Vigoda

Теремной дворец Московского кремля

Теремной дворец

Теремной дворец Московского кремля
Категория: Достопримечательности Московского Кремля

От Теремного дворца, находящегося за Грановитой палатой, веет далекой сказочной стариной. К сожалению, сам дворец с Соборной площади не виден. Наилучший обзор на терема открывается из внутреннего дворцового двора или с Ивановской колокольни, однако туда доступа нет.

История Теремного дворца

Так выглядел Теремной дворец и его церкви в XIX веке

Теремной дворец высотой в три этажа был построен в 1635-1636 годах над двумя уровнями палат времен Василия III и Ивана IV (XVI век). Впоследствии из-за многочисленных переделок нижние этажи утратили древний вид.

Царевич Алексей Михайлович первым поселился в каменных палатах, а его отец продолжал жить в деревянных, считая, что это полезнее для здоровья. В 1637 году новые каменные хоромы были окончательно отделаны: стены расписаны красками по золотому и серебряному полю, а в окна вставлены разноцветные слюдяные окошки работы мастера Ивана Осипова.

Архитекторы определяют облик Теремного дворца как пестрое сочетание древнерусского стиля с итальянским (на Руси его называли ломбардским).

Теремной дворец стоял на территории Царского двора, который занимал довольно большую площадь и включал множество различных палат, церквей, теремов, приказов, мастерских и дворов.

Большая часть строений были деревянными, и почти у каждого представителя царского семейства был свой дом или теремок с вычурными украшениями. В Теремном дворце жил сам царь с сыновьями. Палаты царицы и царевен располагались с северной стороны и до нашего времени не сохранились.

Парадным фасадом дворцовых построек был не южный, как сейчас, обращенный па Москву-реку, а восточный — выходивший на Соборную площадь.

Наивысшего расцвета Царский двор вместе с Теремным дворцом достиг во второй половине XVII века. В то время, по свидетельствам иностранных путешественников, крыши теремов были позолочены. На зданиях вдоль Боровицкого холма были устроены оранжереи и сады по образу знаменитых садов вавилонской царицы Семирамиды.

В течение XVIII века Теремной дворец и остальной старый Царский двор постепенно приходили в упадок. В большом пожаре при Анне Ивановне в 1737 году сгорели почти все постройки и сильно пострадали терема. По велению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил новый Царский дворец, который стоял па месте теперешнего Большого Кремлевского.

В комнатах теремов поселились дворцовые служащие с семьями.

В 1812 году в Елизаветинском дворце останавливался Наполеон, а после дворец сгорел вместе с другими зданиями. Как уже говорилось, в 1838-1849 годах по велению императора Николая I Константин Топ построил нынешний Большой Кремлевский дворец, объединив его с теремами.

К 200-летнему юбилею теремов их облик и внутреннее убранство воссоздали по древним образцам и рисункам времен Алексея Михайловича. Несколько позже, в 1870-х годах, художник Тимофей Киселев по рисункам академика Федора Солнцева выполнил нынешние росписи по золотому фону.

Прежняя роспись XVII века Симона Ушакова, за исключением некоторых фрагментов, не сохранилась. Разноцветные стекла вместо слюды были вставлены в ХIХ-ХХ веках.

Устройство теремов

Схема Теремного дворца

  1. Подвал.
  2. Хозяйственные службы.
  3. Золотое крыльцо.
  4. Златоверхий теремок

Теремной дворец состоит из пяти этажей. Два нижних, как и прежде, заняты хозяйственными службами.

Третий, где в XVII веке помещались царская мыленка (баня) и комнаты царских детей, до революции использовался как архив старинных государственных бумаг, сейчас он также служебный.

На четвертом восстановлена обстановка личных царских покоев — Передней (или Трапезной), Крестовой (или Думской) палат, кабинета государя, опочивальни (спальни). На пятом этаже расположен Златоверхий теремок с открытой галереей вокруг, устроенный Михаилом Федоровичем для своих сыновей.

Во всем здании сохранился характер старинных деревянных хором. Оно напоминает несколько изб, поставленных друг на друга. Почти все комнаты в жилых покоях одинаковы, каждая с традиционными для изб тремя окнами. Только самый верхний этаж — Златоверхий теремок — состоит из одной светлой комнаты.

Золотая решетка расположена ныне при входе в помещение, которое прежде было открытой площадкой перед Золотым крыльцом

В жилые покои, расположенные на четвертом ярусе теремов, до конца XVII века не входил никто, кроме царя и его семейства. Сначала лестница выводит на Верхоспасскую площадку, огороженную знаменитой Золотой решеткой.

Поскольку мало кому из россиян посчастливилось наблюдать решетку вблизи, возникла легенда, что она отлита из обесценившихся медных денег, изъятых Алексеем Михайловичем в 1662 году из обращения, чтобы остановить Медный бунт. (Такой оригинальный способ борьбы с инфляцией.

) На самом деле она мастерски выкована из железа и позолочена. Издали на ней виден растительный орнамент, а вблизи — фантастические рыбы, птицы и чудища.

За решеткой находится крыльцо с изваяниями двух львов по сторонам. Львы держат щиты с вензелем Николая I, поскольку при нем произошла перестройка, и крыльцо, бывшее раньше снаружи теремов, оказалось во внутреннем помещении.

Оно называется Золотым, потому что когда-то примыкало к Золотой палате, где делали церковную утварь.

Из арки над лестницей крыльца свисает гирька в виде львиной головы, держащей во рту яблоко (это символизирует хранение дворцовых тайн).

Первая комната с низкими сводами и изразцовыми печами называется Передней и расписана изображениями святых царей и князей — Константина и Елены, князя Владимира и княгини Ольги.

Старинные изразцы на печах за сотни лет не изменили своей яркости, по сегодня секрет их изготовления утерян.

Здесь бояре ожидали прихода царя, а потом шли следом за ним в Крестовую палату и рассаживались по лавкам согласно своей родовитости.

В Крестовой палате с утра царь брал благословение священника, а днем, сидя на троне, обсуждал государственные дела. Иногда принимал здесь и послов, но только от христианских держав. До 1918 года в палате сохранялись два ларца с историческими грамотами — об избрании на царство Михаила Федоровича (1613 год) и об установлении в России патриаршества (1589 год).

Убранство Золотой (Престольной) палаты в XIX веке

Далее — третья комната, которая в XVII веке именно так и называлась — комната, но не простая, а Золотая. В современном смысле это кабинет, хотя и особенный, каких теперь не встретишь. Двери его были обтянуты золоченой кожей с изображениями растений и зверей.

В левом переднем углу близ окна — царский трон. Перед ним ковер, вышитый царевнами. Стены расписаны золотом по ярко-красному фону. Посреди свода изображен Спаситель на престоле, вокруг него — вселенские и московские святители. По периметру стен — гербы российских царств и земель.

Здесь решали наиболее деликатные вопросы, например о лишении Никона патриаршего сана. Иногда царь угощал в кабинете самых близких бояр, а в другое время кормил нищих и «своих» богомольцев. Эти богомольцы жили возле хором на полном содержании.

Ведя благочестивую жизнь, они иногда проживали до ста лет и более.

Из Челобитного окошка когда-то опускался ящик, в который клали челобитные (прошения) царю

У Золотой комнаты есть еще интересная деталь. Ее среднее окно, возле которого и стоял царский трон, выходит во внутренний двор на так называемую Боярскую площадку (или Постельное крыльцо) и отмечено на фасаде резным белокаменным наличником с двуглавым орлом. Оно называется Челобитным — отсюда на веревке опускали ящичек, в который клали прошения напрямую царю (челобитные).

Четвертая комната — опочивальня, то есть спальня. По стенам — медальоны с трогательными сюжетами Рождества св. Иоанна Предтечи, Спасителя, св. Николая Чудотворца во младенчестве и др.

Русский царь почивал на небольшой резной кровати с занавеской из китайского шелка и пологом у изголовья, на котором по-гречески вышиты «волшебные» слова из 44-го псалма пророка Давида. Этот псалом юный оруженосец пел перед царем Саулом, снимая его хандру и усталость.

Под опочивальней находится «мыленка», иначе — баня или душевая, куда можно было спуститься по витой лесенке. Пол и стены ее для водонепроницаемости были опаяны свинцовыми плитами.

Изразцовая печь в Золотой (Престольной) палате

Боковая дверь ведет в Молельную.
На стене — два золоченых киота с древними иконами, крестами и панагиями, принадлежавшими Алексею Михайловичу. На аналое, возле которого молился царь, лежало рукописное Евангелие XIV века.

В оконных рамах двух соседних комнат сохранилась слюда — «русское стекло». Говорят, здесь размещался буфет, где среди прочего имелись мальвазия и рейнское — любимые вина Михаила Федоровича и Алексея Михайловича.

Вполне вероятно, что ими они и потчевали своих бояр.

Из сеней можно пройти к узкой витой лестнице, которая ведет на последний, пятый ярус, в Златоверхий теремок. Это одна большая палата на плоской крыше Теремного дворца, окруженная галереей.

С запада к ней пристроена так называемая Смотрильная башенка с разноцветными стеклами в старинных окнах.

Резные украшения для забавы царевичей и царевен изображают сказочных и мифологических существ — кентавров с луками, силенов с хвостами и копытами, попугаев в гроздьях винограда и тому подобное.

Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника

В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.

Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой — самое позднее в семь утра.

В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день.

Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест.

После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.

Убранство Крестовой (Думной) палаты

Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало — просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня.

В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов.

Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане — по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.

Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.

Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году

После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень — самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела.

Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате.

После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.

Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь.

Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но — в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I.

При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.

Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце

Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/teremnoj-dvorets

Царский быт. Парадные царские палаты

Теремной дворец Московского кремля
mos_kremlolga74ru
Дворцы русских самодержцев исстари отличались роскошью и великолепием убранства, обилием золота в оформлении интерьеров.
Большой Кремлёвский дворец архитектора Константина Андреевича Тона, сооружённый в 1849 г.

как московская резиденция императора Николая I, достойно продолжил эту традицию. Включённые в его состав древние дворцовые палаты — Грановитая XV в., Золотая Царицына XVI в.

, Терема XVII столетия — своим образным строем как будто предопределили обращение к золоту в архитектурно-декоративных решениях нового дворца.
 
Грановитая палата. Красное крыльцо 

Грановитая палата. 

Грановитая палата. 

Грановитая палата (1487-1491 гг.) прежде именовалась Большой золотой, поскольку настенные росписи, покрывавшие стены и своды, были выполнены по золотому фону.

Солнечно-жёлтая сусальная позолота светится на резных белокаменных порталах палаты и Святых сеней, примыкающих к ней. Грановитая палата — тронный зал русских государей — предназначалась для официальных и торжественных церемоний.

Золотом сиял и парадный приёмный зал русских цариц. Не случайно с конца XVI в. за ним утвердилось название Золотой Царицыной палаты.

Царицына палата (три окна под желтым сводом) 

Царицына палата (рисунок) 

Царицына палата (рисунок) 

Роскошно убранство «зело чудных палат» — Теремного дворца, построенного для царя Михаила Фёдоровича Романова. Мастера использовали практически все известные материалы, изобразительные мотивы и, конечно, золото.

Теремной дворец 

Теремной дворец. Золотое крыльцо 

Теремной дворец. Вход 

Теремной дворец. Приемная 

Теремной дворец. Круглая печка 

Золотая решётка на Верхоспасской площадке, Золотое крыльцо на переднем каменном дворе, золотые «травные» узоры и геральдические гербовые изображения на стенах царского кабинета в теремах, золото резных деревянных иконостасов в теремных церквах и лучистое сияние 11 золотых куполов с красивыми ажурными крестами.

Теремной дворец. Царский кабинет 

Древние царские дворцы всегда представляли комплекс разнообразных многоликих строений. Следуя традиции, К. Тон создал новый архитектурный ансамбль также как группу зданий — компактную и удобную. Ключевым звеном в соединении сохранившихся старых палат с новым дворцом стал Владимирский зал, возведённый на месте открытой Боярской площадки.

Владимирский зал 

Большой Кремлёвский дворец вполне оправдывает своё название. В нём около 700 различных помещений. Длина главного, южного фасада, обращённого к реке Москве, — 125 м, высота здания — 40 м.

На втором этаже дворца расположены главные парадные залы, посвящённые важнейшим орденским наградам России и в их честь получившие свои названия, — Андреевский, Александровский, Георгиевский, Владимирский, Екатерининский. В декоре каждого зала использованы изображения знака ордена, его звезды с девизом и учтены цвета орденских лент. Андреевский зал — главный тронный зал дворца.

Перед взором входящего он представал ослепительно роскошным, изобилующим изощрённой лепниной и золотом, в мерцании полированного белого искусственного мрамора, в лазури фонов (голубой — цвет орденской ленты), в торжественной нарядности декора из гербов и орденских эмблем. Судьба зала драматична. В 1932-1934 гг.

его вместе с соседним Александровским залом, посвящённым ордену Александра Невского, полностью перестроили и преобразовали в единый зал заседаний Верховного Совета СССР. В результате залы утратили своё архитектурное и декоративное убранство.

Андреевский зал 

В 1999 г. Андреевский и Александровский залы были воссозданы по чертежам, обмерам, эскизам и акварелям XIX в. и вновь обрели первоначальный облик.

Сейчас в полной мере можно руководствоваться описанием этих великолепных залов из книги Сергея Петровича Бартенева «Большой Кремлёвский дворец. Указатель к его обозрению» 1911 г.: «Александровская зала с розовыми под мрамор стенами, вся сверкающая золотом, устроена в честь ордена Св.

Александра Невского… В золотых барельефах купола и арок — знаки ордена; по углам в куполе и над дверьми государственные орлы с императорской короной. Между витыми золочёными колоннами — гербы губерний и областей России.

По бокам дверей и между окнами — золочёные арматуры, состоящие из древних вооружений славян… мерцание позолоты в орнаментах и повсюду создают «почти варварское изобилие блеска».

Александровский зал 

Аванзал Большого Кремлёвского дворца, к которому ведёт парадная лестница, предваряет вход в самый большой зал » Георгиевский. Он посвящён высшей воинской награде дореволюционной России » ордену Святого Георгия, учреждённому Екатериной II в 1769 г.

Архитектурный облик и декоративное оформление зала отражают идею прославления воинского героизма и подвига. Громадные размеры (17,5x61x20,5 м), благородная белизна стен и свода, золото светильников создают атмосферу торжественного величия.

Мемориальный характер зала подчёркивают многократное повторение изображений Георгиевского креста и звезды с девизом «За службу и храбрость», высеченные золотом названия отличившихся воинских частей и имена георгиевских кавалеров.

Георгиевский зал 

Неповторимое своеобразие парадному залу придают мраморные изваяния, помещённые над витыми колоннами вдоль длинных стен. Эти статуи аллегорически изображают земли и царства, вошедшие в состав России с XV по XIX в. Они созданы известным русским скульптором Иваном Петровичем Витали.

Обилие лепных, резных и скульптурных украшений, богатство золочёной бронзы в изумительных люстрах и больших каминных часах, многоцветье драгоценного наборного паркета, выполненного по рисунку академика Фёдора Григорьевича Солнцева более чем из 20 редких пород дерева, усиливают впечатление торжественности и величия.

Рядом с Георгиевским расположен сравнительно небольшой Владимирский зал. Квадратный (16×16 м), со срезанными углами, он перекрыт 16-гранным куполом, густо декорированным вызолоченной орнаментальной лепниной, растительными узорами, орденскими знаками (крест и звезда с девизом «Польза. Честь. Слава»). Купол Владимирского зала интересен и как образец удачного конструктивного решения.

Для облегчения веса и улучшения акустических свойств он сложен из пустотелых керамических горшков. Этот приём был известен русским зодчим ещё в XII в.

Владимирский зал. Центральная люстра 

Екатерининский зал дворца назван в честь ордена Святой Екатерины, учреждённого Петром I в 1714 г. Единственный женский орден в статуте российских наград имел вид креста с овальным золотым медальоном и эмалевым изображением святой Екатерины.

Стены зала затянуты светлым серебристым муаром и украшены крупными декоративными медальонами ордена. В насыщенный резной орнамент богато вызолоченных дверей также включены и орденские знаки. Екатерининский зал был тронным залом императриц.

За ним располагаются комнаты Парадной половины дворца.

Екатерининский зал 

Парадная гостиная — это роскошно обставленная комната с высоким сводчатым потолком, расписанным цветочным орнаментом. Стены затянуты зелёной с золотом узорной парчой. Такой же парчой обтянута мягкая позолоченная мебель.

В убранстве гостиной большую роль играют фарфоровый торшер-цветник (на 66 рожков) с вазами для живых цветов и два канделябра в японском и китайском стилях. Они выполнены на знаменитом Императорском фарфоровом заводе в Петербурге.

Несомненной достопримечательностью Парадной гостиной являются высокие зеркальные двери из палисандрового дерева, искусно инкрустированные бронзой, панцирем черепахи, перламутром.

Парадная гостиная 

Замыкает Парадную половину Парадная опочивальня. Она решена как классическая дворцовая спальня с обязательным альковом, выделенным двумя колоннами-монолитами серо-зелёного мрамора с золочёными коринфскими капителями.

Стены комнаты расчленены пилястрами, отделанными тем же мрамором. Простой по форме камин облицован яшмой глубокого тёмно-зелёного цвета с редким дымчато-голубым нацветом.

Как и все дворцовые камины, его украшают нарядные золочёные бронзовые канделябры и часы.

Парадная опочивальня 

Парадная опочивальня 

Теремной дворец. Царская приемная  

mos_kremlhitroa

Панорама Замоскворечья с колокольни Ивана Великого. Михаил Петрович Кудрявцев. Бумага, акварель.

Ближний план панорамы образуют постройки, стоящие вдоль южной бровки Кремлёвского холма. Справа от центра панорамы – главы Архангельского собора. Влево от него располагается комплекс Приказов, увенчанный десятиглавием церквей Святого Александра Невского и Святых Михаила и Фёдора Черниговских.

Правее Архангельского собора стоят: Государева Казна, Благовещенский собор и Государев дворец. Внизу видна южная стена Кремля.

За Москвой-рекой раскинулся Большой Государев сад, или Царицын луг, между Москворецким (слева) и Всехсвятским (справа) мостами. В саду стоит церковь Св. Софии премудрости Божьей.

Вдали за храмами и усадьбами замоскворецких слобод проходит деревянная стена Скородома, а дальше до горизонта видны пригородные слободы, сёла и монастыри.

Page 3

Источник: https://mos-kreml.livejournal.com/59630.html

Теремной Дворец в Московском Кремле — чудо русской архитектуры XVII столетия

Теремной дворец Московского кремля

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1636 год
Координаты: 55°45'02.3″N 37°36'55.8″E

 

Краткая история

Архитектурные особенности

Четыре палаты царских покоев

Церкви и иконы Теремного дворца

Дворцы Московского Кремля

Теремной Дворец на карте

Краткая история

Россия — огромная страна, и в каждом её уголке всегда найдутся вещи, интересные взгляду любознательного путешественника. Но особое место для приверженцев исторических экскурсов занимает столица Российской Федерации — Москва.

К одной из красивейших достопримечательностей российской столицы по праву относится Теремной дворец входящий в комплекс строений, известных как Московский Кремль. Теремной дворец был возведен в первой половине XVII столетия (закончен в 1636 году) 4-мя авторитетными в то время мастерами-архитекторами: Огурцовым, Константиновым, Шарутиным и Ушаковым.

Однако при постройке Теремного Дворца использовались и сохранившиеся части старых строений — в частности, царские палаты, созданные ещё для Ивана 3-го, и Мастерские палаты ХVI века. Открытая площадка, окружающая терема по периметру, образовалась по причине отступа в их надстройке на основание стен предыдущего строения.

Архитектурные особенности Теремного дворца

Особую прелесть придаёт Теремному дворцу способ его постройки — ярусная ступенчатая композиция с открытыми лестницами и причудливыми крылечками.

Интересно, что многие архитектурные решения, которые были использованы при создании Теремного дворца, в дальнейшем часто использовались для возведения и других зданий в истории российского зодчества.

Например, широко известное Верхнее Золотое крыльцо со спаренными арками и как бы увенчанное шатром стало прообразом исконно русского интерьера.

Снаружи Теремного дворца также есть на что посмотреть! Фасад Теремов заслуживает самого пристального внимания — чего стоят белокаменные наличники с искусной резьбой и подвесными гирьками, или карнизы, в оформлении которых были использованы красивейшие многоцветные изразцы. На изразцах отчетливо видны изображения, включающие в себя растительные орнаменты и элементы геральдики (разные звери и птицы).

Отлично сработана и декоративная резьба, украшающая порталы входов. В простенки между окнами для большей красоты русскими архитекторами были введены декоративные пилястры — правда, служат они только для украшения и не являются несущими элементами конструкции Теремного дворца.

Золотое (Красное) крыльцо

Четыре палаты царских покоев

Второй этаж Теремного дворца занимают царские покои. Всего их четыре. Это относительно небольшие палаты, примечательными архитектурными элементами которых являются сомкнутые своды с рапалубками.

Каждая палата имеет свое название:

  • Проходные сени
  • Гостиная (Думная) комната
  • Престольная
  • Опочивальня

Древнее искусство изготовления интерьеров из дерева здесь ещё даёт о себе знать — например, так были созданы деревянные хоры.

Проходные сени

При постройке хоров использовался прием, часто применяемый в русской деревянной архитектуре — по способу соединения раздельных клетей. Причудливый растительный орнамент украшает своды и стены палат. Когда-то над созданием орнамента трудился архитектор Ушаков, нынешние изображения созданы относительно недавно, в XIX столетии по рисункам, предложенным Т.А. Киселевым и Ф.Г. Солнцевым.

Церкви и иконы Теремного дворца

В архитектурный ансамбль Теремного дворца вошли и другие строения, делающие его по праву одним из важнейших исторических памятников русской архитектуры ХVII века.

Например, в западной части Теремного дворца расположен храм Рождества Богоматери «на Сенях». Храм неоднократно перестраивался.

Из примечательных особенностей — практически полностью сохранившаяся белокаменная четырехстолпная церковь.

Гостиная (Думная) комната

Постройка этой церкви была осуществлена в конце XIV века по приказу княгини Евдокии, вдовы небезызвестного князя Дмитрий Донского. Эта церковь относится к одним из самых древних сооружений, входящих в Московский Кремль и хорошо сохранившихся до наших дней.

На территории Теремного дворца имеется ещё ряд церквей: церковь Екатерины (построенная Дж.Талером в 1627 году), сооруженная над ней церковь Воскресения Словущего и так называемая Распятская церковь.

Кровля с майоликой и расписанными крестами, под которой объединены 3 церкви — Распятия, Спаса и Воскресения Словущего были выполнены монашествующим старцем Ипполитом, знаменитым резчиком того времени.

Кстати, древнее деревянное распятие, установленное в молельне Распятской церкви, тоже является работой Ипполита.

Престольная комната

Домовая церковь на мужской половине Теремного дворца была построена в 1636 году, когда постройка всего комплекса была практически завершена.

Церковь осветили в честь «Нерукотворного Спаса» (считается, что изображение Спаса появилось само, без участия человека), а чуть позднее церковь стала называться по-новому — Верхоспасским собором. Над храмом работали те же самые 4 архитектора, которые строили весь комплекс Теремного дворца.

Стенопись, которую можно увидеть в соборе, была создана на 30 лет позже, начиная с 1660 года. Иногда собор называют «Спасом за золотой решеткой» и вот почему. Дело в том, что Верхоспасский собор и Теремной дворец решили разделить решёткой — не золотой, конечно, а из железа.

Однако позолота, которой покрыта решетка, нанесена столь аккуратно и тщательно, что многие думают, что она действительно из золота! В церкви Распятия Теремного дворца есть очень красивый и монументальный иконостас.

Опочивальня

Его иконы выполнены на шелковой ткани в технике аппликации. Автором икон является известный мастер Оружейной палаты Василий Познанский. В Верхоспасском соборе также есть иконостас, выполненный в XVIII веке в барочных формах.

Однако в нижнем ряду иконостаса Верхоспасского собора находятся иконы ещё более древние, работы мастеров XVII века: это и «Сотник Лонгин», «Федор Стратилат» и «Спас Нерукотворный» с 20-ю клеймами на тему жития святых.

Иконостас церкви Воскресения Славущего выполнен из дерева и украшен резьбой с позолотой. А часы, которые украшают храм, это подарок шведского короля Карла 9.

Теремной Дворец в Московском Кремле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/574-teremnoj-dvorets

Планировка Теремного дворца

Первый цокольный этаж имеет два уровня и практически полностью отведён под всевозможные хозяйственные помещения, а также под личные покои царицы и наследников.

Тут размещались мастерские серебряников и ювелирных дел мастеров, оружейников, чеканщики, кружевницы и т.д. Интересно, что именно здесь на 100% изготавливался гардероб царской семьи.

Мастерицы кроили, а потом вручную расшивали повседневную и парадную одежду золотым и серебряным шитьём, жемчугом, драгоценными камнями.

Наибольший интерес вызывают четыре палаты на четвёртом этаже:

  • Проходные сени — тут по утрам бояре ожидали приёма у царя.
  • Гостиная (Думная) комната, где собирались царь с боярами для обсуждения самых важных государственных дел, а изредка принимались иностранные послы. Примечательно, что христиане попадали сюда через Благовещенский собор, а вот для представителей остальных конфессий была предусмотрена отдельная лесенка.
  • Престольная или Золотая Палата — она же царский кабинет и малый тронный зал, где находится кресло, покрытое красным бархатом, а в XVIII веке в шкафах и на полках стояла золотая и серебряная посуда, сейчас хранящаяся в Оружейной палате. Поверхность стен и потолка, и даже обитые кожей двери расписаны золотом. Среднее окно оборудовано специальным ящиком, куда каждый мог положить свою челобитную царю.
  • Опочивальню, где находилась кровать царя, посещал только сам государь, тогда как царевны и царица жили отдельно.

Кроме этих помещений на этаже есть ещё своя церковь, молельня с иконами XVI века в золотых и серебряных окладах, портретный коридор, буфетная. А вот пятый — самый верхний этаж отведён под покои царевича. По одной из версий, здесь 30 мая 1672 года родился Пётр I, а в дальнейшем воспитывался и обучался.

Современный облик дворца

К сожалению, первозданный вид внутренних покоев в Теремном дворце до наших дней не сохранился — виной тому многочисленные пожары. Порой уцелевали только каменные стены, а всё содержимое палат, включая драгоценные фрески и деревянные кружева, полностью уничтожалось огнём.

В XIX веке проводилась одна из последних масштабных реконструкций, в ходе которой росписи восстанавливались по сохранившимся со времён Алексея Михайловича рисункам.

Тогда же происходило строительство Большого Кремлёвского дворца, который архитектор Константин Тон объединил с Теремным.

Своё значение резиденции русских царей дворец утратил после возникновения Санкт-Петербурга, куда при Петре I была перенесена столица государства. С этого момента внутренние помещения и даже внешние пристройки многократно перестраивались в соответствии со своими назначением на конкретный момент. Последняя масштабная реконструкция и реставрация были проведены в 1992 году.

Как попасть на экскурсию?

Свободного посещения для горожан и туристов нет. Попасть на экскурсию можно только в составе группы, допущенной к посещению Большого Кремлёвского дворца с разрешения комендатуры Кремля.

В настоящее время Теремной дворец является частью резиденции Президента РФ.

Попасть на такую экскурсию — большая удача и гарантированные незабываемые впечатления от сказочного убранства резиденции русских царей.

Теремной дворец на карте Московского Кремля

Источник: https://trave-l.ru/moskovskij-kreml/teremnoj-dvorec/

arhiv_palat

Теремной дворец Московского кремля
arhiv_palatmozhav

Жилые и парадные палаты Государева двора в Кремле в конце 17 столетия. Наложение обмерного чертежа середины 18 в. на современную подоснову.

План на уровне подклетов, цветом выделены вышерасположенные объёмы основных  дворцовых корпусов без галерей и пристроек (хотя в ряде случаев, особенно в отношении палат Натальи Кирилловны, сложным образом сраставшихся с Теремным дворцом, отделить основное довольно сложно). А1 — Грановитая палата и Святые сени, 1487-91.

А2 — Золотая (Средняя) палата, 1499-1508, ср.16в.А3 — Набережная (Ответная) палата, 1499-1508.А4 — Постельные палаты, 1499-1508.А5 — Разстригинские палаты (Хоромы царевичей?), 16-н.17вв.?.А6 — Запасной дворец, 1601-03.А7 — Теремной дворец, надстроен на сводах Постельных палат в 1635-36.А8 — Дворец Натальи Кирилловны, 1671-79 с пристройками.

А9 — Комнаты царевен, 1683.А10 — Науголные царицыны палаты, ср. 1680х.А11 — Особые Государевы покои (Светличные палаты?), надстроены на Сытном дворце в 17в.

Подробнее обо всех поименованных — на «Архнадзоре», будьте любезны.

arhiv_palathitroa
Государев Теремной дворец Московского Кремля за время своего существования не раз менял свой красочный строй. При Николае Первом он был выкрашен по проекту Академика Солнцева. Местами сохранились следы от его покраски — разноцветная резьба на светлом фоне. Видно, что дворец был выкрашен иначе, чем сейчас даже по чёрно-белой фотографии. В Советское время наличники стали красить в белый цвет, а стены — в красный. Также была выкрашена и крыша,хотя в старых описях и ист. литературе встречается название «златоверхий терем», из чего значит, что верх был золочёным. Расчистки красочных слоёв резных наличников показывают, что резьба исторически была разноцветной. Находили на ней даже следы позолоты. Проблема только в том, что от одного поновления, к другому цвета накладывались по-разному и трудно установить теперь, как красили первоначально. Реставраторы Моспроекта-2 предложили свой проект покраски фасадов Теремного дворца в рамках грядущей его реставрации. Проект был показан на выставке Арх Москва — 2009.

Благодарю за предоставленные фотографии aromus 

1. Главный фасад. Проект реставрации.

( +11 )

arhiv_palatmozhav
Наверное, самое высокое жилое здание древней Руси — пять этажей плюс подвал! Верхние три, с великолепным крыльцом, ныне спрятанным внутри Тоновской обстройки, построены как жилые покои Михаила Фёдоровича. А то, что под ними, имело в литературе довольно беспонтовое название Мастерских палат. На самом деле оно позднее, изначально это Постельные хоромы, выстроенные итальянцами в 1499-1508. То есть Терема — полностью сохранившиеся покои, в которых проживали князья и цари на протяжении двух столетий. (Правее в разрезе корридоры, пристроенные с севера в 19 веке).

( Читать дальше… )

arhiv_palatdinya_ss
Интересно, в Теремном дворце много сохранилось?Фотограф И. Ф. Барщевскийдата съемки 1881-1896Интерьер Грановитой палаты в Кремле (построена в 1487-1491 гг. итальянскими зодчими Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари)

( Смотреть дальше… )

arhiv_palatdinya_ss
Посмотрев сообщество не заметил их выложенными…Фотограф И. Ф. БарщевскийВид на Теремной дворец (Терема) в Кремле (построен в 1635-1636 гг.каменных дел подмастерьями Баженом Огурцовым,Антипом Константиновым,Трефилом Шарутиным,Ларионом Ушаковым)

( Смотреть дальше… )

arhiv_palata_dedushkin
Теремной дворец. Южный фасад.Первые каменные жилые покои в царском дворце, позднее названные Теремным дворцом, были построены в 1635-1636 гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в 1499-1508гг. и надстроенные над ним во второй половине ХVIв. Мастерские палаты. В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

( Пожалуйста, далее )

Источник: https://arhiv-palat.livejournal.com/tag/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики