Vigoda

Стена памяти Виктора Цоя: народный памятник кумиру

Стена Цоя: история арбатского мемориала и его зарубежных аналогов

Стена памяти Виктора Цоя: народный памятник кумиру

ТАСС/Максим Шеметов

Дом № 37 по улице Арбат прославился в 1990 году, когда на одной из его стен появилась надпись о гибели Виктора Цоя. С тех пор здесь постоянно собираются не только поклонники группы «Кино», но фотографируются туристы.

Недавно стену Цоя предложили сделать памятником культуры. Придать ей такой статус предложили в Мосгордуме. Также предлагалось перенести ее в другое место или закрасить граффити с портретом музыканта. Колумнист m24.

ru Алексей Байков рассказывает о появлении этого народного мемориала и его побратимах в других странах.

В последний раз ликвидировать стену пытались еще в 2009 году, но тогда на ее защиту встали не только завсегдатаи Арбата, но и активисты молодежных движений.

До этого была еще попытка уничтожить мемориал: в 2006 году группа Art Destroy Project закрасила большую часть стены черной краской.

«Арбатские» вскоре покрыли стену новыми граффити, правда менее красивыми, чем те, что были раньше, на том все и успокоилось.

Было бы конечно соблазнительно нарисовать стандартную схему «косные городские чиновники хотят уничтожить символ нескольких поколений неформалов», но дело в том, она будет крайне далека от истины. Вплоть до недавнего времени «Стена Цоя» пользовалась условным «охранным» статусом.

В 2013 году, когда Мосгордума принимала постановление об ужесточении наказаний за самовольное нанесение надписей и расклейку объявлений, именно для нее было сделано чуть ли не единственное на весь город исключение.

В настоящее время рассматриваются различные варианты придания стене статуса «памятника» или «объекта культурного наследия». Такая бумажка с одной стороны защитит «Стену Цоя» раз и навсегда, а с другой – уничтожит ее как артефакт субкультуры.

Ведь на «памятнике» или «объекте» уже нельзя будет просто так написать баллончиком «Цой жив!», и уж тем более рядом с ним нельзя будет орать под гитару вечную как этот мир «Восьмиклассницу».

Но помимо неформалов и чиновников существует еще и третья сторона конфликта, о которой часто забывают – жители Арбата.

То есть те, кому по праву рождения или по причине внезапно свалившегося на голову богатства «повезло» с квартирой на бывшей главной тусовочной улице Москвы.

А еще они же, согласно Конституции, наделены правом избирать депутатов муниципальных собраний и Мосгордумы. А депутаты, уже в силу своего статуса, обязаны хотя бы попытаться угодить и «нашим» и «вашим». Так замыкается круг.

ТАСС/Максим Шеметов

Портрет среднестатистического социально активного избирателя на этом фоне вырисовывается достаточно хорошо. Ему от 40 до 70 лет, на Арбате он просто живет – то есть каждый день ходит по этой улице на работу и с работы, выгуливает там детей и покупает хлеб, а еще он хочет чтобы «было тихо».

Городское пространство в его понимании должно состоять из череды ухоженных клумб, магазинов и детских площадок, а молодежь со своими гитарами должна собираться где-то в другом месте, но не у него под окнами. При этом ему нравится жить именно на Арбате, и он не собирается никуда переезжать – ведь это же «такая историческая улица».

На то что пресловутый «арбатский колорит» был создан в том числе мешающими ему жить художниками, уличными музыкантами и неформалами, ему глубоко наплевать.

С такими же проблемами, кстати, в свое время приходилось сталкиваться жителям улицы Хэйт-Эшбери в Сан-Франциско (место где «зародилось» движение хиппи), копенгагенской Христиании, и берлинского тусовочного квартала Фридрихсхайн. Просто у нас механизмы согласования интересов на уровне горизонтальных связей отсутствуют, и все конфликты принято решать через органы власти.

«Народный мемориал» – памятник самим себе

Реальная история «Стены Цоя» несколько отличается от общепринятой канонической.

Согласно последней, в день смерти лидера «Кино» чья-то анонимная рука написала на стене дома №37 «Сегодня трагически погиб Виктор Цой», ей ответили: «Цой жив!», после сороковин кто-то принес портрет, сигареты и цветы, так все и началось.

Правда, уцелевшие с тех времен «арбатские» рассказывают ее совсем по-другому: «устье» Кривоколенного переулка неформалы облюбовали для своих сборищ еще за несколько лет до гибели лидера «Кино», примерно с 1987 года.

Стену в те времена использовали в качестве своеобразного тусовочного телеграфа – на ней фломастерами отмечались приехавшие автостопом из других городов, оставляли объявления о будущих «сейшенах» (концертах) и «вписках» для своих. В день смерти Цоя появилась та самая надпись, а все написанное и нарисованное на ней с тех пор – это одна гигантская «ветка комментариев» к этой исторической фразе.

Так что «Стена Цоя» – это памятник не только ему, но и нескольким поколениям приходивших на Арбат неформалов. Любили они при этом «Кино», «Алису» или вообще Einstürzende Neubauten – не суть важно. Под кирпичами этой стены, под слоями краски спрятана частичка истории каждого из них.

Именно поэтому сама идея подобных «народных мемориалов» во всех своих смыслах вступает в противоречие с традиционными официальными памятниками.

Большая часть монументов и монументальных строений на улицах Москвы и других мировых столиц призваны напоминать нам о великих правителях и полководцах. За ними, как правило, следуют ученые и получившие официальное признание деятели искусств.

Именно такой и должен видеть историю обычный горожанин – как цепь великих свершений, а не как непрерывность поколений обычных людей.

ТАСС/Максим Шеметов

Любой «народный мемориал» самим фактом своего существования противостоит этой навязанной сверху перспективе. Он напоминает о людях или событиях, не существующих в официальной версии истории, но оставшихся в живой человеческой памяти.

Он не ломает городское пространство собой, а дополняет его. Он не символизирует вечное и неизменное, а наоборот меняется вместе с жителями города.

Он не подавляет собой, а находится как бы на одном уровне со зрителем, иногда даже практически не выделяясь на фоне окружающей местности.

Так, например, власти Абердина, штат Вашингтон, как и местный синклит «отцов города», долгое время сопротивлялись любым попыткам увековечивания памяти родившегося там Курта Кобейна – уж очень непростыми были отношения у него отношения со своей «малой родиной».

Но чья-то рука вырезала на скамейке в местном парке надпись «Curt’s Park», и видимо она же расписала граффити пролет и опоры того самого моста, о котором была написана песня Under the Bridge.

Спустя 20 лет городские власти, наконец, сдались и позволили установить бетонную гитару на постаменте – оказалось, что без Курта Абердин никому в Америке попросту неинтересен.

Другой пример, теперь уже из недавней московской истории. Когда в 90-х годах автомобильный трафик вырос в несколько раз, на переходе через Большую Пироговскую рядом с Абрикосовским переулком стали регулярно сбивать пешеходов. В конце концов, видимо после очередного такого умертвия, кто-то повесил на фонарном столбе напротив маленький кладбищенский венок.

Застывшие в ожидании «своего» светофора люди, как правило, со скуки озирались по сторонам. И тогда их взгляды неизбежно цеплялись за необычный столб, а венок на нем своим видом вызывал уже вполне определенные ассоциации. Увидевшие его, вели себя на этом переходе куда осторожнее и старались смотреть по сторонам.

Такую же роль в те времена играли и возведенные «самостроем» мемориалы погибшим на федеральных трассах.

«Стены-побратимы»

Вторая по известности «Стена Цоя» находится в Минске.

История у нее абсолютно такая же как и у ее московской «сестры»: то ли в день трагической гибели певца, то ли чуть позже кто-то оставил на секциях бетонной ограды стройплощадки Дворца Республики первые граффити, а дальше все новые и новые поколения неформалов стали добавлять надписи, рисунки и плакаты от себя, пока не разукрасили всю стену.

Когда строительство Дворца было завершено, городские власти решили не уничтожать самодельный памятник до конца, а вынули несколько секций и установили их в Ляховском сквере. Ежегодно 15 августа поклонники «Кино» и прочие белорусские неформалы собираются в этом месте, а новые надписи на стене продолжают появляться и по сей день.

ТАСС/Вадим Жернов

В Санкт-Петербурге поклонники Цоя и «Кино» по традиции оставляют свои граффити на стене бывшей котельной «Камчатка», где музыкант спасался от закона о тунеядстве и вкалывал на хлеб насущный вместе с Задерием, Башлачевым, Машниным и прочими живыми и уже покойными легендами русского рока.

Собственную «Стену Цоя», а вернее даже целый переход, в 2012 году получил Екатеринбург. Правда создавалось это пространство не неформалами, а компанией Asstika по единому проекту. Предполагается, что именно в этом месте станут ежегодно собираться желающие почтить память лидера «Кино», а рядом будет находиться площадка для выступлений уличных музыкантов.

В Нижнем Новгороде тоже имеется, правда не стена, а Арка Цоя. Рядом местный художник Александр Лавров создал еще и «Поп-алтарь» с портретами 11 звезд российской и советской эстрады, от Вертинского до Земфиры.

В Киеве своя Стена Цоя появилась относительно недавно благодаря усилиям художницы Даши Суворовой. В скором времени в городе также появится тематический парк имени Виктора Цоя в массиве Березняки – на том самом месте, где снимался эпизод из фильма «Конец каникул», в котором лидер «Кино» впервые дебютировал в качестве киноактера.

В Праге находится знаменитая на всю Европу «Стена Леннона». История этого куска ограды Мальтийского сада в районе Мала Страна точно так же, как и на Арбате, началась за несколько лет до трагической гибели музыканта – еще в 70-х там оставляли свои граффити поклонники The Beatles и Джона.

А в ноябре 1980 года, когда сообщения об убийстве у арки «Дакота-билдинг» появились во всех чешских газетах, кто-то написал на ней «Za Johna Lennona» и пририсовал крест.

После первой попытки властей закрасить граффити, на стене стали появляться уже политические лозунги, а в дальнейшем она стала одним из символов борьбы молодежи против идеологического диктата чехословацкой компартии.

В скором времени не стало ни той партии, ни самого государства Чехословакия, а новые надписи на стене продолжали появляться, несмотря на вялые попытки пражской мэрии прекратить «вандализм».

Zuma/ТАСС/Aziz Karimov

В ноябре 2014 года арт-группа Pražská služba полностью закрасила старые граффити белой краской, написав поверх «Wall is over» (Стена окончена).

Тем самым участники группы напомнили об акции сопровождавшей серию концертов Джона и Йоко «Live Peace» 71 года, в ходе которой в Торонто и Лондоне вывешивались огромные белые билборды с надписью «War is over! If you want it» (Война окончена, если ты этого хочешь).

Впрочем, сами они заявили, что закрасили стену лишь для того, чтобы новые поколения смогли выразить себя и оставить свои надписи. Пражские битломаны не замедлили воспользоваться их предложением, так что теперь белая краска на «Стене Леннона» лишь изредка выглядывает из под напластований свежих граффити.

Посреди бизнес-квартала Токио прямо в кирпичной облицовке балюстрады роскошного бизнес-центра фанаты создали «Стену Ютако Озаки» – рок-барда, умершего в 1992 году от последствий употребления наркотиков.

Поскольку малевать граффити во всю ширь в этих местах явно не принято, все сделано по-японски скромно: большинство надписей оставлены либо канцелярской замазкой либо маркером и почти все умещаются на одном-единственном кирпиче.

Городские власти «Стену Озаки» не трогают – в Японии вообще принято уважать любую память об умерших.

В Воронеже ограда местного Левобережного кладбища была превращена поклонниками группы «Сектор Газа» в «Стену Юры Хоя» – в основном в знак протеста против того, что власти до сих пор не разрешают установить ему памятник в родном городе.

Практически полностью изрисовано граффити все пространство вокруг могилы Джима Моррисона на знаменитом кладбище Пер-Лашез в Париже. Городские власти и администрация кладбища из-за этого регулярно порываются вернуть останки лидера The Doors в США .

Рядом лежат Бальзак, Сара Бернар, маршал Ней и Нестор Махно, а тут регулярно приходят поклонники The Doors, орут песни под гитару и оставляют после себя надписи и хипповские «фенечки», а то и недокуренные «косяки» с марихуаной. Неудобно получается.

wikimedia.org

Еще один «народный мемориал» вокруг могилы был создан поклонниками аргентинского танцора танго, певца и актера Карлоса Гарделя, похороненного на кладбище La Chacarita в Буэнос-Айресе. Большинство надписей тут выполнены на специальных памятных досках, на постамент кто-то регулярно кладет живые цветы, и вкладывает в бронзовые пальцы статуи зажженную сигарету.

И наконец в сентябре 2015 года в Одессе была торжественно открыта стена памяти погибшего в автокатастрофе лидера группы «Скрябин» Андрея Кузьменко.

Хоть она и создавалась не как «народный мемориал», а как арт-объект, но работали над ней не профессиональные художники а поклонники певца Владимир Миронов и Олег Доронин.

Возможно, в скором времени там появятся и обычные «непричесанные» граффити от фанатов, а пока неизвестные вандалы уже успели изуродовать памятник, облив портрет Скрябина зеленой краской.

Если вы хотите больше узнать о знаковых местах столицы, где тусовались битломаны и хиппи, стиляги и толкинисты, готы и цыгане, читайте цикл материалов Алексея Байкова «Московские тусовки»

Сюжет: Городские байки Алексея Байкова

Источник: https://www.m24.ru/articles/kultura/25042016/103607

Памятник

Стена памяти Виктора Цоя: народный памятник кумиру

Ляховский сквер

Еще совсем недавно рядом с лингвистической гимназией, что на улице Интернациональной, недалеко от комплекса «Журавинка», стояло несколько бетонных блоков (такими огораживают строящиеся станции метро).

«Стена Цоя» на ул. Интернациональной

Блоки были расписаны поклонниками творчества Виктора Робертовича Цоя — рок-музыканта 1980-х годов.

Очень хорошо о его творчестве написала журналист «СБ» Татьяна Сулимова.

Если бы у меня спросили, кто определил историю современного русского кино, а может, даже и просто всю историю нашей славянской современности на данном этапе, я бы уверенно сказала: певец и композитор, лидер группы „Кино“ Виктор Цой. Это он запечатлелся в подкорках нескольких поколений в образе „черного человека“ с гитарой, который все время куда-то идет и несет с собой единственную ношу — свою правду. Его трагическая смерть сделала этот путь завершенным и, как сказала бы Литвинова, страшно красивым. Недаром после смерти Цоя началось целое движение по созданию локальных мемориалов в каждом городе Союза, а иногда даже и в маленьких деревнях. Но Цой пел нам не свои песни — он их считывал с души поколения и облек в форму то, что не сказали, но чувствовали сотни тысяч молодых людей. «Стена Цоя» на ул. Интернациональной

Память о Викторе Цое жива. Происходящее ежегодно 15 августа у небезызвестной «стены Цоя» в столице тому подтверждение. Сотни тех, кто обожал Виктора при жизни или познакомился с творчеством поэта и музыканта уже после его смерти, приходят сюда с цветами, плакатами, фотографиями и до позднего вечера поют под гитару его песни. Они по-прежнему вместе, чтят память своего кумира.

Стена Виктора Цоя появилась в столице почти сразу после смерти лидера ленинградской группы «Кино». В Минск группа «Кино» приезжала за год до трагедии, в мае 1989 г., концерт проходил на стадионе «Динамо». Стены Виктора Цоя появлялись в каждом мало-мальски уважающем себя советском городе от Москвы до Нарьян-Мара.

Минские поклонники Виктора облюбовали для этой цели бетонные плиты, которые ограждали стройплощадку Дворца Республики, — в центре города, на Октябрьской площади. Эти плиты служили фанатам «холстом», на котором писались послания, рисовались портреты кумира, клеились его изображения. Стена Цоя тянулась метров на сто.

Так она простояла лет пять, но после завершения строительства дворца ее пришлось убрать. Чтобы не обижать поклонников В. Цоя, городские власти перенесли несколько бетонных плит за музей Великой Отечественной войны, на улицу Интернациональную. В связи со строительством нового отеля стену Цоя в очередной раз перенесли.

Биография Виктора Цоя и краткая история творчества группы «Кино»

21 июня 1962 года — родился в Ленинграде в семье преподавателя физкультуры Валентины Васильевны Цой и инженера Роберта Максимовича Цоя. Единственный ребёнок в семье.

1969 — Поступил в школу, где работала его мать.1974-77 — Посещает среднюю художественную школу, где возникает группа «Палата № 6» во главе с Максимом Пашковым.1977 — Окончил восемь классов и поступил в художественное училище имени В.Серова.1978 — Исключён из училища «за неуспеваемость».

Поступает работать на завод и учится в вечерней школе.1979 — Поступает в «СГПТУ-61» на специальность резчика по дереву.Лето 1981 — Вместе с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создаёт группу «Гарин и гиперболоиды».Осень 1981 — Группа «Гарин и гиперболоиды» вступает в Ленинградский рок-клуб.Весна 1982 — Запись альбома «45».

Знакомится с Марианной. Первый электрический концерт группы «Кино» в Ленинградском рок-клубе.Осень 1982 — Поступает на работу в садово-парковый трест резчиком по дереву. Первые акустические концерты в Москве.Февраль 1983 — Второй акустический концерт «Кино» в рок-клубе. Весной группу покидает Алексей Рыбин.

Лето 1983 — Записывает с Юрием Каспаряном фонограмму «демо» у Алексея Вишни, впоследствии получившую название «46».Лето 1984 — Запись альбома «Начальник Камчатки» в студии Андрея Тропилло.

Оформляется второй состав «Кино»:     -Виктор Цой (гитара, вокал),     -Юрий Каспарян (гитара),     -Александр Титов (бас), осенью Титова сменяет Игорь Тихомиров,

    -Георгий Гурьянов (ударные).

Февраль 1985 — Женитьба на Марианне.5 августа 1985 — родился сын Саша.Лето-Осень 1985 — Работает над двумя альбомами: «Ночь» в студии Тропилло и «Это не любовь» в студии Вишни. Последний выходит в свет.Январь 1986 — Выходит в свет альбом «Ночь».Лето 1986 — Съёмки фильма «Конец каникул». Выходит пластинка «Red Wave». Поступает работать в котельную «Камчатка».

Участвует в съёмках фильма Алексея Учителя «Рок».Осень-Зима 1986 — Участие в съёмках «Ассы».Весна 1987 — Записывается альбом «Группа крови».1987 — Начало съёмок «Иглы».1988 — Выходят «Группа крови» и фильм Рашида Нугманова «Игла». Запись альбома «Звезда по имени Солнце».

1989 — Летняя поездка в США. Признан лучшим актёром года. Гастроли по стране.

Выходит альбом «Звезда по имени Солнце».

16 ноября 1989 на мемориальном концерте Александра Башлачёва публика ведёт себя крайне активно и администрация всячески пытается прекратить концерт, но несмотря на это Виктор Цой довёл выступление до конца, за что «Кино» на целый год запретили выступать в Москве. В начале 1990 «Кино» с многочисленными гастролями ездят за рубеж, в том числе и в Японию. Во Франции выходит пластинка «Последний герой».

Весна 1990 — Поездка в Японию.Июнь 1990 — Последний концерт «Кино» в Москве на Большой спортивной арене Лужников.

После этого Цой с Каспаряном уединились на даче под Юрмалой, где под акустическую гитару начали записывать материал для нового альбома.15 августа 1990 г.

в 12 часов 28 минут Виктор Цой погиб в автокатастрофе под Ригой.

19 августа 1990 г. Виктор Цой был похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

«Кино» после смерти Цоя

Сохранилась запись, где Виктор Цой поёт под акустическую гитару, полностью была готова только песня «Красно-жёлтые дни», альбом планировали сводить на студии во Франции, где до этого был удачно сведён «Последний герой». 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в автокатастрофе под Ригой.

Однако Каспарян и Тихомиров дописывают аранжировки и доводят альбом до ума. В декабре «Чёрный альбом», названый так из-за цвета обложки, был презентован в Ленинградском рок-клубе.

«Кино» занимают первые места во всех хит-парадах, стены всего Союза исписаны фразами «КИНО» и «ВИКТОР, ТЫ ЖИВ!», но история группы окончилась.

Фильмография

  1. 1986 — Йа-хха (Документальное видео)
  2. 1986 — Рок (Документальное видео)
  3. 1986 — Конец каникул
  4. 1988 — Асса
  5. 1988 — Игла
  6. 1989 — Оно
  7. 1989 — Последний герой
  8. 1990 — Город

«Смерть стоит того, чтобы жить», — так написано на импровизированной мемориальной стене Виктора Цоя в Минске.

Эти слова его песни поклонники начертали на бетонной ограде возле станции метро «Октябрьская». Позже эту стену перенесли с проспекта Франциска Скорины (ныне — Независимости) на Улицу Интернациональную…

В сентябре 2008 г. стена памяти Цою была перенесена в скверик на углу улиц Белорусской, Октябрьской и Ульяновской.

На ее прежнем месте энтузиасты выложили слова памяти из тротуарных камней (со временем их убрали).

Источник: https://minsk-old-new.com/places/pamyatniki-i-skulptury/stena-coya

В каких городах установлен памятник виктору цою?

Стена памяти Виктора Цоя: народный памятник кумиру

Виктор Цой – выдающийся рок-музыкант советских времен, песни которого не теряют своей актуальности на протяжении нескольких десятилетий.

В это сложно поверить: сегодня, спустя более 25 лет с момента трагической гибели лидера группы «Кино», многие люди не просто помнят его, но и уверенно называют своим любимым музыкальным исполнителем.

Во многих городах нашей страны имеются скульптуры, посвященные этому музыканту. Какой памятник Виктору Цою самый интересный и знаменитый?

Мемориалы в Санкт-Петербурге

В. Цой был похоронен 19 августа 1990 года в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище. На могиле великого музыканта установлен лаконичный надгробный памятник. Это стела среднего размера, увенчанная скульптурным барельефом, на котором изображен профиль Виктора.

Могила лидера группы «Кино» является особым местом для поклонников его таланта. Сюда, на Богословское кладбище, приезжают люди со всей страны, для того чтоб отдать дань память своему кумиру.

По свидетельствам очевидцев, даже сегодня возле могилы Цоя всегда можно встретить его фанатов.

Еще одно культовое место Санкт-Петербурга – клуб-музей «Котельная «Камчатка». Виктор здесь когда-то работал кочегаром. Сегодня по адресу: Санкт-Петербург, ул.

Блохина, дом 15 находится музей музыканта, в котором время от времени проводятся концерты. На фасаде здания — стандартная мемориальная табличка и небольшой памятник Виктору Цою.

Это барельеф, изображающий голову музыканта и акустическую гитару.

Самый известный и скандальный памятник Виктору Цою создал скульптор Алексей Благовестнов. Проект скульптуры был создан в качестве дипломной работы при окончании мастером МГАХИ им. В. И. Сурикова. Памятник выглядит достаточно необычно: Виктор Цой в очках и с закатанными рукавами сидит на мотоцикле «Ява». У «железного коня» разбита фара, а сам музыкант изображен босым.

Скульптура заняла первое место в конкурсе молодых художников имени П. М. Третьякова, проводимом Третьяковской художественной галереей в 2004 году. Этот памятник Виктору Цою выставлялся в Москве и Ханты-Мансийске, а в 2009 году его привезли в Санкт-Петербург и установили возле кинотеатра «Аврора».

Однако установка монумента не была согласована с городскими властями, и по этой причине в скором времени его пришлось убрать.

Первоначально планировалось устроить «гастроли» для данного памятника В. Цою – выставлять его на определенные сроки в разных городах России. Эта идея так и осталась нереализованной, и только в 2015 году скульптурная композиция обрела свою постоянную прописку – в городе Окуловка Нижегородской области.

Помимо официальных скульптур в нашей стране имеются и неформальные памятники лидеру группы «Кино». Самый известный среди них – «Стена Виктора Цоя в Москве».

Если верить легенде, один из поклонников великого музыканта, узнав о смерти кумира, просто написал в порыве отчаянья на фасаде дома 37 по улице Старый Арбат фразу: «Цой жив». Постепенно вся стена покрылась цитатами из песен, рисунками и признаниями в любви Виктору Цою.

Здесь же собирались скорбящие поклонники музыканта, проводились спонтанные концерты. Это культовое место не раз страдало от вандалов, а жители соседних домов многократно жаловались на шумные сборища.

На сегодняшний день данное произведение народного творчества не может получить статус памятника.

Московские депутаты объясняют свои отказы тем, что признать любой объект историческим можно только спустя 40 лет после события, с которым он связан.

Похожие «стены Цоя» после смерти музыканта появились во многих городах России. Большинство из них уже давно закрашены и забыты, а вот московский фасад все еще продолжает борьбу за свое существование.

Памятники В. Цою в Барнауле и Латвии

Красивый и оригинальный монумент, посвященный В. Цою, установлен в городе Барнауле. Памятник был открыт в 2010 году. Это стела, в верхней части которой находится скульптура, изображающая музыканта по пояс.

В руке лидер группы «Кино» держит гитару, дополняет композицию символ, знакомый каждому поклоннику, — половина цоевского солнца.

По мнению многих, этот монумент во многом напоминает памятник Виктору Цою в Санкт-Петербурге, установленный на кладбище.

Еще один мемориал, посвященный культовому музыканту, установлен в Латвии, неподалеку от места его трагической гибели. В. Цой погиб в автомобильной аварии, произошедшей на 35-м километре шоссе Слока — Талси.

Много лет на это место приезжали поклонники Виктора, но только в 2002 году здесь появился памятник. На небольшом удалении от дороги появилась стела, увенчанная скульптурой музыканта. В. Цой изображен по пояс, обнимающим себя руками.

На постаменте можно прочесть строки из песни: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать…»

Будут ли установлены новые памятники в Москве и Санкт-Петербурге?

Поклонники В. Цоя и различные организации много раз направляли официальные запросы с просьбами разрешить установку монументов, посвященных кумиру.

Практически ежегодно в прессе появляются сообщения о том, что совсем скоро будет установлен памятник Виктору Цою в Москве или Санкт-Петербурге. И все же почему-то дальше проектов дело не заходит.

Власти просят «еще немного» подождать и напоминают о том, что с момента смерти исторического деятеля должно пройти не менее 30-40 лет.

Недовольство высказывают часто и жители городов, в которых планируется установка памятников. Некоторые люди считают, что такая скульптура может привлечь поклонников музыканта – неформальную шумную молодежь, и по этой причине сомневаются в необходимости создания подобного монумента.

Скорей всего, они просто не знают, что положительный пример есть: вспомним памятник Виктору Цою в Окуловке. Скульптура стоит в оживленном месте, неподалеку от местного вокзала. Монумент нравится жителям и гостям города, многие с ним фотографируются или рассматривают с интересом.

Источник: https://FB.ru/article/258266/v-kakih-gorodah-ustanovlen-pamyatnik-viktoru-tsoyu

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики