Vigoda

Содержание

Смольный собор

Смольный монастырь

Исторический центр Санкт-Петербурга не зря называют музеем под открытым небом. Одной из наиболее ярких достопримечательностей города является Смольный собор, выстроенный на левобережной стороне Невы в 1835 году. Про Смольный собор в Санкт-Петербурге, официальный сайт содержит много интересных сведений.

Величественный Смольный собор в Санкт-Петербурге был спроектирован Бартоломео Растрелли в 1748 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. 30 октября того года был заложен первый камень в фундамент будущего шедевра.

Изначально он намеревался построить здание с одним куполом.

Но императрице такой проект не понравился, она резко воспротивилась «римскому маниру» и потребовала взять за основу архитектуру московского Успенского собора, входящего в кремлевский ансамбль.

Итальянец внес в первоначальные чертежи необходимые изменения, и в результате Смольный собор архитектор спроектировал пятикупольным.

Великий итальянец использовал прием, который характерен для его проектов в Санкт-Петербурге – издали строение поражает своими размерами, но при приближении к нему визуальные габариты уменьшаются, но ощущение величия здания остается.

Особенно ярко это можно наблюдать, если посмотреть на него с противоположного берега Невы, а затем подойти к нему со стороны Суворовского проспекта, откуда открывается бесподобный вид – в конце анфилады строгих серых домов вздымается воздушное бело-голубое здание.

Как строился собор Смольного монастыря

Ход строительства Смольного собора невольно навевает мысли о некоем символизме. Он строился в Санкт-Петербурге в течение 87 лет, работал столько же и бездействовал 87 лет.

Даже сами цифры символичны, ведь «восьмерка» всегда ассоциируется с вечностью, а для христиан это еще и вечный день Царствия небесного, а «семерка» — это полнота творения.

Эмоциональность этих символов в полной мере передают фото Смольного собора в Санкт-Петербурге.

Подготовительные действия завершились уже в 1751 году, но начавшаяся Семилетняя война затормозила строительство. В 1762 году после смерти Елизаветы Петровны архитектором был назначен Юрий Фельтен.

Елизавета Петровна намеревалась построить монастырь, в котором хотела провести последние дни своей жизни. И адрес Смольного собора в Санкт-Петербурге не случаен – там стоял дворец, где она провела юность.

Но ее преемница решила открыть в Смольном институт благородных девиц, который и поглотил практически все средства, которые должны были идти на строительство.

Больше того, в период правления императора Павла I были проданы уже подготовленные стройматериалы – капители и базы колонн. Лишь в 1835 году Николай I довел строительство до конца.

Запланированная 140-метровая колокольня укоротилась до без малого 94 метров. Конечно, это не умаляет величественности здания, но, если бы замысел архитектора был претворен в жизнь, оно было бы доминирующей высотой Санкт-Петербурга, на 18 метров выше шпиля колокольни собора Петропавловской крепости. Даже на фото Смольный собор впечатляет своим величием.

Долгий путь к истокам

В 1922 году Смольный институт благородных девиц в Санкт-Петербурге был распущен, монастырь закрыт, а собор переоборудован в склад. Однако иконостас сохранялся до 1972 года, когда начался его демонтаж. В советский период здесь был то склад, то выставка, некоторое время служил даже противоатомным бункером.

Восстановление началось только в первые годы нового века. Но в 2001 году из-за пронесшегося над Санкт-Петербургом урагана, рухнул только что отреставрированный главный крест. Три года шло его восстановление, кропотливые реставраторы воссоздали его практически заново, и в 2004 году крест снова был установлен на вершине купола.

В новом веке собор вел не только музейную деятельность, здесь звучала и музыка. Афиши концертного зала Смольного собора рассказывали о репертуаре петербуржцам, планирующим свой досуг.

В 2010 году Смольный собор восстановил расписание богослужений, а в январе 2016 года он был возвращен епархии Санкт-Петербурга.

Иконостас Смольного собора и его восстановление

Внутреннее убранство в настоящее время активно восстанавливается по сохранившимся чертежам и описаниям 1835 года. Первоначально это была двухъярусная композиция, над которой находились шестиконечный крест с сиянием и два коленопреклоненных ангела. Белый фон иконостаса украшался золотой резьбой.

Изначально планировалось, что икону будут писать в Академии художеств Санкт-Петербурга, но не сошлись в цене. В результате образа были подготовлены частными мастерами. Всего в трех приделах Смольный собор СПб имел 40 икон.

В их создании принимали участие Алексей Венецианов, Федор Брюллов и другие живописцы.

Полное восстановление интерьера потребует многолетних трудов, но работы в этой области уже идут. Например, уже восстановлен запрестольный образ святой Богородицы, который представляет собой копию с картины художника А. Венецианова, хранящейся в русском музее Санкт-Петербурга.

В лоне церкви

Для удобства посетителей Смольного собора, адрес указан на сайте. На сегодняшний день здесь находится действующий храм.

По расписанию богослужебного устава в нем проводятся литургии, молебны, панихиды, чтение Псалтири, а также таинства Крещения и Венчания. Все желающие могут посетить Духовные беседы.

Для детей в Смольном соборе Санкт-Петербурга открыты воскресные школы для девочек и мальчиков.

Кроме того, для экскурсий открыта звонница Смольного собора – одна из высочайших смотровых площадок города, откуда открывается великолепная панорама Санкт-Петербурга.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/sobory/smolnyy-sobor/

Смольный собор — детище Растрелли

Смольный монастырь

Собор входит в архитектурный комплекс Смольного монастыря, который был возведён по приказу Императрицы Елизаветы на месте «Смольного дома» — небольшого дворца, где дщерь Петрова провела свою юность. Именно в стенах монастыря, в окружении 120 девиц из высшего света, воспитанниц заведения, Императрица намеревалась коротать старость и встретить смерть.

Но политические дела оказались сильнее и Елизавете пришлось до конца своих дней восседать на троне российском, чтобы уберечь государство от разграбления иноземцами.

Собор был заложен в 1748 году. Закончилось строительство институтского комплекса в 1764 году и 27 июня заведение открыло свои двери для девиц.

Окончание строительства храма датируется 1835 годом.Перед Собором — зелёная лужайка с ровненькой травкой, по краям — вымощенные круглым камнем дорожки.

Подходим ближе?

Интересно, что первоначально по проекту Б. Растрелли, перед Смольным Собором должна была возвышаться колокольня — самая высокая не только в Петербурге, но и в тогдашней Европе — 140 метров.

(Фото из Википедии)Первый этаж колокольни в проекте выглядит как триумфальная арка — всё-таки здание предназначалось для Её Императорского Величества!Но колокольне не суждено было появиться на свет.Есть две версии, отчего так получилось.

Первая: зодчий сам решил не ставить акцент на высотном здании колокольни, чтобы сохранить уникальный облик Смольного Собара.

Вторая: от строительства Императрице пришлось отказаться из-за финансовых вливаний в Семилетнюю войну.Как бы там ни было, до наших дней ансамбль дошёл без колокольни, и портить вид Смольного Собора новоделом было бы просто глупостью, к  тому же опасной, т.к. вбивать сваи в 100 метрах от шедевра мировой архитектуры  — значит его разрушить.Да, Смольный изначально задумывался не как общественное место, а как обитель Императрицы в старости, но этого не случилось. Поэтому сегодня любой прохожий может любоваться потрясающей красоты видом, котрый открывается на храм с площади Растрелли.А колокол, недавно подаренный не помню кем из меценатов, стоит возле входа в Собор:

Подходить к Смольному Собору всегда лучше от Пл. Растрелли.

Вид открывается великолепнейший!При чистом небе:И с облаками)

Чем лично мне импонирует Смольный, так это необычной, невиданной ранее в России эклектикой — соединением европейской классики и православного пятиглавия.

Б. Растрелли собирался делать собор однокупольным — так, как это принято в католической Европе. Императрица настояла на венчании храма пятью куполами в православной традиции.Зодчий вышел из ситуации очень интересным образом: Главный купол Собра относится непосредственно к церкви, а четыре малых купола венчают четыре звонницы.

Центральный купол венчает луковичная главка:Жаль, последние пять лет здание побледнело, словно девица «осьмнадцатого века», натёртая уксусом. В последний раз его подкрашивали лет 7 назад, наверное.Фото 2013 года.По задумке мастера Собор должен быть ярко-голубым с белым, уподобляясь глубокому Петербургскому небу и облакам.

Если сравнить снимок с 2007 годом, то явственно видна разница в цвете:Мы очень надеемся, что реставрация и покраска вернут Собору былой облик.По бокам расположены корпусы факультетов социологии, международных отношений и т.д. СПбГУ:

А если Собор обойти…Пардон на искривление, на тот момент не было другой техники присебе.

Тут целая лужайка для игр воспитанниц на свежем воздухе:
Монументальное здание всё-таки!
Возвращаемся:

Ну. что? Зайдём?На этом фото ( 2013 год) видно, что нижний ярус Собора ещё пока хранит былой насыщенно-голубой цвет.

Входим внутрь, оплачиваем билет на звонницу (сегодня это 150 рублей с носа) и уходим вправо — здесь нас ждёт мраморная лестница в 144 ступеньки:

Чтобы подниматься не было скучно, работает аудиогид, а на стенах висят картины с городскими пейзажами.Закончилась мраморная лестница, но это ещё отнюдь не колоннада)))Дальше — самое интересное! Во всяком случае, для меня.Ныряя в крохотную дверцу, оказываешься вот в таких казематах:Это место под куполом. Отсюда наверх, к звонницам, ведут две винтовые лестницы.А за решеткой — пространство над залом Собора, чтобы люди по нему не шастали.
Этим каменным сводам почти 200 лет! Только вдумайтесь!Винтовая лестница, вид снизу:
Левая и правая выстроены одинаково — по часовой стрелке.По правилам, лестница закручивается по часовой стрелке — так строились все лестницы в средневековых замках, чтобы у обороняющейся стороны было преимущество в битве. Исключением являлись замки, хозяева которых — левши.

Очень примечательны в лестнице ниши — маленькие окошки-бойницы. Обычно мы с подругами, когда поднимаемся, не можем отказать себе в удовольстивии забраться в одно из них.

 А ещё на левой лестнице есть интересная дверца…. В каморку, ведущую неизвестно куда. Не могу откопать фото, чтобы было без человека. На ней даже номер был… Но это вам придется отыскивать уже самим.

(«право» и «лево» я определяю со стооны собора, а не со стороны зрителя, если что).

Закончилась лестница. Вид сверху:

Сколько там ступенек, честно скажу, не считала, а аудиогид об этом умалчивает.Ну, что устали? А это ещё не самый верх!
Выйдя снова к солнцу, словно из подземелья, встречаем такую картину:
Подвесная лестница, уже современная, на месте старой, деревянной.Топ-топ по ней.Дамам в мини-юбках и на шпильке это истинный аттракцион, особенно, если снизу идут мужчины)))Впрочем, сюда как-то даже невеста в кринолине забиралась, так что, главное — цель, а остальное приложится.Поднимаясь на звонницу едва ли не каждый год, обратила внимание, что большинство людей крепко держатся за перила и смотрят себе под ноги, так что за своё благочестие можно не переживать)Вид на подъём сверху:Я помню те времена, когда он ещё не был зарешёчен…Мне, как кошке, всегда хочется залезть повыше и глянуть вниз)Поднявшись на смотровую площадку ощущаем великолепие морского воздуха на высоте почти 90 метров)Здесь нас ждёт вот такое устройство:Надо сказать, поставили года три как.Через него даже Ангелов на Петропавловской крепости и Александрийском столпе в рассмотреть можно.Решётки, надо сказать, тоже не так давно вмонтировали. Не припомню я их что-то до 2010 года…Сравнить:Видимо, были случаи суицида, раз о безопасности так задумались. Теперь приходится фотографировать, просовывая объектив аппарата меж прутьев.Если не торопиться, то можно послушать аудиогида от начала до конца, который в подробностях рассказывает, что можно разглядеть в обзоре.

Перед вами, словно на ладони, оказывается весь Санкт-Петербург! И никакие близлежащие доминанты не закрывают панорамы, как это наблюдается в случае с Исаакиевским Собором.

arch_heritagervg1415

14 июня в Москве, в Высоко-Петровском монастыре произошло торжественное собрание, приуроченное к 50-ти летнему юбилею общества охраны памятников истории и культуры.

Сначала небольшая прогулка по монастырю.

Вид на надвратный храм прп. Пахомия (1753-1755 гг., в 1914 г. храм переосвящен в честь апп. Петра и Павла).Трапезная с храмом прп. Сергия (1690 г.)Собор во имя иконы Божией Матери «Боголюбская» (1684 г.)Храм святителя Петра Митрополита (1514-1517 гг., зодчий Алевиз Новый)Звонница.А это уже к юбилею – стенды ВООПИК-а.

На карте регионы, в которых есть региональные отделения, покрашены охрой. В анклавах тоже есть.От основателей Общества (сколько же там людей, создавших эпоху, не только ВООПИК) к соременному состоянию.КЛИКАБЕЛЬНО:Памятники, сохраненые и отреставрированные благодаря ВООПИКу.

Значок «ВООПИК РСФСР» (на правом стенде и на груди участника) мало у кого сохранился, раритет.Знак 1966 года:Собрание в монастырском корпусе.Награждение воссозданного Крымского отделения было встречено самыми бурными апплодисментами.А вот когда звание почетного члена ВООПИК было присвоено главному архитектору Москвы Кибовскому, многим стало не по себе.

Понятно, что политика, что попытка приручить, но когда в зале сидят люди, отлично знающие, какой вандализм происходит в столице при этом «архитекторе» (если не при содействии), то от такой «толерантности» кулаки сжимаются.Некоторые приехали на собрание не с пустыми руками.Шикарный альбом по памятникам Калуги, это типа часть отчета по проделанной работе.

Кстати, у ВООПИКа в этом году отчетно-перевыборная кампания.

Во время открытия мемориальной доски на доме, где начинал свою работу ВООПИК сказали много хорошего и про то, как в 60-е благодаря ему началось восстановление архитектуры монастыря, и про то, как хорошо, что монастырь решил поместить на этом корпусе мемориальную доску, и про то, что сейчас начинается новый этап реставрации монастыря (дырка в стене над доской это начало реставрационных работ, а  не ошибочка «мастеров» при повеске доски).Первый заместитель министра культуры Аристархов: «…в советское время численность ВООПИК была сравнима с численностью КПСС, но в отличие от нее он сохранился и поныне». Это не дословно, но очень близко к тексту.Сам министр не счел нужным присутствовать, но может так и лучше. «В тесном кругу»Текст лаконичен и достаточен.

Но зачем же Times-ом!.. да еще зауженным…

Выступление мужского хора монастыря сопровождало открытие доски. – ниже.На улице во внутреннем дворике не так роскошно звучало, как под сводами палат.Во время пресс-подхода, всех, кроме первых лиц, вежливо отослали в погулять по монастырю.Но пресса нашла своих героев и среди «гуляющих».Как всегда четкую характеристику состоянию дел в сфере охраны наследия дал председатель совета Подмосковного отделения Е.Соседов.Она прозвучала в репортаже телеканала «Культуры» (см. ниже).Прогулка была чуть ли не главным смыслом события.Встретились люди, которым есть что обсудить по-деловому.И кот ПолтораУха также принимал участие в разговорах.

Маленький буклетик к этому событию можно скачать и посмотреть ЗДЕСЬ

Репортаж от «КУЛЬТУРЫ»:ВЕСТИ-МОСКВА:Фрагмент с хором монастыря:

Вот ещё старый пост с некоторой историей создания общества.

Page 3

Источник: https://arch-heritage.livejournal.com/2501641.html

Смольный монастырь в Санкт Петербурге

Смольный монастырь

М онастырь был заложен в 1748 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны.

Он должен был стать главным женским монастырем Санкт-Петербурга, в пару мужскому Александро-Невскому монастырю, основанному Петром I.

Сохранилась деревянная модель Смольного монастыря, выполненная в мастерской Ф. Б. Растрелли и дающая хорошее представление о замысле зодчего (ныне в собрании музея Академии Художеств).

В центре монастырского комплекса находится монументальный пятиглавый Воскресенский собор. В середине XVIII века он был крупнейшим купольным зданием в России.

Устройство пяти глав в духе древнерусского зодчества было требованием самой императрицы, пожелавшей, чтобы соборная церковь «была снаружи и внутри с приличным греческой [т. е. православной] церкви украшением».

По четырем сторонам собора располагаются протяженные здания келий, а в угловых корпусах — четыре малых церкви. При въезде в монастырь должна была возвышаться грандиозная 6-ярусная 140-метровая колокольня.

Хотя вчерне комплекс был готов уже в конце 1750-х годов, к его внутренней отделке из-за значительных военных расходов по причине вступления России в Семилетнюю войну не могли приступить еще несколько лет.

В 1762—1764 годах здания монастыря достраивал архитектор Ю. М. Фельтен. Им была завершена внутренняя отделка некоторых помещений и двух угловых церквей по проекту Ф. Б. Растрелли.

К сожалению, церкви сильно пострадали в советский период, лишившись первоначальных иконостасов.

Отделка интерьеров Воскресенского собора и фасадов келий у парадного входа в монастырь была завершена лишь в XIX веке.

Смольный собор: режим работы и стоимость билетов — лето 2019, как добраться и официальный сайт

Возможно вы ищете информацию про: Смольный (колыбель революции / Смольный институт / резиденция губернатора Санкт-Петербурга)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Как добраться

Смольный собор находится на значительном удалении от станций метро. Около получаса идти от станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуется добираться общественным транспортом:

  • от м. «Чернышевская» — автобусы 46, 22, троллейбус 15;
  • от м. «Площадь Восстания» — автобус 22, троллейбусы 5, 7.

Дорога пешком от метро «Чернышевская»

Режим работы Смольного собора — лето 2019

  • Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00
  • Подъем на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00
  • По субботам и воскресеньям в 13:00, 14:30 и 16:00, а также по заявкам, проводятся экскурсии

Стоимость билетов в Смольный собор — лето 2019

Собор является действующим храмом, вход бесплатный.

История строительства Смольного собора в Санкт-Петербурге

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек.

По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде.

А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости – Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом.

Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год).

[/stextbox]

Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

Наружное убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

В наружном оформлении комплекса мы видим сочетание голубых стен и белокаменной лепки, что придает монастырю праздничность и живописность. Великолепное здание храма окружено четырьмя угловыми церквями и жилыми корпусами, фасады которых украшены двухъярусными аркадами. Домовые церкви имеют только один шлемовидный купол, увенчанный большой главкой с крестом и как бы встроены в стену.

Первоначально Растрелли планировал построить однокупольный храм по образцу европейских храмов, но по желанию императрицы Елизаветы храм построили пятиглавым. Но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — это колокольни. Они имеют вогнутую форму и состоят из двух ярусов. у — маленький луковичный купол, а ниже — во втором ярусе располагается звонница.

Ажурная ограда храма была отлита по рисунку Стасова и является одной из самых высокохудожественных в Северной столице. Портики-павильоны – пропилеи, оформляют въезд на территорию монастыря.

Внутреннее убранство Смольного собора в Санкт-Петербурге

Внутренней отделкой руководил архитектор В. Стасов. Интерьер был прост, но имел торжественный вид. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор.

Перед алтарями установлена балюстрада из граненого хрусталя. Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.

Венецианова «Воскресение Христово» и «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Ансамбль монастыря – это историко-архитектурный памятник мирового значения. В настоящее время комплекс является филиалом государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». Здесь проводятся концерты, организуются выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки.

Официальный сайт Смольного собора

В 2016 году храм передан Русской Православной церкви.

Смольный монастырь, собор

Растрелли пл., 1-3

Архитекторы, годы постройки:

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасовщина. Когда на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц, здесь был сооружен форт Сабина. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда то название «Смольное» и закрепилось за этим местом.

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря.

Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц из благородных семей, и себя, как их будущей настоятельницы.

Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же — отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный дворец, куда поселили молодую Елизавету. Благодаря этому дворец также называли Девичьим.

В Камер-фурьерском журнале подробно описана торжественная церемония закладки нового монастыря. Она состоялась 30 октября 1748 года. На берегу Невы был установлен богато украшенный деревянный помост.

После молебна в основание будущего фундамента опустили закладной камень, произвели 101 залп из 20 пушек. С помоста Елизавета Петровна направилась в свой старый дом при Смольном дворе, где к праздничному обеду уже были накрыты столы.

На обеде присутствовали 56 человек.

Из-за строительства на месте Смольного двора монастырь стали называть также — Смольным.

Для облегчения управлением строительства при Канцелярии от строений была создана специальная Контора во главе с бригадиром Яковом Мордвиновым. На всём протяжении работ архитектор постоянно конфликтовал с Мордвиновым из-за его самоуправства (отмены приказов Растрелли, собственных неразумных распоряжений).

12 июля 1749 года поступил указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню — «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня».

Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I.

У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей за 11 рублей в месяц были сняты «три покоя и одни сени» в доме мастера Шмита (Большая Морская ул. 26).

Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три сажени длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь.

На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевозили 14 мая 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых — для возведения стен. Строители трудились по 14 часов в день. Финансирование было полным и регулярным. Листовое железо везли с Урала, чугунную черепицу из Олонецких заводов.

Создавая комплекс Смольного монастыря Растрелли одновременно и создал свою интерпретацию архитектурного стиля барокко. В Европе барочным делался лишь главный фасад зданий. Смольный собор же предназначен для осмотра со всех сторон.

С началом Семилетней войны в 1757 году денег в казне стало не хватать. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Неоштукатуренным, без куполов и с недостроенной колокольней храм простоял почти пять лет. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Существует легенда, что в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяет проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь, в котором тогда жили не более 20 монашек, по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Растрелли новой императрицей был отстранён от дел. Фельтен с 1765 по 1775 год достроил корпуса, начал создание интерьеров. Но из-за недостатка денег интерьеры тогда завершены так и не были.

Вскоре после вступления Екатерины II на престол в Санкт-Петербурге было основано Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран именно Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек с той поры стали называть «смолянками».

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института, куда они и переехали.

Существует легенда, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, не оставался равнодушным к творению Франческо Бартоломео Растрелли. Проходя мимо Смольного собора он снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Окончательно Смольный собор был достроен только после соответствующего решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор В. П. Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

В своём дневнике архитектор Стасов отмечал:

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Смольный монастырь — арх. комплекс в Пб., имеющий мировую известность. Находится на бер. Невы на месте новгородского села Спасово (Спасское) и швед. форта Сабина. Здесь Петр I организовал Смоляной двор Адмиралтейства и построил для себя дом. Это был единств.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Смольный монастырь — см. Воскресенские монастыри … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Смольный монастырь — См ольный монаст ырь … Русский орфографический словарь

Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь — Монастырь Воскресенский Новодевичий Смольный монастырь Страна Россия Город Санкт Петербург … Википедия

Смольный — в Ленинграде, один из наиболее примечательных архитектурных ансамблей города, включающий бывший монастырь и институт благородных девиц. Ныне здесь помещаются важнейшие административно партийные учреждения города. Смольный монастырь… … Художественная энциклопедия

Монастырь — (от греч. monasterion келья отшельника), в ряде религий общины монахов (мужские монастыри) или монахинь (женские монастыри), принимающие единые правила жизни (устав). Архитектура монастыря связана с национальными региональными… … Художественная энциклопедия

Статья написана по материалам сайтов: www.spb-guide.ru, walkspb.ru, dic.academic.ru.

»

Источник: https://otdyhpress.ru/monastyri/smolnyj-monastyr-v-sankt-peterburge.html

Смольный собор: режим работы и стоимость билетов — лето 2019, как добраться и официальный сайт

Смольный монастырь

Фото Смольного собора

Возможно вы ищете информацию про: Смольный (колыбель революции / Смольный институт / резиденция губернатора Санкт-Петербурга)

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в районе Смольного двора, в том месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и европейской архитектуры.

Смольный собор находится на значительном удалении от станций метро. Около получаса идти от станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуется добираться общественным транспортом:

  • от м. «Чернышевская» — автобусы 46, 22, троллейбус 15;
  • от м. «Площадь Восстания» — автобус 22, троллейбусы 5, 7.

Дорога пешком от метро «Чернышевская»

  • Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00
  • Подъем на звонницу возможен ежедневно с 7:00 до 20:00
  • По субботам и воскресеньям в 13:00, 14:30 и 16:00, а также по заявкам, проводятся экскурсии

Собор является действующим храмом, вход бесплатный.

Телефон: +7 (812) 900-70-15, +7 (981) 187-00-51

По преданию дочь Петра Первого Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

Строительство было начато по проекту архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь. Здание вмещает до 6000 человек.

По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде.

А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж. Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

Монастырь сначала именовался как Воскресенский Новодевичий, затем для краткости – Смольный. Был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году.

С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом.

Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год).

[/stextbox]

Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

Официальное название: Смольный собор Воскресения Христова

Адрес: площадь Растрелли, дом 1

Годы постройки: 1748-1835

Архитектор: Б.Ф. Растрелли

Стиль: Елизаветинское барокко

О происхождении названий в Санкт-Петербурге

Очень многие названия различных мест Санкт-Петербурга восходят ко времени основания города. Многие из этих названий напоминают о городе, рожденном под грохот пушек, в огне сражений Северной войны, начинавшемся с военного лагеря, который превращался в столицу Русского государства, в котором рождался его крупнейший морской порт.

Верфи, на которых строили корабли Балтийского флота и «партикулярные суда, пороховые и пильные мельницы, заводы, работавшие в основном для нужд войны и строительства города, вырастали в нем по соседству с дворцами и палатами знати.

На левом берегу Невы, за Летним дворцом Петра на месте теперешнего въезда на Литейный мост, выстроили Литейный «анбар» — завод, на котором отливали пушки. Вокруг него вскоре появились кузница, лафетная, столярная и другие мастерские, сараи и склады. Все это вместе стало называться Литейным двором.

Тогда всякое казенное или общественное заведение называли двором (Гостиный двор, Монетный двор , Печатный двор). За Литейным двором на набережной построил себе дом его главный начальник, генерал-фельдцехмейстер Я.В. Брюс.

После царского указа 4 апреля 1714 года, коим повелено было «всем царедворцам жить в в Петербурге», это место стало аристократическим районом города. Неподалеку возвели дворцы для «особ царского семейства»: вдов умерших братьев Петра Прасковьи Федоровны и Марфы Матвеевны.

Сестры Петра Натальи Алексеевны и наследника — царевича Алексея; поблизости разместились дома приближенных и дворцовых служителей. Улица, на которой стоял дом Натальи Алексеевны, сначала называлась Береговой линией, а потом стала называться Шпалерной, так как тут был возведен «мануфактурный двор», шпалерная и штофная фабрика.

За дворцом царевича Алексея вверх по Неве располагались дома невесток Петра и придворной знати. Там были и палаты сподвижника Петра, адмиралтейств-советника Кикина, ведавшего всеми материальными складами флота. Кикин поблизости от своего дома, на мысу, омываемом с востока и севера Невой, устроил Смольный двор, «в котором лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот». Смолу, из которой вываривали деготь, привозили крестьяне деревень, специально приписанных к Адмиралтейству.

За Смольным двором в 1714 году построили небольшой деревянный дом с садом (смольный дом) для Петра. После смерти Петра, Екатерина I распорядилась на этом месте возвести загородный летний дворец, перешедшйи потом к ее дочери Елизавете Петровне.

В Смольном дворце Елизавету держали под неусыпным надзором вдали от центра столицы, вплоть до вступления на престол (в 1741 г.). Как выглядел Смольный дворец, сведений не сохранилось.

В 1744 году во дворце случился пожар, а в 1746 году дворец сломали, участок расчистили и подготовили для нового строительства.

Начало строительства Смольного монастыря

В 1748 году было официально объявлено, что «ея императорское величество намерены при С.

Петербурге, на том месте, где ея императорского величества дворец, называемый Смольный… воздвигнуть вновь, девичий монастырь с церковным и прочим принадлежащим монастырским зданием…» Императрица собиралась под старость удалиться в эту обитель и быть её настоятельницей в окружении послушниц.

30 октября под пушечную пальбу и звон колоколов был торжественно положен закладной камень собора Воскресенского Новодевичьего монастыря. Проектировал и строил монастырь обер-архитектор императорского двора Франческо Бартоломео Растрелли. Растрелли (по меткому замечанию Б.Р. Випера) превратил город-порт, город-верфь в город-дворец.

«Архитектура – это искусство вписывать линии в небо». Возведенный в излучине Невы неподалеку от воды Смольный продолжает древний русский обычай ставить церкви и соборы на берегах рек, вписывая их в окружающий пейзаж.

В то же время собор, как и многие Петербургские сооружения, замыкает далекую перспективу широкой и прямой улицы и формирует площадь Растрелли. Композицию ансамбля монастыря в целом и его центрального звена — Воскресенского (Смольного) собора пронизывает устремленность ввысь.

Ансамбль монастыря дает понимание, что подлинная монументальность — это не тяжесть и массивность, а соразмерность, легкость и сила.

Крестообразный в плане монастырь обнесен невысокой глухой стеной с башенками по углам. За стеной расположены двухэтажные корпуса келий и других монастырских помещений. Фасады этих корпусов прорезаны ритмично повторяющимися арками.

Первый этаж обработан рустами, придающими сооружениям тяжесть и мощь, а окна углублены в стены. Второй этаж значительно легче, благодаря большим окнам-аркам, разделенным сдвоенными полуколоннами. Нарастание вверх продолжают башни-церкви, расположенные на четырех внутренних углах «креста». Это церкви во имя св.

Захария и Елизаветы, св. Екатерины, св. Александра Невского и св. Марии Магдалины.

Они имеют то же поэтажное членение, но у них уже три этажа, над которыми возвышается барабан, перекрытый куполом, увенчанным главкой с крестом. Угловые церкви подготавливают переход от двухэтажных построек к девяностадвухметровому взлету собора.

Его нижние два яруса словно постамент, на котором возносится барабан центрального купола и почти прижатые к нему башни-звонницы, завершенные луковичными главками.

Пятиглавие собора становится центром другого пятиглавия, образованного собором и угловыми церквями.

В проекте Воскресенского собора Растрелли связал архитектурные традиции Московского государства и европейское барокко. Интерпретируя традиционную для русской архитектуры тему пятиглавия (вновь ставшую обязательной при Елизавете Петровне), архитектор создал великолепную, совершено оригинальную композицию.

Непостроенная колокольня Смольного собора

План Растрелли не был реализован полностью. В середине западного корпуса келий должна была быть возведена колокольня над въездом в монастырь.

Ее высота – сто сорок метров была бы в полтора раза больше высоты собора и на восемнадцать метров больше шпиля Петропавловской крепости.

Растрелли создал модель колокольни, в которой нижние два яруса наиболее массивны и пышно украшены Каждый последующий ярус уже и легче предыдущего и настолько слит с ним, что кажется вся колокольня «на одном дыхании» взмывает ввысь.

Белоствольные колонны и постепенно сужающиеся арки задают ритм этого стремительного взлета. В верхней столпообразной части колокольни он становится более замедленным и более дробным, благодаря трем близко поставленным круглым окнам. Модель колокольни Смольного монастыря сейчас хранится в Академии художеств.

Как и когда достраивали Смольный собор

К 1761 году, когда умерла Елизавета , успели закончить и отделать лишь большую часть келий и трапезную. Строительство было приостановлено почти на 70 лет.

И только во второй половине 1820-х годов был объявлен конкурс на проект достройки Воскресенского собора. Достраивали собор по проекту Стасова, которому удалось сохранить гармонию целого при всех изменениях и приближениях к вкусам и требованиям времени.

Снаружи собор оставили без изменений, только вновь побелили стены и окрасили купол и главы.

Внутри собора основная мысль Растрелли сохранена в общем архитектурном решении: в сияющей высоте семидесятидвухметрового подкупольного пространства, в импозантности белоснежного интерьера, вмещающего шесть тысяч человек.

Приведя «изломанные линии в прямые», уменьшив количество «входящих частей», Стасов создал интерьер собора в духе своего времени. Здесь все сдержаннее, строже лаконичнее, чем внешнее убранство собора.

От жизнерадостной декоративности Растрелли сохранились пышные капители колонн, крылатые головки херувимов, да гирлянды из плодов и цветов.

От постройки гигантской колокольни отказались, так как это требовало огромных денег и колокольня закрыла бы вид на собор. Двенадцать колоколов отлили в городе Валдае и повесили в боковых башнях собора.

Колокол — «дар Валдая»

Один из колоколов Смольного собора весил шестьсот семь пудов. Для того, чтобы перевезти его из Валдая в Петербург пришлось поломать голову. Способ его доставки был придуман ямщиком Саблуковым. Колокол упаковали в цилиндр из толстых бревен, надежно скрепленных обручами.

На железные стержни, приделанные к концам цилиндра, надели кольца рычагов, служащих оглоблями и впрягли двенадцать лошадей. В бревенчатом цилиндре, имеющем вид дорожного катка, этот «дар Валдая» катился до Петербурга «скоро и безопасно».

За изобретательность Саблукова наградили мелалью.

Благоустройство территории Смольного монастыря

Одновременно с достройкой собора Стасов завершает ансамбль всего монастыря, и прежде всего перепланирует лежащую перед собором территорию.

Он уничтожает длинный жилой корпус, построенный в 1802 году и открывает свободный подъезд к собору, перед которым создает обширную городскую площадь (с 1923 года – площадь Растрелли).

По обеим сторонам возводятся трехэтажные флигеля для «жительства духовенства … и воспитания сирот личных дворян». Стасов замкнул пространство предсоборной площади великолепной полукруглой оградой.

Ажурные пилястры решетки Смольного заполнены виноградными листьями и колосьями; вертикальные стержни звеньев — более частые внизу и более редкие в верхней части — завершены пальметтами; идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов.. красота каждого орнаментального мотива акцентирована и усилена его многократным ритмическим повтором.

Достройка собора заняла три года. В память о завершении строительства была выбита медаль с изображением собора и датами закладки и окончания: «1748 – 1835» Освященный 22 июня 1835 года собор был «наименован собором всех учебных заведений» .

Смольный институт благородных девиц

Еще до окончания строительства собор оказался в центре большого учебного комплекса. В 1764 году в южном корпусе монастыря разместилось Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), а в 1765 году в северном корпусе открыли «училище для малолетних девушек не дворянского происхождения (Мещанское училище).

Но во исполнение воли Елизаветы Екатерина распорядилась учредить в Смольном общину монахинь. Для этой общины с трудом нашли четырнадцать монахинь, которые «грамоте умеют». Довольно скоро и они исчезли из монастыря. Учебные заведения просуществовали до Октябрьской революции.

С ними связано появление двух первоклассных памятников архитектуры (собственно комплекс Смольного монастыря, построенный по проекту Растрелли, и комплекс зданий Смольного института благородных девиц, построенный по проекту Джакомо Кваренги специально для учебного заведения, ибо кельи монастыря мало подходили для учебных целей).

Эти учебные заведения положили начало женскому образованию в России.

В наши дни в Смольном соборе не проводятся богослужения, он используется, как концертно-выставочный комплекс.

Смольный собор на карте

Источник: https://guida-spb.com/smolnyj-sobor.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики