Vigoda

Театральный музей имени Бахрушина

Театральный музей имени А.А. Бахрушина: история, фото и видео

Театральный музей имени Бахрушина

Театр – это особый вид искусства, объединивший черты литературы, хореографии, музыки, вокала, художественно-прикладных направлений. Несмотря на бурное развитие кинематографа и других зрелищных видов искусств, театр имеет множество поклонников. Один из горячих театралов стал основателем знаменитого музея, который сегодня известен, как театральный музей им. Бахрушина в Москве.

Московский промышленник А. А. Бахрушин был горячим поклонником театра. Он являлся известным меценатом и собирателем различных памятных предметов, связанных с театром и известными актерами.

Коллекция постепенно разрасталась, и её хозяин решил, что стоит сделать свое частное собрание редкостей общенациональным достоянием.

Поэтому в 1894 году он открывает музей, в котором представлены разнообразные экспонаты: эскизы театральных декораций, костюмы разных героев, афиши, уникальные части декораций, редкие издания книг, посвященных театру.

Экспонаты попадали в музей разными путями. На первом этапе большинство вещей приобреталось самим Бахрушиным. Алексей Александрович ездил по стране, находя уникальные театральные раритеты.

Бывая за границей, он обязательно выделял время на посещения антикварных магазинов и развалов, где всегда можно было обнаружить уникальные вещи.

Так, в коллекции появился набор старинных итальянских театральных масок, редкие музыкальные инструменты, личные вещи, принадлежащие известным театральным актерам и пр.

Со временем же основным источником пополнения коллекции стали дары, преподносимые театральными деятелями. Актерам и режиссерам пришлась по вкусу идея собрания театральных редкостей, поэтому они с удовольствием присылали редкие фото с автографами, уникальные афиши, эскизы и прочие интересные вещи.

Популяризации идеи собрания коллекции для музея театра способствовали и регулярно проводимые вечера в доме Бахрушина, на которые приглашался весь театральны бомонд того времени. На эти вечера приходили самые знаменитые актеры и режиссеры. И редко кто из гостей появлялся с пустыми руками. А приносимые дары все больше пополняли коллекцию театральных раритетов.

В 1913 году частный музей был передан под патронаж Академии наук России. После известных событий 17 года музей, как ни странно, не закрылся, а был переведен в ранг государственного. Более того, его основатель был назначен директором с правом пожизненного сохранения должности.

Фонды хранения активно пополнялись и в советское время, к 1990 году в запасниках хранилось более миллиона экспонатов, к настоящему времени фонды хранения увеличились еще на 50%.

Основная часть коллекции выставлена в бывшем доме основателя, находящимся в Замоскворечье. Этот дом был построен в конце XIX века, проке его постройки разработал архитектор К. Гиппиус.

Особняк одноэтажный, построен в стиле ранней английской готики. Обращает внимание входная группа дома, выполненная в форме квадратной башни с шатровой крышей. Еще одной интересной деталью является крупное окно с аттиком, расположенное на фасадной стене дома.

Наружное оформление особняка сохранилось неплохо, а вот внутренние интерьеры сильно пострадали от времени. В наши дни в первозданном виде хорошо сохранился только интерьер фойе и некоторые элементы декора кабинета. Остальные детали подвергались переделкам.

Со временем музей становился все больше. В наши дни работает одиннадцать филиалов, расположенных в домах и квартирах, в которых проживали известные театральные деятели.

Одним из первых открылся филиал музея Бахрушина на Малой Ордынке, это дом-музей знаменитого драматурга Островского. Открыт он был в родительском доме драматурга. Коллекция состоит из личных вещей семьи Островских и знаменитых театральных деятелей, которые были вхожи в этот дом. На территории этого филиала расположена Театральная галерея.

Другие филиалы музея

  • дом Ермоловой, расположенный в особняке XVIII века. В нем актриса прожила почти сорок лет;
  • квартира Мейерхольда, расположенная в «Доме артистов»;
  • квартира семьи Менакеров-Мироновых;
  • квартира великой балерины Улановой;
  • мастерская Боровского – известного театрального художника;

Фонды музея располагают разнообразными экспонатами. Вся коллекция разделена на отделения:

  • архивно-рукописное, в котором представлено собрание уникальных документов;
  • декорационно-изобразительное отделение содержит собрание костюмов из театральных постановок, фрагменты декораций, портреты актеров, их скульптурные изображения;
  • отделение фотографий содержит более полумиллиона экспонатов. В нем можно найти фотографии актеров в разных образах фото сцен из спектаклей, портреты театральных деятелей;
  • отделение афиш – это самая многочисленная часть собрания, в нем представлены афиши к различным спектаклям, которые ставились в русских театрах в XIX-XX веках;
  • вещевое отделение хранит в своих фондах предметы, связанные с театром. Тут представлены вещи корифеев театра, награды, предметы прикладного искусства и пр. Большая часть экспонатов была собрана основателем;
  • отделение кино и аудиоматериалов представляет коллекцию грампластинок, записи на магнитофонной ленте и дисках. записи представлены редкими кадрами из спектаклей, а также кинохроникой, относящейся к творчеству известных театральных деятелей;
  • библиотечное отделение представляет коллекцию редких изданий книг, связанных с театром;
  • отделение детских театров является самым молодым, оно основано в 2008 году.

Работа музея

В музее ведется активная просветительская и научная работа. Выставки периодически обновляются, проводятся творческие вечера, посвященные творчеству выдающихся личностей.

Посетителям предлагается разнообразная программа экскурсий:

  • Обзорная. Позволяет получить общее представление о коллекции.
  • Российский театр девятнадцатого века. Данная программа посвящена творчеству выдающихся деятелей русского театра – драматургов, режиссеров, актеров.
  • Рождение русского театра. Программа посвящена рождению профессионального театра в России. Посетители узнают об актерской группе Волкова, появившейся в Ярославе в конце XVII века, о первом театральном училище, основанном в Шляхетском корпусе, о судьбе первых русских артистов.
  • Традиции меценатства в России. Эта программа посвящена людям, которые любили и поддерживали театр. Экскурсия охватывает практически все залы театра.
  • Мир русской оперы. Программа посвящена оперному искусству и его развитию в России. Посетители смогут услышать и увидеть фрагменты из знаменитых оперных постановок.

Вошло в традицию ежегодно отмечать ночь музеев, посвященную международному профессиональному празднику музейных работников. В 2015 году праздничная ночь проходила с 16 на 17 мая и была посвящена семидесятилетию Великой Победы.

Праздничные мероприятия проводятся, как в основном зале, так и на территории филиалов. Посещение экспозиции в праздничную ночь бесплатное, однако, на мероприятие в ряд филиалов можно попасть только по предварительной записи.

В помещении музея регулярно проводятся вечера и лекции, посвященные разным темам. На таких вечерах демонстрируются экспонаты, которые, обычно, хранятся в фондах, и в основной экспозиции не демонстрируются. Пересъемка отдельных экспонатов возможно по предварительному согласованию с администрацией.

Полезная информация

Адрес основного здания: улица Бахрушина 31/12. Гостям города, не знающим, как добраться до здания музея, стоит воспользоваться метро. Выйти нужно будет на Павелецкой и немного пройти пешком.

В рабочие дни часы работы с полудня до семи часов вечера. В зимнее время выходной во вторник, в летнее – в понедельник и вторник. Санитарный день – последний понедельник месяца.

Стоимость полного билета составляет 100 рублей, студенты оплачивают половину стоимости, дети и пенсионеры приобретают льготный билет стоимостью 30 рублей. Вход в залы разрешен только в бахилах, их можно принести с собой или купить на месте за 10 рублей. На посещение мероприятий, проводимых в музее можно приобрести абонемент.

Бесплатное посещение экспозиции предусмотрено в праздничные дни:

  • День охраны культурных памятников – 18 апреля;

Источник: https://fiestino.ru/publ/vokrug_sveta/muzei/teatralnyj_muzej_imeni_a_a_bakhrushina_istorija_foto_i_video/8-1-0-213

Театральный музей имени А. А. Бахрушина

Театральный музей имени Бахрушина

Театральный музей Бахрушина, созданный промышленником и заядлым театралом в конце XIX века – крупнейшее в своем роде собрание.

Основатель его Алексей Александрович Бахрушин руководил музеем до своей кончины и при царе, и при советской власти.

Здесь собрано множество экспонатов, иллюстрирующих историю театра в России и европейских странах, и посещение хранилища интересно не только любителям театра, но и всем любознательным людям.

Состоятельный человек, А.А. Бахрушин предполагал разместить свою коллекцию в собственном жилище, которое и строилось с учетом этого намерения.

Концепция здания разрабатывалась архитектором Карлом Гиппиусом при активном участии заказчика, у одноэтажного особняка был предусмотрен цокольный этаж для экспонатов.

Само здание, выполненное в псевдоготическом стиле, является памятником русского зодчества.

Обширный круг знакомств и связей Бахрушина в театральных кругах позволил быстро пополнять собрание все новыми экспонатами, и они постепенно стали заполнять все подсобные, а затем и жилые помещения. Владелец стремился сделать коллекцию общедоступной, однако городская Дума от такого презента отказалась со ссылкой на большие хлопоты с подобными учреждениями на примере Третьяковской галереи.

Приняла собрание Академия наук, и только в 1913 году, а большевики после прихода к власти сделали государственным музеем. По предложению самого Ленина основатель стал его пожизненным директором и оставался таковым до кончины в 1929 году.

Наибольшее количество экспонатов прибывало именно при советской власти, что объяснялось национализацией множества других частных коллекций и передаче их музею Бахрушина благоволившей к заведению большевистской властью. Однако велико и количество предметов и вещей, приобретенных и полученных в дар самим Бахрушиным при всех властях.

В память об этих заслугах обрели сохранность на долгие годы не только предметы коллекции, но и личные вещи и изображения основателя музея, выставленные на самых видных местах.

Начало осмотра музея Бахрушина

Приподнятое над землей расположение жилого этажа заставило предусмотреть парадную лестницу. Она выводит на середину жилого этажа, где посетителей встречает высокая арка входа в залы.

Сама лестница выполнена с каменными ступенями и ограждениями из ценных древесных пород, украшенными искусной резьбой. У входа в первый зал установлены информационные стенды, знакомящие с расположением постоянных разделов и временных выставок.

Еще с нижних ступеней лестницы внимание привлекает узорчатый потолок помещения. Поднявшись, можно разглядеть этот элемент здания более внимательно. Перекрытие выполнено из продольных и поперечных деревянных балок, образующих правильные рельефные прямоугольники.

Узорчатая роспись своеобразным орнаментом, несущим восточный колорит, выполнена в достаточно скромных тонах, не перебивающих прелести деревянных деталей.

Восходящее направление световых потоков, обусловленное конструкцией плафонов люстры, делает потолок самой яркой частью интерьера.

В образованном у верхней части лестницы холле расположены почтенного возраста витрины, посвященные  создателю музея Бахрушина, его семейству и истории создания театрального собрания редкостей.

Первоначально это были буфеты, которые изобретательный хозяин приспособил для выставочных целей. Здесь демонстрируются фотографии и официальные документы, свидетельствующие о статусе музейного собрания, полномочиях его основателя и директора.

В интерьере холла, по дизайну оформления похожем на католический собор, эти подсвеченные витрины выглядят уместно и привлекательно.

Кабинет руководителя

Одним из самых примечательных залов музея Бахрушина безусловно следует признать кабинет руководителя. Сформировавшийся в нем интерьер отражал пристрастия самого Алексея Александровича. Экспонаты являются подлинными произведениями высокого искусства.

Живописные полотна на холсте и карандашные рисунки на бумаге, скульптурные работы запечатлели многих артистов и режиссеров российского театра. Здесь выставлены подлинные картины Брюллова, Кипренского и Репина, многих других известнейших мастеров живописи.

Письменный стол в кабинете более похож на выставочную площадку, нежели на рабочее место, и в действительности руководство музея Бахрушина располагалось в другом здании. На столешнице размещены раритеты, которые были наиболее  дороги многолетнему хранителю сначала частного собрания, а затем центрального государственного музея.

Все экспонаты имеют индивидуальную историю, от происхождения и автора до приобретения или принятия в дар. Пояснительные таблички к выставленному предмету сообщают заинтересованным посетителям  эти данные.

В противоположном углу кабинета привлекает внимание мраморный бюст на постаменте. Это изображение великого трагического актера, итальянца Томмазо Сальвини. Он побывал в особняке Бахрушина после одного из спектаклей во время московских гастролей, внеся определенный вклад в устройство здания. Но об этом будет рассказано позднее.

Возле бюста в застекленном прилавке можно увидеть перчатки Ермоловой, появление которых в экспозиции связано с пребыванием Сальвини. Знаменитый трагик поинтересовался, будучи за театральными кулисами в антракте, кто из актрис России лучшая трагедийная исполнительница. Бахрушин без колебаний указал на Ермолову, находившуюся неподалеку.

Галантный итальянец , не долго думая, поцеловал руку актрисы, а заодно и другую, которая была в перчатке. Из-за грима на белой ткани остался отпечаток, что сразу сделало эти перчатки музейным экспонатом.

Множество экспонатом имеют подобное необычное происхождение, однако большинство попало в коллекцию с рыночных развалов, из антикварных лавок, а также были подарены Бахрушину многочисленными знакомыми из числа театральных деятелей и мастеров изобразительных искусств.

Женские и мужские портреты и изображения в полный рост запечатлели выдающихся мастеров сцены за исполнением ролей в спектаклях либо в повседневной обстановке.

Залы театрального музея Бахрушина

Один из центральных залов музея повествует о развитии театрального искусства России в XVIII веке.  Первая половина этого столетия знаменовалась  гастролями заезжих актерских трупп из стран Европы и формированием отдельных самодеятельных российских коллективов.

Начиная с середины века театральные постановки приняли более распространенный характер. Спектакли ставились в дворянских и помещичьих усадьбах силами родственников и друзей. Тогда же сформировалась свойственная только России категория крепостного театра, где труппы создавались из подневольных крестьян.

На торцевой стене этого помещения размещены портреты выдающихся театральных деятелей того времени, начиная от считающегося основателем нашего театра Федора Волкова.

Именно он основал в Ярославле любительский коллектив, который после легализации театров в 1750 году стал давать публичные спектакли, а затем по приглашению императрицы Елизаветы Петровны стал основой труппы первого Императорского театра.

Создатели и актеры крепостных театров также получили широкую известность, особенно граф Шереметев и актриса его театра Прасковья Жемчугова, которой он дал вольную, впоследствии женившись.

Крепостными начинали свой путь к высотам актерского признания трагическая актриса Е. Семенова и гений Малого театра Михаил Щепкин.

Недостатком экспозиции следует признать слишком большую высоту расположения верхних экспонатов, что затрудняет их восприятие. Однако помочь могут стоящие рядом мониторы, на которых можно рассмотреть не только предметы и пояснения, но и получить более подробную информацию.

На стендах можно видеть сведения о самых известных российских театральных коллективах, их создателях и участниках. Приведены сохранившиеся планы зрительных залов, расположения подсобных помещений и мест для зрителей. Здесь же эскизы декораций выдающихся спектаклей, некоторые афиши, личные вещи известных актеров и актрис.

Зал временных выставок в момент посещения демонстрировал экспозицию к 170-летию исполнителя театральных декораций для спектаклей Императорских театров К. Вальца. Карл Федорович получил профильное образование в Германии, продолжив дело своего отца, механика сцены.

Долгих 65 лет он работал над оформлением спектаклей ряда театров, в основном в главном театре страны – Большом, выполняя попутно функции механика и осветителя сцены. Кроме постоянной работы, несколько лет он сопровождал труппу Дягилева и оформлял ее гастрольные спектакли в европейских странах.

Выставка работ Вальца размещена в помещении, находящемся непосредственно за центральной аркой холла.

Выставочный зал достаточно просторен, посетители не испытывают неудобств при большом количестве народа. Спокойные приглушенные тона отделки помещения не затрудняют восприятия содержания экспонируемых картин и эскизов.

Кроме запечатленных различными живописными формами известных актеров и театральных деятелей, многочисленных сценических костюмов и личных вещей, в музее Бахрушина представлена и такая отрасль, как информация о предстоящих спектаклях.

Афиши и программы выпускались во все времена, менялись только возможности полиграфии. Одноцветные чисто текстовые извещения о постановках были актуальны и достаточны в начальный период развития театрального искусства, когда зрительский интерес был гарантирован собственной новизной театральных жанров. Далее дизайн афиш и программ усложнялся и становился привлекательнее.

Хранилище цокольного этажа

Цокольный этаж особняка изначально был определен местом хранения коллекции, а доступ к сокровищам обеспечивала обычная лесенка для подвальных помещений. Уже упомянутый итальянский маэстро Томмазо Сальвини, будучи в гостях у Бахрушина, посетовал на неудобный спуск к занятным экспонатам.

Пристыженный хозяин дома при первой же возможности провел реконструкцию, построив удобную и красивую лестницу в хранилище прямо из собственного кабинета.

Сразу же возникло ее название – лестница Томмазо Сальвини, сохранившееся до наших дней. Под размещение живописных произведений использована даже стена лестничного марша. Перила здесь изготовлены в той же манере, что и на парадной лестнице особняка.

Подвальное хранилище благодаря использованию под экспозиции жилых помещений дома уже не выглядит перегруженным экспонатами. Хранилище А.А. Бахрушина – нынешнее название этого зала одноименного музея, стоящего на улице с таким же названием. Память основателя театрального музея достойно увековечена.

Мебель в этом помещении антикварная, хотя и разнородная, она принадлежала самому основателю музея. Застекленный шкаф черного дерева наполнен различными сувенирами.

Посередине комнаты большой стол с резными ножками и четыре стула ручной работы, автор которой не кто иной, как живописец Виктор Васнецов, на столе им же искусно вырезанная из древесины статуэтка балерины.

Картины на стене и театральный женский костюм дополняют интерьер. Крупный бюст из белого гипса на темном пьедестале изображает самого Бахрушина в последние годы жизни.

Внутренний двор музея Бахрушина

Находящийся во внутреннем дворе бывший каретный сарай полностью отремонтирован и в нем оборудован просторный зал универсального назначения, который используется под временные выставки и публичные мероприятия, запланированные руководством учреждения для привлечения посетителей из числа преданных любителей театра.

Жизнь театрального музея Бахрушина продолжается, и он ждет новых гостей.

архитектураискусствоМоскваРоссиятеатршкольные экскурсии

Источник: https://countryscanner.ru/teatralnyy-muzey-imeni-a-a-bakhrushina/

Театральный музей Бахрушина в Москве

Театральный музей имени Бахрушина

В доме истории театра тысячи интересных, неожиданных и красивых вещей. Музей имени Бахрушина — это крупнейшая в Европе театральная коллекция.

Его шедевры начинаются с отпечатка грима Томмазо Сальвини на перчатке Марии Ермоловой и заканчиваются роялем, под аккомпанемент которого пел Федор Шаляпин.

Алексей Александрович Бахрушин был не просто гостеприимным хозяином дома, а и владельцем галереи.

Особняк Алексея Бахрушина

Известный строитель Карл Карлович Гиппиус, из под чертежей которого вышел Московский зоопарк и китайский фасад чайного дома Перловых на Мясницкой, по совместительству был семейным архитектором Бахрушиных. Он построил не просто дом — музей Бахрушина, но еще сам этого не знал. 1895-1896 гг. Гиппиус самостоятельно работал над проектом псевдоготического двухэтажного особняка на улице Зацепский Вал, 12.

Кроме английской готики, это было сочетание еще двух стилей: русского и мавританского. Из-за великолепия и роскоши дома его назвали Версалем. А так как особняк расположен на Зацепском Валу, то его стали называть Версалем на Зацепе.

В 50-60-е годы прошлого века из-за ремонта пострадала часть внутреннего интерьера, но парадная осталась такой же, какой была первоначально.

Особняк для молодого Бахрушина, который только что женился, был не единственной работой Гиппиуса для семьи.

Династия благотворителей Бахрушина

Сейчас среднестатистическому россиянину мало что известно о династии московской семьи купца, кроме фразы «Театральный музей им. Бахрушина». Но до 1917 года они были известны как благотворители.

Первое упоминание о будущей семье меценатов было еще в 17 веке. Мужчина по имени Бахруш крестился, и в церкви к его имени приписали фамилию Бахрушин. Основателем московской линии был Алексей Федорович с женой Екатериной Ивановной. Семья переехала в Москву без денег. За несколько лет они открыли завод, что потребовало колоссальных средств.

В 1848 г. Алексей Федорович умирает и оставляет жене и трем сыновьям много невыплаченных долгов. Дети решают развивать дело отца и в 1860 году Бахрушины расширяют семейное производство. С доходами они выделяют средства на медицину, культуру.

В 1887 году семья строит больницу для бедных. Качество медицины было настолько высоко, что там лечились даже богачи (но, в отличие от нищих, за деньги). Далее они строят приют, где можно получить образование. А в 1895 г. — дом для вдов и сирот с медицинскими, культурными и образовательными центрами. Потом еще 6 училищ, 8 церквей и 3 театра, итого больше, чем 100 строений.

Третье поколение прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый коллекционировал российские старинные вещи, второй — театральные реквизиты. Именно из его коллекции вырос музей Бахрушина.

Основатель и гордость музея

Бахрушин Алексей Александрович родился 31 января 1865 года в Москве, в зажиточной, но скромной семье. С детства ему прививали любовь к искусству. Его дед писал стихи, а все близкие что-то коллекционировали. С шести лет мальчик ходил в Большой и Малый театры. Сам участвовал в спектаклях. В молодые годы изучил семейное дело, но в результате хобби вытеснило все другие занятия.

Но не сразу Алексей Александрович стал коллекционировать экземпляры, что впоследствии вошли в музей Бахрушина. Поначалу он увлекся редкими вещами с Востока. Затем собирал все связанное с Наполеоном.

Интересы, растянувшееся на века

Существует легенда, что толчком к коллекционированию театральной старины стал спор с купцом-собирателем Н. А. Куприяновым. Он хвастался перед Бахрушиным сборником театральных афиш, на что второй сказал, что его собрание будет шире. Тогда Алексей выиграл не только спор, а хобби на всю жизнь. И с 1890 года в особняк Бахрушина начали стекаться различные театральные предметы.

В начале его увлечение смешило всю Москву. Федор Шаляпин даже однажды оставил автограф на салфетке и сказал, что перешлет ее Бахрушину.

А он продолжал собирать вещи из московских, петербургских и парижских театров.

30 мая 1894 года Бахрушин впервые показал свою коллекцию коллегам и друзьям. А 29 октября представил собрание публике. Тогда родился музей Бахрушина в Москве. После этого состав пополнялся подарками от актеров, которые поддержали его увлечение.

Коллекционер по наследству

По одной из версий, именно двоюродной брат Алексей Петрович Бахрушин вдохновил Алексея Александровича на хобби. Он давал полезные советы о коллекционировании. Советовал не тратиться в дорогих магазинах, а покупать экземпляры на рынках и на Сухаревке.

Сначала экспонаты были только в цокольной части дома, но со временем перекинулась и на верхние комнаты. Коллекция увеличивалась. Так складывался будущий ведущий Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина.

Музей в подарок

Когда в особняке осталось свободных от театра всего три комнаты, Алексей Александрович решает передать галерею бесплатно и полностью под опеку государства.

Видимо, по еще одному совету двоюродного брата он отдает свое сокровище. Совет звучал так: “не передавать коллекцию детям, поскольку те не оценят труда и распустят музей”.

Он обращается в Государственную думу, но там ему отказывают, основываясь на нехватку средств в бюджете города.

Музей взял под свое крыло Константин Константинович Романов (президент Академии наук). По его решению, галерея перешла под контроль Академии. Это произошло 25 ноября 1913 г.

Даже после революции Театральный музей им. Бахрушина носил свое «буржуазное имя».

С приходом новых властей жизнь ухудшилась. Семья тяжело работала, чтобы отопить комнаты с экспонатами.

Умер благодетель 7 июня 1929 года в подмосковной усадьбе Малые горки. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Алексей Александрович до последнего дня оставался главой музея.

Путешествие по особняку Алексея Бахрушина

Московский музей имени Бахрушина гордится своей коллекцией.

Один из выдающихся экспонатов — портрет Федора Шаляпина, что написан в 1909 году. Это мастер русской оперы. В свое время был солистом Метрополитен-оперы, Большого и Мариинского театров. Имеет свою звезду на Аллее славы в Голливуде. Портрет — работа Александра Яковлевича Головина, художника, сценографа и артиста. Шаляпин в образе Мефистофеля.

Этот портрет висит перед кабинетом Алексея Александровича, другой — на выходе из музея. На этот раз в образе Бориса Годунова. Автор картины — Николай Василевич Харитонов.

Сам Федор Иванович был частым гостем галереи и другом владельца, поэтому определенная доля истории о нем — оставленное им самим.

Кабинет основателя

Музей Бахрушина в Москве имеет в своих рядах и личные вещи наибольшего поклонника. В центре кабинета — его портрет и письменный стол.

Как и у любого творческого человека, стол заставлен тысячами мелочей. У каждой своя история. Среди них есть отлитый из серебра кулак.

Существует теория, что его вылили для чиновника актеры Малого театра и таким образом просили, чтобы он ослабил свой контроль над ними.

В кабинете — работы А. Л. Роллера, О. А. Кипренского, И. Е. Репина, К. П. Брюллова, Сорина, З. Е. Серебряковой, А. В. Фонвизина и многие другие.

Уникальна коллекция афиш, выполненных известными мастерами: А. М. и В. М. Васнецовыми, А. Я. Головиным, С. Ю. Судейкиным, И. Я. Билибиным, Л. С. Бакстом.

Есть витрина, что посвящена балету. Коллекция балетных туфелек показывает эволюцию этого искусства.

Зал рождения театра

Дом Бахрушина рассказывает историю храма Мельпомены. В выставочном зале все экскурсии начинаются с портрета Федора Волкова, который создал постоянный русский театр и считается его основателем. В коллекции есть официальный Указ 1758 года Елизаветы II о создании первого государственного искусства. Также есть настоящая дворянская грамота, которую он получил от царицы Екатерины II.

Музей имени Бахрушина богат и на необычные коллекции, например такие, как реквизиты из Театра крепостников графа Шереметьева и вертепы кукольных арен. Есть зал, посвященный первой половине 19 века, где уголок отведен Александру Сергеевичу Пушкину. Выставка богата письмами поэта, портретами актеров того века, их личными вещами.

Много территории отведено под образцы из любимого храма Мельпомены основателя — Малого театра. Есть макет здания 1840 года.

Часть вещей — благодарность актерам от поклонников. Эмоциональными письмами, именными подарками полон музей Бахрушина. Выставки сценических костюмов, рукописи драм, автографы исполнителей — все это в особняке.

Дорога экспонатов в музей

Часто Алексей Александрович хитрил. Приглашал к себе актера, подводил его к витрине с именем гостя, предварительно убрав с полки несколько интересных экземпляров, и жаловался на бедность представления. И театралы сразу же засыпали его своими личными вещами, которые могут быть полезны коллекции. Так пополнялся музей Бахрушина.

Многое он покупал на рынках. Именно на Сухаревке он купил за 50 рублей 22 портрета крепостных актеров Шереметьевского театра. Позже оказалось, что картины были похищены. Также там он научился торговаться.

Искал интересную вещь и спрашивал о цене соседней. Продавец, увлекшись клиентом, расхваливал товар и набивал цену. Бахрушин, будто невзначай, спрашивал цену рядом находившегося товара, продавец, не обращая внимания, называл низкую сумму.

Тогда мужчина покупал нужную вещь по дешевке.

По Москве ходил анекдот о том, что Бахрушин быстрее могильщиков. Ведь как только на тот свет отходил известный актер, мужчина забирал его вещи в свою коллекцию. Экземпляры отдавали ему со спокойной душой, ведь знали, как бережно относится к ним этот человек.

На сегодняшний день галерея включает в себя девять филиалов — это мемориальные дома, квартиры известных деятелей русского театра, а также выставочный зал.

Многие хотят приобщиться к миру искусства. Время от времени в этой заведении появляются свободные вакансии. Музей Бахрушина рад принять в свой коллектив человека, который ценит и уважает историю театра.

Источник: https://FB.ru/article/165816/teatralnyiy-muzey-bahrushina-v-moskve

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики