Vigoda

Римский дом

Римские жилища | Архитектура и Проектирование | Справочник

Римский дом

Роскошная отделка жилищ появилась у греков только во время упадка. Архитектура частного дома в Риме возникла очень поздно. Суровые воззрения древних римлян допускали монументальные здания только для государственных целей.

В эпоху Плиния еще сохранилась память о первом частном доме с мраморными колоннами, а развалины Палатина свидетельствуют о том, насколько скромно было даже жилище Ливии. Роскошь проникла в частное строительство только после Августа.

В деталях сохраняются в ту пору еще некоторые этрусские мотивы, но частный дом в его целом, с того момента, как он становится предметом искусства, является по существу греческим.

Городской дом

Общий план. — Говоря о греческом искусстве, мы указывали и на общее расположение римских домов. Главное различие заключается, по Витрувию, в том, что жилые помещения располагались не рядом с парадными приемными, а позади последних.

Индивидуальный характер римского дома придан ему первым двором — атриумом, доступным для ожидающих, посетителей и клиентов. Витрувий различает два вида атриумов: атриум под открытым небом (каведиум) с кровлей, проходящей только по окружности, и атриум в полном смысле слова, т. е.

галерея со сплошным перекрытием.

Атриум под открытым небом, или каведиум.

— На рисунке 350 М, N и S изображены главные разновидности каведиума, по Витрувию: первый вариант М— без столбов; стропила опираются на сквозные балки; второй вариант N — столбы поддерживают кровлю портика, с которого вода стекает внутрь двора; и, наконец, третий вариант S — так называемый тосканский: вода стекает наружу и отводится желобами и водосточными трубами. Происхождение этого вида каведиума соответствует его названию: оно — этрусское. Такое устройство кровли страдает, по Витрувию, тем недостатком, что вода отводится плохо, но зато над портиками образуется крытый этаж с видом на двор.

Рис. 350 
Рис. 351

Атриум в прямом смысле слова, в виде базилики. — Вторым типом атриума является крытый двор; он изображен на рисунке 351. Центральный двор окаймлен двумя боковыми портиками, или «крыльями». В глубине — таблиниум с совершенно открытым передним фасадом, сообщающийся с внутренними покоями широким пролетом А, называемым «fauces».

Под портиками атриума помещались портреты предков; в таблиниуме хозяин дома принимал своих посетителей. Весь величавый характер римской жизни сказывается в этой просторной распланировке, объединяющей в одной ограде хозяина дома, восседающего в таблиниуме, семейные предания, олицетворенные бюстами предков, и толпу клиентов, теснящуюся в нефах атриума.

 Рис. 352

Внутреннее расположение домов по древнему плану Капитолия. — Пример А рисунка 352, заимствованный из плана Рима времен Септимия Севера, изображает дом в его простейшей форме, но с двумя совершенно отдельными дворами, расположенными один позади другого в соответствии с двумя категориями служебных помещений.

Дом в Помпеях. — Чтобы пополнить наши указания сохранившимся до наших дней примером, мы приводим на рисунке 352, Р изображение помпейского жилища, дома Пансы. Этот дом не имеет атриума в форме базилики,— такой роскоши мы в Помпеях не встречаем, это просто дом с каведиумом.

Вокруг последнего (С) сгруппированы помещения, доступные для всех. Зал В, расположенный в глубине, представляет собой таблиниум. Помещения R, выходящие на улицу,— лавки. Их часто сдавали в аренду совершенно посторонним лицам, и они были абсолютно изолированы от остальной части дома. Линия X является границей части дома, отведенной для приема посетителей; дальше идут помещения для семьи.

Подвижная перегородка, образующая заднюю стену таблиниума, отделяет последний от жилых помещений, и для постоянного сообщения между обеими частями жилища служит только коридор V. В праздничные дни эту разделяющую перегородку отодвигают, и обе половины жилища сливаются в одно целое.

Помещения для семьи группируются вокруг второго двора D. Они включают, кроме жилых комнат, столовую, кухню и уборную. Помещения для рабов расположены, из соображений предосторожности, за пределами частного жилья и находятся на втором этаже. На примере рисунка 352 следы существования второго этажа сохранились только в корпусе М в глубине двора D.

Детали внутреннего устройства и убранства. — В отношении внутреннего устройства дом представляется нам в следующем виде. Каждый двор, или по крайней мере главный из них, окружен портиками с колоннами или без колонн.

Главные помещения отличаются значительной высотой, как и полагается в жарких странах, а комнаты, расположенные под крышей, отделены от нее плоским или сводчатым потолком. Слой воздуха между этим последним и крышей служит защитой от чрезмерных колебаний температуры.

Второй этаж сплошь и рядом нависает выступом над улицей.

Дымовых труб не имеется. Помещения, где поддерживался огонь, имели, по Витрувию, отверстие для дыма в середине крыши, причем очаг занимал центральную часть помещения. Только кухонные печи и печи пекарей снабжены дымовыми трубами; единственным средством отопления обыкновенных жилых помещений являлись переносные жаровни.

При кухне имеется помойная яма, по возможности сообщающаяся с канализационной сетью: она же служит и отхожим местом, предвосхищая, таким образом, способ ассенизации, все больше распространяющийся в наши дни.

Окна помпейских домов, за редким исключением, по-видимому, не застеклялись. Для них употреблялись простые решетки наподобие тех, какие мы видим до сих пор в жилищах Востока. Они пропускали дневной свет и задерживали сквозняки.

В некоторых домах были найдены бронзовые седалища и ложа, а также и несъемное оборудование столовых — каменные ложа, застилавшиеся матрацами. Фасады домов лишены декоративных мотивов; только в самых богатых жилищах встречается иногда дверь с профилированным импостом. В Помпеях соблюдался азиатский обычай не украшать фасадов домов и не открывать в первом этаже окон на улицу.

Внутреннее убранство состояло из мозаичных полов, мраморных фонтанов, статуэток и восковой живописи на стенах зал и внутри колоннад портиков. Помпейские дома более чем скромны. Повсюду в них чувствуется благородство и изящество, как бы освещающие самые простые предметы отблеском эллинизма.

Скученность домов в больших городах. — Помпейский дом типичен для провинциального города, где земля не представляет большой ценности. Большинство домов имеет по одному этажу, наиболее высокие — по два.

Иное наблюдалось в Риме, где земельные участки были дороги. Свод законов Феодосия предусматривает (по крайней мере в IV в.

) существование четырехэтажных домов, причем этажи нависали, как и в Помпеях, последовательными выступами над улицей.

Дома в Древнем Риме отделялись друг от друга стеной, проходившей между смежными владениями. После пожара Рима было постановлено, что каждый дом должен образовать «островок», отделенный от соседнего проходом, но это скоро забылось.
 

Вилла

Вопрос пространства и необходимость считаться с общественным мнением ограничивали в больших городах размеры домов и роскошь их наружного убранства. Этот вопрос отпадал в загородном доме — вилле, и только там мы встречаем богатую наружную отделку частного здания.

План виллы, не учитывающий условий симметрии, совмещает в себе элементы не только обычных служб городского дома, но и базилик, терм и построек, связанных с сельским хозяйством. Жилище делается иногда двойным: одна часть, обращенная на юг, служит зимним жильем, другая, обращенная на север,— летним. Гроты или нимфейоны с фонтанами образуют убежища от летнего зноя.

В местностях с холодным климатом, как например север Галлии, зимние виллы требуют регулярного отопления. Для этого устраиваются подземные каналы, проводящие нагретый воздух. Это настоящий калорифер, подобный тому, какой мы видели при описании римских терм. Вилла в Миенне (департамент Эры и Луары) представляет интересный пример таких калориферов.

Между отдельными строениями виллы тянулся сад.

Мы знаем по описаниям Плиния Младшего, что сад представлял собой цветники, разбитые на правильные площадки, украшенные фонтанами, статуями и подстриженными купами букса, но лишенные всякой общей симметрии.

Так же как и в павильонах, которые они окаймляют, каждая отдельная часть симметрична, но при соединении этих частей преследуется свободное и независимое разнообразие.

Мы назвали в виде примера галло-римскую виллу в Миенне; можно назвать еще следующие виллы: в Галлии — виллу Тюи и виллу Ватон, близ Фалеза, в Англии — Бигнор в Суссексе.

Неподалеку от Рима, вблизи Аппиевой дороги, сохранились развалины загородных вилл величиной с целые городские кварталы.

Огромная вилла, построенная Адрианом вблизи Тиволи, объединяла в своих садах воспроизведения сооружений, которыми император любовался во время своих путешествий (Пойкилэ, Серапейон в Канопе). Там были воспроизведены даже естественные пейзажи: Темпейская долина и Пеней.

Помимо того, что нам дают развалины, мы имеем очень подробные описания вилл, оставленные нам Цицероном о его вилле «Тускулум», Плинием о вилле в Лаврентине и Сидонием Аполлинарием о вилле, которой он владел в Оверни. Подробности этих описаний вовлекли бы нас, однако, в рассуждения, относящиеся скорее к археологии, чем к истории искусств.

Дом в Сирии

Все вышесказанное относится, главным образом, к жилищам Запада. Перенесемся теперь в римскую Азию, в Сирию. Здесь мы не встречаем никаких греко-этрусских мотивов. Как общая концепция, так и структура зданий — чисто азиатские.

Заиорданская Сирия изобилует бесчисленными примерами восточных жилищ, сохранившихся даже лучше помпейских. Дома Гаурана и Леджаха дошли до нас по большей части почти не тронутыми и не только пригодными для жилья, но и населенными.

Ни одна часть этих построек не подвержена разрушению: стены и потолки исполнены из базальта; двери представляют собой базальтовые плиты, ходящие на базальтовых пятниках; окна сделаны также из ажурных базальтовых плит; все же здание покоится на базальтовой скале.

Значительная часть Гаурана совершенно лишена лесов, и постройки целиком выводятся из материалов, не боящихся времени. На рисунке 353, А приведен пример такого дома: потолки состоят из плит, опирающихся на арки.

 Рис. 353

В других местностях, где, хотя и редко, но все же встречается лес, придерживаются смешанной системы, показанной на рисунке 353, В: нижний этаж имеет каменный потолок, верхний — деревянную кровлю.

Эти дома рассчитаны в основном на жаркий климат и представляют собой прежде всего убежище от зноя. Комнаты едва освещены узкими оконными пролетами.

К этим замкнутым помещениям примыкают совершенно открытые портики; обитатели дома имеют, таким образом, выбор между полной тенью или открытым воздухом и ярким светом.

На разрезе В показан портик или веранда, служащая кровлей и защищающая стены от непосредственного действия солнечных лучей. В ее декорации преобладают греческие мотивы.

Внутреннее расположение этих сирийских домов нисколько не свидетельствует о гаремной жизни; в силу греческих традиций, а главным образом под влиянием христианских идей, господствовавших в этих местностях в течение первых веков, жилье семьи менее обособлено и изолировано.

Мы видим в этом прежде всего след гостеприимных нравов и заботливого внимания восточных народов к гостю.

В комнаты второго этажа обычно ведут две лестницы (А): гость может подняться по наружной лестнице непосредственно в свое помещение, чем ему предоставляется полная свобода, а для внутреннего сообщения с жильем хозяев служит только внутренняя лестница.

Дворец

Бросим теперь беглый взгляд на дворцы — жилища императоров и сановников империи. Как и жилой дом, дворец имеет очень различный характер на греко-этрусском Западе и на полуперсидском, полугреческом Востоке.  На рисунке 354 приведено два примера императорских жилищ: Палатина — на Западе и дворца в Спалато — на Востоке.

 Рис. 354

Примечание: Шуази противопоставляет довольно скромный дом Августа на Палатине роскошному дворцу Диоклетиана в Спалато, рассматривая первый как явление, характерное для римского Запада, а второй — для Востока.

По этому поводу следует отметить, что отмеченное Шуази различие должно быть объяснено не в географическом, а в историческом плане. Во время начала принципата, т. е. в эпоху Августа (30 г. до н. э.—14 г. н. э.) и Тиберия (14—37 гг. н. э.), императоры живут в довольно скромных жилищах. Но уже Калигула (37— 41 гг. н. э.

) сооружает себе более пышный дом, а Нерон (41—70 гг.) и Домициан (83—98 гг.) строят себе громадные дворцы.

С этого времени обычной резиденцией императора является пышный дворец, независимо от того, сооружается ли таковой в Риме, как это сделал правивший почти за столетие до Диоклетиана Септимий Север (193—211), или на Востоке, как это имело место с уже упоминавшимся дворцом в Спалато Диоклетиана (284—305). G. Roissier. Promenades archelogiques. Rome et Pompei, Paris, 1887, p. 89).

Палатин Августа является просто довольно скромным домом, остатки которого вошли в виде оснований в позднейшие надстройки Флавиев. Пышные здания начали воздвигать только при Веспасиане. Единственная дошедшая до нас часть здания, отведенная для представительства (Р), отвечает во всех отношениях традиционным планам: атриум, залы для ожидания и аудиенций, причем все помещения широко открыты.

Спалато же — азиатский дворец и хранит отпечаток недоверчивости и замкнутой жизни его обитателей.

Здание (S) расположено на берегу Адриатики, но главный вход направлен не к морю, а в сторону садов (R).

Приемные аппартаменты группируются вокруг входа R; отдаленная часть В с видом на море была, по-видимому, занята гаремом. В Т помещался храм, в О — гробница, которую приготовил себе Диоклетиан.

Другая особенность Спалато заключается в том, что дворец представляет собой укрепленное жилище. Угроза варваров требовала мер обороны.

Здания не рассеяны, как в вилле во времена Антонинов, но собраны, окружены стеной с башнями и с подземным ходом, доступным со стороны моря. Спалато — нечто среднее между сералем и феодальным замком.

К этому же типу относятся восточные дворцы в Аракэль-Эмире и Машите. Дворцы в Арле и Трире принадлежат к типу Палатина.

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L'Architecture

Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/1489

Дома в Древнем Риме

Римский дом

В период империи Древний Рим можно было условно разделить на две части – Рим холмов и Рим низин.

Капилолийский холм Рима

На холмах Рима обычно селились очень состоятельные люди. Они строили роскошные особняки, разбивали прекрасные парки и сады.

Императорский холм Рима

Воздух на римских холмах был свеж и сильно отличался от воздуха римских низин, где селились в основном бедные люди.

Дома богатых римлян

По своему виду дома знатных древних римлян напоминали прямоугольную деревенскую усадьбу. Со всех сторон такие дома были окружены различными постройками. По всему периметру усадьбы обязательно делали летом навес на столбах для защиты от палящего римского солнца.

Дом богатых римлян

Большой двор в центре римских домов совсем скоро превратился в атрий, большую жилую комнату. Через большой проем, который оставался в крыше свет обычно попадал и в другие помещения.

Атрий был местом совместных дел в римской семье. Здесь семья собиралась для обеда или ужина, занималась общими делами, а также принимала гостей.

Именно в атрии римляне приносили жертвы ларам, держали ткацкий станок, а также хранили свои деньги.

Атрий

Однако уже в первом веке до н.э. атрий утратил все прежние функции и превратился в самую лучшую комнату в римском доме. В атрии принимали самых важных гостей, собирали клиентов и вели деловые беседы.

Глубокая ниша атрия, которая раньше служила спальной хозяевам, стала использоваться как кабинет главы семейства и получила название таблина.

В этом помещение отныне хранился семейный архив и другие важные документы.

16-ти колонный коринфский атрий

Внутренний двор римского дома имел вытянутую прямоугольную форму. Его окружали колонны, а все открытое пространство было занято растениями и цветами. Это пространство в римском доме называли перистиль.

Внутренний двор

Колонны, фонтаны, ниши и пол в домах древних римлян обычно покрывали штукатуркой и раскрашивали рисунками на различные темы. Кроме того помещения повсюду украшались различными статуэтками.

Перистиль

Также состоятельные римляне строили для своего отдыха и развлечений огромные загородные виллы. Они планировались, так же как и особняки. Единственно к ним обычно добавлялись водоемы.

Растительность внутреннего двора

Дома бедных в Древнем Риме

Бедняки Рима, как правило, жили в многоэтажных домах, которые назывались инсулами. Хотя в этих квартирах также жили и зажиточные римляне. Самое полное представление о римской инсуле можно получить в Остии, которая долгое время была главным римским портом.

Инсула в Остии

На каждый этаж инсулы с улицы вела своя собственная лестница. Если фасады особняков римлян были обращены внутрь, то окна инсулы, как правило, вели на улицу.

Здание инсулы было лишено каких либо украшений. Оно даже не было покрыто штукатуркой. Только в инсулах с дорогими квартирами вход обычно украшался колоннами или кирпичной кладкой.

Инсулы строили различными как по высоте, так и по планировке.

Жилой дом (Инсула Арачели)

Римляне умели обогревать свои здания теплым воздухом. Обогрев применяли в банях, в отдельных комнатах богатых усадьб, а также на первых этажах римских инсул.

Возле помещения, которое нужно было обогреть складывали печь со сводом. Из этой печи по горячий воздух поступал в подвал и нагревал мраморный пол комнаты.

Прогревание шло очень медленно, зато тепло сохранялось очень долго.

Инсула у подножия капитолийского холма

Для прогрева стен римляне прокладывали в них трубы, по которым из подвала шел горячий воздух. Кроме того, помещения в римских домах обогревались простыми жаровнями из бронзы или меди.

Освещались римские дома с использованием светильников и свечей. В римских инуслах не было отдельных уборных. Жители инсул должны были выносить нечистоты на улицу в общую навозную кучу.

Рим на карте Италии

Источник: http://travels.co.ua/rus/italy/lazio/doma.html

Древнеримские дома в подземельях Целия

Римский дом

Сентябрь 21, 2018

Подземелья Вечного города представляют собой настоящую сокровищницу для любителей античности и любопытных исследователей архитектуры древнего Рима.

 Ведь сам город стоит на руинах вековых построек: римских домов, языческих храмов, продовольственных складов и даже целых стадионов! То, что можно увидеть сегодня на поверхности — всего лишь малая часть того, чем богат этот поистине Великий Город.

Прогуливаясь по улочкам огромного мегаполиса, мало кто может себе представить, что на самом деле скрывается под толщей многовековой пыли.

В данной статье речь пойдет об одной из самых крупных археологических находок – римских жилых домах, найденных на холме Целий, недалеко от Цирка Массимо.

Целий и римские жилые дома

Архитектура древнего Рима – это не только Колизей, императорские дворцы, грандиозные термы и языческие храмы. Простые дома обыкновенных жителей тоже являются частью истории градостроительства и неотъемлемой составляющей городского пейзажа древнего мира. Какими же были жилые дома римлян?

Один из семи холмов Рима – Целий – был внесен в городскую черту еще в царский период. Тогда жителями этого района являлись небогатые люди – плебеи. Во времена Августа, начиная уже с I века до н.э., к Целию стали присматриваться состоятельные граждане: представители патрицианских семей строили здесь свои роскошные виллы.

Данный факт подтверждают археологические раскопки, проводимые в районе Целия в разные времена.

По заключениям археологов, найденные остатки римских домов свидетельствуют о том, что активная застройка района происходила во второй половине II века, в то время как здания, построенные ранее, по всей вероятности, были уничтожены сильнейшим пожаром, произошедшим в 27 году.

В IV веке территория Целия была практически полностью застроена домусами влиятельных граждан, утопающими в зелени роскошных садов. Многие виллы этого периода были возведены на руинах прежних зданий. Поэтому сегодня в недрах Целия можно увидеть несколько «архитектурных слоев» древнего Рима.

Case Romane: что скрывается в подземельях Целия

Одной из самых ценных археологических находок Вечного города является комплекс античных римских домов, обнаруженный под базиликой Святых Иоанна и Павла (basilica Santi Giovanni e Paolo), находящейся на Целии.

В числе помещений, найденных во время раскопок, проведенных в конце XIX-начале XX века, был и так называемый «мартириум» — небольшая часовня, предназначенная, предположительно, для хранения мощей мучеников Иоанна и Павла.

На сегодняшний день археологический комплекс представляет собой 20 разнообразных помещений, в тринадцати из которых можно увидеть фрагменты сохранившихся древних фресок. Помимо этого, в конструкции данных античных сооружений прослеживается несколько структурных слоев, относящихся не только к разным эпохам, но и отличающихся своим предназначением.

Самый древний слой данного комплекса говорит о том, что изначально на этом месте располагались два жилых дома. Один из них, построенный ориентировочно в начале II века н.э.

, представлял собой большую виллу с приватными термами на первом и хозяйскими покоями на втором этаже.

Другое сооружение, так называемая инсула, возведенная веком позже, можно назвать типичным примером городской архитектуры древнего Рима: торговые лавки на первом этаже и жилые комнаты, сдававшиеся в аренду, на последующих.

В конце III – начале IV века здания были объединены и переоборудованы в роскошный домус, а интерьеры украшены фресками. Однако новая вилла была предназначена не только для проживания одной семьи. Хозяйские покои располагались на первом этаже здания, на остальных же находились небольшие апартаменты, сдававшиеся в аренду семьям с небольшим достатком.

Во второй половине IV века, согласно легенде, здесь проживали братья Джованни и Паоло, пострадавшие за свои религиозные убеждения и почитаемые в образе святых мучеников.

Начиная с V века, после основания базилики, названной в их честь, некоторые помещения домуса пришли в запустение, другие были засыпаны землей, послужив тем самым фундаментом для возведения самой церкви.

Древние фрески римских домов на Целии

Фрески, фрагменты которых и сегодня можно увидеть на стенах древних римских домов на Целии, также относятся к разным историческим эпохам. Таким образом, данные росписи представляют не только высокий художественный интерес, но и раскрывают важнейший период в истории Церкви – переход от язычества к христианству.

Где находится и как добраться

Улица Кливо ди Скауро

Метро: линия В – остановка Чирко Массимо

Автобус: 60, 75, 81,175,673

Трамвай: 3

Стоимость билетов и режим работы римских домов на Целии

Стоимость билета: € 8,00

Режим работы: римские дома на Целии открыты для посещения каждый день с 10.00 до 13.00 и с 15.00 до 18.00, кроме вторника и среды.

Источник: http://39rim.ru/case-romane-drevnie-rimskie-doma-v-podzemelyah-tseliya.html

Domus (домус)

Домус – дом-особняк одного рода. Дома богатых римлян имели несколько особенностей: для того чтобы снизить уровень шума поступающего снаружи, а также для предотвращения проникновения воров, в римских домах делались очень маленькие окна.

Естественный солнечный свет использовался для освещения через круглое отверстие в потолке. Дождевая вода также проникала через этот проем и собиралась в специальную конструкцию «impluvium» в центре «Атриума».

Этот тип Римского дома был построен в горизонтальном, эллинистическом стиле архитектуры, и состоял из нескольких комнат, прихожей, узкого и длинного коридора, который вел непосредственно в Атриум.

Атриум являлся центральной комнатой дома, из него можно было попасть во все остальные помещения римского дома, в такие как: спальни (cubicula); банкетный зал (triclinium), где древние римляне ели и пили, лежа на кровати; рабочий кабинет главы дома (tablinium) и зал, посвященный религиозной службе (lararium). Зал «lararium» был один из самых важных частей дома, так как римляне считали его священным местом поклонения, где они и молились богам.

Древнеримские дома богатейших семей имели дополнительные комнаты, в том числе большой сад с фруктовыми деревьями и небольшим бассейном.

Еще в их домах были ванные комнатами, которые состояли из бани, плавательного бассейна и раздевалок. Дома Древнего Рима были обставлены самой лучшей мебелью и украшены картинами необычайной красоты.

Главные комнаты были украшены цветной штукатуркой, на стенах и полах красовалась мозаика, сделанная мастерами того времени.

Insula (инсула)

В отличие от домуса, который был построен по горизонтали, инсула был древнеримским домом, который являлся типовым зданием Римской Республики, а затем и Императорского Рима. Дом инсула был разработан в Риме как вертикальная постройка и представлял собой несколько-этажный жилой дом.

Эти здания имели большие квадратные дворы с коридорами, которые вели в квартиры. На нижних этажах обычно размещались небольшие торговые лавки. Те, кто жил вблизи или на первом этаже, были самыми бедными, на верхних этажах проживали более обеспеченные жители Древнего Рима.

Как правило, инсула были плохо освещены и совсем не отапливались, также отсутствовала канализации и в основном использовались только для ночевки.

Инсула Древнего Рима характеризовались однообразностью. Строительство этих домов и их последующая аренда в Риме, являлись хорошим источником доходов. Эти старинные дома в настоящее время почти исчезли, но все еще можно увидеть останки некоторых инсула в Риме, около храма святых Иоанна и Павла.

Villa (вилла)

Как правило, богатые римляне, которые жили в домус в городе, имели две виллы за городом: «villa urbana» и «villa rustica».

Вилла rustica – сельская вилла, это как правило ферма, которая строилась для соответствующих конкретных и практических потребностей. Она состояла из двух дворов: один находился внутри, а другой снаружи виллы.

Во дворах располагались специальные емкости с водой (piscinae), которые использовались, для того чтобы напоить животных, мытья шерсти, замачивания кожи и различных других целей.

Также на вилле находились постройки для проживания рабов, большая кухня, конюшня, загон для волов, курятник и т.п.

Вилла urbana была самым великолепным городским домусом, поскольку она была построена для роскоши и расслабления. Она имела несколько длинных рядов больших аркад, поддерживаемых колонами.

Также на вилле располагались открытые комнаты с кушетками для летнего отдыха и специальные помещения, используемые для отдыха в зимнее время; личный кабинет хозяина; плавательный бассейн и ванная комната с баней.

Виллы были, как правило, окружены красивыми садами, на которых выращивали редкие растения и цветы. В садах устанавливали интересные фонтаны и статуи.

Подведем итог лекции.

Дома в Древнем Риме разделялись на три типа:

  • домус (городские особняки богатых римлян);
  • инсула (использовались под торговые лавки и для проживания бедных жителей древнего Рима);
  • виллы (шикарные загородные виллы для отдыха, либо вилла-ферма).

Источник: http://vse-lekcii.ru/lekcii-po-istorii/istoriya-drevnego-rima/doma-v-drevnem-rime

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики