Vigoda

Петергоф – резиденция российских императоров

Содержание

Большой дворец Петергофа – роскошная резиденция русских императоров

Петергоф – резиденция российских императоров
Рубрика: Санкт-Петербург

Главным зданием дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», его доминантой является Большой дворец. На самом деле он не настолько внушителен и довольно узковат, но если смотреть на него со стороны Верхнего или Нижнего сада, панорама открывается впечатляющая.

Секрет такого «оптического обмана» в уникальной архитектуре здания и его выгодном месторасположении. В трехэтажном здании – со сверкающими позолотой куполами Церковного и Гербового корпусов и галереями – можно насчитать около трех десятков залов, среди них имеются парадные с богато украшенным интерьером.

Его протяженность вдоль террасы почти триста метров.

Из истории Большого Петергофского дворца

Дворец задумывался как загородная резиденция Петра Великого. Первоначально он, довольно скромный, назывался Верхними (или Нагорными) палатами.

Место строительства выбирал сам император, он же определил архитектурный облик здания – в стиле так называемого петровского барокко, широко использовавшемся в новой столице Санкт-Петербурге.

Дворец возводился с 1714 по 1725 год сначала по проекту Жана-Батиста Леблона, затем Николо Микетти. При императрице Елизавете Петровне его перестроили: за образец была взята модель Версаля архитекторов Луи Лево и Жюля Ардуэна-Мансара.

Иногда указывается другая дата старта строительства – 1710 год. Однако он выдался неудачным. Архитектором Иоганном Браунштейном не были учтены особенности местности и здание начало давать осадку. Впоследствии строительством стал руководить Леблон.

Его проект предусматривал отвод грунтовых вод, что исключало бы оседание почвы под зданием. Он позаботился и о расширении окон и дверных проемов, что придало дворцу величественности. Достраивал же резиденцию Микетти.

Симметричные галереи с обеих сторон по длине дворца – его заслуга.

Фасадом Большой дворец смотрит в сторону моря. В бытность царя-преобразователя там был парадный въезд в него.

Растянутое строение раскинулось на естественной террасе и является как бы связующей нитью между двумя петергофскими садами – Верхним и Нижним. Четкие линии делят фасад на центральную, восточную и западную части.

Первую покрывает сложно сконструированная серебристо-белая крыша. Она подчеркивает величественность здания, а наличие больших окон и террас – летний характер царской резиденции.

Особенности внутренних дворцовых интерьеров

В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого (середина XVIII века), создавались внутренние интерьеры дворца. Императрица поставила перед Растрелли задачу сделать их богаче, роскошнее.

Судя по обилию деревянной резьбы с позолотой, паркетов из ценной древесины (причем разных пород), красивых плафонов и множеству зеркал, гений барочного стиля с задачей справился. Особенное внимание было уделено Танцевальному залу (тогда он именовался Купеческим).

Тут государыня принимала именитых купцов, которые по ее словам, «любили золото».

Во второй половине того же столетия интерьеры Большого зала подверглись новой волне переделок и изменений. Архитекторы Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю. М.

Фельтен оформили с 1760 по 1770 год в модном тогда классическом стиле интерьеры Тронного и Чесменского залов и Китайских кабинетов. Строительство дворца заняло в общей сложности 200 лет.

Результат комбинации различных стилей впечатляет: петровские покои соседствуют с барочными залами середины XVIII века, апартаментами периода классицизма и покоями в стиле рококо середины XIX века.

Некоторые залы и помещения Большого дворца

Парадная лестница. Интерьер квадратного зала с двухсветной лестницей роскошен. Плафоны расписаны масляной живописью, стены – темперой и украшены лепниной. Лестница украшена барельефами, статуями, картушами, вазами, рокайли.

Чесменский зал. Самый известный зал во дворце. Назван в честь Чесменского сражения 1770 г. в русско-турецкой войне. Половина из двенадцати находящихся здесь картин Якоба Филиппа Гаккерта посвящены непосредственно этому сражению.

Танцевальный зал. Отличается особо праздничным интерьером и большой площадью: его 270 кв. метров занимают во дворце все западное крыло. Глухие северная и западная стены зала оснащены зеркальными окнами-обманками.

Голубая приемная. Представляет собой небольшое канцелярское помещение, связанное с вышеупомянутыми залами. Стены затянуты шелковым голубым штофом, отсюда и название. Тут находились секретари и камер-фурьеры – летописцы дворца.

Тронный зал. Интерьер самого большого (330 м2) и самого парадного зала создавался в 1777-1778 годах Ю. М. Фельтеном. В нем доминирует белый цвет. В основе декора – живопись. Присутствуют элементы монументального лепного декора.

Китайские кабинеты. Их два: Восточный и Западный. Обрамляют собой Картинный зал. Привезенные еще при Петре лаковые ширмы из Поднебесной легли в основу их убранства. В каждом Валлен-Деламот установил по 5 декоративных панно.

Интересные факты из летописи дворца

На снимке примерно 1913 года император Николай II и его дочь великая княжна Татьяна засняты вместе с солдатами Улановского полка перед Большим дворцом.

Большой Петергофский дворец практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны. Восстановительные работы завершились в 1953 году.

Из десяти декоративных панно в Китайских кабинетах подлинными являются только два. Восемь были утрачены во время войны и впоследствии воссозданы.

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/bolshoj-dvorecz-petergofa

Петергоф — резиденция Российских императоров

Петергоф – резиденция российских императоров

Петергоф на протяжении 200 лет был парадной летней резиденцией Российских императоров. Приморский парадиз строился как грандиозный триумфальный памятник, прославляющий величие России. Архитектурно-парковый ансамбль это симбиоз архитектурной мысли и природной красоты. Занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и по праву входит в число семи чудес России.

Петергоф история

История государственного музея заповедника — Петергоф неразрывно связана с историей России.

Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 году, когда он на голландский манер назывался «Питергоф» – «Петров двор», в путевой записке Петра I, как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. В 1710-е годы здесь начались активные ландшафтные и архитектурные работы по строительству усадьбы Петра I.

Петергоф музей

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи. Во время Великой Отечественной войны комплекс был оккупирован немецкими войсками с 1941 по 1944 г.

Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией. После войны началось восстановление Санкт-Петербурга и  Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны.

В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон».

Петергоф

В настоящее время Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами.

Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком.

К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.

Петергоф Английский парк

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю.

В четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) ключевую роль в ансамблях играют дворцы, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья.

Петергоф Верхний сад

Верхний сад, разбит при Петре I. Современный облик Верхний сад приобрел ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются красивые фонтаны. «Амур, надевающий маску», «Нептун», фонтаны Квадратных прудов, декорированные скульптурами «Весна» и «Лето».

Петергоф Большой Петергофский дворец

Основным зданием ансамбля является Большой Петергофский дворец. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен в 1747—1752 гг. архитектором Ф.

-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, заканчивающиеся с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.

Петергоф Нижний парк

Нижний парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Основа планировки парка — две системы лучевых аллей, пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном.

В планировке четко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.

В центре композиции фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва».

Петергоф Дворец Марли

Главное сооружение западной части Нижнего парка Дворец Марли. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля.

От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — березовая. Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами.

Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива.

Петергоф мраморные Воронихинские колоннады

Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решеток очень изысканный и изящный. Не менее интересное сооружением являются Мраморные Воронихинские колоннады (1800-1803).

Они получили свое название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами.

В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золоченых ваз. Входы стерегут гранитные львы.

Петергоф Золотая гора

Около дворца Марли расположен каскад «Золотая гора». Он назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока.

Петергоф Шахматная гора

Ансамбль восточной части составляет Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато.

у каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном.

По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Петергоф дворец Монплезир

Так же в восточной части находится дворец Монплезир, в переводе с французского означает «моё удовольствие»— именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен прямо на берегу Финского залива. Монплезир был любимым дворцом Петра I.

В настоящее время во дворце представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков. В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках выставлена коллекция китайского фарфора. Особого внимания заслуживает фонтан «Сноп».

«Сноп»— один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды.

Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Петергоф – загородная императорская резиденция

Петергоф – резиденция российских императоров
Перейти к контенту

Петергоф — памятник мировой архитектуры и дворцо-паркового искусства, расположен в России. Это крупнейший туристический и научный центр.

В 2008 году стал победителем в конкурсе и вошел в список «Семь Чудес России». Приезжая на отдых в Санкт-Петербург, посещение этого место становится must have для каждого туриста.

И действительно, увидеть такую красоту — наследие Великой Империи, должен каждый гость города.

Петергоф — небольшой город, на южном берегу Финского залива, расположен в районе Петродворцовый, в подчинение Санкт-Петербурга. Численность города около 77 тысяч человек. В Петергофе расположено огромное количество достопримечательностей, но главная из них — это музей Петергоф или полное название Государственный музей — заповедник Петергоф.

Справка:

  • Основан: 1710 году;
  • Площадь: 48 км²;
  • Часовой пояс: UTC+3;
  • Население: 85 200.

Как добраться

Добраться до Петергофа можно из Санкт-Петербурга. Один из вариантов — это поездом. В городе имеется несколько станций — Новый Петергоф, Старый Петергоф и Университет.

А также в летнее время на метеорах от морских станций в Санкт-Петербурге — Эрмитаж, Кунсткамеры и Медный всадник до морской станции Петродворец, здесь такая одна.

Кроме этого, имеется вертолетная площадка недалеко от пристани.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

Также для путешествий по России рекомендуем жд транспорт.

История

До XVIII века на месте Петергофа располагались несколько финских деревень. Первое же упоминание о самом Петергофе датируется 1705 году как об уездном дворе. В 1710-е годы здесь началось строительство Большого Петергофского дворца и начались ландшафтные работы.

В 1762 году Петергоф получил статус города, здесь стали селить свободные люди. В 1825 году рядом приобретает земли Николай I, началось строительство дворцово-паркового ансамбля Александрия, в честь его жены.

До 1917 года Петергоф был главной загородной императорской резиденцией, а в самом городе жили дворцовые служители, офицеры и солдаты. С 1918 года Петергоф и его дворцовые комплекса превратились в музей.

Во время Великой Отечественной войны архитектурные ценности очень сильно пострадали, реставрационные работы ведутся и по сей день.

Музей

Государственный музей — заповедник Петергоф включает в себя императорское наследие на южном берегу Финского залива.

Сегодня этот музей насчитывает — дворцово-парковый ансамбль Петергоф, дворцово-парковый ансамбль Александрия, дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум, Колонистский парк, Дворец Петра I, Константиновский дворец в Стрельне и несколько музеев. Ежегодно музей посещают 4,5 миллионов туристов со всего мира. Официальный сайт: http://peterhofmuseum.ru

Дворцово-парковый ансамбль

Императорская резиденция включает в себя Верхний сад, Нижний парк, Английский парк, Луговой парк, Колонистский парк, Александровский парк, Собственная дача и Сергиевка. Самый знаменитый фонтан расположен в Нижнем парке, также имеются фонтаны в Верхнем саду. Впервые Петергофский дворец открывают для посещения только в 1964 году.

Достопримечательности

В городе Петергофе тоже имеется ряд интересных достопримечательностей. Дворцово-парковые ансамбли Знаменка и Михайловка, Собор Святых Апостолов Павла и Петра, расположенный на берегу Ольгина пруда, Дворцовые конюшни, Дача Струкова, Кавалерские дома, Готические дома и многие другие архитектурные здания.

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • Страховка: путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, Cherehapa позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
  • Перелет: самые выгодные билеты ищет Aviasales, также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Проживание: сначала выбираем отель через Booking (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перемещения: в KiwiTaxi можно заказать недорогой трансфер в аэропорт и обратно, также можете арендовать авто на Avtoprokat.ru (Economybookings). В некоторых странах машина в аренду может обходится дешевле, чем общественный транспорт (н-р, в Португалии);
  • Развлечения: экскурсии от местных русскоязычных гидов по всему мира заказывайте на Tripster, а билеты во многие музеи и другие достопримечательности можно также резервировать онлайн на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Отдых без забот: иногда выгоднее покупать готовый тур, чем перелет и проживание по отдельности, дешевые туры по всем туроператорам ищите на сайтах Травелата, Onlinetours и Level.Travel.

Источник: https://WideOpenRoad.ru/evropa/rossiya/petergof.html

Петергоф

Петергоф – резиденция российских императоров
Приморская резиденция Петергоф, что в переводе с голландского языка означает «Петровский двор», была заложена на месте нескольких финских деревень по задумке первого российского императора Петра I.

Архитектурный комплекс должен был стать символом победы Российской империи над Швецией, а заодно и путевым дворцом на маршруте, ведшем от Санкт-Петербурга к острову Котлин, на котором частично располагается город Кронштадт.Строительные работы на месте Петергофа начались в 1710-е гг. и шли с рекордной скоростью. Уже в августе 1723 г.

Петергоф был открыт, его комплекс на тот момент включал Большой дворец, а также дворцы Монплезир и Марли, Большой каскад и еще шестнадцать фонтанов. Уже тогда была заложена основа уникальной водоводной системы: на территории Петергофа действовали Верхнесадский и Ропшинский каналы, а к Марли вода подавалась через водовзводный механизм.

Петру I не суждено было долго наслаждаться красотой своего архитектурного детища. 28 января 1725 г. его не стало, и резиденция была на время забыта: в правление Екатерины I (1725-1727 гг.) и Петра II (1727-1730 гг.) строительные работы в Петергофе не проводились.

Однако впоследствии императрицы и императоры старались оставить свой след в истории Петергофа, приглашая маститых архитекторов и художников для перестройки комплекса и оформления интерьеров.Первой после смерти Петра I судьбой Петергофа заинтересовалась Анна Иоанновна, взошедшая на престол в 1730 г.

На протяжении ее десятилетнего правления строительство на территории резиденции не прекращалось. Для работы над развитием Петергофа был приглашен русский архитектор Михаил Земцов, благодаря которому, в частности, поселение при резиденции приобрело четкую планировку. Для крестьян зодчий создал Мастеровой двор, а для придворных — Кавалерский.Ставшая в 1741 г.

императрицей Елизавета Петровна также позаботилась о том, чтобы Петергоф отвечал духу времени. В работе над совершенствованием дворцового комплекса поучаствовал архитектор Франческо Растрелли. Еще при Петре I его отец Бартоломео Карло приглашался для создания парковых скульптурных групп и декоративных деталей.

В частности, уже при Анне Иоанновне к 25-летию победы в Полтавской битве, в 1735 г., он создал «Самсона, раздирающего пасть льву».Франческо Растрелли был привлечен к еще более ответственной работе. В 1745-1755 гг.

по его проекту был перестроен Большой дворец, первоначально выдержанный в сдержанном стиле петровского барокко и приобретший более торжественный облик в стиле елизаветинского барокко. Площадь дворца была увеличена, к нему были пристроены два флигеля. В качестве образца был выбран Версальский дворец Парижа.Изменения касались не только оформления фасада, но и интерьеров.

Так, в залах дворца в качестве одного из декоративных приемов появилась традиционная для Растрелли золоченая резьба по дереву. Покои также были украшены многочисленными зеркалами и живописными плафонами, на полах был уложен наборный паркет.

Из спроектированных и декорированных Растрелли помещений свой первоначальный облик сохранили Танцевальный зал, Голубая приемная и аудиенц-зал.Петергоф состоит из двух основных частей: Верхнего и Нижнего парков. К его территориям также относятся парк Александрия и Колонистский парк, расположенный близ Верхнего сада.

Самую высокую точку занимает Большой дворец, от которого к Нижнему парку спускается лестница-каскад.Во время Великой Отечественной войны Петергоф был практически полностью разрушен, но после освобождения города от оккупации архитекторы и реставраторы смогли вдохнуть в него новую жизнь.Петергоф расположен на отлогой части южного берега Финского залива.

При этом разница между нижней и верхней террасами составляет около 20 м.Статус города Петергоф приобрел в 1762 г., он находился в ведении Дворцового ведомства. Он постоянно разрастался, и к концу столетия при резиденции императора было уже без малого шестьдесят домов.Архитектурные новшества также не заставляли себя ждать. В конце XVIII в.

по проекту английского садового мастера Джеймса Медерса в Петергофе был разбит первый пейзажный парк, получивший название Английского парка. В нем располагался Английский дворец, который не сохранился до наших дней.В 1825 г. император Николай I приобрел земли близ Нижнего парка Петергофа для своей жены Александры Федоровны. Вскоре рядом со старинной императорской резиденцией была построена дача Александрия — двухэтажный дворец, окруженный пейзажным парком. На западной окраине Петергофа при Николае I был возведен дворец Лейхтенбергских, предназначавшийся для дочери императора Марии Николаевны и ее супруга Максимилиана, герцога Лейхтенбергского.

С 1848 г. Петергоф становится центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии, в него из соседнего Ораниенбаума, ныне известного как город Ломоносов, была перенесена уездная управа. В середине столетия Санкт-Петербург с Петергофом связала линия железной дороги.

В период Первой мировой войны на территории Петергофа действовали первая, вторая и третья школы прапорщиков. Вплоть до 1917 г. Петергоф сохранял функцию летней императорской резиденции, однако уже с 1918 г. архитектурный комплекс Петергофа был превращен в музей.Тяжелым ударом для Петергофа стала Великая Отечественная война.

Несмотря на то что в музее была быстро организована эвакуация ценных экспонатов, все увезти не удалось. 20 сентября 1941 г. немецко-фашистские войска подступили к городу и уже через три дня захватили его. Уже во время этого боя за Петергоф ансамбль понес первые потери: сгорел Большой дворец. Вплоть до 19 января 1944 г.

Петергоф находился в оккупации, и за это время значительная часть оставшихся в нем художественных и материальных ценностей были разграблены и уничтожены, парки вырублены. Территория бывшей императорской резиденции была обнесена колючей проволокой и заминирована.

Даже с изгнанием захватчиков точка в череде разрушений Петергофа поставлена не была: дворец Марли был разрушен из-за детонации бомбы замедленного действия.

Несмотря на чудовищные разрушения, к 17 июня 1945 г. был расчищен и открыт для посетителей Нижний парк: вместе с саперами в городе работали добровольцы, выходившие на субботники, чтобы привести музей и окружающие его парки в порядок.

В последующие годы работы по восстановлению ансамбля продолжались. Уже в 1946 г. были запущены некоторые фонтаны, а в 1947 г. был заново установлен «Самсон, раздирающий пасть льва»: ранее скульптура была вывезена немцами. Большой дворец Петергофа удалось восстановить уже к 1952 г.

Общая информация

Месторасположение: южный берег Финского залива.

Административная принадлежность: муниципальное образование в составе Петродворцового района Санкт-Петербурга.

Дата основания: 1711 г.

Дата открытия: 1723 г.

Статус города: с 1762 г.

Язык: русский.

Религия: православие.

Денежная единица: российский рубль.
Ближайший аэропорт: международный аэропорт Пулково (г. Санкт-Петербург).

Цифры

Площадь: 48,3 км2.

Население: 76 827 чел. (2015 г.)
Плотность населения: 1590,6 чел/км2.
Число фонтанов: 4 каскада и 191 фонтан.

Климат и погода

Переходный от морского к континентальному.

Средняя температура июля: +18.1°С.

Средняя температура января: -6,1°С.

Среднегодовое количество осадков: 633 мм.

Культовые: церковный корпус Большого Петергофского дворца (1747-1752 гг.); собор Петра и Павла (1894-1904 гг.).
Исторические: Большой Петергофский дворец (1714-1725 гг., перестроен в 17471752 гг.); дворец Монплезир (1714-1723 гг.); гроты Большого каскада (1716-1720 гг.); дворец Марли (1720-1723 гг.); павильон «Эрмитаж» (1721-1725 гг.); Вольеры (1721-1722 гг.); Екатерининский корпус (1747-1759 гг.); Банный корпус (1866 г.).
Природные: Регулярный сад Верхнего парка, Регулярный сад Нижнего парка, Большая оранжерея.
Фонтаны: каскад у Большого Петергофского дворца (1716-1723 гг.); «Чаши» (1721 г.); «Солнце» (1721-1724 гг.); «Сноп» (1722-1723 гг.); «Адам» (1722 г.); «Пирамида» (1724 г.); «Ева» (1726 г.); «Самсон, разрывающий пасть льва» (1736 г.); каскад «Золотая гора» (1732 г.); «Нептун» (1737 г.); «Римские фонтаны» (1738-1739 гг.); каскад «Шахматная гора» (1739 г.); фонтаны-шутихи (XVIII в.); «Мраморные скамьи» (1853-1856 гг.).
■ В восточной части Нижнего парка расположены так называемые шутихи — своеобразные аттракционы XVIII в. Например, в Монплезирском саду можно увидеть скамейки, но стоит посетителю на них присесть, как его окатывает водой: струйки бьют из камешков прямо перед скамейками. А одной из первых шутих в 1721 г. стала «Водяная дорога». В определенное время вдоль аллеи, ведущей от Римских фонтанов, включается фонтан из 300 струй, обливающий водой всех оказавшихся на тропе прохожих.■ Павильон «Эрмитаж», возведенный еще при Петре I, знаменит уникальным подъемным столом. Поскольку этот дом был предназначен для встреч императора с избранным кругом лиц, присутствие слуг было нежелательно. Поэтому встречи проводились на втором этаже, а прислуга всегда оставалась на первом. Для смены кушаний по звонку Петра стол опускался, на него выставляли новые блюда и чистые тарелки, а затем стол возвращался на второй этаж.■ Петергоф известен тем, что в Секторальных прудах у дворца Марли разводится царская рыба — осетр. Прежде рыбу из этих прудов подавали к императорскому столу.В наши дни здесь тоже можно порыбачить, но за отдельную плату.

■ Петр I принимал активное участие в проектировке Петергофа. Он лично делал некоторые чертежи, а также показывал архитекторам свои наброски.

Источник: https://geosfera.org/evropa/russia/2153-petergof.html

Петергоф – императорская резиденция: история, фото и описания

Петергоф – резиденция российских императоров

Петергоф — комплекс дворцово-парковых ансамблей в пригороде Санкт-Петербурга, созданный Петром I как загородная резиденция. Задумывая построить архитектурное сооружение, по своей красоте не уступающее французскому Версалю, Пётр вряд ли предполагал, что Петергоф будет настолько поражать своим масштабом и роскошью.

Экстерьер пространства формировался в течение двух веков и сегодня включает несколько объединённых дворцово-парковых зон, на территории которых расположены особняки, музеи, скульптуры, павильоны. гордость Петергофа — великолепные фонтаны, количество которых достигает полутора сотен.

Среди загородных питерских музеев Петергоф — настоящая жемчужина, которую безусловно нужно посетить.

Основание и история Петергофа

В начале XVIII века на Котлине началось строительство крепости Кронштадт, которое Пётр I самолично курировал, регулярно наведываясь на остров. Царь должен был отдыхать в течение пути, поэтому на южном берегу Финского залива поставили усадьбу, которой дали название Петергоф — Петров двор.

Первоначально планов на строительство грандиозной резиденции в Петергофе у императора не было. Новый дворец с многочисленными фонтанами, которые после посещения Версаля не давали покоя Петру, должен был возводиться в Стрельне, и царь даже начал там строительство.

Но известному российскому инженеру Миниху удалось доказать Петру, что технически территория Стрельны потребует больших затрат для реализации императорской задумки, при этом будут затоплены близлежащие районы. Тогда Пётр и обратил своё внимание на Петергоф.

На этих землях к тому времени уже начал возводиться Большой дворец.

У нового дворцового-паркового комплекса была ещё одна миссия. Резиденция Петергоф строилась на берегу Финского залива, отвоёванного у шведов, и её великолепие и масштаб должны были нанести серьёзный удар по самолюбию северного соседа.

Петр I пристально следил за строительством дворца, особенно за проектированием Нижнего парка, и даже делал собственные наброски и эскизы будущей резиденции. Парковые зоны имели строгую геометрическую форму и исповедовали модный в XVIII веке французский (регулярный) стиль оформления.

В этом случае от центрального круга (обычно — с фонтаном) под прямым углом расходятся чёткие, стрелообразные аллеи, в лучах которых формируются красивые ландшафтные зоны.

В августе 1723 года состоялось торжественное открытие. Прямо из залива к парадному входу вёл канал, по которому многочисленные гости (а их судов насчитывалось более сотни) могли подплывать прямо к подножию здания.

Терраса перед фасадом дворца была оформлена каскадом удивительных по красоте фонтанов с аллегорическими скульптурами, которые символизировали мощь военных российских достижений и побед.

Российский император горделиво знакомил гостей с великолепием дворцов и фонтанов, а кульминационным украшением мероприятия стал грандиозный праздничный фейерверк. Пётр был полностью удовлетворён — слава о величии и красоте Петергофа мгновенно пересекла российские границы.

Как работают фонтаны Петергофа

В Петергофе была построена уникальная водоводная система, не требующая использования насосов. В отличие от версальских ансамблей, где вода подавалась при помощи дорогостоящих устройств, накачивающих её в фонтаны, в Петергофе она прибывала из естественных источников.

Пруды и каналы, вдохнувшие жизнь в петергофские фонтаны, были проведены по всей территории парковых зон. Для снабжения Верхнего сада были заложены три пруда, из которых черпались водные запасы. Пока они строились, Пётр продумывал возможности водоснабжения остальных территорий.

Найденные на близлежащей возвышенности источники давали прекрасную перспективу снабжения Петергофа водяным самотёком. Также большое водохранилище было создано на месте нынешнего Английского пруда, от которого проложены каналы для наполнения водоёмов Верхнего сада.

Продуманная система водотока позволила без лишних затрат создать грандиозные каскадные фонтаны Нижнего сада.

В середине XVIII века водоводную систему пополнили новые пруды, были протянуты дополнительные каналы, а деревянные трубы заменились чугунными. Десятилетия спустя в парке было организовано 9 новых водохранилищ и к середине XIX века система водоснабжения Петергофа имела показатели:

С тех пор и по сегодняшний день водоводная сеть ансамбля практически не изменялась. Участки, разрушенные в годы Великой отечественной войны, были восстановлены и пропускная способность позволяет обеспечивать водой фонтанную систему даже в самые засушливые месяцы. Также водохранилища Петергофа используются в качестве источника питьевой воды для жителей близлежащих окрестностей.

Обратите внимание! С петровских времён в прудах у дворца Марли разводились осетры, подававшиеся к царскому столу. И сегодня на экскурсии по Петергофу за отдельную плату любители рыболовства могут заняться своим любимым хобби в зарыбленных прудах.

Петергоф после Петра I

У парков императорской резиденции Петергоф — богатая история. И после смерти основателя его преемники старались поддерживать резиденцию в достойном виде, преумножать её красоту и богатство, оставить свой след в её истории.

Для строительства и реконструкции приглашались скульпторы, инженеры, художники, архитекторы, создававшие поистине шедевральные композиции ансамбля и великолепные интерьеры. Первоначальный дворцово-парковый ансамбль был построен в очень короткие для такого масштабного проекта сроки — за 13 лет.

На момент открытия комплекс включал — дворцы Большой, Монплезир, Марли, а также Большой каскадный и ещё полтора десятка фонтанов.

К сожалению, Петру наслаждаться своим детищем пришлось совсем недолго. После его кончины в течение нескольких лет резиденция была забыта и дальнейшее строительство свёрнуто. Но уже в 1730 году правящая на тот момент Анна Иоанновна уделила внимание дворцовой зоне.

В частности, были упорядочены места проживания челяди и придворных, а центральным звеном фонтанно-скульптурной композиции Нижнего парка стал созданный Бартоломео Растрелли «Самсон, раздирающий пасть льва». Самсон увековечил победу России в главном сражении Северной войны — битве под Полтавой.

Таким образом императрица претворила в жизнь задумку Петра.

Пришедшая к власти Елизавета Петровна не осталась в долгу перед батюшкой и начала реконструкцию Большого дворца. К проекту был привлечён младший представитель архитектурной династии Растрелли — Франческо. В течение 10 лет итальянец работал над экстерьером главного здания.

Главный особняк после проведения работ сменил свой сдержанный барочный облик на более пышный, а также обзавёлся двумя новыми флигелями. В оформлении залов появилась характерная для оформительской манеры Растрелли золочёная деревянная резьба, а стены и потолки помещений украсили многочисленные зеркала и расписные подлюстренные плафоны.

В том облике, который им придал Растрелли, посетители сегодня видят Танцевальный зал, Голубую приёмную и зал для аудиенций.

Петергоф очень любила Екатерина II. Тем не менее самая из российских императриц не стала проводить масштабные работы. Она лишь ограничилась небольшой переделкой единичных интерьеров. При Екатерине Петергоф приобрёл статус города и к концу её царствования вокруг резиденции уже было несколько десятков домов.

Длительность правления Екатерины II и отсутствие в этот период полноценных ремонтов привели к тому, что дворцово-парковый комплекс существенно обветшал и требовал серьёзных вложений. Масштабную реконструкцию фонтанных сооружений начал её сын, Павел.

Ремонт продолжался несколько десятилетий и полностью завершён был уже при Александре I, в начале XIX века. После смерти Екатерины царский двор мало посещал великое творение Петра, предпочитая другие загородные резиденции.

Только при Николае I Большой дворец вновь услышал голоса королевской семьи, фонтаны были отделаны мрамором и гранитом, а в Верхнем саду создали новые парки:

Город становится уездным центром Санкт-Петербургской губернии приняв управу от соседнего Ораниенбаума. При сыне Николая, Александре II, от Петербурга до дворца была проложена железная дорога.

Во времена Первой мировой войны территория была отдана под школы прапорщиков. Дворцовый комплекс сохранял свои функции королевской резиденции вплоть до революции 1917 года, а спустя год после неё был превращён в музей.

Петергоф в годы войны

Тяжёлым периодом в истории Петергофа стала его оккупация фашистскими захватчиками. С самых первых дней войны проводилась активная эвакуация ценностей музея. Уже через три месяца после начала военных действий, после продолжительных и разрушительных боёв, Петергоф был взят немецкими войсками.

Во время атак Большой дворец был уничтожен пожаром, также практически полностью разрушены фонтанные композиции. Два с половиной года на территории комплекса находились вражеские войска, которые сравняли с землёй половину Петергофа, остатки ценностей — вазы, статуи, барельефы, чаши — вывезли в Германию.

Перед отступлением немцы заминировали территорию, вследствие чего от сдетонировавшей бомбы был разрушен дворец Марли.

В дни освобождения руины разрушенного музея вызывали боль и горечь потери. После снятия блокады Петергоф сразу же стали активно восстанавливать рабочие, сапёры и добровольцы из Петербурга. С этого времени и до 1997 года он назывался Петродворцом.

Вскоре после победного мая заработал Нижний парк, а спустя год стали функционировать некоторые фонтаны. В 1947 году в музей вернулась скульптура Самсона, вывезенная немцами, а ещё спустя 5 лет был восстановлен Большой дворец.

Первый этап восстановительных работ длился почти 30 лет.

Ансамбль Петергофа

Сегодня в Петергоф круглогодично можно приехать на экскурсию, чтобы познакомиться с шедевральным творением Петра. Ландшафтная зона включает две главные композиции: Верхний и Нижний сад (парк). Верхний сад венчает Большой дворец — вершина императорской резиденции.

Слева и справа к нему примыкают Колонистский парк и парк Александрия. Отсюда к Нижнему парку идёт вниз лестница с фонтанами, где сначала виден Большой каскад, а затем возвышается статуя Самсона со львом. Канал, выходящий в Финский залив, также оформлен фонтанной аллеей.

Здесь же расположены многочисленные музеи (фонтанного дела, игральных карт, коллекционеров, императорских велосипедов, семьи Бенуа).

Далее можно пройти в парк Александрия, где находится церковь святого Александра Невского, Константиновский домик, памятник цесаревичу Алексею и строителям Петергофа. В противоположной стороне разбит Колонистский парк.

В Нижнем саду, слева от центрального канала, можно увидеть дворец Марли, а справа — Монплезир, Банный и Екатерининский корпуса. У въезда в резиденцию со стороны Финского залива находится ещё один музей — императорских яхт.

Обратите внимание! В Монплезирском саду установлены фонтаны-шутихи, которые действовали здесь ещё с петровских времён. Если вы сядете на скамейку под зонтиком или же подойдёте поближе рассмотреть ёлочки или тюльпаны, вас тут же обольёт струя фонтанирующей воды!

Сады и парки Петергофа можно посетить, приехав сюда в рамках одной из экскурсий по Санкт-Петербургу и пригородам. Можно заказать групповую или индивидуальную поездку с гидом. Не пропустите самое интересное и узнайте новые подробности из жизни одной из самых красивых резиденций российских императоров.

Источник: https://www.Sputnik8.com/ru/st-petersburg/pages/petergof-imperatorskaya-zagorodnaya-rezidentsiya

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики