Vigoda

Адреса Петербурга | Упсала-цирк

Упсала-Цирк

Лариса Афанасьева, художественный руководитель Упсала-Цирка рассказывает: «С нашим городом происходит удивительная история: есть три района: Васильевский остров, Петроградка и Центральный район. Они существуют в своей динамике, а вокруг всё как бы застыло. Посмотрите, например, на Берлин — почему он так привлекает? Это город, в котором есть динамика, всё кружится и двигается.

Это какая-то энергия, которая бродит по городу — район, в котором жили мигранты может стать новым культурным центром. Нет районов, которые чувствуют себя выброшенными. Мы хотим привнести в Петербург такую же динамику. Мы хотим менять среду города». Чтобы лучше разобраться в том, что это за явление — Упсала-Цирк, мы составили небольшой алфавитный указатель.

Так что знакомьтесь — Упсала-Цирк от А до Я!

Сегодня Астрид известный социальный педагог, а 15 лет назад была стажёром и каталась на цирковом одноколёсном велосипеде по Невскому проспекту. Именно ей впервые пришла в голову мысль приобщить детей и подростков с улиц к цирковому искусству. Идея Астрид была простой — организовать цирковую школу для подростков, на которых в обычной школе уже давно поставили крест, записав в хулиганы.

Вместе с Ларисой Афанасьевой они сами искали детей: приходили к станциям метро, в подростковые тусовки, где жонглировали, показывали фокусы и катались на моноциклах — так они смогли привлечь в цирк своих первых артистов.

Прямо на улицах они пытались делать свои первые цирковые трюки и каждый день собирались, чтобы тренироваться где придётся — на площадях, в парках и даже в бесплатных столовых.

«Берегите хулиганов!» — один из самых важных девизов Упсала-Цирка. Ведь здесь уверены: хулиганы спасут мир. А ещё детям тут говорят: «Будешь плохо себя вести — отдам тебя в цирк!»

Волонтёры

Упсала-Цирк — постоянный участник международных волонтёрских обменов. Каждый из волонтёров привносит что-то своё в жизнь цирка: учит артистов готовить своё любимое национальное блюдо или даже танцевать. За последние полгода все дети уже освоили сальсу — благодаря Мелиссе, которая приехала в Россию из Мексики.

Гастроли

Каждый год Упсала-Цирк отправляется в настоящее цирковое турне. Ребята уже побывали во многих странах Европы, включая Германию, Бельгию, Францию, Великобританию. Вместе с проектом «Сила мечты» они путешествуют по России, выступая в Самаре, Нижнем Новгороде, Владивостоке, Казани и многих других городах.

Дети

Упсала-Цирк работает с детьми из групп социального риска, а также с детьми с ограниченными возможностями. Здесь дети и подростки получают опыт, альтернативный уличной жизни, и возможность в дальнейшем применять полученные знания.

 Сейчас в Упсала-Цирке постоянно занимается более 60 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Каждую осень мы проводим набор детей в коррекционных школах, детских домах и интернатах.  Для ребят это настоящий кастинг, в котором самый главный критерий отбора — желание заниматься.

После отбора первое, что говорят им педагоги: «Ребята, вы настоящие счастливчики! Ведь вы вытянули счастливый билет».

Жонглировать!

Вот что умеют все дети в Упсала-Цирке без исключения. Попадая в цирк, первым делом они учатся жонглировать — просто мячами, платками, подушками, булавами.

Зрители

За год спектакли Упсала-Цирка посещают больше 11 000 человек.

Сцены из спектакля «Племянник». Фотографии Юрия Молодковца

Игра

Цирк — это игра, а дети развиваются в игре. Современное цирковое искусство — прекрасный инструмент для развития потенциала детей и подростков из групп социального риска. 

Кафе Circus

Летом 2015 года напротив цирка появилось ещё одно место, куда стоит заглянуть. Это совместный проект Упсала-Цирка и организации «Небесные капкейки», прибыль от которого идёт на развитие социальных инициатив.

Само кафе получилось невероятно тёплым и уютным: в его создании принимали участие Женя Исаева (Творческая мануфактура «ПТХ»), дизайнер Кристина Яковлева и подопечные центра «Антон тут рядом».

Здесь всегда готовят отличный кофе, десерты, салаты и супы, жонглируя рецептами европейской и азиатской кухни.

Лямуры

Пять лет назад в Упсала-Цирке начали работать с группой детей с особенностями в развитии — в основном это были ребята с синдромом Дауна.

Через два года после начала занятий ребята выпустили номер «Путешественники», а в мае 2015 года создали свой  первый  спектакль «Бонифаций».

 Этот спектакль уже побывал на гастролях в Новом Уренгое, Грузии и Германии. Сейчас «Бонифаций» — это репертуарный спектакль Упсала-Цирка.

Благодаря занятиям в цирке ребята учатся выстраивать отношения с остальным миром, получают уникальный опыт общения со сверстниками и, конечно, бурные аплодисменты зрителей.

Метод Упсала-Цирка

15 лет работы позволили Упсала-Цирку разработать собственный метод, основанный на цирковой педагогике. В России она ещё не получила широкого распространения, а в странах Европы известна уже давно.

Каждый ребёнок талантлив, и творчество каждого ребёнка ценно. Дети, жизнь которых социально неблагополучна, часто не имеют возможности показать свой талант, потому что окружающие замечают только их проблемы и недостатки.

Упсала-Цирк обращает внимание на сильные стороны ребёнка, позволяя ему поверить в себя.

Носогрейка

Клоунские носы здесь не в почёте, но зато им придумали достойную замену. Для того чтобы не замерзали носы, в Упсала-Цирке придумали носогрейку — самый модный аксессуар зимы.

Недавно в ресторанах города стартовала акция «Береги нос смолоду»: покупая горячий напиток «Носогрейка», можно получить одноимённый аксессуар в подарок.

Все собранные средства будут направлены на развитие социальных проектов цирка.

Открытая сцена

«Открытая сцена» — пространство свободного самовыражения для любого артиста цирка.

Здесь можно сделать всё, что только придёт в голову настоящему хулигану: спеть панк-оперу или песню «Ласкового мая», показать фокус или придумать новый трюк.

Здесь нет победителей в мастерстве или степени таланта: лучшие получают парадоксальные, но очень ценные призы. Например, переходящий приз «За добро» — традиционную утку в золотом горшке.

Премия «Хулиган года»

Каждый год Упсала-Цирк выбирает трёх главных хулиганов, которым вручает премию «Золотая рогатка». В прошлом году награду получил Слава Полунин, Игорь Водопьянов и Хамиль, солист группы «Каста». Номинанты премии — профессиональные музыканты, художники, артисты театра и цирка, деятели культуры и бизнеса. Кстати, одного претендента выбирают сами дети среди своих кумиров.

Подготовка к спектаклю. Фотографии Юрия Молодковца

Репетиция

Чтобы спектакль получился, репетиции и занятия проходят в цирке каждый день. Так что выходит, что ребята проводят в цирке всё своё свободное время. Даже когда занятий нет, они предпочитают делать уроки на кухне или просто пить чай. А в субботу и воскресенье, когда в шатре нет представлений, дети вместе с социальными педагогами отправляются в музей или в кино.

Спецшкола № 1

Всё началось с фильма Динары Асановой «Пацаны». Он вдохновил Ларису Афанасьеву, художественного руководителя Упсала-Цирка, на работу с подростками, совершившими правонарушения, из специальной школы №1 закрытого типа — именно там, где Асанова искала героев для своего фильма.

  Там содержатся подростки 11–18 лет, совершившие правонарушения. Чаще всего это кражи, реже что-то более серьёзное.

 Уже несколько лет ребята занимаются паркуром и основами акробатики с тренерами Упсала-Цирка в рамках проекта «Цирк за забором», а в мае этого года впервые станут участниками полноценного спектакля.

Трюк

Цирковые хулиганы носят футболки в стиле Упсала-Цирка. Например, одна из любимых надписей: «И не трюк, и не фляк — а так!»

Упсала-Парк

В 2013 году Упсала-Цирк при поддержке управляющей компании «Теорема» превратил парк вокруг циркового шатра в социально-культурное пространство.

Мы наполнили его необычными арт-объектами, которые интересно исследовать и взрослым, и детям, площадками для активного отдыха, возможностями для творчества, не забыв о местах для тех, кто хочет просто отдохнуть вдали от городской суеты.

В летнее время Упсала-Парк становится площадкой для крупных городских событий, фестивалей и концертов — здесь проходил «Цветной карнавал», благотворительная ярмарка «Душевный Bazar в Петербурге», музыкальный пикник «Цветы в барахле», фестиваль «Лёгкая страна». Кроме этого, Упсала-Парк уже несколько лет участвует в городской Ночи музеев.

Фестиваль «Летающие дети»

На территории Упсала-Парка мы проводим международный цирковой фестиваль «Летающие дети». Фестиваль существует с 2008 года. Он объединяет цирковое, музыкальное, театральное и изобразительное искусство в едином арт-пространстве.

На одной сцене с неклассическими профессиональными цирками выступают социальные проекты из России и Европы. «Летающие дети» — это отличная площадка обмена опытом для всех, кто причастен к цирковому миру.

Здесь воспитанники Упсала-Цирка встречаются и общаются с артистами мирового уровня, становясь полноценными участниками международного культурного события.

Хулиганство

«Хулиган — не гопник и не малолетнее быдло. Хулиган — смелый, дерзкий, смышлёный парень. Тот, который может протестовать. Добиваться своего.

Хулиганы должны научиться гордиться собой, но не в смысле «гордыни», а от слова «уважение». Наша задача пробудить это хулиганство как свободную энергию и уважение к себе, уважение к людям.

Это наш самый главный принцип», — рассказывает о хулиганах Лариса Афанасьева, художественный руководитель Упсала-Цирка.

Цирковой дневник — цикл благотворительных лекций в Упсала-Цирке, серия встреч с известными людьми, которые рассказывают о том цирке, которого мы не знаем. Собранные в рамках проекта средства идут на то, чтобы дети из групп социального риска могли продолжать ежедневные занятия и стать настоящими цирковыми артистами.

Например, первым гостем «Циркового дневника» стал Слава Полунин, который поделился со зрителями своими «Сказками о щастье». Философ Александр Погребняк рассуждал о цирке как о философском понятии, а искусствовед Мария Элькина — о его архитектонике.

Шатёр

В 2012 году на территории управляющей компании «Теорема» мы построили детский цирковой шатёр, первый и единственный в России. Появление шатра — это наша сбывшаяся мечта.

В шатре мы стремимся не просто обеспечить хорошее освещение и звук, но в первую очередь — создать пространство, попадая в которое, дети становятся творцами и полноправными хозяевами этого уникального места.

Это действительно важно, потому что с появлением шатра статус ребят как артистов стал реальным. Здесь для них всё по-настоящему — настоящая арена, уютный зал и настоящие аплодисменты зрителей.

«Эффект пинг-понгового шарика»

Новый спектакль Упсала-Цирка, который всего за несколько месяцев своего существования уже успел побывать в европейском турне и собрать полный зал на фестивале «Летающие дети».

«Эффект пинг-понгового шарика» — история о том, как ничем не примечательная вещь вроде шарика для пинг-понга внезапно может оказаться центром, вокруг которого вертится весь мир. Или хотя бы мир отдельно взятого спектакля.

 Эффект пинг-понгового шарика всегда непредсказуем, и это превращает сам спектакль в большой эксперимент. Начиная следить за движениями шарика, артисты подхватывают ритм, дополняя и усложняя его трюками, приёмами акробатики и жонглирования.

Звуки живой и электронной музыки, случайные шумы и голоса соединяются в одно целое — уникальную музыкальную партитуру.  

À PROPOS

Елизавета Сиомичева — специалист по связям с общественностью, организатор культурных мероприятий, PR-координатор проектов Упсала-Цирка. Принимала участие в организации Международного фестиваля короткометражного кино и анимации Open Cinema.

Источник: https://adresaspb.ru/category/different/street/upsala-tsirk/

Упсала-Цирк

Упсала-Цирк

0 92

Упсала-Цирк — единственный в мире современный социально-культурный проект в форме «цирка для хулиганов», специально созданного для вовлечения в активную творческую жизнь ребят, растущих в сложных социальных условиях, и детей с особыми потребностями.

Для ребят 7 – 18 лет Упсала-цирк — это жизнеспособный симбиоз реальности и волшебства, активного общения и больших возможностей, творчества и серьезных усилий, необходимых для развития здоровой полноценной и успешной личности.

История Упсала-Цирка

Зарождение Упсала-Цирка относится к весне 2000 г., когда студентка социальной педагогики Астрид Шорн, приехавшая в Северную столицу на практику вместе с театральным режиссером Ларисой Афанасьевой приступили к реализации своего сложного уникального проекта, которому нет аналогов в мировой практике.

Они работали на городских улицах, начиная обучать цирковому искусству ребят-беспризорников в стремлении облегчить им безболезненное вхождение в жизнь общества и подарив цель и условия для нормального развития.

Они искали будущих цирковых артистов на вокзалах и станциях метро, в подвалах и в подростковых «тусах», где показывали фокусы, жонглировали, катались на моноциклах, удивляя и притягивая своим мастерством и фантазией так называемых «трудно воспитуемых».

Астрид Шорн организовала финансовую помощь проекту, Лариса Афанасьева занялась режиссурой и оформлением постановок, находя вдохновение в уличной культуре тинейджеров, используя обожаемую подростками музыку, элементы паркура, стритбола и стритданса (паппинга, брейка, локинга). Мощный потенциал и энергетика детей улиц находила выброс в воплощении зрелищных, ярких, динамичных выступлений, но в безопасной для детей форме, трансформируясь в энергию будоражащего циркового драйва.

Несмотря на то, что «цирк для хулиганов» был бродячим, а тренировки проходили в парках, на площадях, во дворах, уже в первый год своего существования труппа стала лауреатом Берлинского фестиваля Cabuwazi, где зрители увидели первый номер «Услышать сердцем». Позднее Упсала-Цирк получил премию на международном фестивале «большого шапито» Tollwood в Мюнхене.

Почти 12 лет детский цирк «бродил» по арендованным помещениям, но в 2012 г. благодаря поддержке Игоря Водопьянова – владельца компании «Теорема», у него, наконец, появился стационарный цирковой шатер.

Это событие стало по-настоящему важным для малолетних артистов, поскольку детский проект приобрел официальный и «вещественный» статус – все стало настоящим – арена, площадка для тренировок, цирковой зал с хорошим освещением и звуком.

Упсала-Цирк в наше время

Организаторам удалось создать уникальное пространство, где подростки являются творцами целого мира, доступного для каждого ребенка, независимо от его физических, ментальных способностей и социального статуса.

Ежегодно в трех основных группах проходят обучение более 90 подростков из трудных семей, которым помогают раскрыть таланты профессиональные хореографы, цирковые тренеры и режиссеры.

Ребятам преподают актерское мастерство, пантомиму, хореографию и цирковые дисциплины.

Дополнительно программа включает обучение столь любимых детьми брейк-дансу и паркуру — совершенно необходимых для творческих спектаклей.

Каждый год в «цирк хулиганов» набирают около пяти десятков учеников из коррекционных школ, кризисных центров, и больше половины из них остаются в цирковом сообществе и «работают» на постоянной основе.

До 2014 г. труппа чаще выезжала на более комфортные по условиям и прибыльные гастроли в Европу, на теперь все чаще выступления проходят в турах по всей России от юга до Урала и Дальнего Востока, включая Сочи и Красноярск, Новосибирск и Краснодар, Владивосток и Ростов-на-Дону.

Широкую популярность обеспечили цирку потрясающие номера на фестивале «Летающие дети», который за три дня посетили больше 7 тыс. гостей. Маленькие артисты с юмором и энтузиазмом восхищали зрителей номерами на гигантском батуте с фигурами «высшего пилотажа», ловким жонглированием и акробатикой на качелях.

Кроме еженедельных спектаклей и ежегодных фестивалей, руководство Упсала-цирка организует и дополнительные социальные проекты. Ими придуман и реализован «Цирк за забором» — для ребят спецшколы №1, основана специальная группа для детей с особыми потребностями и «солнечных» ребятишек, страдающих синдромом Дауна.

После школы ребята проводят под защитой циркового шатра почти все свободное время, делая уроки и общаясь за чаепитием, участвуя в постановке номеров, знакомясь с историей известных цирковых династий. Для желающих организуют походы в кино, музеи и галереи, посещение бассейнов и катка.

Летом на территории, прилегающей к цирку, открывается Упсала-Парк — развлекательный комплекс для ребят, где проводят ознакомительные уроки циркового мастерства, выступления и концерты.

Сегодня в цирке ставят целые спектакли, где соединяются элементы воркаута и уличного контемпорари-дэнс с эквилибристикой, акробатикой и жонглированием.

Выпускники цирка — бывшие малолетние хулиганы — становятся преподавателями акробатического мастерства, учатся в вузах, особо одаренные стажируются в знаменитой парижской цирковой школе «Академии Фрателлини».

Стоимость билетов в Упсала-цирк начинается от 300 руб. Цирк находится на Свердловской набережной в здании № 44 литера Ю. Возле бизнес-центра «Зима» хорошо виден желтый шатер.

Как добраться:

От метро «Площадь Ленина» — автобус 37, маршрутки 530, 37, 137, 106, трамваи 30 и 23. В дни спектаклей от метро в 17:30 к цирку едет белый автобус с надписью на корпусе «Теорема», и он же после спектакля доставляет зрителей обратно.

От метро «Новочеркасская» идет автобус 174, маршрутки 6, 289, 95, 274. При поездке на автомобиле можно въехать на территорию с улицы Жукова, 1, сразу за бизнес-центром «Осень».

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/upsala-cirk/

Упсала-цирк : Сайт проекта социальной рекламы «Все равно?!»

Упсала-Цирк

Идея приобщать городскую шпану к цирковому искусству принадлежит Астрид Шорн. Сегодня она известный социальный педагог в Германии, а 14 лет назад была стажером, которая каталась на цирковом одноколесном велосипеде по Невскому проспекту с красным клоунским носом.

Лариса Афанасьева, бессменный директор и режиссер «Упсала-цирка», вспоминает, что она тогда только закончила своё образование и долго себя искала, «я задавала себе вопросы, хочу ли я заниматься театром, каким театром, нравится ли мне это.

Но точного ответа я не могла найти, а когда мне рассказали про Астрид и её идею — точный ответ был найден даже не за одну секунду, а за долю секунды. Прошло вот уже 14 лет и с этим однозначным ответом я до сих пор живу».

Идея Астрид была простой — организовать цирковую школу для подростков, на которых в обычной школе уже давно поставили крест и записали в хулиганы. Школу для любых подростков, не взирая ни на какие физические данные. Так родился «Цирк для хулиганов» или «Упсала-цирк», образованный от английского ‘упс (oops)’.

«В этом словосочетании — «Цирк для хулиганов» основополагающим является не «цирк», а «хулиган», — размышляет вслух Лариса. — Для нас принципиально, чтобы хулиганы не вызывали жалость. Хулиганы должны научиться гордиться собой, но не в смысле «гордыни», а от слова «уважение».

Наша задача пробудить это хулиганство как свободную энергию и уважение к себе, уважение к людям. Это наш самый главный принцип».

Не смотря на юный возраст самих артистов-участников – от 8 до 18, да, и, в принципе, совсем далёкий от солидности и чопорности вид его руководителей, «Упсала-цирк» может дать фору многим профессиональным коллективам.

За 14 лет работы у них за плечами уже более 500 гастролей по всей Европе, что с точки зрения логистики было всегда намного легче, чем организовать гастроли по России.

«Но два года назад мы познакомились с Евгением Горькаевым, который делает «Душевный базар», — говорит Лариса, — И вместе с ними придумали проект «Сила мечты» — наши гастроли по России.

Мы уже побывали в Красноярске, Новосибирске, в Сочи и Краснодаре, в Ростове-на-Дону, и осенью поедем на Урал. Мы всегда вызываем невероятное удивление зрителей, которые не ожидают такого спектакля, от цирка и от социального проекта. Мы их вдохновляем. И в этом наша миссия».

Все гастроли осуществляются в дни школьных каникул, единственное исключение придется сделать в январе следующего года, поскольку «Упсала-цирк» — единственный не профессиональный цирк — приглашен как участник на один из самых престижных смотров современного циркового искусства, проходящий в Марселе в 2015 году.

Многие приходят и предлагают открыть филиал в другом городе, но «мы не верим во вкусность и уникальность макдональдов — мы верим в эксклюзив Вячеслава Полунина» — говорит Лариса. Открывать филиалы и превращаться в сеть они не собираются, хотя вовсе не намерены скрывать свою методику.

С прошлого года команда «Упсала-цирка» работает над описанием своего метода.

«Мы уже в четвертый или пятый раз собираемся вместе с психологами, чтобы «подбить» нашу систему, чтобы любой человек посмотрел и что-то мог себе взять, мог с этим работать — рассказывает педагог и тренер Ярослав Митрофанов, который в «Упсала-цирке» с момента основания школы.

— Правда это оказалось чрезвычайно трудно. По нашей системе могут заниматься все от 8 до 18 лет, и мы каждый раз мы придумываем такую тему для спектакля, чтобы они все могли участвовать. Для нас главное, чтобы они созидали, а не только потребляли».

На данный момент миссия сформулирована так: «Мы открываем творческий потенциал в любом человеке». Что это на грани дон-кихотства, Лариса согласна, но уверена, что эта миссия вполне выполнима. «Когда мы проводили, например, «Цветной карнавал» с Вячеславом Полуниным, творческий потенциал плескал отовсюду — открыли его в себе более полутора тысячи человек.

В цирке любой даже самый неспортивный человек может творить самые гениальные вещи, «тут нет зажимов в жанре, — подчёркивает Ярослав, — За основу мы с Ларисой взяли познание индивидуальности и перфекционизм. Мы считаем, что если мы что-то делаем вместе, то доводим это до идеала. Мы не признаем, когда детей не учат нормально — это неуважение к личности».

Школа для хулиганов

Сегодня в школе человек около 60 студентов. Каждый год набирают еще 8-10. Точнее приходит 20, но из них остаётся около половины.

Набор происходит по коррекционным школам и по обычным школам, где в течении недели или двух устраивают мастер-классы.

Первый месяц, а по сути, весь первый год — адаптационный, когда ребята приходят, смотрят, слушают, и начинают понемногу участвовать в процессе.

Занятия проходят пять раз в неделю. Три раза – занятия по акробатике и жонглированию, которые ведёт Ярослав Митрофанов, и два раза занятия по актерскому мастерству и пантомиме, которые ведёт Дима Казенас.

«Иногда они приходят и по субботам, когда у нас бывают спектакли, объясняет Ярослав. — Ребята помогают со зрителями, кто-то с гардеробом, кто-то с на сцене, кто-то с реквизитом.

Наш принцип в том, что наше дело мы пытаемся делать все вместе, и это очень важно».

«Многие из наших выпускников делают для меня удивительные прорывы — вступает Лариса, — Ведь самое главное — это почувствовать поддержку, важно, когда тебе говорят «ты молодец». Когда всем вокруг тебя и в твоей семье начихать на тебя, то у человека просто нет почвы под ногами.

Нет почвы, от которой можно оттолкнуться и прыгнуть. Должна быть своя внутренняя пружинка. И если её нет, то очень сложно. Но Упсала-цирк делает всё, чтобы эта пружинка окрепла, чтобы она не сломалась».

Поэтому помимо тренировок устраиваются и походы в музеи, поездки за город, в летний и зимний лагерь, встречи с разными людьми.

Следующий набор планируется на конец октября – начало ноября этого года. Но количество не главная цель школы. «Пока набираем, — говорит Лариса, — Попытаемся понабирать и посмотрим, а мы всех по именам знаем, мы всем с глазки заглядываем? Число — это никому не нужно, отдельный вопрос как сделать и больше и результативнее».

Ярослав Митрофанов, педагог, «Упсала-цирк»:
«Мне кажется, они приходят сюда не только из-за цирка, а приходят сюда из-за человеческого отношения, того чего нет в их семье. Это не просто занятия — человеческое отношение и общение, знание, что тебя услышат, что на тебя не посмотрят косо.

Я не просто их учу на руках стоять, я с ними очень много разговариваю, я с ними спорю. Когда ребята попадают сюда, многие из них они не готовы в принципе в мир войти. Смысл всей этой школы — дойти до какого-то результата. Когда они начинают учиться, то они всегда чего-то достигают. Когда получается что-то сделать — возникает радость.

Да, она кратковременна, но она потом переходит в понимание, что «я тоже что-то могу».

Сейчас в активе три спектакля, а с сентября будет еще один, рассчитанный на начинающих, чтобы «у них появился опыт, чтобы они себя испробовали, чтобы почувствовали свою энергию» поясняет Лариса. «Подготовка любого спектакля — это длительная история»,— продолжает она, — Так как мы отталкиваемся от наших ребят, от их динамики, от их возраста, на что их энергия и эмоции откликаются.

Я может, и люблю творчество Достоевского, но мне не придёт в голову поставить здесь «Идиота». Некоторые номера придумывают сами ученики. Ярослав рассказывает, что у него есть что-то вроде экзамена, когда ребята уже набираются каких-то навыков, то он даёт им музыку и ставит задачу создать свой собственный номер. «И они такие штуки делают, которые для меня стали настоящим открытием».

Есть еще проект «Цирк за забором», который находится на территории спец-школы №1. Это школа закрытого типа, в которой находятся мальчики, совершившие разные правонарушения. Там Лариса с Ярославом запустили проект паркура, а тренировки проводят Лёша Башмаков и Гоша Зозуля.

В спортивном зале построили «станки» для прыжков и договорились с администрацией, что ребят иногда выпускают в Шатёр.

Еще одни проект для детей с ограниченными возможностями — «Особый ребёнок» ведёт выпускница первого набора «Упсала-цирка» Наташа Кашина, которая в университете защитила диплом по «Работе с детьми с ограниченными возможностями методами цирка».

Кристина Янхунен, Helsinki Circus:
«Для меня Упсала-цирк — это очень интересно. Здесь, когда делаются спектакли, то их делают по душе. А в Финляндии сейчас модно делать спектакли, которые скорее напоминают современный танец, в них нет сюжета.

Это тоже искусство, но когда много лет так работаешь — как-то пусто. А Упсала-цирк — это совсем другое. И ставить спектакль с детьми, репетировать с ними в чём-то намного сложнее, но в чём-то и легче.

Дети живут в детском мире, и там всё-таки много весёлого, много того, что можно добавить в спектакль».

Новая история для старого района

Уверенность в своей миссии, по-видимому, помогла не сломаться за все десять лет, когда «Цирк» регулярно выгоняли из каждого съемного помещения, когда чиновники на все просьбы и заявки отвечали «подумаем» и «рассмотрим».

Лариса вспоминает, что когда четыре года назад их очередной раз выкинули с площадки, она была уже настолько уставшая, что руки почти опустились.

«И команда моя уже начинала сомневаться в том, доведу ли я их до цели? — рассказывает Лариса, — Так как с самого первого дня, я говорила, что мы построим наш шатёр, у нас будет свой дом!» Свой шатёр появился у Упсала-цирк. Помог в это Игорь Водопьянов, владелец компании «Теорема».

«Это такое спрятанное место, — замечает Лариса, — У меня был какой-то момент, что я однажды приехала, запечалилась, о том, что дальше будет…. А потом подумала, а вот мне здесь, именно здесь плохо? И поняла, что вот здесь мне хорошо. Это место — оно построено людьми, которые хотят видеть мир по-другому. Это место наполнено смыслом. И цирковой шатёр тоже тут появился не случайно».

Первый шатёр, разбитый на территории бизнес-центра рядом с набережной Свердлова был летний.

Сейчас рядом с разноцветными зданиями офисов, спроектированными архитектором Сергеем Чобаном и его немецким бюро NPS Tchoban Voss, построен новый стационарный шатёр с обогревом, с профессиональной сценой и светом. Рядом на первом этаже соседнего здания — пространство для занятий и для жизни, как говорит Лариса.

Не смотря на то, что Свердлова 44 находится довольно далеко от центр (от ближайшего метро «Пл. Ленина» надо ехать на трамвае или бесплатном шатле, курсирующим между площадью перед Финляндским вокзалом и бизнес-центром «Теорема»), Лариса и её коллеги не беспокоятся о том, что к ним никто не доедет.

«С нашим городом происходит удивительная история, объясняет она, — Есть три района: Васильевский остров, Петроградка и центральный район. Они существуют в своей динамике, а вокруг всё как бы застыло. Посмотрите, например, на Берлин — почему он так привлекает? Это город, в котором есть динамика, всё кружится и двигается.

Это какая-то энергия, которая бродит по городу — район, в котором жили эмигранты может стать новым культурным центром, а потом другой район, в котором сейчас живут студенты. Нет районов, которые чувствуют себя выброшенными. В любой момент любой район, например, такой как Купчино может стать центром вселенной. Мы хотим привести в Петербург такую же динамику.

Мы хотим менять среду города».

Лариса уверена, что люди просто привыкли, что всё должно находится в центре, а «мне кажется, что мы правильно находимся — мы развиваем новый центр».

Новый центр не только для людей, которые приезжают в Упсала-цирк и в Упсала-парк на спектакли, но прежде всего для людей, которые живут в этом районе.

«Они приходят сюда и с ними что-то происходит, у них появляется свой парк и цирк, место начинает обрастать своей историей. И уже само место начинает менять ментальность людей».

Новый проект «Упсала-парк», открывшийся в мае — это специальный проект для города. «По нашим ученикам мы знаем, что есть причинно-следственная связь, почему и какие дети к нам приходят.

Это те, у которых нет контакта с семьей, или они разрушены,— объясняет Лариса, зачем они придумали новый проект с в стиле поп-ап парк, когда территория преображается на один день — на субботу — а в понедельник уже как будто ничего и не было.

«Мы поняли, что должны здесь и сейчас эту связь восстановить, то есть придумать такое место, где и родители и дети будут не в девайсы утыкаться, а что-то делать вместе, что-то творить».

Еще в планах на ближайшие три года — открыть «Упсала-университет» как загородный образовательный центр для дополнительного образования для людей и педагогов, «где можно будет рассказывать про самые новые и крутейшие методологии работы с детьми. А в дни школьных каникул организовывать цирковые занятия».

Такие проекты как университет требуют большого финансирования, пока же команда Упсала-парк пытается совладать с дефицитом в зарплатах и найти возможности для медицинских страховок. «Нам очень не хватает стабильной финансовой поддержки, — признаётся Лариса, — Упсала-цирк сегодня реализует очень много проектов и мы много вкладываемся и ресурсами и энергией.

У нас огромная проблема в том, чтобы оплачивать сотрудников. У нас многие не понимают, почему люди в социальных организациях должны получать зарплату. Они же блаженные, они же доброе дело делают, а еще им зарплату? У нас работают профессионалы, и мне не хотелось бы, чтобы они пришли ко мне однажды и сказали «Ларис, всё отлично, но надо жить».

Поэтому у меня сейчас первая задача поддержать свою команду, своих сотрудников».

Источник: urbanurban.ru

Источник: http://vse-ravno.net/tag/upsala-cirk

Упсала-цирк

Упсала-Цирк

«Упсала-цирк» это единственное место в  России, где артистами становятся дети с улиц, с проблемами в семье и из детских домов. «Если ребенок курит, прогуливает школу, если он отбился от рук, хамит и все махнули на него рукой – то это к нам», – улыбаясь, говорит директор «Упсала-цирка» Лариса Афанасьева.

Проект был создан уже 10 лет назад в Санкт-Петербурге для того, чтобы вернуть «хулиганов» Детей из групп социального рискак жизни в коллективе, полной доброты и творчества, почти в семью.

Сейчас «Упсала-цирк» это целая команда руководителей, тренеров по хореографии и акробатики, файндрайзеров, волонтеров и друзей цирка, которые следуют поставленной цели. Они ищют детей, приводят на репитиции и делают так, что бы им не хотелось уходить.

Цирк учавствует в фестивалях, устраивает аукционы, показывает спектакли в детских домах и школах, развивают собственные социальные проекты.

Например, Проект «Особый ребенок» существует с 2005 года на базе коррекционной школы № 25.

Где проводятся цирковые тренировки для детей с множественными нарушениями развития, сейчас в проекте занимается 20 детей в возрасте от 7 до 18 лет. Цирковые занятия ведут ребята из Студии Упсала-Цирка.

Об участниках и артистах цирка

В цирке выступают ребята от 7 до 18 лет. Самому юному артисту Ване сейчас 7 лет, но выступает он уже два года – с 5 лет. Мальчишка блестяще и без страха выполняет сложные трюки, делает сальто назад и вперед, ходит на руках и жонглирует.

Всем улыбается и признается: «Я поначалу падал, делая сальто, стукался, но это всего лишь пара синяков на голове. Зато я уже много чего умею и даже ездил в прошлом году в Германию в турне вместе с нашим цирком.

Нам так хлопали! А еще там были такие классные аквапарки! Я решил, что, когда вырасту, обязательно буду директором цирка.»

Ваня попал в цирк два года назад вместе со мной – Лариса Афанасьева привезла нас прямо из столовой Красного Креста, – рассказывает 18-летняя Валя. – Туда ходят обедать дети из многодетных или малообеспеченных семей. У него умерла мама, папы нет, он жил одно время с бабушкой, но сейчас его отправили в приют. На тренировки приходит прямо оттуда.

Ваня гордо рассказывает, что на его выступления приходит бабушка и дольше всех аплодирует внуку. А вот Валина мама ни разу за два года не нашла минутки, чтобы хотя бы посмотреть, чем увлекается ее дочка.

– А ей это надо? – вздыхает Валентина. – У мамы помимо меня еще четверо сыновей – старшему 20 лет, а младшему 3 года. Я со второго класса гуляю одна, прихожу домой в 11 вечера, мама даже не знает, в цирке я, на карате или просто брожу, где мне хочется.

«Ты – дурак и никому не нужен»

После того как узнаешь подробности жизни маленьких циркачей, становится понятна их бурная радость по поводу похода в аквапарк или поездки за границу – ведь то, что для благополучных детей считается нормальным, для «упсалят» – подарок судьбы.  

– Для многих из них, по сути, даже нет разницы между поездкой в летний лагерь «Молодежное» под Петербургом и турне по Швейцарии, – объясняет социальный работник цирка Александра Рыженкова. – Ведь они до прихода в цирк не видели ничего дальше своего двора.

Кое-кто с четырех лет ездил в гипермаркеты, стрелял там мелочь у покупателей и не знал других развлечений.

Саша многое может рассказать о жизни своих подопечных, потому что она во многом заменяет им родителей – общается с учителями (у каждого юного артиста проблемы в школе), помогает делать уроки, защищает перед милицией, разбирается с социальными службами и помогает выправлять загранпаспорта для ежегодных гастролей.

– И к врачу с ними хожу, и от педикулеза подчас приходится обрабатывать, – вздыхает Саша. – Не во всех семьях детей приучили к личной гигиене, приходится объяснять, что мыться желательно хотя бы раз в неделю.

Иногда, когда прихожу к нашим детям домой, вижу ужасные картины – теснота, антисанитария, туберкулез… Хотя далеко не все наши артисты из неблагополучных семей или из приютов. У многих вполне обеспеченные родители, просто они заняты заработком и не успевают следить за своим ребенком. И ребенок вступает, как говорят, на кривую дорожку.

Начинает хулиганить, прогуливать школу, доставать всех окружающих, пропадать на улице… К нам дети приходят без уважения к себе, ведь им – непоседливым и непослушным – с детства вдалбливают дома и в школе: «Ты – дурак, ты никому не нужен!» Поэтому любую помощь они сначала воспринимают в штыки.

Но дети есть дети: когда они видят, что их проблемами занимаются, ездят по инстанциям, ходят к учителям, уговаривают, а не просто машут на них рукой, то они начинают доверять сначала мне, а потом другим взрослым.

Каждый год летом «Упсала-цирк» устраивает фестиваль «Летающие дети», где выступают сами ребята и приезжают показать свое мастерство цирковые артисты со всего мира.

– Мне очень было радостно видеть, как наши воспитанники раскрывались с лучшей стороны, – говорит Саша. – На представления приходили дети с ограниченными возможностями, и я видела, как наши подопечные им вдруг стали помогать – везли коляски, помогали подняться по лестнице и сесть в лифт. Эта реакция «хулиганов» дорогого стоит.

«Сальто тренировал в сугробах»

– Наши дети не такие, как все, – уверена директор «Упсала-цирка» Лариса Афанасьева. – Они уходят на улицу, тусуются возле метро, в подворотнях, во дворах. Им надо предложить альтернативу – не наказание за плохое поведение, а наоборот – поощрение, ведь цирк – это праздник, двери в яркий мир. Да и адреналина подросткам хватает.

Адреналина и впрямь немало: тренировки проходят по два часа шесть раз в неделю: дети учатся падать, ходить на руках, жонглировать. Одно из упражнений: циркачи разбиваются на пары и раздают друг другу затрещины.

На самом деле это трюк – ладонь останавливается в сантиметре от лица напарника. Или несколько ребят поднимают на руки одного полегче и бросают вниз – чтобы поймать лишь у самого пола.

Для таких упражнений нужно большое доверие друг к другу.

– Меня сюда позвал двоюродный брат Дима, а ему посоветовал школьный психолог, – рассказывает 13-летний Максим. – Я раньше хотел паркуром заниматься, но в цирке тоже здорово. Были случаи, когда кто-то ломал нос, но тут главное – все правила соблюдать, зря не рисковать. Тогда травм не будет.

– А я еще не освоила фляки (сальто назад. – Прим. авт.), – говорит Валя. – Как-то на батуте пыталась научиться этот трюк делать, но так упала хорошо, что даже дыхание сперло.

Шестнадцатилетний Петя научился делать фляки за месяц.

– Сначала кажется, что можно сломать себе шею, – говорит он. – Но тут главное – пересилить страх. Я тренировался зимой на улице – падал в сугробы.

Цирк за решеткой или из истории цирка

На самом деле обучение цирковому искусству как способ воспитания трудных детей появился в Европе еще несколько десятилетий назад, но в Петербург его привезла немка Астрид Шорн. В 2000 году она приехала в Россию, чтобы писать диплом по социальной педагогике.

Девушка захотела не только помочь питерским беспризорникам, но и создать что-то новое. Она решила провести эксперимент: села на одноколесный велосипед и начала жонглировать шариками прямо возле метро. У какой бы станции Астрид ни появлялась, посмотреть на «чудачку» собирались тусовавшиеся рядом подростки.

Так у нее и родилась идея создать цирк для хулиганов.

– Бывало, конечно, непросто, – рассказывает она. – Дети пользовались тем, что я не очень хорошо понимаю русский, поэтому ругались при мне матом и даже учили меня этим словам. Были и те, кто не задерживался у нас – возвращались обратно на улицу. Даже иногда реквизит подворовывали.

А вот 20-летний Стас Малюков остался. Хотя он и признает, что попортил много нервов своим руководительницам.

– Мы сидели и прямо при Астрид и Ларисе курили и ругались матом, – рассказывает он. – Теперь это даже трудно представить.

Двенадцатилетнего Стаса Астрид привела в цирк прямо от магазина возле его дома, где он ждал своего товарища.

– Я тогда шлялся по улице, ничего не делал и как раз остался на второй год, – вспоминает Стас. – Думаю: а чего бы в цирк не сходить? В первый же день попытался встать на руки, «убрался» лицом об пол и понял: мне это нравится!

Сейчас Стас уже сам стал тренером. Причем занимается с детьми совсем особыми – он курирует проект «Цирк за решеткой» в закрытой школе-интернате №1 для проблемных детей. Его подопечные уже по-своему «прославились» – кто умудрился угнать машину, кто обворовал магазин.

– На фестивале «Летающие дети» мы с моей группой впервые выступали, – говорит Стас. – Репетировали с ними четыре месяца. Когда мы попали в эту школу, то были в шоке. К детям там относятся как к собакам, орут на них. Сами дети из семи произнесенных слов используют шесть матерных.

У них в школе одно правило: кто сильнее, тот и прав. Поэтому они постоянно «бычат», доказывают, какие они крутые. Иногда у нас с товарищем просто не выдерживали нервы – мы выбегали из класса, чтобы прийти в себя.

Но потом ребята нам доверились, у них стало что-то получаться… Они поняли разницу между «Круто, я что-то украл!» и «Круто, я что-то могу!».

 
Цирковая «терапия» непослушных и проблемных детей за десять лет дала хорошие результаты: может, циркачи и не стали профессиональными артистами, но каждый из них окончил школу, поступил в институт, нашел работу.

Стас учится на социального работника, Валя поступила в педагогическое училище, мечтает быть воспитательницей в детском саду. Хотя есть и такие, кто все же вернулся на улицу. – Некоторые уходят сами, а кого-то выгоняет Лариса, – говорит Валя.

– Бывают люди, которые слишком выпендриваются, на них нельзя положиться, они все делают назло. Рано или поздно терпение даже у преподавателей заканчивается.   

Случается, что и родители забирают своих детей из цирка – они считают тренировки блажью, ведь вместо этого ребенок может сидеть с младшими братьями. Саша всегда до последнего старается убедить родителей в том, что для их ребенка цирк – это отдушина, шанс расширить кругозор и осознать цели в жизни. Но далеко не всегда у нее это получается: многие родители уверены, что они лучше знают, что хорошо, а что плохо для их чад.

Еще до недавнего времени «Упсала-цирк» имел только шатер, где ребята собирались, тренировались, выступали. И наконец, сбылась мечта! Появился свой офис, который ребятам предоставил генеральный спонсор УК «Теорема». В ремонте принимали участие сотрудники Упсала-Цирка, студия детской анимации «Да», волонтеры, друзья и Ленни Кельм, дизайнер этого проекта.

Наш новый офис располагается там же, где и шатер, на Свердловской наб. 44 (БЦ «Бенуа»). Офис представляет собой двухэтажный чайный домик 1894 года постройки.

На первом этаже — зона для наших юных артистов, где они могут после репетиций подкрепиться, выучить уроки, заниматься с репетиторами и участвовать в мастер-классах.

На втором этаже располагается непосредственно сам офис, где работают сотрудники Цирка.

Вы так же можете стать друзьями «Упсала-цирка», это действительно нужно такому отличному социальному проекту, ну и конечно артистам. Как стать другом здесь.

Может быть Вы начнете делать подобный проект  в своем городе? Это реальная помощь детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Растём в России

Часть информации взято из http://www.russkiymir.ru

Официальный сайт «Упсала-цирк»: http://upsala-zirk.org/

Источник: https://KidGid.com/razvitie-detei/psikhologiya/spetsialisti/upsala-tsirk.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики