Vigoda

Содержание

Петр 1: памятник в Москве. Описание, история, мнения

Памятник Петру I

Нет, пожалуй, правителя, который бы более заслуживал многовековую память соотечественников, чем Петр 1. Памятник в Москве по проекту знаменитого скульптора З. Церетели считается одним из самых неоднозначных творений автора.

Вокруг этого памятника уже полтора десятка лет не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному.

Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Описание памятника

Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции смонтирована из нержавеющей стали в виде каркаса, на котором установлена бронзовая облицовка.

Фигура Петра, корабль и нижний сегмент памятника собирались по отдельности и лишь после этого выстраивались на общем, подготовленном заранее пьедестале.Своеобразно сконструированы ванты корабля. Они сделаны из металлических тросов, соединенных между собой и качающихся при дуновении ветра. Другими словами, ванты сделаны, как настоящие.

Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушающих воздействий внешней среды. Фигура императора для дополнительной защиты покрыта специальным лаком, способствующим сохранению цвета.

Паруса корабля сделаны полыми для облегчения верхней части монумента. Их основой служит легкий металлический каркас.

Все крепления памятника сделаны из нержавеющей стали во избежание коррозии. Внутри монумента имеется лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкции.

Как уже сказано, бронзовый царь стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля по волнам в основаниях острова обустроены фонтаны. При взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны.

Бронзовая статуя была воздвигнута в 1997 году. Многие СМИ утверждали, что это монумент, посвященный 500-летнему юбилею открытия Америки европейцами, и изначально на постаменте предполагалась фигура Христофора Колумба.
Однако попытки автора продать памятник американцам или испанцам не увенчались успехом.

После этого монумент был преподнесен властями и автором городу как подарок в честь 300-летия Российского флота. В итоге героем композиции стал Петр 1. Памятник в Москве до сих пор вызывает горячие споры среди общественности и знатоков.

Пятое сентября 1997 ознаменовано открытием статуи, приуроченным к празднованию 850-летия Москвы.

Памятник Петру I Москва приняла без воодушевления, прежде всего потому, что юбилей флота прошел в 1996 году, т. е. подарок «опоздал» на целый год.

Служащие ВМФ в лице адмирала Селиванова обращались к российскому правительству с просьбой о том, чтобы в честь их профессионального праздника в столице был установлен другой монумент, по эскизу художника Льва Кербеля. Однако городское начальство проигнорировало просьбу моряков.

Отношение москвичей к памятнику

Большинство жителей столицы уверены, что гигантская статуя императора имеет небольшую художественную ценность и не вписывается в архитектурный ансамбль города.

В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов.

Например, памятник Вацлава на мертвом коне, расположенный в центре Праги, Хэддингтонский постамент, изображающий акулу, врезающуюся в крышу дома, или всем известный брюссельский писающий мальчик.

Своей достопримечательностью в этом же роде могут похвастаться и Россия, Москва. Памятник Петру I в Москве вошел в мировую десятку самых «несимпатичных» сооружений.

Царь Петр оставил в истории нашего Отечества величайший след как неординарный реформатор, правитель, военачальник и, несомненно, великий деспот. Не только Москва и Петербург славятся петровскими монументами.

Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в европейских городах – Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.

Нескольких томов не хватит, чтобы рассказать о том, сколько сделал для России Петр 1. Памятник в Москве и других городах сохранит на многие десятилетия облик величайшего из русских монархов.

Несколько слов об авторе

Известный скульптор и художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем обучался во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами – Шагалом и Пикассо.

60-е годы в жизни скульптора ознаменованы началом активной работы в монументальном жанре. Одним из знаменитых детищ Церетели считается «Петр 1» — памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.

Скульптуры Церетели имеются в Америке («Слеза скорби», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушить стену недоверия»), Испании («Победа»).

Источник: https://FB.ru/article/182398/petr-pamyatnik-v-moskve-opisanie-istoriya-mneniya

Памятник Петру I в Москве работы Церетели

Памятник Петру I

Фото памятника Петру I в Москве

Памятник Петру I в Москве, созданный Зурабом Церетели, — самый высокий в России и один из самых высоких в мире.

Он был установлен 5 сентября 1997 года к 850-летию Москвы и вызвал практически единодушное отторжение как общественности, так и архитекторов.

По итогам ания активистов и экспертов сайта «Виртуальный турист» Памятник Петру I в Москве вошел в десятку самых уродливых памятников мира. А, между тем, в техническом плане, это уникальное инженерное сооружение.

История создания

Официальное название монумента, установленного по заказу Московского Правительства, — памятник в ознаменование 300-летия российского флота.

Однако, подарком морякам к юбилею он не являлся, поскольку праздник отмечался на год раньше — в октябре 1996 года.

Кроме того, моряки просили Виктора Черномырдина установить в столице совсем другой памятник Петру I – выполненный по эскизу народного художника академика Льва Кербеля, Эту статую планировали установить напротив Третьяковки.

Вместе с тем, комиссии, созданные Правительством столицы, сравнив два проекта, решили, что замыслы Церетели прекрасны и его творение несет в себе большую эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность, а работа Льва Кербеля должна быть «выселена» в Измайлово.

Удивительно, что появление этого монумента вызвало значительно больший общественный резонанс, чем любые выборы во власть или какое-нибудь чрезвычайное происшествие.

Среди москвичей мнение относительно монумента также было неоднозначно. Противники работы Церетели нашли в ней множество противоречий и исторически недостоверных деталей:

  • В СМИ появилась информация, что монумент является измененной статуей Колумба, которую Церетели создал к 500-летию открытия Американского континента и безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году. Противники этой версии считают, что монумент в столице ничего общего с Колумбом не имеет. Надо признать, что две скульптуры схожи лишь по композиции, а в создании памятника Петра I в Москве, кроме мастерской Зураба Церетели, участвовали специалисты пяти институтов
  • Москвичам не понравилось место, где был установлен монумент. Имя императора больше связано с Санкт-Петербургом, а скульптура мореплавателя появилась в месте впадения Обводного канала в Москва-реку рядом с шоколадной фабрикой «Красный октябрь» — в этом жители также увидели несуразицу
  • Постамент сооружения украшают ростры и, по мнению знатоков мореплавания, это всегда были трофеи с вражеских кораблей. Здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом, и это означает, что царь воевал против собственного флота. Кроме того, в Российском флоте Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке (на носу) кораблей на гюйс-штоке поднимается гюйс
  • Церетели облачил императора в римские латы, а на носу кораблика размером с половину его фигуры сидит птица, хотя праздничная комиссия рекомендовала скульптору переодеть статую царя в традиционную форму российского моряка начала XVIII века и убрать орла с носа судна.

В 2010 году, когда Юрий Лужков покинул кресло мэра, заговорили о демонтаже и переносе сооружения в другое место. Однако, по оценкам экспертов, эти работы обошлись бы бюджету в миллиард рублей, а на эти деньги можно построить два детских сада.

Среди предложений о совершенствовании памятника – устроить на нем смотровую площадку. С палубы корабля открываются потрясающие виды на столицу, и петровский ботик мог бы стать не менее привлекательным, чем Эйфелева башня или монумент в память о Лондонском пожаре работы Кристофера Рена.

Вместе с тем, сам Зураб Константинович заявил, что все эти скандалы — хорошая реклама для него, а споры возникают по той причине, что у некоторых просто аллергия на царей.

Памятник Петру I в Москве — описание

В техническом плане памятник Петру представляет собой уникальное инженерное сооружение. Его общая высота составляет 98 метров, несущий каркас выполнен из нержавеющей стали, детали облицовки – из бронзы. Корабль и фигура царя собирались отдельно и затем монтировались на пьедестале.

Ванты корабля, изготовленные из нержавеющей стали, сплетены из тросов и закреплены так, что полностью исключена их подвижность. Паруса для уменьшения их веса имеют внутри пространственный металлический каркас.

Для монумента использовалась бронза самого высокого качества, многие детали позолочены. Искусственный остров окружен фонтанами, что создает эффект рассекающего воду корабля.

Создание памятника Петра I в Москве обошлось в 100 миллионов деноминированных рублей, то есть 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

Уход за памятником Петра I сложен. Внутри имеется лестница для наблюдения за его состоянием.

Для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать, причем, к флагу на носу корабля добраться достаточно просто, а для уходя за остальными требуется не только опыт, но и альпинистская подготовка.

Люк в памятник находится в голове и, чтобы попасть в паруса или в фигуру царя, необходимо по подкосам мачты подниматься на самый верх.

Можно сказать, что Зураб Церетели свою миссию выполнил и цели достиг, поскольку он произвел впечатление, не оставил людей равнодушными, заставив их волноваться, а это главная задача скульптора.

Оценить является ли памятник Петру I в Москве работы Церетели шедевром высокого искусства или уродливой скульптурой смогут лишь наши потомки.

Вспомним, ведь Эйфелева башня в Париже тоже вызывала споры и ее хотели снести, а затем стала символом города и туристической достопримечательностью.

Даже писатель Ги де Мопассан обедал в ресторане башни, и говорил, что «это единственное место во всем огромном Париже, откуда ее не видно!»

Источник: https://www.msk-guide.ru/page_19587.htm

Петры Первые в скульптуре

Памятник Петру I
visualhistoryВот, сам хотел сделать обзор по памятникам Петру I.
На сегодня они из российких городов есть в С.

-Петербурге (много), Архангельске, Астрахани, Балтийске, Бийске, Великом Новгороде, Воронеже, Выборге, Калининграде, Липецке (целых два), Москве, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Переславле-Залесском, Петрозаводске, Сочи, Таганроге, Туле, Шлиссельбурге, плюс бюсты в Махачкале, Екатерибурге.

В советское время, до «реабилитации» Петра Великого в 1937 году успели снести практически все имевшиеся, кроме Медного всадника и воронежского. Потом начали восстанавливать, ещё при Сталине.Так, в Петрозаводске монумент открыли в 1873-м, демонтировали в 1918-м, восстановили в 1940-м.

В Архангельске памятник поставили в 1914, снесли в 1920, восстановили в 1948-м.В Выборге и Воронеже памятники Петру были снесены иностранными оккупантами, но восстановлены в 1950е.

Но самая невероятная история с Петром случилась в Таганроге, где в довоенное время памятник сначала убрали с глаз долой, потом в 1940-м перенесли на оконечность мыса, потом в 1943 году его торжественно открыли немцы (!) в центре города, потом после освобождения демонтировали советские власти (!), но в 1948 году снова восстановили. В общей сложности, согласно исследованиям таганрогского краеведа М. С. Киричек, памятник Петру I переносили с места на место 12 раз!

Оригинал взят у mamlas в Петры Первые в скульптуре

Ещё о достопримечательности им. Петра Первого

Петр медный
Правители Российской империи

5 сентября 1997 года в Москве открыли памятник императору Петру I. Одна из самых скандальных скульптур в столице обошлась в $16,5 млн (по курсе 1997 — 100 млрд руб.

) и вызвала протест москвичей, однако композиция до сих пор возвышается над Москвой-рекой. Другие памятники Петру I по всей России сносили и свергали, а в бельгийском Антверпене бронзовая статуя российского императора стоит вопреки запрету.

Истории скульптур, посвященных последнему царю и первому императору,— в фотогалерее «Ъ». ©

По теме: Мифы и факты о Медном всаднике

Александр Петросян

Самая известная скульптура, изображающая Петра I, установлена на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие «Медного всадника» (скульптор Этьен Фальконе) состоялось в 1782 году. В обсуждении конструкции принимали участие императрица Екатерина II, французские мыслители Вольтер и Дидро.

По задумке памятник символизирует собой победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой, которую олицетворяет постамент. Для него в окрестностях Конной Лахты был выкопан Гром-камень, на его месте до сих пор сохранился водоем, названным Петровским прудом.

2.

Павел Смертин

Памятник Петру I на искусственном острове на Москве-реке установлен 5 сентября 1997 года. Официальное название конструкции — «В ознаменование 300-летия российского флота». По официальным данным, на возведение гигантской скульптуры потратили $16,5 млн (по курсу 1997 — 100 млрд руб.) по курсу 1997 года.

Конструкция стала одним из самых высоких памятников в России: высота мачты корабля — 98 м, стати императора — 18 м. СМИ писали, что изваяние Петра это переделанная статуя Колумба, которую Зураб Церетели не смог продать США, Испании и странам Латинской Америки.

В Москве архитекторы провели несколько акций против установки скульптуры под лозунгами «Вас здесь не стояло» и «Долой царя».

3. Сергей Субботин

Памятник Петру I в Петропавловской крепости установлен в 1991 году.

Скульптор Михаил Шемякин при создании вдохновлялся восковой статуей императора, которую создал итальянец Бартоломео Франческо Растрелли (сейчас хранится в Эрмитаже).

Голова Петра является точной копией скульптуры Растрелли, а пропорции тела увеличены в полтора раза — это создает гротескный эффект, уверен Шемякин.

4. Юрий Кавер

Памятник Петру I в Архангельске установлен в 1914 году по проекту скульптора Марка Антокольского, постамент изготовили монахи Соловецкого монастыря.

В 1920 году скульптуру снесли как «металлическое изображение гидры капитализма», и он 13 лет пролежал на набережной Северной Двины.

В 1948 году памятник восстановили, с 1997 года скульптура изображена на купюре номиналом 500 руб. (500 000 руб. до деноминации 1998 года).

5. Jaime Silva

В 1918–1930 годах большинство памятников Петру I в России были снесены под предлогом «незначительной художественной ценности». Однако некоторые скульптуры имели копии за границей — как статуя Царь-плотник.

Оригинал памятника был установлен на набережной Невы 27 июня 1909 года, а через год аналогичный памятник по проекту скульптора Леопольда Бернштама появился в голландском Зандаме.

В 1996 году благодаря этой копии скульптура царя, делающего лодку, вновь появилась в Петербурге, на старом месте.

6. Murray Howe

«Царь-плотник» был частью ансамбля, вторая скульптура которого «Петр I, спасающий рыбаков близ Лахты» была установлена в Санкт-Петербурге через год. Сюжет памятника основан на легенде о смерти императора — по одной из версий, Петр, возвращаясь из поездки в Шлиссельбург осенью 1724 года, увидел у Лахты севший на мель бот с рыбаками, начал их спасать и простудился, отчего и умер. Скульптура до сих пор не восстановлена, а ее модель, созданная Леопольдом Бернштамом, хранится в Петергофском музейном комплексе.

7.

В бельгийском Антверпене законодательно запрещено устанавливать памятники политикам, исключением стала только бронзовая статуя Петра I (скульптор Георгий Франгулян), которую поставили в 1998 году.

Композиция из фигуры императора и диска, который символизирует карту мира, установлена напротив аббатства святого Михаила, в котором остановился Петр в 1717 году.

По задумке скульптора, одна рука памятника на 20 см больше другой, что придает памятнику динамичность.

8.

В Петровском парке Выборга (Ленинградская область) установлен еще один памятник Петру I Бернштама. Открытие состоялось в июне 1910 года к 200-летию взятия города российскими войсками. После провозглашения независимости Финляндии в апреле 1918 года финские войска заняли Выборг и сбросили статую с постамента.

Памятник планировали отправить на металлолом в Германию, но сделка не состоялась. В ходе Советско-финской войны 1939–1940 годов памятник императору вернули на прежнее место, однако уже летом 1941 года финны опять свергли статую — в этот раз у нее оторвалась голова.

В 1954 году бронзовый памятник вернулся на место, где и стоит до сих пор.

9. Н. Козловский

В 1903 году в Таганроге был открыт памятник Петру I как основателю города (скульптор Антокольский). Скульптуру установили на пожертвования горожан, свои деньги вложил и писатель Антон Чехов.

«Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, о лучшем даже мечтать нельзя.

Около моря это будет и живописно, и величественно, и торжественно, не говоря уже о том, что статуя изображает настоящего Петра, и притом Великого, гениального, полного великих дум, сильного»,— писал Чехов своему другу, врачу Павлу Иорданову.

© «Коммерсантъ», 5 сентября 2016visualhistoryТолько что узнал о существовании снимков из уникального альбома «Виды фотографий города Торшка 1867 года» (коллекция В.Ф. Ярополова, в настоящее время хранится вл Всероссийском историко-этонографическом музее (ВИЭМ)).

Ракурс прямо как у Прокудина-Горского! Да и другие близко.

Качество, конечно, не ахти, но для Паствю подойдёт.2.3.4.5.6.7.8.

Источник: https://visualhistory.livejournal.com/1650294.html

Памятник Петру I (Москва). Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Памятник Петру I

Памятник работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из самых высоких в России памятников. Общая высота памятника 98 метров.

Описание

Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал.

Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.

Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений.

Свиток, который держит в руках Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника.

Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Создание и монтаж

По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать.

По данным из неофициальных источников, стоимость возведения гигантского бронзового царя — 15-20 млн. долл. Установка памятника по официальным данным стоила 100 миллиардов неденоминированных рублей, то есть 100 миллионов деноминированных, или ровно 16,5 миллиона долларов по курсу 1997 года.

На проектирование и строительство царя ушёл неполный год. В аэродинамической трубе Института механики МГУ были проведены продувки макета памятника, созданного сотрудниками Института (ныне в музее истории МГУ), что позволило существенно улучшить аэродинамические характеристики монумента.

Работы по монтажу проводили 120 монтажников 1-го МСМУ АО «Стальмонтаж» под руководством ведущего геодезиста Валерия Маханова и ведущего бригадира Владимира Максимова.

Независимая общественная комиссия, оценивавшая художественные качества памятника в 1997 году, за несколько месяцев до его открытия, указывала (см.

публикацию в журнале «Столица» одного из её членов), что «Пётр I», официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является.

«Прежде всего потому, что праздник прошёл аж в октябре прошлого года.

Во-вторых, ещё в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник.

Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель. Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.

 

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чём правительству Родины было сообщено специальным письмом.

И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели.

Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны».

Памятник Петру работы Кербеля «выселили» в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3.

Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»… и т. п., что выполнено не было.

Памятник был открыт 5 сентября 1997 года в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы, до этого, 3 и 4 сентября соответственно, Лужков и Ельцин открыли территорию вокруг восстановленного Храма Христа Спасителя и реконструированный Столешников переулок с храмом возле будущего отеля «Marriott Аврора».

Пётр I на ботике. Модель М.М. Антокольского. Париж, фирма «Фализ», 1891-96. shakko, CC BY-SA 3.0

Критика

Памятник вызвал практически единодушное отторжение в кругах общественности и архитекторов в связи с его внешним видом и отсутствием ценности для города.

В 1997 году журнал «Столица» и его главный редактор Сергей Мостовщиков провели серию публикаций против памятника, а также акцию по сбору подписей против установки памятника.

Мероприятие проводилось под лозунгом «Вас здесь не стояло», а графическим символом акции было сопоставление композиции Церетели с творением Остапа Бендера «Сеятель облигаций государственного займа» из фильма «Двенадцать стульев».

Журнал вышел с вложенной внутрь наклейкой — перечёркнутый памятник Петру и лозунг — и предложением писать в журнал письма с поддержкой, которых было получено около 5 тыс. Как писал журнал «Столица», анализируя письма читателей, «гигантские размеры памятника и неудачно выбранное для него место — основные причины недовольства москвичей».

Агитационные материалы против установки памятника журнал «Столица», CC BY-SA 3.0

16 мая 1997 года общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведённых в городе фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМом — половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела своё собственное ание: 13 её членов проали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проали «против». О том, что решение будет положительным для Церетели, критики памятника писали заранее.

Однако в 2014 году архитектурный критик Григорий Ревзин в своем мемуаре, посвящённом этому памятнику, анализируя протестные акции, сомневается в их «спонтанности»: «заполнить Москву наклейками и плакатами „вас здесь не стояло“ — это такой рекламный бюджет, который надо согласовать, утвердить и получить — он сам не образуется.

Сотни публикаций против Петра, конечно, могли и сами собой производиться — и в какой-то момент и производились, но всё же скорее кто-то вначале запустил процесс.

И уважаемый мною Марат Гельман, кстати, который придумывал впечатляющие акции против Петра, — он, конечно, утверждал ценности современного искусства, но одновременно ведь он тогда уже работал и как политтехнолог».

По его мнению, это была запланированная антилужковская манипуляция, связанная с политикой, а не с эстетикой: «Вы вспомните время: Ельцин победил на выборах благодаря ситуативному союзу разных сил, демократов с бизнесменами, топ-менеджеров с артистами, интеллигентов с ворами в законе и т. д. 

Эта история про ужасную тра-та-та бандуру, которая встала вопреки тра-та-та, — она выставляла Лужкова дикарём и самодуром (он таким и был, на мой взгляд; но тут вопрос, как представить).

А задача остановить Лужкова на пути в президенты была чуть не главной все последующие четыре года. Ни до, ни после этого, никогда на всём протяжении истории России, не было случая такого всенародного внимания к искусству ваяния.

В этой моей частной памяти Пётр Первый — это случай, когда я лично оказался объектом психологической манипуляции».

Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место. был составлен по итогам ания на сайте «Виртуальный турист» (2008). (Первое место заняло здание городского Совета в Бостоне, похожее на противоядерный бункер из серого бетона; второе — башня Монпарнас в Париже).

6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт.

Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме.

Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в посёлке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.

Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть.

Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.

Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели».

По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты. Некоторое время спустя по просьбе Василия Церетели, внука скульптора и директора Московского музея современного искусства, фамилию из объявления убрали, оставив текст «на снос памятников, уродующих город».

После отставки Лужкова

28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место.

Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся.

Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Прибалтийской площади Yanyarv, CC BY-SA 3.0

Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением».

О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново, Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск.

Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался: в городе уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.

28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Пётр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что всё должно быть, как создали наши предки».

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/24273-pamyatnik-petru-i-moskva/

Памятник Петру I

Памятник Петру I

Памятник Петру I — «В ознаменование 300-летия российского флота» — невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 — 1725) — последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток.

Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император.

Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами.

Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника — 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и Покорителям космоса (107 метров).

Автор скульптуры: скульптор Зураб Церетели.

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде.

Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность.

На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля.

Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной.

Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года — в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы «Реввоенсовет» заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры.

Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте.

И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

«Вас здесь не стояло»: критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан — слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника — дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги — символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом.

Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб.

Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло.

После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: «Пётр Христофорович», «Кинг-Конг», «Колумб с головой Петра», «Гулливер» и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия российского флота» находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики «Красный Октябрь». Добраться до него можно пешком от станций метро «Парк Культуры» Сокольнической и Кольцевой линий, «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской и «Октябрьская» Калужско-Рижской.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/pamjatnik_petru_pervomu

Памятник Петру Первому (Великому) «Медный всадник», фото

Памятник Петру I

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади.

Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора.

Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции.

Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения.

По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.

Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой.

Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится.

Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед.

Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках.

Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей.

Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший.

Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу.

Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть.

Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи.

Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию.

Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина.

Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента.

В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия.

Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения.

Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Источник: http://chudesnyemesta.ru/pamyatnik-petru-mednyj-vsadnik/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики