Vigoda

Симонов мужской монастырь

Достопримечательности и святыни Симонова монастыря в Москве

Симонов мужской монастырь

Симонова обитель ранее была одним крупнейших столичных монастырей, а сегодня является подворьем Патриарха. На ее территории действует общество слабослышащих христиан – единственное в мире, поэтому нередко сюда направляются паломники, которые имеют проблемы со слухом.

Изначально обитель, основанная во второй половине XIV века, находилась на другом месте, однако в конце столетия ее перенесли.

Интересно, что на территории старого Симонова монастыря нашли останки Андрея Оляби и Александра Пересвета, героев Куликовской битвы, которые и ныне сохраняются в храме Рождества Богородицы.

Что касается самого Симонова монастыря, история обители была богатой событиями: здесь всегда останавливался во время своих визитов в столицу Сергий Радонежский, была собственная келья у брата Петра Первого Федора Алексеевича; считается, что главная героиня повести «Бедная Лиза» сентименталиста Николая Карамзина утопилась в пруду именно возле этой обители. Были в ее истории и черные страницы: в XVIII веке монастырь превратили в чумной изолятор, а в тридцатых годах XX столетия закрыли, снеся пять из имеющихся на территории шести храмов, уничтожив некрополь, разобрав стены и сторожевые башни.

Сегодня в обители находятся несколько святынь, включая список иконы Тихвинской Богородицы, икону «Исцеление слепоглухонемого».

Хотя часть территории монастыря застроена, сохранились некоторые сооружения: трапезная, к которой пристроена церковь Святого Духа, братский корпус, «старая» трапезная, Солодежня (хозяйственное строение, в котором хранили продовольствие, сушили солод), мастеровая палата; также в Симоновом монастыре уцелели три башни, расположенные на южной стене – Кузнечная, Дуло и Солевая.

Где находится обитель

Расположен Симонов монастырь в Даниловском районе столицы по адресу: улица Восточная, строение 4.
Телефон обители (по этому же номеру можно связаться и с обществом слабослышащих христиан): 67-52-195. Код – 495.

Как добраться до Симонова монастыря в Москве

  1. Чтобы посетить эту обитель, удобнее всего воспользоваться метро: добравшись до станции Автозаводская, выйдите из последнего вагона (начинайте отсчет от центра).

  2. Далее двигайтесь по улице Мастерковой в сторону Восточной, направляясь к башне монастыря.
  3. Дорога займет около пяти-десяти минут.

  4. Также добраться сюда можно собственным автотранспортом.

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время.

Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку, которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Важно! Отправляясь в эту обитель, помните, что всем паломникам и туристам следует соблюдать определенную форму одежды: женщинам необходимо покрыть голову, надеть юбки или платья, которые закрывают колени, не оголять плечи; мужчинам нельзя находиться на территории в шортах, с оголенным торсом, в головных уборах.

Расписание богослужений в Симоновом монастыре

День недели Служба Время начала
Понедельник-пятница Обедница 9.00
Суббота, воскресенье ИсповедьЛитургия 8.309.00

На текущий момент богослужения проходят не во всех храмах обители, а лишь в церкви Тихвинской иконы Богоматери. Учтите этот момент, собираясь посетить монастырь с паломничеством.

Важно! Богослужения в храме ведутся как словами, так и жестами, что позволяет посещать их даже глухим или людям с сурдологическими проблемами. Также в храме есть резные иконы для слепоглухих.

Фото обители

  • Лучше всего сохранились монастырские башни.
  • Остатки архитектурного ансамбля соседствуют с современными зданиями.
  • Представить общий вид Симонова монастыря сегодня можно лишь по его старым изображениям.
  • Отреставрированная трапезная обители привлекает внимание посетителей.
  • Далеко не все строения получили «вторую молодость».
  • Солодежня – одно из немногих сохранившихся зданий монастыря.
  • Церковь Рождества Божьей Матери, расположенная на территории Старо-Симонова монастыря в Москве, сохранила свой облик.
  • В храме Рождества Богородицы хранятся останки героев Куликовской битвы.
  • Между строениями, которые относятся к ансамблю обители, возвышаются и жилые дома.

Симонов монастырь — видео

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/simonov.html

Симонов монастырь

Симонов мужской монастырь
Координаты монастыря: 55°42′49″ с. ш. 37°39′23″ в. д. / 55.7137694° с. ш. 37.6565972° в. д. / 55.7137694; 37.

6565972 (G) (O) (Я)

Си́монов Успе́нский монасты́рь — в прошедшем один из самых больших и богатых монастырей наиблежайшего Подмосковья, сейчас в Южном административном окружении Москвы (ул. Восточная, 4). В XVI-XVII вв.

заходил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большая часть строений было снесено после Октябрьской революции; территория отчасти застроена.

1 История монастыря2 Историко-архитектурный комплекс монастыря3 Некрополь монастыря4 Монастырь в наши деньки5 Примечания6 Публикации7 Ссылки

История монастыря

Мужской монастырь был основан в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского — свт.

Федором, уроженцем городка Радонежа на землях, которые пожертвовал вельможа Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именованием Симон, от чего и происходит заглавие монастыря.

Монастырь и позже сохранял связь с родом Ховриных (Головиных); тут была усыпальница его представителей.

В 1379 году монастырь перенесен на сегодняшнее место; на прежнем месте (в Древнем Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в какой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы — Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и доныне.

Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» собственной Троицкой обители и всегда останавливался тут во время приездов в Москву.

Из стенок Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337—1427), митрополит Иона , патриарх Иосиф, митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн.

В XVI веке в монастыре проживали и работали именитый деятель нестяжательства инок Вассиан и богослов прп. Максим Грек.

По выражению летописца, Симонов монастырь не один раз служил «щитом Москвы против врагов». За долгие и длительные годы собственного существования Симонов монастырь не раз воспринимал на себя напор неприятельских полчищ, подвергался монгольским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен чуть не до основания.

Фото из альбома Найдёнова (1882 г.)

В прежние времена монастырь был одним из самых узнаваемых и почитаемых в не далеком Подмосковье; сюда стекалось и неограниченное количество людей, и богатые вещественные вклады. Особой любовью монастырь воспользовался у царя Федора Алексеевича (старшего брата Петра I), который имел тут свою келью для уединения.

В 1771 году монастырь был упразднен Екатериной II и по случаю распространившейся в то время эпидемии чумы был обращен в чумной изолятор.

Только в 1795 году он был восстановлен в собственном религиозном качестве ходатайством графа Алексея Мусина-Пушкина.

При всем этом его первым настоятелем стал архимандрит Игнатий (Ушаков), перемещенный из Огромного Тихвинского монастыря Новгородской епархии.

После установления русской власти в 1920 году монастырь был вновь упразднен. В 1923 году в монастыре был учреждён музей, просуществовавший до 1930 года.

Директор музея, Василий Иванович Троицкий (1868—1944), наладил дела с церковной общиной: разрешил службы в одном из храмов монастыря в обмен на предоставление охранников и дворников за счёт общины.

В 1920-е годы архитектором С. К. Родионовым была проведена реставрация строений монастыря.

В январе 1930 года правительственная комиссия признала, что часть старых сооружений на местности монастыря могут быть сохранены как исторические монументы, но собор и стенки следует снести.

Взрыв прогремел в ночь на 21 января, точно в шестую годовщину погибели В. И. Ленина. На воздух взлетели 5 из 6 церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками.

На рабочих субботниках были разобраны все стенки монастыря, не считая южной, также стерты с лица земли все могилы на местности обители.

На месте развалин «крепости церковного мракобесия», как писал журнальчик «Огонек», в 1932—1937 годах поднялся Дворец культуры ЗИЛа.

Монастырь возвратили церкви и начали восстанавливать сначала 1990-х.

Перечень настоятелейархимандрит Феодор (1370 — ?)архимандрит Иларион (1396—1406)архимандрит Сергий (Азаков) (1406—1423)архимандрит Геронтий (1447—1453)архимандрит Аарон (1481—1482)архимандрит Нифонт (1482—1484)архимандрит Зосима (Брадатый) (1485—1490)архимандрит Варлаам (16 век)архимандрит Иоанн (1514—1520)архимандрит Савва (Чёрный) (1543—1544)архимандрит Трифон (Ступишин) (1544—1549)архимандрит Филофей (1560—1562)архимандрит Иов (1571—1572)архимандрит Павел (сентябрь 1612—1613)архимандрит Левкий (1620—1625)архимандрит Мисаил (1666—1667)архимандрит Павел (май 1671—1674)архимандрит Гавриил (Домецкий) (1679—1691)архимандрит Рафаил (Краснопольский) (1704—1708)архимандрит Дорофей (Короткевич) (1710—1712)архимандрит Амвросий (Юшкевич) (1734)архимандрит Гавриил (Краснопольский) (24 марта 1745 — 24 сентября 1771)архимандрит Павел (Пономарёв) (27 ноября 1783—1785)архимандрит Игнатий (Ушаков) (1795—1796)архимандрит Иоанн (Терликов) (1797—1810)архимандрит Герасим (Князев) (1810—1821)архимандрит Мельхиседек (Сокольников) (1821—1851)архимандрит Порфирий (Попов) (1861—1864)архимандрит Гурий (Карпов) (13 сентября 1865—1866)архимандрит Евстафий (Романовский) (1866—1881)архимандрит Иоанн (Митропольский) (26 марта 1881—1889)архимандрит Андрей (Садовский) (1889 — 26 апреля 1893)архимандрит Арсений (Изотов) (1893—1894)епископ Иоанн (Кратиров) (12 марта 1903 — 5 декабря 1908)епископ Мисаил (Крылов) (1908—1917) (при нём в 1914—1916 наместником был архимандрит Филарет (Яценко))архиепископ Назарий (Кириллов) (1917—1919)архимандрит Петр (Руднев) (1920—1921)митрополит Иаков (Пятницкий) (1921—1922)

Историко-архитектурный комплекс монастыря

Вид монастыря до постройки новейшей колокольни

Живописное положение монастыря побуждало многих поэтов, писателей и живописцев. В пруде около монастыря утопилась бедная Лиза, что обеспечило его популярность посреди поклонников сентиментализма.

В 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, строительство которой было начато в 1379 г. В 1476 году купол собора очень пострадал от удара молнии, потому в конце XV века храм был перестроен неведомым итальянским архитектором. В 1543-49 гг. построен поновой на старенькых фундаментах, после этого возрос в размерах и стал пятиглавым.

В конце XVII века собор был расписан артелью столичных королевских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в каком находилась основная реликвия монастыря — Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

Тут же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами — дар царевны Марии Алексеевны. Старенькые башни и стенки монастыря строились в XVI веке. Как считают, их строил «государев мастер» Федор Савельевич Жеребец — строитель Смоленского кремля.

Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году нападение крымского хана Газы II Гирея.

Отчасти дошедшие до наших времен новые стенки монастыря и некие из башен, которые можно узреть и доныне, были сооружены в 1630 году, при всем этом в состав новейшей крепости вошли куски старенькой крепости, построенной Федором Жеребцом. Окружность монастырских стенок составляла 825 м, высота — 7 м.

Из сохранившихся башен в особенности выделяется угловая башня «Дуло», украшенная высочайшим шатром с двухъярусной дозорной башенкой.

Две другие уцелевшие башни — пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая» — построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.

Трапезная, которую возвёл в конце XVII века Осип Старцев

Трапезная Симонова монастыря была сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым.

В состав «Новой» трапезной с церковью Сергия Радонежского (1677—83; архитекторы И.Потапов, О. Д. Старцев) вошли куски предшествующей постройки 1485 года.

При строительстве нового строения Парфен Петров — мастер, строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали старой столичной архитектуры, которые не пришлись по духу монастырским властям.

Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена поновой в ярчайшем, личном стиле столичного барокко. Сейчас работами управлял узнаваемый столичный мастер Осип Старцев — выдающийся зодчий конца XVII века много строивший в Москве и в Киеве.

Новенькая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значимых сооружений конца XVII века. Пышно увенчанное здание было ярко раскрашено «в шахмат» — стиль росписи, имитирующий каменную ограненную кладку. Церковь Сошествия Святого Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

Вид с колокольни на Москва-реку (понизу видна башня «Дуло» и корпус Сушила; слева от излуки реки — церковь в Древнем Симонове), древняя фото

В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные.

В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в году была построена надвратная церковь Св.

Николая Чудотворца.

В 1832 году было решено выстроить новейшую колокольню монастыря на средства, которые пожертвовал негоциант Иван Игнатьев. По начальному проекту колокольня должна была быть построена в стиле классицизма по проекту Н. Е.

Тюрина, но в те времена уже набирало силу движение за возврат к более классической для Рф архитектуре. В конечном итоге к 1839 году была построена величавая пятиярусная колокольня высотой 90 метров в «русско-византийском стиле» по проекту К. А. Тона.

Звонница, воодушевленная «Иваном Величавым», превосходила его высотой на 9 метров. Наибольший из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвёртом ярусе были установлены часы.

Колокольня была одной из строительных доминант Москвы собственного времени и визуально сформировывала завершённую картину красочной излуки Москва-реки вниз по течению от городка. В 1929 г. она была взорвана и разобрана на кирпич.

Некрополь монастыря

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович — крещеный касимовский принц, по прихоти Ивана Сурового «венчанный» в 1575 году «царем и величавым князем всея Руси» и через год им «свергнутый».

Ослепленный в 1595 году по козням Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и погиб в Симоновом монастыре под именованием схимника Стефана. Тут же был погребен отпрыск Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.

На местности Симонова монастыря находился широкий некрополь, где были похоронены поэт Д. В. Веневитинов (1805—1827), писатель С. Т. Аксаков (1791—1859), его отпрыск К. С. Аксаков (1817—1860), композитор А. А. Алябьев (1787—1851), узнаваемый библиофил и собиратель А. П. Бахрушин (1853—1904), дядя А. С. Пушкина — Н. Л.

Пушкин, сподвижник Петра I Фёдорвей Головин, также бессчетные представители древних российских дворянских фамилий — Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьёвы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские.

В 1930-х годах, сразу с монастырём, был уничтожен и некрополь. С его разорённого кладбища на Новодевичье были перенесены останки поэта Д. В. Веневитинова и писателей С. Т. и К. С. Аксаковых. Вскрывавших захоронения рабочих поразило то, что из левой части груди Сергея Тимофеевича Аксакова в области сердца рос корень огромной березы, покрывавшей всю родовую могилу Аксаковых.

Разорённые захоронения были превращены в мусорные ямы, и прямо на костях усопших открылся поначалу гальванический, а позже столярный цех.

После возвращения монастыря церкви во время строй работ в 1990-х гг. некие останки были найдены и вновь захоронены.

Все могилы, находящиеся тут, были разрушены и осквернены. Многие останки были обретены во время того, как вывозился строительный мусор отсюда. Проведена большая работа по идентификации и разделению останков человека от животных. После этого останки, которые соответствуют останкам человека, были тут в некрополе с отданием нужных почестей и обрядов захоронены.

— протоиерей Андрей Горячев

Монастырь в наши деньки

До наших дней сохранилась только малая часть строений Симонова монастыря.

От монастыря уцелела только южная стенка с 3-мя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св.

Духа (1677—83; конструктор О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» либо «сушило».

В текущее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус употребляются как мастерские; уцелевшие же стенки и башни пребывают в заброшенном состоянии.

Этот раздел не завершён.Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Башня «Дуло» Симонова монастыря

«Кузнечная» башня Симонова монастыря

«Солевая» башня Симонова монастыря

Источник: http://necrotula.ru/monastyr/rossii/simonov-monastyr

Симонов монастырь в городе Moscow

Симонов мужской монастырь

С незаслуженно забытым в настоящее время Симоновым монастыремсвязаны многие ключевые события российской истории.

20150121_141752 — GorVlad @ Flickr

Монастырь в наши дни

До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симоновамонастыря.

От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями:угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъяруснаясмотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая».Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св.

Духа (1677—83;архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века,»старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата ихозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».

Simonov monastery. Towers — SergeyRod @ Flickr

В настоящее время проводится реставрация трапезной,хозяйственные постройки и братский корпус используются какмастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенномсостоянии.

  • Музейфресок Дионисия — Библиотека — Симонов монастырь

Simonov Monastery. Kuznechnaya tower — SergeyRod @ Flickr Irina Bazarova @ Foursquare .. — Igor Bertyaev @ Flickr ontakte User @ ontakte IMG_1947 — Фото Москвы Moscow-Live.ru @ Flickr _TMY5323 — Фото Москвы Moscow-Live.ru @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Simonov-monastyr-2299

Симонов мужской монастырь в Москве

Симонов мужской монастырь

Это был один из богатейших монастырей древнего Подмосковья, который впечатлял своей монументальностью и вдохновлял многих отечественных писателей и поэтов. Его судьба сложилась довольно трагически, но память о великой святыне живет в произведениях искусства и сердцах верующих.

История становления монастыря

Симонов монастырь — это грандиозное сооружение, защищающее в прежние времена подступы к городу с южной стороны. До наших дней дошли лишь отголоски былого величия, но даже сегодня это место остается одним из наиболее посещаемых православными верующими.

Московский Симонов монастырь

А начиналось все в далекие 1370-е годы. Племянник и ученик преподобного Сергия Радонежского, Федор, решил построить обитель вниз по течению Москвы-реки. Земельные угодья под монастырь пожертвовал боярин Стефан Васильевич Ховрин. Позже он принял монашеский постриг с именем Симон.

По одной из версий, именно поэтому обитель носит название Симоновой. Изначально монастырь возводился немного ниже по руслу реки, у большой дороги в Москву. Но святой Федор счел его недостаточно уединенным, поэтому в 1379 году состоялся перенос.

На прежнем месте осталась только церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая существует и ныне.

В тот же период прошла закладка церкви Успения Божией Матери, чин освящения которой произвели в 1405 году. В один из ненастных дней в купол храма ударила молния, сильно повредив его.

Масштабная перестройка была проведена в конце XV века под руководством одного из последователей именитого архитектора Фиораванти. Внешне церковь теперь напоминала кремлевский Успенский собор.

Сергий Радонежский относился к Симонову монастырю, как к части Троице-Сергиевой Лавры и, путешествуя, часто здесь останавливался.

На заметку! Из стен Симоновой обители вышло немало выдающихся святителей, среди которых: преподобный Кирилл Белозерский, святитель Иона, митрополит Геронтий, патриарх Иосиф, Максим Грек и другие.

Получение Ставропигиального статуса

В 1383 году Симонов монастырь обрел статус ставропигиального, что переводило его в ведение патриарха Константинопольского. Его известность на Руси росла с каждым годом, а с ней и благосостояние.

Очень любил посещать обитель брат императора Петра I, Феодор Алексеевич. Для него здесь даже была предусмотрена личная келья. Роспись сооружения была окончена артелью царских художников в конце XVII века.

Затем был подготовлен большой резной иконостас, в котором хранилась самая ценная реликвия — икона Тихвинской Богоматери. Согласно преданию, этой иконой Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского перед битвой на Куликовом поле. От царевны Марьи Алексеевны монастырь получил в дар золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями.

«Солевая» башня Симонова монастыря

Появление Трапезной относят к 1680 году. Ее возведением занималась артель мастеров царя Федора Алексеевича. Для создания проекта пригласили Парфена Петрова. Но его работа не понравилась представителям монастыря. Против архитектора даже начали судебные разбирательства.

К слову, он придерживался традиций раннемосковского зодчества, элементы которого широко использовались в первой половине XVII века. В конечном счете Трапезную перестроили. На сей раз руководство процессом на себя взял зодчий Осип Старцев.

Его авторству принадлежали на то время многие постройки не только в Москве, но и в Киеве. Он придерживался стиля московского барокко.

Оборонительная роль в истории Руси

Немного позже, по хлопотаниям Марии Алексеевны, была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, к которой в XIX веке добавили два придела. При царствовании Екатерины II обитель упразднили и превратили в изолятор для больных чумой. В то время как раз бушевала эпидемия болезни в Москве.

Спустя 24 года монастырь вновь вернулся к жизни по просьбе графа Мусина-Пушкина. Как свидетельствуют записи в летописях, обитель многократно принимала на себя удар вражеских сил.

К ее стенам подходили татарские орды, а в Смутное время захватчики разрушали монастырские постройки почти до основания.

Основные оборонительные комплексы — башни и стены — строились в XV веке Федором Конем. После этого они укреплялись при Борисе Годунове.

Впоследствии новые дозорные башни и прочие укрепления достраивались с включением фрагментов «Коневской» работы. В 1630 году общая протяженность стен составляла 825 м, а их высота достигала 7 м.

До нашего времени дошло три башни — Дуло, Кузнечная и Солевая, две последних пристраивались в 1640-е годы, после разрушений, причинённых в Смутное время.

Войти во двор обители можно было с трех сторон — с северной, восточной и западной.

После победы над татарскими набежчиками здесь появилась надвратная церковь Всемилостивого Спаса, а через несколько сотен лет, над восточными вратами построили церковь Николая Чудотворца.

Во время Отечественной войны с наполеоновскими войсками монастырь был разорен. В его помещениях организовали конюшни, а в кельях расположились солдаты.

Строительство колокольни

В 1832 году началась подготовка к строительству колокольни. Деньги на это выделил купец Иван Игнатьев. Первоначально проектированием занимался Н. Е. Тюрин. Предполагалось, что башня будет возведена в стиле классицизма. Через три года она была заложена, но процесс приостановился.

В итоге решили строить в «русском» стиле, а архитектором выступил К. А. Тон. Пятиярусное сооружение напоминало колокольню Новодевичьего монастыря, возвышаясь на 90 метров. Колокольня была видна за много километров со всех сторон. Вес самого большого колокола достигал 16 тонн.

На предпоследнем ярусе установили часы.

Историческое фото монастыря в начале ХХ века

Успенский собор Симонова монастыря восстановили и освятили в 1896 году.

На территории обители существовал большой некрополь, на котором были похоронены представители многих знатных дворянских фамилий, таких как Нарышкины, Муравьевы, Татищевы, Дурасовы, Оленины и др.

Здесь нашли упокой сын князя Дмитрия Донского, князья Мстиславские, бояре Головины, а также поэты и композиторы.

Советский период

Приход советской власти принес монастырю большие потери, которые уже не вернуть.

В 1923 году здесь оборудовали музей (в Тихвинской церкви). Затем планомерно закрывались храмы. Последний перестал действовать в 1929 г. На шестую годовщину смерти В. И. Ленина серией взрывов были уничтожены колокольня, стена, башни и многие другие древние сооружения. Захоронения «классовых врагов» уничтожили, смешав прах покойных с землей.

В 1931 году в трапезной открылся киноклуб. На остальной территории по проекту Весниных возвели Дворец культуры ЗИЛа.

Современное состояние

После расцвета и забытья в советские атеистические годы, монастырь был передан вновь Русской православной церкви в 1995 году. С тех пор здесь ведутся восстановительные мероприятия и налаживается приходская жизнь.

До сегодняшнего дня дошли немногочисленные фрагменты монастырского ансамбля. Сохранилась южная стена с башнями «Дуло», «Кузнечная» и «Солевая». Также остались в сохранности новая трапезная по проекту Старцева и церковь Святого Духа. Не разрушены и братский корпус XVII века, вместе со старой трапезной палатой XV века, и мастеровая с хозяйственными постройками.

Останки на бывшем кладбище, которые были осквернены большевиками, частично идентифицировали и перезахоронили.

Действует единственный храм Тихвинской иконы Божией Матери, который реставрируется, братские кельи с хозпостройками используются, как мастерские. Что касается стен и башен, то они заброшены.

Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери Симонова монастыря

Под руководством священнослужителей действует коллектив жестовой песни и инсценировки. Здесь же проводятся воскресные духовные беседы с людьми, имеющими проблемы со слухом или зрением. Организация «Шанс» помогает справиться с зависимостью алкоголикам, а в «Восток-4» работают с наркозависимыми.

Описание архитектуры

В монастырский комплекс входили:

  • Успенский собор. Иконостас XV века был украшен иконами работы Максима Грека и Андрея Рублева. Демонтировали храм в 1930 году;
  • колокольня. Возводилась в XVI веке и включала два придела — архангела Михаила и Николая Чудотворца. Перестраивалась, после чего упомянутые приделы были упразднены. Уничтожена большевиками;
  • Спасская церковь над Святыми вратами. Строилась в конце XVI века в память о победе над ордой Казы-Гирея. В XIX веке в ней велись ремонтные работы, в результате чего был установлен новый иконостас и позолочена главка;
  • церковь Сошествия Святого Духа. Представляла собой двухэтажный храм с одним куполом;
  • церковь Тихвинской иконы Богоматери;
  • надвратная церковь Знамения Пресвятой Богородицы с восточной стороны;
  • новая трапезная по проекту Осипа Старцева;
  • крепостная стена с башнями. Обитель располагала пятью башнями. С четырех сторон располагались ворота — Луговые, Западные, Боковые, Водяные;
  • некрополь с захоронениями представителей дворянства.

Святыни и престольные праздники

К числу почитаемых православных святынь Симонового монастыря относятся иконы:

  • список Тихвинской Божией Матери;
  • Казанская;
  • Умягчения злых сердец;
  • Исцеления глухого;
  • Преподобных Отцов Симоновских с частицей мощей святителя Ионы.

В Тихвинском храме богослужение ведется с сурдопереводом

Также здесь пребывает ковчег с мощами Оптинских старцев.

Престольный праздник отмечается 9 июля — Тихвинской иконы Богоматери.

Как добраться

Монастырь находится в городе Москве по адресу: ул. Восточная, д. 4. Удобней всего добираться на метро, выйдя на станции «Автозаводская». Затем необходимо добраться до ул. Мастеркова, и после того как пройден перекресток с ул. Ленинская Слобода, нужно идти прямо по Восточной.

Расписание богослужений

Паломники могут посетить богослужения, которые проводятся по будням с 9:00. В пятницу, субботу и воскресение — Литургия, также с 9:00. В двунадесятые праздники и дни памяти великих святых читается акафист.

На заметку! Все службы ведутся голосом и жестами без сопровождения церковного хора.

Это место навевает романтическое и немного меланхолическое настроение. Живописные окрестности с многовековыми постройками позволяют окунуться в атмосферу жизни тех времен и прикоснуться к истории.

Документальный фильм о Симоновом монастыре

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/simonov-monastyr-v-moskve.html

Симонов монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Симонов мужской монастырь

Си́монов Успе́нский монасты́рь

Адрес и контакты

Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4

☎ +7 (495) 275-45-54obsina@effafa.com

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики