Vigoda

Постоянная экспозиция Мастер игры во ВМДПНИ

Музей декоративно-прикладного искусства в Москве ➔ Описание экспонатов ✮ Россия 2019

Постоянная экспозиция Мастер игры во ВМДПНИ

  • Основа коллекции музея – это изделия народных промыслов, керамика и фарфор, игрушки, предметы быта и традиционная одежда разных народов России.
  • Здесь хранитсясамое большое собрание керамических работ великого художника Михаила Врубеля.
  • Интерес представляют четыре зала советского фарфора, в которых собраны лучшие произведения эпохи.
  • Музей расположен в старинном дворянском особняке на Садовом кольце недалеко от Театра кукол имени Образцова.
  • Зданию музея более 250 лет. Его первыми владельцами были бояре Стрешневы.
  • Описания к экспонатам и экскурсии доступны на русском и английском языках.

Хотя это один из самых молодых музеев в Москве, он по праву входит в топ-лист музеев культуры России.

В его фондах хранится около 200 тысяч экспонатов – изделия народных промыслов, коллекции керамики и фарфора, игрушки, предметы интерьера, быта и традиционная одежда народов, населяющих территорию России.

Именно здесь, например, хранится самое большое собрание керамических работ великого русского художника Михаила Врубеля. А в мастерской музея вы сможете попробовать создать собственный шедевр.

Музей расположен в старинном дворянском особняке на Садовом кольце недалеко от Театра кукол имени Образцова. Рядом находятся: Музей русской гармоники им. А. Мирека, Музей музыкальной культуры им. Глинки, дома и усадьбы старой Москвы.

История музея

При создании музея в основу экспозиции легли коллекции Музея народного искусства начала ХХ в. Первое название музея-предшественника звучало несколько странно – «Кустарный музей». В 1885 г.

купец-меценат Сергей Морозов открыл в Москве музей, в котором выставлялись предметы крестьянского творчества, начиная от кустарных вышивок и заканчивая произведениями лучших палехских, федоскинских и холмогорских мастеров.

В советское время к народным промыслам вновь возвращается интерес — был создан даже специальный Научно-исследовательский институт художественной промышленности для их изучения. В 1981 г. коллекции института были переведены в здание усадьбы Остерманов на Делегатской улице, где открылся новый общественный музей.

Под его крышей заняли свое место крупнейшие коллекции предметов быта, керамики, тканей, посуды, утвари. Кроме того, сюда же поступили бесценные частные коллекции, как, например, собрание художественного металла Г. Кубрякова, тканей Н. Шабельской, коллекции фарфора Л. Утесова, М. Мироновой и А. Менакера.

Архитектурный ансамбль

Зданию музея исполнилось более 250 лет. Его первыми владельцами были бояре Стрешневы, чьи потомки передали усадьбу своему дальнему родственнику — графу Ивану Остерману. В XIX веке дом был отреставрирован и расширен. В советские времена здание было национализировано и служило резиденцией правительства Советской России.

В начале 1950-х годов к зданию пристроили еще один, уже трехэтажный корпус. Интерьеры дома Остермана сохранились до наших дней лишь частично. Наконец, в 1981 г. усадьбу передали Всероссийскому музею декоративно-прикладного и народного искусства.

Ее огромная территория — 2,0719 га – позволяет реализовывать самые амбициозные культурные мероприятия.

Перед южным фасадом гостей встречает парадный двор, куда когда-то подъезжали кареты. От главного дома тянутся два длинных флигеля – это историческая часть усадьбы, построенная при И. Остермане. Они соединяются с домом полукруглыми галереями.

Сокровища музея

экспозиция посвящена русскому народному искусству. Она развернута в четырех залах второго этажа. Здесь представлены предметы XVII‒XX вв., которые были созданы умелыми руками русских мастеров: керамические кувшины и горшки, деревянные скобкари, ложки, прялки, столики и шкафчики.

В центре размещена коллекция народных женских костюмов, по каждому из которых можно определить, в какой губернии жила его хозяйка. Представлены повседневные и праздничные девичьи наряды.

Все предметы, от наличников и фронтонов деревенских домов до ложек и поставцов, щедро украшены росписями, вышивкой или резьбой. В мотивах русского искусства чувствуется влияние востока: сказочные единороги, львы, птицы-сирины и др.

сказочные персонажи.

Каждый элемент костюма или архитектурная деталь защищали хозяев от сглаза и порчи. Красотой поражают свадебные одежды, золотые монастырские вышивки и кружева. Выставка полна открытий: посетителям предстоит узнать, что такое рубель и сечка, сколько форм у русских кокошников, какими бывают прялки и многое другое.

В последнем зале представлены русские народные игрушки: дымковская, абашевская, богородская, архангелогородская. Их можно рассматривать бесконечно, лучше всяких слов они рассказывают о русской жизни и празднике. Очень интересна также музейная коллекция резной кости, которая представляет основные косторезные промыслы: Холмогоры, Чукотку, Якутию и др.

В четырех залах советского фарфора собраны самые лучшие произведения эпохи.

Многие из них были подарены знаменитыми артистами – легендой эстрады певцом Леонидом Утесовым и семьей артистов Мироновых-Менакер, которые всю жизнь собирали советский агитационный фарфор.

Здесь, например, огромное блюдо «Празднование 1 мая», тарелка с надписью «Кто не работает, тот не ест» с профилем Ленина, изумительное панно «Обсуждение сталинской конституции в кишлаке».

Еще четыре зала на первом этаже занимает постоянная экспозиция «Лаки России», открытая в 2013 г. и посвященная в основном изделиям федоскинских промыслов. Тут представлены работы мастеров 20-80-х гг. XX в. — Владимира Крылова, Аристарха Дадыкина, Ивана Баканова и других.

Иконописные традиции в изобразительном искусстве раскрыты на примере произведений «Изба-читальня», «274 дня на льдине», «Салют Родины» и другие. В витринах — шкатулки, табакерки, канцелярские наборы, стаканы, коробочки. Здесь же представлены иконы, написанные мастерами Холуя и Мстеры.

Музей располагает обширной коллекцией предметов мебели XVIII‒XIX вв., художественной бронзы и стекла, керамики, металла.

Уникальная ваза фирмы Овчинникова, выполненная в технике перегородчатой эмали, гравированные кубки елизаветинского и екатерининского времен, предметы из «Кабинетского» сервиза Императорского завода и Орденских сервизов завода Гарднера, серии фарфоровых скульптур «Народы России» — вот далеко не полный перечень подлинных шедевров.

Наибольший интерес у посетителей вызывает собрание керамических работ Михаила Врубеля, созданных им в мастерских усадьбы Абрамцево. Такой обширной коллекции нет даже в Третьяковской галерее. Тут знаменитые скульптуры – иллюстрации к русским сказкам и потрясающий камин, полностью состоящий из поливных изразцов.

В музее представлена коллекция мебели начала XX в., созданная по эскизам Сергея Малютина, Виктора Васнецова, Александра Головина, Сергея Коненкова и других мастеров модерна.

Представлено, например, известное кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы» В.Шутова с резной надписью на спинке-дуге: «Тише едешь, дальше будешь», а также предметы мебели в национальном стиле, выполненные в конце XIX в.

в абрамцевской мастерской Мамонтовых.

Просветительская работа музея

Больше 10 лет музей ведет активную просветительскую работу в рамках своего образовательного центра. Его деятельность не ограничивается разнообразной экскурсионной программой.

Акцент делается на развитии творческого потенциала посетителей, свободное общение с искусством в рамках музейного пространства. Здесь можно не только увидеть, услышать, но и попробовать самому создать собственный шедевр в мастерской центра.

Есть в музее и «Музыкальная гостиная»: посетитель может поучаствовать в фольклорном представлении, послушать балалайку или насладиться гармонией классических и современных произведений.

Для детей школьного возраста разработаны интерактивные программы, а также экспериментальные творческие студии, в которых они могут поближе познакомиться с традиционными для русского прикладного искусства техниками и материалами.

© 2016-2019 moscovery.com

moscovery.com

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 7, средняя оценка: 4,43 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81/

Тохм / постоянная экспозиция / западноевропейское искусство

Постоянная экспозиция Мастер игры во ВМДПНИ

Экспозиция западноевропейского искусства включает произведения художников ведущих европейских школ XVI-XX вв.

В ее составе несколько произведений таких известных мастеров как И. ван Остаде, Д. Тенирс Младший, Д. Джиганте; ряд работ являются единственными в отечественных музейных собраниях, редко встречаются в европейских музеях и являются эталонными. Они располагаются хронологически.

Хорошими образцами представлена живопись XVII в., в которой преобладают работы художников крупнейших национальных школ – фламандской и голландской. Они позволяют судить о разветвленной системе жанров, получивших распространение в это время.

XVIII столетие вошло в историю европейской культуры как век Просвещения. В экспонируемых картинах получил отражение культ Италии, созданный классицистами.

В них изображена идеализированная природа, а также повседневная жизнь, протекающая среди бесчисленных памятников.

Основное место в экспозиции занимают картины мастеров XIX в.

Они отражают сложную и противоречивую картину развития искусства, которая характеризуется противоборством, сосуществованием и сменой многих художественных стилей, направлений и течений.

Наиболее полно показано романтическое направление, в том числе тремя полотнами представителей Школы неаполитанского пейзажа (Д. Джиганте, Т. Дюклер, Ф. Верфлут).

В живописи второй половины XIX века наблюдается повышенный интерес к достижениям художников прошлых столетий, о чем свидетельствует картины «Дама за чтением» П. ван Вейнгардта и «Овца с ягнятами» Ф.

ван Севердонка. Специфическим явлением этого времени являются произведения с занимательным сюжетом, «костюмированным» под историю. Яркий пример этого – работы «Метание копья» Б. Галофре и «Спор ученых» М.

Гейссера.

Завершают экспозицию несколько ранних полотен К. Зеленевского, уроженца Томска. В них нашли отражение новейшие достижения европейского искусства, творчески воспринятые. Выставленные произведения обладают высокими художественными достоинствами и дают представление о некоторых важных тенденциях искусства своего времени.

Стоимость посещения постоянной экспозиции:

  • взрослый билет – 200 руб.
  • пенсионеры – 150 руб.
  • студенты ВУЗов – 150 руб.
  • студенты СУЗов – 150 руб.
  • дети с пяти лет – 100 руб.
  • дети до пяти лет – бесплатно
П.Д. Батони. Возвращение блудного сына. Копия XVIII в. Д. Джиганте. Вид неаполитанского залива. 1840 Г. Донк. Портрет молодой женщины К. Зеленевский. Автопортрет. 1916
К.К. Зеленевский. Портрет А. Ф. Зеленевской, матери жудожника К. Зеленевский. Натюрмрт с цветами. 1915 Ж.Д. Кур. Портрет княжны О.А. Щербатовой. 1840 К. Кюгельхен (?). Итальянский вид
И. Матизен. Школа воров. 1852 И. Момпер. Горный пейзаж Итальянский мастер середины 18 в. Вид казино Патрицы Итальянский мастер начала XIX в. Дама с лютней
Р. Бонер. На пашне Итальянский мастер XVII в. Натюрморт с грушами и виноградом Немецкий мастер начала XVII в. Натюрморт с амурами И. Остаде. Пирушка. 1640
П. Бем. Рыбаки Д. Тенирс. Благодарение Авраама. 1666 И. Брис. Портрет монахини Терезы Лангендры. 1818 П. Вейнгардт. Дама за чтением. 1856
Ф. Вервлут. (1795-1872). Интерьер капеллы дель Тезоро в Неаполе Б.Х. Галофре. Метание мечей Д. Гейль. Приморский вид М. Гейссер. Спор ученых. Сцена из жизни XVII в.
Я. Гойен. Берег в Эгмонд-он-Зее. Свободная Копия XVIII в. Немецкий мастер. Архитектурный пейзаж Т. Дюклер. Монастырский дворик в Палермо Итальянский мастер середины 18 в. Вид фонтана Треви
Итальянский мастер. Портрет мужчины Немецкий мастер первой половины 19 в. Площадь перед греческой церковью святого Сальватора в Мюнхене Ю. Розе. Лесистое ущелье. 1866 Ф. Севердонк. Овца с ягнятами. 1861
М. Унтербергер. Оплакиевание Христа

с друзьями:

   Почти двадцать лет активной творческой жизни художника Владимира Дмитриевича Вучичевича-Сибирского (1869–1919) прошло в Томске.

Здесь он преподавал рисование в учебных заведениях и как плодовитый живописец–пейзажист, и прекрасный организатор вел бурную, коммерчески успешную выставочную деятельность.

Практически ежегодно, а иногда и несколько раз в год знакомил горожан с результатами своей работы.

   Живя и работая в Томске, он стал подписывать свои полотна как «Вучичевич-Сибирский». Думается не только для того, чтобы его полотна отличали от работ его брата Евгения Вучичевича, оставшегося на Украине, чья выставка, не без участия Владимира прошла в Томске в феврале 1909 года.

Можно смело утверждать, что художник по праву прибавил к своей фамилии слово «Сибирский».

Владимир Дмитриевич Вучичевич первым из сибирских художников самостоятельно устраивал выставки своих работ в городах Сибири, особенно часто в Иркутске и Красноярске, путешествовал с творческой целью по Сибири до Байкала.  

   Натура активная и увлекающаяся, Вучичевич занимался фотографией, владел небольшим речным судном. Летом предпочитал жить в живописных местах за городом. Он построил мастерскую в селе Богородском (ныне Мельниково), затем в Нагорном Иштане, позже на берегу Томи недалеко от села Крапивина (ныне Кемеровская область).

   В начале осени 1919 г. эта яркая творческая жизнь была трагически оборвана. Семья Вучичевича зверски убита бандитами в собственном доме, израненный художник, прожив еще несколько дней, умер в больнице в Щегловске (Кемерово).

В интернете можно найти описание и неоднозначную трактовку этих страшных событий, реконструированных кемеровскими журналистами, именно реконструированных по рассказам жителей Крапивина и на основе исследований краеведов-любителей.

   Газета «Сибирская жизнь» 27 сентября 1919 года так сообщала об этом событии в заметке «С. Крапивинское, Щегловского у. (убийство семьи художника Вучичевича)»: «Вверх по р. Томи, в 12 верстах от села Крапивинского, на своем хуторе жил художник В.Д. Вучичевич. Картины этого плодовитого художника часто выставлялись в Томске, а когда-то были на выставках Петрограда и Москвы.

   В последнее время, со времени войны с Германией, Вучичевич тихо проживал на своем хуторе, занимаясь любимым делом. Супруга его оказывала медицинскую помощь местному населению.

   На днях, произошло нечто ужасное в этой семье.

Рано утром 10 сентября всю его семью – жену, трех взрослых дочерей убил его бывший работник – дезертир Сажин, у которого было 10–12 человек сообщников.

Самого Вучичевича сильно изранили холодным оружием, и жизнь его находится в опасности. Ограбили у него 13 000 рублей денег, много ценного имущества. Убийцы остались не разысканными до сих пор».

   После гибели художника работы его рассеялись. Значительная часть картин оказалась в Щегловске, где в июле 1920 года была организована посмертная выставка в память о художнике. В доме художника, перевезенном в деревню Бартеновка, открыли школу.

   Весьма драматично складывающаяся судьба творческого наследия выдающегося томского живописца не оставила равнодушными томичей.

   Большую тревогу у организаторов Томского краевого музея, стремившихся сохранить художественную историю Томска, в 1923 году вызвало состояние произведений Вучичевича, находившихся в Щегловске.

   По запросу краевого музея председатель Томского губисполкома  обратился к Щегловскому уездному исполкому с требованием взять на учет произведения В.Д. Вучичевича и выслать их опись в музей.

   В августе 1923 года в командировку в Щегловск отправился З.С. Гайсин –председатель губернского комитета по делам музеев и охраны памятников (губмузей) для выяснения судьбы произведений В.Д. Вучичевича.

В результате, как докладывал Гайсин, было выявлено наличие у партийных, административных организаций Щегловска около 250 картин разных размеров и содержания «виды, бытовые и исторические», которые хранились, по мнению Гайсина, небрежно без какого-либо учета.

Тридцать произведений были развешены в Доме просвещения, остальные в библиотеке, но «главная масса их просто свалена в шкафы в сыром полуподвальном помещении и таким образом могут быть утрачены». В Щегловске хранился также и телескоп, принадлежавший художнику.

   Председатель губернского комитета по делам музеев и охраны памятников обратился с письмом в губком РКП с просьбой оказать помощь в получении для Томского краевого музея 40–50 лучших работ, среди которых большое полотно «Пожар в Томске» о черносотенном погроме в 1905 году.

   В конце октября 1923 года представителем Томского краевого музея в Щегловске были получены и привезены в Томск тринадцать произведений В.Д.

Вучичевича: «Крестьянский мальчик», «Бездорожица», «Два портрета», «Портрет крестьянина», Этюд «Озеро», «Портрет», «Зимний закат в тайге», «Берег реки», «Озеро», «Тайга весной», «Озеро осенью», «Уголок озера», «Пожар железно-дорожного управления в Томске», которые оценены комиссией в 499 рублей.

Эти произведения хранятся в собраниях художественного и краеведческого музея Томска, иногда под другими названиями, поскольку поступили с условными не авторскими названиями.

   Судьба большей части наследия художника, оказавшегося в Шегловске после его гибели, так и не установлена. В настоящее время в фондах сибирских музеев едва ли можно найти более 40 произведений В.Д. Вучичевича. Его живописные полотна хранятся в музеях Томска, Кемерово и Иркутска, и в частных коллекциях.

   Хочется надеяться, что в городах бывшей Томской губернии у любителей живописи бережно сохраняются работы этого мастера пейзажа, купленные когда-то на его персональных выставках. И когда-нибудь с ними можно будет познакомиться, также как с произведениями живописца В.Д. Вучичевича на сайте Томского художественного музея.

Составила И.П. Тюрина

В.Д. Вучичевич-Сибирский. Берег Байкала. 1910 В.Д. Вучичевич-Сибирский. На реке В.Д. Вучичевич-Сибирский. Закат зимой. Догорает В.Д. Вучичевич-Сибирский. Пруд (Вечерняя тишина). До 1903
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Снег тает. Ранняя весна В.Д. Вучичевич-Сибирский. Весенний денек В.Д. Вучичевич-Сибирский. Золотая осень В.Д. Вучичевич-Сибирский. Берег Байкала
В.Д. Вучичевич-Сибирский. Вид реки Оби В.Д. Вучичевич-Сибирский. Хатки. 1890-е В.Д. Вучичевич-Сибирский. Пейзаж

с друзьями:

Page 3

Театральная афиша имеет свою историю. Афиша – это одновременно исторический источник, произведение искусства и вид рекламы. Ещё в Древней Греции и Риме глашатай созывал публику на сценические игры.

Афиши появились в Греции приблизительно в IV веке до н.э., а в Риме в I веке до н.э. Они были двух видов: рисованные и написанные. Рисованные афиши вставлялись в рамы и вывешивались у театральных дверей.

В России театральная афиша известна с XVIII века.

Афиша – это графическое средство выражения какого-либо события, от которого можно ждать высокой эстетической ценности или выдумки. Это отражение вкусов, образа жизни, уровня культуры своей эпохи. Основное классическое требование к афише – привлекать внимание, заставлять покупать, выбирать, одобрять.

Представляем вам виртуальную выставку томских афиш конца ХХ века из собрания нашего музея, выполненных двумя томскими художниками: Юрием Иннокентиевичем Фатеевым и Владимиром Алексеевичем Каном.

Юрий Иннокентьевич Фатеев (03.11.1955, Томск). Учился в Кемеровском художественном училище на отделении дизайна. С 1991 года живет в Риге, где обучился восточной медицине, став членом Латвийской Ассоциации Холистической медицины.

Преподает рисунок и йогу. В музее хранится пять пастелей-иллюстраций по мотивам пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» (1984), десять иллюстраций, выполненные карандашом, к книге В.А. Лойши «Бысть знамение на небеси» (1987) томского книжного издательства.

А так же шесть театральных афиш к спектаклям алтайского краевого театра кукол, студии пантомимы и народного театра Дома ученых, томского театра кукол.

Иллюстрации этого художника далеки от повествовательного характера, наполнены фантастическими, причудливыми образами и вызывают достаточно сложные ассоциации.

Владимир Алексеевич Кан (07.04.1954, пос. Ново-Казалинск Кзыл Ординской обл. Казахской ССР). Окончил вечернюю художественную школу в Томске.

Работал художником в томском театре драмы в 1990-х, в томском театре юного зрителя в 2009-2016 годах.

В коллекции музея пять экслибрисов 1980-х годов, выполненных в технике цинкографии, и восемь театральных афиш к спектаклям томского театра драмы 1990-х годов.

Более подробную информацию об истории театральной афиши можно узнать на сайте:

http://family-values.ru/istoricheskii_vzglyad/teatralnaya_afisha_3682.html

Материал подготовлен хранителем графики ТОХМ Станкеевой С.Г.

В.А. Кан. Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Дон Кихот” М.Булгакова В.А. Кан. Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Женское постоянство” С.Моэма В.А. Кан.Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Моя парижанка” Р.Ламурэ В.А. Кан. Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Орландо, Орландо!” Ю.Дунского, В.Фрида, А.Митта
В.А. Кан. Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Поминальная молитва” Г. Горина В.А. Кан.Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Светит, да не греет” А.Островского В.А. Кан. Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Сказка о попе и работнике его Балде” А.Пушкина В.А. Кан.Афиша к спектаклю Томского театра драмы “Сцены супружеской жизни” И.Бергмана
Ю.И. Фатеев. Афиша к спектаклю Алтайского краевого театра кукол “Кошкин дом” С.Маршака Ю.И. Фатеев. Афиша к спектаклю студии пантомимы Дома ученых “Родственые души” О`Генри Ю.И. Фатеев.Афиша к спектаклю томского народного театра “ССС” при Доме ученых “Выход на натуру” Ю.И. Фатеев. Афиша к спектаклю Томского театра кукол “Кошкин дом” С.Маршака
Ю.И. Фатеев. Афиша к спектаклю Томского театра кукол “Марсианские хроник” Рэя Брэдбери Ю.И. Фатеев.Афиша к спектаклю Томского театра кукол “Самый правдивый” Г.Горина

с друзьями:

Источник: http://artmuseumtomsk.ru/page/119

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики