Vigoda

Триумфальная арка Главного штаба

Содержание

Петербург триумфальный: арки, ворота и тайны

Триумфальная арка Главного штаба

Для жителя исторической части Петербурга арки — такая же рутинная деталь городского ландшафта, как светофоры.

Арками привычно называют любые домовые подворотни, и свежий человек, увидев «парадную у арки», может сильно удивиться: так вот они какие, «арка» и «парадная»… Если же без шуток, то искателей торжественной красоты Петербург порадует, как мало какой другой город: за три века в разных его частях вырос десяток великолепных парадных арок и ворот. Одни знаменуют военные победы, другие просто организуют пространство, причем первая триумфальная арка появилась при царе-основателе, а последняя — пару лет назад.

Петровские ворота Петропавловской крепости

Как ни странно, подлинных памятников времен Петра Великого в городе Святого Петра осталось совсем мало.

Точнее, это не странно — это нормально: живая столица не консервировалась, а развивалась, и классический образ «Петра творенья» сложился в XIX веке. Петр, естественно, нашего города не видел, за исключением отдельных точек.

Важнейшая из них — Петровские ворота Петропавловской крепости, единственное сохранившееся триумфальное сооружение XVIII века.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Евгений Птушка / Strana.ru

Это парадные ворота на великом туристическом пути в крепость, к полдневной пушке и царским могилам. Перед ними есть еще Иоанновские ворота за деревянным мостом, у которого стоит обстреливаемый монетками героический заяц.

Дальше — Иоанновский равелин и искомые триумфальные ворота Петровской куртины. Чувствительный человек поневоле замедляет шаг перед этой старинной красотой, пышной и немного наивной. В общем, образцовое петровское барокко.

Первую деревянную арку в честь победы над шведами Доменико Трезини создал в 1708 году, когда городу Петербургу было всего пять лет. Через восемь лет ее перестроили в камне, повторив основные элементы богатого декора, переполненного символами.

Количество статуй, украшавших деревянную арку, уменьшилось с семи до двух, помещенных в боковые ниши. По одной версии, это разные ипостаси одной богини: Афина Полиада, покровительница городов, и Афина Паллада, небесная воительница. По другой версии, это Минерва, богиня мудрости, и Беллона, богиня войны.

По третьей — аллегории Благоразумия и Храбрости. «Благоразумная» фигура держит в руках змею, символ мудрости, и зеркало, назначение которого хорошо поймут автомобилисты: в нем отразятся приближающиеся к крепости корабли.

«Храбрая» окружена укрощенными монстрами: на ее шлеме сидит саламандра, похожая на дракончика, на плече видна голова Медузы Горгоны, а латы на груди украшает поверженный шведский лев.

В центре аттика ворот, над кованым черно-золотым государственным орлом, помещен барельеф «Низвержение Симона Волхва». Он тоже насыщен символами победы и Северной войны, хотя забавен и просто так, сам по себе: тут тебе и летающие в облаках черти, и Господь бог Саваоф, и ажитация публики внизу, и дерзкий маг Симон, опрометчиво взлетевший в небеса и сброшенный оттуда головой вниз.

Невские ворота Невской куртины

Невские ворота крепости, через которые туристы выходят к прогулочным катерам на пристани, сегодня трудно признать за триумфальную арку, но они ею были. Через Невские ворота в крепость торжественно «вошел» ботик Петра — легендарное судно, с которого начался русский флот.

Невские ворота Петропавловской крепости. Юрий Белинский/ТАСС

Как и Петровская арка, изначальные Невские ворота были созданы Трезини, но в конце XVIII века их перестроили, и мы видим строгий классицистский вариант Николая Львова. Морскую славу символизирует якорь на фронтоне, увенчанный пальмовыми ветвями.

Пристань за воротами долгое время была местом мрачным: с нее увозили заключенных в Шлиссельбург. Теперь же каждый может парадно прошагать под аркой славы русского флота, вдохнуть балтийский ветер и ощутить, как раскрывается «простор меж небом и Невой».

Арка Главного штаба

арка Петербурга — кто не проходил под ней на Дворцовую площадь, тот в городе не был. К тому же в арке расположен вход в реконструированное восточное крыло Главного штаба — самое интересное на сегодняшний день музейное пространство Петербурга.

Арку придумал Карло Росси, однако наиболее выразительная, в нашем восприятии, ее часть — колесница Славы — появилась сверх плана, как царское дополнение к первоначальному замыслу.

Росси собирался увенчать арку четырьмя аллегорическими статуями с воинскими атрибутами в руках, по паре фигур в каждую сторону, к Невскому проспекту и к Дворцовой площади. Однако Николай I пожелал вместо них целую римскую колесницу, несущуюся к Зимнему дворцу.

Проект оперативно доработали, и в результате возникла скрытая от глаз публики инженерно-техническая драма: вся композиция (колесница, шесть лошадей, богиня Славы и два возничих) оказывалась гораздо тяжелее, чем перекрытие арки могло выдержать без деформации.

Триумфальная арка Главного штаба. Евгений Птушка / Strana.ru

Пришлось делать фигуры полыми, из очень тонкой медной фольги на металлическом каркасе. Такая конструкция роднит Колесницу Славы с мухинскими Рабочим и Колхозницей, причем несовершенство технологии и в этом случае чуть не погубило памятник.

Фигуры не закреплялись неподвижно, колесница колебалась от ветра, теряя отдельные детали, и к началу XX века уже сильно нуждалась в ремонте.

Богиня утратила лавровый венок и ногу, лошади — хвосты, государственный орел — одну голову; опись увечий, процитированная реставратором Владимиром Сориным уже в наши дни, рисует душераздирающую картину.

В 1906–1907 годах колесницу отремонтировали, фактически пересоздав заново, с отступлениями от попорченного оригинала. После чего триумфальный кортеж Славы еще почти сто лет ждал новой научной реставрации, позволившей изучить и исправить ошибки прошлого.

Теперь фигуры на арке не рискуют потерять венок или оружие — накладных деталей больше нет, оболочки статуй созданы из единого медного листа, закреплены на усиленных стальных каркасах, заполнены специальной пеной для устойчивости и консервации, снабжены маятниками, которые гасят колебания, и громоотводом. Во всей красе колесница видна со стороны Дворцовой — кони несут Славу к Эрмитажу.

Нарвские ворота

Триумфальная арка на площади Стачек вписана в живое городское движение: проехать под ней, конечно, нельзя, но пройти пешком вполне можно. Ее можно считать обозначением южной границы исторического Петербурга. Главное — через эту арку и в начале XIX века, и в середине XX в город возвращались воины-победители.

Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек. Руслан Шамуков/ТАСС

Первая триумфальная арка, спроектированная Кваренги, была поставлена на Нарвской заставе у начала Петергофского шоссе еще в 1814 году, к возвращению русских полков из Европы.

В 1927 году это значимое, но обветшавшее деревянное сооружение решено было перестроить в камне и передвинуть чуть южнее, к берегу речки Таракановки (сейчас она на две трети засыпана).

Архитектор каменной Нарвской арки — Василий Стасов, а через скульпторов, создавших триумфальную колесницу, она породнилась с аркой Главного штаба — над композицией работали те же Пименов и Демут-Малиновский. Важное отличие: коней сотворил Петр Клодт, и это его первые монументальные кони.

В верхнем помещении Нарвских ворот, куда можно взобраться по двум винтовым лестницам, сейчас размещается Музей воинской славы.

Надо сказать, что эта арка — ветеран войн и революций: рядом с ней начались события Кровавого воскресенья, она горела в 1917 году, выдержала артиллерийские обстрелы во время Великой Отечественной.

Ворота выглядят строго и торжественно, они парадные и суровые: двенадцать колонн, четыре фигуры воинов, колесница Победы на 26-метровой высоте. Общее впечатление поддерживает и архитектура квартала — уже не петербургская, а ленинградская, советский классицизм Ноя Троцкого.

Московские ворота

Триумфальные ворота у Московской заставы были сооружены в честь успешного окончания Русско-турецкой войны 1828–29 годов, через пять лет после заключения Адрианопольского мира.

К победам в Турции и Персии Николай I присовокупил еще и «усмирение Польши». Историческая надпись, составленная императором лично и сбитая в революционном 1918-м, была восстановлена только в 2003 году.

Из-за этого многие подзабыли, в память чего, собственно, Московская арка была поставлена.

Московские Триумфальные ворота. Юрий Белинский/ТАСС

К тому же ставили ее дважды, потому что в 1936 году это творение Василия Стасова пало жертвой прогресса: ворота разобрали, следуя утопическому плану переустройства города, по которому центр Ленинграда переносился на юг.

К счастью, ворота не разрушили, а именно разобрали, произведя перед этим тщательные обмеры сооружения и сохранив все детали уникальной конструкции.

Помог и тот факт, что конструкция до сих пор остается уникальной: Нарвские ворота полностью сделаны из чугуна, это самый большой в мире чугунный монумент.

Во время Великой Отечественной войны чугунные блоки «работали»: их использовали для создания противотанковых заграждений на южных рубежах Ленинграда. После войны, когда реформаторские планы были забыты, ворота сложили заново. Правда, не стали восстанавливать весь комплекс — раньше по бокам стояли караульные будки-кордегардии.

Сегодня Московские ворота, как и Нарвские, вписаны в живой пейзаж современного города. Они стоят на одной из главных магистралей Петербурга — на Московском проспекте у пересечения с Лиговским проспектом — и обозначают границу старого города для тех, кто едет к центру из Пулкова.

Арка Победы в Красном Селе

Арка Победы — самое свежее и неоднозначное триумфальное сооружение Петербурга. Она появилась в 2015 году на новой площади южного пригорода Петербурга, но сама идея ее не нова. Красносельские триумфальные ворота воссоздают одну из трех арок Победы, стоявших в Ленинграде летом 1945 года.

Арка Победы в Красном Селе. Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Войска Ленинградского гвардейского корпуса входили в город тремя колоннами, и для каждой колонны построили свою триумфальную арку. Арки были деревянные и буквально импровизированные — их спроектировали за сутки и возвели за неделю.

Наиболее оригинальной с архитектурной точки зрения признана арка, стоявшая на Средней Рогатке — нынешней площади Победы, где находится монумент Героическим защитникам Ленинграда.

Автор этой арки — Александр Гегелло, именитый советский архитектор (он проектировал и «Большой Дом» на Литейном проспекте, и гранитный «Шалаш» в Разливе).

Арку Гегелло решили воссоздать в граните к 70-летию Победы, однако место для этого выбрали спорное. Прежде всего потому, что ее не так просто увидеть: поездка в Красное Село, которое административно является частью Петербурга, — целая отдельная экспедиция. Кроме расположения, вопросы вызывает и воплощение проекта Гегелло.

Если посмотреть на фотографии 1945 года, даже далекий от зодчества человек заметит, что новая арка — не воссоздание, а фантазия на тему старой арки. Триумфальные ворота стали проще, естественный пафос победных лет стих. Теперь декоративные мечи на одной стороне ворот превращаются в кресты, усиливая тему памяти и примирения.

Арка Новой Голландии

Арка, поставленная над каналом Новой Голландии, не знаменует никакого триумфа, кроме победы вечной гармонии и красоты.

Пожалуй, это самое загадочное место города, что чувствуют даже катера с туристами, которые как-то стихают, приближаясь к заросшим берегам искусственного острова.

Торжественную таинственность и некоторую сумеречную жуть сооружения до сих пор не перебило ничто — даже большие перемены на самом острове, который сейчас пытаются превратить в хипстерский рай.

Арка Новой Голландии. Юлия Тэммо

Удивительно, но прекрасная арка, напоминающая то ли сон, то ли вечный классический Рим, — часть совершенно прозаических рабочих строений, памятник промышленной архитектуры XVIII столетия. В Новой Голландии были обустроены склады бревен для нужд адмиралтейства, создан опытный («опытовый») бассейн Ковш и морская тюрьма «Бутылка».

Арка соединяет берега канала, ведущего к Ковшу из Мойки. Ее автор — Жан-Батист Валлен-Деламот, мастер раннего классицизма, создатель Большого Гостиного Двора и Малого Эрмитажа, оформлявший фасады Новой Голландии.

Возможно, секрет загадочной красоты его творения — как раз в соединении несоединимого: гранит и голый кирпич, изысканное палладианство и чисто практическое назначение. Ведь арка не просто украшала фасады острова, но выполняла важную техническую функцию: сдерживала внутреннее давление на стены складов, где тяжелые корабельные бревна хранились стоймя.

К тому же она всегда обозначала границу недоступного — ведь Новая Голландия и при царях, и при Советах была режимной территорией военно-морского министерства.

Прогулочные катера плывут мимо арки Деламота, но путь под ней по-прежнему закрыт, и это, возможно, даже хорошо. Потому что в белую ночь у Новой Голландии, глядя с воды на темный канал между тосканских колонн, можно ясно почувствовать: «тайна Петербурга» не придумана, она существует.

Источник: http://strana.ru/journal/24435862

Главный штаб Эрмитажа в Санкт-Петербурге, импрессионисты и другие, фото

Триумфальная арка Главного штаба

Главный штаб Эрмитажа – это новый экспозиционный комплекс, входящий в состав музея Государственный Эрмитаж и является важной достопримечательностью Санкт Петербурга. Главный штаб расположен в восточном крыле полукруглого здания на Дворцовой площади, протянувшегося от реки Мойки до Невского проспекта, в самом центре Петербурга.

Само здание Главного штаба является одним из ярких архитектурных произведений в стиле ампир, оно было возведено знаменитым архитектором Карлом Росси в начале ХIX века.

История Главного штаба в Санкт Петербурге

Главный штаб стал символом Российской империи, в нём располагались высшие государственные учреждения и министерства. В восточной части размещалось Министерство иностранных дел. После революции в помещениях здания размещались различные организации, комиссариат иностранных дел и даже отделение милиции.

Два центральных корпуса соединяет арка Главного штаба, построенная на завершающей стадии и ставшая главным украшением всей постройки. Обязательно необходимо сделать фото арки Главного штаба.

Арка Главного штаба

Как посвящение победе в Отечественной войне 1812 года вершину триумфальной арки венчает монумент летящей колесницы, с которой гордо взирает древняя богиня Слава с лавровым венком победителя в одной руке и штандартом с двуглавым орлом в другой. Воины в доспехах сдерживают шестерку великолепных коней, рвущихся вперёд.

Арочный свод украшают фигуры окрылённых богинь победы, горельефы воинских доспехов и оружия, статуи воителей-часовых и белоснежная колоннада. С Дворцовой площади открывается вид на всю архитектурно-скульптурную композицию, арка Главного штаба особо выделяется на фоне строгого фасада здания.

Вид панорамы Главный штаб  Санкт Петербург фото со стороны Эрмитажа

Панорама Главного штаба В СПб хорошо смотрится не только днём, но и в вечернее время. Когда на город опускается темнота, то включается фасадная подсветка и Главный штаб выглядит великолепно.

Главный штаб вечером

Обязательно необходимо посетить Дворцовую площадь вечером. Тем более, что на Дворцовой площади очень часто проходят различные мероприятия, так что одни не будете.

Со стороны Большой Морской улицы через арку открывается прекрасный вид на панораму площади и на Эрмитаж, а Александрийская колонна оказывается точно на её середине. Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге была оснащена первыми уличными электрическими часами, которые были установлены под её сводом для Министерства финансов в 1905 году.

Музей Эрмитаж получил в свое распоряжение только восточную часть здания, остальная часть принадлежит Западному военному округу. С 2004 по 2014 год велась реконструкция внутренней части, целью которой стало превращение исторического здания в полноценный музейный комплекс.

Дворы-атриумы Главного штаба создают впечатление единого большого пространства с естественной системой светорассеяния.

Дворы-атриумы Главного штаба

Современные просторные экспозиционные залы соединяются стеклянными «мостами»,

Стеклянные мостки

посетителей встречает широкая парадная лестница из мрамора, авангардные решения изящно сочетаются с архитектурной классикой.

Парадная лестница Главного штаба

Основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Музейный комплекс имеет четыре этажа. Основные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии — Дворцовую (вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда), Речную (вдоль набережной Мойки) — и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов.

План схема размещения экспозиций Главного штаба СПб

Для более подробного изучения и составления плана осмотра предлагаю скачать планы этажей Главного штаба в Санкт-Петербурге.

Пример плана второго этажа

А для короткого обзора затронем основные знаковые экспозиции.

Знаменитые во всём мире полотна импрессионистов и постимпрессионистов представлены на четвёртом этаже комплекса в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых». Ранее зал французской живописи XIX века располагался в залах Зимнего дворца.

В первом зале импрессионизм представлен пейзажами Клода Моне, они наполнены воздухом и светом, одновременно яркие и невероятно нежные. В следующем зале — изображения прекрасных танцовщиц Эдгара Дега и знаменитый многофигурный портрет «Площадь согласия». Далее посетителям предстаёт коллекция натюрмортов Анри Фантена-Латура, пейзажи Писсаро и Сислея.

Целых два зала занимают портреты Огюста Ренуара, восхищающие своей простой и выразительностью, живые и солнечные, воспевающие импрессионизм. Совсем другие, но не менее запоминающиеся лица смотрят с портретов Поля Сезанна. Среди его картин можно увидеть и знаменитые натюрморты с яблоками, и пейзажи с зелеными улочками.

История Психеи Морис Дени 1909г.

Продолжает постоянную экспозицию серия полотен Поля Гогена, не похожего в своей манере на остальных мастеров. Немного угловатые фигуры таитянок, островная дикая природа вдохновляли его на создание неповторимых шедевров. Необычной, страстной и экспрессивной манерой письма отличался и Винсент Ван Гог.

Арльские дамы Винсент Ван Гог 1888г.

Его картины имеют самую большую популярность у посетителей музея, творческий гений художника позволил ему вложить в картину невероятные эмоции и переживания.

Картины Ван Гога словно живые, яркие краски и смелые мазки создают ощущение движения, волнения и радости.

В новый комплекс переехали и незабываемые полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников начала XX века.

Танец Анри Матисс 1910г. Молодая дама Пабло Пикассо 1909г.

Второй этаж отведён под экспозицию «Искусство эпохи модерна», где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами XIX- XX века.

Часть помещений рассказывает о работе МИДа Российской империи, который располагался в этой части здания.
На третьем этаже посетителям представлена живопись русских художников XIX – начала XX столетия: Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных мастеров.

На другой линии этажа расположились военные реликвии, оружие и форма времен русской гвардии XVIII века. Представлен настоящий мундир Петра 1 по форме офицера Лейб -Гвардии Преображенского полка.

Мундир Петра 1

Третий этаж интересен также выставкой, посвященной ювелирному делу и искусству резки камня. Эти залы созданы в память знаменитого мастера Карла Фаберже.

Посетить Главный штаб Эрмитажа в отличие от многочисленных «летних» дворцов и парков Петербурга, можно в любое время года. Государственный Эрмитаж по праву считается одним из лучших музеев Европы, а обновлённое здание Главного штаба даёт возможность побывать в по-настоящему современном творческом пространстве, сочетающем шедевры мирового искусства с современными культурными новинками.

Здесь проводятся временные выставки различных направлений современного искусства, ежегодные международные биеннале, экспозиции современных художников со всего мира.

Увидеть великолепие Зимнего дворца, побывать в Эрмитаже, пройтись по Дворцовой и узнать, где находится арка Главного штаба в Санкт-Петербурге — это сохранить в своём сердце символы северной столицы и проникнуться её настроением. В Главном штабе Эрмитажа разрешает делать фото / фотографии, с небольшим ограничением без штативов и фотовспышек.

Добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге легко, так как Главный штаб расположен в центре города рядом с метро Адмиралтейская  в самом  начале Невского проспекта на Дворцовой площади. Над станцией метро Адмиралтейская расположен торговый комплекс Адмирал и в нём на 6 этаже расположен исторический театр-макет «Петровская Акватория».

Главный штаб Эрмитажа расположен по адресу: Санкт Петербург Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А

Вход в музей Главный штаб в Санкт Петербурге не примечательный и можно сразу не увидеть.  Находится он   не далеко от триумфальной арки  с левой  стороны на первом этаже здания, если смотреть с  Дворцовой площади. А если Вы идете от метро и проходите через эту арку , то вам необходимо повернуть на право и пройти метров тридцать.

Вход в Главный штаб Крупный план входа

Режим работы и билеты в Главном штабе Эрмитажа Санкт Петербург в 2019 г.

Режим / время работы Главного штаба Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:00)
  • среда и пятница 10:30 — 21:00 (кассы работают до 20:00)
  • понедельник, 1 января и 9 мая — выходной день

График работы и цены на билеты  в Эрмитаж по состоянию на март 2019 г.

Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь

Для взрослых посетителей 400 рублей

это единый входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный музейный комплекс Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I) и действует в течение дня.

Если Вы планируете в это день посетить только один из музеев (Эрмитаж или Главный Штаб или Зимний дворец Петра I), то стоимость билета составит 300 руб. При покупки данного билета необходимо предупреждать кассира иначе кассир продаст комплексный билет.

Можно посетить музей бесплатно, для этого необходимо прийти в специальный день.

Дни бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей (по бесплатным билетам*, экскурсии остаются платными):– третий четверг каждого месяца;– 8 марта;– 18 мая;

– 7 декабря.

Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.

*Бесплатный билет (кроме билетов для детей дошкольного и школьного возраста) выдается при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих право на него. Бесплатный входной билет необходимо получать в каждом музейном комплексе в часы работы касс.

Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 700 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.

Официальный сайт Главного штаба Эрмитажа : www.hermitagemuseum.org

Историческое здание внутри полностью отремонтировано и модернизировано. Были учтены ограниченные возможности инвалидов, в настоящее время на любую экспозицию на любой этаж можно добраться на коляске. Для это сделаны лифты и подъемники, которыми могут воспользоваться и мамочки с колясками.

Лифт из гардероба Подъемник для колясок

В Главном штабе Санкт Петербург для комфортабельного отдыха имеется кафе на первом этаже.

Кафе в Главном штабе СПб

В декабре семнадцатого года в СПб открылся исторический парк.  Исторический парк это мультимедийный комплекс, представляющий всю историю нашей страны с древнейших времен до наших дней. Всем рекомендуем!

Источник: https://albinatour.ru/glavnyj-shtab-ermitazha.html

Здание Главного Штаба на Дворцовой Площади | Гид по Петербургу 2019

Триумфальная арка Главного штаба

                                                     

Здание главного штабарасполагается на дворцовой площади напротив зимнего дворца.

  В его восточном крыле находится экспозиционный комплекс Эрмитажа.

Огромные парадные залы соответствующие Ампиру и меньшая, по сравнению с основным комплексом Эрмитажа популярность позволяет обстоятельно и спокойно наслаждаться впечатляющей коллекцией импрессионистов, работами мастерской Фаберже и другими объектами.


 

История

Здание главного штаба было построено в 1829 году под руководством  архитектора Карла Росси.
Оно входит в архитектурный ансамбль дворцовой площади.

Его центральная часть состоит из двух корпусов, соединенных триумфальной аркой.  Проход под аркой позволяет выйти на дворцовую площадь с Невского проспекта.

В восточном крыле находилось министерство финансов и Министерство иностранных дел, а в западном – Генеральный штаб.

Архитектура

Высота Главного Штаба совпадает с высотой Зимнего дворца благодаря чему они формируют единый дворцовый ансамбль, несмотря на то, что Зимний дворец представляет стиль высокого барокко, а Главный Штаб – Ампир. Удивительно, но сплошная 580 метровая линия фасадов не является одним зданием. Росси удалось сохранить часть фасадов зданий, находившихся на этом месте и даже их интерьеры.

Триумфальная арка посвящена победе в войне с Наполеоном 1812 года. Она состоит из трех арок, которые образуют вход со стороны Невского проспекта. Композицию наверху составляет колесница Победы с упряжкой из 6 коней. В колеснице стоит крылатая Ника, а два воина в римских доспехах сдерживают лошадей, которые, кажется, вот-вот влетят на дворцовую площадь.

Экспозиция

Экспозиции располагаются на втором, третьем и четвертом этажах:

  • На второй этаж ведет гигантская парадная лестница, которая находится в самом большом из пяти внутренних дворов. Здесь располагается выставка «Исскуство эпохи модерна» выставка посвященная Министерству Финансов, которое находилось здесь раньше.
  • На третьем этаже находятся экспозиции посвященные искусству Ампира, западноевропейскому искусству 19 века: выставка работ Фаберже, французская живопись и скульптура 19 века, а также выставка посвященная Министерству иностранных дел.
  • На четвертом этаже – живопись Франции второй половины 19 века из знаменитой коллекции Сергея Щукина и братьев Морозовых. Длинные просторные залы освещаемые естественным светом через атриумы занимают полотна импрессионистов и постимпрессионистов, а для Пикассо, Матисса, Моне, Ренуара, Ван Гога, Кандинского, Огюста Родена и других отведены персональные залы.

Экскурсии 

Во время тура по зданию главного штаба вы увидите парадную лестницу и выставки расположенные на втором, третьем и четвертом этажах. Стандартное время экскурсии – один час, обычно этого хватает чтобы ознакомиться с одной из самых богатых и всемирно известной коллекцией западно-европейской живописи 19-20 веков, которая располагается на 4 этаже здания главного штаба.

Если вы хотите подробно ознакомиться со всеми экспозициями Генерального штаба вам понадобится минимум 2 часа. Обычно этот тур, дополняет экскурсию в Эрмитаж. Но вы можете посетить его отдельно или совместить с любой другой деятельностью.

Для одиночных посетителей проходят обзорные экскурсии в 15:00 ежедневно, кроме понедельника, стоимостью 250 рублей.

Билеты на экскурсию можно приобрести в кассе музея в день посещения. Кассы, сувенирные магазины и гардероб находятся на первом этаже.

Цена билета и режим работы в 2019 году

Стоимость входного билета в здание Главного штаба составляет 300 рублей.

Бесплатным входом могут воспользоваться:

  • пенсионеры 
  • школьники
  • студенты
  • инвалиды I и II группы

Время работы:

  • С 10:30 по 18:00 — вторник, четверг, суббота и воскресенье
  • С 10:30 по 21:00 — среда, пятница
  • Выходной день — понедельник

В музей нельзя проносить крупногабаритный вещи, такие как зонты и рюкзаки. Их можно оставить в гардеробе.

Официальный сайт

hermitagemuseum.org

Телефон

8 812-571-84-46

Где находится

Адрес

Дворцовая площадь, дом 6/8

Метро

Адмиралтейская, Невский проспект, Гостиный двор

Как добраться



.

  • Петергоф – билеты, цены, экскурсии, фонтаны, режим работы в 2019 году
  • Белые ночи 2019 — ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
  • Экскурсии на фабрики и заводы Петербурга — Полный Список
  • Мозаичный дворик и «крохотный кусочек меня»
  • Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище
  • Куда сходить ночью в Санкт-Петербурге? Топ лофтов, ресторанов и экскурсий
  • Экскурсии по рекам и каналам в 2019 году
  • Парк 300-летия Санкт-Петербурга: как добраться, адрес, мероприятия
  • День ВМФ в Санкт-Петербурге в 2019 году: программа, парад, мероприятия
  • Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Самая свежая и честная информация о любимом городе.

Источник: https://peterburg.guide/muzei/zdanie-glavnogo-shtaba/

Здание Главного штаба

Триумфальная арка Главного штаба

Зда́ние Гла́вного шта́ба — историческое здание, располагающееся на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Строительство здания продолжалось с 1819 по 1829 год. Архитектор: К. И. Росси. Скульпторы: С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский.

В западной части здания находится командование Западного военного округа России.

Восточная часть здания передана Государственному Эрмитажу, который разместил в здании картины XIX-XX веков, преимущественно импрессионистов, и проводит в здании временные выставки современного искусства[1].

Архитектура[ | ]

Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров[2].

Восточный фасад Главного штаба

В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе).

После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции.

В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу.

Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество.До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание, построенное в 1768—1775 годах архитектором Ж. Б. Валлен-Деламотом.В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом[3].

Одной из архитектурных доминант здания является купол над западным крылом здания. Выполненный из металла и стекла по проекту инженера Г.Г. Кривошеина в 1902-1905 гг., он обеспечивал дневной свет расположенной под ним библиотеке.

Ранее на месте купола-фонаря располагался низкий каменный купол, возведённый по проекту К.И. Росси при строительстве здания. Помещения Военно-исторической библиотеки ГШ России и старый купол капитально реставрировались в 1890-1892 гг.

, однако пожар 1900 года, уничтоживший 12 тысяч книг и интерьеры библиотеки, потребовал нового ремонта[4].

В 2008 году был проведён тендер на реконструкцию восточного крыла здания Главного штаба.Его выиграл консорциум компаний «Интарсия» и «».Международный банк реконструкции и развития утвердил решение тендерной комиссии и стоимость работ 4 418 414 868 рублей.[5]

Арка Главного штаба[ | ]

Арка Главного штаба — самостоятельный архитектурный объект. Была построена как главный монумент, посвящённый Отечественной войне 1812 года и завершающий ансамбль зданий напротив Зимнего дворца. В 1918 году в ряду некоторых улиц и площадей Петрограда была переименована, и официально называлась Арка Красной армии[6]. Историческое название возвращено в 1944 году.

Проектируя главную площадь столицы Российской империи, Карл Росси решил связать два крыла Главного штаба триумфальной аркой, без установки колесницы.[7].

Часы Менделеева — элемент декора

Этот архитектурный приём незадолго до этих событий уже был применён при создании ансамбля триумфальной арки Адмиралтейства. И Росси пригласил именно тех скульпторов (С. С. Пименова, В. И. Демут-Малиновского), которые осуществляли тот проект. С помощью этих мастеров архитектор хотел добиться выразительности, дополнив чёткость архитектуры изяществом скульптурной композиции.

Она состоит из трёх связанных между собой арок, декорированных барельефами и обрамляющих вход на площадь со стороны Невского проспекта (этот участок до перекрёстка с Морской улицей в старину назывался Луговой, или же Малой Миллионной улицей).

Архитектурный элемент в нише арки

Максимальной выразительности композиция достигает при взгляде с площади. С высоты 36 м, на вершине строения, широко видная издалека, парит триумфальная колесница, влекомая шестёркой коней. Их сдерживают двое воинов, одетых в римские доспехи и вооружённых копьями.

В повозке стоит крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью. В правой руке богини — лавровый венок. Скульптурная композиция раскрывает сущность памятника, символа воинской славы.

Этот мотив продолжен во всех элементах арки: орнаменты на стенах арки сложены из воинских трофеев и венков, воинские трофеи сложены при входе на арку с Дворцовой. Победителей приветствуют фигуры богини славы, стремительно летящих на ядре и протягивающие им лавровые венки и пальмовые ветви.

Завершая композицию, на площади, на уровне второго яруса окон Штаба, застыли в приветствии фигуры часовых в античных доспехах, протягивая лавровые венки в сторону входящих на площадь.

Арка появилась в результате активного творческого взаимодействия скульпторов и архитекторов, а ее открытие совпало с возвращением гвардии, которая воевала на южных подступах России с Османской империей.

Триумфальная арка главного штаба была открыта 24 октября 1828 года.

Исторические изображения

Первоначальный проект, 1820 год, вид с Б. Морской. Лит. К. Беггрова Первоначальный проект, 1820 год, вид с Дворцовой площади. Литография К. Беггрова Строительство купола над библиотекой ГШ, 1902-1905 гг.

Продолжение оформления площади[ | ]

Основная статья: Александровская колонна

После воплощения монументальной идеи постройки здания главного штаба, корпуса которого были соединены триумфальной аркой, К. Росси выдвинул идею завершения архитектурной композиции — продолжить тему победы в Отечественной войне 1812 года постройкой памятника в середине Дворцовой площади. Ему удалось убедить императора Николая I отказаться от идеи установки памятника Петру I.

Дальнейшей разработкой проекта занимался французский архитектор Огюст Монферран.

Восточное крыло — выставочный комплекс Государственного Эрмитажа[ | ]

В 2013 году завершилась полная реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба (в котором разместились коллекции Государственного Эрмитажа. Автор проекта — «Студия-44» Н. Явейна. Начиная с 1993 года, там располагались экспозиции: «Французское искусство XX века», «Под знаком орла. Искусство ампира», «Искусство модерна» и .

С 2007 года проходили выставки Проекта «Эрмитаж 20/21» — «Америка сегодня» и другие. 17 декабря 2011 года в здании открылась выставка «Древности Геркуланума» — первая крупная выставка в отреставрированных помещениях Главного штаба[8].

С 16 по 19 мая 2012 года в Восточном крыле здания Главного штаба проходил второй Петербургский международный юридический форум[9].

28 июня 2014 года Главный Штаб был полностью открыт для публики показом широкомасштабной выставки «Манифеста 10». К открытию выставки сюда была перенесена постоянная экспозиция Матисса, включая «Танец» и «Музыку», «Композиция #6» Кандинского и «Черный квадрат» Малевича, открыты постоянные комнаты Кабакова и Пригова.

На первом этаже находятся служебные помещения, входная зона для посетителей, магазины, гардеробы, лекторий.

На втором этаже создана экспозиция, посвящённая Министерству финансов Российской империи, а также находятся залы искусства народов Африки; во внутреннем дворе выставлена скульптура XX века.

На третьем этаже выставляется европейская живопись XIX века, создан Музей гвардии, экспонируются коллекции Министерства иностранных дел Российской империи и собрание Фаберже, а также расположены парадные залы министерств.

На четвёртом этаже находятся постоянные экспозиции посвящённые импрессионистам и постимпрессионистам, художникам группы Наби, художникам Барбизонской школы и Парижского салона а также мировой живописи XX века (включая персональные залы Моне, Ренуара, Ван Гога, Гогена, Родена, Матисса, Пикассо, Кандинского, Рокуэлла Кента и многих других).

Литература[ | ]

  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.
  • Чернега А.В. Здание Главного Штаба — электронный журнал «Петербургские прогулки»
  • Жилинский Я. Здание Главного штаба. Исторический очерк. — СПб., 1892.
  • Пилявский В. И. Зодчий Росси. — М.—Л.: ГИАиГ, 1951.
  • Раскин А. Г. Триумфальные арки Ленинграда. — Л.: Лениздат, 1985. — С. 69—91.
  • Настя Елизарьева, Олег Явейн, Никита Явейн, Даниил Ширяев. журнал Tatlin Plan #24 Главный Штаб Государственного Эрмитажа. 2016. 104 с. ISSN 4607161800010 00147

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%97%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B0

Арки и триумфальные ворота Петербурга

Триумфальная арка Главного штаба

Рассказываем о самых красивых и самых знаковых сооружениях города.

1) Арка Главного штаба

Здание Главного штаба строили с 1819 по 1829 год по проекту К.И.Росси. Скульптурные композиции сделали С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский. Главный штаб расположен в самом центре Петербурга — на Дворцовой площади. Сегодня здание принадлежит Эрмитажу, а в разные годы там находились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов.

Арка Главного штаба является центром архитектурной композиции. Ее строили как главный и завершающий монумент и посвятили Отечественной войне 1812 года. Кроме этого, арка стала связующим элементом между двумя крылами здания. Ее открытие состоялось 24 октября 1828 года.

Арка декорирована множеством элементов. На ней есть часы, которые до сих пор показывают точное время, скульптуры и барельефы. Часть можно увидеть со стороны Дворцовой площади, а часть — с Невского проспекта.

Самой масштабной является скульптурная композиция на вершине арки. Представляет собой триумфальную колесницу, которую везет шестерка коней. В центре повозки — крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью, а в правой руке она держит лавровый венок. Это символ воинской славы, который дополняют орнаменты на стенах арки в виде трофеев и венков.

Место: Дворцовая площадь, ст.м. «Адмиралтейская»

2) Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры, выполненный в стиле ампир и расположенный на площади Стачек.

Первая арка на этом месте появилась еще в 1814 году. Ее построили наспех, всего за 1 месяц, для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Европы после Отечественной войны 1812 года. Проектировал сооружение Джакомо Кварнеги. Материал — дерево и алебастр.

Непрочная конструкция быстро пришла в негодность. И в 1827 году, по указу императора Николая I, арку начали перестраивать. Архитектором выступил Василий Петрович Стасов. А скульптуры сделали Петр Клодт, Степан Пименов, И.Леппе и другие.

Строительство новых триумфальных ворот завершили в 1834 году. Об этом свидетельствует соответствующая надпись на конструкции. Принимала сооружение вся императорская семья. В этом же году в память о знаковом событии выпустили бронзовую медаль.

Сегодня Нарвские триумфальные ворота являются филиалом Музея городской скульптуры. В помещениях ворот работает Музей воинской славы, созданный в 1987 году по решению Главного управления культуры Ленинграда.

Место: площадь Стачек, ст.м. «Нарвская»

3) Арка Новой Голландии

Расположена на острове Новая Голландия между рекой Мойкой и Крюковым и Адмиралтейским каналами. Является уникальным памятником промышленной архитектуры раннего классицизма.

Архитектурный комплекс острова возводили с 1765 по 1780 год. А арку строили в 1779-1787 годах. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.

Арка Новой Голландии — это редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. А блоки, из которого сложены колонны дорического ордера, придают сооружению гармоничный и монументальный вид.

24 декабря 2004 года в Новой Голландии произошел пожар, который уничтожил часть строений. Сегодня Арка Новой Голландии находится в полуразрушенном состоянии. А на самом острове располагается культурное пространство.

Место: остров Новая Голландия, ст.м. Адмиралтейская

4) Московские Триумфальные ворота

Триумфальная арка, построенная в 1834-38 гг. по проекту В.П.Стасова в честь победы в Русско-турецкой войне 1828-29 гг., подвигов в Персии и Польше. Расположена на пересечении Московского и Лиговского проспектов.

Почти век Московские ворота стояли на своем месте нетронутыми. А в 1936 году их разобрали с намерением перенести в центр города и украсить строящийся парк. Но идею не воплотили в жизнь и в 1959-60 гг. велись работы по восстановлению Московских ворот на прежнем месте.

Место: площадь Московские Ворота, ст.м. «Московские ворота»

5) Египетские (Кузьминские) ворота

Египетские ворота были сооружены в 1827-30 гг. на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино по проекту А.А.Менельса. Стиль был выбран необычный для Петербурга — неоегипетский.

Ворота были построены с единственной целью — для красоты. Их основой являются каменные караулки, которые сужаются кверху. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов. С внешней стороны на воротах располагаются барельефы с изображениями сцен из египетской мифологии.

Накануне Великой Отечественной войны ворота реставрировали. Однако во время боевых действий они были очень сильно повреждены. Последняя реставрация прошла в 1980-е годы. В это же время движение транспорта сделали круговым, тогда как раньше шоссе проходило прямо под аркой ворот.

Место: г. Пушкин

6) Арка Победы в Красном Селе

Известна история, что для встречи советских солдат после Великой Отечественной войны в Ленинграде задумали возвести серию триумфальных арок по пути их шествия в город. Сооружения воздвигали на скорую руку, буквально за неделю. Проектировал их архитектор В.А. Каменский. Самая известная появилась возле станции метро «Автово».

Арки делали из досок и гипса. Их украшали надпись «Слава победителям», а также барельефы с профилями Сталина и Ленина.

Хлипкие конструкции начали разваливаться буквально через несколько недель после торжественных встреч. В 1946 году провели конкурс проектов для строительства постоянных арок. Но ни один из них не был реализован, а арки разобрали.

В 2015 году, к 70-летию Победы аналогичная Триумфальная арка появилась в Красном Селе.

Место: Красное Село

fotostrana.ru

Источник: http://piter.my/event/589665

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики