Vigoda

Усадьба Архангельское

Музей-усадьба Архангельское, дворец, парк, храм, Москва

Усадьба Архангельское

Музей-усадьба Архангельское входит в число самых посещаемых усадеб Москвы и Московской области, это и не удивительно. «Архангельское» является старинной усадьбой с более чем трехсотлетней историей и одной из самых больших усадеб Подмосковья.

Это место мы выбрали для дневной экскурсии и остались довольны. Здесь есть что узнать и проникнуться историей, а также погулять и подышать свежим воздухом. Кстати здесь протекает река, на берегу которой можно удобно устроиться и перекусить.

Так что берите с собой корзинки для пикников.

Как доехать до Архангельского

Если у вас есть автомобиль, то вам нужно будет по МКАД доехать до Новорижской развязки, выехать за МКАД по Новорижскому шоссе, проехать около 3-4 км до развязки с Ильинским шоссе и продолжить уже движение по Ильинскому шоссе в восточном направлении от Москвы. Протяженность этого участка дороги 3 км.

В Архангельское можно доехать и на общественном транспорте. Есть даже не один способ, мы расскажем про самый удобный. Доезжаем до станции метро «Тушинская» и садимся на автобус №540, 541 и 549.

Остановка автобуса находится в месте, где площадь Тушинская пересекает проезд Стратонавтов. 30-40 минут езды, все зависит от загруженности дорог и автобус остановится на остановке «Архангельское».

Это центральный вход в музей-усадьбу Архангельское.

Музей-усадьба Архангельское имеет официальный сайт, где можно ознакомиться и со схемой проезда, и с ценами, и со списком проводимых здесь мероприятий.

Музей-усадьба Архангельское

Аллея от центрального входа после нескольких минут любования настоящим лесом, раскинувшимся по обе стороны аллеи, выводит нас к главной достопримечательности Архангельского, к дворцу, а точнее к Въездной арке Парадного двора. Через эту арку во дворец съезжались высокие гости, а аллея, ведущая к ним называется Императорская аллея.

Через массивные ворота мы попадаем во внутренний двор. Мы уже начали свое путешествие, но еще ничего не сказали о хозяевах усадьбы Архангельское. Как и положено месту с более чем 300-летней историей, этим местом владел не один знатный род. Это были князья Одоевские и Голицыны. Последними хозяевами, на которых пришелся расцвет усадьбы Архангельское были князья Юсуповы.

В 1810 году усадьбу приобрел князь Николай Борисович Юсупов. Он был страстным коллекционером и планировал использовать Архангельское для хранения своей коллекции, которая состояла из картин, фарфора и скульптур. Планам помешала война с Наполеоном, пришлось вывозить коллекцию из усадьбы.

Мы же заходим в дворец, чтобы полюбоваться его интерьерами. Многим не очень нравится хождение по бесчисленным комнатам, особо не отличающимся друг от друга, а кто-то сможет оценить по достоинству работу архитекторов и реставраторов.

Эта картина не случайно стоит именно в этом зале, потому что именно здесь она и была написана. Автор картины великий русский художник Валентин Александрович Серов. Написана она в 1903 году.

Нам повезло, обычно картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

На картине изображен последний князь рода Юсуповых — Феликс Юсупов, который причастен к убийству Распутина и который закончил свою жизнь в дали от Родины, во Франции.

Экспозиция музея-усадьбы Архангельское это предметы быта и обстановка усадьбы образца XIX века.

На втором этаже Большого дворца представлены книги из библиотеки Юсуповых.

Здесь же посетителю представлена экспозиция о жизни княжеского рода до революции и после. Можно ознакомиться с историческими документами, правда только с их копиями. Но не трудно проникнуться фатализмом событий, читая завещание Юсуповых или смотря на фотографии дворца.

Дворцовый парк усадьбы Архангельское

Прямо перед центральным входом в Большой дворец раскинулся парковый партер. Симметрия царица этого архитектурного ансамбля. По обе стороны от дорожки установлены мраморные статуи.

С первой террасы гости сходили ко второй террасе, откуда по парадной лестнице, марши которой расходятся в разные стороны, а потом снова сходятся, спускались к Большому партеру.

Изумительная лестница со скульптурами и впереди балюстрада с вазами.

Фонтан «Амур с дельфинами» и мраморные скамейки, для сохранности помещенные в стеклянный саркофаги.

Такой прекрасный вид открывался для хозяев и гостей усадьбы, во время их прогулок. Правда сейчас к виду примешивается еще вид современного санатория прямо напротив усадьбы. Но надо отдать должное строителям, вид корпуса санатория совершенно не портят.

А это фонтан «Амур с гусем», оба фонтана на момент посещения усадьбы не действовали.

Мемориальная колонна в честь императора Николая I, а за ним храм-памятник Екатерине II, построенный в 1819 году.

Еще одна мемориальная колонна в честь другого императора, на этот раз в честь Александа III, воздвигнутая как память о визите государя в усадьбу Архангельское.

На некотором удалении от Большого дворца уже можно целиком рассмотреть и сам дворец и обе его террасы и главную лестницу со стеной.

По обе стороны от Большого партера раскинулись симметричные аллеи с деревцами и кустарниками.

Поэтому с правой стороны партера симметрично мемориальной колонне Александра III расположена ротонда «Розовый Фонтан» со скульптурой «Амур с лебедем» в центре.

За новыми корпусами санатория есть видовая площадка, откуда видны окрестности усадьбы Архангельское, можно представить как Борис Николаевич Юсупов окидывал своим хозяйским взором эти земли.

Здесь протекает старица реки Москвы. Старица это водоем, образованный прежним руслом реки. К реке можно спуститься и устроить пикник не только себе, но и плавающим здесь уточкам.

Приусадебная территория Архангельское

Поднявшись от реки Москвы по лестнице, направляемся направо и мимо беседки направляемся к остальным достопримечательностям усадьбы.

Самая поздняя из построек усадьбы это Храм-усыпальница рода Юсуповых. Его постройка датируется самым началом XX века. Храм был воздвигнут после гибели на дуэли Николая Юсупова, старшего брата Феликса Юсупова, но по назначению никогда не использовался. Сейчас «Колоннада» размещает в себе временные экспозиции.

На территории есть еще несколько построек это Конторский флигель, где тоже располагаются привозные выставки и Кладовая над оврагом, которая в момент нашего визита находилась на реставрации.

Уже за турникетами, то есть за пределами охраняемой музеем территорией находится Храм Архангела Михаила в Архангельском. А это Святые ворота, ведущие к храму, они были построены в 1824 году, когда усадьба принадлежала Николаю Борисовичу Юсупову.

Дорожка к нему выложена булыжником, по которому весьма не комфортно идти.

С северной стороны храм огорожен глинобитной стеной с двумя башнями.

А вот храм является самой старинной постройкой усадьбы и датируется XVII веком.

Южной стороной храм выходит на овраг, за которым раскинулась река Москва и бескрайний простор. Здесь же находится могила княжны Татьяны Николаевны Юсуповой, умершей от тифа.

Вернулись мы в Москву той же дорогой и на том же автобусе. Усадьба-музей Архангельское, прогулки по ней и исторический экскурс заняли часов 5-6, не меньше. Поэтому взятые с собой бутерброды помогут вам лучше воспринимать прогулку, тем более что есть такое чудесное место для пикника.

Сама же усадьба и ее экспозиции задают вполне определенную тональность всей прогулки и конечно она будет минорной. Если вы любите историю, но по каким то причинам не знакомы с историей рода Юсуповых, то после посещения Архангельского вам обязательно захочется познакомиться с судьбой этого рода поближе.

А знакомые с этой историей взлета и краха просто смогут побывать в летней резиденции Бориса Николаевича Юсупова и всех его потомков.

Источник: https://turisticum.ru/2016/arhangelskoe.html

Музей-усадьба «Архангельское»

Усадьба Архангельское

Музей-усадьба «Архангельское» — прекрасный парк в ближнем Подмосковье, музей истории и архитектуры. В разные времена она принадлежала известным русским князьям Голицыным, Одоевским, Юсуповым. Каждый из них достраивал и менял что-то в архитектуре усадебного комплекса.

История

Первые упоминания об усадьбе появились в летописях XVI века.

Благоустроенная парковая территория, какой мы знаем ее сейчас, стала проявляться после 1790 года. Начало этому было положено итальянским архитектором Джакомо Тромбара. Его проект включал в себя строительство двух террас напротив главного дворца. Террасы украшала мраморная балюстрада, великолепные вазы и цветочные композиции, античные скульптуры.

Общий стиль паркового ансамбля ближе всего к классицизму. Усадьбу нередко сравнивают с Версальским дворцом в Париже.

Накануне войны с Наполеоном усадьба стала местом хранения ценнейшей коллекции искусств, принадлежащей большому знатоку прекрасного князю Николаю Юсупову. Однако начавшаяся война смешала все планы: коллекцию срочно вывезли из усадьбы и разместили в Астрахани. И это оказалось очень правильным решением.

За время войны мародеры вынесли из усадьбы все, что еще представляло хоть какую-то ценность. Беды, к сожалению, на этом не закончились: еще несколько лет спустя на усадебной территории случился страшный пожар.

После всех этих несчастий «Архангельское» долго и тщательно восстанавливали, пригласив лучших архитекторов и мастеров.

Усадьба принимала у себя в гостях Пушкина, Герцена, Карамзина, Вяземского, Бенуа, Стравинского и многих других известных людей различных эпох. Здесь нередко бывали сановные особы, императоры и члены их семей.

Пришедшая в 1917 году советская власть экспроприировала усадьбу. Два десятилетия территория усадьбы была историко-художественным музеем. Затем, к 1937 году вместо усадебных оранжерей был построен Центральный военный клинический санаторий «Архангельское».

После Великой Отечественной войны территорию отдали под нужды спортсменов: здесь разместилась футбольная и хоккейная база ЦСКА. С 90-х годов XX века усадьба «Архангельское» получила статус дворцово-паркового комплекса и открыта для посещений.

Это единственная из сохранившихся неподалеку от Москвы усадеб, которую можно считать ярким примером русского усадебного стиля целой эпохи.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Элементы усадебного комплекса появились в разные времена, однако сейчас составляют единое целое:

  • Большой дворец;
  • Малый дворец «Каприз»;
  • Храм Архангела Михаила;
  • Храм-усыпальница Юсуповых;
  • Храм-памятник Екатерине II;
  • Театр Гонзага;
  • Чайный домик;
  • Святые ворота;
  • Конторский флигель;
  • Кладовая над оврагом;
  • Розовый фонтан.

Музей-усадьба сегодня

В настоящее время «Архангельское» переживает большой подъем. Помимо дворцовой коллекции, где вы можете найти живопись, графику, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, в усадьбе работает прекрасный фотофонд.

Ежегодно проходят разнообразные выставки, интересные лекции, экскурсии, множество массовых мероприятий и концертов. Один из крупнейших — летний фестиваль «Усадьба. Джаз».

Усадьба участвует в ежегодном проекте «Ночь музеев».

Конечно, невозможно обойти вниманием и сам парк, куда с удовольствием приезжают гулять, как москвичи, так и гости столицы. В парке есть даже своя экотропа.

На территории усадьбы работают бесплатные зоны wi-fi интернета. Лучшее качество связи около основного Дворца, Малого дворца, Конторского флигеля и некоторых других крупных объектов комплекса.

Для тех, кто проголодался, усадьба предлагает несколько кафе, ресторанов, небольшой продуктовый магазин, палатки с мороженым и снеками. На территорию можно проходить и со своей едой и устроить аппетитный пикник где-нибудь на поляне парка.

Планируя поездку в усадьбу «Архангельское», можно сразу посетить и другое интересное место неподалеку — музей техники Вадима Задорожного.

Режим работы музея-усадьбы «Архангельское»

Режим работы усадебного комплекса зависит от сезона.

В теплое время года (17 апреля — 28 октября) доступ на территорию усадьбы и в парк открыт ежедневно с 10 до 21 часа. Билетные кассы открыты в будни с 10 до 19.30, в выходные и праздники до 20.00.

Дворец открыт для посещений ежедневно, кроме понедельника, вторника и последней среды каждого месяца. Часы работы с 10 до 17 часов в будни, в выходные и праздники — с 10 до 18 часов. Последних посетителей пускают за полчаса до закрытия.

Билеты во дворец можно купить как на входе в парк, так и непосредственно при входе во дворец.

На входе по будням билеты продаются с 10 до 16 часов (в выходные и праздники на час дольше). В кассах непосредственно во дворце входной билет можно купить с 10 до 16.30 (до 17.30 в выходные и праздничные дни).

Зимние изменения в режиме работы усадебного комплекса уточняйте на сайте.

Экскурсии

Дворец доступен для экскурсий в течение всего года. Например, вы можете посмотреть парадный двор и парадные залы дворца, послушать об истории этих мест в рамках экскурсии «Архангельское. Парадные залы дворца». Продолжительность экскурсии 1 час 15 минут.

Большая часть парковых экскурсий по террасам, садам, Пушкинской аллее доступны только в летнее время.

Для неорганизованных, сборных экскурсионных групп экскурсии проходят по выходным и праздничным дням с 13 до 16 часов (зимой до 15 часов), если есть свободный экскурсовод. Такая экскурсия оплачивается во дворце.

Все подробности об экскурсиях и бронировании можно узнать на официальном сайте усадьбы.

Цены 2019 в усадьбу «Архангельское»

На текущий момент установлены следующие цены для посетителей музея-усадьбы:

  • вход в парк для взрослых 150 рублей (для льготных категорий — 50 рублей);
  • входной билет во дворец для взрослых 300 рублей (льготный — 200 рублей);
  • комплексный билет «Дворец + парк» для взрослых 400 рублей (льготный 250 рублей);
  • экскурсии от 300 до 450 рублей.

Обратите внимание, что любая фото- и видео-съемка на территории парка платные — 3000 рублей.

На территории дворца можно снимать только с разрешения администрации. Цена съемки — 15000 рублей.

Все подробности, в том числе категории льготных граждан можно посмотреть на сайте.

-прогулка по музею-усадьбе «Архангельское»

Как добраться до музея-усадьбы «Архангельское»

Общественным транспортом вы можете доехать до усадьбы несколькими способами.

Самый удобный: от станции метро «Тушинская», сев на любую маршрутку в сторону Архангельского.

Подходящие маршрутки и автобусы: № № 540, 541, 549.

От железнодорожных станций, расположенных около метро «Рижская», «Дмитровская», Войковская», «Тушинская» можно доехать электропоездом до станции Павшино. Оттуда до усадьбы можно доехать на автобусе № 34 или маршрутках № № 41 и 49.

Если вы едете автомобилем, вам нужно держаться Волоколамского или Новорижского шоссе, свернуть на Ильинское шоссе, дальше до Архангельское можно доехать по указателям или навигатору.

Машину можно оставить на паркинге около усадьбы. Стоимость парковки для легкового автомобиля 200 рублей в сутки.

Координаты парковки 55.789648, 37.291952

Музей-усадьба Архангельское с высоты птичьего полета — панорама Google Maps

Нашли неточность? Сообщите нам.

Sasha

июль 2019

Абсолютно европейского типа усадьба, вход платный

Наталья

апрель 2019

Прекрасное место для отдыха души и вдохновения! Полезно побывать с детьми-школьниками!

Dana

апрель 2019

Сейчас на реставрации, но вообще тут тихо, красиво и уютно. Приезжаю погулять каждый год по несколько раз.

Maria

август 2018

У места большой потенциал. Но оно совсем не обустроено. Нет ни скамеек, ни парковки, ни туалетов особо, одно невнятное кафе только за наличные…

сентябрь 2015 25 фото

Дворцово-парковый ансамбль конца 18 — начала 19 века, расположенного на берегу реки Москва-реки в Красногорском районе Московской области….

Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/16008

Музей-усадьба Архангельское, 2019 ✮ Историко-художественный музей

Усадьба Архангельское

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен, увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада» храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго, созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке.

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен.

Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры.

Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол Михаила Романова.

Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных.

Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека.

В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг.

были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья.

При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов.

В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья».

Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни.

Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. А. Герцен.

Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами.

По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы.

Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи.

Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси.

С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской.

С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид.

Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри.

Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад.

И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой.

Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства.

Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором.

Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино.

Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года.

Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями.

Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся Пушкинская аллея и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом.

Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма.

Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта ГМИИ имени Пушкина.

В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном.

Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады»  стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром.

Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом.

Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников».

В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола.

Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора.

В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес.

Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.

Когда-то аллея, берущая начало от круглого эркера Большого (главного) усадебного дома и спускающаяся с парк, свободно уходила к реке. Сейчас она имеет архитектурное обрамление. В 1930-х гг. на бровке склона почти у самой реки были построены два санаторных корпуса.

По стилю и духу они соответствуют Большому дому, и лишь специалист может определить, что эти постройки не относятся к XIX веку. Оба санаторных корпуса соединяются террасой, которая плавно спускается к реке. Стоит отметить, что до санатория на этом месте находились два павильона Оранжерей, которые, однако, не были столь впечатляющими по размерам.

В этом заключается главная претензия некоторых историков архитектуры: санаторные корпуса отчасти перекрывают панорамный вид на реку из Большого дома.

Закончив обязательную прогулку по главной оси, которую диктует сам комплекс, посетитель может оглядеться и выбрать дальнейший путь. Можно пройтись вдоль берега или подняться и осмотреть боковые части парка. Для посетителей предусмотрены экскурсии «Архангельское – парадная усадьба русского классицизма», «Дворцово-парковый ансамбль Архангельское» и «По выставочным залам музея».

© 2016-2019 moscovery.com

Елизавета Григорьева

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 22, средняя оценка: 4,59 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5/

Усадьба «Архангельское»

Усадьба Архангельское

Бывшая загородная резиденция Голицыных и Юсуповых сейчас является одним из излюбленных мест молодожёнов. Гуляя по территории усадьбы невольно погружаешься во времена дворянства.

История усадьбы Архангельское

Первое летописное упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В разъездной грамоте звенигородских писцов того года указывается несколько слов о селе Уполозы. Именно это село находилось на месте будущей усадьбы, и принадлежало московскому дворянину А.И.Уполоцкому.

В начале XVII века, после долгой польской интервенции, и «великого голода», подмосковные опустевшие деревни и села продавались многими владельцами просто за бесценок. Уполозы также сменили хозяев, они были куплены у вдовы старого вотчинника братьями Киреевскими. Их недолгое владение закончилось в середине XVII века, когда владельцем уже числился боярин Фёдор Иванович Шереметев.

В писцовой книге Московского уезда от 1646 года указано, что данная территория числится «за боярином Федором Ивановичем Шереметевым село Уполозье, Архангельское тож на реке Москве, а в селе церковь древянная… да 6 дворов…».
Вскоре, село снова сменило владельцев, перейдя от Шереметева по родству к Одоевским, а в 1681 году к Черкасским. Они владели селом вплодь до 1703 года.

В 1660-х годах на месте ветхой деревянной церкви строится каменная церковь Михаила Архангела. Сейчас это единственная постройка старой усадьбы, дошедшая до нашего времени. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

Церковь Михаила Архангела

В 1703 году Архангельское стало принадлежать роду Голицыных. Усадьбу купил Дмитрий Михайлович Голицын, известный государственный деятель начала XVIII века. Нового владельца не устраивал старый боярский двор с рублеными хоромами допетровского времени из трех небольших светлиц, а также не приметные деревянные строения вокруг усадьбы.

Строительство нового дома князь Д.М.Голицын начинает вдали от старой усадьбы, на месте будущей верхней террасы парка.

Таким образом, появляется дом из «брусчатого леса», внутри которого было тринадцать покоев и зал с камином на заморский манер.

В новый дом также перевозится библиотека князя, которая являлась одним из крупнейших книжных собраний России начала XVIII века. Также обустраивается и территория усадьбы: разбивается «французский сад» напротив дома.

Дворец и большой партер

Зимой 1737 года Голицын был арестован и сослан в Шлиссельбург. Дом опустел, превратившись снова в рядовое подмосковное село. И только спустя 50 лет, уже внук известного князя, Н.А.

Голицын, затеял строительство большого дворцово-паркового ансамбля. В 1780 году он заказывает в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта становится французский архитектор де Герн.

Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям.

При Н.А.Голицыне Архангельское переживает строительный расцвет. Помимо начала строительства Большого дворца, начинается сооружение двух оранжерейных флигелей на высоком берегу над Москвой-рекой. В конце большого партера по его сторонам устанавливаются оранжереи.

Строятся придворцовые флигеля, а также двойные колоннады, соединившие дворец с флигелями. По проекту итальянского архитектора Д.Тромбаро сооружаются парковые террасы, спускающиеся к зеленому ковру большого партера.

По описи строений села Архангельского за 1810 год, было: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора.

После смерти Н.А.Голицына в 1809 году его вдова Мария Адамовна решила продать усадьбу. Отрывок из купчей указывает: «1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н.А.

Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе села Архангельское с деревнями… мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено… князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245 000 рублей…»

Князь Н.Б.Юсупов был известен как большой коллекционер и любитель искусств. Именно при нём был достроен дворец, заложенный ещё при прежнем владельце. А в 1790-х годах перед дворцом были устроены две террасы (нижняя и верхняя) с мраморными балюстрадами. Здесь же были разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1814 году князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. Архангельское также сильно пострадало от французского присутствия. По приглашению князя, в усадьбе работали такие известные зодчие, как О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.

Дрегалов, М.М.Маслов. Также стоит выделить талантливого крепостного архитектора Василия Яковлевича Стрижакова. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Над дворцом был возведён бельведер, украшенный коринфскими колоннами.

Внутренний двор дворца

Во время летнего визита в Архангельское в 1818 году императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. А в 1819 году был перестроен малый дворец «Каприз» и возведён храм-памятник императрице Екатерине II.

Окончательно ансамбль усадьбы принял свой современный облик после перестройки парка, проводившейся архитектором В.Г.Дрегаловым в 1829—1830 годах. Архитектор переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.

После смерти князя Н.Б.Юсупова, всё его наследство достаётся ему сыну — князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 — 1849). При нём Архангельскому уже не уделятся столько времени и средств, многие произведения живописи и скульптуры перевозятся в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Но несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И.

Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги… гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».

Малый дворец «Каприз»

Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827-1891). Высоко ценя память об именитых предках, в середине 1880-х годах князем был издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

В 1860 годах недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Храм-усыпальница Юсуповых

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939) и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 — 1928).

На рубеже XIX — XX веков Архангельское стало художественным центром. В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.

Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.

К 1918 году, за год до революции, на месте Житного двора было завершено строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн).
После Октябрьской революции в усадьбе был создан музей, были реконструированы интерьеры, также были возвращены многие произведения живописи и восстановлен интерьер библиотеки.

Режим работы и стоимость билетов: www.arhangelskoe.su .

Схема проезда: www.arhangelskoe.su .

Достопримечательности усадьбы Архангельское

Дворец – В 1780 году князь Н.А.Голицын заказал в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта являлся французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям. В итоге, дворец был построен в стиле зрелого классицизма.

Симметричность композиции подчеркнута бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Противоположный, южный фасад дворца с выступом Овального зала украшенный ионическими колоннами, обращён к парку, террасами спускающемися к Москве – реке. Строительство с отделкой было окончательно завершено уже при Н.Б.

Юсупове в 1812 году.

Церковь Михаила Архангела — построена на месте старой деревянной церкви по заказу боярина Я.Н.Одоевского в 1667 году на возвышенности над старицей Москвы-реки.

Является самым древним каменным строением в Архангельском. Одноглавый храм с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами.

 Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

Малый дворец «Каприз» — построен в конце XVIII века, и изначально являлся одноэтажным отдельно парковым павильоном. В 1818-1819 был надстроен ещё один этаж. При князе Н.Б.

Юсупове, при котором Архангельское переживало наибольший расцвет, в роскошно декорированном малом дворце висело много картин. Но после смерти князя, при его сыне, помещения здания сдавались в аренду, в связи с большими долгами Юсуповых.

Перед малым дворцом находилось 35 скульптур, вазы и различные бюсты. В 1840-х годах они были перенесены на верхнюю террасу.

Храм-усыпальница Юсуповых — бесстолпный храм с купольной ротондой, на подклете, с четырехколонными портиками в антах, построен на месте Житного двора в 1910-1914 году архитектором Р.И.Клейном.

Это монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И.И.Нивинского. Строился храм как усыпальница рода Юсуповых, но по назначению никогда не использовалось.

В связи с революционными событиями в России, потомки знаменитого рода уехали за границу.

Храм памятник Екатерине II — построен в 1819 году под руководством архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора Ж.-Д. Рашетта. Храм-памятник выполнен в стиле античного портика.

Императрица Екатерина II представлена в виде богини правосудия Фемиды.

За спиной фигуры — строки торжественного посвящения из поэмы Тарквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

Розовый фонтан — беседка, построенная в середине XIX веке. Ротонда представляет из себя четыре колонны из розового мрамора, увенчанные легким куполом с росписью флоральными мотивами. В центре строения находится скульптурная группа «Амур с лебедем». Скульптура, как и многие скульптуры в Архангельском, находится за стеклом. Вокруг ротонды разбиты клумбы с цветами.

Кладовая над оврагом — здание построено в конце XVIII века. Представляет из себя двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага в пейзажной части парка Архангельское.

В 1816 году над центром сооружения была выстроена деревянная башня. В 1824 году кладовая была перестроена архитектором О.Бове.

Сегодня здесь находится лекционный зал, проходят научные конференции, концерты и выставки.

Схема усадьбы Людской флигель Конторский флигель
Церковь Архангела Михаила Башня у церкви Кладовая над оврагом
Здание санатория Лестница к набережной Санаторий «Архангельское»
Санаторий «Архангельское» Большой партер Дворец
Памятная колонна Малый дворей «Каприз» Храм памятник Екатерине II
Фонтан Лев на страже Египетская тематика
Нижняя терраса Террасы перед дворцом Дворец
Лев под стеклом Внутренний двор Дворца Внутренний двор Дворца
Внутренний двор дворца Храм-усыпальница Юсуповых Розовый фонтан

Использованы материалы с сайтов:

www.joy-way.ru
www.rostur.voztrad.ru

Источник: http://apograf.ru/arhangelskoe/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики