Vigoda

Постоянная экспозиция Фовизм

Содержание

Национальный музей современного искусства в Париже

Постоянная экспозиция Фовизм

Национальный музей современного искусства в Париже (французское название Mus?e National d'Art Moderne) размещается в Центре Жоржа Помпиду, выставки которого можно посетить, поднявшись на эскалаторе.

Музей работает ежедневно, кроме вторника с 11.00 до 21.00; стоимость посещения 7 евро; в музей и на выставки 11, 40 евро, вход свободный в 1-е воскресенье каждого месяца.

Учтите, что Ваш билет рассчитан на однократное посещение, то есть Вы не можете, скажем, выйти ненадолго в кафе Центра и вернуться обратно. В коллекции музея практически полностью представлено изобразительное искусство XX века: шестой этаж посвящен периоду 1905-1960 годов, а пятый – с 1960 года до настоящего времени.

На пятом этаже выставлены также копии архитектурных проектов и предметы мебели современных дизайнеров. Экспозиция музея настолько продуманна и насыщенна, что, в отличие от других, более объемных парижских музеев, этот музей, по-видимому, можно спокойно и внимательно осмотреть всего за несколько часов. ?

Следует отметить также, что постоянная экспозиция постоянно меняется, поэтому предлагаемый ниже обзор может не вполне соответствовать тому, что Вы увидите.

Фовизм, кубизм и дадаизм

Коллекция музея начинается на шестом этаже с работ фовистов («диких») – группы художников, в том числе Андре Дерена, Мориса Вламинка и Жоржа Брака, которые в начале XX столетия объединились вокруг Анри Матисса и работы, которых отличаются яркостью красок, не всегда соответствующих реальным цветам изображаемых объектов.

Так, на картине Жоржа Брака «Эстак» (1906 год) в зале № 2 главное средство создания композиции – цвет: деревья и небо распадаются на сочные мазки красного и зеленого цвета. Другой яркий пример – полотно Матисса «Люкс 1», на котором красочные обнаженные фигуры напоминают примитивные фигуры на картинах Гогена.

«Примитивный человек», находящийся в гармонии с природой и неиспорченный цивилизацией, служил основной темой не только для этих художников, но и для Пикассо. Находясь под сильным впечатлением от африканских масок и скульптур, Пикассо стал воплощать художественную форму в геометрические фигуры, основав кубизм.

В картине «Женщина, сидящая в кресле» (1910 год) в зале № 3 изображаемая натура одновременно показана под разными углами зрения, образуя сложную конструкцию и создавая впечатление движения. Рядом с работами Пикассо висят полотна Брака «Натюрморт со скрипкой» (1911 год), «Человек с гитарой» (1914 год) и другие.

Соседство работ этих двух художников, которые и в жизни проживали бок о бок в «Бато-Лавуар» на Монмартре, символично, так как отражает никогда не прекращавшийся между ними интеллектуальный и художественный диалог.

Еще один художник, находившийся под сильным влиянием кубизма, – это Фернан Леже (зал № 4).

Его картины «Женщина в красном и зеленом» (1914 год) и «Контраст форм» наглядно демонстрируют, что Леже создал свои собственные, особые формы кубизма, основанные на изображении фигур в виде труб и шаров.

Многие считают, что это влияние машинной эстетики, Первой мировой войны, в которой художник сам принимал участие.

Еще одно последствие кровавой войны 1914-1918 годов – нигилистическое художественное течение дадаизм, получившее свое название от группы «Дада» и возникшее как протест против мелкобуржуазных ценностей. В зале № 7 выставлены работы основных представителей этого движения, в том числе Марселя Дюшана.

Для своих картин Дюшан выбирал повседневные предметы, такие, например, как «Вешалка для шляп» (1917 год), вырывал их из привычного контекста и без каких-либо прикрас выставлял на обозрение, возводя эти предметы в ранг произведения искусства. Вы можете также увидеть здесь самое известное произведение Дюшана, впервые выставленное в Нью-Йорке в 1917 году, обыкновенный писсуар, который художник назвал громким именем «Фонтан».

Зал № 10 посвящен творчеству Василия Кандинского, который по праву считается основоположником абстрактного искусства. Серии его картин под названиями «Впечатления», «Импровизации» и «Композиции» представляют собой оторванные от конкретных образов формы и мазки цвета, символизирующие отказ от приверженности какой-либо теме в пользу собственно созидательного процесса.

Лирический настрой этих картин, так похожий на музыкальную импровизацию, показал всему миру, что существование художника – значимое явление и что именно художнику принадлежит ведущая роль в создании каждого произведения. Наиболее известной работой художника, хранящейся в музее современного искусства считается картина Незнакомый голос (1916 год).

Соня Делоне, еще один новатор абстрактного искусства, представлена в зале № 12 типичными для нее красочными полотнами.

В ее полной жизни картине «Рынок в Миньо» (1916 год) наложение красок выполнено таким образом, что некоторые отходят на второй план, а другие, наоборот, выступают ярче, что создает своеобразный мерцающий эффект.

Художница считала, что краски, наложенные по соседству друг с другом, взаимодействуют между собой и таким образом создают соответствующие блики, что полнее отражает реальную жизнь.

Сюрреализм и абстрактный экспрессионизм

Сюрреализм – ответвление дадаизма, для которого было характерно исследование самых потаенных уголков человеческого сознания, – представлен в дальних залах работами Магритта, Дали и Эрнста.

Так, на волнующем полотне немецкого художника Макса Эрнста «Тучный император» (1923 год, зал № 20) мы видим фигуру, изображающую то ли человека, то ли Пизанскую башню, а может, и просто волчок, и все это призвано символизировать ложное понимание мужской власти.

Американский абстрактный экспрессионизм представлен в зале № 34 работами Джексона Поллока и Марка Ротко. На полотне Поллока под названием «№ 26-А, черное и белое» (1948 год) оба цвета борются за главенствующее положение и как бы выплескиваются наружу. Огромная картина Ротко «№ 14 (Коричневое на темном)», напротив, притягивает к себе зрителя темными полосами.

В зале № 41 Вы увидите картины Матисса, отражающие его эксперименты с формой и цветом.

Его техника декупажа (то есть создания изображения из цветных кусочков бумаги, когда цвет не нужно наносить на полотно и заключать в определенные линии) достигает совершенства в таких работах, как «Печаль короля» (1952 год), где изображена танцующая перед королем женщина, а сам король играет на гитаре, оплакивая свою ушедшую молодость.

От поп-арта до наших дней

Экспозиция продолжается на пятом этаже демонстрацией художественного течения поп-арт (зал № 3). Здесь висит легко узнаваемая работа Энди Уорхола «Десять Лиз» (1963 год), на которой актриса Элизабет Тейлор изображена с улыбкой Моны-Лизы.

В зале № 4 представлено полотно Ива Клейна «Великая голубая антропофагия; почести Теннесси Уильямсу» (1960 год), одна из серии картин «гравюры тел», в которых художник превратил женские модели в живые кисти, покрытые краской для создания произведений искусства. Большинство гравюр выполнено в прекрасном глубоком и сверкающем синем цвете, изобретенном самим художником и названным «международный синий цвет Клейна».

Более поздние работы обычно составляют сменную часть экспозиции, однако Вы наверняка увидите здесь таких известных художников, как Клас Ольденбург, Кристиан Болтански и Даниэль Бюрен.

Кристиан Болтански известен своими огромными инсталляциями, часто имеющими завуалированные намеки на Холокост. Выставленная здесь работа «Резерв» (1990 -1999 годов) представляет собой комнату, увешанную затхлыми поношенными вещами.

Эта инсталляция производит довольно тягостное впечатление, так как ясно, что неизвестные владельцы этих вещей мертвы.

Работы Даниэля Бюрена обращают на себя внимание знаменитыми полосками, ширина  которых 8,7 сантиметров. В 1986 году этот художник прославился своими черно-белыми полосатыми колоннами, установленными во дворе Пале-Рояля.

Поначалу Бюрена сильно критиковали в прессе, но постепенно он из человека, который в мире искусства считался анфан терриблъ («несносным ребенком»), с годами превратился в одного из самых почитаемых при жизни художников Франции.

В 2002 году он был удостоен даже персональной выставки в Центре Жоржа Помпиду.

Среди других имен Вы, возможно, встретите имя мастера инсталляции Пьера Юига, который прославился тем, что использовал видео и клипы для исследования взаимодействия реальности и литературного вымысла, истории и человеческой памяти, а также Аннет Мессаже, в чьих монументальных инсталляциях, использующих вполне обыденные предметы для создания тревожного настроения, часто оспаривается традиционное восприятие женщин.

Мастерская Бранкузи

Рядом с северной частью Центра Помпиду, в нескольких шагах от площади перед Центром, находится небольшое отдельное одноэтажное здание, где располагается мастерская Бранкузи (время работы ежедневно, кроме вторника с 14.00 до 18.00; действителен билет в Национальный музей современного искусства).

Скульптор Константин Бранкузи после своей смерти в 1956 году завещал содержимое своей студии в 15-м округе государству, при условии, что она будет сохранена в исконном виде.

Скульптор был до такой степени одержим тем, как его работы заполняют пространство студии, что на место каждой проданной скульптуры устанавливал ее гипсовую копию, поэтому и ныне все четыре соединенных между собой комнаты мастерской строго отражают установленный автором порядок.

В комнатах 1 и 2 экспонируются изящные скульптуры, выполненные из хорошо отполированной латуни и мрамора, в том числе его фирменная абстрактная птица, стилизованные бюсты в форме колонн, а также некоторые предметы, расположенные так, как будто они собираются взлететь.

К сожалению, все эти комнаты расположены за стеклом, что создает ощущение отчуждения и стерильности. Комнаты 3 и 4, где располагались личные апартаменты Бранкузи, производят более благоприятное впечатление. Здесь на одной из стен висят личные инструменты скульптора, которые тоже выглядят как произведения искусства.

Больше фотографий Национального музея современного искусства в Париже тут: Фотогалерея

Источник: https://www.vparis.net/bobur-i-tsentralnyy-rynok/natsionalnyj-muzej-sovremennogo-iskusstva-v-parizhe.html

ФАВИЗМ

Постоянная экспозиция Фовизм

ФАВИЗМ (favismus, fabismus; латинский faba боб) — одна из форм наследственной гемолитической анемии, возникающая у лиц с недостаточностью фермента глюкозо-6-фосфат-дегидрогеназы в связи с употреблением в пищу или вдыханием цветочной пыльцы конских бобов — Vicia faba, или Vicia fava.

Первое сообщение о гемолитической желтухе, связанной с употреблением конских бобов, принадлежит португальскому врачу Франко (М. Franco, 1843). Название «фавизм» предложено итал. врачом Монтано (Montano).

Зона заболеваемости фавизма совпадает с зоной распространения бобовых культур, а также с очагами малярии в прошлом и в настоящее время. Фавизм распространен главным образом в странах Средиземноморья, Ираке, Иране.

В Советском Союзе семейные заболевания фавизмом встречаются в южных районах Азербайджанской ССР.

Этиология и патогенез

Фавизм возникает исключительно у лиц с генетически обусловленной недостаточностью в эритроцитах фермента глюкозо-6-фосфат — дегидрогеназы (Г6ФД), главным образом его средиземноморского варианта В-. Предрасположение к фавизму наследуется по сцепленному с полом типу.

Болеют в основном дети до 15 лет, преимущественно мальчики — гемизиготы, носители патологической хромосомы X. В местностях, где распространен фавизм, сравнительно часто встречаются больные девочки — гомозиготы. Опыты in vitro Боттини (E.

Bottini, 1973) показали, что экстрагируемые из бобовых зерен вещества вызывают в эритроцитах уменьшение концентрации восстановленного глутатиона (GSH) и содержащихся в мембране сульфгидрильных групп (SH).

В условиях дефицита Г6ФД, катализирующей реакцию восстановления GSH, повышается проницаемость мембран эритроцитов для ионов К, Na и O2, что в конечном итоге приводит к лизису эритроцитов.

Считают, что лизис Г6ФД-дефицитных эритроцитов вызывает содержащийся в бобах неуглеводный компонент бета-гликозида девицин, близкий по своей структуре к L-ДОФА; по некоторым данным, гемолиз вызывает непосредственно изоумарил (содержащееся в конских бобах производное пиримидина), обладающий синергичным с L-ДОФА действием.

Известны случаи фавизма у грудных детей, вскармливаемых молоком матери, употребляющей в пищу конские бобы, а также молоком козы, питающейся бобами. Вероятно, для проявления фавизма недостаточно одного дефицита Г6ФД. Требуется сочетание двух ферментных дефектов — дефицита Г6ФД и нарушения обезвреживания токсина бобов. Вследствие этого не у всех лиц с дефицитом активности Г6ФД может возникнуть клиническая картина фавизма.

Патологическая анатомия

При фавизме обнаруживают желтушность и дистрофические изменения внутренних органов. Печень желто-бурая, увеличена. Селезенка красно-бурая, увеличена, полнокровна. Почки увеличены, набухшие.

Микроскопически капилляры печени и синусы селезенки заполнены детритом, образовавшимся за счет распада эритроцитов.

В печеночных клетках, эндотелии синусов, макрофагах селезенки и костного мозга откладываются в большом количестве зерна кровяного пигмента типа гематина и гемосидерина.

В почечных клубочках — экссудат с мелкозернистым распадом; в эпителии извитых канальцев — мутное набухание и некроз; в просветах прямых канальцев — гемоглобиновые и зернистые цилиндры, дающие положительную реакцию на железо.

В костном мозге, по данным прижизненной трепанобиопсии подвздошной кости, в период острого гемолитического криза обнаруживается гиперплазия элементов гемопоэза, уменьшение количества жира.

Гистологически на фоне общей гиперплазии эритроидных элементов обнаруживаются своеобразные очаги эритроидной гипоплазии — анэритробластоза в виде так наз.

полей опустошения; последние исчезают в фазе регенерации, характеризующейся нормобластической реакцией и эозинофилией.

Клиника

Заболевают фавизмом чаще в весенние месяцы, в период цветения бобовых (так называемая Багдадская весенняя лихорадка). Выраженность клин, проявлений различна— от слабовыраженных симптомов гемолиза до картины тяжелейшего гемолитического криза (см.

), которому часто предшествуют продромальные явления в виде общего недомогания, повышения температуры, желудочно-кишечных расстройств.

Обычно начальные признаки заболевания возникают в первые часы после приема конских бобов (редко на 2-й или 3-й день), а при вдыхании цветочной пыльцы симптомы болезни могут появиться через несколько минут. Различают тяжелые, средней тяжести и легкие формы фавизма.

Тяжелая форма протекает с картиной острого внутрисосудистого гемолиза, желтухой (за счет неконъюгированной билирубинемии), гемоглобинемией (см.) и гемоглобинурией (см.). Исследование крови выявляет анемию с высоким ретикулоцитозом, нормобластозом, появлением телец Гейнца (см.

Гемограмма), нейтрофильным лейкоцитозом со сдвигом влево до миелоцитов, иногда с эозинофилией при нормальном числе тромбоцитов. В костномозговом пунктате — выраженная эритробластическая реакция, эозинофилия.

При цитохимическом исследовании эритроцитов отмечается полное отсутствие специфических для Г6ФД гранул, обнаруживаемых в нормальных эритроцитах. Форма средней тяжести дает картину гемолитической желтухи (см.) с умеренной анемией и гемоглобинемией, но без гемоглобинурии. При легкой форме фавизма клиническая картина характеризуется признаками пищевой интоксикации (тошнота, рвота, понос), возможна кратковременная желтушность склер и слизистых оболочек; в крови — повышенный ретикулоцитоз, но анемия не выявляется.

Диагноз устанавливают на основе данных анамнеза, типичной клин, картины и определения недостаточности Г6ФД эритроцитов.

Лечение

Патогенетическое лечение не разработано. Применение ксилитов, рибофлавина, никотиновой кислоты, этилендиаминтетрауксусной кислоты с целью повышения в эритроцитах уровня GSH оказалось неэффективным.

При появлении первых симптомов интоксикации показано промывание желудка и кишечника. Лечение гемолитического криза (см.

) сводится к комплексу мероприятий, проводимых при остром внутрисосудистом гемолизе, в первую очередь — гемотрансфузий (от доноров с нормальным содержанием эритроцитарной Г6ФД). При острой почечной недостаточности (см.) показан гемодиализ (см.).

Прогноз и Профилактика

Прогноз определяется тяжестью течения и возрастом заболевшего. Летальность в детском возрасте достигает 8 — 12%, у взрослых она ниже. Смертельный исход наступает от острой почечной недостаточности, сопровождающейся анурией (см.) и уремией (см.), или вследствие тромбоза сосудов головного мозга распадающимися эритроцитами с развитием комы (см.).

Профилактика состоит в предостережении детей от употребления в пищу конских бобов и вдыхания их цветочной пыльцы, санитарно-просветительной работе среди населения и изъятии культур бобовых в эндемических по фавизму местностях. Проведение подобных мероприятий позволило добиться практически полной ликвидации фавизма в Азербайджанской ССР.

См. также Энзимопеническая анемия.

Библиогр.: Джавадов Р. Б. Фавизм, Баку, 1975; Идельсон Л. И., Дидковский Н. А. и Ермильченко Г. В. Гемолитические анемии, М., 1975; В о t t i n i E. Favism, current problems arid investigations, J. med. Genet., v. 10, p. 154, 1973.

Г. А. Алексеев.

Источник: https://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%A4%D0%90%D0%92%D0%98%D0%97%D0%9C

Авангард и течения авангардного искусства – Футуризм, кубизм, фовизм, конструктивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм

Постоянная экспозиция Фовизм

В начале XX в. на смену господствовавшему в искусстве на протяжении почти всего XIX в. реализму приходят художественные течения, стремящиеся к коренному обновлению творческой практики. Направления искусства XX в., противопоставившие себя реализму, получили общее название -авангардизм.

Бывший велогонщик М. Вламинк умел придать даже статичному пейзажу динамизм и экспрессию.

Футуризм, кубизм, фовизм, конструктивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм – все это течения авангардного искусства.

Некоторые из них получили широкое международное распространение, другие ограничились в основном рамками отдельных национальных школ. Наиболее масштабно авангардизм представлен в изобразительном искусстве.

Однако и в кино, и в театре, и в литературе, и в музыке, и в танце авангард проявил себя весьма интересно.

Новое искусство, иногда непонятное, иногда вызывающее, стало не столько способом мыления и выражением мироощущения человека XX в.

А. Модильяни – признанный мастер авангардного портрета. “Портрет Жанны Эбютерн” (1919) пронизан своеобразным, тонким лиризмом.

Фовизм: “Ведро краски, выплеснутое в лицо общественности”

 На осенней парижской художественной выставке 1905 году критик Л. Воксель обнаружил полотна, показавшиеся ему дикими (по-французски – fauves). Так возник термин “фовизм”. К поколению “диких” принадлежали Матисс, Дерен, Вламинск, Марке, Руо, Модильяни. Полотна на этих художников отличались предельно яркой палитрой, неожиданными и казавшимся прежде цветовыми сочетаниями.

“Танец” (1909-1910) А. Матисса демонстрирует характерные особенности стиля художника: отказ от центральной перспективы и увлечение большими цветовыми плоскостями.

Цвет у фовистов приобрел самодовлеющее значение, став выражением эмоционального настроя автора. Художников интересовали не столько предметы сами по себе, сколько форма цветового пятна, получавшего дополнительное звучание благодаря  тому, что рядом с ним оказывалось другое контрастное пятно. Лидером и главным идеологом направления явился А. Матисс. В 1908 г.

он опубликовал статью под названием “заметки живописца. Чистый цвет”. В ней художник провозгласил отказ от символического содержания во имя раскрепощения цвета. Направление, сформировавшееся во Франции, не получило широкого международного распространения.

Вместе с тем художественные идеи фовистов оказали значительное влияние на становление экспрессионизма и других авангардных течений.

Кубизм: “Мир каким мы его мыслим”

В 1907 г. П. Пикассо написал картину “Авиньонские девицы”. Угловатые фигуры, изображенные на полотне, казались вырубленными из дерева. Пластический эксперимент Пикассо привлек Ж. Брака.

Вскоре художники обединились, организовав творческую группу. Название объединению, как и в случае с фовистов, дал доброжелательный критик, возможно, им был А. Матисс. Не допустив пейзажи Брака к участию в Осеннем салоне 1908 г.

, один из членов жюри сказал, что они будто составлены из кубиков.

“Авиньонские девицы” (1906-1907) П. Пикассо стали своеобразным манифестом кубизма.

Художник разлагал на холсте объект на составляющие, анализировал его устройство и “перестраивал” в соответствии с законами картиной плоскости. Увлечение пространственными построениями привело к тому, что на раннем этапе с полотен кубистов практически исчез цвет.

Однако в работах художников зрелого периода (с 1911 г.) богатая цветовая палитра играет определяющую роль. Пикассо и Брак стали экспериментировать с использованием инородных материалов: цветной бумаги, газет, этикеток, кусочков дерева. Подобные произведения получили название “коллаж”.

В 1911 г. к Пикассо и Браку присоединились участники группы “Де Пюто” Х. Грин, Ф. Леже, Р. Делоне, Ф. Купка. Представители группы, художники Глез и Метценже, написавшие книгу “Кубизм”, немало содействовали распространению идей направления.

Кубизм представлен в изобретательном искусстве Англии, Чехии, России, США, Италии.

Футуризм: “Живой завод человеческого духа”

Начало футуризму положил итальянец Ф. Т. Маринетти, опубликовавший 20 февраля 1909 г. в парижской газете Le Figaro манифест направления. Год спустя к Маринетти присоединились художники У. Боччонии, К. Карра, Л. Руссоло, Д. Балла, Д. Северини.

Футуризм – искусство, обращенное в будущее, радостно привестствующее все новое. Целью футуристов стало отражение динамического мироощущения. Художники активно использовали в своей творческой практике формальные поиски неоимпрессионистов и кубистов.

От первых они унаследовали любовь к основным цветам, от вторых – множественность точек зрения на объект.

Для футуриста У. Боччони главное в скульптуре – передать ощущение движения.

Чтобы передать “временной процесс”, футуристы жертвовали фигуративностью. Их произведения часто строятся на игре абстрактных геометрических форм и плоскостей.

Идеи искусства будущего довольно быстро распространились по Европе, выйдя за рамки чисто живописного направления. Однако объединение, носившее название “футуризм” помимо Италии существовало лишь в России.

Самым ярким представителем русского футуризма стал поэт и художник В.В. Маяковский.

Дадизм: “Слова, которое ничего не значит”

Пролистывая словарь Ларусса, художники-бунтари Т. Тцара и Х. Балл обнаружили слово “дада”, которым “в Италии обозначают кубик и кормилицу, в России и Румынии – двойное утверждение, а негры племени кру называют так священную корову”.

Это странное слово -многозначное и одновременно не значащее ничего – показалось художникам вполне подходящим для того, чтобы определить свою позицию в искусстве. Дадисты захотели уничтожить саму категорию художественного, стерев различия между “высоким” и “низким”.

Именно они предложили термин “антиискусство”.

Этот обьект, сконструированный М. Дюшаном, прекрасно передает дух антиэстетизма, характеризующий творческие искания дадистов.

История дадизма началась 5 февраля 1916 г. открытием в Цюрихе артистического кабаре “Вольтер”, где стали устраивать выставки и вечера румынский поэт Тцара, его соотечественник архитектор М. Янко, немецкие писатели Х. Балль и Р. Гюльзенбек, французский художник Х. Арп.

Театрализованные представления дадистов соединяли танец, декламацию, шумуную диссонансную музыку. Фоном для причудливых костюмов и фантастических масок служили картины Х. Рихтера, написанные в темноте, так что художник не различал красок, и скульптуры М.

Янко, сконструированные из случайных предметов. В конце 1910 -х г.г. приверженцы дадизма появились в Нью-Йорке. После Второй мировой войны в Берлине возник “Клуб дада”. Группы дадистов возникли  в это время также в Париже, Кельне, Ганновере.

Дадизм дал жизнь искусству сюрреализма.

Абстракционизм и конструктивизм : искусство “снятых качестве”

Появившиеся в 1910 г. абстрактные композиции В. Кандинского стали отправной точкой абстракционизма. Художники XX в., утрачивая интерес к иллюстрированию различных философских концепции, стали оперировать чистыми категориями, создавать беспредметные пластические, цветовые, ритмические композиции.

Абстрактная живопись дает безграничный простор для интерпретаций. В. Кандинский. “В синем” (1925).

Однако видимая бессодержательность абстрактного искусства делает допустимым любое его истолкование. Интерпретаторами часто выступали сами творцы, сопровождая свои полотна и скульптуры огромным количеством текстов.

Одним из течений абстрактной живописи, скульптуры и архитектуры стал конструктивизм, направленный на создание эстетики, соответствующей технократическому миру и использующий его  (первую очередь геометрические) формы. Наиболее ярко абстракционизм проявил себя в России в творчестве таких художников, как К. Малевич, В. Татлин, Н. Габо, Н. Певзнер, А.

Родченко. В Европе центром абстрактного искусства стала художественная школа Баухауз, где преподавали В. Кандинский, Э. Лисицкий, П. Клее.

Авангард и течения авангардного искусства – Футуризм, кубизм, фовизм, конструктивизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм обновлено: Май 9, 2017 автором: interesno-vse.ru

Источник: https://interesno-vse.ru/?p=15593

Фовизм в живописи: особенности нового течения

Постоянная экспозиция Фовизм

Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения — фовизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное».

Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.

Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне.

Кроме картин в салоне находилась статуя, выполненная в стиле эпохи итальянского Возрождения. Увидев ее в окружении необычных работ, критик сказал, что фигура похожа на Донателло среди диких зверей. Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами.

Фовизм в живописи

Творения новаторов произвели фурор среди посетителей Салона, ведь они кардинально отличались от уже существующих стилей. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным.

Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа.

Их холсты — это, скорее, способ утвердить свое субъективное видение мира, используя для этого максимально простые очертания и формы.

Нарочитая острота композиционных решений, отрицание линейной перспективы, примитивизация изображаемого — все это объединило таких художников, как Анри Матисс, Морис Марино, Андре Дерен, Жорж Брак, Жорж Руо, Отон Фриз, Альбер Марке и другие.

Представители фовизма в живописи, хотя и придерживались схожих принципов в работе, отличались мировоззрением. Андре Дерен был более рационален; Анри Матисс — мечтателен; Жорж Руо выражал образы с особым трагизмом и гротескностью.

Столь контрастные отличия стали причиной того, что фовисты были объединены между собой короткое время (союз распался в 1908 году).

Затем пути их разошлись, и каждый из художников нашел себя в более близких по духу и восприятию стилях, изменив при этом приемы работы и творческие принципы.

Особенности нового течения

Деятельность фовистов, несмотря на короткий период существования объединенной группы его представителей, оказала существенное влияние на развитие европейской живописи.

Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым.

Фовизм в живописи стал своеобразным горнилом, смешавшим приемы японской цветной гравюры, методы постимпрессионистов и даже средневековых художников. Целью фовистов было максимальное использование цвета, который являлся лакмусовой бумагой настроения творца.

Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.

Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. Матисс — один из наиболее ярких представителей этого течения, был не только его основателем, но и человеком, сделавший весомый вклад в развитие направления.

В частности, он первым прибег к, казалось бы, шокирующим методам: например, Матисс считал уместным изобразить женщину с зеленым носом, если это придавало картине экстравагантности и пикантности.

Он утверждал, что изображает не женщину, а картину, поэтому цветовая гамма может быть такой, какой хочет ее видеть художник.

Вдохновляясь работами выдающихся импрессионистов (в частности, Ван Гога и Гогена), Матисс создавал яркие, сочные работы в насыщенных тонах.

Оригинальная техника художника особенно четко видна в картинах «Вид Коллиура», «Дама в шляпе».

В них он стремился подчеркнуть основополагающие принципы нового течения, а именно выразить чувства, вызываемые увиденным, но не привязанные к цветовой гамме окружающего, а воплощенные на полотне теми оттенками, которые близки по духу творцу.

Таким представлялся Матиссу фовизм в живописи. Картины известного авангардиста не раз подвергались критике, одна из них – «Голубая обнаженная» – даже была сожжена на Международной выставке современного искусства 1913 года, проходившей в Чикаго.

Влияние фовизма на европейскую живопись

Фовизм в живописи европейских художников сыграл огромную роль в дальнейшем развитии изобразительного искусства, дав толчок к выражению на холсте в оригинальной манере чувств художника, их видения окружающего мира. Человечество в очередной раз расширило горизонты мировоззрения благодаря новаторству фовистов.

Источник: https://FB.ru/article/195367/fovizm-v-jivopisi-osobennosti-novogo-techeniya

Новые постоянные экспозиции: «Кабинет книги художника» и «Французские пастели XIX – XX веков»

Постоянная экспозиция Фовизм

29 декабря, в канун Нового года в Главном штабе открылись новые постоянные экспозиции: «Кабинет книги художника» и «Французские пастели XIX – XX веков», образующие новый раздел постоянной экспозиции, посвященный графике XIX–XX веков.

Они разместились в залах четвертого этажа, заняв место в экспозиции Эрмитажа рядом с «Галереей памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых».

«Кабинет книги художника»

В экспозиции представлены книги из богатейшей коллекции академика Российской академии образования Марка Ивановича Башмакова и из фондов Эрмитажа. Вместе с открывающимся в тот же день залом пастелей «Кабинет» образует новый раздел постоянной экспозиции, посвященный графике XIX–XX веков.

«Книга художника» или livre d'artiste (здесь эти выражения используются как синонимы) – своеобразное и важное, хотя до сих пор сравнительно не очень известное, явление в искусстве прошлого столетия. Это особый тип издания, имеющий мало общего с массовой, тиражной иллюстрированной книгой.

Как правило, это книга, иллюстрированная оригинальными эстампами (литографии, ксилографии, гравюры на металле), отпечатанная на высококачественной, изготовленной вручную бумаге очень ограниченным тиражом. Livre d'artiste – раритетное библиофильское издание. Но главное заключается в том, что это работа художника – живописца, скульптора, графика.

Это произведение, принадлежащее миру «большого» искусства, и потому занимающее полноправное место в музейной экспозиции.

«Книга художника» сложилась во Франции на рубеже XIX и XX веков. Датой ее рождения – скорее символической, чем реальной – традиционно считается 1900 год, когда Амбруаз Воллар выпустил сборник стихотворений Поля Верлена «Параллельно» с литографиями Пьера Боннара.

В livre d'artiste нашли своеобразное преломление основные течения европейского искусства 1900–1970–х годов: модерн и ар деко, фовизм и кубизм, сюрреализм и абстракция, ар брют и неоклассика.

Даже представители постмодернизма, переосмыслившие livre d'artiste и демонстративно вышедшие за ее рамки, подчас возвращаются к этой сфере творчества.

В «книге художника» плодотворно работали многие выдающиеся мастера XX века, французские и не только: Дерен и Вламинк, Пикассо и Матисс, Руо и Шагал, Эрнст, Дали, Леже, Матта… список имен рискует оказаться слишком длинным и все равно не будет исчерпывающим.

Книги упомянутых – и многих других – мастеров займут место в экспозиции Эрмитажа рядом с «Галереей памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых».

Livre d'artiste – не обычная книга, но так же как дешевый pocket-book страдает от долгого пребывания на свету. Состав «Кабинета» будет обновляться три–четыре раза в год. Таким образом, графические шедевры получат необходимый отдых, а посетитель музея – возможность каждые несколько месяцев знакомиться с новыми произведениями.

Принципы показа – самые разнообразные: от «панорамных» экспозиций, представляющих историю livre d'artiste в том или ином тематическом ракурсе, до выставок, фокусирующих внимание на отдельных именах и явлениях.

Периодически будут проводиться и «выставки одной книги», которые позволят показать отдельные шедевры с исчерпывающей полнотой и дадут зрителю возможность мысленно перелистать издание от корки до корки.

Первая экспозиция служит своего рода прологом к дальнейшей работе «Кабинета». Она включит несколько десятков произведений самых разных художников, от Боннара до мастеров послевоенной абстракции и позднего сюрреализма.

Зритель найдет здесь немало шедевров, демонстрировавшихся на двух недавних выставках: «Метаморфозы» Пикассо и «Пасифаю» Матисса, «Цирк» Леже и «Пантагрюэля» Дерена, «Страсти» Руо и «Испытание выдержав» Миро.

Одновременно будет показан и целый ряд изданий, никогда не экспонировавшихся в Эрмитаже: «Семейные сценки» Боннара, «Завоеватели» Андре Массона, работы выдающегося мастера ар деко Франсуа-Луи Шмида, «Убю-король» Роберто Матта.

К открытию «Кабинета» М. И. Башмаковым выпущено издание «Художник и книга. Книги из собраний Марка Башмакова и Государственного Эрмитажа», содержащее вступительную статью и большой иллюстративный материал.

Экспозиция подготовлена Марком Ивановичем Башмаковым и Михаилом Витальевичем Баланом, научным сотрудником Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

«Французские пастели XIX – XX веков»

В экспозиции представлено около 15 работ таких выдающихся мастеров как Дега, Пикассо, Мане, Тулуз-Лотрека и других.

Постоянная экспозиция пастели в Эрмитаже открывается впервые из-за особенностей ее экспонирования. Пастель как разновидность художественной техники и, одновременно, как особый вид искусства занимает промежуточное место между рисунком и живописью.

Появившаяся в художественной практике в XVI веке в Италии, она пережила несколько ярких этапов развития, неоднократно меняя и технические средства, и формы произведений, то возвращаясь к исходному графическому началу, то обретая сходные с живописью черты. В середине XIX века во Франции пастель вновь оказалась в фокусе активного художественного поиска.

Это коснулось и творчества мастеров группы импрессионистов, особенно чутких к колористическим возможностям звучных красок пастели. В ней работали и Эдуард Манэ, и Огюст Ренуар, остававшиеся вполне верными традиции этой технике рисования, но особо впечатляющее наследие оставил Эдуард Дега.

Наибольшее число произведений в технике пастели было им создано в поздние годы, когда она постепенно вытесняла живопись из его творчества. Сам мастер утверждал, что именно в пастели он стал «колористом посредством линии». В выборе сюжетов Дега был далек от сложившихся традиций, преимущественно ограничивавших применение этой технике жанрами портрета и натюрморта.

Здесь его привлекали две темы. Первый – мир балетных танцовщиц, где взгляд художника зачастую останавливался на позах и жестах, далеких от сценической элегантности, на банальных лицах людей, облаченных в пышные сценические костюмы и занятых тяжелым трудом.

Второй – сцены интимного женского туалета, «как будто подсмотренного через замочную скважину», создающие образы новой красоты, далекой от какой-либо идеализации. В работе с пастелью Дега более других современников был склонен к экспериментам, сочетая пастель с рисунком углем, гуашью, темперой, изобретая новые способы обработки краски на поверхности и ее закрепления.

Работы Дега в пастели придали импульс не только увлечению этой техникой молодыми художниками, но и открыли приемы работы с графическими материалами, которые не имели аналогов в искусстве прошлого.

Так возникает особая манера сочетания различных графических средств в больших работах Тулуз-Лотрека, ставящих их в один рад с его живописными шедеврами.

Так появляется гротескный и трагический мир больших акварелей Жоржа Руо, гуманистический пафос которых столь же обращен и к социальным традициям искусства Домье и, стилистически, апеллирует к витражам средневековых соборов.

Определенная родственность искусству Дега обнаруживается в «Абсенте» раннего Пикассо, интенсивно впитывавшего достижения новейшего искусства Франции, чтобы уже спустя несколько лет, создавая кубистические натюрморты, вводить в свои композиции фрагменты обоев, куски бумаги, используя текстуры различных подручных материалов, раскрывая новые горизонты искусства ХХ века.

Экспозиция подготовлена Михаилом Олеговичем Дединкиным, заместителем заведующего Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

museum.ru

Источник: http://nsb-bibliophile.ru/knizhny-mir.html/news_post/novyye-postoyannyye-ekspozitsii-kabinet-knigi-khudozhnika-i-frantsuzskiye-pasteli-xix-xx-vekov

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики