Vigoda

Церковь Ризоположения

Содержание

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля

Церковь Ризоположения

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1484 год
Окончание строительства: 1485 год
Святыни: иконостас
Координаты: 55°45'02.9″N 37°36'59.9″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

 

Как возник праздник Ризоположения

История строительства храма

Архитектурные особенности и интерьер храма

Музейная коллекция храма

Соборы Московского Кремля

Церковь Ризоположения на карте

 

Эта небольшая, одноглавая и очень красивая церковь – настоящее сокровище Соборной площади Московского Кремля. Она находится к западу от Успенского собора. По традиции, службы здесь проходят только один раз в год, на престольный праздник Положения Ризы Богородицы во Влахерне – 15 июля по новому стилю.

Как возник праздник Ризоположения

Истоком этого церковного торжества стал 471 год, когда два византийских сановника, братья Гальбий и Кандид, совершали паломничество по святым палестинским местам. Они решили переночевать в Назарете, в доме одной женщины. У нее они случайно обнаружили ковчег с одеждами Девы Марии.

Вид на церковь со стороны Соборной площади

От хозяйки дома паломники узнали историю происхождения этой святыни, хранимую многими поколениями этой семьи, и о том, что, благодаря одеждам Богоматери, в доме несколько веков совершаются разные чудеса и исцеления.

По одной версии, император и патриарх Константинополя упросили передать святыню церкви. По другому, более распространенному церковному преданию, братья сами тайно похитили Ризу. Они измерили ковчег с одеждой Богородицы, в Иерусалиме изготовили его копию и на обратном пути, возвращаясь из Палестины в Константинополь, подменили святыню.

Так Одежды Божьей Матери попали в столицу. И для Ризы был выстроен специальный храм во Влахернах — северо-западном пригороде Константинополя, расположенном на берегу одноименного залива. Здесь святыня хранилась вместе с поясом Богородицы и почитаемой иконой с Ее ликом.

Церковные предания рассказывают, что во влахернском храме совершалось столько чудес, что ни один храм мира не мог бы вместить все книги, в которых эти чудеса были бы описаны.

Самое необычное чудо произошло в 860 году, когда после крестного хода с Ризой Божьей Матери и молитвы императора Михаила III большая армия во главе с княжившим в Киеве варягом Аскольдом отступила от Константинополя и заключила с ним мирный договор.

Более того, Аскольд позднее сам крестился под именем Николай и способствовал распространению христианства на Руси.

Вид церкви с севера

В 1434 году в Константинополе был большой пожар, Влахернская церковь была уничтожена, и дальнейшие сведения о ризе теряются. По церковным преданиям, известно лишь о небольших ее частичках, расположенных по всему миру. Так, в конце XV века частичка Одежд Богородицы была приобретена для Русской Церкви Дионисием, архиепископом Суздальским.

Чуть позже, в праздник Положения Ризы Богородицы на Руси также произошло чудо. Это случилось 2 (или 15) июля 1451 года, во времена царствования Василия II Темного.

Именно в этот день были отогнаны степные кочевники, под предводительством нагайского царевича Мозавши направившиеся для захвата русских земель. Татары внезапно осадили город. Царь бежал за Дубну. Были сожжены все посады. Осажденные в Кремле задыхались от дыма.

Но первый приступ отбили. А на утро, когда дым развеялся, вдруг оказалось, что татары неожиданно ушли, оставив всю награбленную добычу.

История строительства храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

В память об этом спасительном чуде – заступничестве Богородицы против татарского нашествия, в Кремле при содействии митрополита Ионы и был построен храм Ризоположения. Первая церковь была деревянная.

Но ее сгубил большой пожар, случившийся в Москве в 1473 году.

Позже, при митрополите Геронтии, во время грандиозной перестройки Кремля, за два года нанятые в Пскове мастера возвели каменный храм, закончив строительство к 1486 году.

Долгое время Ризоположенский храм был домовым для митрополитов, а позже – для патриархов московских. Но когда в середине XVII в., во времена патриарха Никона возвели другой домовый храм в памяти о Двенадцати Апостолов, Ризоположенская церковь стала дворцовой. Она использовалась русскими самодержцами для частной, домашней молитвы.

Тогда же, в XVII веке храм перестроили, покрыв его четырехскатной кровлей. А открытые раньше паперти, расположенные с запада и севера от церкви, перекрыли сводами. Получившаяся в результате этого крытая галерея стала служить для царице и царевнам для перехода из Теремного Дворца к Успенскому собору.

В более поздней своей истории храм дважды был сильно разрушен. В первый раз – во время большого Троицкого пожара 1737 года. После него храм восстанавливали под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. Для Ризоположенской церкви сделали новый шлемовидный золотой купол и растесали окна алтаря.

А второй раз – во время артиллерийского обстрела кремлевских зданий в 1918 году. Но как и все храмы Кремля, эту церковь реставрировали, но не оставили для религиозных службы, а в 1965 году открыли здесь музей.

Архитектурные особенности и интерьер храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

Церковь Ризоположения – одно из красивейших зданий Москвы. Это трехапсидный храм, который стоит на высоком цокольном этаже — подклете. Храмовые своды опираются на четыре столба. Три стороны церкви украшены фризом.

А на южной стороне есть портал с колонками, куда ведет высокое крыльцо. Храм построили из кирпича, заменившего в то время традиционный строительный материал — белый камень. Монументальный объем стен завершают изящные килевидные закомары.

Эта церковь стала своеобразным сплавом традиций московского и псковского зодчества.

Церковь Ризоположения на фоне Верхоспасского собора

Особенностью храмового интерьера является то, что весь он сделан в одно время, в полном стилистическом и художественном единстве.

Во время перестройки церкви, в 1627 году, московские мастера под руководством одного из лучших придворных иконописцев Назария Истомина выполнили для храма прекрасный четырехъярусный иконостас, обрамленный в оклад из серебра – настоящее произведение искусства!

Стены храма расписаны фресками по церковно-библейские темы известнейшими мастерами своего времени – Иваном Борисовым, Сидором Поспеевым и Федором Абрамовым в течение трех месяцев 1644 г. Эту роспись раскрыли от более поздних наслоений в ходе реставрационных работ, проведенных в середине прошлого века. Памятников такого рода в России сохранилось немного.

Музейная коллекция храма Положения ризы Божией Матери во Влахерне

С 1990 года храм Ризоположения в составе архитектурного ансамбля Кремля включен ЮНЕСКО в список Всемирного культурного наследия. Само здание, выполненное в изящных пропорциях, и его камерное внутреннее убранство – настоящая музейная ценность.

Помимо иконостаса, в XVII веке известным мастером Д. Сверчковым было сделано паникадило. А чуть позже изготовлены четыре деревянных подсвечника, расписанные красками и покрытые воском. Над лестницей храма можно увидеть отреставрированную живопись XIX века.

Кроме того, в северной галерее этой церкви экспонируется выставка резной деревянной скульптуры, сделанной московскими, псковскими, ростовскими и новгородскими мастерами XV-XIX вв. В Ризоположенской церкви можно увидеть старые деревянные рельефы с ликами святых, иконами и небольшими крестами и складнями.

Музейная коллекция включает порядка 80 уникальных экспонатов. Она дает полное представление, как развивался этот вид церковного искусства. Необычные формы выставленной здесь деревянной скульптуры и самобытные художественные решения резчиков говорят о мощных традициях, уходящих корнями в глубокую древность.

Сам храм охраняется как памятник архитектуры второй половины XV века. Здесь можно побывать ежедневно, помимо четверга, с 10.00 до 17.00.

В честь Ризоположения в России выстроено множество церквей, но храм в Московском Кремле – самый известный. Его изящные и компактные формы продолжают служить образцами архитектурных решений для культовых зданий православной церкви.

Храм Положения ризы Божией Матери во Влахерне Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/657-khram-polozheniya-rizy-bozhiej-materi-vo-vlakherne-moskovskogo-kremlya

Церковь Ризоположения. Архитектурное убранство церкви

Церковь Ризоположения

После того, как мы внимательно рассмотрели внешние архитектурные особенности Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, следует не менее подробно познакомиться и с внешним убранством небольшой церкви Ризоположения.

Она выглядит более чем скромной по сравнению с Успенским собором. Да и стоит храм в весьма невыгодном месте – в тесном углу между Грановитой палатой, Успенским собором и Теремным дворцом.

Но архитектура Ризоположенской церкви очень интересна и, несомненно, достойна отдельного рассказа.

В конце XV века в Московском Кремле шли грандиозные работы по перестройке его архитектурного ансамбля. Государь пригласил в Москву самых лучших мастеров, каких только могли сыскать его приближённые.

Главную роль в создании нового облика великокняжеской резиденции сыграли, несомненно, итальянские зодчие. Но в Кремле трудились и псковские мастера.

Именно им в 1484 году доверили возведение домовой церкви русских митрополитов.

Далее привожу цитату из книги И.М.Соколовой “Церковь Ризоположения” издания ГИКМЗ “Московский Кремль”: “Очевидно, псковским мастерам было предложено использовать в качестве образца московские храмы XV века, чем и объясняется преобладание в архитектуре церкви Ризоположения московских черт.

” Здесь возникает дилетантский вопрос о московских каменных храмах XV века.

О каких храмах идёт речь? О Спасо-Преображенском соборе Спасо-Андроникова монастыря? О Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры? Или вообще о церкви села Каменского? Оставим вопрос о московских каменных храмах XV века без ответа и вернёмся к церкви Ризоположения.

Храм является традиционным, крестовокупольным. Строили его из кирпича, в конце XV века в Москве этот строительный материал повсеместно заменил белый камень. Стены храма со всех сторон имеют трёхчастное деление.

Помните, как отдельный участок стены называется? Правильно, прясло. Южная стена храма, как и другие стены, разделена на три прясла – широкое центральное и два узких боковых.

Каждое прясло завершается килевидными закомарами.

Закомара – важный элемент древней русской архитектуры. Происходит “закомара” от слова “комара”, что в древнерусском языке означало “свод”. ( За комара – за сводом). Закомара – это завершение прясла внешней стены.

Закомара своими очертаниями воспроизводит внутренний свод. Закомары могут быть полукруглыми, как на Успенском соборе.

Прясло южной стены Успенского собора. Прясло завершается полукруглой закомарой.

Или килевидными, как в Благовещенском соборе и церкви Ризоположения.

Южная стена церкви Ризоположения. Закомары храма имеют килевидную форму.

Апсиды, то есть алтарные выступы с восточной стороны также состоят из трёх частей.

Стоит храм на высоком цокольном этаже – подклете.

Церковь Ризоположения – одноглавая. Завершается она шлемовидным куполом. Купол венчает высокий барабан.

На снимке – шлемовидный купол церкви Ризоположения, он стоит на высоком барабане. Левее – многочисленные главки Верхоспасского собора.

Заметим в скобках, что шлемовидные купола по форме напоминают древнерусский шелом. Шлемовидный купол – символ воинства, духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Барабан Ризоположенской церкви поставлен на гранёный постамент. На нижнем снимке хорошо видны и постамент, и узкие арочные окна барабана. Форма окон подчёркнута валиком такой же, как и окно формы.

На снимке видно, что цилиндр барабана “вырастает” из гранёного постамента.

Обратим внимание на украшение верхней подкупольной части барабана. По всей его окружности проложен фриз. Фриз состоит из нескольких  рядов кирпичных украшений.

Фрагмент барабана центрального купола церкви Ризоположения

На самом верху проложен валик, ниже идёт ряд арочек, ещё ниже – поребрик, далее – бегунец и снова поребрик.

Поребриком – в архитектуре называется особенная декоративная кирпичная кладка. Ряд кирпичей укладывается под углом к поверхности стены. Ряд поребрика выглядит, как рифлёный пояс.
Бегунец также представляет собой особенную кирпичную кладку.

Кирпичи выкладываются наклонно и образуют треугольники. Треугольники бегунца поочерёдно смотрят вершинами вверх и вниз. Бегунец выкладывался поясом. Проще говоря – ряд кирпичных украшений в виде треугольников называется бегунцом.

Украшение стен бегунцом и поребриком было принято в северном зодчестве, характерном для Псковска и Новгорода. Псковские мастера оставили своеобразный автограф на московских храмах .

Восточная стена церкви Ризоположения

Рассмотрим восточную часть храма. Лучше всего она видна с Соборной площади. Обратим внимание на то, что центральный алтарный выступ (апсида) заметно шире боковых. Это архитектурная особенность крестово-купольных храмов.Апсиды украшены декоративным кирпичным фризом. Такая деталь характерна для ранних московских церквей.

Апсиды восточной стены украшены поясом полуколонок. Через полуколонки перекинуты стреловидные арки. Они гармонично сочетаются с килевидными закомарами.

Каждая арка опирается на капители полуколонок. Капители по форме напоминают перевязанные снопы.

Над килевидными арками проходит интересный пояс-фриз со сложным растительным орнаментом.

Завершается фриз рядом ступенчатых треугольных ниш, разделённых низкими колонками с бусинами.

Южная стена церкви Ризоположения

Войти в Ризоположенскую церковь можно с южной или восточной стороны. У южного входа устроено высокое крыльцо, к нему ведут ступени.

Портал южного входа украшен килевидным завершением.

По всей ширине южной стены проходит декоративный фриз. Его мотив почти повторяет фриз восточной стены. Но с востока ряд ниш имеет треугольную форму. С южной стороны – ромбовидную.

Для сравнения привожу два снимка.

Фриз южной стеныФриз восточной стены

В верхней части под центральной закомарой южной стены расположена тройная ниша. По форме она напоминает тройную икону-складень. По всей видимости, в нише было живописное изображение. Но ни следов, ни документов о сюжете росписи не сохранилось.

Обратите внимание, что центральная часть складня отделена от боковых полуколонками с капителями в виде перевязанных снопов. В центре полуколонки украшены бусинами.

Северная стена церкви Ризоположения

С северной и западной стороны к храму примыкает поздняя галерея, её добавили в середине XVII века.

Вид на Ризоположенскую церковь с северной стороны. На снимке видно, что основной четверик храма закрыт поздней галереей.

у в середине северной стены находится ниша. В ней хорошо просматриваются остатки росписи XVII века. (Фреска раскрыта в 1996 году).

На фреске изображён храмовый праздник “Положения ризы Пресвятой Богородицы”.

Западная стена Ризоположенской церкви

На западную стену Ризоположенской церкви обратит внимание лишь очень дотошный посетитель. Причислим себя к таковым и заглянем в самый дальний угол.

Обратим внимание на то, что пристроенная в XVII веке галерея (мы видели её с севера) с западной стороны соединена с Теремным дворцом. Таким образом, из дворца через крытую галерею можно было попасть не выходя на улицу прямо в Ризоположенскую церковь.

На западной стене над галереей видна ещё одна ниша. Установлено, что в ней находилась фреска “Печерская Божия Матерь”.

Этот образ был очень почитаем в Москве. Одно время Ризоположенскую церковь называли храмом Печерской Богоматери, к церкви даже пристроили Печерскую часовню. В 1930-х-40-х годах ХХ века храм очистили от поздних пристроек, сломав в том числе Печерскую часовню. Тогда же оказался навсегда утрачен образ Печерской Богоматери.

Не станем перегружать статью подробностями о строительстве и многочисленных перестройках храма. Задачей настоящей статьи было рассказать о современном архитектурном убранстве церкви Ризоположения Московского Кремля.
О храмовом празднике Ризоположения будет отдельный рассказ.

Кратко напомню историю посвящения храма празднику Ризоположения.
Предыдущий современному храм 1451(?)года (сгорел в пожаре 1473 года) построили по повелению первого независимого московского митрополита Ионы (похоронен в Успенском соборе) в честь чудесного избавления Москвы от “скорой татарщины”.

В 1451 году к Москве подошли войска татарского царевича Мазовши. Великого князя Василия II Тёмного в городе не было. (С.К.Романюк пишет, что он попросту сбежал, бросив Москву на произвол судьбы). Москвичи своими силами отразили первую атаку татар.

Митрополит Иона со священниками молился о заступничестве Пресвятой Богородицы, обходил с молитвой стены белокаменного Кремля. Это было 2 июля 1451 года. На следующий день жители ожидали нового приступа, люди готовились к сражению. Но утром обнаружилось, что татарское войско покинуло стан.

Историки свидетельствуют, что Мазовша решил вернуться в Орду в связи со сложной внутриполитической ситуацией. В Москве это событие расценили как чудо, заступничество Пресвятой Богородицы.

2 июля по старому стилю (юлианскому календарю), 17 июля – по современному летоисчислению православная церковь отмечает праздник Положения Святой Ризы Пресвятой Богородицы – Ризоположение.

Источники:И.М.Соколова “Церковь Ризоположения”. ГИКМЗ “Московский Кремль”, 2002 год.

С.К.Романюк “Кремль. Красная площадь”. М, АНО ИЦ “Московедение”, ОАО “Московские учебники”, 2004 г.

Статья о Ризоположенской церкви – третья из цикла репортажей о внешнем архитектурном убранстве храмов Московского Кремля. Начало в статье “Архитектурный анализ Архангельского собора”.
Продолжение: “Внешнее убранство Успенского собора”
Изображение государей в Кремлёвских соборах.

Приглашаем на авторские экскурсии по Москве:
Экскурсовод в Москве
Экскурсии по Москве и Подмосковью
Пешеходные экскурсии по Москве
Частный гид-переводчик в Москве
Moscow tour-guide
Экскурсия в Новодевичий монастырь

(2 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://kraeved1147.ru/rizopolozhenie/

Церковь Ризоположения (Московский Кремль): описание, история и интересные факты

Церковь Ризоположения

Церковь Ризоположения в Москве появилась в тот период истории России, когда православное христианство переходило к самостоятельному, независимому от Византии, развитию. Подходили к концу смутные времена, и страна начинала новый виток своей истории.

Легенда

Церковь Ризоположения (Московский Кремль) была освящена по указу первого митрополита русской православной церкви Ионы в 1451 году в память о произошедшем чуде.

В этот год татарские орды Мазовши стояли под Москвой, предместья уже уничтожались огнем, а стены Кремля осаждали войска неприятеля. Жители заняли оборону, бились в рукопашном бою, падая под стрелами неприятеля.

Пока шла битва, митрополит Иона совершал крестный ход вокруг стен города, истово молясь о спасении Москвы от захватчиков.

По преданию, во время молитвы Иона встретил подвижника Чудова монастыря Антония и просил его молиться о граде и жителях, на что старец ответил, что чудом спасется Москва и будет в этой битве только один убитый – сам Антоний.

Сказав это, старец тут же пал пронзенный стрелой. К вечеру захватчики отступили от стен, а жители и митрополит молились всю ночь, готовясь к решающему сражению.

Когда рассвело, оказалось, что татарские полчища в спешке покинули поле битвы, бросив при этом все награбленное.

Что послужило причиной бегства – неизвестно, ученые считают, что Мазовша получил какие-то сведения, по которым он решил, что сражаться бесполезно, а может, обуял безотчетный страх все войско, и, побросав добычу, они снялись с места боев. Такой факт уже случался под стенами Кремля с войском хана Батыя. Митрополит Иона посчитал, что чудо Божье спасло город и страну от разорения и убийств.

Мечта о каменном храме

Согласно некоторым документам, митрополичий двор на Соборной площади Кремля строился долго. В год нашествия Мазовши церковь уже была построена, но не освящена.

После чудесного спасения Иона принял решение освятить храм в честь того праздника, в который произошло спасение. Так появилась церковь Ризоположения (Московский Кремль).

Первая постройка была деревянной и стояла на высоком подклете, где, по старинным обычаям, хранилась казна митрополита и другие ценности.

Храм простоял до 1479 года и погиб в большом пожаре.

Возрождать святыню решили уже в каменном воплощении, для чего пригласили мастеров из Пскова, где сохранились и процветали традиции каменного строительства. Артель возглавляли Иван Кривцов и Мышкин.

Традиции строительства каменных домов на тот момент на Руси пришли в упадок после столетий засилья татаро-монголов — только в Пскове нашлись мастера.

Им было поручено возвести не только храм Ризоположения на Соборной площади Московского Кремля, но и построить несколько соборов гораздо большего масштаба. Один из них, Успенский, они поставили, но у него обрушилась кровля.

В летописях рассказывается, что «трус был великий», что привело к разрушению, сегодня не ясно.

Вызванные эксперты сообщили, что виной тому был некачественный раствор, примененный для строительства, насколько оценка была верной, история умалчивает.

Псковский след

Так и сложилось, что Успенский собор построил вызванный царем Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, а дальнейшее обустройство архитектурного ансамбля все же рискнули поручить Мышкину и Кривцову.

Их трудами выросли Благовещенский собор и церковь Ризоположения (Московский Кремль), ставшая домовым храмом русских патриархов.

Считается, что псковские мастера, по закону своего времени, стали учениками итальянского архитектора и переняли у того все знания, дополнив ими собственный багаж.

Как происходило на самом деле — неизвестно, есть только предположения, почему мастеровых оставили без наказания и доверили дальнейшее строительство, но так сложилась история.

Храм Ризположения в Московском Кремле освятили в августе 1486 года. Церковь была домовым местом молитв патриархов вплоть до занятия церковного престола патриархом Никоном. В те времена ее называли «домовой Владычной», внутренними переходами ее соединили с патриаршим двором, получив «поставление», владыки церкви выходили к народу через сени кремлевской Ризоположенской церкви.

Роспись храма

На фоне остальных сооружений Соборной площади Кремля сегодня храм выглядит миниатюрным и легким, но в начале православия на Руси он был едва ли не главной церковью всей страны. Внутреннее оформление посвящено торжеству и прославлению Божией Матери.

На фресках верхнего уровня изображена жизнь Богородицы, два нижних яруса посвящены акафисту Богородицы. Роспись выполняли царские изографы – Осипов и Борисов, а главный храмовый образ «Положение ризы Божией Матери» принадлежит кисти известного иконописца Назария Истомина (XVII век).

К церкви Ризоположения (Московский Кремль) в XVII веке с южной стороны примыкала часовня, посвященная Печерской иконе Божией Матери, где хранился список чудотворной иконы, сделанный в Киево-Печерской Лавре. Икона считалась защитницей русской митрополии и сопровождала патриархов церкви из Киева, сначала во Владимир, а позднее в Москву.

Царская домовая церковь

В смутное время патриарший двор сгорел, как и многое во время пожара. Пришедший Никон развернул масштабное строительство на дворе Бориса Годунова, подаренного ему царем Алексеем Михайловичем, где обустроил новый домовой храм.

Так церковь Ризоположения в Кремле перешла к царской семье. С палатами государя ее соединяла галерея, а список Печерской иконы Божией Матери после строительства Теремного дворца оказался напротив окон палат царицы.

Список был утерян после революции вместе с часовней, когда проводились масштабные реставрационные работы.

История церкви Ризоположения в Московском Кремле наполнена многими событиями, она пережила не один пожар, самый страшный из них случился в 1737 году, когда повредился даже Царь-колокол.

В 1917 году Кремль был обстрелян из артиллерии, и церковь сильно пострадала.

Реставрировали и восстанавливали ее столько же раз, сколько и разрушали, но больше акцентировалось внимание на внешнем облике, внутренние росписи неоднократно закрашивались и наносились новые.

Архитектура

Сегодня храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля в не очень выгодном для него месте, соседствуя с Грановитой палатой, Теремным дворцом и Успенским собором. На фоне этих сооружений церковь почти незаметна, а между тем ее возраст гораздо больше, чем у остальных грандиозных построек.

Церковь относится к традиционным крестовокупольным строениям. Она сложена из кирпича, которым в XV веке стали заменять бывший в большом ходу белый камень. Все четыре стороны храма имеют деление на три части, раньше такое деление называлось прясло.

Особенностью является, то, что центральное прясло церкви гораздо больше двух боковых. Над каждым пряслом стены в качестве завершения высится традиционная для русской архитектуры килевидная закомара (свод).

Алтарные выступы на внешней стороне также разделены на три полукруглых части.

Церковь Ризоположения в Московском Кремле – это одноглавый храм с шлемовидным куполом, над которым возвышается световой барабан главки. Подкупольная часть барабана украшена особым авторским орнаментом фриза, отсылающим к псковской северной школе русского зодчества. Из кирпичиков выложены украшения — поребрик, бегунец.

Украшения и детали

Восточная часть храма доступна к осмотру с Соборной площади. Центральная апсида алтарной стены более заметна, чем две боковые, более узкие, что обусловлено архитектурным строением крестовокупольных храмов. По всему периметру храма в верхней части расположен декоративный фриз, что служит приметой русского церковного зодчества раннего периода.

Фасады в нижней части украшены полуколоннами, которые, соединяясь по верхнему уровню, повторяют рисунок килевидных закомар.

На трех стенах церкви заметны неглубокие ниши, в которых ранее были выставлены иконы.

Сейчас сохранилась только одна фреска XVII века на северном фасаде, ее открыли при реставрационных работах в 1996 году, она изображает престольный праздник храма – Положение ризы Пресвятой Богородицы.

Входы в церковь Ризоположения (Московский Кремль) расположены со всех сторон. С восточной и южной можно попасть сразу во внутреннее помещение. Южный вход украшен килевидным порталом и высокой лестницей, а восточный — ведет в галереи теремного дворца. Входы, расположенные на западной и северной сторонах храма, выводят посетителя в крытые галереи.

Интерьер

Внутреннее убранство храма образует единое пространство, по своему объему камерное и рассчитанное на небольшое количество прихожан, как и положено домовой церкви. Свод опирается на четыре колонны. Пространство стен и опор покрыто росписью религиозного содержания.

Основная часть сюжетов посвящена Богоматери, стиль живописи близок к росписи фресок Успенского собора. Совпадение неслучайно: работы в 1644 году выполняли известные мастера Поспеев Сидор и Абрамов Семен. На столбах изображены русские князья и митрополиты.

Как выглядит живопись XVII века, стало понятно в 1956 году, когда под более поздними наслоениями были открыты и очищены исторические сюжеты.

В этот же период была проведена полная реставрация старинного иконостаса, который не покидал церковь Ризоположения Московского Кремля.

Описание общей композиции росписи и иконостаса свидетельствует о том, что он являлся основой цветового решения живописи.

Иконостас

Иконостас выполнен из серебра, богато и искусно украшен орнаментами. Вставленные иконы написаны радостными, яркими красками, где преобладают голубые, вишневые, белые цвета. Иконостас был первым, созданным после Смутного времени и разорения, постигшего страну. Заказчиком выступил отец первого царя из рода Романовых – патриарх Филарет.

Три верхних ряда икон написаны работниками в мастерской иконописца Назария Истомина Савина в 1627 году. Нижний ряд писал сам мастер, его кисти принадлежат две центральные иконы – «Троица Ветхозаветная», «Богоматерь Одигитрия».

Реставрационные работы середины 50-х годов подтверждают, что фрески на стенах поддерживали цветовые сочетания. В живописном оформлении заметно влияние более ранних периодов христианства, когда Русь была метрополией Византии.

Величественные фигуры в верхних ярусах и на столбах, изображающие апостолов и великих князей, соседствуют с образами, в которых мастер, придерживаясь строгих канонов, выражает свое почтительное отношение к героям фресок и наделяет атмосферу вокруг них радостью и светом.

Современность

В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов.

Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» — полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов.

Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.

В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее.

Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами.

Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).

В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности.

Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков.

Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.

Источник: https://FB.ru/article/318234/tserkov-rizopolojeniya-moskovskiy-kreml-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Церковь Ризоположения — истрория, реликвии и убранство музея

Церковь Ризоположения

Адрес: г. Москва, Соборная площадь.

Время работы: ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме четверга.

На Соборной площади находится Церковь Ризоположения – храм не такой известный, как Архангельский или Успенский соборы, однако тоже представляет интерес.

История создания церкви

История собора начинается с давних времён. В 5 веке от Рождества Христова недалеко от Назарета была найдена риза Богородицы. Её отправили в Византию, а на этом месте воздвигли храм.

В последующем риза не раз спасала Константинополь от нападения противников и захвата города.

День же, когда она была обретена, превратился в праздник в нашей стране, благодаря перенятой религии и обрядам Византии.

В 1451 году, накануне очередного празднования, к Кремлю подошло татарское войско. Они подожгли все постройки из дерева, которые находились вокруг крепости, а от дыма пострадали кремлёвские защитники.

Митрополит Иона, пробираясь через град стрел и дым, провёл крестный ход, обращаясь за помощью к Пресвятой Богородице.

Его молитва принесла свои плоды, и наутро татар уже не было – ночью всей армии приснилось, что на них, нападает русское войско.

В честь этого чудесного события Иона принял решение воздвигнуть церковь. Посвящена она была Положению Ризы Богородицы. Так, ближе к концу 15 века, на Соборной площади появилась ещё одна молельня.

Из-за того что собор был расположен около двора митрополита, через некоторое время он стал его домовым храмом. До середины 17 века сюда приходили патриархи и митрополиты, чтобы молиться в одиночестве.

Большую часть каменных зданий в Кремле в то время строили архитекторы из других стран, в основном из Италии. Воздвижением храма занимались псковские зодчие – Мышкин и Кривцов.

Считается, что такой выбор был сделан во избежание волнений среди народа. С тех пор Ризоположенская церковь считается прекрасным примером отражения традиций русского зодчества.

На фоне Успенского собора – возвышающегося грандиозного сооружения – она выглядит лёгкой и воздушной.

Реставрации церкви

В былые времена духовные лица заходили в церковь Ризоположения прямо из митрополичьих палат – они шли по крытым переходам, минуя улицу. За все эти годы собор не единожды страдал от разрушений и пожаров. Самое крупное разорение пришлось на Смутное время.

Тогда, на рубеже 16 и 17 веков, в Москву нагрянули шведско-польские воины – интервенты. Они напали на церковь Ризоположения в надежде отыскать драгоценности, принадлежащие митрополитам, патриархам, и нанесли серьёзный ущерб интерьеру.

Восстановлением храма занимались уже Романовы.

Сегодня святилище представляет собой пример единообразного оформления храма 17 века, так как реставрация различных элементов внутреннего убранства шла одновременно.

Практически сразу по завершении восстановления молельни рядом с ней построили новый патриарший двор, внутри которого установили храм. Церковь Ризоположения же была передана царскому двору.

Её соединили с палатами царевен и цариц с помощью переходов, и позднее она стала одним из храмов правящей семьи.

Над западной и северной папертями были установлены крытые галереи. Затем туда пристроили часовню, чтобы облегчить доступ к образу Печерской Богоматери.
В 1917 и 1918 годах, во время обстрела, храм сильно пострадал. Позже все молельни Кремля закрылись.

В середине прошлого века церковь Ризоположения открыли как музей, после проведения масштабных работ по реставрации сооружений. В 1990-х годах его передали Русской Православной Церкви, а через три года здесь снова начались богослужения, проходящие по престольным праздникам.
В настоящий момент они совершаются всего один раз в году – 15 июля.

Интерьер и реликвии

Заходят в церковь с северной стороны. До сих пор здесь можно видеть декор, сохранившийся ещё с 17 века – роспись и оформление портала и его арки. В галерее же расположена экспозиция скульптуры, сделанной из дерева. Можно видеть и горельев святого Георгия – его фигура сразу привлекает внимание. Эта скульптура является одной из самых древних в нашей стране.

В церкви находятся рельефная икона «Снятие с креста», привезённая из Новгорода, иконы из дерева – их переместили сюда из Соловецкого монастыря. Также здесь хранится ростовская «Богоматерь Знамение».

Изображён на одной из картин и митрополит Иона, который причастен к созданию самой Церкви Ризоположения.
Многие из икон, расположенные здесь, принадлежат работе Назария Истомина, и были выполнены ещё в 17 веке.

Тематика стенных росписей – прославление Богородицы.

Источник: http://happy-galla.ru/kuda-poyti/tserkov-rizopolozheniya-moskovskiy-kreml

Церковь Ризоположения в Кремле 2019 ✮ Храмы в Москве

Церковь Ризоположения

  • Церковь небольшая, но ее интерьер XVII века поражает гармоничным сочетанием архитектуры, настенной росписи и иконописи.
  • Коллекция из 80 скульптурных изображений святых, резных икон, образков, крестов и складней, созданных в XV- начале XX века.
  • Патриаршее служение один раз в год в день храмового праздника (15 июля).

Небольшая церковь Ризоположения Богородицы прячется на Соборной площади в Кремле за монументальным Успенским собором и Грановитой палатой.

Интерьер этой церкви полностью создан в XVII веке и является прекрасным примером гармоничного сочетания архитектуры, настенной росписи и иконописи, поражая стилистическим единством.

А в галерее храма размещена уникальная выставка – экспозиция русской культовой деревянной скульптуры, образцов которой до нашего времени дошло чрезвычайно мало.

История храма

Сам праздник Ризоположения был установлен в Византии, где в V веке н.э была обретена Риза Богородицы – одежда, принадлежавшая Деве Марии. Она была первоначально помещена в храме на берегу Влахернского залива в предместье Константинополя. По преданию, обращение к этой святыне не раз спасало город от нашествия врагов.

Первая церковь на этом месте в Кремле была заложена в середине XV века в память спасения Москвы от нашествия татар, в день праздника Положения Ризы – 2 июля 1451 года. Спустя 34 года был построен новый каменный храм, сохранившийся с некоторыми изменениями до наших дней.

Церковь была построена по заказу митрополита Ионы на территории Митрополичьего двора и с тех пор стала домовой церковью митрополитов (позже — патриархов) московских. При советской власти богослужения были прекращены вплоть до 1993 года. С 1965 года внутри церкви открыт музей.

 В настоящее время в храме совершается патриаршее служение один раз в году — 15 июля, в день храмового праздника.

Архитектура и интерьер

Архитектура этой небольшой одноглавой церкви отличается стройностью пропорций и изящным декором. Кирпичные орнаментальные фризы напоминают древние храмы русского города Пскова, где в XIV‒XV веках существовала развитая архитектурная традиция.

Церковь поставлена на высокий подклет – фундамент, который традиционно использовался на Руси в том числе и для технических функций, например, хранения зерна. Форма храма напоминает куб, наружные стены разделены на прясла с помощью лопаток. Выделяется центральное прясло, увенчанное килевидной закомарой.

Храм имеет интересный терракотовый фриз из килевидных арочек. Подобным образом украшались многие храмы средневековой Руси.

В интерьере церкви Ризоположения можно увидеть много интересных особенностей. Небольшой размер церкви позволил зодчим осуществить переход от сводов к куполу без использования парусов (их можно наблюдать в других соборах Кремля). Купол, врезанный в свод, покоится на четырех столбах.

В 1627 году для церкви был изготовлен иконостас, а в 1644 году ее стены были полностью покрыты фресками. При осмотре иконостаса нельзя не обратить внимание на вторую справа икону от Царских врат.

На этом месте в православных церквях располагается храмовая икона с изображением праздника или святого, которому посвящен храм. Здесь мы видим икону Положения Ризы Богородицы. Привлекают внимание также два больших подсвечника, стоящих перед иконостасом.

Они сделаны из воска, расписанного цветными орнаментами. Свечи имеют посеребренные основания, поддерживаемые фигурками львов.

Выставка православной деревянной скульптуры

Памятников такого рода сохранилось немного. Во-первых, дерево – недолговечный материал. Во-вторых, деревянная скульптура не одобрялась православной церковью как отголосок идолопоклонства, и предпочтение отдавалось живописи.

Тем не менее в коллекции храма находится около 80 скульптурных изображений святых, резные иконы и образки, кресты и складни, созданные с XV по начало XX века. Среди шедевров коллекции – деревянная скульптура св. Георгия XV в. и скульптура Николы Можайского.

Основная масса произведений была выполнена мастерами кремлевской Оружейной палаты, но можно увидеть и произведения других регионов ‒ Новгорода, Ростова и даже с далеких Соловков.

© 2016-2019 moscovery.com

Анна Скляревская

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 3, средняя оценка: 4,67 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Церковь Ризоположения

Церковь Ризоположения

0 305

Фото церкви Ризоположения

Церковь Ризоположения – старинное здание с уникальной историей, один из ключевых элементов в архитектурном ансамбле Московского Кремля. Строительство этого храма стало ознаменованием сразу двух важнейших для России событий — отделения русского Православия от византийской церкви, а также завершения Смутного времени.

Дошедший до наших дней каменный храм возведен на месте деревянной Церкви Ризоположения, заложенной первым митрополитом русской церкви Ионой в 1451 г.

В этот год Москва подверглась одному из последних нашествий татаро-монгольских орд. Правнук хана Тохтамыша, ордынский царевич Мазовша, с боями дошел до Кремля.

Предместья Москвы на тот момент уже горели, только чудо могло спасти город от окончательного разорения.

В этот момент митрополит Иона принял решение о Крестном ходе вокруг городских стен.

На следующую ночь монголы неожиданно оставили свой лагерь, побросали обозы с награбленным добром и оружием и в панике убежали из Москвы.

Историки до сих пор не могут объяснить причины бегства Мазовши, который был в шаге от захвата города. Нечто подобное произошло с одним из дальних предков царевича – ханом Батыем.

В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь Ризоположения. В 1479 г. храм сгорел, и на его месте было решено возвести каменный собор.

Столетия монгольского владычества привели к утрате традиций строительства домов из камня. Одним из немногих городов, где оставались толковые каменщики, был Псков. Оттуда и были приглашены мастера Мышкин и Кривцов. Псковичам поручили возвести несколько зданий в Москве, включая Церковь Ризоположения в Московском Кремле.

Строительство продолжалось с 1484 по 1485 г. Мышкин и Кривцов переняли многие приемы у знаменитого итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Москве Успенский собор. Освятили Церковь Ризоположения в 1486 г., после чего собор на долгое время стал основной резиденцией московского митрополита. Система проходов и каменных арок соединяла храм с двором Патриарха.

В 1737 г. страшный пожар едва не уничтожил храм, а в 1917 г. при обстреле большевиками Кремля одна из стен церкви получила артиллерийскую пробоину.

В настоящее время в храме проходят традиционные для Православия религиозные службы.

Архитектурные особенности

Церковь Ризоположения выглядит достаточно скромно на фоне более поздних зданий Кремля, однако в XV в. храм был одним из крупнейших в стране, и значение его было сопоставимо с той ролью, что ныне играет Храм Христа Спасителя.

Церковь Ризоположения – классическое для русского зодчества купольное строение. Храм полностью сложен из обожжённого кирпича.

В соответствии с архитектурной традицией того времени, фасады делятся на прясла – художественно выделенные части фасада. Каждое прясло увенчано шлемовидным сводом, выполненным из металла.

Центральный фасад выделяется тремя полукруглыми выступами – в образуемом этой стеной помещении находится алтарь церкви.

У Церкви Ризоположения лишь один купол, установленный на высокую круглую башню с окошками-бойницами. По внешнему облику и архитектурным особенностям Церковь Ризоположения очень напоминает шедевр средневекового зодчества – Храм Покрова на Нерли.

Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. Кроме того, в качестве декора использовались ленты из лепнины и камня – фризы. Главный вход в церковь представляет собой каменную арку, по внешнему виду напоминающую шлем русского ратника XIII-XIV вв.

На всех стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла. До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г. Фреска, изображающая Ризоположение Богородицы, украшает северный фасад здания.

Внутреннее убранство

Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.

В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.

икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин. Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального произведения церковного искусства были завершены в 1627 г. Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.

Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.

В церкви можно увидеть коллекцию старинных подсвечников, принадлежавших патриарху Иосифу — видному деятелю русской церкви середины XVII в.

К храму примыкает небольшая крытая галерея, в которой размещена выставка скульптуры Древней Руси. Деревянные статуэтки святого Георгия, Богородицы, Иисуса, митрополита Ионы, Николая Можайского изготовлены с невероятным мастерством и вниманием к деталям.

Источник: https://Mos-holidays.ru/cerkov-rizopolozheniya/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики