Vigoda

Постоянная экспозиция Большого дворца в Царицыно Искусство Большого стиля

Содержание

Большой дворец в Царицыно

Постоянная экспозиция Большого дворца в Царицыно Искусство Большого стиля

Величественное здание Большого дворца занимает главное место в центральной части усадьбы Царицыно. Судьба строения очень сложна – дворец, возведение которого началось более двухсот лет тому назад, лишь в 2007 году был достроен. Большой дворец – это драма и загадка парка Царицыно.

Уникальное строение, возведенное в 1775 году выдающимся архитектором Баженовым, было разрушено по приказу Екатерины II. Произошла трагедия не только для судьбы великого зодчего и всей его жизни, но и для всей истории комплекса и русской архитектуры.

Новое здание вновь отстроил архитектор Михаил Казаков, но и ему не удалось завершить работы. Лишь в 2007 году после двухлетней реконструкции царицынская усадьба предстала перед москвичами и гостями столицы в своем нарядном великолепном виде. Это одна из главных парковых достопримечательностей Москвы, посетить которую, особенно в летнее время, рекомендуем всем гостям столицы.

Большой дворец – краткое описание

Большой дворец интересен тем, что в его архитектуре сочетаются два стиля – псевдоготика и классицизм. Здание состоит из двух крыльев, предназначенных для императрицы и ее сына Павла. Снаружи особенно впечатляюще выглядит центральная часть дворца, но можно заметить, что в плане это лишь переход из одного крыла в другое.

Неповторимость зданию придают изящные башенки, выполненные в стиле псевдоготики. Обратите внимание на прямоугольные окна, обрамленные стрельчатыми арками, также относящиеся к этому архитектурному стилю.

Красный цвет стен с белоснежной отделкой и сказочные башенки делают царицынский ансамбль чем-то похожим на Кремлевский дворец.

За счет протяженных фасадов (длина постройки – 68 саженей, или 146 метров) здание выглядит фундаментальным, а наличие башен и многочисленных арок придают ему мощный и даже тяжеловесный вид.

Чтобы осмотреть это грандиозное сооружение, необходимо войти в арку между Большим дворцом и Хлебным домом. Вы увидите стеклянный павильон, войдя в который, можно спуститься вниз по эскалатору и попасть в вестибюль Большого дворца. Здесь расположены кассы, киоски сувениров и буфет. Представлена выставка портретов деятелей, причастных к судьбе Царицыно и Большого дворца.

Режим работы Большого дворца и Хлебного дома в усадьбе Царицыно – лето 2019

  • Вторник – пятница с 10:00 до 18:00
  • Суббота – с 10:00 до 20:00
  • Воскресенье и праздничные дни – с 10:00 до 19:00
  • Понедельник – выходной день
  • Кассы закрываются на полчаса раньше

Стоимость билетов в Большой Дворец и Хлебный дом усадьбы Царицыно – лето 2019

  • Полный билет – 350 рублей
  • Дети от 7 до 17 лет включительно – 100 рублей
  • Студенты РФ и СНГ – 100 рублей
  • Пенсионеры РФ и СНГ – 100 рублей
  • Дети до 6 лет – бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 12 июня, 17 июля, 14 августа, 11 сентября, 16 октября, 13 ноября, 11 декабря
  • Любительская фотосъемка – бесплатно без вспышки и штатива. Фотографирование на временных выставках может быть ограничено

Первый этаж

Залы первого этажа посвящены истории усадьбы. Вы узнаете, как она строилась и каким был Большой дворец еще в начале XXI века (в зале находится макет дворца до реконструкции).

Интересна выставка бронзовых бюстов российских великий князей, царей и императоров. Фигуры отлиты в Санкт-Петербурге в XIX веке на заводе Феликса Шопена.

Также на первом этаже открыта постоянная выставка «Быль и новь Царицыно». Представлены фрагменты кирпичной кладки стен здания, в том числе часть первого баженовского фундамента и фрагмент фундамента Дворца по проекту Казакова.

Пройдя мимо парадного входа и красивой лестницы, мы войдем в самый роскошный зал Дворца – Екатерининский. Здесь установлена скульптура русской императрицы высотой 2 метра 64 см.

Расписной паркет и зеркала в золоченном обрамлении, отделка из бронзы и оникса, мрамор и позолота, хрустальные люстры и бра – все это не может не восхищать. Здесь можно любоваться и небольшими деталями (например, дверными ручками в виде голов львов) и интересным оформлением потолка и рисунками паркета.

В следующих залах развернута постоянная экспозиция «Екатерина II. Золотой век Российской империи», рассказывающая о жизни и семье императрицы.

Второй этаж

На втором этаже расположен великолепный Таврический зал, украшенный произведениями живописи и скульптуры. С одной стороны зала установлены бюсты выдающихся людей эпохи Екатерины II, а по другой – скульптурные портреты членов императорской семьи. Здесь Вы можете сфотографироваться в костюмах XVIII века.

В следующих залах представлены живописные полотна с изображением императоров российской империи, от Павла I до Николая II, а также шпалерное искусство (экспозиция включает, как гобелены XVIII века, так и современные работы).

Третий этаж

Здесь находятся два зала – Баженовский и Казаковский, используемые для проведения концертов и конференций. Также для желающих пообедать работает кафе.

-1 этаж

На самом нижнем этаже здания можно осмотреть две постоянные выставки:

  • «Археологические древности», где представлены ценные предметы, найденные во время археологических раскопок на территории Царицыно
  • «Серебряная кладовая», эта экспозиция представляет изделия из серебра, выполненные мастерами прошедших веков.

Из истории

История Царицыно началась с огромного желания императрицы построить имение в понравившемся ей месте – в так называемой пустоши Черная грязь.

В июне 1775 года Екатерина II, приехав в Москву, остановилась в Коломенском. Неподалеку от ее усадьбы, в пустоши Черная грязь, располагалось имение князя Дмитрия Кантемира. Посетив его, императрица была так восхищена красотой местных лесов и прудов, что решила приобрести эту землю.

Сущим раем называла Екатерина свое имение. Она переименовала пустошь, дав ей имя «Царицыно», а для ее застройки пригласила талантливого зодчего Василия Ивановича Баженова.

Почти через 10 лет царицынский комплекс был, в основном, построен. Но Екатерина раскритиковала многие строения и приказала разрушить почти всю центральную часть усадьбы.

Своды Большого дворца ей показались «слишком тяжелыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими». Было уничтожен уникальный комплекс, все то, что автор в течение 10 лет возводил с пылом и вдохновением.

Баженов был отстранен от работ и самое обидное, продолжить строительство поручалось его ученику Матвею Казакову.

Нет четкого ответа на вопрос, почему это произошло. Возможно, из-за масонских убеждений Баженого или его непокорного нрава или из-за неоднократных просьб увеличить смету строительства.

Так или иначе, но Матвей Казаков заново начал строительство, но ему также завершить работу было не суждено. Финансирования не хватало, интерес царицы быстро угас, а после ее смерти работы и вовсе остановились, хотя здание было подведено под крышу и осталось выполнить лишь внутренние работы.

Новое здание не одобряли многие представители высшего света, считая его мрачным, несмотря на наличие множества украшений. После строительства черной крыши в 1796 году новый дворец стали называть «мавзолеем над гением Баженова».

В течение последующих двух веков предпринимались попытки восстановить утраченный комплекс, но лишь в 2005 году, когда строение перешло в собственность города Москвы, начались восстановительные работы.

В 2007 году масштабная реконструкция была завершена и в здании разместился музейный комплекс, посвященный царствованию Екатерины II.

Кроме того, Большой дворец является местом проведения концертов и музыкальных фестивалей. Здесь работает Детский образовательный центр, в котором предлагаются программы для школьников и детей от четырех лет.

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_21226.htm

Большой дворец в усадьбе Царицыно

Постоянная экспозиция Большого дворца в Царицыно Искусство Большого стиля

Небольшой интерактивный зал, размещенный по соседству с экспозицией, не переполнен.

В другое время возможна и большая посещаемость, но без подобных технических средств учреждения культуры уже не котируются.

Серебряная кладовая

Большой дворец Царицыно предлагает своим посетителям тематическую выставку художественных изделий из серебра рубежа XIX — XX веков. Произведения выполнены мастерами российских фабрик и артелей прославленных ювелиров Фаберже, Овчинникова, Хлебникова и других. Находится экспозиция по соседству с археологической, в схожих интерьерах.

Разного сечения и высоты витрины содержат одиночные предметы или их группы – наборы, сервизы, гарнитуры. Есть изделия, к которым причастны известные мастера кисти и резца. Такова ваза в форме лебедя, выполненная по мотивам Врубеля, эмалевая вставка с изображением Царевны Лебедь по эскизу самого художника.

Многие посетители обращают внимание на большую хрустальную чашу с подставкой в виде серебряной ротонды. Весьма привлекательное сочетание материалов, использованы достижения смежного вида искусства.

Сосуд для главного российского деликатеса – икорница Рак выполнена из серебра и хрусталя на фирме Лорие перед революционными событиями. Восхищает проработка членистоногого, передающая в точности его строение.

Икорные ложки для раскладки икры по порциям выполнены на фабрике Фаберже. Не обошлось и без водочных стопок оригинального вида.

Изящен и одновременно скромен письменный набор Пимен, названный именем героя пушкинской трагедии Борис Годунов. Декоративный поделочный камень неброской расцветки хорошо сочетается с серебряными деталями. В пояснении указано, что выполнен набор московской артелью № 14, что большинству посетителей, как и нам ни о чем не говорит.

Таврический зал

Коридор, ведущий во второй парадный зал – Таврический, оформлен также с дворцовым шиком. Попроще только половое покрытие, а вот дверной проем отличается особым изяществом. Минимумом позолоты выступающих деталей достигается впечатление красоты и умеренности.

Умело выбранные места для зеркал обеспечивают отражение настенных светильников и потолочной люстры. Отлично смотрятся небольшие вставки живописных миниатюр над проходами, как и расположенные выше выпуклые картины. Дополнительно коридор украшен скульптурными и живописными произведениями.

Колонны в Таврическом зале, хотя и имеют базу, но по капителям скорее могут быть отнесены к дорическим. Позолоты на них меньше, чем в Екатерининском, да и высота столбов меньше из-за более низкого потолка. Поменьше даже торшеры, хотя количество рожков значительно.

Манекен с мундиром екатерининской эпохи, выставленный возле одной из дверей, обозначает помещение для переодевания. Большой дворец Царицыно предлагает здесь необычную услугу – прокат костюмов екатерининской эпохи для фотографирования.

В целом интерьер Таврического зала почти неуловимо, но скромнее Екатерининского. Кроме уже перечисленных отличий, можно выделить несколько не менее существенных, касающихся стиля оформления и его исполнения. Однако это не мешает успешному проведению фотосессий переодевшимися посетителями.

Потолок здесь хотя и расписной, но плоский, без сводов и рельефных деталей. Более скромным, на наш взгляд. Выглядит узор полового покрытия. Украшен Таврический зал портретами российских императоров, центральная картина изображает, конечно, Екатерину Великую в сопровождении завоевателя Крыма (Тавриды, как именовали тогда полуостров) святейшего князя Потемкина.

Временные выставки

Большой дворец Царицыно располагает приличным избытком выставочных площадей, что располагает к организации дополнительных экспозиций. Они здесь регулярно и происходят, привлекая порой не меньше зрителей, чем постоянные экспозиции музея-заповедника.

Отведенные под тематические выставки, авторские вернисажи и другие форматы помещения отделаны без какой-либо тематической привязки. Своеобразие интерьерам придают непосредственные организаторы мероприятий за счет временных выразительных средств.

Не пытаясь угадать тематику проводившихся выставок временного характера, которые не входили в нашу программу, признаем некоторые успехи оформления. Стандартный интерьер удается оживить как расстановкой и развеской экспонатов, так и световыми эффектами.

При всей критичности отзывов ценителей исторической достоверности, отрицающих полностью художественные и иные достоинства восстановленного сооружения, с ними соглашаться не хочется. Ну не ступала сюда нога монарха, но все же Большой дворец Царицыно связан с екатерининской эпохой и ее личностью, и противоречивой историей строения.

Страницы 3 из 3

архитектурадворецисторияМоскваРоссияусадьбашкольные экскурсии

Источник: https://countryscanner.ru/bolshoy-dvorec-caricyno/3/

Дворцово-парковый ансамбль Царицыно в Москве ➔ Фотографии, история усадьбы ✮ Россия 2019

Постоянная экспозиция Большого дворца в Царицыно Искусство Большого стиля

  • Царицыно ‒ природный и архитектурный комплекс в неоготическом стиле в южной части Москвы.
  • Комплекс основан по приказу Екатерины Великой в 1776 году, но императрица так и не жила там, хотя это достойная резиденция монарха.
  • Комплекс включает в себя дворец, парковый ансамбль, а также огромные выставочные залы.
  • Музейный комплекс состоит из экспозиций XVIII века, археологической выставки и музея прикладного и декоративного искусства.
  • Живописный и романтичный ландшафтный парк со скульптурами и павильонами ‒ идеальное место для прогулок.
  • Самый большой в Москве светодинамический фонтан.

Царицыно — заповедное место на юге Москвы, уникальный исторический, природный и архитектурный ансамбль, жемчужиной которого является дворцово-парковый комплекс постройки второй половины XVIII в.

В наше время этот крупнейший парк в черте столицы (его площадь почти 400 га) считается одним из любимых мест посещения как туристов, так и жителей столицы. К Царицынскому парку примыкает Бирюлевский дендропарк, в котором можно увидеть редкие виды деревьев и кустарников.

По своей значимости архитектурные памятники Царицыно входят в число крупнейших мировых достопримечательностей, а масштабные выставки, развернутые в музее-заповеднике, позволят вам погрузиться в атмосферу XVIII столетия.

Дворец и соседние с ним постройки созданы в фантазийном стиле неоготики, подражающем архитектуре средневековых католических соборов XIII–XV вв.

История усадьбы

Дворцово-парковый ансамбль был заложен в 1776 г. по повелению императрицы Екатерины II на месте старой усадьбы XVI в.

Этой усадьбой в разное время владели представители самых богатых и влиятельных аристократических династий России — Годуновы, Стрешневы, Голицыны, Кантемиры.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что еще раньше в Царицыно располагались поселения древних обитателей московского края — славянского племени вятичей (X–XII вв.).

Интересна и удивительна судьба дворца. Практически завершенный грандиозный комплекс, выстроенный знаменитым архитектором В. И.

Баженовым, не понравился Екатерине II — она приказала разрушить его и отстроить «с чистого листа»! Изначально комплекс Баженова состоял из семнадцати построек, включая два симметричных корпуса — для императрицы и ее сына Павла Петровича, будущего императора Павла I.

По одной из версий, именно архитектурная равнозначность корпусов императрицы и наследника, к которому она сильно охладела за время строительства, и стала основной причиной недовольства Екатерины II. Сама императрица никогда в Царицынском дворце не жила, а его строительство завершил уже другой архитектор — М. Ф.

Казаков — как раз в год ее смерти. С 1796 г. дворец стоял без внутренней отделки и постепенно разрушался. В XIX–XX вв. Царицыно стало популярным местом отдыха. Прогулки на фоне величественных останков дворца были одним из излюбленных развлечений праздной публики.

Еще с XIX столетия разрабатывались планы реконструкции Царицыно, но воплотиться им было суждено только в 2007 г., когда был открыт полностью воссозданный Большой Царицынский дворец.

Также были реконструированы парк, фонтаны, аллеи, павильоны и многие другие памятники.

Сегодня это не только первоклассный исторический дворцово-парковый комплекс, но и огромные выставочные залы, общая площадь которых составляет почти 6000 кв. м.

Архитектура дворцового комплекса

Это архитектура «галантной эпохи». Каждое здание по-своему уникально, а все вместе они составляют роскошный дворцовый ансамбль, достойный резиденции европейского монарха XVIII в.     На прямой аллее, которая проходит от центрального входа в парк, между Верхним и Средним Царицынскими прудами, перед посетителями вырастает величественный Фигурный мост (1776 г.

). Издалека он напоминает ворота крепости, обрамленные мощными башнями на мощных белокаменных устоях и стенами, увенчанными двурогими зубцами («ласточкин хвост», как и на стенах Кремля). По мосту можно пройти от Большого и Малого дворцов к церкви и оранжереям. Поднимаясь на него, мы оказываемся на ажурной галерее, а башни моста «превращаются» в полукруглые ниши.

Центральное пространство перед дворцом открывает прекрасную панораму царицынского ансамбля — Большой дворец с Хлебным домом и три Кавалерских корпуса. Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, фланкированное по краям башнями с зеленоватыми крышами.

Для него, как и почти для всех царицынских построек, характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Издалека видны шпили на его башнях, стрельчатые окна, арки. Здание состоит из боковых квадратных корпусов с башнями, соединенных между собой галереями. В целом планировка дворца напоминает планировку резиденций Царского Села и Петергофа.

В ходе реставрации воссозданы парадные залы дворца — Екатерининский и Таврический. Очень красива галерея между Большим дворцом и Хлебным домом. Она была построена вместе с Хлебным домом в 1784–1785 гг. по проекту В. И. Баженова и состоит из двух стен, богато украшенных декоративными элементами.

Хлебный дом — условное название, связанное с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это одно из самых крупных зданий ансамбля. Его огромные ворота предназначались для заезда фур с дровами, съестными припасами, кухонным инвентарем.

В кухнях и подвалах Хлебного дома кипела хозяйственная жизнь императорского дворца, для чего Баженов спроектировал почти 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады. В наше время это кубическое здание перекрыто стеклянным куполом, в котором создан атриум и организован концертный зал.

Помимо центрального ансамбля, в Царицыно есть еще целый ряд не менее прекрасных зданий. Средний дворец был выстроен В. И. Баженовым специально для Екатерины II в 1776–1778 гг. Он, как и соседний Малый дворец, находится на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда.

Вероятно, эти дворцы строились для развлечений и отдыха императрицы. В архитектурном облике дворцов чувствуется сочетание разных элементов: стрельчатые проемы окон, шпили, обелиски, диски и серпы.

Здание Среднего дворца было отреставрировано одним из первых и сегодня используется для проведения концертов, почему и получило неофициальное название Оперный дом.

Три небольших необычных павильона были условно названы Кавалерскими корпусами. Они стоят вдоль оврага у храма (как говорится в документах, «на церковном рву»). Все корпуса выдержаны в едином стиле «неоготика».

Украшенные коронами, стрельчатыми арками и оконными проемами, зубцами, кокошниками, декоративными фризами и профилированными кирпичиками, они представляют собой настоящие шедевры архитектуры XVIII столетия.

Одной из визитных карточек усадьбы являются Фигурные (Виноградные) ворота (1777–1778 гг.). Эта постройка, можно сказать, воплощает весь дух Царицына. Ворота находятся в конце Березовой перспективы — аллеи, идущей по берегу пруда к дворцам.

Виноградные ворота являются символической границей дворцовой и парковой частей комплекса, состоят из башен со стрельчатыми окнами и арки. В центре под последней можно увидеть резную «гроздь винограда», благодаря которой ворота и получили свое название.

Кроме того, в парковой части Царицына есть «Большой мост через овраг» — массивное сооружение, перекинутое через овраг, выходящий к пруду. Издалека он поражает своим мощным обликом, а некоторые его элементы вызывают ассоциации с католическими соборами.

Его фасады украшены странными символами, которые не разгаданы до сих пор.

В конце извилистых тропинок Царицына стоит так называемый Храм Цереры (беседка «Золотой сноп»), который украшает статуя древнеримской богини плодородия Цереры (1804 г, архитектор И. В. Еготов).

На южном острове Верхнего Царицынского пруда находятся Русалкины ворота — руинированная арка, которая должна была символизировать древнюю архитектуру, а на высоком холме — странное сооружение архитектора И. В. Еготова, стилизованное под руину древней шотландской башни.

Сегодня здесь устроена смотровая площадка. Кроме того, по парку «разбросаны» многочисленные фигурные мостики и гроты.

В ансамбль Царицынского парка входит также Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (XVIII в.). В 1722 г. его заложил князь Дмитрий Кантемир, сподвижник Петра I. Как и многие храмы, церковь была закрыта в 1932 г. и впоследствии разграблена. В 1990-х гг. храм был восстановлен и освящен.

Музеи и выставочные залы

Вы можете как прогуляться по парку, так и посетить его музейный комплекс, в который входят: интерьеры Большого дворца; археологическая выставка; исторические и художественные экспозиции, посвященные эпохе Екатерины II; а также богатейший музей декоративно-прикладного искусства, собравший огромную коллекцию произведений со всех уголков бывшего Советского Союза: произведения из стекла, керамики, декоративные ткани, фарфор, предметы народного искусства. Этот музей был открыт в 1984 г. — с его создания и начинается история современного музея-заповедника «Царицыно». Вход в музейно-выставочный комплекс «Царицыно» расположен у Большого дворца, через специальный стеклянный павильон. С Большим дворцом и Хлебным домом его связывают подземный тоннель и атриум, в котором находятся гардероб, кассы, книжный магазин и туалеты. Большой дворец после реставрации был оборудован лифтами и сегодня полностью доступен для всех категорий посетителей.

В наше время в Большом дворце развернуты интересные тематические выставки. Первая — «Царицынские древности.

Археология Царицыно» (показывающая артефакты разных эпох, найденные в ходе реставрационных работ и археологических исследований; также здесь в виде макета представлен царицынский дворец в руинированном состоянии) и «Воспоминание о великой руине» (показывает историю разрушения и реставрации Большого дворца). Здесь же проходит выставка «Серебряная кладовая”», демонстрирующая изделия из драгоценных металлов, хранящиеся в фондах музея-заповедника, — работы ювелирных фирм П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, К. Г. Фаберже, И. П. Хлебникова. А на краеведческой выставке «Быль и новь Царицына» представлена история села Черная Грязь со времени приобретения его Екатериной II в 1775 г. до начала XX в.

На втором этаже Большого дворца размещена постоянная экспозиция «Екатерина II: золотой век Российской империи», посвященная императрице, ее судьбе и жизни. Здесь вы увидите подлинные портреты, мебель, фарфор, оружие и предметы быта того времени.

Не менее интересна и постоянно действующая выставка «Шпалеры для дворца», представляющая шедевры западноевропейского художественного ткачества конца XVII — XVIII в. Картины и мебель дополняют атмосферу дворцового интерьера эпохи. Здесь же на площади около 900 кв.

м работает постоянная экспозиция «Искусство большого стиля», рассказывающая о советском декоративно-прикладном искусстве 1961–1991 гг. (разделы: «На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство — народу», «Земля и космос»).

Пройти в здание Хлебного дома можно из Главного дворца по подземному тоннелю. В обширных помещениях Хлебного дома также проходят постоянные и временные выставки.

В частности, здесь развернута экспозиция «Искусство в границах СССР», представляющая значительную часть собрания Музея декоративно-прикладного искусства.

Вы можете увидеть глиняные игрушки, изделия из металла и дерева, народные костюмы, тканые изделия, вышивки, произведения декоративно-прикладного искусства ХХ в.

Ландшафтный парк

Царицыно — не только памятник архитектуры, но и великолепный ландшафтный парк. Он отражает личные вкусы императрицы и дух XVIII столетия с его стремлением к иллюзиям, игре архитектурных форм. Парк выглядит очень романтично, местами даже загадочно.

На его территории хорошо сохранились естественный рельеф и растительный мир (здесь есть редкие, нигде более не встречающиеся виды). Имеются здесь и отреставрированные здания и павильоны, воссозданные и очищенные пруды, набережные, причалы и плотины. Гуляя по парку, вы увидите многочисленные скульптуры.

На Среднем Царицынском пруду в летнее время действует самый большой в Москве светодинамический фонтан.

В парке проходят ежегодные фестивали цветов, работают конный двор и лодочная станция, проводятся экскурсии на электрокарах и фотосессии в исторических костюмах.

Интересны оранжереи музея-заповедника Царицыно, в которых представлены тропические растения, фруктовые деревья, пряные травы. Все экспонаты подобраны в соответствии с ассортиментом исторических оранжерей Царицыно в XVII в.

Площадь оранжерейного комплекса составляет более 2700 кв. м.

Царицыно необычайно живописно. Оно поразит вас своей красотой и загадочной историей — и вы еще не раз захотите вернуться сюда!

© 2016-2019 moscovery.com

moscovery.com

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 6, средняя оценка: 4,83 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D1%86%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE/

Музеи Хлебного дома и Большого Дворца в Царицыно (Москва)

Постоянная экспозиция Большого дворца в Царицыно Искусство Большого стиля

В прошлой статье мы прогулялись по чудесному парку Царицыно, кормили уточек и любовались великолепными строениями. Сегодня мы продолжим прогулку, но уже по залам и выставкам Хлебного дома и Большого Дворца.

Здесь следует запастись удобной обувью и временем, чтобы вдоволь насладиться каждым залом, тем более, что кроме Хлебного дома и Большого дворца можно посетить Оранжерейный комплекс, Оперный дом и другие павильоны.

Для посетителей вход через цокольный этаж, спускаемся вниз.

Просторный холл с кафетерием, раздевалкой, магазином и кассой (расплатиться можно картой). Общие билеты нам обошлись по 300 р., что достаточно дешево для такого огромного музея.

В музейном магазине «Царицыно» можно приобрести красивейшие подарочные наборы посуды.

Хлебный дом

Осмотр начинается с Хлебного дома. По проекту здесь должны были располагаться кухни, сейчас же тут установлен орган, и каждую субботу проводятся концерты. Орган был установлен в 2008 году немецкой фирмой «Глаттер-Гёц». Особенность данного органа в том, что он установлен на мобильную платформу, благодаря которой инструмент можно перемещать по залу.

Панорама концертного зала.

Крышка люка с императорской символикой.

Также, как и снаружи, внутри Хлебный дом выполнен в красном кирпиче с мраморной отделкой.

Первая выставка, на которую мы попали — международная выставка современного гобелена. В выставке участвовали следующие страны: Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия.

Два полотна из Санкт-Петербурга (слева «Рай Монтенегро», справа «Золотой дождь»)

«Среди миров…певица Татиана Долгополова» (Москва)

Очень милый гобелен «Прятки» из Самары.

«Странник» (Москва).

Некоторые гобелены выполнены из лоскутов ткани с напечатанной на них фотографией.

«Пейзаж с чесноком» (Москва).

Еще несколько красивых и ярких на сюжет гобеленов.

Некоторые гобелены были просто огромными!

А некоторые — безумными!

В составе этого гобелена: пряжа и стекло.

Объекты могут двигаться за рамками.

Чудесный объемный гобелен, напоминающий персидский ковер.

Тоже объемная работа из разноцветных лоскутов.

Нижний Новгород представил нам «Круговорот времени года» и «Святого Макария»

А Казахстан — «Защитник очага», «Воин ветра» и другие интересные работы.

Выставка была просто огромной и очень интересной (разные техники, сюжеты и формы), но, к сожалению, не постоянной. Через какое-то время её сменит другая экспозиция, наверняка, не менее интересная.

Вид из окна:На втором этаже Хлебного дома выставка декоративно-прикладного и народного искусства.

Декоративные сосуды «Конь» (1974 г.) и «Козёл» (1967 г.)

Парочка интересных кувшинов.

Игрушки-свистульки «Собака» и «Свинья».

Фигурка «Женщина, вышивающая знамя» (1921 г.), тарелка «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» (1923 г.).

Скульптуры сказочных персонажей.

Несколько модных залов со странными украшениями и одеждой.

Гранат очень понравился.

Посуда.

Предметы быта.

На этом осмотр музея Хлебного дома закончен, и можно переходить в Большой Дворец.

Большой Дворец

На макете хорошо видно, в каком запущенном состоянии был Большой Дворец до его реставрации.

Гардероб времен царствования Екатерины II.

Одежда начала XX века.

Один зал с сохранившейся исторической каменной кладкой. Тут же стоит телевизор и наверняка некоторым туристическим группам показывают историю усадьбы Царицыно.

Екатерининский зал Большого Дворца Царицыно

Самый роскошный и красивый Екатерининский зал, названный в честь императрицы Екатерины II.

Стены и потолок богато украшены позолотой, на полу — паркет из редких пород деревьев.

Над балконом золотыми буквами цитата Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Во главе зала установлена мраморная скульптура Екатерины II. Создателем памятника является очень талантливый русский скульптор А. М. Опекушин. Изначально памятник был установлен в зале Думы (в 1896 г.). В 1917 г.

был демонтирован и хранился в Государственном музее изобразительных искусств А.С. Пушкина, откуда в 1952 г. был перевезен в Армению.

Лишь спустя 50 лет мраморная скульптура вновь вернулась в Россию и была установлена в отреставрированном Большом Дворце Царицыно.

Несколько панорам Екатерининского зала. В залах следят за съемкой, нельзя фотографироваться на фоне экспонатов и снимать видео. Во время съемки панорамы, смотрительница подумала, что мы снимаем видео и подошла к нам с замечаниями.

Пройдя через Екатерининский зал, попадаем в следующую комнату. На дверях ангелочки.

Картины, мебель, предметы интерьера той эпохи

Очень красивый столик с позолотой.

Оружие и блюдо «Русские монархи от Петра Великого до Александра I» с изображением в центре Петра I и Екатерины II (первая четверть XIX в.).

Также был зал со старинными украшениями конца XIX — начала XX в. из Казахстана.

В конце выставки нас ждало несколько залов с более современными экспозициями. Например, фарфоровые платья.

На ткань нашиваются тонкие пластинки фарфора.

А так же фарфоровая сумочка и губная помада.

Музей поразил нас своими размерами и бесконечными залами, но осталось еще одно место в Большом Дворце Царицыно, куда мы очень рекомендуем зайти — Таврический зал.

Таврический зал Большого Дворца Царицыно

Таврический зал, так же, как и Екатерининский, изначально не был закончен, из-за чего нынешний облик этих двух залов является «додумкой» реставраторов и фактически не несет в себе никакой исторической ценности. Несмотря на это, залы действительно роскошные, и прогуляться по ним, оконуться в атмосферу царстования Екатерины II — одно удовольствие.

Потолок украшен росписью, позолотой и тремя огромными люстрами.

На полу — ценные породы деревьев.

Во главе зала, разумеется, портрет Екатерины II.

В Таврическом зале имеется гардеробная, где можно примерить наряды XIX века и сфотографироваться на свой фотоаппарат. Стоимость 10-минутной фотосессии обойдется в 200 р с человека.

На этом закончилась наша первая ознакомительная прогулка по дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Очень хочется вернуться сюда в летнее время, посмотреть на танцующий фонтан и снова покормить уточек.

Источник: http://towntravel.ru/moskva/muzei-xlebnogo-doma-i-bolshogo-dvorca-v-caricyno-moskva.html

Экспозиции в Большом дворце «Царицыно»

Постоянная экспозиция Большого дворца в Царицыно Искусство Большого стиля

Приветствую! Во время прогулки по музею-усадьбе «Царицыно», мы посетили экспозиции в Большом дворце: «Царицынские древности», «Серебряная кладовая», «Быль и новь Царицына», «Воспоминание о великой руине» и Таврический зал. Гулять по дворцу можно целый день, погружаясь все глубже в эпоху Екатерины Великой. В Большом дворце 4 этажа, в том числе и подземный, где работают постоянные и временные экспозиции.

Бесчисленные коридоры и залы уводят в лабиринты истории. Для первого раза, лучше — купить экскурсию.

История Большого дворца

После революции Царицыно стало рабоче-крестьянским поселком Ленино-Дачное. В двадцатые годы эта перемена ничего не изменила в судьбе руины Большого дворца.

Только в половине тридцатых, в связи с начавшейся кампанией по приспособлению дворянских усадеб под «нужды пролетариата», власти вспомнили о Большом дворце М.Ф. Казакова.

 Первой попыткой найти для него новое функциональное использование стал эскизный проект реконструкции и приспособления руин под однодневный дом отдыха — «дворец для трудящихся».

Архитекторы не собирались вновь перекрывать здание высокими кровлями, а предлагали завершить его узорчатыми парапетами. Внутри должна была произойти значительная перепланировка. Перед войной идея не нашла предложения, но именно с этого проекта начались поиски нового назначения для дворца.

Работы по восстановлению комплекса проходили с 2005 по сентябрь 2007 года. Большой дворец первоначально строился по проекту В. Баженова. Царице не понравился дворец и она распорядилась его снести. Новый этап строительства проходил под руководством М. Казакова. После смерти Екатерины строительство было заморожено. В таком руинообразном состоянии дворец простоял более 200 лет.

«Царицынские древности»

На подземном этаже разместились две экспозиции, но все мое внимание заняла «Серебряная кладовая». Что поделать — женская натура предпочла изящество археологическим находкам.

«Царицынские древности» я посмотрела, но долго не задерживалась и снимки не делала, так как в помещении была большая группа. В залах хранятся находки в виде: монет, изразцов, предметов быта, мужских и женских украшений. Сохранился фрагмент белокаменных блоков, которые составляли фундамент дворца.

«Серебряная кладовая»

Пройдя по коридору в золотых тонах, мы попали в «Серебряную кладовую».

В 1-м зале выставлены археологические находки, обнаруженные в районе парка. Раскопки проводились Институтом Археологии с 2002 по 2008 г. Основная часть коллекции – старинные монеты, бытовые предметы из металла, керамики, украшения, печные изразцы. Период – от средневековья до середины XX века. Небольшая часть коллекции – предметы из погребений вятичей (XI – XIII века).

2-й зал посвящен русскому ювелирному искусству. Здесь можно увидеть изделия фирмы Фаберже и других известных мастеров ювелирного дела царской России. Наиболее яркие экспонаты – вазы «Рак» и «Лебедь» с копией одноименной картины Врубеля (фирма Немирова-Колодина, нач. ХХ века).

В полумраке под лучами света переливались работы русских мастеров разнообразных ювелирных техник.

Вот сосуд для охлаждения шампанского.  Москва 1899-1908 г.г. Он изготовлен из хрусталя, серебра и халцедона. В качестве декора использована алмазная грань.

Крюшонница, конфетница, кофейник и молочник изготовленные в Москве и Санкт-Петербурге в 1835-1895 г.г. На сосуде виден герб графов Бенкендорфов.

Ваза фирмы К.Г. Фаберже. Хрусталь с алмазной гранью обрамленный в серебре.

Оригинальная ваза для икры «Рак», так же изготовленная из хрусталя, серебра и украшена сапфирами.

Как видите, экспозиция очень интересная. Мы поднялись на первый этаж, где работало несколько экспозиций.

«Воспоминание о великой Руине»

В начале выставки можно видеть макет дворца — так, как он выглядел до реставрации, а также фотографии с видами дворца в разные временные периоды.

Во время проведения реставрационных работ были обнаружены фрагменты фундамента и кирпичной кладки дворцовых стен. Их можно увидеть на нижнем этаже дворца. На некоторых кирпичах видны клейма московских кирпичных заводов XVIIIвека. Выставку дополняет мультимедийная инсталляция на нескольких экранах с видами дворца до реставрации.

«Екатерина II. Золотой век Российской империи»

На 1-м этаже дворца открыт лекторий Arzamas с небольшой библиотекой и уютными креслами. На экране транслируют лекции историка А. Зорина про эпоху Екатерины II. Этот проект – часть экспозиции, посвященной Екатерине II, которая является постоянной, но в то же время часть экспонатов в ней постоянно обновляется.

Выставка поделена на несколько частей, каждая из которых охватывает определенный период жизни императрицы (детство, дворцовый переворот, войны, дети и внуки Екатерины).

«Искусство Большого стиля»

Постоянная выставка, которая находится на 2-м этаже дворца. В ней представлены предметы декоративного искусства советского периода (с 1961 по 1991 г.г.) или так называемое «манежное» искусство. Выставка занимает почти 900 кв м и поделена тематически на несколько разделов, отражающих разные события жизни СССР.

Залы Большого дворца

В Большом дворце находятся залы – Екатерининский, Таврический, Баженовский и Казаковский.  Жаль, что мы не попали в самый роскошный Екатерининский зал, который был открыт только для участников новогодних елок. Он расположен на 1-м этаже и часто используется для проведения фотосессий.

Колонны зала покрыты листовым сусальным золотом и ониксом, двери декорированы филенками в золоченых рамах. По центру зала установлена скульптура императрицы. Это работа скульптора Опекушина, изготовленная к 100-летию со смерти императрицы (1896 г.) и первоначально установленная в Московской Думе. В советский период была демонтирована и отправлена в Армению.

В Россию была возвращена лишь в 2006 г. и установлена в Екатерининском зале в 2007 г.

Вот несколько фото других залов дворца. В Таврическом зале проводят фотосессии в исторических костюмах.

В Таврическом зале, расположенном на 2-м этаже, колонны облицованы розовым мрамором. На 3-м этаже находятся Баженовский и Казаковский залы, в которых часто проходят концерты классической музыки.

«Хлебный дом»

После того, как В. Баженов был отстранен от царицынского строительства, остановилось и сооружение «Хлебного дома».  Здание не избежало общей участи построек дворцового ансамбля Царицына и постепенно превращалось в грандиозные руины.

Позже, «Хлебный дом» частично перестраивался. Половина здания была приспособлена под больницу для крестьян, а в последующие годы под казенные квартиры.

В середине 1980-х г.г. началась реставрация «Хлебного дома», но работы не были доведены до конца.  В 2005 г. ситуация кардинально изменилась — заботу о памятнике архитектуры федерального значения взяло на себя Правительство Москвы.

Внутренний двор был перекрыт большепролетной конструкцией и превратился в атриум, где проходят концерты, вернисажи и культурно-развлекательные мероприятия, в том числе и международные.

Из проходивших в последнее время наиболее интересны проекты – «Воображаемый Восток: Китай по-русски», «Анатомия смеха» (английская карикатура), «Похвала Заступнице» (иконы из музеев Новгорода).

Атриум – одно из самых красивых мест музея. В нем установлен орган и каждые выходные проходят органные концерты. В октябре проводится органный фестиваль. Расписание концертов можно найти на сайте музея и там же купить билеты.

К сожалению, не все экспозиции в Большом дворце удалось увидеть, но достаточно, чтоб подучить историю и на короткое время окунуться в быт царственных особ. Государственный художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» будет интересен для посещения в любое время года.

Спасибо за внимание!

 Официальный сайт Государственного музея «Царицыно» www.tsaritsyno-museum.ru

Источник: https://ftkimmeriya.ru/ekspozitsii-v-bolshom-dvortse-tsaritsyino/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики