Vigoda

Содержание

Смольный собор — детище Растрелли

Смольный собор

Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте «Смольного дома» — небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.

Окончание строительства храма датируется 1835 годом.Перед Собором — зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям — вымощенные круглым камнем дорожки.

Подходим ближе?

Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня — самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе — 140 метров.

(Фото из Википедии)Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка — всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!Но колокольне не суждено было появиться на свет.Есть две версии, отчего так получилось.

Первая: зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.

Вторая: от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к  тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры  — значит его разрушить.Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.

Вид открывается великолепнейший!При чистом небе:И с облаками)

Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой — соединением европейской классики и православного пятиглавия.

Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным — так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.

Центральный купол венчает луковичная главка:Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица «осьмнадцатого века», натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.Фото 2013 года.По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.

Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:

А если Собор обойти…Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.

Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:
Монументальное здание всё-таки!
Возвращаемся:

Ну. что? Зайдём?На этом фото ( 2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.

Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо — здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки:

Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))Дальше — самое интересное! Во всяком случае, для меня.Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.А за решеткой — пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.
Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!Винтовая лестница, вид снизу:
Левая и правая выстроены одинаково — по часовой стрелке.По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке — так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых — левши.

Очень примечательны в лестнице ниши — маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.

 А ещё на левой лестнице есть интересная дверца…. В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был… Но это вам придется отыскивать уже самим.

(«право» и «лево» я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

Закончилась лестница. Вид сверху:

Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.Ну, что устали? А это ещё не самый верх!
Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:
Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.Топ-топ по ней.Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное — цель, а остальное приложится.Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)Вид на подъём сверху:Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен…Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)Здесь нас ждёт вот такое устройство:Надо сказать, поставили года три как.Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года…Сравнить:Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.

Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.

arch_heritagervg1415

14 июня в Москве, в Высоко-Петровском монастыре произошло торжественное собрание, приуроченное к 50-ти летнему юбилею общества охраны памятников истории и культуры.

Сначала небольшая прогулка по монастырю.

Вид на надвратный храм прп. Пахомия (1753-1755 гг., в 1914 г. храм переосвящен в честь апп. Петра и Павла).Трапезная с храмом прп. Сергия (1690 г.)Собор во имя иконы Божией Матери «Боголюбская» (1684 г.)Храм святителя Петра Митрополита (1514-1517 гг., зодчий Алевиз Новый)Звонница.А это уже к юбилею – стенды ВООПИК-а.

На карте регионы, в которых есть региональные отделения, покрашены охрой. В анклавах тоже есть.От основателей Общества (сколько же там людей, создавших эпоху, не только ВООПИК) к соременному состоянию.КЛИКАБЕЛЬНО:Памятники, сохраненые и отреставрированные благодаря ВООПИКу.

Значок «ВООПИК РСФСР» (на правом стенде и на груди участника) мало у кого сохранился, раритет.Знак 1966 года:Собрание в монастырском корпусе.Награждение воссозданного Крымского отделения было встречено самыми бурными апплодисментами.А вот когда звание почетного члена ВООПИК было присвоено главному архитектору Москвы Кибовскому, многим стало не по себе.

Понятно, что политика, что попытка приручить, но когда в зале сидят люди, отлично знающие, какой вандализм происходит в столице при этом «архитекторе» (если не при содействии), то от такой «толерантности» кулаки сжимаются.Некоторые приехали на собрание не с пустыми руками.Шикарный альбом по памятникам Калуги, это типа часть отчета по проделанной работе.

Кстати, у ВООПИКа в этом году отчетно-перевыборная кампания.

Во время открытия мемориальной доски на доме, где начинал свою работу ВООПИК сказали много хорошего и про то, как в 60-е благодаря ему началось восстановление архитектуры монастыря, и про то, как хорошо, что монастырь решил поместить на этом корпусе мемориальную доску, и про то, что сейчас начинается новый этап реставрации монастыря (дырка в стене над доской это начало реставрационных работ, а  не ошибочка «мастеров» при повеске доски).Первый заместитель министра культуры Аристархов: «…в советское время численность ВООПИК была сравнима с численностью КПСС, но в отличие от нее он сохранился и поныне». Это не дословно, но очень близко к тексту.Сам министр не счел нужным присутствовать, но может так и лучше. «В тесном кругу»Текст лаконичен и достаточен.

Но зачем же Times-ом!.. да еще зауженным…

Выступление мужского хора монастыря сопровождало открытие доски. – ниже.На улице во внутреннем дворике не так роскошно звучало, как под сводами палат.Во время пресс-подхода, всех, кроме первых лиц, вежливо отослали в погулять по монастырю.Но пресса нашла своих героев и среди «гуляющих».Как всегда четкую характеристику состоянию дел в сфере охраны наследия дал председатель совета Подмосковного отделения Е.Соседов.Она прозвучала в репортаже телеканала «Культуры» (см. ниже).Прогулка была чуть ли не главным смыслом события.Встретились люди, которым есть что обсудить по-деловому.И кот ПолтораУха также принимал участие в разговорах.

Маленький буклетик к этому событию можно скачать и посмотреть ЗДЕСЬ

Репортаж от «КУЛЬТУРЫ»:ВЕСТИ-МОСКВА:Фрагмент с хором монастыря:

Вот ещё старый пост с некоторой историей создания общества.

Page 3

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/2501641.html

Смольный собор: режим работы и стоимость билетов — лето 2019, как добраться и официальный сайт

Смольный собор

Фото Смольного собора

Возможно вы ищете информацию про: Смольный (колыбель революции / Смольный институт / резиденция губернатора Санкт-Петербурга)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Смольный собор находится на значительном удалении от станций метро. Около получаса идти от станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуется добираться общественным транспортом:

  • от м. «Чернышевская» — автобусы 46, 22, троллейбус 15;
  • от м. «Площадь Восстания» — автобус 22, троллейбусы 5, 7.

Дорога пешком от метро «Чернышевская»

  • Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00
  • Подъем на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00
  • По субботам и воскресеньям в 13:00, 14:30 и 16:00, а также по заявкам, проводятся экскурсии

Собор является действующим храмом, вход бесплатный.

Телефон: +7 (812) 900-70-15, +7 (981) 187-00-51

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек.

По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде.

А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости – Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом.

Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год).

Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. у — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны – пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор.

Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.

Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря – это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

В 2016 году храм передан Русской Православной церкви.

Официальный сайт: смольный-собор.рф

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_5483.htm

Смольный собор в Санкт-Петербурге: фото, история, режим работы, экскурсия

Смольный собор

Смольный историко-архитектурный комплекс в Санкт-Петербурге признан памятником архитектуры всемирного значения. Особое место в ансамбле занимает Смольный собор Воскресения Христова – уникальный образец русского православного зодчества, гордость города.

Найдите время посетить собор, осмотреть величественный шедевр, испытать эстетическое удовольствие от духовной красоты, ознакомиться с его нелегкой судьбой. Чем же примечателен храм?

Вехи истории монастыря и Смольного собора

Его создание начато в 1748 г. Царица Елизавета Петровна выбрала район, где в начале XVIII столетия изготовляли смолу для верфи, а позже в возведенном здесь дворце она жила в молодые годы.

Строительство Воскресенского Новодевичьего монастыря поручили придворному зодчему Б.Ф. Растрелли.

Закладка нового объекта проводилась с помпезным церемониалом:

  • молебен;
  • красиво оформленный помост;
  • более 100 залпов из двух десятков пушек.

Завершилось торжество праздничным угощением на 56 персон. В общем, начали по русскому обычаю, за здравие.

Работы велись по модели. Мастера сооружали ее на большом столе в том порядке, в каком должен создаваться оригинал. В замысел архитектора входило создание 5-ярусной колокольни, высота которой (140 м) превышала бы шпиль Петропавловской крепости. Этот план не осуществился. Война, недостаток финансов, утрата интереса к Смольному собору, организационные сложности замедлили стройку.

Елизавета предусматривала назначение монастыря в обучении девиц богатого происхождения. Позднее Екатерина II основала здесь Общество благородных девиц и училище для девушек мещанского сословия.

Воспитанницы Общества впоследствии стали обучаться в Смольном институте, великолепном здании классического стиля, построенном Д. Кваренги.

Тем самым, который всякий раз, оказавшись перед собором, почтительно приподнимал шляпу и говорил, что это настоящий храм!

При Николае I в 1835 году, через 87 лет после начала, строительство собора завершил В.П. Стасов.

Собор во мраке XX столетия

Октябрьский переворот начала века открыл трагическую страницу в истории монастыря. На территории бесцеремонно хозяйничали революционеры. Участь Смольного собора при советской власти стала плачевной:

  • 20-е годы — изящное сооружение превращено в склад.
  • 1931 — собор по решению большевиков был закрыт, а церковная собственность расхищена.
  • 1972 — вынесен иконостас, оставшиеся вещи стали достоянием музеев.
  • 1990 — отделение музея истории города.
  • 1991— начал функционировать концертный зал, восстановлен Камерный хор.

Весной 2009 года в многострадальном соборе впервые за долгие годы отслужили молебен, а в апреле 2010 года начаты регулярные богослужения. Это был торжественный день с поздравлениями и подарками, выпуском памятной медали и праздничного конверта.

В 2015 году храм перешел в управление РПЦ, его орган был демонтирован. Камерный хор упразднен и лишен названия. Наконец, зимой 2016 года собор поступил в безвозмездное владение Санкт-Петербургской епархии.

Драматическая история получила завершение окончанием реставрации куполов, фасадов, кровли и крестов в 2016 году.

Пышный наряд храма

Непревзойденное творение Мастера относится к стилю роскошного барокко с позолотой, росписями, тонкой резьбой и обилием деталей.

Ансамбль составляет единое целое в гармоничном сочетании белого и голубого цветов, символа чистоты и непорочности. Смольный собор устремлен ввысь и словно парит в облаках.

Вход оформлен портиками и колоннадой, ажурный рисунок ограды выполнен по эскизам В. П. Стасова.

Главный купол окружен четырьмя церквями. Это колокольни с куполом и луковкой, несущей крест. Архитектор планировал храм с одним куполом, как в Европе. Императрица приказала построить традиционный православный пятиглавый собор.

Сейчас комплекс является культурным и общественным центром СПб. Территорию украшает сад партерного типа с клумбами, цветниками и фонтанами. Стоящий у входа в собор массивный колокол, планируется со временем поднять наверх.

Художественное убранство интерьера

Отделка помещения внутри Смольного собора осуществлялась под руководством В. П. Стасова. Он старался не нарушать первоначальные планы великого зодчего, но популярным уже стал рациональный классический стиль.

Использовались только лепка, чугунное литье, изысканные капители колоннады и декор купола. Лаконичный и торжественный интерьер включает в себя:

  • обширный зал, вмещающий 6 тыс. человек;
  • иконостасы, богато декорированные под мрамор;
  • хрустальная балюстрада у алтарей;
  • помост искусной работы.

В дополнение к этому, драгоценными святынями стали две иконы художника А. Г. Венецианова на темы воскресения Христа и введения во храм. В концертном зале проходят слушания хоровой музыки.

Оставьте суету повседневности, приходите на экскурсию!

Гид излагает посетителям подробную, интересную и живую историю собора с учетом возраста и уровня аудитории. Рассказ наглядно дополнен видео.

Со смотровой площадки высотой 50 м открывается панорама города и Невы, отсюда можно сделать отличные фото. Подъем на звонницу по 277 ступеням происходит в сопровождении музыки периода забытого барокко.

Советуем посмотреть на собор Василия Блаженного.

Храм находится на набережной Невы. Адрес:пл. Растрелли, 1, Санкт-Петербург, Россия, 191060.

Удобно добираться следующим образом:

  • от метро «Чернышевская» рейсовыми автобусами или троллейбусом 15;
  • от «Площади Восстания» автобусом 22 или троллейбусами 5, 7.

Пешком от этих станций можно дойти за 30 мин.

Режим работы собора в 2017 году: служба с 7:00 до 20:00 ежедневно, экскурсии с 10:00 до 19:00. Цена посещения 100 руб., для дошкольников бесплатно. Строгого расписания экскурсий для одиночных туристов нет, группы формируются по мере сбора.

Два часа в соборе пролетают незаметно, одухотворенные посетители уносят в сердце память о выдающемся произведении искусства.

Источник: https://www.miroworld.ru/smolnyj-sobor/

Смольный собор

Смольный собор

Исторический центр Санкт-Петербурга не зря называют музеем под открытым небом. Одной из наиболее ярких достопримечательностей города является Смольный собор, выстроенный на левобережной стороне Невы в 1835 году. Про Смольный собор в Санкт-Петербурге, официальный сайт содержит много интересных сведений.

Величественный Смольный собор в Санкт-Петербурге был спроектирован Бартоломео Растрелли в 1748 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. 30 октября того года был заложен первый камень в фундамент будущего шедевра.

Изначально он намеревался построить здание с одним куполом.

Но императрице такой проект не понравился, она резко воспротивилась «римскому маниру» и потребовала взять за основу архитектуру московского Успенского собора, входящего в кремлевский ансамбль.

Итальянец внес в первоначальные чертежи необходимые изменения, и в результате Смольный собор архитектор спроектировал пятикупольным.

Великий итальянец использовал прием, который характерен для его проектов в Санкт-Петербурге – издали строение поражает своими размерами, но при приближении к нему визуальные габариты уменьшаются, но ощущение величия здания остается.

Особенно ярко это можно наблюдать, если посмотреть на него с противоположного берега Невы, а затем подойти к нему со стороны Суворовского проспекта, откуда открывается бесподобный вид – в конце анфилады строгих серых домов вздымается воздушное бело-голубое здание.

Как строился собор Смольного монастыря

Ход строительства Смольного собора невольно навевает мысли о некоем символизме. Он строился в Санкт-Петербурге в течение 87 лет, работал столько же и бездействовал 87 лет.

Даже сами цифры символичны, ведь «восьмерка» всегда ассоциируется с вечностью, а для христиан это еще и вечный день Царствия небесного, а «семерка» — это полнота творения.

Эмоциональность этих символов в полной мере передают фото Смольного собора в Санкт-Петербурге.

Подготовительные действия завершились уже в 1751 году, но начавшаяся Семилетняя война затормозила строительство. В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны архитектором был назначен Юрий Фельтен.

Елизавета Петровна намеревалась построить монастырь, в котором хотела провести последние дни своей жизни. И адрес Смольного собора в Санкт-Петербурге не случаен – там стоял дворец, где она провела юность.

Но ее преемница решила открыть в Смольном институт благородных девиц, который и поглотил практически все средства, которые должны были идти на строительство.

Больше того, в период правления императора Павла I были проданы уже подготовленные стройматериалы – капители и базы колонн. Лишь в 1835 году Николай I довел строительство до конца.

Запланированная 140-метровая колокольня укоротилась до без малого 94 метров. Конечно, это не умаляет величественности здания, но, если бы замысел архитектора был претворен в жизнь, оно было бы доминирующей высотой Санкт-Петербурга, на 18 метров выше шпиля колокольни собора Петропавловской крепости. Даже на фото Смольный собор впечатляет своим величием.

Долгий путь к истокам

В 1922 году Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге был распущен, монастырь закрыт, а собор переоборудован в склад. Однако иконостас сохранялся до 1972 года, когда начался его демонтаж. В советский период здесь был то склад, то выставка, некоторое время служил даже противоатомным бункером.

Восстановление началось только в первые годы нового века. Но в 2001 году из-за пронесшегося над Санкт-Петербургом урагана, рухнул только что отреставрированный главный крест. Три года шло его восстановление, кропотливые реставраторы воссоздали его практически заново, и в 2004 году крест снова был установлен на вершине купола.

В новом веке собор вел не только музейную деятельность, здесь звучала и музыка. Афиши концертного зала Смольного собора рассказывали о репертуаре петербуржцам, планирующим свой досуг.

В 2010 году Смольный собор восстановил расписание богослужений, а в январе 2016 года он был возвращен епархии Санкт-Петербурга.

Иконостас Смольного собора и его восстановление

Внутреннее убранство в настоящее время активно восстанавливается по сохранившимся чертежам и описаниям 1835 года. Первоначально это была двухъярусная композиция, над которой находились шестиконечный крест с сиянием и два коленопреклоненных ангела. Белый фон иконостаса украшался золотой резьбой.

Изначально планировалось, что икону будут писать в Академии художеств Санкт-Петербурга, но не сошлись в цене. В результате образа были подготовлены частными мастерами. Всего в трех приделах Смольный собор СПб имел 40 икон.

В их создании принимали участие Алексей Венецианов, Федор Брюллов и другие живописцы.

Полное восстановление интерьера потребует многолетних трудов, но работы в этой области уже идут. Например, уже восстановлен запрестольный образ святой Богородицы, который представляет собой копию с картины художника А. Венецианова, хранящейся в русском музее Санкт-Петербурга.

В лоне церкви

Для удобства посетителей Смольного собора, адрес указан на сайте. На сегодняшний день здесь находится действующий храм.

По расписанию богослужебного устава в нем проводятся литургии, молебны, панихиды, чтение Псалтири, а также таинства Крещения и Венчания. Все желающие могут посетить Духовные беседы.

Для детей в Смольном соборе Санкт-Петербурга открыты воскресные школы для девочек и мальчиков.

Кроме того, для экскурсий открыта звонница Смольного собора – одна из высочайших смотровых площадок города, откуда открывается великолепная панорама Санкт-Петербурга.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/smolnyy-sobor/

Историческая справка

По преданию императрица Елизавета Петровна желала завершить свой жизненный путь, удалившись в монастырь, в качестве настоятельницы в окружении молодых воспитанниц из благородных семей. Для осуществления заветного плана она предусмотрела построить женский монастырь, с домом для себя и отдельными апартаментами для проживания 120 девиц, в одном из самых красивых районов Северной столицы.

На месте сгоревшего Смольного дворца, где прошли годы юности дочери Петра Великого (будущей императрицы Елизаветы) в 1748 году было начато строительство по проекту придворного архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Название местности закрепилось со времен основания города: когда-то здесь находился Смоляной двор, где варили деготь и хранили смолу для Адмиралтейской верфи.

Макет спроектированного ансамбля хранится в Академии художеств и свидетельствует не только об императорском великолепии будущей постройки, но и об изменении первоначального замысла. Растрелли планировал возведение над въездом в монастырь грандиозной колокольни высотой 140 метров, но впоследствии от этой идеи отказался. В результате доминантой комплекса выступает Смольный собор.

Семилетняя война (1756-1763) приостановила строительство из-за нехватки средств. Да и Елизавета была полна решимости вести войну с Пруссией до победного конца, и ее желание уйти в монастырь постепенно угасло. Она продолжает править до самой своей кончины в 1761 году, так и не дождавшись освящения собора.

Смена правителей, изменение назначения постройки, архитектурной моды и архитекторов превращает Смольный собор в самый длительный долгострой Петербурга.

Взошедшая на престол Екатерина II отстранила Растрелли от должности обер-архитектора в 1762 году, отправив его сначала в отпуск для лечения, а затем на пенсию. Строительство собора передали его помощнику Ю. Фельтену, вступившему в должность главного архитектора Канцелярии от строений.

Монастырь, в котором к концу XVIII века не осталось ни одной монахини, прекратил свое существование, а на его территории разместили два учебных заведения: Воспитательное общество Благородных девиц (1764) и Мещанское училище (1765), которые позднее были преобразованы в Смольный и Александровский институты.

Возобновлен Воскресенский Новодевичий монастырь был по указу Николая I от 14 марта 1845 года, обитель построили на Царско-Сельской дороге (Московский проспект), но это уже совсем другая история.

В 1806 году для Смольного института итальянский архитектор Джакомо Кваренги выстроит замечательное здание в стиле классицизма. Именно здесь в 1917 году помещался штаб революции — Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Завершение строительства Смольного собора осуществляет архитектор В. П. Стасов, спроектировавший внутреннее убранство, площадь перед главным входом и изумительной красоты высокую ажурную ограду.

После освящения в 1835 году храм приобрел статус Собора всех учебных заведений. К этому периоду специально для храма были написаны иконы. Большой запрестольный образ Богородицы принадлежит кисти замечательного русского живописца, члена Петербургской академии художеств, — А. Г. Венецианова.

Как большинство культовых зданий после Октябрьской революции Смольный собор был закрыт и превратился в склад, в годы Великой Отечественной войны сильно пострадал.

После реставрации в 1990 году в нем открыли Концертно-выставочный комплекс. Специально для зала был приобретен орган, здесь проводились концерты классической музыки и различные выставки.

Архитектура Смольного собора

Построенный в стиле позднего барокко Собор удивительно гармонично сочетает в себе традиции древнего русского зодчества и европейской классики. Совершенство пропорций, изящество декора, легкость и величие вызывают восхищение.

Смольный собор.

«Вот это Храм!» — так всякий раз, проходя мимо, восклицал знаменитый архитектор Кваренги. Приверженец совершенно иного архитектурного стиля, он, тем не менее, снимал шляпу перед гениальным творением Растрелли.

Композиция Смольного собора устремлена ввысь, пронизана вертикальной энергией, которая струится по граням стен, выбрасывая пышные волны узоров. Ажурный рисунок арочных окон дополняют собранные в пучки трехчетвертные колонны, двухцветное многоярусное сооружение очерчено сложным контуром.

Благодаря этим деталям, характерным для светских построек Растрелли, нижние два яруса больше напоминают дворец. В отличие от европейских культовых зданий с одним нарядным фасадом, храм имеет равноценный вид со всех сторон.

Здание высотой 93,7 метра обладает иллюзией уменьшения размеров при приближении к нему.

Смольный собор.

Создавая свой последний архитектурный шедевр, Растрелли проектировал сооружение с одним куполом по типу католических храмов Европы, но желание Елизаветы было непреклонным: она хотела русский пятиглавый собор.

Решение получилось оригинальным.

Выпуклый массивный центральный купол с луковичной главкой венчает собор, а расположенные симметрично вокруг него четыре колокольни вогнутой формы увенчаны небольшими луковичными куполами.

Со Смольной звонницы, расположенной во втором ярусе колокольни, с высоты 50 метров открывается панорама монастыря, Смольного института и живописный вид на Неву.

Смольный собор с высоты птичьего полета.

Смольный собор и весь ансамбль монастыря – замечательный образец Елизаветинского барокко, историко-архитектурный памятник мирового значения.

Стены монастыря, которые построены как жилые помещения, спланированы в форме греческого креста с встроенными домовыми церквями по углам.

Праздничный и живописный вид всему комплексу придает сочетание небесно-голубых стен с белой декоративной отделкой и позолотой.

Жизнь собора в наше время

Удивительное совпадение: Собор строился 87 лет (1748-1835) и столько же времени (1923-2010) был закрыт для проведения богослужений. Божественная литургия вновь зазвучала под сводами собора после столь длительного перерыва в праздник Благовещения 7 апреля 2010 года, а в честь 175-летия Собора в том же году выпустили памятную медаль.

С 2015 года здание собора окончательно было передано Русской православной церкви. Здесь регулярно проходят службы, совершаются таинства крещения, венчания.

Следует отметить, что в помещениях бывших монастырских зданий находятся факультеты политологии и международных отношений Государственного университета СПБ.

Сохраняется историческая традиция, по которой Воскресенский Смольный собор является храмом учебных заведений Санкт-Петербурга. Кульминацией деятельности священнослужителей храма по духовно-нравственному просвещению молодежи стала торжественная служба в Татьянин день – день студенчества, которая завершается награждением памятным знаком наиболее достойных студентов.

Для маленьких граждан открылись «Школа смолянок» и «Пажеский корпус», где большое внимание уделяется воспитанию в детях любви к Отечеству и интереса к наукам, которые отсутствуют в школьных программах: геральдика и этикет, старинные танцы и верховая езда, а также уроки медицины и милосердия.

По-прежнему все желающие могут совершить подъем в 277 ступеней на одну из высочайших смотровых площадок города — соборную звонницу, а по выходным дням посетить экскурсию и осмотреть собор. Вход в собор свободный, а рекомендуемое пожертвование, взимаемое с участников экскурсий и посетителей колокольни, идет на восстановление интерьера храма.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/smolnyj-sobor/

Официальное название: Смольный собор Воскресения Христова

Адрес: площадь Растрелли, дом 1

Годы постройки: 1748-1835

Архитектор: Б.Ф. Растрелли

Стиль: Елизаветинское барокко

О происхождении названий в Санкт-Петербурге

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати.

На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» — завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором.

Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор , Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс.

После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны.

Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника — царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика.

За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне.

В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось.

В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С.

Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц.

30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж.

В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена — Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь.

Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность — это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками.

Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены. Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св.

Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора.

Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками.

Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь.

Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости.

Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь.

Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета , успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет.

И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени.

Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек.

Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора.

От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол — «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами.

На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно».

За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию.

Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли).

По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев — более частые внизу и более редкие в верхней части — завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище).

Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции.

С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей).

Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Смольный собор на карте

Источник: https://guida-spb.com/smolnyj-sobor.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики