Vigoda

Памятник Юрию Долгорукому

Памятник юрию долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому установлен в Москве, столице России. Над созданием этого монумента трудились скульпторы — С. Орлов, А. Антропов, Н.  Штамм и архитектор — В. Андреев. Его открытие состоялось 6 июня 1954 года, а заложен он был в 1947, когда столица праздновала свое 800-летие.

С тех пор, в каждое празднование Дня города, люди приходят на Тверскую площадь к этому памятнику — одному из символов города. Великого князя Юрия Долгорукого считают основателем Москвы. Было также принято решение перенести его останки, но оказалось, место его захоронения ложным.

Позже прах великого князя был обнаружен в храме «Спаса на Берестове», который находится в Киево-Печерской лавре. Настоящий образ основателя Москвы был неизвестен, поэтому Орлов сделал его собирательным. Юрий  восседает на коне, одет в воинские доспехи, как настоящий былинный богатырь, которыми так славилась русская земля.

Рукой он указывает на то место, где надлежит возвести крепость. Годом основания Москвы считают 1147 год, но историки обнаружили летопись, где указано, что на этом месте несколько веков назад уже стояло селение.

К памятнику в разные годы отношение было неоднозначное. Он, то становился героем фольклора, то к нему относились с почтением. Годы, растянувшиеся со дня закладки до открытия, прошли в разногласиях между Орловым и властями города.

Он противился делать надпись на основании памятника то, какое ему рекомендовали члены комиссии. В те времена это было смелым поступком, но он отстоял свое мнение.

Наконец, когда все пришли к единому мнению, работа над его созданием сдвинулась с мертвой точки.

Памятник Юрию Долгорукому в Москве

Монумент обошелся бюджету Москвы в 5,5 млн. руб.

Туристы, прогуливаясь по Тверской площади, непременно подходят к этому памятнику. Внимательно его разглядывают, не смотря на неоднозначную оценку, он интересен, как скульптурное произведение. Интересны все детали: огромный конь, украшения на одежде Долгорукого.

Чтобы увидеть монумент Юрия Долгорукого, надо пройти пешком от ст. метро «Пушкинская», «Охотный ряд», «Тверская».

Юрий Долгорукий

Юрий (Георгий) Владимирович, по прозвищу Долгорукий (др.-рус. Гюрьги, Дюрьги). Родился в 1090-е годы — умер 15 мая 1157 года в Киеве. Князь ростово-суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Всеволодовича Мономаха. Основатель Москвы.

Юрий Долгорукий родился в 1090-е годы.

Согласно В. Н. Татищеву, родился в 1090 году. Согласно его расчетам, Юрий — сын первой жены Владимира Мономаха, дочери последнего правившего англосаксонского короля Гарольда II, Гиты Уэссекской.

Однако «Гюргева мати», о которой говорит «Поучение» Владимира Мономаха, умерла 7 мая 1107 года. Это не позволяет отождествить её с Гитой, скончавшейся 10 марта, вероятно, 1098 года. Таким образом, Юрий Владимирович мог быть сыном второй супруги своего отца Ефимии и родился в промежутке между 1095—1097 и 1102 годами (последняя дата — год рождения его младшего брата Андрея).

По одной из версий, его сын Андрей Боголюбский родился около 1111 года, а старший сын Ростислав Юрьевич, соответственно, ещё раньше. Вряд ли Юрию в это время могло быть меньше 16-17 лет.

Вопрос даты рождения Юрия остаётся открытым. Эта дата может пока быть лишь приблизительно определена как 1090-е годы.

В 1120 году Юрий возглавил поход русских войск против волжских булгар. В походе также участвовали половцы.

В 1125 году перенёс столицу своих владений из Ростова в город Суздаль, а его наследник-сын Андрей Боголюбский — в 1157 году во Владимир. С тех пор политическая роль Ростова заметно уменьшилась.

Когда в 1132 году перешедший по смерти Мстислава Великого в Киев Ярополк Владимирович отдал Переяславское княжество Всеволоду Мстиславичу, Юрий выгнал последнего оттуда. Тогда Ярополк посадил в Переяславле Изяслава Мстиславича, но Юрий воспротивился и такому варианту.

Затем Изяслав был изгнан Вячеславом Владимировичем из Турова, после чего уехал в Новгород, откуда с братом Всеволодом организовал поход в Ростово-Суздальское княжество (1134). В битве при Жданой горе обе стороны понесли значительные потери, но не добились решающего успеха.

В 1135 году Переяславль был отдан Ярополком Юрию в обмен на центральную часть его княжества с Ростовом и Суздалем.

Однако выступление коалиции Мстиславичей и Ольговичей против Ярополка привело к тому, что Юрий вернулся в Ростов, в Переяславль был переведён Андрей Владимирович Добрый, а на Волыни сел Изяслав Мстиславич.

После смерти Ярополка и изгнания Вячеслава из Киева Всеволодом Ольговичем (1139) активность Юрия свелась к неудачной попытке поднять новгородцев в поход на юг.

В период своего первого киевского княжения (1149—1151) оставил в Суздале сына Василька.

Во время последнего киевского княжения (1155—1157) сохранил Ростово-Суздальскую землю за собой лично, планируя оставить её после своей смерти своим младшим сыновьям Михаилу и Всеволоду, а старших утвердить на юге.

Но вскоре его старший на тот момент сын Андрей вернулся из Вышгорода на северо-восток, а после смерти Юрия перенёс столицу княжества во Владимир-на-Клязьме.

Юрий Долгорукий активно поощрял заселение своих владений, привлекая население Юго-Западной Руси. Он выделял переселенцам ссуды и предоставлял им статус вольных земледельцев, который был довольно редким в Поднепровье.

С разной степенью достоверности Долгорукому приписывается основание многих городов Северо-Восточной Руси, среди которых Кснятин и Переславль-Залесский, а по мнению ряда краеведов — также Кострома, Городец, Стародуб, Звенигород, Перемышль и Дубна.

Достоверно известно, что в начале 1150-х Юрий основал города Юрьев, названный в его честь, и Переславль, где в изначальном виде стоит заложенный при основании белокаменный Спасо-Преображенский собор.

Другая сохранившаяся постройка Долгорукого — Борисоглебская церковь в его загородной резиденции Кидекша.

Эти постройки — древнейшие, сохранившиеся в Северо-Восточной Руси, свидетельствуют о том, что князь предпочитал строить из белого камня, а не из плинфы, как его предки.

В 1154 Юрий Владимирович основал город Дмитров, названный так в честь святого великомученика Дмитрия Солунского, небесного покровителя своего сына Всеволода (в крещении Дмитрия), родившегося в тот год.

В годы его правления впервые в летописях упомянута Москва (1147), где Юрий угощал своего союзника, князя новгород-северского Святослава Ольговича (отца Игоря Святославича, героя Слова о полку Игореве).

В 1156 Юрий, если верить весьма позднему известию, укрепил Москву рвом и деревянными стенами — так как в это время князь находился в Киеве, непосредственное наблюдение за работами, по-видимому, вёл его сын Андрей Боголюбский, вернувшийся из Вышгорода в 1155 году.

Борьба Юрия Долгорукого за великое княжение

После смерти Всеволода Ольговича (1146) в нарушение удельно-лествичной системы киевский стол занял Изяслав Мстиславич, который опирался на симпатии киевской знати и пользовался инертностью (впрочем, как и сам Юрий) старшего брата Юрия — Вячеслава, который был старшим в роду и должен был наследовать Киев.

Убийство киевлянами Игоря Ольговича сделало его брата Святослава новгород-северского непримиримым противником Изяслава. В стремлении расколоть союз потомков Святослава Ярославича Изяслав поддерживал претензии черниговских Давыдовичей на Новгород-Северский. Юрий в этой тяжелейшей ситуации поддержал Святослава и таким образом обрёл на юге верного союзника.

Также его союзником был Владимирко Володаревич галицкий, который стремился сохранить независимость своего княжества от Киева, и половцы.

Союзниками Изяслава были смоляне, новгородцы и рязанцы, обеспокоенные соседством с сильным Суздалем, а также те правители княжеств на территориях нынешних Венгрии, Чехии и Польши, что находились в династическом родстве с Мстиславичами.

Дважды Юрий захватывал Киев и дважды изгонялся Изяславом. После поражения на Руте Юрий был вытеснен с юга, а его южные союзники поодиночке разбиты Изяславом.

В это время все реже летописи называют Юрия Ростовским князем, из-за чего некоторые исследователи считают, что Ростов терял исключительное право именоваться центром Северо-Восточной Руси и делил это место с Суздалем.

Князь пребывал то в одном городе, то в другом.

После смерти Вячеслава (декабрь 1154) Юрий сам снова отправился в поход на юг. По дороге он помирился с Ростиславом смоленским (январь 1155) и вместе со старым союзником Святославом Ольговичем занял Киев (март 1155). Новый князь Изяслав Давыдович оставил город без борьбы и вернулся в Чернигов.

В Вышгороде стал править Андрей Юрьевич, в Турове — Борис Юрьевич, в Переяславле — Глеб Юрьевич, в Поросье — Василько Юрьевич. Юрий предпринял поход на Волынь, незадолго до того ещё входившую в состав великого княжения, которую Юрий в своё время обещал передать сыну Андрея Владимировича Владимиру.

Однако после неудачи Юрия Волынь закрепилась за сыновьями Изяслава Мстиславом и Ярославом и их потомками (1157).

Внешность Юрия Долгорукого

В. Н. Татищев писал, что «сей великий князь был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза не весьма великие, нос долгий и искривлённый, борода малая, великий любитель женщин, сладкой пищи и пития; более о веселиях, нежели об управлении и воинстве прилежал, но всё оное состояло во власти и смотрении вельмож его и любимцев… Сам мало что делал, всё больше дети и князи союзные».

М. М. Щербатов полагал, что Юрия прозвали Долгоруким подобно персидскому царю Артаксерксу — за «алчность к приобретению».

Смерть Юрия Долгорукого

Ростислав Мстиславич смоленский, прежде признавший старшинство Юрия, после его волынского похода в 1157 году вступил в союз с Мстиславом Изяславичем волынским и Изяславом Давыдовичем черниговским. Вопрос об исходе борьбы остался открытым, так как 15 мая 1157 Юрий Долгорукий умер — по-видимому, отравленный киевскими боярами.

Он был крайне непопулярен среди киевлян, сразу же после смерти хозяина его двор был разграблен народом. Киев снова занял представитель линии черниговских Давыдовичей Изяслав.

Юрий планировал оставить Ростов и Суздаль своим младшим сыновьям, рассчитывая, что старшие после его смерти удержатся на юге, и взял с Ростова и Суздаля соответствующую присягу.

Однако удержаться на юге удалось только Глебу, женатому на дочери Изяслава Давыдовича. Тем самым Переяславль обособился от Киева (1157). Старшего сына Долгорукого Андрея приняли на княжение Владимир, Ростов и Суздаль (старший Юрьевич Ростислав умер в 1151 году).

Через несколько лет Андрей выслал из княжества своих младших братьев в Византию.

Юрий Долгорукий (документальный фильм)

Жены и дети Юрия Долгорукого

Первая жена: с 1108 княжна, дочь половецкого хана Аепы Осеневича. Посредством этого брака отец Юрия Владимир Мономах намеревался упрочить мир с половцами.

Дети от первого брака:

Ростислав (ум. 1151), князь Новгородский, Переяславский; Андрей Боголюбский (уб.1174), великий князь Владимиро-Суздальский (1157—1174);

Иван (ум.

Источник: https://travel70.ru/pamjatnik-juriju-dolgorukomu/

Памятник Юрию Долгорукому

Памятник Юрию Долгорукому
Рубрика: Москва

Мемориал, посвящённый легендарному основателю Москвы Юрию Долгорукому, открылся в начале лета 1954 года на Советской площади (современное название — Тверская). Авторами проекта выступали С.

Орлов, Н. Штамм и А. Антропов, мастер по архитектурному дизайну — В. Андреев.

В качестве места для установки памятника великому князю была выбрана площадь напротив здания Моссовета, сегодня в нём располагается столичная мэрия.

История памятника

Празднование 800-летия Москвы в 1947 году власти планировали провести с широким размахом — день города, кроме прочего, должен был стать первым массовым торжеством послевоенных лет. Разрабатывать план грядущего мероприятия и готовиться к нему начали заблаговременно, и чуть ли не первым пунктом в списке значилась закладка памятника Юрию Долгорукому.

Для того чтобы и этому событию придать особую торжественность и смысл, за год до юбилея столицы, в 1946-м, в Киев была направлена экспедиция.

В качестве цели выступало лишь одно — обнаружить останки великого князя и привезти их в Москву для последующего перезахоронения. Увы, в итоге группа вернулась ни с чем.

Параллельно с этим завершился конкурс на лучшую концепцию будущего монумента, где лучшим признали проект Сергея Орлова.

От закладки первого камня до непосредственно открытия памятника прошло 7 лет. Столь длительный срок во многом объясняется разногласиями внутри коллектива авторов, видевших мемориал каждый по-своему, и жёстким нравом самого руководителя проекта, не желающего прислушиваться к мнению коллег и также имеющего свой взгляд на проведение работ.

Кроме конфликтов с соавторами монумента, Орлов в открытую враждовал и с властями города. В частности, он наотрез отказался «украшать» памятник надписью «Основателю Москвы от Советского правительства» — поведение, немыслимо дерзкое по тем временам и, к всеобщему удивлению, сошедшее бунтарю с рук. В итоге текст так и не был нанесён, торжественное же открытие мемориала состоялось в 1954 году.

История площади

На площади перед зданием Моссовета менее чем за 50 лет сменилось три памятника.

Первым здесь «поселился» Михаил Дмитриевич Скобелев (1912-й), однако после революции рабочий класс постановил убрать статую «белого генерала», оставив только постамент.

Его использовали в качестве трибуны на народных собраниях, но уже через пару месяцев решили демонтировать конструкцию до конца, чтобы возвести полноценный монумент.

7 ноября 1918 года здесь установили обелиск простейшей формы, его главными украшениями выступали выдержки из Конституции, а открытие имело больше формальный смысл, так как на все работы архитекторам был отведён всего лишь месяц.

Вскоре, чтобы как-то оживить дизайн ансамбля, к обелиску решили добавить статую Свободы — по образу Ники Самофракийской. Воплотить задумку в жизнь доверили Николаю Андрееву, до этого работавшему над памятником Н. Гоголю.

По проекту изваяние Ники должно было отличаться символической массивностью, поэтому фигуру вылепливали из двух частей.

При объединении статуи в единое целое автор увидел, что результат отличается от чертежей в заметно худшую сторону, но на исправление ошибок времени уже не было, и монумент воздвигли «как есть».

В таком виде конструкция простояла вплоть до весны 1941 года, пока не была взорвана по личному распоряжению Сталина.

Четвёртого «жителя» площади перед мэрией — памятник Юрию Долгорукому — тоже несколько раз хотели убрать: последний раз вопрос о его переносе в парк Новодевичьего монастыря поднимался в 1962-м, но эти планы так и остались нереализованными, и сегодня мемориал великого князя — один из символов российской столицы.

Адрес: пл. Тверская, 125009 Москва, Россия.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Памятник Сергею Прокофьеву
Одиннадцатого декабря 2016 г. на территории Камергерского переулка г. Москвы в торжественной обстановке был позиционирован монумент в ознаменование 125-летней годовщины со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Сергеевича…

Памятник А.С. Пушкину
6 июня достаточно широко отмечается в культурной среде и сегодня, однако в 1880 году в столице день рождения А. С. Пушкина праздновался с особенным размахом — к торжеству в честь знаменательной даты было приурочено ещё одно событие — открытие памят…

Театральная площадь
Театральная площадь — один из ключевых туристических объектов Москвы с богатой историей и целым рядом достопримечательностей. Это красивейшее место по известности, культовости и значимости для столицы вполне может конкурировать с Красной площадью. …

«ВДНХ» — выставка достижений народного хозяйства
Комплекс ВДНХ, расположенный в северо-восточной части российской столицы, можно назвать огромной выставкой под открытым небом. Его общая площадь составляет более 300 га, половину занимают павильоны, возведённые ещё до Великой Отечественной войны и …

Старый Арбат
Если сыграть в туристические ассоциации и попросить даже иностранца назвать несколько слов, связанных со столицей России, наряду с Красной площадью и Кремлём обязательно прозвучит Арбат. Эта улица, старейшая в Москве, давно стала настоящим её симво…

 

ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/moscow/pamyatnik-yuriyu-dolgorukomu-v-moskve

Памятник Юрию Долгорукому. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Памятник Юрию Долгорукому

Установлен в 1954 году на Тверской площади (до 1993 года называвшейся Советской), напротив здания Мэрии Москвы (в советскую эпоху — здание Моссовета).

Скульпторы С. М. Орлов, А. П. Антропов, Н. Л. Штамм, архитектурное оформление В. С. Андреева.

Памятник, заменивший конную статую генерала Скобелева, стал одним из символов столицы. Вокруг него сложился ряд легенд в московском городском фольклоре.

История создания

800-летие Москвы осенью 1947 года по решению советского руководства планировалось отметить с особым размахом. Это был первый послевоенный большой праздник, к тому же он рассматривался как «генеральная репетиция» к торжествам по случаю 30-летия Октябрьской революции.

1147 год, традиционно считающийся годом основания города, на самом деле является годом первого летописного упоминания о Москве; историкам к середине XX века уже было хорошо известно, что селение на месте Москвы существовало как минимум за 200 лет до княжения Юрия Долгорукого, и князь никак не мог «основать» его. До сих пор остаётся неясным вопрос, была ли построена при князе Юрии в этом селении крепость (городище), или она существовала ранее. Тем не менее, празднование юбилея проводилось в соответствии с датой, ставшей традиционной. Фигуре Юрия Долгорукого при этом уделялось особое внимание.

Памятник на памятной монете, отчеканенной в честь Олимпиады-80. Реверс Andshel, CC BY-SA 3.0

По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М. М. Герасимовым с целью разыскать останки Юрия Долгорукого.

По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя.

[/stextbox]

Однако экспедиция оказалась неудачной; при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.

В том же 1946 году, в сентябре, состоялся конкурс на лучший проект памятника. Победителем был объявлен проект С. М. Орлова. За него в том же году скульптор был удостоен Сталинской премии.

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, во время празднования 800-летия Москвы. Однако город не скоро увидел монумент.

Между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Споры были не только между соавторами: Орлов также конфликтовал с властями.

Люди, хорошо его знавшие, рассказывали впоследствии, что скульптор был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения, на монументе Советское правительство не упоминается.

На скорости работ сказывалось также недостаточное финансирование: московский юбилей обозначился одновременным стартом нескольких грандиозных проектов, в частности, закладкой «сталинских высоток».

Ещё одна легенда рассказывает об утверждении Сталиным окончательного варианта памятника.

Вождь, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы».

[/stextbox]

Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения. Эта легенда получила своеобразное продолжение уже во времена Хрущёва.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1954 года. Он был изготовлен на Мытищинском заводе им. народного художника Е. Ф. Белашовой скульптором-литейщиком по бронзе Савинским Гавриилом Ивановичом и обошёлся городскому бюджету в 5,5 млн рублей.

Памятник в восприятии москвичей и властей

Памятник Юрию Долгорукому сразу же вызвал неоднозначную реакцию как общественности, так и властей.

Одна из легенд гласит, что в момент, когда спало брезентовое покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!». По другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!».

Первая реплика приписывается писателю Зиновию Паперному; вторая — композитору-песеннику Сигизмунду Кацу. Как бы то ни было, в этом эпизоде обозначено стилистическое несоответствие: памятник-символ полулегендарной личности был решён подробно, портретно, со множеством деталей.

Претензия на историческую достоверность, усиленная патетическим жестом бронзового князя, и стала поводом для шутки.

Однако ещё до открытия памятника «основателю Москвы» Советская площадь была у москвичей на устах, заслужив репутацию «несчастливого места». Дело в том, что здесь в 1912—1918 годах стоял многофигурный монумент генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он был уничтожен как памятник «слуге царизма», а на его месте осенью 1918 года появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции.

Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева, для которой позировала племянница Станиславского Вера Алексеева (по другой версии — прототипом стала актриса МХАТа Евгения Хованская, славившаяся своей красотой).

Скульптор, работая над статуей, вдохновлялся динамичными формами античного изваяния Ники Самофракийской. Памятник полюбился москвичам и даже вошёл в московский фольклор; к примеру, в анекдот тех лет:

«— Почему «Свобода» против Моссовета?

— Потому что Моссовет против свободы!»

«Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря»».

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона.

Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. (Предполагают, что не в последнюю очередь это произошло из-за цитированного анекдота.

) Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее, попав туда совершенно случайным образом. Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

В ещё одной легенде говорится, что Н. С. Хрущёв сильно недолюбливал памятник Юрию Долгорукому.

Однажды, проезжая по улице Горького (так тогда именовалась Тверская) в дурном расположении духа, он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие.

На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине».

Памятник на юбилейной монете, отчеканенной в честь 850-летия Москвы. Реверс   Permjak, CC BY-SA 3.0

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от наиболее активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов».

В некоторых из них делался особый акцент на то, что памятник князю стоит на Советской площади. Письма шли массовым потоком; были отклики даже от иностранных коммунистов.

В 1959 году известный английский коммунист Эндрю Ротштейн (en:Andrew Rothstein), долгое время живший в Москве, писал начальнику Главмосстроя В. Ф. Промыслову:

«В сравнении с монументом Свободы Юрий Долгорукий в художественном и политико-символическом значении, мне кажется, не на месте…»

Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Идеологические критики справедливо указывали на отступление от ленинской программы монументальной пропаганды.

В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря.

Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущёв лишился всех своих постов. Новой правительственной верхушке было в те дни не до памятника, а впоследствии советское руководство предпочитало не вспоминать об инициативе Никиты Сергеевича.

В «годы застоя» бронзовый Юрий Долгорукий москвичами по-прежнему воспринимался как чужеродный элемент, близкий разве что приезжим. Известен анекдот тех лет:

Грузин вышел из ресторана «Арагви» в Москве и увидел памятник Юрию Долгорукому. Изумился и спросил своего приятеля: «Кто это такой?» «Как, ты не знаешь? Это Юрий Долгорукий». «Слушай, что он такое сделал, что ему памятник поставили?» Тот отвечает: «Слушай, он Москву основал». «Вай, какой хороший человек! Какой город построил вокруг ресторана „Арагви“!»

Ситуация стала меняться в процессе перестройки, когда на волне демократизации московский день города стал регулярным праздником, и окончательно переломилась при Юрии Лужкове.

Все официальные мероприятия, связанные с открытием Дня города, проводились на фоне памятника «основателю Москвы»; изображение монумента широко тиражировалось на праздничных плакатах.

Московские осторословы отметили любовь мэра к своему тёзке, пустив шутку:

«Один Юрий — Долгорукий, а другой — Долгосрочный».

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/19298-pamyatnik-yuriyu-dolgorukomu/

История создания[ | ]

800-летие Москвы осенью 1947 года по решению советского руководства планировалось отметить с особым размахом. Это был первый послевоенный большой праздник, к тому же он рассматривался как «генеральная репетиция» к торжествам по случаю 30-летия Октябрьской революции.

1147 год, традиционно считающийся годом основания города, на самом деле является годом первого летописного упоминания о Москве; историкам к середине XX века уже было хорошо известно, что селение на месте Москвы существовало как минимум за 200 лет до княжения Юрия Долгорукого, и князь никак не мог «основать» его. До сих пор остаётся неясным вопрос, была ли построена при князе Юрии в этом селении крепость (городище), или она существовала ранее. Тем не менее, празднование юбилея проводилось в соответствии с датой, ставшей традиционной. Фигуре Юрия Долгорукого при этом уделялось особое внимание.

По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М. М. Герасимовым с целью разыскать останки Юрия Долгорукого.

По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя.

[/stextbox]

Однако экспедиция оказалась неудачной; при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.

В том же 1946 году, в сентябре, состоялся конкурс на лучший проект памятника. Победителем был объявлен проект С. М. Орлова. За него в том же году скульптор был удостоен Сталинской премии. Как утверждает Александр Васькин, Сталин лично выбрал среди прочих претендентов кандидатуру Орлова, о котором высоко отозвался на кремлевском приеме американский посол Аверелл Гарриман[1].

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, во время празднования 800-летия Москвы. Однако город не скоро увидел монумент.

Между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Споры были не только между соавторами: Орлов конфликтовал и с властями.

Люди, хорошо его знавшие, рассказывали впоследствии, что скульптор был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения, на монументе Советское правительство не упоминается[2].

На скорости работ сказывалось также недостаточное финансирование: московский юбилей обозначился одновременным стартом нескольких грандиозных проектов, в частности, закладкой «сталинских высоток».

Ещё одна легенда рассказывает об утверждении Сталиным окончательного варианта памятника.

Вождь, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы».

[/stextbox]

Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения[3][4]. Эта легенда получила своеобразное продолжение уже во времена Хрущёва.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1954 года. Он был изготовлен на скульптором-литейщиком по бронзе Гавриилом Савинским и обошёлся городскому бюджету в 5,5 млн рублей.

Художественные особенности[ | ]

Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи. Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости.

Подробно исполнены все элементы боевого облачения: шишака с бармицей на голове, байданы на торсе. Так же тщательно прорисованы элементы конской сбруи.

Круглый щит, закреплённый на левой руке князя, украшен древним геральдическим знаком Москвы — Георгием Победоносцем (князь Юрий — тезоименитый святому Георгию).

Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Использованы изображения кентавра, птицы Сирин, василиска, птицы Феникс, грифонов, стилизованные изображения льва и оленя.

Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство.

Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы — Владимиро-Суздальской Руси[5].

В скульптурном памятнике ярко проявились тенденции советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х: склонность к поверхностному жизнеподобию, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, тяга к украшательству. Такой подход нередко замутнял изначальную художественную идею, вступая в противоречие с логикой построения формы[6] (см. также Сталинский ампир).

Памятник в восприятии москвичей и властей[ | ]

Памятник Юрию Долгорукому сразу же вызвал неоднозначную реакцию как общественности, так и властей.

Одна из легенд гласит, что в момент, когда спало брезентовое покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!». По другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!».

Первая реплика приписывается писателю Зиновию Паперному; вторая — композитору-песеннику Сигизмунду Кацу[7]. Как бы то ни было, в этом эпизоде обозначено стилистическое несоответствие: памятник-символ полулегендарной личности был решён подробно, портретно, со множеством деталей.

Претензия на историческую достоверность, усиленная патетическим жестом бронзового князя, и стала поводом для шутки.

Открытие памятника генералу Скобелеву, 1912 год. Памятник на памятной монете, отчеканенной в честь Олимпиады-80. Реверс Памятник на юбилейной монете, отчеканенной . Реверс

Однако ещё до открытия памятника «основателю Москвы» Советская площадь была у москвичей на устах, заслужив репутацию «несчастливого места». Дело в том, что здесь в 1912—1918 годах стоял многофигурный монумент генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он был уничтожен как памятник «слуге царизма», а на его месте осенью 1918 года появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции.

Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева, для которой позировала племянница Станиславского Вера Алексеева[4] (по другой версии — прототипом стала актриса МХАТа Евгения Хованская, славившаяся своей красотой[8]).

Скульптор, работая над статуей, вдохновлялся динамичными формами античного изваяния Ники Самофракийской. Памятник полюбился москвичам и даже вошёл в московский фольклор; к примеру, в анекдот тех лет:

— Почему «Свобода» против Моссовета?
— Потому что Моссовет против свободы! [4]

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона.

Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее, попав туда совершенно случайным образом.

Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».[7]

В ещё одной легенде говорится, что Н. С. Хрущёв сильно недолюбливал памятник Юрию Долгорукому. Однажды, проезжая по улице Горького (так тогда именовалась Тверская) в дурном расположении духа, он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными.

Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине»[9].

Памятник вызвал недовольство старых большевиков и космополитической интеллигенции.

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от наиболее активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов».

В некоторых из них делался особый акцент на то, что памятник князю стоит на Советской площади. Письма шли массовым потоком; были отклики даже от иностранных коммунистов.

В 1959 году известный английский коммунист Эндрю Ротштейн (en:Andrew Rothstein), долгое время живший в Москве, писал начальнику Главмосстроя В. Ф. Промыслову:

В сравнении с монументом Свободы Юрий Долгорукий в художественном и политико-символическом значении, мне кажется, не на месте…[10]

Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Идеологические критики справедливо указывали на отступление от ленинской программы монументальной пропаганды.

В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря.

Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущёв лишился всех своих постов. Новой правительственной верхушке было в те дни не до памятника, а впоследствии советское руководство предпочитало не вспоминать об инициативе Никиты Сергеевича.

В «годы застоя» бронзовый Юрий Долгорукий москвичами по-прежнему воспринимался как чужеродный элемент, близкий разве что приезжим. Известен анекдот тех лет:

Грузин вышел из ресторана «Арагви» в Москве и увидел памятник Юрию Долгорукому. Изумился и спросил своего приятеля: «Кто это такой?» «Как, ты не знаешь? Это Юрий Долгорукий». «Слушай, что он такое сделал, что ему памятник поставили?» Тот отвечает: «Слушай, он Москву основал». «Вай, какой хороший человек! Какой город построил вокруг ресторана „Арагви“!» [11]

Ситуация стала меняться в процессе перестройки, когда на волне демократизации московский день города стал регулярным праздником, и окончательно переломилась при Юрии Лужкове.

Все официальные мероприятия, связанные с открытием Дня города, проводились на фоне памятника «основателю Москвы»; изображение монумента широко тиражировалось на праздничных плакатах.

Московские осторословы отметили любовь мэра к своему тёзке, пустив шутку: «Один Юрий — Долгорукий, а другой — Долгосрочный»[9].

Дополнительные сведения[ | ]

«Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру» [12].
  • По следам розысков М. М. Герасимова в 1980-е состоялась ещё одна экспедиция в Киев, которую возглавил Виктор Харламов.

    В 1989 году экспедиция наконец разыскала захоронение «основателя Москвы». Ряд экспертиз подтвердил гипотезу, что археологи имеют дело именно с останками Юрия Долгорукого (хотя впоследствии высказывались сомнения в правильности выводов Харламова).

    По мнению исследователей, князь отличался низкорослым телосложением, был толстым, имел непропорционально длинные руки и ступни: его прозвище, которое было принято толковать иносказательно, вероятно, имело буквальный смысл. Он также страдал остеохондрозом — следовательно, верховая езда должна была причинять ему сильную боль.

    Московский скульптурный памятник совершенно не соответствует портрету, созданному учёными[13][14].

  • Неосуществлённый проект Веры Мухиной предполагал принципиально иное решение образа Юрия Долгорукого.

    Планировалась одиночная фигура без намёка на воинственность: «основатель Москвы» представал в пышной древнерусской княжеской одежде, отороченной золотой вышивкой, облачённым в кафтан, в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями, что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность.

    В проекте интересно решался постамент в форме капители. Посвящение было стилизовано под древнерусский язык: «На сем месте в году 1147 Юрием Долгоруким град Москва заложен». Это был один из самых необычных замыслов художницы. Проект памятника в переработанном виде Мухина реализовала как фарфоровую статуэтку с подглазурной росписью.

    [15]
  • В глубине Тверской площади находится ещё один скульптурный памятник — Ленину (см. ). Он расположен за памятником Юрию Долгорукому, возле здания бывшего Института марксизма-ленинизма. Гранитный вождь работы С. Д. Меркурова появился на площади в 1940 году.

Примечания[ | ]

  1. Васькин, А. Тверская улица в домах и лицах. — М.: Центрполиграф, 2015. — С. 236.
  2. ↑ Всегда и во всём быть художником. Мир истории (01.2002). Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 14 января 2003 года.
  3. ↑ 7 сентября в истории. NewsInfo (7 сентября 2008).

    Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 19 марта 2012 года.

  4. 123 Всадники и Статуя Свободы на Тверской площади. Москва. Назад в будущее. Что было — что стало. RetroMoscow. Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 19 марта 2012 года.

  5. ↑ Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М.: Московский рабочий, 1959.
  6. ↑ Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17—20 веков // Энциклопедия для детей Аванта+. — М.: Аванта+, 2005. — Т. 7. — ISBN 5-89501-015-6.

  7. 12Митрофанов, Алексей.

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D1%8E_%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%83

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики