Vigoda

Содержание

Сампсониевский собор Санкт-Петербург

Сампсониевский собор

Но почему Сампсониевский собор был построен? Почему освящен во имя святого Сампсония? Дело в том, что в то время Россия вела длительную Северную войну за выход к Балтийскому морю. И вот 27 июня 1709 года русские войска нанесли сокрушительное поражение шведам под Полтавой.

Эта победа во многом решила исход Северной войны. В честь «преславной виктории» Петр I повелел построить храм и освятить его во имя того святого, память которого празднуется 27 июня (10 июля по новому стилю), — Сампсония Станноприимца. Царь лично участвовал в закладке храма.

Изначально это была рубленая маленькая деревянная церковь с двускатной крышей и маленькой главкой на ней, увенчанной шпилем и крестом. Рядом с ней срубили деревянную же колокольню. Стояли они на месте нынешней часовни. Макет этого храма ныне можно увидеть в соборе. В храм не раз забирались воры, так как он славился богатым убранством и ценными вкладами.

Когда на Выборгской стороне стали расти заводы, пришла пора перестраивать и Сампсониевский храм.

Каменный Сампсониевский собор обязан своим появлением купцу Ивану Андреевичу Лапшину, который на собственные, а также на собранные прихожанами средства, заложил в этих местах в 1728 году каменный храм. Средств на строительство постоянно не доставало, поэтому завершилось оно только в 1740 году.

Сразу, как только был построен еще первый Сампсониевский храм, около него было учреждено первое городское кладбище. Кроме обычных обывателей, хоронили тут и казненных или умерших в застенке. В 1740 году в его ограде были похоронены жертвы борьбы за власть Артемий Волынский, Андрей Хрущев и архитектор Петр Еропкин.

В 1763 году отлили колокол, один из самых больших, которые сохранились до сей поры в Петербурге. Весил он около 400 пудов и даже в советское время не покинул своего места. Диаметр колокола 2 метра 10 сантиметров.

Заметной вехой для собора стал 1909 год — год празднования двухсотлетия Полтавской победы. Рядом с храмом появилась часовня.

После революции

После 1917 года службы в храме прекратились не сразу. Сначала сняли колокола, кроме главного, и только в 1938 году собор был закрыт окончательно. В здании разместили магазин готового платья.

После войны собор был передан Библиотеке Академии наук, которая использовала его для хранения книг. Затем в здании собора размещались помещения Оптовозакупочной базы Ленгорунивермага.

Крышу же собора, разрушенную во время войны, полностью восстановили только в 1957 году.

В 1984 году собор был введен в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», после чего в Сампсониевском храме начались полноценные восстановительные работы. В 1999 году, в 290-ю годовщину битвы под Полтавой, храм принял первых посетителей.

В 2000 году храм начал функционировать как музей, но и после этого еще два года восстанавливалась декоративная роспись стен главного придела храма. Сампсониевский собор получил статус государственного музея-памятника, но в выходные дни и в двунадесятые праздники было разрешено проводить в нем службы, и 21 мая 2002 года была отслужена первая за долгое время Божественная литургия.

С 2010 года в храме стали проводиться ежедневные богослужения, а с 5 февраля 2017 года Сампсониевский собор передан РПЦ сроком на 49 лет.

Утраченное кладбище

f Старое кладбище при Сампсони-евском соборе было упразднено еще в XIX веке. Последние захоронения были на нем произведены в 1770-х годах. В советское время старинное кладбище при Сампсониевском соборе было окончательно утрачено. Тут был разбит парк имени Карла Маркса.

Последний покой близ храма нашли великие зодчие Доменико Трезини и Жан-Батист Леблон, главный архитектор Санкт-Петербурга; здесь упокоился Георг Иоганн (а по-русски Христиан Егорович) Маттарнови — немецкий архитектор, автор проекта планировки Адмиралтейской стороны города (Кунсткамера — творение его таланта). А неподалеку от него лег его учитель Андреас Шлютер, автор ряда скульптур Летнего дворца. Скульптор Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого архитектора, также был похоронен здесь. Здесь нашли свой последний приют французский живописец Луи Каравак, придворный живописец русских императоров, начиная с Петра I, автор ряда портретов членов царской семьи; а также итальянский художник Стефано Торелли, с 1762 года и до самой своей кончины проживший при русском дворе как исторический и портретный живописец. Их могилы не сохранились, но память о них осталась в их творениях.

Сампсониевский храм архитектура

Сампсониевский храм представляет собой интересное в архитектурном отношении сооружение. Это архитектурный комплекс, состоящий из колокольни, часовни, собора, ограды и Юбилейного домика.

Сложившийся ансамбль — результат реставрационных работ 1908-1909 годов, выполненных к двухсотлетию Полтавской битвы.

Особенностью Сампсониевской церкви является некое смешение архитектурных форм: элементов европейской архитектуры и древнерусского храмового зодчества.

Итак, что же в архитектурном отношении представляет собой Сампсониевский собор? Это одноапсидный храм с кирпичными стенами, выкрашенными в бело-голубые тона. Состоит он из трех взаимосвязанных частей: главной летней церкви с восточной стороны, паперти с западной стороны и трапезной, которая является еще и зимней церковью.

Вся композиция здания вытянута с запада на восток, основные его части находятся на одной оси. Такую конструкцию символично называют «кораблем». Этот тип церковной архитектуры сложился в России еще во второй половине XVII века. Кстати, и колокольня храма, выдвинутая на запад и стоящая отдельно, не выбивается из этого плана.

Основные цвета собора — голубой и белый. Купола собора и колокольни выкрашены в темно-синий цвет, шатер на колокольне — серый. Отделка карнизов достигается использованием декоративных наличников окон и рустованных пилястров.

Главный вход в храм обращен к Большому Сампсониевскому проспекту. Небольшая лестница ведет к паперти (притвору), выстроенной в 1909 году. Ранее на месте крыльца и паперти был коридор, который соединял собор с колокольней.

Гладкие стены трапезной в более позднее время были оформлены ложными декоративными арками. В арочных нишах расположены прямоугольные окна в обрамлении белых наличников.

Восточная часть собора с двух сторон окружена открытыми арочными галереями-гульбищами, что роднит Сампсониевский храм с древнерусской архитектурой. Плоские фасады трапезной контрастируют с боковыми аркадами.

Крыша храма четырехскатная с восьмигранным барабаном, оканчивающимся глухим пятиглавым куполом. В 1761 году к центральному куполу были присоединены еще четыре, согласно царскому указу от 1747 года, который возвращал к жизни русское пятиглавие. Четыре окна на барабане купола, украшенные барочными наличниками, — ложные. Они были созданы Николаем Лансере при реставрации 1908-1909 годов.

Внутри Сампсониевского собора Санкт-Петербурга

Интерьер собора уникален, недаром долгое время храм был частью музейного комплекса. Главное его сокровище — иконостас, памятник русской резьбы 30-х годов XVIII века. То, что он сохранился до наших дней, сродни чуду. Кроме него поражает своеобразная внутренняя отделка, прекрасное богатое паникадило и обилие драгоценных для любого верующего икон.

Трапезная имеет квадратную форму, разделенную натри нефа. Центральный неф ведет к главному алтарю, два боковых — к боковым алтарным приделам. Главный придел был изначально летней церковью и только после устройства в 1909 году центрального парового отопления службы там стало возможно проводить круглый год.

Сампсониевский собор замечателен декоративными росписями на стенах. Так, в нише над дверью трапезной можно видеть картину «Сампсониевский собор» 1905 года. А на западной стене предалтарной части над аркой входа — роспись «Император Петр I» (вторая половина XVIII века).

Главный иконостас Сампсониевского собора был освящен в 1740 году. Он относится к эпохе русского барокко и поражает своими колоссальными масштабами, скульптурой, резьбой, позолотой и яркостью икон. Он поистине является шедевром декоративно-прикладного искусства XVIII века.

Скульптурные деревянные детали пятиярусного иконостаса, самого большого из всех, что сохранились в Петербурге, вырезаны из липы. Основа — древесина сосны, по который выполнена живописная роспись с имитацией уральского малахита и змеевика. На живописный фон положена позолота. В резной отделке использованы разнообразные орнаменты и скульптура.

Иконостас украшен витыми и прямыми колоннами с растительным орнаментом, головами ангелов, фигурами бесплотных духов и херувимов, гирляндами, карнизами и несколькими десятками оригинальных фигур.

Резные рамы икон не повторяются ни по очертаниям, ни по орнаментальному исполнению. Иконы выполнены на холстах, приклеенных к деревянным доскам, и каждая — самобытный шедевр.

Царские врата богато украшены резьбой, а в просвете над их створками помещено золоченое облако с головами херувимов.

Всего иконостас содержит 68 икон. Предполагается, что автором проекта иконостаса мог быть Франческо Бартоломео Растрелли.

Богослужения

Храм открыт ежедневно. Богослужения проходят ежедневно. С понедельника по пятницу в 10:00 — Божественная литургия.

В субботу в 10:00 — Божественная литургия, в 17:00 — всенощное бдение. В воскресенье в 10:00 — Божественная литургия, в 17:00 -акафист. Вечерние богослужения в будние дни совершаются накануне праздников в 17:00.

В соборе также совершаются таинства Крещения и Венчания.

Контакты

  • Адрес: 194044, г. Санкт-Петербург, Б. Сампсониевский проспект, д. 41
  • Телефоны для справок: 8 (931) 223-80-83, 8 (921) 447-67-30
  • Сайт: sampsony.ru
  • Страница : .com/sampsonysobor

Как добраться

До Санкт-Петербурга можно доехать любым удобным вам видом транспорта.

На автомобиле: из Москвы выезд по Ленинградскому шоссе, затем следовать по трассе М10 или M11 (платной). При въезде в город с Московского шоссе следовать по Витебскому проспекту, затем по Литовскому, Невскому, Литейному и с Пироговской набережной съехать на Большой Сампсониевский проспект.

На поезде: от Ленинградского вокзала. Прибыв на Московский вокзал, следует спуститься в метро на станцию «Площадь Восстания», перейти на красную ветку и доехать до станции «Выборгская». Выход со станции метро «Выборгская» на улицу Смолячкова или улицу Гренадерская.

По одной из этих улиц следует дойти до Большого Сампсониевского проспекта, повернуть налево и дойти до дома № 41. Напротив него расположен памятник Петру I. Позади храма — Сампсониевский сад.

Также от метро «Выборгская» можно проехать одну остановку на трамвае № 40 или № 48 в сторону Большого Сампсониевского проспекта. Далее перейти через дорогу и идти пешком.

Расположение на карте

Источник: https://posmotrim.by/article/sampsonievskij-sobor-sankt-peterburg.html

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР — Древо

Сампсониевский собор

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор

Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)

27 июня 1709 года, в день прп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.

Церковь находилась далеко от центра города и при ней было устроено первое городское кладбище. До этого умершие погребались или у приходских церквей, или, даже, при собственных домах.

В 1714 году купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 человек мужского пола. Не позднее 1722 года церковный староста Негодяев построил новые богадельни.

В 1733 году «канцелярия от строений» распорядилась построить при церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они были закрыты.

Когда деревянная церковь, в которой при Петре I, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то, в 1725 году, близ нее, был заложен каменный храм с двумя приделами.

В сентябре 1733 года были освящены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. Здесь находились так называемые места «для сирых и убогих», огражденные возвышения на западе приделов. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.

Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года

В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы.

18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца.

К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.

В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня.

В 1830-е годы храм вновь ремонтировали.

В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением «…утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки». В этом документе отмечалось, что церковь «…отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения».

В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане.

В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин.

В 1908 — 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора.

Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского.

Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии.

В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в «растреллиевском» стиле, на месте старой.

В годы советской власти

часовня при сампсониевском соборе санкт-петербурга

с 1918 по 1938 годы собор находился в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в москве и ленинградского митрополита.

в 1932 году на собрании рабочих фабрики «красный маяк» было вынесено решение о закрытии церкви и размещении в ней магазина готового платья. оно не было принято исполкомом выборгского района города ленинграда.

в 1933 году ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. с сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 т 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет главнаукой).

в 1935 году сампсониевский собор был взят под охрану государством как исторический и мемориальный памятник.

в июле 1938 по решению административной комиссии выборгского комитета города ленинграда службы в соборе были прекращены. в августе этого же года собор становится филиалом государственного эрмитажа до 1943 года.

в декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. сгорели сторожка и часть колокольни.

10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.

с 1947 по 1951 год здание собора арендует библиотека академии наук (бан).

с 1951 по 1972 — ленинградская оптово-закупочная база главособунивермага (позднее росхозторга).

в 1972 году был подписан акт о передаче сампсониевского собора в качестве филиала военно-историческому музею а.в. суворова.

в марте 1982 года из музея а.в. суворова возвращены 75 отреставрированных икон. таким образом, для сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.

в 1984 году был передан государственному музею-памятнику «исаакиевский собор».

новейшее время

в 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия полтавской победы, в сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.

в мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения.

19 февраля 2006 года митрополит санкт-петербургский и ладожский владимир (котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую божественную литургию в сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.

архитектура

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера

Архитектор собора неизвестен.

Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон.

Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.

Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е.

Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием.

Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.

Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы.

В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни – чугунный колокол XVIII века.

Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.

Внутреннее убранство

Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Главный иконостас

В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720 — 1760 годами.

Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.

На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.

В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов – «Бог Саваоф».

В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.

Святыни

В конце XIX века в соборе находилась икона с частью Ризы Господней в серебрянном ковчежце и с частицами св. мощей в двух серебрянных крестах и двух серебряных ковчежцах, с надписью:

«В нижнем ковчеге хранится часть Ризы Господней, в большом кресте — части мощей святителя Моисея, Иоанна и Никиты Новгородских, преп.

Антония Римлянина, Макария Египетского, Евфимия Новгородского и Анастасия Персиянина; камень от стоп Господних, с горы Елеонския и земля вертепа, идеже Христос родился.

С правой стороны креста [мощи] Феодора Тирона, с левой — Евстафия Плакиды великомучеников; в малом кресте — святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и прочих святых мощи».

На самой иконе — лики тех угодников, мощи которых помещены в ковчегах и крестах.

Литература

  • Владимирский А., Краткое описание С-Петербургской Сампсониевской церкви с историей ее и прихода. К полуторастолетнему юбилею церкви. СПб., 1890
  • Романченко Н. Исторический очерк С.-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909

Использованные материалы

[1]  По другим данным, настоятель с 1929 года

[2]  http://www.globus.aquaviva.ru/people/malinin

Источник: https://drevo-info.ru/articles/19488.html

Сампсониевский собор — режим работы и стоимость билетов — лето 2019, как добраться и официальный сайт

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является одним из старейших памятников архитектуры в городе. Свое название он получил по имени святого Сампсония Странноприимца. Стиль строения храма часто называют анненским барокко, поскольку он достраивался при императрице Анне Иоанновне.

Режим работы Сампсониевского собора — лето 2019

Собор является действующим храмом. Открыт во время проведения богослужений. Богослужения проводятся ежедневно.

  • В будние дни Божественная Литургия в 10:00
  • В субботу Божественная Литургия в 10:00, Всенощное бдение в 17:00
  • В воскресенье Божественная Литургия в 10:00, Акафист в 17:00
  • Вечерние богослужения в будние дни совершаются накануне праздников в 17:00

Стоимость билетов в Сампсониевский собор — лето 2019

Вход бесплатный, является действующим храмом.

История создания Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

27 июня 1709 года, в день святого Сампсония, русские войска выиграли сражение против шведской армии в битве под Полтавой. В память об этом событии Петр Первый повелел недалеко от дороги, ведущей на Выборг в сторону Швеции, заложить деревянную церковь во имя святого Сампсония Странноприимца.

В 1710 году храм был освящен. Поскольку церковь находилась в отдалении от города, здесь удобно было организовать кладбище. Рядом с церковью были похоронены известные мастера, создавшие достопримечательности Санкт-Петербурга — зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б.

Растрелли, живописцы Л. Каравак, С. Торелли. Это кладбище, к сожалению, не сохранилось. Осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник (авторы — скульптор А. Опекушин и архитектор М.

Шурупов).

В 1728 году был заложен Сампсониевский собор. Полагают, что автором проекта является Д. Трезини.

Храм святого Сампсония, как и другие храмы города, пострадал после революции 1917 года и во время Великой отечественной войны.

В 1938 храм был закрыт, в его помещениях находился склад. В 1977 году была выполнена реставрация фасадов. С 2002 года в приделе проходят службы. От названия храма происходят наименования Сампсониевского Большого проспекта и Сампсониевского моста.

В 1999 году храм получил статус государственного музея-памятника.

Наружное убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры.

Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке. Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане.

К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.

В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.

На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».

Внутреннее убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

ценность храма — резной золоченый иконостас первой половины 18 века, высота которого 11 метров. Образа в главном иконостасе выполнены художниками А. Квашниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым.

В храме находятся уникальные иконы первой половины 18 века — подписные образа И. Квашнина и А. Поспелова и другие.

В 1894 году часть мощей преподобного Сампсония была перенесена из Пантелеймоновской церкви в храм Святого Сампсония.

По субботам и воскресеньям, а также в праздники, в храме проходит служба, на которую собираются верующие со всего Петербурга.

sampsony.ru

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_5482.htm

Сампсониевский собор | Гид по Петербургу 2019

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор – действующий старинный храм с довольно богатой историей. Уцелевший памятник уникальной архитектуры первой половины XVIII века выполнен в торжественном и монументальном стиле аннинского барокко.

История храма

27 июня 1709 г. шведам был нанесен сокрушительный удар русскими войсками в битве под Полтавой. По приказу Петра I в честь этого значимого события была построена небольшая деревянная церковь, освященная в 1710 г.

и получившая название по имени Преподобного Сампсона Странноприимца, так как победа над врагами произошла в день памяти этого святого. Церковь с отдельно стоящей деревянной колокольней располагалась на том месте, где сейчас находится часовня.

В закладке храма принимал участие Петр I.

Деревянное здание постепенно ветшало, а потому рядом с ним, немного южнее, в 1728 г.

заложили каменный храм

Наблюдать за ходом строительных работ надлежало купцу Ивану Андреевичу Лапшину, который пожертвовал определенную сумму на возведение нового собора.

Денег хватило лишь на устройство фундамента. Больше пожертвований не поступало, в то время столица была перенесена из Петербурга в Москву.

Ситуация изменилась к лучшему после восхождения на престол Анны Иоанновны в 1730 г. и возвращения столицы в Петербург — работы по строительству храма возобновились. Деревянную церковь разобрали в 1737 г., а уже в 1740 г. собор был освящен. В этом же году установили колокольню.

Нелегкой была судьба храма в XX веке. В 1938 г. его планировали использовать в качестве склада для Эрмитажа.

Дирекция музея собиралась взять здание в аренду, а потому все церковные службы были приостановлены.

После событий Великой Отечественной войны собор был передан библиотеке Академии наук для хранения книг. Впоследствии он использовался оптово-закупочной базой Ленгорунивермага.

В 2000 г. храм был открыт в качестве государственного музея-памятника. С 2010 г. богослужения начали проводиться ежедневно.

Сегодня собор ведет полноценную деятельность, в нем также существует воскресная школа для взрослых и детей

Архитектура

Одноапсидное здание собора высотой чуть более 35 метров состоит из трех частей. В центре находится трапезная или зимняя церковь, с западной стороны расположена паперть, с восточной – главная церковь.

Кирпичные стены собора окрашены в небесно-голубой цвет, а декоративные элементы фасадов, такие как пилястры, карнизы и наличники окон – в белый. Четырехскатная крыша храма завершается восьмигранным барабаном, увенчанным пятью куполами темно-синего цвета с золочеными крестами.

Колокольня, расположенная с западной стороны, была возведена одновременно с храмом и выполнена в той же цветовой гамме.

Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, с массивным основанием и легкой верхней частью.

В нижнем ярусе имеется сквозной арочный проход с чугунными воротами.

Звонница увенчана восьмигранным кирпичным шатром с маленькими окошками, луковичной главкой с золоченым крестом и завершается треугольными фронтонами.

На месте алтаря прежней деревянной церкви сейчас находится изящная и нарядная часовня постройки 1909 г., украшенная пилястрами и полуколоннами.

Внутреннее убранство

Сампсониевский собор богат своими художественными сокровищами. Грандиозный главный иконостас, занимающий всю восточную стену, впечатляет своими размерами и красотой. Он украшен скульптурой, множеством декоративных элементов, отличается изяществом форм и изысканностью декора. В боковых приделах находятся малые иконостасы.

Собор содержит уникальную коллекцию иконописи XVIII века, к примеру, лицевые святцы – иконы, иллюстрирующие святых и церковные праздники. По святцам выбирали имена для новорожденных, дабы младенец обрел своего небесного покровителя.

В здании собора имеются надгробные плиты, так как некоторые богатые горожане желали быть похороненными в склепах под полом храма. Плиты, расположенные над местами захоронений, сообщают информацию о каждом погребении.

Стены и своды храма украшены декоративными росписями. Интерес представляет картина светского характера с изображением Петра Великого, не являющаяся характерной для православного храма, но выглядящая вполне уместной, учитывая, что храм является памятником Полтавской баталии.

В главной части собора находится чудом сохранившееся медное посеребренное паникадило – шестиярусный церковный светильник XVIII века с навершием в виде креста, украшенный орнаментами из листьев, цветов и веток

В алтарной части храма сохранились главный престол и надпрестольная сень (навес над престолом), декорированные в стиле главного иконостаса, украшенные резьбой и скульптурными композициями.

Интересные факты

  • Имя архитектора собора неизвестно, однако существует версия, что им мог быть сам Доменико Трезини. Не исключено также, что проект разрабатывался его племянником – Джузеппе Трезини. В пользу этого факта свидетельствует внешнее сходство трапезной с церковью Трех Святителей Вселенских, построенной по проекту известного архитектора.
  • Шатровая колокольня с «окнами-слухами» представляет собой довольно необычный случай применения подобных архитектурных форм в Петербурге. Исследователи полагают, что идея принадлежит тому самому купцу Ивану Лапшину, который, будучи выходцем из Ярославля, задумал придать сооружению вид, традиционный для своего города.
  • Первое общегородское кладбище располагалось вокруг деревянной церкви, так как она находилась в отдалении от города. Его устроили в 1711 г. по задумке Петра I. В то время в Петербурге не было кладбищ, а горожан хоронили около собственных домов или у приходских церквей. В непосредственной близости от храма стали появляться захоронения христиан, а чуть дальше — представителей иных религий.
  • Место для строительства церкви было выбрано не случайно — именно там пролегал путь в Швецию. Храм был призван служить своего рода духовной защитой воинов, идущих на битву, и напоминать о великой победе.
  • Скромная на вид церковь обладала богатым убранством и ее не обходили вниманием воры. В храме хранились ценные иконы и произведения искусства, которые поступали в качестве пожертвований от состоятельных прихожан: церковные книги с богатыми переплетами, дорогие кресты и сосуды. Некоторые церковные ризы были вкладом самого Петра I.

Режим работы, расписание богослужений в 2019 году

Службы в соборе проводятся каждый день.

  • В будние и выходные дни в 10.00 начинается Божественная литургия
  • Всенощное бдение совершается по субботам в 17.00
  • Акафист – в это же время в воскресенье
  • Вечерние богослужения проводятся накануне праздников по будням в 17.00

Храм работает до 19.00

Официальный сайт

sampsony.ru

Где находится

Адрес

Большой Сампсониевский проспект, 41

Метро

Выборгская

Как добраться

Добраться до собора можно, пройдя 550 метров пешком от метро Выборгская по Гренадерской улице вдоль Сампсониевского сада до Большого Сампсониевского проспекта, и повернув налево.

.

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/sampsonievskij/

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — один из старейших соборов города: он основан в 1709 году по указу Петра I в. честь победы над шведами в Полтавской битве. Собор расположен вдалеке от оживленных туристических троп, в одноименном сквере — тихом и живописном месте на севере города. Несмотря на это, он является одним из самых значимых соборов Петербурга и посещаемым туристами.

Расписание богослужений

Службы в Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга совершаются ежедневно: по будням один раз в день (утром), по выходным — дважды в день — утром и вечером.

  • в будние дни — в 10:00
  • в субботуи воскресенье — в 10:00 и в 17:00.

Вечерние богослужения с понедельника по пятницу совершаются накануне праздников в 17:00.

Время работы собора несколько отличается в зимний и летний период: с мая по середину сентября — с 10:00 до 19:00, с середины сентября по май — с 11:00 до 19.00. Вход в собор бесплатный, поскольку он является действующим, хотя и имеет статус музея.

Уточнить часы работы и расписание богослужений можно на официальном сайте Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.

История собора

Собор был заложен в 1709 году по велению Петра Великого и посвящен победе над шведами в битве под Полтавой. День сражения, 27 (10) июня является днем Святого Сампсония Странноприимца. Петр I счел это знаком и назвал будущий собор именем этого святого. В связи с причиной создания Сампсониевский собор был наиболее благоустроен по сравнению с другими храмами того периода.

Изначально собор был деревянным. Уже после смерти Петра I его стали перестраивать в камне, и в 1740 году, уже при императрице Анне Иоанновне, он был открыт для прихожан.

Собор знаменит в истории Петербурга еще и тем, что в 1711 году возле него устроили первое организованное кладбище: до этого умерших хоронили рядом с их домами или рядом с приходскими церквями.

Устройство официального городского кладбища на Выборгской стороне было инициировано, по словам современников, самим Петром I, который отметил, что в городе проживают в основном приезжие люди, и было бы логично предавать их земле у стен храма, посвященного святому — покровителю странников.

После Революции 1917 года Сампсониевский собор долгое время оставался действующим: в нем хранились святыни из соседних, уже закрытых или перепрофилированных храмов. В июле 1938 года службы в соборе были прекращены, его хотели отдать Эрмитажу под складское помещение, но Великая Отечественная война внесла свои коррективы, на время отсрочив эти планы.

После войны собор со всем имуществом был передан Библиотеке Академии наук, все же использовался для хранения книг и канцелярских товаров, а позже — как склад Ленинградского городского универмага. В 1984 году Сампсониевский собор был передан в ведение Исаакиевского собора.

В 1999 году собор был открыт после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, но не как храм, а как памятник архитектуры и музей. В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения. В 2017 году собор был передан в управление Санкт-Петербургской Епархии РПЦ.

С 2015 года Настоятелем Сампсониевского собора является архимандрит Серафим (Шкредь). Приход его постепенно увеличивается. При соборе существует воскресная школа для детей и для взрослых.

Внешнее убранство

В облике Сампсониевского собора можно видеть элементы как допетровской эпохи на Руси, так и архитектуры европейских стран. Так, например, колокольня храма завершается шатром с восемью гранями, окнами и куполом, что было характерно для многих церквей Москвы в XVII веке. К собору примыкают трапезная и небольшая колокольня, которые вместе образуют единый архитектурный ансамбль.

Собор изначально имел один большой купол, но после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы Петровны вернулось в обиход и моду строительство пятиглавых храмов, как было в допетровское и отчасти петровское время. В 1761 году к собору пристроили еще четыре купола меньшего размера. Они и создали современный облик здания.

Вход в Сампсониевский собор оформлен фронтоном с горельефом с фигурами ангелов с трубами (скульптор — Гейдлих по рисунку Н. Е. Лансере), и двумя белыми полунишами.

Здание вытянуто с запада на восток, такой стиль называется «Корабль». То есть впереди находится алтарь, а за ним — все остальные части храма.

Часовня построена в 1909 году в стиле елизаветинского барокко по проекту епархиального архитектора А. П. Аплаксина. Она представляет собой трехъярусную квадратную по форме башню, верхняя часть которой — восьмигранный шатер, завершенный куполом. На площадке третьего яруса колокольни находится чугунный колокол XVIII века.

Как добраться до Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге

Сампсониевский собор расположен в стороне от основных достопримечательностей и туристических маршрутов Санкт-Петербурга, но все же недалеко от центра. поэтому добраться до него не составит труда.

Сразу несколько видов общественного транспорта останавливаются рядом с ним или в радиусе 500 метров:

  • автобус № 14, 86
  • маршрутное такси № К-32, К-262 и К-283
  • трамвай № 61.

Их остановки расположены напротив собора, у Сампсониевского сквера. остановка называется «Сампсониевский проспект». До нее ходит автобус № 14, трамвай № 61 и маршрутка № К-32 и К-283. Перпендикулярно проспекту идет Нейшлотский переулок, где расположена одноименная остановка. От нее до собора — 300 метров пешком. Останавливаются здесь автобус № 86 и маршрутное такси № К-262.

Но в большом городе удобнее и быстрее всего передвигаться на метро. Сампсониевский собор находится рядом со станцией метро «Выборгская» (Красная линия).

От Невского проспекта путь займет всего три станции с пересадкой на станции «Площадь восстания». Поездка займет 15 минут.

От станции метро «Выборгская» нужно пройти пешком около 500 метров вдоль Сампсониевского сквера: собор будет виден на горизонте — бело-голубого цвета.

Кроме того, добраться до Сампсониевского собора можно на автомобиле: у входа есть бесплатная парковка. Или же можно воспользоваться приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — панорама Google Maps:

-обзор Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге:

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/temples/12491

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики