Литераторские мостки являются частью Волковского кладбища и располагаются в его северо-восточной стороне. Это кладбище было основано в 1756 году по указу Сената и названо по располагавшейся рядом Волковой деревне (в то время эта территория находилась за чертой города).

Название «мостки» происходит оттого, что в 18 веке на кладбище было довольно грязно и на дорожки между могил укладывали доски — мостки. Существовали Цыганские, Немецкие, Духовные мостки и другие. Вообще, в 18 веке на Волковском кладбище хоронили преимущественно крестьян и городскую бедноту.

В 1802 году здесь был похоронен опальный литератор А. Н. Радищев (к сожалению, могила автора «Путешествия из Петербурга в Москву» была утеряна еще в 19 веке). В 1848 году на так называемых Надтрубных мостках был погребен известный литературный критик В. Г.

Белинский, в 1861 году рядом с ним похоронили Н. А. Добролюбова, а в 1868 году — Д. И. Писарева. Так была создана традиция хоронить литераторов вблизи могилы Белинского.

Рядом с дорожкой, ведущей к этим могилам, впоследствии были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры, науки, литературы и искусства 19-20 веков.

В 1850х годах проведена перепланировка некрополя. Постепенно название «Надтрубные мостки» сменилось на «Литераторские», которое затем распространилось на всю прилегающую территорию кладбища.

С 1933 года кладбище официально считается закрытым, однако редкие захоронения здесь проводятся и в наше время. Так, например, здесь был похоронен М. В. Маневич — глава комитета по управлению государственным имуществом, убитый в 1997 году.

С 1935 года Литераторские мостки является филиалом Государственного музея городской скульптуры, в ведении которого находятся также музейный некрополь Александро-Невской лавры.

На сегодняшний день на Литераторских мостках можно увидеть около 500 надгробных памятников, имеющих большую историческую и художественную ценность.

В некрополе располагается и погребальное место семьи Ульяновых, где похоронены мать В. И. Ленина и его сестры.

На Литераторских мостках похоронены: писатели и поэты Н. С. Лесков, Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, В. Г.Белинский, И. А. Гончаров, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. А. Блок, В. А. Рождественский; ученые В. М. Бехтерев, Д. И.Менделеев, А. Ф. Иоффе, И. П. Павлов, Н. Н. Павлов, А. С.Попов; путешественник-географ Н. Н. Миклухо-Маклай; композиторы П. И. Чайковский, С. М. Майкапар, В. П. Соловьев-Седой; художники и архитекторы И. И. Бродский, А. С. Никольский, А. И. Куинджи, К. С. Петров-Водкин.

Пара легенд/мифов, связанных с кладбищем:

  1. В начале 1990-х годов активно обсуждали предложение о выносе тела Ленина из мавзолея в Москве и его дальнейшем захоронении. Место лучшее, чем Литераторские мостки в Петербурге, где похоронены родственники вождя мирового пролетариата, предложить было трудно. 20 января 1992 года поздно вечером телепрограмма «Вести» сообщила, что в ту же ночь тело Ленина будет вынесено из Мавзолея в Москве и перевезено в Петербург для перезахоронения на Литераторских мостках. Эта ошеломительная новость так взбудоражила пенсионеров-коммунистов, что многие из них, несмотря на поздний час, быстро собрались и поехали на Волковское кладбище. Там уже находились журналисты, нетерпеливо прохаживавшиеся вдоль могил в предвкушении сенсации. Само собой разумеется, что информация оказалась ложной. Но для того, чтобы взволнованные люди разошлись по домам, администрации пришлось продемонстрировать, что в некрополе семьи Ульяновых нет свежевырытой могилы.
  2. Растанная улица: в Московско-Ямской слободе между Литовским каналом и Волковым кладбищем проходила длинная дорога, по которой возили на кладбище покойников. На ней совершался скорбный обряд прощания и расставания с умершими. Поэтому и улица в последствии стала называться Растанной. На улице также находился трактир “Расстанье”, который и мог дать название улице…(via “Легенды и Мифы Санкт-Петербурга” Н.А. Синдаловский)

рассказ rakshas'а о нашем походе:

«Литераторские Мостки, как я уже говорил, понравились нам чрезвычайно. Во-первых, там, как и на лютеранской части Смоленского кладбища, похоронены в основном серьезные люди под солидными надгробиями. Никаких ржавых труб или сгнивших досок, только большие, добротные кресты и внушительные каменные монументы. Во-вторых, там проложены удобные, предназначенные для прогулок дорожки, идти по которым было бы удовольствием даже в обычном дышащем жизнью парке. И в-третьих, за кладбищем организован надлежащий уход, что просто таки совершенно удивительно, особенно на контрасте со Смоленкой. Мусор на кладбище отсутствует как класс, листья и ветки с деревьев собраны в аккуратные кучи и приготовлены к ритуальной кремации вдали от могил. Никаких гопников и бродяг на кладбище встречено не было, вместе с нами прогуливались люди вполне чинного и интеллигентного вида.Идиллическая прогулка была нарушена только одним неприятным эпизодом, да и тот в результате комичного своего завершения не оставил негативных эмоций.

На Литераторских Мостках мы встретили мента потрясающей степени тупоумия. Мы неспешно гуляли по кладбищу, где, как потом выяснилось, запрещена фотосъемка, периодически снимая красивые надгробия. Остановились возле особо примечательного креста, marielf настроилась его запечатлеть, расчехлила технику и погрузилась в процесс выстраивания гениальной композиции.

Я стоял рядом, греясь на солнышке, и обозревая окрестности, и вдруг увидел, что к нам по дорожке бежит, пыхтит и свистит какой-то придурок в фуражке. Я предупредил об этом увлекшуюся marielf, она убрала фотоаппарат, и мы спокойно пошли дальше.

Тут «фуражка» таки добегает до нас и закатывает истерику: «Вы что не видите, что я к вам бегу, я к вам обращаюсь, здесь снимать нельзя и т.д.».

Мы совершенно спокойно ему отвечаем, что его видим, снимать прекратили, запрещенность съемки осознали. Однако его, видимо, разозлило наше равнодушие к его персоне, и он сказал что-то в духе: «Ну что ж, будем засвечивать пленку/отбирать фотоаппарат». И тут marielf меня убила.

Она достала свой маленький сотовый и на глазах мента с умным видом нажала там пару кнопок, типа она на телефон снимала и теперь удаляет снимки!!! Мент довольно крякнул и ушел. Я стоял в шоке, не веря своим глазам и ушам.

Мент же сам видел, как marielf снимала здоровенным фотоаппаратом, к которому была привинчена гигантская вспышка. Честно говоря, никогда не представлял, что бывают настолько тупые люди, что им можно так легко запудрить мозг парой быстрых непонятных фраз и ловкостью рук.

Эта история заставила меня предположить наличие скрытых сверхспособностей у одного из смотрителей данного комьюнити.»

от себя:

по вышеизложенным причинам много наснимать мне не удалось…

что получилось:во время нашего посещения на территории кладбища проводились плановые мероприятия по сжиганию мусора/сухих листьев, из-за чего порой получались просто фантастические сцены вроде этой:Напоследок осталось лишь порекомендовать это замечательное место к посещению всеми интересующимися без половых и возрастных ограничений.

Адрес: Расстанная ул., 30 Телефон: (812) 166-2328Часы работы (музея/некрополя): 11:00-19:00 Выходной день: четверг

Станция метро: Лиговский проспект

  • content
  • Theatres Des Vampires — Mourning day

cemetery_rumashaaa

В штате Виктория, Австралия, власти одобрили проект первого в стране вертикального кладбища, где покойников будут хоронить стоя и без гробов.

Компания Palacom считает, что предложенная ею схема пойдет на пользу экологии. Кладбище будет построено в 180 километрах от Мельбурна. «Когда вы умрете, вы будете возвращены в землю без суеты и без того, чтобы причинить какой-либо вред окружающей среде.

Не будет сожжено 90 килограммов газа, как это делают крематории, и у наших похорон нет дополнительных расходов», — говорит директор компании Тони Дупле. По задумке Palacom, тела на кладбище будут перевозиться партиями по 15, чтобы снизить расходы.

Каждое тело будет помещено в специальный мешок и закопано в индивидуальной вертикальной могиле на глубине трех метров. Такие вертикальные похороны будут стоить тысячу австралийских долларов (780 долларов США).

Энн Джамисон из Общества кладбищ Дарлингтона считает, что для некоторых людей такая экологически чистая могила может оказаться привлекательной. «Некоторые люди решат, что это замечательная идея, но некоторые предпочтут традиционные похороны», — говорит Джаминсон.

Page 4

cemetery_rulukinskiy

Сначала откомментил интересный пост о Литераторских мостках http://www.livejournal.com/community/cemetery_ru/43489.html, в том числе этой фоткой. А потом подумал, почему бы не положить ее просто отдельно? 🙂

Page 5

|

cemetery_runevroli
Вильнюсские кладбища, кажется, уже упоминались. Выкладывают две свои любимые фотографии с Бернардинского кладбища, сделанные год назад, во время дождя. Около месяца назад я описала в своем дневнике впечатления после посещения Лондонского Highgate cemetery; знаю,о нем уже писали не раз, но если кому-нибудь интересно — заходите в дневник:)

Источник: https://cemetery-ru.livejournal.com/43489.html

В пешей доступности от метро «Волковская», на территории Волковского кладбища, располагается знаменитый некрополь, именуемый «Литераторскими мостками».

Памятник привлекает к себе внимание тем, что является местом погребения множества выдающихся личностей, живших в XIX и XX веке: здесь покоятся писатели и поэты, композиторы и актёры, ученые и общественные деятели. С 1933 года кладбище считается закрытым, однако в редких случаях здесь всё же проводятся захоронения.

На сегодняшний день просмотру посетителей доступно более 500 надгробных памятников, представляющих как культурно-историческую, так и художественную ценность.

Чтобы осознать культурную ценность, которую имеет данный объект, необходимо упомянуть, кто похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища.

Историческая справка

Само кладбище было основано в 1756 и предназначалось для малоимущих людей. В течение нескольких десятилетий место было не благоустроено, до некоторых участков было и вовсе трудно добраться ввиду отсутствия каких-либо дорог и тропинок.

История же «Литераторских мостков» Волковского кладбища в Санкт-Петербурге берет начало в 1802 году, когда здесь был похоронен известный писатель и общественный деятель Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Место расположения могилы неизвестно, надгробие также не сохранилось. Однако информация о захоронении содержится в церковных сводках, и в 1987 году на территории некрополя была открыта соответствующая памятная доска.

Одно из ранних захоронений датируется 1831 годом, когда Антон Дельвиг, друг Пушкина, был похоронен на Волковском кладбище.

«Литераторских мостков» на тот момент не существовало как отдельного культурного объекта, да и прах поэта сто лет спустя был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, однако в контексте событий, связанных с формированием некрополя, данное событие должно быть отмечено.

В 1848 году здесь был похоронен известный критик В. Г.Белинский, а в 1861 году – Н. А. Добролюбов. Их надгробия расположены рядом и обнесены общей чугунной оградой. Неподалеку покоится ещё один известный отечественный критик – Д. И. Писарев.

Конец XIX – начало XX века

Позже, ближе к концу XIX века, здесь были похоронены знаменитые писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Н. С. Лесков, А. И. Куприн и многие другие.

В XX веке, когда некоторые кладбища города решено было перенести или же уничтожить, в некрополь были перенесены останки И. А. Гончарова, А. А. Блока и других ярких представителей отечественной литературы, искусства, науки.

В некоторых случаях, однако, были перевезены лишь памятные знаки, но не сам прах покойных.

Несмотря на то, что объект культурного наследия называется «Литераторскими мостками», на Волковском кладбище похоронены также ученые, революционеры, представители различных профессий, снискавших славу и уважение в своей сфере деятельности. Здесь покоятся знаменитые врачи, академики И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, создатель периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеев, путешественник и этнограф Н. Н .Миклухо-Маклай, изобретатель радио А. С. Попов.

В 1935 года объект вошёл в состав Государственного музея городской скульптуры.

Как добраться

Ближайшей станцией метро, с которой можно добраться до некрополя, является «Волковская».

Вопроса, как добраться до «Литераторских мостков» Волковского кладбища, возникнуть не должно: сразу по выходу из метро можно увидеть захоронения на противоположной стороне дороги.

Искомый участок, где располагается некрополь, находится в северной части кладбища. Соответственно, чтобы достигнуть цели, посетителю потребуется обогнуть его по периметру, идя вдоль ограды по Касимовской улице, переходящей в Камчатскую.

Другой способ – выйти на станции метро «Обводный канал» и сесть на автобус под номером 74, идущий до требуемой точки назначения. Потребуется проехать 7 остановок, финальная точка маршрута будет располагаться по правую руку относительно направления движения.

Наконец, можно выйти на станции «Лиговский проспект» и дождаться трамвая под номером 49 или 25. Любой из указанных способов доставит вас к «Литераторским мосткам», а чтобы гарантированно не ошибиться, можно попросить кондуктора оповестить вас о требуемой остановке. Цель поездки в данном случае будет слева.

Режим работы и экскурсии

Культурный объект открыт для посещения в выходные, а также по будням – исключением является четверг, когда музей не работает. Часы работы «Литераторских мостков» Волковского кладбища в летний период — с 10 до 19 в любой из указанных дней. В период с сентября по май пропуск на территорию осуществляется с 10 до 17 часов.

Кроме того, существуют различные экскурсии, в ходе которых посетители могут не только посмотреть на места упокоения великих, но и узнать многое об их биографии, а также истории самого некрополя, значительно более интересной, чем может показаться на первый взгляд.

Стоимость билета при самостоятельном посещении составляет всего 100 рублей, а для категорий граждан, имеющих льготы – 50 рублей.

Стоимость экскурсий может варьироваться в зависимости от продолжительности и начинается от 1000 рублей.

При этом по четвергам, когда «Литераторские мостки» Волковского кладбища закрыты для самостоятельного посещения, экскурсионное обслуживание проводится в обычном режиме.

Для получения справок или бронирования экскурсий можно воспользоваться телефоном, указанном на официальном сайте.

В заключение

Неизвестно, почему некрополь был назван «Литераторскими мостками», ведь последнее прибежище нашли здесь представители самых разных профессий. Однако в посещении данного места есть что-то поэтическое – турист окунается в атмосферу не кладбища, но объекта культурного наследия, хранящего память о нескольких сотнях известных и даже выдающихся личностей, оставивших свой след в истории.

Понимание того факта, что в этой земле покоятся люди, чьи имена мы знаем и любим по книгам с детства, чьи труды двигали вперед отечественную и мировую науку, порождает желание узнать больше об их биографии и об истории родной страны. «Литераторские мостки» Волковского кладбища представляют собой неотъемлемую часть облика города и хранят память о людях, чьи имена достойны памяти и уважения будущих поколений.

Источник: https://FB.ru/article/326039/literatorskie-mostki-volkovskogo-kladbischa-sankt-peterburg-opisanie-osobennosti-i-raspolojenie

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики