Vigoda

Ростральные колонны

Ростральные колонны

Если вы приедете с туристическим визитом в Санкт-Петербург, то непременно отправляйтесь на обычные пешеходные прогулки, во время которых дух захватит от красоты и величия нашего города. Я уверена, что находясь в центре города, вы непременно попадете на Стрелку Васильевского острова, в место, наверняка знакомое вам по открыткам и фотографиям.

Ведь виды её архитектурного ансамбля также, как Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор и другие известные достопримечательности, олицетворяют Северную столицу. Именно здесь находятся Ростральные колонны, о которых я намереваюсь вам рассказать.

Недаром одна из программ по сохранению наших монументальных скульптур названа «Петербург — город камня». Город на Неве действительно в каждом каменном здании-мосте-набережной, на мой взгляд, сосредоточил какую-то страницу нашей истории. Это касается и колонн.

При желании вы можете почитать о знаменитом Александрийском столпе на Дворцовой площади тут, о колонне «Воинская слава» возле Троице-Измайловского собора тут. Я дополню этот список повествованием о не менее известных Ростральных колоннах.

Историческая справка

Один питерский поэт однажды написал: «Как звёзды на погонах горят огни в ночах — Ростральные колонны на Питерских плечах…» Вообще, к этим уникальным петербургским памятникам архитектуры литераторы обращались нередко.

Вид колонн также пробуждал творческий порыв и у художников.

Происхождение названия

Однажды мне пришлось слышать на Стрелке Васильевского острова, как один карапуз громко спрашивал маму: «Так это и есть твои растрельные колонны?» Что она ему ответила, я не знаю, а вот вас могу успокоить — эти архитектурные сооружения очень миролюбивы, в прохожих они не стреляют и ничем не швыряют. А правильно произносится их название как «Ростральные».

Произошло такое наименование от латинского слова rostrum, что означает «нос корабля». Подобный обитый металлом «корабельный клюв» применялся для тарана судов неприятеля. А «рострами» с побеждённых судов украшались колонны, которые с Древнеримских времён воздвигались как символы морских побед.

Порой они, кроме того, несли и функцию маяков. Отмечу, что в России подобные сооружения имеются не только в Петербурге, но также во Владивостоке и Томске.

А первая ростральная колонна появилась в 260 г. до н. э. в Риме в честь победы в морской битве при Милах.

Создание колонн на Стрелке Васильевского острова

Разумеется, в главном городе морской славы России подобные столпы, олицетворяющие собой силу и мощь государственного военного флота, просто не могли не появиться. Так как изначально основатель Петербурга Пётр I желал видеть именно Васильевский остров центром своей столицы, то и последующая застройка шла в соответствии с задумкой государя.

Уже в начале XVIII века тут появляется дворец соратника Петра князя Меншикова. Также здесь находился торговый порт города. Вот об этом периоде нам с вами и напоминают здание Биржи и Ростральные колонны, которые появились на Стрелке Васильевского острова почти одновременно друг с другом.

Построены они по эскизу французского архитектора Жан Франсуа Тома де Томона в 1805-1810 годах. Этот мастер достаточно долго корпел над окончательным выбором декора колонн и их масштабом. Я читала, что верное решение ему помог принять наш отечественный зодчий Андреян Дмитриевич Захаров.

По его совету Ростральные колонны нужно было сделать такими, чтобы внутри них могли располагаться лестницы для подъема, а стены выполнить толстыми и прочными. И иностранный мэтр внял совету коллеги.

Создание скульптурного убранства первоначально комиссия по строительству намерена была возложить на известных мастеров из Академии художеств. Но те (Демут-Малиновский, Анисимов, Соколов и др.) запросили слишком высокую оплату своего труда.

Как обычно и делалось в подобных спорных случаях, заказ проекта был выставлен на торги. В итоге авторами фигур, украшающих колонны, которые мы с вами видим сегодня, стали И. Камберлен и Ж. Тибо.

Созданием якорей и ростр занимались кузнецы Шапов, Васильев и Корольков. Что касается кирпичной основы Ростральных колонн, то её сделали мастера из артели С. К. Суханова.

Украшающие фигуры

Когда вы подойдете полюбоваться Ростральными колоннами, то сразу непременно обратите внимание на грандиозные фигуры у их подножья. Первоначально архитектор Жан Франсуа Тома де Томон предлагал их выполнить из чугуна. Но эту сложную работу пришлось заменить каменными изваяниями.

Готовая архитектурная группа предстала перед горожанами к 1813 году. Она объединяет в себе четыре фигуры из пудостского известняка, который добывали в каменоломнях под Северной столицей в поселении Пудость Гатчинского района.

Почему был выбран данный материал? Дело в том, что он имеет способность сразу по извлечению из карьера легко поддаваться необходимой обработке.

После недолгого времени, побыв на открытом воздухе, он накрепко затвердевает.

В итоге три фигуры, расположенные у подножия колонн, были сделаны скульптором Тибо, а одна Камберленом (мужская у северной колонны). Что же означают эти два мужских и два женских образа?

Принято считать, что это аллегорическое представление знаменитых русских рек. У северной колонны — Волга и Днепр, у южной — Нева и Волхов. Но это лишь гипотеза, сам же создатель проекта Тома де Томон объяснял по-иному. Мол, его задумка олицетворяет собой морских и коммерческих богов.

А мы с вами уже знаем, что как раз у Стрелки Васильевского острова размещался торговый порт. Потому всё вполне логично. Но версия с нашими реками, мне лично всё же ближе для сердца.

Роль маяков

Считается, что помимо символического значения, как памятники морской славы, эти колонны также использовались и в качестве маяков. Причём южная Ростральная колонна указывала судам курс в Большую Неву, а северная — в Малую. Действительно, высота их — 32 метра — вполне позволяла справляться с данной ролью.

Я читала, что к вершинам колонн внутри устремляются винтовые лестницы. Они ведут к оборудованным смотровым площадкам, на которых раньше помещались жаровни-светильники на треногах, где жгли конопляное масло, использовавшееся для освещения.

Поговаривали, что это было не всегда безопасно для мимоидущих прохожих, так как раскалённые брызги нет-нет да и летели вниз.

Отмечу, что уже к 1896 году такая угроза для пешеходов миновала, так как к колоннам было подведено электричество. Но и этот вид освещения из-за своей дороговизны использовался недолго.

Кстати, в 1957 году к площадкам колонн провели газ. И сегодня мы с вами можем видеть в праздничные дни семиметровые горящие факелы.

Реставрация

Отмечу, что, к сожалению, пудостский камень весьма чувствителен к питерской капризной погоде. Из-за дождей и вечной сырости знаменитые фигуры при Ростральных колоннах стали разрушаться.

Приведу мнение известного специалиста по реставрационным работам Игоря Всеволодовича Крестовского. Он сообщал в 1928 году о том, что данная скульптурная группа, которую пытались реставрировать после революции, представляла теперь собою фигуры, не единожды окрашенные различной масляной краской.

Кроме того, они были сплошь загипсованы и зацементированы. Оказывается, что при восстановительных работах того же 1928 года с каждой из скульптур пришлось извлечь не один воз «посторонних намазок». Обращал внимание специалистов И. В. Крестовский и на то, что очередные работы вновь ведутся неверно.

Но к его советам, к сожалению, не прислушались. Вообще, в советские годы было принято всё как-то быстренько «подправлять и подлатывать» именно к важным юбилейным датам.

Делалось это наспех и без научного подхода. В тело скульптур вбивали штыри в качестве арматуры для очередной гипсовки, разрушенные фрагменты заменяли новыми из камней иных пород.

И всё это щедро замазывалось опять-таки масляной краской.

Большой урон памятники понесли и в годы Великой Отечественной воны.

Но реставрационные мероприятия 1949 года не отличались от предыдущих по своей технологии. Такое состояние дел продолжалось вплоть до 1979 года.

А ведь было необходимо произвести хотя бы гидрофобизацию (защиту камня от влаги).

С сожалением сообщу вам, что эта халатность привела к значительным разрушениям данных памятников архитектуры, которые к 1996 году (новому этапу реставрации) находились в весьма плачевном состоянии.

В конце XX века специалисты предприняли целый ряд восстановительных работ: воспользовавшись новой реставрационной технологией, примененной ранее к скульптурам у Адмиралтейства, фигуры у Ростральных колонн промыли, нанесли на них состав от биопоражений, удалили поздние «доделки».

Затем при помощи специального раствора укрепили созданные недостающие детали из известняка. В качестве необходимых соединительных стержней были использованы изделия из корундовой керамики. Далее были проведены антикоррозирование, тонирование и защита от влаги.

С гордостью хочу отметить, что применённые технологии не имеют подобных себе аналогов в мире. Над спасением символа морской славы России трудился союз профессионалов: работники организаций по охране памятников и русские меценаты.

Необычные факты

Расскажу вам ещё о том, что почему-то данный памятник архитектуры стал предметом своеобразного интереса взломщиков. К примеру, лишь за 2011 год они умудрились дважды проникнуть внутрь одной из колонн. Одному «искателю приключений» даже удалось зажечь факел.

Но, к счастью, в результате этих странных набегов никто и ничто не пострадало.

Как добраться

В нашем городе я сама всегда стараюсь пользоваться самым удобным способом передвижения на общественном транспорте — езжу на метро. Далее, если это возможно, частенько просто хожу пешком.

Вы можете попасть на Стрелку Васильевского острова для того, чтобы вблизи взглянуть на Ростральные колонны (2 и 3) также несколькими путями.

Можно выйти на станции метро «Невский проспект» (1). От неё проехать на автобусе № 7 или троллейбусах № 10 и № 11 в сторону Невы. Выходить надо на первой остановке после Дворцового моста.

Мне же больше нравится другой путь. Доезжаете до станции метро «Адмиралтейская» (1).

Затем просто идёте пешком к колоннам на Стрелке Васильевского острова (2 и 3) минут 10-15, как я указала на карте, по пути любуясь другими памятниками архитектуры.

Напоследок

Сегодня величественные Ростральные колонны, красующиеся под петербургским небом, отчётливо видны для нас с вами с невских набережных. На фоне них очень любят фотографироваться туристы, местные жители.

Вы также можете присоединиться к их компании. Кстати, сюда постоянно приезжают свадебные эскорты, встретить которые по народной примете — к счастью. А кто же откажется от его дополнительной порции?

Отмечу, что в торжественные дни над Ростральными колоннами, как в прежние времена, горят факелы.

Особо красиво это выглядит в замечательный праздник выпускников «Алые паруса».

Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/sankt-peterburg-rostralnye-kolonny

Ростральные колонны, Санкт-Петербург — описание, история и интересные факты

Ростральные колонны

Тома де Томон, построив в Санкт-Петербурге Биржу, совершил прорыв в архитектуре Европы. Он превратил в площадь водное пространство, замкнув таким образом главный петербургский треугольник, вершиной которого стали Петропавловская крепость, Зимний дворец, ростральные колонны и Биржа.

Начало застройки

Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.

Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.

С мыслью о торговле

Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.

Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.

В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.

История создания

В ходе работ стрелка была поднята за счет подсыпки грунта, чтобы избежать затопления невскими водами. Помимо этого, реку «отодвинули» приблизительно на 100 метров.

По проекту де Томона в архитектурный ансамбль были включены колонны-маяки. Французский зодчий тщательно и долго работал над совершенством их пропорций. Ростральные колонны в Санкт-Петербурге на Васильевском острове установили в 1810 г. Одна из них указывала судам путь в Большую Неву, другая же служила маяком кораблям, плывшим по Малой Неве.

Все, связанные с ростральными колоннами, строительные и проектные работы контролировались советом Академии художеств, который возглавлял знаменитый архитектор Захаров. Обсуждалось все: и практическое назначение, и художественный облик, что свидетельствовало о важности этих сооружений.

Согласно первоначальному проекту де Томона, колонны-маяки были небольшого размера и располагались ближе к зданию Биржи. На этот недостаток справедливо указал ему архитектор Захаров. Позднее в проект внесли изменения, маяки обрели свою нынешнюю высоту и были установлены дальше от Биржи.

Мощные колонны с выразительным силуэтом и четкими пропорциями хорошо вырисовывались на фоне северного неба и были заметны с далеких перспектив. Маяки зажигались в туманную погоду и ночью, с этой целью они использовались до 1885 года.

Почему колонны ростральные

Еще в античные времена элементы неприятельских кораблей применялись в качестве деталей парадных сооружений. Рострумом называли переднюю часть носа судна. С латинского это переводится как «клюв». Он использовался в качестве тарана во время атаки корабля противника.

Первоначально рострами украшали трибуну ораторов, установленную на древнеримском форуме. Затем ими стали декорировать триумфальные колонны, которыми было принято отмечать морские победы. Их-то и украшали носами захваченных неприятельских кораблей.

Аналогично ростральные колонны в Санкт-Петербурге служили аллегорией торжества морского судоходства России, они символизировали могущество страны как торговой и военной державы.

Общее описание

При создании маяков де Томон использовал столпы дорического ордера, вид которых определяется сдержанностью, строгостью и отсутствием базы.

Ростральные колонны в Петербурге сложены из камня и достигают в высоту 32 метров.

Внутри их находится винтовая лестница, на верхней же площадке установлен металлический треножник, удерживающий чашу светильника, как это делали в античных жертвенниках.

Маяками служили горящие фитили светильников. Первоначально это были смоляные факелы, затем пробовали жечь в жаровнях конопляное масло, однако раскаленные брызги сыпались на головы прохожих. Электрические лампы подключили к светильникам в 1896 г., но и этот метод освещения был отвергнут по причине большого расхода. Наконец, в 1957 г. в чашах светильников установили мощные газовые горелки.

С тех пор в праздничные дни зажигаются на ростральных колоннах в Питере ярко-оранжевые 7-метровые факелы. В обычные же дни – это просто известные всему миру символы Северной столицы.

Декоративное оформление

У подножия колонн находятся монументальные скульптуры. Сидящие две женские и две мужские фигуры символизируют 4 реки: Волхов, Днепр, Волгу и Неву. Статуи выполнили по моделям Жака Тибо и Жозефа Камберлена, французских скульпторов, которых хорошо знал архитектор де Томон. Первоначально он хотел, чтобы статуи были отлиты из бронзы. Однако никто не хотел браться за столь сложный проект.

В итоге их сделали из пудостского камня – мягкого и податливого при обработке, но обладающего одним недостатком: он очень легко разрушается. В конечном итоге это стало достоинством скульптур. Хотя отдельные их части временами осыпаются, но это-то как раз и придает им некую древность.

В создании триумфальных колонн-маяков принимал участие Самсон Суханов, легендарный каменотес. Он высек из камня сидящие у основания колонн фигуры. В то время Суханов сотрудничал с самыми известными архитекторами столицы, но потом разорился и умер в полной безвестности.

Колонны также украшены рострами в память о том, как Петр Великий за выход к Балтийскому морю вел войну со Швецией целых 20 лет. Внизу находится первая пара, укрепленная таким образом, что один корабельный нос обращен к Бирже, а другой – к Неве.

Эти ростры украшены фигурами крылатых русалок. Перпендикулярно первой расположена вторая пара, она декорирована морскими коньками, головой крокодила и рыбами.

Третья пара декорирована головой водяного, а четвертая, самая верхняя, изображениями морских коньков.

Подводя итог

С колоннами-маяками связано несколько любопытных фактов:

  • Брэнсон Деку, посетивший Ленинград в 1931 г., запечатлел их на цветных слайдах.
  • Изображение ростральных колонн в Питере можно увидеть сегодня на 50-рублевой купюре.
  • Последняя реконструкция маяков проводилась в 1999 году.
  • В 90-е годы здесь сняли эпизод кинофильма «Белые ночи Санкт-Петербурга».

Панорама Васильевского острова с неизменными маяками кирпичного цвета нередко встречается на открытках Северной столицы. Это вполне закономерно, так как история ростральных колонн неотделима от истории Петербурга.

Источник: https://FB.ru/article/57418/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga-rostralnyie-kolonnyi-na-strelke-vasilevskogo-ostrova

Ростральные колонны | Гид по Петербургу 2019

Ростральные колонны

                                                     

Ростральные колонны на берегу Невы олицетворяют величие морского флота России. В XIX веке они служили маяками, освещая путь кораблям, заходящим в порт.

Эта архитектурная композиция представляет собой высокие, мощные, выразительные по силуэту и пропорциям сооружения красновато-охристого цвета, которые видны издалека.

Название памятника, символизирующего военно-морскую славу государства, происходит от латинского слова «rostra».

Во времена расцвета Древнего Рима в носовой части военных кораблей, ниже ватерлинии, размещался таран с металлическим наконечником, как правило, в форме трезубца, предназначавшийся для создания пробоин в корабле противника.

Чуть выше находился малый таран в форме свиной, бараньей или крокодильей головы, служивший ограничителем для основного.

Римляне снимали ростры с захваченных кораблей и украшали ими ораторскую трибуну в центре города, которая и стала прообразом Ростральных колонн. 

История памятника



Памятник был воздвигнут в 1810 году и открыт в 1815. Строительство контролировал Совет Академии художеств во главе с зодчим А. Д. Захаровым. Внешний вид и функциональное назначение Ростральных колонн обсуждались в мельчайших нюансах, что свидетельствует о важности этих сооружений для города и государства.

В 1896 году к колоннам было проведено электричество, а в 1957 году огонь стали зажигать при помощи газа. Сегодня факелы на Ростральных колоннах загораются крайне редко, только в особо торжественные дни.

Автор композиции и скульпторы

Автором проекта стал французский архитектор, работавший в Италии, Австрии, а затем и в России, Жан-Франсуа Тома де Томон, который реализовывал собственный проект ансамбля на Стрелке Васильевского острова.

Над созданием этой грандиозной композиции трудился также Самсон Суханов – мастер из Вологодской губернии, известный в Петербурге как весьма искусный каменщик-ваятель.

Скульптор Жозеф Камберлен выполнил мужскую фигуру у основания северной колонны, остальные же принадлежат руке Жака Тибо, и можно заметить, что они отличаются большей сложностью силуэта и динамичностью.

Особенности композиции

Архитектурное сооружение представляет собой две колонны высотой 32 метра, украшенные носами кораблей, которые, в свою очередь, декорированы фигурами нимф рек и ручьев, головами крокодилов и водяных, рыбами и морскими коньками.

У подножия колонн расположены монументальные статуи в виде сидящих мужских и женских фигур, символизирующих божества моря и коммерции.

Они выполнены из прочного и легкого в обработке камня красивого теплого желтовато-сероватого оттенка из поселка Пудость Гатчинского района, который стал альтернативой изначально предполагавшейся бронзе.

Однако пудостский известняк оказался более подверженным разрушительному воздействию сырого климата и перепадов температуры, нежели другие каменные породы.

Винтовые лестницы внутри колонн ведут на смотровую площадку, где на металлическом треножнике установлена чаша-светильник, предназначавшаяся для розжига масла, дававшего сильное пламя, которое освещало путь кораблям ночью и во время тумана

Где находится

Адрес

Ростральные колонны находятся на Биржевой площади Стрелки Васильевского острова.

Метро

Адмиралтейская

Как добраться

От Малой Морской улицы у метро Адмиралтейская:

  • на автобусах №№ 191, 5М
  • на троллейбусе № 7
  • дойти пешком в течение 15 минут, перейдя через Дворцовый мост

Интересные факты

  • Благодаря объединенным усилиям исследователей, реставраторов, сотрудников Эрмитажа и меценатов, финансировавших программу по восстановлению Ростральных колонн, это блестящее архитектурное наследие Санкт-Петербурга сегодня можно созерцать в его первозданном великолепии.
  • В 60-х годах прошлого века одним из экскурсоводов была высказана версия, что статуи Ж.

    Камберлена и Ж. Тибо символизируют великие русские реки: Неву, Волхов, Днепр и Волгу. С тех пор это утверждение стало приниматься за истину, в то время как реальных исторических доказательств ему до сих пор не найдено.

  • Величественные колонны привлекают внимание не только туристов, но и злоумышленников.

    Так, в июле 2011 года дверь одной из них была сломана неизвестными, в результате чего памятник стал доступен для посещения. Повреждения быстро устранили, дверь с дополнительными замками была установлена на место, таким образом, удалось избежать причинения памятнику вреда.

  • В августе того же года дверь снова взломали.

    Прибывшие на место спасатели обнаружили пылающий ярким огнем факел на смотровой площадке. Пламя погасили, перекрыв подачу газа.

  • Ростральные колонны неоднократно реставрировались. Перед реставрацией в 1928 году было обнаружено огромное количество слоев масляной краски самых разных цветов.

    Во время работ по восстановлению только с каменных фигур было сначала снято по 2-3 воза цемента и гипса, которых не было изначально. Несмотря на это, очередную реставрацию вновь провели не лучшим образом.

  • В 1997-1998 гг.

    была применена новая методика, включавшая в себя промывку скульптуры от атмосферных загрязнений, нейтрализацию биоповреждений и удаление множественных доделок из чужеродных материалов, которые способствовали разрушению. Очищенный камень укрепили, утерянные части восстановили из пудостского известняка, а поверх нанесли состав для защиты от воздействия влаги.

 


.

  • Петергоф – билеты, цены, экскурсии, фонтаны, режим работы в 2019 году
  • Белые ночи 2019 — ВСЁ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
  • Экскурсии на фабрики и заводы Петербурга — Полный Список
  • Часовня Святой Блаженной Ксении Петербургской на Смоленском кладбище
  • Мозаичный дворик и «крохотный кусочек меня»
  • Экскурсии по рекам и каналам в 2019 году
  • Парк 300-летия Санкт-Петербурга: как добраться, адрес, мероприятия
  • Куда сходить ночью в Санкт-Петербурге? Топ лофтов, ресторанов и экскурсий
  • День ВМФ в Санкт-Петербурге в 2019 году: программа, парад, мероприятия
  • Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»

Самая свежая и честная информация о любимом городе.

Источник: https://peterburg.guide/pamjatniki/rostralnye-kolonny/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики