Vigoda

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Содержание

Московский храм двенадцати апостолов — древо

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Московский храм Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле

Московский храм во имя Двенадцати апостолов в Патриаршем доме в Кремле с придельным домовым храмом апостола Филиппа Московской епархии

Храм расположен на Соборной площади Кремля, к северу от Успенского собора. Со своей восточной стороны храм галереей соединен с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. Проезд — до станции м. «Александровский сад», «Боровицкая».

В 1566-1568 годах на митрополичьем дворе на этом месте была построена церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Она также имела придел апостола Филиппа и, как считают, была построена митрополитом Филиппом, прежде Соловецким игуменом.

В середине XVII века царь Алексей Михайлович подарил патриарху Никону пустовавший Царе-Борисов двор, примыкавший к Патриаршему двору.

Территория Патриаршего двора таким образом увеличилась, и взамен храма Соловецких чудотворцев в период с 1652 по 1656 год был построен нынешний внушительный храм, первоначально освящённый во имя апостола Филиппа. Строительные работы производились русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым.

Место разобранной церкви заняли паперть нового храма и вновь образованные сени, ведущие в каменные кельи Никона, пристроенные с севера. Проезд на Передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

В 1681 году храм был переосвящён во имя Двенадцати апостолов, а на третьем этаже патриаршего дома при кельях патриарха был устроен домовый храм во имя апостола Филиппа.

С 1721 года храм был в ведении Синодальной конторы и много раз перестраивался. В 1722 году архитектор И. П. Зарудный под главами собора устроил ризницу и установил новый иконостас. Со второй половины XVIII века в Крестовой палате Патриаршего двора находилась мироварня, а само миро хранилось в алтаре церкви Двенадцати апостолов.

В 1917 году собор Двенадцати апостолов и храм апостола Филиппа сильно пострадали во время артиллерийского обстрела Кремля сторонниками большевиков — было разбито большое Святое Распятие, патриаршая ризница превращена в груду мусора, пострадало Евангелие 1115 года.

В 1918 году храмы были закрыты и включены в состав Музеев Московского Кремля. Второй этаж Патриаршего дома, включая собор, Трапезную, Крестовую и другие палаты заняла экспозиция кремлевского Музея прикладного искусства и быта России XVII века.

Начиная с 1920-х годов проводилась реставрация.

От большого комплекса Патриаршего двора до нашего времени уцелели церковь Двенадцати апостолов, корпус жилых палат с церковью апостола Филиппа и Мироваренная палата. Смежная с ней столовая палата сильно перестроена. Патриаршая ризница частично разорена, распылена по другим музеям.

Находящийся в храме резной деревянный иконостас конца XVII века был перенесен в 1929 году из разрушенного собора Вознесенского монастыря. Ныне весь второй этаж Патриаршего дома, включая храм, трапезную, Крестовую и другие палаты занимает экспозиция музея прикладного искусства и быта России XVII в.

Храм апостола Филиппа разорен: остался лишь алтарь, находящийся с южной стороны палат.

В начале 1990-х годов храм Двенадцати апостолов был передан Русской Православной Церкви, после чего раз в год, на престольный праздник, там стала совершаться Божественная литургия. Доступ в храм ныне — по приглашениям. В остальное время церковь действует как музей. Церковь апостола Филиппа ныне числится её приделом.

Архитектура

Храм представляет собой четырехстолпное крестово-купольное здание на высоком подклете, прорезанном двумя аркадами для проезда с Соборной площади на внутренний Патриарший двор. Построен по образцам владимиро-суздальских храмов. В оформление барабанов стройного пятиглавия введена колончатая аркатура.

Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса служат обрамлениями оконных проёмов и объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами, а также и с Успенским собором. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировке которого применены изразцы.

Сохранились фрагменты настенных росписей конца XVII века.

Зал Крестовой (Мироваренной) палаты (14 x 20 м) Патриаршего двора перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что было выдающимся техническим новшеством для своего времени.

Священики

  • Арсений (упом. 1914) иером.
  • Варсонофий (упом. 1914) иером.
  • Савва (упом. 1914) иером.

Диаконы

  • Евстратий (упом. 1914) иерод.
  • Антоний (упом. 1914) иерод.

Святыни

В 1917 году в описании святынь храма упоминаются:

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/3220.html

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов в Москве

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Патриаршие палаты – один из памятников истории и архитектуры, построенных на Соборной площади. Белое каменное строение с пятью куполами расположено рядом с Царь-пушкой и включает в себя Патриарший дворец, служивший резиденцией для патриархов и митрополитов, и их домовую церковь Двенадцати апостолов.

История строительства

Первый дом для главы русской церкви был возведен в Кремле в 1325 году при московском князе Иване Калите. Это была деревянная постройка.

По благословению московского митрополита, святителя Ионы, в 1450 году были воздвигнуты каменные палаты, а через год рядом была сооружена первая церковь Ризоположения, служившая домовым храмом московских митрополитов.

В 1589 году после учреждения в России патриаршества митрополичьи палаты стали именоваться патриаршими.

Во время московских пожаров 1473, 1493 и 1626 годов палаты горели, но были заново отстроены.

В 1652 году после смерти патриарха Иосифа, по предложению царя Алексея Михайловича, на патриарший престол был возведен Никита Минин (Патриарх Никон). По его инициативе началось строительство нового Патриаршего дворца.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения.

На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов).

Архитектура Мироварни уникальна – зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.

Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество.  Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.

Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.

Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея – два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950-1960- х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.

В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница — одно из древнейших хранилищ произведений искусства.

Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов – часы, подаренные Ивану Грозному.

Одни из них карманные в виде книжки, другие – большие настольные.

Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется  декоративным искусством.

Режим работы и стоимость билетов в Патриаршие палаты Московского Кремля

Патриаршие палаты и церковь Двенадцати апостолов можно посетить по единому билету на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади.

Источник: https://www.msk-guide.ru/patriarshie_palati.htm

Патриарший дворец и церковь Двенадцати Апостолов

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Скачать эту статью

В России Православная церковь всегда сотрудничала со светской властью и подчинилась ей. Но был в истории страны Церкви один патриарх, который соперничал с царём во власти. Он хотел подчеркнуть, что власть Патриарха от Бога и что она выше царской власти. Звали его Никон.

Для того чтобы показать своё величие и утвердить первенство на власть, он приказал построить в Кремле роскошную Патриаршую резиденцию. В наше время она называется Патриаршие палаты. Патриарший дворец и Церковь Двенадцати апостолов ― памятник культуры мирового значения.

Патриаршие палаты — уникальный объект культурного наследия

Патриаршие палаты и Церковь Двенадцать апостолов — это комплекс зданий, расположенных на территории Московского Кремля. Комплекс размещается к северу от колокольни Ивана Великого и Успенского собора. Его предназначение — служить резиденцией Московских патриархов.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади. Патриарший дворец и Собор признаны памятниками культуры мирового значения.

Весь комплекс зданий признан памятником архитектуры второй половины xvii века.

Главное его здание — Патриарший Дворец. Это официальная резиденция иерархов Русской православной церкви. Кроме того, в его состав входит домовой храм патриархов — и церковь Двенадцати апостолов.

Архитектурный комплекс с северной стороны завершает Соборную площадь.

Вид на собор Двенадцати апостолов. Через проходы под церковью посетители московского Кремля могут пройти на соборную площадь.

Комплекс Патриарших палат наряду с тремя главными кремлёвскими соборами — Успенским, Архангельским и Благовещенским, составляет единый историко-архитектурный ансамбль.

Через арки церкви Двенадцати апостолов посетители обычно проходят на Соборную площадь Московского Кремля. В его составе палаты и собор признаны памятником всемирного культурного наследия. Этот статус им присвоен ЮНЕСКО.

Палаты Патриарха расположены на Соборной площади

Патриарший дворец находится в Москве, на территории Московского Кремля. Это территория Соборной площади. На неё выходит парадный фасад архитектурного комплекса. Северный фасад выходит на бывший двор палат. По своему оформлению он более скромный, чем парадный.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади. Патриаршие палаты идеально вписываются в ансамбль Московского Кремля, так как повторяют детали архитектуры соседних зданий.

Для проезда на Соборную площадь под храмом Двенадцати апостолов выполнено две проездных арки. Каждая проездная арка раньше закрывалась массивными воротами.

Арки позволяют пройти с Соборной площади на внутренний двор Патриарха.

Аспиды церкви выходят на восточную сторону. Внешнее убранство дворцового комплекса в архитектурных деталях повторяет убранство соседних зданий. Среди них можно назвать Грановитую палату, Архангельский и Успенский соборы, Колокольню Ивана Великого и другие.

Патриаршие палаты были построены в 17 веке русскими зодчими

Храм 12 апостолов и Патриаршие палаты построили русские зодчие Антип Константинов и Бажен Огурцов в 1653 — 1656 годах по заказу Патриарха Никона. Патриарх в то время соперничал с царём, пытаясь утвердить патриаршую власть выше царской.

Именно с этой целью взамен старой Патриаршей резиденции он повелел построить новую, на месте части двора Бориса Годунова и старого домового храма. Рядом со своей Резиденцией Никон повелел выстроить пятиглавый собор Двенадцати Апостолов.

Позже роскошнейшее здание Патриаршего дома строил зодчий Дывыд Охлебинин. Его авторству также принадлежит знаменитая Крестовая палата. Она получила такое название, потому, что помещения в ней выстроены в форме креста.

Крестовая палата получила такое название потому, что она была построена в форме креста.

Крестовая палата Патриарших палат. Её автор — русский зодчий Давыд Охлебинин.

О зодчих, руководивших постройкой Палат и Собора, сохранилось мало сведений. О Бажене Огурцове их вовсе нет, а жизнь Антипа Константинова описана в общих чертах. Он родился в 1610-х годах в Москве, а умер в конце 1650 года в Нижнем Новгороде.

Его отец — потомственный каменщик Константин. Он рано умер, и Антипа усыновил подмастерье каменщика Лаврентием Семёновичем Возулиным. Возможно, что он был другом Константина. Именно поэтому он известен ещё и под фамилией Возулин. Как признанный мастер каменного шатрового зодчества Константинов участвовал в строительство многих известный в России зданий.

Патриархи издавна жили на территории Резиденции

Территория, расположенная к северу от Успенского собора, издавна принадлежала Московским митрополитам, а позже патриархам. Первым здесь поселился в начале XIV века Митрополит Пётр. Резиденция неоднократно перестраивалась и отстраивалась вновь.

Иона Московский. Икона. Митрополит Киевский и Всея Руси. Жил в Москве, где по его приказанию построили первую патриаршую Резиденцию.

Первую каменную палату на месте будущей Патриаршей Резиденции заложили в 1450 году по указу митрополита Ионы. Здесь же в это же время воздвигнута церковь Ризоположения, которая стала домовым храмом московских митрополитов.

В 1589 году был учреждён Московский патриархат и поэтому двор стал Патриаршим. Его разорили в Смутное время, кроме того, двор сгорел во время московского пожара, который случился в 1626 году.

Митрополичий двор стал Патриаршим в 1589 году.

В этом же году Патриарх Филарет его восстановил. Во времена патриарха Иосифа выполнили капитальный ремонт палат. За ним наблюдал Антип Константинов, который ранее построил Тюремный дворец. Непосредственно же строительство осуществлял Давыд Охлебинин и Тарас Тимофеев.

Патриарх Никон с братией Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Картина из собрания Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. Автор неизвестен. 1660–1665 годы. По приказу Патриарха Никона построены Патриаршие Палаты в их нынешнем виде.

В нынешнем виде Патриаршие Палаты построены по повелению Патриарха Никона. По его указу старые постройки снесли. На их месте возвели новые палаты в три этажа. Кроме того, на территории Резиденции была построена домовая церковь.

В 1656 году при Патриархе Никоне она была освящена во имя апостола Филиппа и митрополита Филиппа.

Кресты пяти глав Храма были позолоченными и сохранялись вплоть до XIX века. Кроме того, в это же время возвели величественную Крестовую палату. В Крестовой палате Патриарх Никон принимал гостей, в том числе, царя и его слуг. Во время суда над ним их роскошь стала ещё одним доказательством его вины.

После смерти Никона Палаты неоднократно перестраивались. Так при Патриархе Иоакиме церковь Апостола Филиппа перестроили. После этого она стала называться Церковь 12 апостолов. Здесь обычно Московские патриархи совершали службы в будние дни.

После упразднения патриаршества в Патриарших палатах размещалась Московская синодальная контора

После того как патриаршество в России было упразднено, в Патриарших палатах разместили Московскую Синодальную контору. Произошло это в 1721 году. Кроме того, собор Двенадцати Апостолов в Кремле архитектор Иван Зарудный разделил на два этажа.

На втором этаже обустроили патриаршую библиотеку. Сделали это по указу Петра Великого, который решил приспособить бесхозные и ветшающие здания Патриарших палат под хранение старинных книг и манускриптов.

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги на Церковном Соборе в 1654 году. Патриарх Никон устроил в Патриарших Палатах библиотеку, в которой хранились богослужебные книги и церковные тексты.

В конце семнадцатого века комплекс Патриарших палат неоднократно перестраивался. Так реконструировали окна Крестовой палаты, которые утратили византийский стиль, но стали широкими.

Сделали для того, чтобы они могли пропускать больше света.

В 1748 году палаты осмотрел архитектор Дмитрий Ухтомский. Он обнаружил трещины, идущие по стенам и своду. По его указанию их пробрали и потом заделали щебнем и залили алебастром. В этом же время сложили новую печь необычного вида.

Вид Крестовой (Мироваренной) палаты. На переднем плане — серебряная кадь с литыми украшениями, дар императрицы Екатерины II.

Крестовая палата после перенесения церемонии варения мира в неё из разрушившейся церкви Трёх святителей получила название Мироваренная.

Когда разрушилась церковь Трёх святителей Крестовая палата стала выполнять новую функцию.

Дело в том, что на паперти храма с древности совершался чин мироварения. Отсюда миро, используемое во время богослужений, рассылалось по всей Российской империи.

Именно поэтому печь для приготовления этого благовония перенесли в палату. Она получила имя Мироваренная и здесь церемония совершалась вплоть до Октябрьской революции.

В дальнейшем различные повреждения палат и собора исправлял архитектор Иван Яковлев. Под его руководством был разобран и снова собран старый свод над Мироваренной палатой. Кроме того, реконструкции подверглись наружные стены и лестницы.

Во время Русской революции Патриаршие палаты и Собор сильно пострадали

Во время Октябрьской революции в московском Кремле собор московского Кремля имени Двенадцати апостолов, а также одна из стен Трапезной палаты подверглись сильному разрушению. Дело в том, что в зданиях скрывались сторонники белого движения, и поэтому их обстреляла артиллерия большевиков.

Фотография разрушенного после обстрела тяжёлой артиллерией большевиков Московского Кремля Собора Двенадцати Апостолов. 1917 год.

Советская власть палаты национализировала. Произошло это в 1918 году. После этого их передали музею. Патриаршие палаты во времена СССР ремонтировались и реконструировались.

В 1929 году в них перенесли из разрушенного собора Вознесенского монастыря иконостас XVII века. При этом во время реставрации власти приняли решение открыть расположенные под церковью два проезда.

Патриаршие палаты были национализированы Советской властью в 1918 году.

Кроме того, в 1922 году восстановили старинную галерею, которая соединяла храм с жилыми покоями Патриарха. Открыли и сами покои. Пол собора покрыли глазурованными плитками. При этом от верхнего храма апостола Филиппа, бывшим домовой церковью патриархов, остался только алтарь. В наше время доступ к нему перекрыт.

Современная архитектура Патриарших палат повторяет первоначальную

Несмотря на то что Патриаршие палаты и собор Двенадцати апостолов неоднократно перестраивались, современная их архитектура практически повторяет первоначальную. В наше время этот архитектурный комплекс состоит из двух-трёхэтажного здания.

Кроме того, в одном месте сохранилась Петровская палатка — остаток четвёртого этажа. В ней, по легенде, царь Пётр прятался со своей матерью и братом от взбунтовавшихся стрельцов.

В состав здания включена пятиглава церковь Двенадцати апостолов. Под нею выполнены две проездные арки. С севера к фасаду здания пристроена галерея..

Схема помещений Патриарших покоев и Собора Двенадцати Апостолов. До наших дней сохранились не все помещения и строения Патриарших Палат, но в целом архитектурный комплекс сохранил первоначальный вид.

Во времена Никона и до отмены патриаршества на Руси первый этаж здания занимали патриаршие приказы и хозяйственные службы. Здесь Московский патриарх принимал подчинённых и решал текущие дела.

На втором этаже располагались Столовая Крестовые палаты, приказные и парадные сени, трапезная. В парадных сенях Патриарх встречал царя и представителей царской фамилии, когда они посещали его. Кроме того, на втором этаже размещалась церковь Двенадцати апостолов. Третий этаж занимали личные покои Патриарха.

В наше время патриарших палатах размещается музей

Патриаршие палаты длительное время использовались для размещения различных служб Кремля. В качестве музея их стали использовать, начиная с 1961 года. Современная экспозиция в музее действует с 1987 года. Музей называется «Музей прикладного искусства и быта России XVII века.

Современная экспозиция музея в Патриарших палатах действует с 1987 года.

При этом внутри палат и соборе сохранились остатки их первоначального интерьера. Это помещённая в барабанах настенная роспись. При этом в Крестовой палате на прежнем месте стоит мраморная печь для мира.

Кроме того, здесь также помещена серебряная кадь под него. Изготовить её приказала императрица Екатерина II. Она же оплатила заказ. Весит кадь двести килограмм.

Панагия св. патриарха Иова, подаренная ему в день поставления на патриаршество царем Федором Ивановичем и царицей Ириной Годуновой. Она представляет собой византийскую камею с изображением Распятия на двухслойном агате (XII век) в золотом окладе работы XVI века.

В музее хранятся, в основном, личные вещи Московских патриархов.

В музее собраны различные вещи того времени — культовые и бытовые предметы. В основном это личные вещи Московских патриархов, царей и членов царской фамилии.

Представлены также художественные изделия, книги, шитьё, иконы, часы, посуда и ювелирные изделия.

Все предметы выполнены как отечественными, так и зарубежными мастерами.

Наиболее значимые экспонаты сгруппированы в музее по тематике

Кроме печи для варения мира, кади для неё же и иконостаса собора разрушенного Вознесенского монастыря, музей собрал много интересных экспонатов. Среди них можно назвать вклад царя Фёдора Алексеевича — золотое кадило, алавастр, подвесную пелену с вышитым изображением митрополита Ионы.

Также здесь можно увидеть портрет царя Алексея Михайловича на коне, часы, принадлежавшие патриарху Филарету и другие артефакты.

Одно из парадных облачений патриарха Никона — саккос из итальянского петельчатого аксамита (шелковой ткани с рельефной золотой вышивкой). Личные вещи патриарха Никона хранятся в Парадных сенях.

Все экспонаты в музее размещены согласно тематике. Одежда Московских патриархов, посольские дары, чарки, блюда, стопы и т.д. выставлены в Крестовой палате.

В Трапезной можно рассмотреть художественной шитьё.

Экспозиция икон, по понятным причинам, размещена в Соборе Двенадцати Апостолов. Интерьер богатых русских жилых домов XVII века можно обозреть в Приказных палатах. Это мебель и изразцовая печь.

Во второй комнате выполнена реконструкция рабочего кабинета московских патриархов. Личные вещи патриарха Никона хранятся в Парадных сенях.

В Парадных сенях Патриарших палат хранятся личные вещи патриарха Никона и его парадное облачение.

Все желающие могут посещать музейный комплекс ежедневно. Исключение только четверг. Работает он с 10.00 до 17.00. Так как он находится на территории московского Кремля, могут быть установлены временные ограничения на посещение его залов, поэтому запись на экскурсию необходимо производить заранее.

Источник: https://hranitel.club/387-patriarshij-dvorec-i-cerkov-dvenadcati-apostolov

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1656 год
Координаты: 55°45'05.0″N 37°37'02.4″E

 

История патриаршего подворья в Москве

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

Архитектурные особенности

Уникальная музейная экспозиция

Соборы Московского Кремля

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов на карте

 

Комплекс Патриарших палат – величественный памятник архитектуры середины XVII века на территории Московского Кремля. Он включает дворец, где размещалась резиденция иерархов Русской Православной Церкви, и их домовый храм Двенадцати апостолов. Патриаршие палаты замыкают с севера Соборную площадь.

История патриаршего подворья в Москве

Первый московский дом для главы русской церкви – митрополита Петра был построен еще при Иване Калите в 1325 году. Все первоначальные здания, как и весь Кремль тогда, были деревянными.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Соборной площади

Каменные здания для церковных иерархов стали строить при митрополите Ионе. Именно он распорядился возвести в 1450 году специальную палату рядом с храмом Ризоположения. В 1493 году отстроенный митрополичий двор не устоял во время страшного пожара, от которого пострадало большинство кремлевских зданий. И было принято решение о восстановлении подворья.

Большая перестройка церковной резиденции была осуществлена в 1652-1656 гг., и руководил ею патриарх Никон. Он привлек к строительству самых известных зодчих того времени Антипа Константинова и Бажена Огурцова, признанных мастеров каменного шатростроения.

А для росписи внутренних помещений Никон пригласил известных живописцев из Троицко-Сергиевского монастыря, Ярославля и Костромы. Наиболее сложные работы выполняли царские художники – Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и Федор Козлов.

Но, к сожалению, та ранняя живопись до наших дней не дошла.

Вновь отстроенный трехэтажный патриарший двор не уступал Теремным покоям царя по красоте, роскоши и пышности интерьеров. А в его внутренних помещениях хранилась богатая патриаршая ризница – настоящая сокровищница. Вскоре Никон попал в немилость и во время суда был обвинен в излишней гордыне и желании сравняться с самим государем.

Чуть позже, под руководством патриарха Иоакима, была построена новая церковь, освященная в сентябре 1681 года в честь Двенадцати апостолов. Вместо Ризоположенского храма, выполнявшего эти функции два с лишним века, новый собор стал домовым храмом для церковных иерархов.

Вид на собор Двенадцати апостолов

Патриарший дворец в XVIII-XX веках

В самом начале XVIII века, при Петре I патриаршество было упразднено. И церковные владения в Московском Кремле стали потихоньку ветшать. В 1718 году царь побывал в Патриаршем дворце и распорядился сделать на его верхнем этаже библиотеку редких рукописных и печатных книг.

В начале XVIII века здание Патриарших палат неоднократно реконструировалось и перестраивалось. В 1722-1725 гг. этими работами руководил архитектор Иван Зарудный.

Деревянным перекрытием в храме был выделен второй этаж. Вверху разместили библиотеку, а в жилых помещениях палат – ризницу. Для церкви сделали новый деревянный резной иконостас с позолотой.

А ее стены расписал масляными красками известный художник Иван Жеребцов.

В середине XIX столетия провели очередную реконструкцию храма Двенадцати апостолов, руководил которой архитектор Дмитрий Чичагов.

Было снято деревянное перекрытие между первым и вторыми этажами, собор покрыли свежей росписью, поменяли декор снаружи и поставили новый большой иконостас во всю стену.

Сам храм сделали значительно светлее, растесав старые оконные проемы и проделав новые. А в Патриаршем дворце разместили различные службы Синода.

Боевые действия в дни ноябрьских событий 1917 года не обошли и здание Патриаршего дворца. Артиллерийские снаряды значительно разрушили церковь и стену трапезного помещения.

Год спустя все кремлевские здания были национализированы, и в них расположили комендатуры, склады музеев и мастерские реставраторов.

Доступным для всех Патриаршие палаты стали только в 1961 году, после больших реставрационных работ.

Архитектурные особенности

Трехэтажное здание Патриаршего дворца было для своего времени огромным. С его строительством завершилось формирование основного архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. При Никоне разрозненные прежде постройки были объединены в единой архитектурный блок. И собор Двенадцати апостолов органично влился в единый стиль здания.

Конечно, во внешнем декоре Патриарший дворец многое перенял у более ранних кремлевских построек. Например, барабаны храма Двенадцати апостолов схожи с подобными архитектурными элементами Архангельского собора. А южный фасад здания вторит отделке более старого Успенского храма.

Если внимательно посмотреть на белокаменный портал церкви, выходящий на площадь, легко представить себе окружавшую ее в старые времена обходную галерею. Многие части дворца имеют заметные архитектурные несоответствия. Это вызвано многократными перестройками и реконструкциями его фасадов и внутренних помещений.

Так, за несколько веков в целостном комплексе палат сохранились все типы построек Средневековой Руси – от парадных помещений до маленьких жилых залов. Но сегодня весь архитектурный ансамбль Патриаршего дворца, над которым несколько веков трудились самые знаменитые русские зодчие, смотрится целостно и гармонично.

А явная асимметричность оконных проемов придает зданию лишь большую живописность.

Купола собора

Уникальная музейная экспозиция

Для посетителей внутренние убранства и музейные коллекции Патриаршего Дворца и церкви Двенадцати апостолов доступны ежедневно, кроме четверга, с 10.00 до 17.00. Второй этаж, где ранее располагались парадные помещения, представляет уникальную музейную коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства и быта XVII века.

В Парадных сенях выставлены вещи, которые повседневно ипользовались патриархом Никоном, а также его церковное облачение. В помещениях Крестовой палаты, где проводились церковные соборы и торжественные приемы, сейчас можно увидеть коллекцию старинной посуды, а также предметы, которыми пользовался во время охоты царь Иван Грозный, и уникальную коллекцию старинных часов.

В Приказных палатах посетители имеют возможность увидеть прекрасно сохранившиеся шахматы и письменный прибор отца Петра I — государя Алексея Михайловича.

А также букварь, специально изготовленный для сына Петра I — царевича Алексея знаменитым изографом и писателем того времени Карионом Истоминым.

В Приказных палатах воспроизведена обстановка жилой комнаты, где выставлены подлинные предметы XVII века: столы, стулья, кресло, сундуки, лавки и великолепно выполненная печь, облицованная расписными изразцами.

Трапезная палата экспонирует выставку старинного лицевого и орнаментального шитья.

Большинство представленных здесь художественных произведений – это предметы церковной утвари: покровы на престолы и жертвенники, пелены, украшавшие стены церквей, плащаницы и завесы царских врат.

Собор Двенадцати апостолов представляет редкие подписные иконы XVII века, созданные художниками Москвы и других городов России.

Вид на Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов с Ивановской площади

И среди них работы известных мастеров кисти того времени Федора Зубова и Симона Ушакова. Реставрационные работы в комплексе Патриарших палат идут постоянно. Так, в 2013 году, мастерами были расчищены фрагменты настенной живописи XVII века в парадных сенях и Приказных палатах.

Все предметы, которые можно увидеть внутри Патриаршего дворца и собора, это подлинные вещи царского, боярского и патриаршего обихода.

Они дают возможность легко представить средневековую столицу России и ее Кремль, и почувствовать дух той эпохи.

Экскурсия в этот уникальный музей позволяет прикоснуться к одному из поворотных моментов российской истории – XVII веку, который внес много нового в культуру и традиции нашей страны.

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/658-patriarshij-dvorets-i-sobor-dvenadtsati-apostolov-moskovskogo-kremlya

Патриарший дворец!

Патриарший дворец и собор Двенадцати апостолов Московского Кремля

adamashek

Какая звонкая тема!

Не квартира Патриарха, а целый дворец! И почему это наши ведущие СМИ не берутся это разрабатывать. Ответ, конечно, прост. А потому что этот дворец, принадлежавший Русской Церкви за века до появления каких либо СМИ сейчас государственный музей.

Так что с точки зрения любимого занятия либеральной прессы — использования факта для нанесения ущерба Церкви — тема никакая и даже ущербная, потому что возникают вопросы о прошедших возвратах церковного имущества во всех европейских странах, приблизиться к которым так мечтают эти же либералы, но только не ценной возврата чего либо РПЦ.

 Попасть в музей стоит денег, исключая дня музея и некоторых категорий граждан. Стоимость входного билета на посещение одной выставки, расположенной в двух залах: в Успенской звоннице и в Одностолпной палате Патриаршего дворца (без предоставления скидок) — 300 руб.  А единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриаршего дворца, выставок в Успенской звоннице и в Одностолпной палате — 350 руб. Вроде не дорого, а денег — жалко. Поэтому многие москвичи и гости столицы ходят по музеям именно в бесплатный день Музея. Вот в такой прекрасный день  мне и посчастливилось туда попасть. Помимо безвозмездного посещения там ещё были разложены очень хорошие схемы с планами музеев и достопримечательностей в них. Однако  на русском языке таковых было меньше всего и уже с утра их не было. Увы. Но вот с музеем Патриаршего дворца мне всё же повезло.
На плане хорошо видно, что даже церковь входит в состав музея. А сам дворец закладывался тогда, когда на Руси были ещё только митрополиты и палаты назывались Митрополичьи. Летописи свидетельствуют, что ещё Иван Калита выделил место для палат Митрополитов место севернее Успенского собора.Закладка палат митрополитом Ионой в 1450 годуЛицевой летописный свод. XVI в.Закладка палат на митрополичьем дворе. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Шумиловский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 91 об.)Во время польско-литовской интервенции и пожара 1626 года Патриарший двор горел. Патриарх Филарет восстановил Крестовую и Столовую палаты, срубил деревянные кельи и церкви.В 1643 году начался новый этап строительных работ, связанный с именем патриарха Иосифа. Под одной кровлей были возведены Крестовая, Золотая, Келейная и Казенная палаты, а также ряд подсобных помещений. Руководил работами Антипа Константинов, один из строителей Теремного дворца. При Патриархе Никоне старые палаты и церковь Соловецких чудотворцев разобрали и в 1655 году были выстроены новые палаты и Церковь. Палаты состоят из многочисленных комнат с щелевидными окнами, переходов и винтообразных лестниц. Первый этаж при патриархах занимали различные службы, второй был официальным. Личные кельи святителей располагались на третьем этаже, в северо-западной части. Они состояли из спальни, молельной комнаты и казнохранилища. Здесь же находилась малая домовая церковь Апостола Филиппа, в которой служил только сам патриарх. В других помещениях второго и третьего этажа располагались Патриаршая ризница и библиотека редких книг и рукописей. В 1763 г. главную Крестовую палату приспособили для варения благовонного миро – особого церковного масла. С тех пор ее стали называть Мироваренной. Екатерина II пожертвовала сюда серебряную кадь, которая и сейчас стоит рядом с печью. Она на переднем плане.

Крестовая палата имеет площадь 280 квадратных метров.Стены ее имеют толщину свыше двух метров. Перекрыта она единым сомкнутым сводом без опор. В палате устраивали торжественные приемы — здесь заседали церковные соборы, Патриарх принимал царя, устраивал праздничные обеды.

В этой палате Патриарх Никон праздновал свое новоселье, на котором побывал архиепископ Павел Алеппский и оставил ее восторженное описание. Тогда она выглядела по-другому: — «По окружности палаты сделаны ступеньки, и пол в ней вышел наподобие бассейна, которому не хватает только воды. Она выстлана чудесными разноцветными плитками…».

  Подробнее посмотреть можно сайте музея. http://www.kreml.ru/ru/museums/patriarchal/

 В сам музей входят: Парадные сени, Крестовая палата, Трапезная, Церковь Двенадцати апостолов, жилые комнаты.
Предметы домашнего обихода русских патриархов.
http://www.kreml.ru/ru/picture/?id=2630&lang=ru

Алавастр со священным маслом миро, подаренный патриарху Филарету. Константинополь. Начало XVII в.
В выставочных залах церкви Двенадцати апостолов экспонируются священные облачения и личные вещи патриархов из бывшей Патриаршей ризницы. У того же Никона было около ста парадных облачений, частично выставленных здесь, а частично – в Оружейной палате. В одной из витрин имеется белый клобук Никона с яхонтовым крестом. В нем патриарх проводил известный Церковный собор 1654 г, который принял церковную реформу и этим вызвал сопротивление старообрядцев. Последующие Патриархи достраивали палаты и украшали их.
Клобук патриарха Никона. Шитье — мастерские Московского Кремля. XVII в.Церковь Двенадцати апостолов была личным, домовым храмом русских патриархов. Древний иконостас церкви не сохранился. Нынешний пятиярусный иконостас с золоченой резьбой в виде виноградной лозы перенесен в церковь Двенадцати апостолов в 1929 г. из разрушенного Вознесенского собора. Слева от царских врат – образ Богоматери Федоровской, фамильной иконы дома Романовых. В верхнем ряду изображены непривычные для русских храмов сцены страстей Христовых, заимствованные из голландской Библии XVIII в. На стенах вывешено более двадцати икон кисти придворных иконописцев второй половины XVII в. – Симона Ушакова, Кирилла Уланова, Федора Зубова и других.
Икона «Распятие с апостольскими страстями». Федор Никитин Рожнов. Москва. 1699 г.В 1721 году после упразднения патриаршества и учреждения Святейшего Синода в здании палат расположилась его Московская контора. Это повлекло за собой значительные изменения в планировке, убранстве палат и их внешнем облике. В 1918 году Патриаршие палаты как памятник архитектуры XVII века были переданы музею. Начался длительный процесс их научной реставрации. В 1967 году на втором этаже Патриарших палат была открыта первая постоянная экспозиция.

Можно было подумать, что реставрация началась из большой любви к историческим памятникам Советской властью, но это не так.

Реставрацию пришлось делать из-за  повреждений, которые получил Кремль во время обстрела его революционными войсками.

К тому же, многие памятники здания Кремля уничтожались и перестраивались и это касалось не только памятника Александру  Второму, но церквей и Чудова монастыря. Можно посмотреть здесь, что было уничтожено. http://bgdiaspora.h3b.ru/3041

К тому же сразу после расстрела Кремля всё было обстоятельно описано в брошюре членом Комиссии Епископом Камчатским Нестором: «Расстрел Московского Кремля».: — «Собор 12 Апостолов расстрелян весь.

Изборожденная снарядами, изрытая, развороченная восточная часть зияет дырами, пропастями и трещинами, она производит впечатление живой развалины, которая держится каким-то чудом. На наружной стене этого храма более тяжелых и, так сказать, болезненных ран виднеется 16 орудийных, 96 осколочных и множество ружейных.

Несмотря на толщину старинной кладки кирпича, в местах удара образовались глубокие прострелы, а внутренняя алтарная стена покрыта опасными трещинами. Один снаряд пробил стену с южной стороны под окном и разорвался в церкви, причинив разрушение: подсвечники оказались разбитыми, многие иконы на стенах изранены осколками.

Стоявшее у северной стены большое Распятие жестоко поругано. Ударом снаряда сорваны распростертые, пригвожденные ко Кресту Пречистые Руки Спасителя. Тело его покрылось изъязвлениями от кирпичных вонзившихся осколков, и Распятие все залито маслом из лампады. Красные пятна создают потрясающую картину живого окровавленного Тела.

Богомольцы, которым удалось проникнуть в Кремль, подходя к этому Святому разбитому и поруганному Распятию, не могли спокойно смотреть на это жестокое поругание, предавались неописуемому отчаянию, плакали навзрыд, обнимали подножие Распятого Христа.

Один из снарядов попал в окно так называемых Петровских Палат, где спасался от стрельцов Петр Великий, разбил оконный простенок и разорвался внутри Палаты. В настоящее время в этих Палатах все разрушено.»

Разгром Патриаршей ризницы.

Разбитая стена и внутренний разгром в церкви12Апостолов.

Если точно, что «Москва – храм России, а Кремль – алтарь этого храма» (слова Императора Александра III), то выходит стреляли именно по алтарю храма. И не удивительно, что после любезного приглашения М.С. Горбачёва сектанта Муна совершить языческие действия в Успенском соборе, СССР развалился.

В 1980-1985 годах были проведены очередные крупные научно-реставрационные работы, результатом которых и стала современная экспозиция музея. Сейчас в домовой Цекрви уже несколько раз проводились богослужения, естественно с разрешения директора музея.Хотя всё же, было бы лучше если бы эти два назначения этого здания совмещались без ущерба друг для друга.

Это вам не квартира, это палаты или дворец. Так от чего об этом дворце забыли написать либералы? Просто не придумали как  всё извратить ещё.

|

adamashek

Гозман со своим сравнением СС и Смерша уже стал притчей во языцах. Осталось напомнить в картинках, как видели Сталина со стороны СС. Скажем так, Сталина и не только.

Вот так сюрприз. Катынь тоже немцы разрабатывали!
Плакаты 3-го Рейха для восточного фронта.

Нацизм отвратителен. Надо знать его коварные приёмы.Жаль, что в школе сейчас мало изучают  историю Великой войны и нашей Победы.Это оккупированный фашистами Харьков и так  немцы агитировали своими плакатами против своих врагов, лица которых изобразили.

Секреты психологической войны …Рис.11.

«Без маски: Сталин — дьявол. (Немецкий плакат 1943 г)

Эта тема у фашистов было очень популярной. Пожалуй, было больше только изображений воинов, рыцарей и Гитлера.

Очень надеюсь, что никакой народ более не будет подвергаться нацистскому преследованию,  в том числе и наш.

Источник: https://adamashek.livejournal.com/51774.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики