Vigoda

Усадьба Шереметева в Останкино и монумент Покорителям Космоса

Усадьба Останкино – ценный архитектурный памятник XVIII века

Усадьба Шереметева в Останкино и монумент Покорителям Космоса

Адрес: Россия, Москва, 1-я Останкинская улица, 5
Дата постройки: 1798 год
Основные достопримечательности: храм Живоначальной Троицы, Парадный двор, Дворец, Парк
Координаты: 55°49'29.8″N 37°36'53.1″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

 

История усадьбы

Описание дворца Останкинского комплекса

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

Приусадебный парк Останкино

Современная жизнь усадьбы Останкино

Список усадеб Москвы

Усадьба Останкино на карте

История усадьбы

Формирование архитектурного комплекса «Останкино» происходило на протяжении 4-х веков. Первые упоминания о нем как о селе Осташкино встречаются в исторических летописях XVI столетия (1558 г.).

Владельцем этой местности в северной части Москвы тогда был Щелкалов Василий, который построил на территории своей усадьбы деревянную Троицкую церковь.

С наступлением Смутного времени село было разорено, а церковь – сожжена.

Усадьба Останкино c высоты птичьего полёта

Впоследствии имение перешло во владение к Черкасскому Ивану Борисовичу, по указанию которого здание святыни было возведено заново. Работы по ее строительству велись на протяжении 2-х лет – с 1625 по 1627 годы.

Но и этот храм со временем сгорел, а его место заняла 5-главая красная кирпичная церковь, отделанная белым резным камнем и декорированная полихромными изразцами. Тут она стоит и поныне.

Внутри храма расположен резной 9-ярусный иконостас, 2 яруса которого сохранились со времен постройки здания, а остальные были пристроены уже в XVIII веке.

Усадьба Останкино с большим барским домом, садом и необычным храмом была настолько хороша, что сама императрица Анна Ивановна в 1730 году пожаловала на ее территорию. В 1732 году сюда 4 раза приезжала другая императрица – Елизавета Петровна.

Здесь же проходила и церемония бракосочетания Варвары Черкасской (дочери хозяина) с графом Шереметевым Петром Борисовичем. Со смертью хозяина Черкасского усадьба перешла во владение к Шереметевым и пробыла их собственностью с 1743 по 1917 гг.

Вид на усадьбу с противоположной стороны Останкинского пруда

В 1767 году по решению Шереметева П.Б. здание церкви было дополнено колокольней, однако самые серьезные изменения, связанные с обустройством усадебного участка, произошли при Николае Петровиче – другом члене семьи Шереметевых.

Он затеял строительство дворца и разбитие парка. Со смертью Николая Петровича усадьба обрела нового хозяина – в 1809 г.

им стал его 6-летний сын Дмитрий, поэтому на протяжении последующих нескольких лет дворец был далек от светской жизни.

Начало 30-х годов XIX века знаменуется для усадьбы наступлением нового периода – ее парк превращается в излюбленное место гуляний москвичей независимо от их сословий.

А со 2-й половины этого же столетия дворец вновь оживает и оказывается в центре внимания.

С конца XIX века имение превратилось для хозяев в хороший источник дохода – они построили здесь летние дачи и сдавали их в аренду для отдыха.

В 1917 г. хозяин усадьбы Шереметев Александр Дмитриевич покинул Россию, и весь Останкинский комплекс стал собственностью государства – заботу о нем на себя взяла Комиссия по охране искусства и старины Моссовета.

Дворец усадьбы Останкино

Описание дворца Останкинского комплекса

Над разработкой проекта дворца трудились лучшие зодчие того времени: Старов, Кампорези и Бренна. Строительные работы велись на протяжении 6 лет (1792 – 1798 гг.) Мироновым и Аргуновым – крепостными архитекторами Шереметева. Результатом их труда стал деревянный дворец с оштукатуренными стенами, которые на первый взгляд кажутся каменными.

Фасад, выкрашенный в бледно-розовый цвет, имел необычное название «цвет нимфы во время зари». За счет нежности цвета и белизны колонн вся конструкция передавала необычайное ощущение чистоты. В целом дворцовое здание стало воплощением стиля Классицизм.

Украшением его главного фасада служит шестиколонный портик коринфского ордера, стоящий на выступе нижнего этажа. А украшением фасада, обращенного к парковой зоне, является 10-колонная лоджия ионического ордера. На наружных стенах дворца находятся барельефы – работы знаменитых скульпторов Замараева и Гордеева.

Главной частью дворца считается театральный зал, который через закрытые галереи соединяется с павильонами – Египетским и Итальянским.

Храм Живоначальной Троицы

Внутреннее убранство усадебного дворца поражает простотой и нарядностью. Большая часть декора изготовлена из дерева, но оно имитирует разнообразные дорогостоящие материалы. При отделке залов применялась только золоченая резьба. За все резные работы отвечал резчик Споль.

В Итальянском павильоне резной декор необычаен и красив – узорчатый паркет в нем настелен из редчайших пород дерева, а его стены обиты бархатом и атласной тканью. Во всех парадных залах стоит золоченая мебель, изготовленная русскими и европейским мастерами в XVIII – начале XIX столетий.

Все виды украшений и светильники в свое время были изготовлены специально для дворца усадьбы Останкино.

Во дворце старинного Останкинского комплекса находится коллекция портретов – это работы известных мастеров XVIII – XIX ст., и уникальные полотна художников, чьи имена остались неизвестными.

Когда-то во дворце хранилось 30 подлинных античных статуй, но, к сожалению, большинство древних скульптур было по разным причинам утрачено. И сегодня посетители дворца могут увидеть только пять из них. Среди фарфоровых изделий встречаются предметы, входившие в коллекцию семейства Черкасских.

Всё это древние изделия из китайского и японского фарфора. Привлекает взор посетителей и коллекция вееров, собранная коллекционером Вишневским Ф.Е.

Парк усадьбы с видом на беседку «Миловзор» и декоративные скульптуры

Театр усадьбы Останкино – место развлечения москвичей

В XVIII веке посещение театра считалось модным мероприятием. Театральным искусством увлекался и Николай Петрович Шереметев. Желая превратить свой дворец в Пантеон искусств, он открыл собственный театр.

Основой для первой постановки послужила опера Козловского «Взятие Измаила или Зельмира и Смелон». Театральная труппа состояла из пары сотен актеров, музыкантов и певцов, а их репертуар составляли оперы, комедии и балет.

На сцене Останкинского театра Москвы зрители видели постановки произведений русских и зарубежных композиторов.

В помещении театра граф Шереметев любил устраивать праздники в честь знатных особ, прибывающих в усадьбу. В этих случаях в постановках участвовали самые талантливые актеры. Театральной звездой того времени была крепостная актриса и певица Прасковья Жемчугова.

Проводился праздник и в честь приезда Александра I, но он был уже последним. В начале XIX века владельцы усадьбы распустили театр и покинули дворец. На сегодняшний день театральный зал сохранил свой «бальный» вид, и в нем все так же звучат камерные оркестры и воплощаются постановки старинных опер.

Вместительным назвать его сложно, ведь полюбоваться театральным мастерством актеров здесь могут не более 250 человек, но зато он является лучшим во всей столице в плане акустики. Хорошая акустика здесь достигается за счет формы, в которой выстроен зал – по виду это подкова.

Цветовое оформление театрального зала представлено голубыми и розовыми тонами.

Мемориал Добровольцам 13-ой и 6-ой дивизий народного ополчения оборонявших Москву в парке усадьбы

Приусадебный парк Останкино

Одновременно со строительными работами по возведению дворца велись и работы по разбивке сада. Сам Шереметев задумал окружить дворец регулярным парком, разбитым во французском стиле. Позднее он создал и пейзажный парк.

Однако первый, регулярный парк, составлял основу Увеселительного сада, в котором имелись партер, кедровая роща, «Собственный садик», насыпная горка. Увеселительный сад соседствовал с дворцовым зданием.

Часть кедровой рощи, находящаяся ближе к имению, называлась Прибавочным садом, но позднее ее превратили в Английский парк. Все работы по его созданию были возложены на садовника – настоящего англичанина. В саду удачно прижились липы и дубы, клёны и лещина, калина и жимолость.

Парковый участок дополняли 5 искусственных прудов. Вдоль Ботанической улицы по задумке хозяина был размещен Парк скульптур. Помимо цветников, статуй и беседок с колоннами здесь имеются открытая галерея и эстрада.

Парк усадьбы

Современная жизнь усадьбы Останкино

С 1919 г. усадьба приобретает статус государственного музея, а старинный храм Животворящей Троицы становится подворьем Патриарха Московского и всея Руси. Экспозиция Останкинского дворца ежегодно распахивает свои двери с 19 мая.

В летние месяцы здесь проходит фестиваль «Шереметевские сезоны», продолжающий музыкально-театральные традиции старинной усадьбы.

Помимо коллекций графики и живописи, в музее «Останкино» представлены уникальные коллекции осветительных приборов, мебели, деревянной скульптуры и древнерусских икон.

Усадьба Останкино на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/828-usadba-ostankino-v-moskve

Усадьба Останкино

Усадьба Шереметева в Останкино и монумент Покорителям Космоса

 /  Москва  /  Усадьбы Москвы  /  Усадьба Останкино

Усадьба Останкино расположена в северо-восточной части Москвы. Первое упоминание Останкина содержится в Межевой книге Троице-Сергиева монастыря села Ростокина за 1558 год. Владелец деревни — служилый человек Алексей Сатин — приходился родственником видному государственному деятелю времён Ивана Грозного Алексею Фёдоровичу Адашеву.

На протяжении десяти с лишним лет А.Ф. Адашев, имевший сильное и благотворное влияние на царя, возглавлял Избранную Раду и принимал непосредственное участие в управлении страной. Исключительное положение Адашева вызвало зависть и неудовольствие в придворных кругах.

По свидетельству современника, недоброжелателям удалось настроить царя против Адашева, в итоге Избранная рада была уничтожена, Адашев отправлен в Юрьев, где спустя два месяца умер в заточении.

Затем последовала расправа над его друзьями и родственниками, в их числе был казнён и владелец Останкина Алексей Сатин, после чего имение отошло в казну, и какое-то время в нём жил «немчин Орн», предположительно служивший в созданной к тому времени Иваном Грозным опричнине.

Позже Иван Грозный передал имение своей четвёртой жене Анне. В это время оно уже было большим селом с приписанными к нему деревнями.

С 1584 года останкинская усадьба числится за думным дьяком В.Л. Щелкаловым — начальником Посольского приказа, хранителем государственной печати.

При нём и его сыне в селе были построены боярские хоромы и деревянная церковь во имя Троицы, вырыт пруд, сохранившийся до нашего времени, посажены рощи.

В начале XVII века, в Смутное время, Останкино было разорено поляками, все постройки Щелкаловых сожжены.

В 1620 году царь Михаил Фёдорович передал Останкино с прилегающими землями боярину князю Ивану Борисовичу Черкасскому, потомку родственников второй жены Ивана Грозного, кабардинской (черкесской) княжны Марии Темрюковны.

Князья Черкасские занимали видные государственные посты, были близки к царскому двору. Иван Борисович Черкасский, став владельцем Останкина, восстановил разорённую усадьбу, заново отстроил боярские хоромы и Троицкую церковь, прикупил окрестные земли.

Останкино превращается в благоустроенную усадьбу.

После смерти И.Б. Черкасского в 1642 году усадьбу Останкино наследует его племянник Яков Куденетович, при котором в Останкине было заведено обширное охотничье хозяйство, в усадьбу приезжал поохотиться царь Алексей Михайлович. Сын Я.К.

Черкасского — Михаил Яковлевич, унаследовавший Останкино в 1666 году, — долгое время служил воеводой в Тобольске, фактически управляя всей Сибирью. В память своего пребывания в Сибири он приказал насадить в Останкине единственную в Подмосковье кедровую рощу.

В 1678 году по проекту крепостного архитектора, каменных дел мастера Павла Сидоровича Потехина вместо разрушившейся деревянной церкви была построена новая каменная, сохранившаяся до наших дней. Среди крепостных М.Л.

Черкасского в подушной переписи 1678 года впервые упоминается семья крестьян Аргуновых, из которой впоследствии вышли такие видные деятели русского искусства XVIII века, как один из крупнейших портретистов своего времени Иван Петрович Аргунов, архитекторы Фёдор Семёнович и Павел Иванович Аргуновы, живописец Николай Иванович Аргунов. К началу XVIII века Останкино становится одной из самых богатых и красивых подмосковных усадеб.

В 1719 году Останкино перешло к сыну М.Я. Черкасского — Алексею Михайловичу, сенатору, тайному советнику, впоследствии занявшему пост великого канцлера. A.M. Черкасский, по свидетельству всех его знавших, отличался безупречной честностью и бескорыстием, но при этом был крайне медлителен и неуверен в себе.

Тем не менее, когда при вступлении на престол Анны Иоанновны Верховный тайный совет попытался ограничить её власть, A.M. Черкасский стал одним из руководителей дворянской партии, выступившей против верховников и способствовавшей возведению императрицы на трон как самодержавной правительницы.

Анна Иоанновна щедро наградила князя Черкасского, который сделался, по словам биографа, «одним из самых первых богачей в России: семьдесят тысяч душ крестьян и груды золота и бриллиантов должны были перейти в наследство к его дочери». Дочь A.M.

Черкасского, Варвара Алексеевна, красивая, светская и остроумная, к тому же наследница огромного состояния, стала одной из самых завидных невест в России К ней сватались многочисленные женихи, но все они, по едкому замечанию современницы, «искали её руки, как Язон, золотой овцы — ради богатой шкуры», и княжна отказывала одному за другим.

В 1743 году, тридцатидвухлетняя княжна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, ничуть не уступавшего богатством её отцу, и прожила в счастливом супружестве двадцать пять лет. В состав её приданого, в числе двадцати четырёх других вотчин, входила и усадьба Останкино.

При П.Б. Шереметеве в Останкине были перестроены хоромы, разведён регулярный парк, установлены теплицы и оранжереи, в которых выращивались лимоны, персики и гранаты. Но главное внимание П.Б. Шереметев уделял своей родовой вотчине — Кускову, а Останкину отводил чисто хозяйственную роль.

Единственный сын Петра Борисовича — Николай Петрович Шереметев страстно любил театр. Выйдя в отставку в 1777 году, он всецело предался своему увлечению искусством. Современник писал, что граф мог покинуть гостей, чтобы «играть на контрабасе в оркестре со своими холопами». Мечтой Н.П.

Шереметева было создание грандиозного Дворца искусств, объединяющего в себе театр, библиотеку, кунсткамеру, картинную и скульптурную галереи. Граф собирался построить такой дворец в Москве на Никольской улице, на месте старого Шереметевского дома, и даже заказал проект нескольким ведущим архитекторам.

Однако по разным причинам строительство не было осуществлено. Тем не менее Н.П. Шереметев не отказался от идеи Дворца искусств и воплотил её, хотя и не полностью, в создании Дворца-театра в Останкине.

В отличие от Кускова, где театр был лишь одной из «затей», в Останкине он стал сутью и смыслом всего существования усадьбы.

Дворец-театр строился с 1792 по 1798 год. Однако в основном он был уже готов к лету 1795 года, и 22 июля состоялось его торжественное открытие, ознаменованное приёмом в честь героев Русско-турецкой войны 1787—1791 годов. В театре был дан первый спектакль — музыкальная драма «Зельмира и Смелой, или Взятие Измаила» с музыкой И. Козловского на либретто поэта П.С. Потёмкина.

Со вступлением на престол Павла I Н.П. Шереметев, бывший другом детства императора, был призван ко двору. Он переехал в Петербург, навсегда покинув Останкино. Н.П. Шереметев скончался в 1809 году, оставив шестилетнего сына, Дмитрия Николаевича, круглым сиротой.

Всеми шереметевскими богатствами, в том числе и Останкиным, стали распоряжаться опекуны малолетнего наследника.

В 1812 году имение было разграблено французами, однако ходили слухи, что в большей части убытков были виноваты не наполеоновские солдаты, а корыстные и недобросовестные опекуны, списавшие на войну свои собственные злоупотребления.

При Д.Н. Шереметеве в Останкине изредка ещё устраивались торжества. Так, в 1817 году состоялся праздник в честь прусского короля Вильгельма III, посетившего Россию, и его зятя, будущего императора Николая I. Но золотой век усадьбы к тому времени уже миновал.

http://www.ostankino-museum.ru/

Адрес

Москва, 1-я Останкинская ул., д. 5

Как добраться

Добраться можно от ст. м. «ВДНХ», далее пешком 15 мин. или на трамваях №№ 11, 17 до ост. «Останкино». Или на троллейбусах №№ 9, 37, автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва». От ст. м. «Алексеевская» можно доехать на троллейбусах №№ 9, 37 или автобусе № 85 до ост. «Улица Королёва» (8 остановок).

Когда посещать

Посещая Останкино нужно помнить, что это уникальный памятник деревянного зодчества, потому он может принимать посетителей только летом — с 15 мая по 30 сентября. С 2013 года музей закрыт на реставрацию. Сейчас для осмотра открыт парк, который работает с 11:00 до 20:00.

Усадьбу Останкино дважды посещал император Александр II — в 1856 году перед своей коронацией, и спустя год. Здесь он подписал один из документов, подготавливавших «Великую реформу» — отмену крепостного права.

Начиная с 1820-х годов Останкино стало дачной местностью, пользовавшейся особой популярностью среди артистов московских театров. В парке устраивались концерты, а в отсутствие хозяев желающие могли посетить и дворец.

В 1917 году усадьба была взята под опеку Комиссией Моссовета по охране искусства и старины, а в 1919 году стала музеем, который с 1938 года стал называться «Музей творчества крепостных».

В годы Великой Отечественной войны Останкино подвергалось большой опасности. В предисловии к интереснейшей и исключительной по своей полноте монографии Н.А.

Елизаровой «Театры Шереметевых», вышедшей в 1944 году, говорится: «Данное исследование завершилось в те дни, когда участившиеся воздушные налеты на Москву грозили снести с лица земли деревянное здание Останкинского дворца, вокруг которого было сброшено более пятисот зажигательных бомб и несколько фугасных».

В 1992 году Останкино получило статус музея-усадьбы.

Достопримечательности в Останкино

Храм Живоначальной Троицы

Самой старой постройкой в усадебном ансамбле Останкино является храм — церковь Живоначальной Троицы, который возводил во второй половине XVII века крепостной князя М.Я. Черкасского, каменных дел мастер Павел Сидорович Потехин.

По характеру архитектурного решения церковь относится к распространённому в XVII веке типу храма — бесстолпный, с сомкнутыми сводами, с двумя приделами. Основной объём храма украшен пятиглавием, приделы завершают два рядя кокошников с барабаном и главой в центре.

Основными элементами декора являются общепринятые для этого времени детали: киотцы, гирьки, арочки, ширинки, кувшинчики, балясины, розетки, а также панно и изразцы. Храм до сих пор производит впечатление своей узорчатой декоративностью.

Сейчас Троицкая церковь — действующий храм, приделы которого посвящены Тихвинской Богоматери и Александру Свирецкому.

Парадный двор

Парадный двор Останкинской усадьбы представляет собой замкнутое пространство перед дворцом.

Ворота Парадного двора первоначально были украшены статуями «коневожатых», которые в хозяйственных документах 1802 года описывались следующим образом: «Сверху этих будок стоят две лошади гипсовые, коих держат под уздцы два воина гипсовые». Позже эти статуи были заменены выразительными фигурами кентавров, стоящими на «будках» ворот и поныне.

Останкинский дворец состоит из трёх самостоятельных зданий, объединённых проходными галереями в единый архитектурный комплекс.

Центральное здание, двухэтажное, увенчанное круглым бельведером и куполом, является собственно театром.

Его основную часть занимает театральный зал с артистическими уборными и машинным отделением, а все остальные помещения играют роль роскошного театрального фойе: залы первого этажа — фойе партера, второго — фойе бельэтажа.

Парк Останкино

Останкинский парк начал формироваться в конце XVI века, когда тогдашними владельцами Останкина — Щелкаловыми — при усадьбе был разбит фруктовый сад. При князьях Черкасских, в первой четверти XVIII века, парк в Останкине занимал около двух десятин земли, в нём работали семеро садовников с двумя учениками. Современник отмечал «Деревья в Останкине необыкновенно велики и высоки».

При графах Шереметевых парк занимал огромную территорию: его северная граница проходила по речке Каменке, русло которой было использовано для создания шести прудов. Кроме того, ещё один пруд был вырыт возле Яузы и другой — в середине парка.

Одновременно со строительством дворца Н.П. Шереметев начал переустройство парка. Работами руководили садовники — англичанин Маннерс и крепостной Николай Куверин. Той части парка, которая прилегает к дворцу, был придан регулярный характер: устроены крытые дорожки-трельяжи, боскеты и цветники. За регулярной частью парка простиралась огромная пейзажная, переходящая в дубовую рощу.

Сегодня на территории бывшего пейзажного парка расположены районный Парк культуры и отдыха, Ботанический сад и ВДНХ, а регулярная часть парка, обнесённая оградой, входит в состав Останкинского музея.

Перед парковым фасадом дворца расположен партер — прямоугольный, сильно вытянутый в плане зелёный газон, украшенный «гипсовым вазом». Вокруг партера проложены дорожки, вдоль которых установлены мраморные гермы, декоративные вазы и скульптурная композиция «Три грации» работы Жермони, первоначально находившаяся в Ротонде дворца.

Справа от партера возвышается искусственная горка — «Парнас», насыпанная из земли, вырытой при устройстве одного из парковых прудов. На вершине «Парнаса» стоит недавно восстановленная изящная восьмиколонная беседка «Миловзор». Возле «Парнаса» сейчас (летом 2006 года) восстанавливается ещё один садовый павильон.

По левую сторону партера раньше находилась знаменитая кедровая роща. По преданию, её насадил князь Черкасский в память о своей многолетней службе в Сибири. Впоследствии роща разрослась и стала одной из местных достопримечательностей.

Старые кедры не сохранились до нашего времени, но несколько лет назад на их месте были высажены молодые. В кедровой роще когда-то стояла мраморная урна над прахом любимой собаки Н.П.

Шереметева — в ближайшее время эту урну предполагается восстановить.

За партером проложены аллеи, лучами расходящиеся из двух центров и представляющие в плане чёткий геометрический рисунок, характерный для планировки регулярного парка.

Усадьба и парк Останкино на карте Москвы

Источник: https://trave-l.ru/moscow/usadba-ostankino/

Останкино- ВДНХ, Москва

Усадьба Шереметева в Останкино и монумент Покорителям Космоса

Сегодня наш маршрут по Москве Останкино-ВДНХ. Мы заберёмся на самую большую башню России “Останкино”, прогуляемся около Останкинского пруда и Телецентра, пройдём мимо Останкинского дворца усадьбы Шереметьевых, подышим чистым воздухом в парке Останкино и посетим всероссийский выставочный центр (ВВЦ) “ВДНХ”.

Останкино- ВДНХ

Весь маршрут занимает день, пообедать можно в многочисленных кафе и ресторанах ВДНХ.

Немного почувствовав себя птицей, после посещения Останкинской башни (экскурсия на башню описана здесь), будем возвращаться на землю.

Усадьба Шереметьевых

Переходим улицу Академика Королёва и оказываемся у Останкинского пруда, в котором можно даже заметить некоторую живность. Перед прудом расположился останкинский телецентр – улица Академика Королёва 12, где находятся редакции всех центральных каналов, снимают многие шоу и программы.

Ещё одна достопримечательность Останкино и как средство передвижения, которое тоже можно использовать, чтобы доехать от метро ВДНХ до башни – это монорельс.

Своим появлением он обязан планам московского руководства провести в Москве Всемирную универсальную выставку ЭКСПО-2010, которым не суждено было сбыться.

Монорельс работает с 7 до 23 часов, а стоимость билета равна стоимости поездки в общественном транспорте.

Напротив “Останкинской башни” находится самый настоящий дворец, для возведения которого были приглашены иностранные мастера.

Останкинский дворец графа Шереметьева

Это Останкинский дворец графа Шереметьева 19 века, который на момент нашей прогулки представлял жалкое зрелище по причине проходящей в нём реконструкции и был закрыт.

Надеюсь, что уже в следующем году он предстанет перед публикой во всём своём великолепии и расписание работы, вывешенное на заборе, будет полезным. Посмотреть информацию об усадьбе можно здесь.

В состав ансамбля усадьбы входит Храм Святой Троицы 19 века, о котором можно почитать здесь.

ВДНХ

Выйдя с территории Парка Останкино мы оказались на территории другого парка ВДНХ, где проходят глобальные реконструкции. По причине реконструкций, фотографий получилось мало.

Практически все здания были заставлены лесами, все тропинки перекопаны и никакого интереса не представляли.

Кстати после реконструкции, по словам того же Собянина, два парка объединят в один, сделав тем самым самую большую парковую зону в Москве.

Парк действительно очень большой и чтобы выйти на центральную аллею нам пришлось прогуляться по нему около пару часов с остановкой на обед в местном кафе, где с большим удовольствием съели свежеиспечённую Хачапури.

Парк примечателен тем, что с 1939 года в нём проводились всесоюзные, а потом всероссийские выставки народного хозяйства.
Как же правильнее ВВЦ или ВДНХ. На самом деле и то и другое название верно.

С момента организации 1939 года до 1992 года парк носил название ВДНХ- Выставка Достижений Народного Хозяйства, а с 1992 года по настоящее время- ВВЦ- Всероссийский выстовочный центр. Интересно, что название ВВЦ этого места было ещё до революции.

Так назывался Волостной Выездной Цирк, который летом уезжал на гастроли, а осенью возвращался. Был даже стишок такой : “Вот приехал ВВЦ- будет праздник на крыльце!”.

Выставка Достижений Народного Хозяйства

Выставка строилась к 20-ию Октябрьской революции и должна была показать всему миру достижения советской власти. Но сроки выполнить не удалось, что привело к отправке в ссылку главного архитектора Олтаржевского и назначения нового уже из НКВД. Так спустя два года после юбилея, в 1939 году выставка открылась.

Успех первой выставки был колоссальным. В первое лето её посетило более 3 миллионов человек. Она действительно заслуживала внимания. На выставке были представлены лучшие и новые образцы советской техники, используемой для сельского хозяйства, все научные достижения революции.

Большой популярностью пользовалась инсталляция, которая к сожалению не сохранилась, дополнения к деревни. Новая деревня была дополнена сельсоветом, машинно- тракторной станцией, клубом, школой и яслями, которых никогда в деревне не было. Этот проект был рекомендован для массового строительства и должен был появиться в каждой деревне.

В церемонии открытия принимали участие более 10000 человек и присутствовало всё правительство СССР.

ВДНХ должно было стать не только центром сельского хозяйства и науки Советского Союза, а ещё и мощью победившего коммунизма.

В 1950 году началась масштабная реконструкция выставки- построены 29 республиканских дворцов-павильонов, заработали фонтаны.

В 1967 году был открыт ещё один символ выставки- павильон “Космос”.
У павильона “Космос”, на месте 38-метровой ракеты, до 1951 года стояла огромная 25 метровая скульптура Сталина. Скульптура стала символом ВДНХ и фигурировала во всех трёх фильмах о ВДНХ. После развенчания культа личности Сталина, статую закопали на территории ВДНХ, а из фильмов вырезали кадры с её участием.

После распада СССР и ВДНХ стало приходить в упадок. Часть павильонов очистили от экспозиции и сдали в аренду под банальную торговлю китайскими товарами. Доходило до того, что на территории ВВЦ начали появляться частные дома.

ВВЦ

«У меня всё это вызывает грустные ощущения, — признался журналистам Сергей Собянин после прогулки по ВВЦ в марте 2014 года — Великолепные инженерные и архитектурные сооружения выглядят плачевно.

Территория ВВЦ превратилась в большой и не самый лучший рынок, большинство павильонов используются не по назначению. В них не торговать нужно, а проводить выставки, устраивать музеи, аттракционы».

По мнению мэра, ситуация в скором времени должна измениться: каждый павильон обретёт своего хозяина.

Предполагается, что на ВВЦ появятся новые выставки с современными экспонатами, основанными на историческом опыте, а сам комплекс будет ассоциироваться у москвичей с центром научных, сельскохозяйственных и промышленных достижений страны.

По предварительным оценкам, на приведение в порядок павильонов, реставрацию фонтанов и памятников потребуется порядка 60 миллиардов рублей.

Московские власти планируют привлекать к работам над выставочным центром инвесторов, предлагая им взамен затрат на ремонт павильонов льготную аренду площадей.

Разработкой плана реконструкции ВВЦ займётся департамент науки правительства Москвы, а более точный бюджет и план будут представлены позже.
Надеюсь, что эта реставрация не затянется на долгие годы и уже наши дети увидят ВДНХ цветущим и пахнущим!

Фонтан Дружбы народов

А мы тем временем подошли к главной достопримечательности ВДНХ. Фонтан Дружбы народов 1954 года представляет собой в центре сноп колосьев, конопли и подсолнухов, вокруг которого стоят 16 девушек, символизирующие 16 республик СССР.

Причём Россия- девушка, которая держит в руках сноп пшеницы, находится в самом центре.

По правую руку от неё славянская девушка- Украина (девушка в венке), что не соответствует не только расположению республик на гербе СССР, но и сегодняшнему состоянию дел.

Очень хочется закрыть глаза, а когда откроешь, всё, что сейчас происходит между этими двумя славянскими народами, окажется всего лишь страшным сном, а не гнетущей реальностью! 

Весь список девушек слева на право:
РСФСР; Украинская ССР; Узбекская ССР; Грузинская ССР; Литовская ССР; Латвийская ССР; Таджикская ССР; Туркменская ССР; Карело-Финская ССР; Эстонская ССР; Армянская ССР; Молдавская ССР; Киргизская ССР; Азербайджанская ССР; Казахская ССР; Белорусская ССР.

Покрыть бронзовых девушек сусальным золотом приказал сам Сталин : “Что ж у нас, на дев наших и золота не найдётся?”.

Рядом с фонтаном в качестве достижения последних лет можно посетить аттракцион втридорога “Дом-перевёртыш”– очень даже символично.

Под Главным павильоном ВДНХ расположен бункер, вместимостью 300 человек. В советские времена за состоянием бункера тщательно следили, даже регулярно пополняли запасы воды и продуктов. Из бункера к памятнику Ленина ведёт подземный ход, может этот факт послужил поводом, чтоб Ленина не убрали.

Ну вот и заканчивается наша экскурсия на входе в ВВЦ,

который был спроектирован в древнеримской традиции триумфальных арок.

Тракторист и Колхозница

На арке находится 13- метровая скульптура Тракториста и Колхозницы, которая являлась эмблемой ВДНХ и раньше стояла на колонне около Главного Павильона.

До 2003 года перед входом на ВДНХ стоял грандиозный монумент “Рабочего и Колхозницы” Веры Мухиной. После реставрации его перенесли на двести метров правее от входа и поставили на высокий постамент, в котором открыли музей монумента.

Во время создания памятника, директор завода, где отливали монумент, пожаловался Сталину. Он обвинил Мухину в саботаже, усмотрев в складках юбки колхозницы профиль Троцкого. Вождь лично осмотрел монумент и остался им доволен.

Интересную историю монумента можно посмотреть здесь.

В 1964 году около ВДНХ появился монумент “Покорителям Космоса” и “Аллея Космонавтов” в знак достижения советского народа в освоении космического пространства.

Историю выставки можно почитать здесь.

Напротив ВВЦ находиться большая гостиница “Космос”, специально построенная к Олимпийским Играм 1980 года.

Одним словом, кто хочет окунуться в глобализм социалистической эпохи и увидеть воочию эпохальные сооружения советской власти, вам сюда, на ВДНХ.

Дорогие друзья-путешественники! Благодарим Вас за посещение сайта. Надеемся, он был вам полезен. Если хотите помочь этому сайту развиваться, вы можете сделать это очень просто. Бронируйте отель в любом месте мира, легко перейдя на сайт Booking.com через баннер справа. Ваша поддержка придаст силы на новые статьи! Спасибо. Всегда ваш, автор. Booking.com

Источник: https://traveligo.ru/russia/ostankino-vdnh-moscow.html

Выставка

Усадьба Шереметева в Останкино и монумент Покорителям Космоса
mayak_parnasa4 ноября исполнилось 50 лет со дня открытия монумента «Покорителям космоса» и Мемориальный Музей космонавтики открыл выставку, посвященную этому символу столицы и победы советской науки.В марте 1958 года состоялся открытый конкурс на проект обелиска, посвященного первому искусственному спутнику Земли.

Около тысячи макетов, графических перспектив и чертежей поступило на конкурс. Победу одержал проект скульптора А. П. Файдыша-Крандиевского, архитекторов А. Н. Колчина и М. О. Барща, который и был воплощен в жизнь.
Выставка же нас знакомит с неосуществленными проектам.

К сожалению массив документов этого корпуса обнаружить не удалось, поэтому на выставке представлены газетные фотографии не победивших проектов.
Проектная документация.
Сергей Павлович Королев считал, что его ОКБ-1 так же должно принять участие в этом конкурсе.

Виктор Петрович Дюмин, художник ОКБ-1, создал конкурсный проект под девизом «Гранит науки». Этот проект можно увидеть на выставке. Темно-синие стелы поддерживают золотой спутник, мощь и сила веют от этого обелиска. Особенно сильно он смотрится на фоне главного здания МГУ, где первоначально предполагалось строительство монумента.

Проектная документация.
В следствии того, что изначально установка монумента задумывалась рядом с высоткой МГУ и памятником Ленина, то сооружение не должно было быть выше Ильича. Проектная высота устремляющейся в небо ракеты была 110 метров.

Видимо это было одной из причин переноса строительства к главному входу ВДНХ, хотя возможно в этом сыграл роль и Королев, в это время он уже проживал рядом с Проспектом Мира. И из его окна открывался замечательный вид на монумент, а на его строительной площадке он бывал довольно часто.
Макеты горельефов.

В изначальный проект было внесено несколько изменений. Во-первых Спутник у подножия монумента, был заменен на памятник Циолковскому. Во вторых, как вы помните, на монументе есть строчки стихов поэта-фронтовика Николая Грибачёва.

И наши тем награждены усилья,Что, поборов бесправие и тьму,Мы отковали пламенные крыльясвоейстране

и веку своему!

Это не точная цитата стихов. Они были изменены и согласованы Сергей Павловичем Королевым с автором. В изначальном варианте последняя строчка звучала так:

Мы отковали пламенные крыльясебе,стране

и веку своему!

Как мог бы выглядеть монумент рядом со зданием МГУ.
Так же во время строительства монумента, в космосе уже успели побывать первые космонавты и памятник переименовали в «Монумент покорителям космоса». Да и в конструктив пришлось вносить изменения. По проекту стела была облицована дымчатым стеклом, но в целях усиления прочности его решили заменить нержавеющей сталью.
Фотографии проектов.
На этом этапе по заданию Сергея Павловича специалисты ОКБ-1 провели исследования скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница» сделанной из нержавеющий стали, и обнаружили следы коррозии. Поэтому облицовку нового монумента было решено делать из полированного титанового сплава. Всего было установлено 600 титановых панелей общим весом 45 тонн.
Фотография со строительной площадки монумента.
Монтаж монумента «Покорителям космоса» был поручен 21 монтажному управлению треста «Спецстальконструкции». Этот трест был знаком Королеву, так он занимался монтажом конструкция на космодромах Байконур, Капустин Яр, строил телебашни в Москве, Ташкенте, Вильнюсе.
Фотография со строительной площадки монумента.
Сборку конструкции начали в 1964 году. Работали две бригады, которыми руководили Денисов Михаил Дмитриевич — лучший такелажник в стране, будущий Герой Социалистического Труда (1966 год) и Ингельгард Всеволод Васильевич, руководивший укрупнительной сборкой.
Фотография со строительной площадки монумента.

6 октября 1964 года начался подъем монумента. Оставался один месяц до его торжественного открытия. 4 ноября 1964 года в присутствии представителей правительства и всех деяти космонавтов был открыт Монумент «Покорителям Космоса».

Фотография со строительной площадки монумента.

Фотография со строительной площадки монумента.

А в 2014 году на праздновании 50-летия этого события присутствавли Геннадий Зюганов, глава партии КПРФ, многие космонавты, в том числе дважды Герой Советского Союза Светлана Евгеньевна Савицкая, дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Владимир Васильевич Ковалёнок, дважды Герой Советского Союза Владимир Викторович Аксёнов и многие другие.
Символический ключ, которым был открыт Мемориальный музей космонавтики в 2009 году.
Надеюсь эта выставка будет интересна не только любителям звездного пространства, но и любителям нашего города. Ведь музей предоставляет редкую возможность познакомиться с историей одного из символов нашего города и нашей страны.

Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.

Адрес: пр. Мира, д. 111. Проезд до ст. м. «ВДНХ»

Время работы: ежедневно с 11.00 до 19.00, по четвергам до 21.00Понедельник выходной. Продажа билетов прекращается за 30 минут до окончания работы Музея.

Цена билета: Взрослый — 200 руб, льготный – 50 руб.

Любительская фотосъемка без вспышки – 200 рублейЛюбительская видеосъемка в музее – 250 рублей

БЕСПЛАТНЫЙ ВХОД в музей для всех категорий посетителей в ТРЕТЬЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ КАЖДОГО МЕСЯЦА в режиме самостоятельного осмотра экспозиции.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

mayak_parnasaНа поверхность подняли колокол с корабля «Эребус» (HMS Erebus), одного из двух судов, участвовавших в экспедиции сэра Джона Франклина в середине XIX века.Цель экспедиции заключалась в том, чтобы исследовать неизвестную часть Северо-Западного прохода – морского пути через Северный Ледовитый океан, из Атлантического в Тихий, через Канадский архипелаг. Экспедиция стартовала в мае 1845 года. В плаванье на двух кораблях – HMS Erebus и HMS Terror – отправились 129 человек. Все они пропали.

Попытки отыскать корабли экспедиции Франклина продолжались более 150 лет. И вот осенью 2014 года появились первые сообщения о находке «Эребуса».

Колокол стал первым предметом, поднятым с этого судна на поверхность. Он был найден на верхней палубе судна. Колокол хорошо сохранился, на нём видны изображение стрелы (знак британского Королевского флота) и надпись: «1845» (год начала экспедиции).

Авторы находки, специалисты организации «Парки Канады» (Parks Canada), отмечают, что корабельный колокол имел большое значение – он был символом судна. Колокол использовали для того, чтобы отмечать время: он звенел каждые полчаса днём и ночью.

С его помощью экипаж информировали о ходе времени и смене вахты.

Известно, что именно на «Эребусе» умер начальник экспедиции – сэр Джон Франклин. Место его захоронения неизвестно: он мог быть похоронен как на суше, так и в море. Не исключено, что его останки всё ещё находятся на корабле.Несмотря на провал экспедиции её участников считали героями.

В честь начальника экспедиции Джона Франклина сочиняли песни, ему устанавливали памятники, о нём писали книги.В 1854 году путешественник Джон Рэй высказал предположение о каннибализме среди участников экспедиции. К этой мысли он пришел на основе рассказов эскимосов.

Предположение Джона Рея вызвало скандал в британском обществе.Поиски экспедиции продолжались с переменным успехом всю вторую половину XIX века.

В 80-х годах XX века группа исследователей во главе с Оуэном Битти, профессором антропологии из Университета Альберты, проанализировала могилы, тела и артефакты, которые экспедиция Франклина оставила на островах Бичи и Кинг-Уильям.

Учёные пришли к выводу, что участники экспедиции, скорее всего, умерли от болезней – воспаления лёгких и, возможно, туберкулёза. Болезни проходили на фоне отравления свинцом: он проник в консервы, которыми питалась экспедиция, из-за некачественной пайки банок. На человеческих костях были найдены отметины – их то и расценили как следы каннибализма.

Егор Антонов

Источник.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Page 3

mayak_parnasa23 ноября 2014 года Патриаршее подворье храмов в Зарядье, музей «Старый Английский двор» (филиал Музея Москвы), музей «Палаты бояр Романовых» (филиал Государственного Исторического музея), церковь Св.

Троицы в Никитниках и Общественное движение «Архнадзор» приглашают на праздник улицы.
Варварьская улица впервые упомянута во Владимирском летописце, под ноябрем 1434 года, когда в одном из ее храмов был погребен блаженный Максим.

Это древнейшая по упоминанию московская улица.Память св. Максима отмечается 24 ноября (по новому стилю).Мы отметим праздник накануне, 23 ноября, в воскресенье.В этот день гиды «Архнадзора» проведут несколько экскурсий по Варварке.

Группы будут стартовать в 12.00, 13.

00 и 14.00 от выхода метро «Китай-город» к Варварке (угол Китайгородского проезда).

Экскурсанты смогут увидеть обычно недоступные интерьеры: белокаменный подвал церкви Св. Варвары, оставшийся от предыдущей церкви начала XVI века, и верхнюю церковь Знаменского собора.

В 17.00 в церкви Св. Максима Блаженного пройдет предпраздничное богослужение.

Одновременно, в 17.00 и в 18.00, ждет экскурсантов церковь Св. Троицы в Никитниках. Мы посетим верхний храм с его выдающимся интерьером XVII века.

В 19.00 праздник продолжится в помещении над Святыми воротами Знаменского монастыря (Варварка, 8).

Тема вечера – не только прошлое, но и будущее.Будущее Варварки и Зарядья глазами Церкви, музеев, архитекторов, градозащитников и краеведов.

На вечере выступят настоятель Патриаршего подворья церквей Зарядья протоиерей Вячеслав Шестаков, директор музея «Палаты бояр Романовых» Галина Щуцкая, заведующий музеем «Старый Английский двор» Александр Сотин, участники проектирования парка в Зарядье.

Вечер откроется небольшим концертом в исполнении хора Патриаршего подворья.

Посещение экскурсий по Варварке — без записи.

Посещение церкви Троицы в Никитниках – по записи. Запись по адресу: klubarchnadzora@gmail.com

Записавшимся будет сообщено место встречи.

Посещение праздничного вечера – по записи. Запись по адресу: klubarchnadzora@gmail.com

Источник.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Page 4

?

|

mayak_parnasa13 ноября в выставочном зале МВЦ «Рабочий и колхозница», открылась выставка из фондов музея «Ростовский Кремль» под названием «Ростовская финифть XVIII—XXI веков: от иконы до украшения».
Выставка представляет собой ретроспективу широко известного промысла от момента зарождения: произведения второй половины XVIII века, когда финифть использовалась для украшения церковной утвари, XIX века, в котором в этой технике создаются иконы, XX столетия, когда изделия с эмалью становятся модным женским украшением, а также современные работы. Более 450 музейных предметов вошло в экспозицию. Это и массовая продукция, и произведения известных ростовских художников-эмальеров, в том числе современных: иконы, дробницы, декоративные панно, портреты, пейзажи, ювелирные украшения. В представленной коллекции дробница «Евангелист Иоанн Богослов», конца XVIII в., дробница с потира «Иисус Христос», первой половины XIX в. дробница « Христос перед Пилатом» кон. XVIII в. ростовских мастеров.Выставка сопровождается гравюрами с видами Ростова Великого, графическими работами известных местных художников. Московский зритель впервые увидит литографию И.М. Белоногова «Вид с южной стороны города Ростова» середины ХIХ в., гравюру А.А. Осипова «Вид с северо-западной стороны Ростовского Успенского собора и Архиерейского дома», и другие произведения графики из фондов музея.

Выставка продлится до 10 декабря 2014.

Адрес:  Мира пр-т., 123 (м. ВДНХ)

Время работы: с 12:00 до 21:00, кассы работают до 20:30. Понедельник — выходной.
Цена билетов: 250 рублей, есть льготы.

Поддержи авторов — Добавь в друзья!

Источник: https://mayak-parnasa.livejournal.com/188579.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики