Vigoda

Памятник А.С. Пушкину и усыпальница рода Юсуповых в Архангельском

Музей-усадьба Архангельское, 2019 ✮ Историко-художественный музей

Памятник А.С. Пушкину и усыпальница рода Юсуповых в Архангельском

  • Музей-усадьба Архангельское, памятник русской культуры, принадлежала богатейшим аристократам России ‒ Шереметьевым, Голицыным и Юсуповым.
  • Здесь вы окунетесь в роскошь былых времен, увидите знаменитый французский парк, полюбуетесь живописным берегом бывшего русла Москвы-реки.
  • «Колоннада» храма-усыпальницы семьи Юсуповых, храм Архангела Михаила, Чайный домик поражают архитектурной выразительностью.
  • Театр Гонзаго, созданный известным театральным декоратором Пьетром Гонзаго, с несколькими его работами ‒ большими полотнами с иллюзорной живописью.
  • Посетителям предлагается несколько экскурсий по усадьбе, парку и выставочным залам музея, включая экскурсии на английском языке.

Музей-усадьба Архангельское ‒ чудесное место рядом с Москвой, расположенное неподалеку от Красногорска. Этот уникальный памятник русской культуры – бывшая усадьба богатейших аристократических фамилий России XVIII ‒ XIX столетий: Шереметьевых, Голицыных и Юсуповых. Парк Архангельского считается одним из лучших в России.

Главный усадебный дом Архангельского и вся усадьба – роскошь былых времен.

Здесь вы увидите неповторимые интерьеры, коллекции произведений искусства и знаменитый французский парк с правильными аллеями, подстриженными боскетами и лучшими образцами садовой скульптуры.

Дворцово-парковый комплекс располагается на живописном берегу бывшего русла Москвы-реки. Несколько шагов в сторону от главного дома — вы остаетесь наедине с природой.

История усадьбы

Фамилия одного из первых владельцев усадьбы, Федора Шереметьева (1570 — 1650), знаменита в российской истории. Он доблестно проявил себя в годы русско-польской войны начала XVII века и способствовал восшествию на царский престол Михаила Романова.

Среди последующих владельцев усадьбы, тогда называвшейся Уполозы, были князья Одоевские и Черкасские, а в течение всего XVIII века усадьба принадлежала роду Голицыных.

Здесь долго жил князь Дмитрий Голицын, сподвижник царя Петра I, мечтавший о парламентской монархии в России и после смерти Петра обвиненный в попытке лишить императрицу Анну Иоанновну власти.

Именно трудами Дмитрия Голицына Архангельское стало превращаться в подмосковную усадьбу нового типа: был построен деревянный дворец и разбит парк на французский манер, сюда была перевезена знаменитейшая Голицынская библиотека.

В середине XVIII века Николай Алексеевич, внук Дмитрия Голицына, начал возводить новый дворец, который французский архитектор Герн спроектировал по образцу знаменитого парижского Версаля. В 1790-х гг.

были созданы две террасы, оформленные мраморными балюстрадами, украшенные популярными в то время вазонами и бюстами античных персонажей. Террасы также напоминали холмистый Версаль: неровный, уступами спускающийся к реке подмосковный пейзаж весьма походил на парижские предместья.

При Николае Голицыне в Архангельском сформировался масштабный комплекс, состоящий из строгого, классицистического по стилю дворца, французского парка, малого дворца (его прозвали «Каприз»), двух оранжерей с жилыми флигелями, манежа, обелисков и парковых павильонов.

В те же годы аристократическое название «Архангельское» вытеснило исконное «Уполозы» благодаря церкви, посвященной Архангелу Михаилу. В XVII веке этот храм был построен на месте деревянного и сейчас является самым древним сооружением на территории Архангельского.

Своего расцвета Архангельское достигло в самом начале XIX века, когда его приобрел князь Николай Юсупов, видный государственный деятель и покровитель искусств. Знаменательно уже то, что Архангельское он приобрел «не для выгоды, а для веселья».

Здесь он планировал разместить свои богатейшие коллекции живописи и скульптуры, собранные по всему миру. Удачное расположение Архангельского ‒ по пути к Москве со стороны столичного Санкт-Петербурга ‒ способствовало тому, что при Юсупове усадьба превратилась в центр общественной жизни.

Здесь бывали все императоры XIX века — от Александра I до Николая II. Сюда неоднократно приезжал поэт А. Пушкин, об Архангельском много писал виднейший общественный деятель XIX в. А. Герцен.

Со временем многие гости усадьбы удостоилось персональных бюстов, пополнивших существующую коллекцию скульптуры, а в честь визитов императоров были установлены колонны с орлами.

Архангельское познало и тяжелые времена. Одним из печальных эпизодов в его истории был 1812 год и война с наполеоновской Францией: юсуповские коллекции были спешно вывезены в его отдаленные владения, а само имение оказалось разграблено мародерами.

По окончании войны Юсупов взялся за восстановление усадьбы в современном ему стиле: благодаря этому, мы знаем Архангельское как образец классицизма с чертами послевоенного ампира. Над восстановлением усадьбы трудились Бове, Стрижаков (талантливый крепостной архитектор Юсуповых) и многие другие видные русские архитекторы.

Юсупов довел архитектурный ансамбль Архангельского до логического завершения и превратил его в настоящий «подмосковный Версаль», как и задумывал его в XVIII столетии Николай Голицын.

Первое знакомство с Архангельским

С какой стороны вы бы ни приехали, по пути к центральной части ансамбля вы обязательно пройдете через густые лесные аллеи.

Постепенно деревья будут расступаться, и взору откроется удивительно изящный усадебный дом, расположенный на склоне холма. Вся строго симметричная композиция предстанет перед зрителями по вертикальной оси.

С подъездной стороны дом имеет характерный для того времени курдонер (парадный двор), скрытый воротами.

Посетитель попадает на территорию дома через массивную триумфальную арку, которая сразу же задает особый тон: даже аллея, которая к ней ведет, называется Императорской.

С внутренней стороны она тоже оформлена необычно – это настоящая архитектурная декорация: ничего не несущие дополнительные стеночки скрывают углы массивных ворот, делая их более обтекаемыми и приятными на вид.

Подобный прием был использован еще древними римлянами на форуме Траяна в Риме.

Вид двора изнутри напоминает о французском архитектурном стиле рококо. После эпохи Людовика XIV, Короля-Солнце, когда частная жизнь была выставлена на всеобщее обозрение, людям захотелось уединенности, и во Франции стали строить особняки с глухими воротами и садиками внутри.

Однако усадьба Архангельское расположена в лесу — от кого же тут скрываться? Тем не менее, заимствуя детали стиля рококо, архитекторы усадьбы использовали их на свой лад.

И курдонер, на первый взгляд закрытый со всех сторон, на деле оказывается огороженным иллюзорными, прозрачными колоннадами.

Усадебный дом и его сокровища

Это строение – превосходный образец архитектуры эпохи раннего классицизма. Причастность к этому стилю подчеркивает портик из четырех колонн и небольшой фонарь со шпилем — высотная доминанта. Со стороны, повернутой к французскому парку, центр здания выделен ротондой.

Этот прием часто использовали, чтобы соединить архитектуру и природу. Стоит обратить внимание на то, что окна ротонды и окна боковых частей – французские, высокие и длинные, упирающиеся прямо в пол. Они могли открываться летом, тогда весь дом бывал открыт для солнца и зелени.

В Большом усадебном доме хранились обширные коллекции произведений искусства.

Здесь была и библиотека, и живописные полотна старых и современных Юсупову мастеров, и скульптура, а позже князь заинтересовался предметами декоративно-прикладного искусства, особенно восточным фарфором.

Юсупов одним из первых в России обратил внимание на современную ему французскую живопись направлений рококо и неоклассицизма, благодаря чему мы сейчас можем видеть в Архангельском картины Грёза, Фрагонара, Виже-Лебрен, Давида, Гро и других выдающихся художников того времени.

Собрание Юсупова до сих пор считается одним из крупнейших даже на уровне европейских коллекционеров. Он отдал дань и классической итальянской живописи и скульптуре, например, творениям Кановы, Корреджо, Гверчино.

Согласно описям, в коллекции Юсупова были и работы Рембрандта и Веласкеса. Судьба некоторых из них неизвестна, а о других мы знаем, что они были вывезены потомками за границу во время социалистической революции 1917 года.

Так, две картины Рембрандта из коллекции Юсупова сейчас находятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.

Прогулка по Архангельскому

Если от центральной ротонды выйти к реке, то можно подойти сначала к одной террасе партера, а потом спуститься на вторую и выйти в сад. По сторонам центральной аллеи в лучших традициях регулярного парка помещены боскеты со стрижеными деревьями.

Это настоящее садовое искусство! Если повернуть налево, то за боскетами, в лесу, стоит одна из колонн, посвященных императорскому визиту, а также находятся Пушкинская аллея и Розовый фонтан. А чуть дальше ‒ Храм-усыпальница князей Юсуповых, Конторский флигель, Кладовая над оврагом.

Также здесь почти у самой реки располагается древняя церковь Архангела Михаила.

Своими размерами и архитектурной выразительностью внимание привлекает, прежде всего, так называемая «Колоннада» ‒ храм-усыпальница семьи Юсуповых. Ее архитектурный стиль относится к периоду эклектики начала XX века, или, как его еще называют, историзма.

Строительство храма-усыпальницы связано с печальным событием – смертью Николая Феликсовича Юсупова на дуэли в 1908 году. Его родители, Зинаида и Феликс Юсуповы, заказали возведение усыпальницы известному архитектору-эклектику Роману Клейну, автору проекта ГМИИ имени Пушкина.

В архитектуре «Колоннады» есть много элементов, напоминающих об известном храме Санкт-Петербурга. После войны 1812 года Казанский собор был превращен в храм-памятник, посвященный жертвам войны с Наполеоном.

Копирование известных зданий или их отдельных элементов – это характерная для историзма черта.

Здание «Колоннады»  стоит на высоком цоколе, по периметру которого расположена изящная балюстрада. Таким образом, памятник как будто открыт миру и всему окружающему пространству. Но доступ к нему не бросается в глаза, ведь усыпальница – место, связанное с другим миром.

Казанский собор и его колоннады – это единый, слитный организм; в Архангельском же две изгибающиеся колоннады, наподобие колоннад Казанского собора, являются самостоятельными сооружениями, не связанными с основным храмом.

Богатая орнаментальная пластика на барабане и круглые окна там же выдают в храме-усыпальнице постройку XX в.

Храм Архангела Михаила — самое старое здание на территории усадьбы, относящееся к 60-м гг. XVII в. Этот храм — прекрасный образец зодчества. Особого внимания заслуживает так называемая «пена кокошников».

В древности русские зодчие так снаружи маскировали переход конструкции от вертикальных стен к своду и барабану купола.

Такой элегантный прием очень полюбился в Москве и стал отличительной особенностью ранней московской архитектуры, а позже – нарышкинского барокко и неорусского стиля.

Если же от нижнего партера Большого дома свернуть направо, то поодаль, не доходя до Ильинского шоссе, располагаются вторая Императорская колонна, храм-памятник Екатерине II и комплекс Малого дворца «Каприз» и Чайного домика. Малый дворец сразу после постройки использовался в качестве гостевого. А Чайный домик похож на парковый павильон типа Эрмитаж (жилище отшельника).

По другую сторону Ильинского шоссе находится Каретный сарай и совершенно уникальная постройка ‒ Театр Гонзаго. Его создал известный театральный декоратор Пьетро Гонзаго, в котором Юсупов увидел талант архитектора.

В Архангельском до сих пор хранится несколько чудом уцелевших декораций работы Гонзаго. Их осталось всего 4 (из 12) и занавес.

Это большие полотна с иллюзорной живописью: занавес «Храм», декорации «Таверна», «Тюрьма», «Римская улица» и еще одна, изображающая колонный зал.

Когда-то аллея, берущая начало от круглого эркера Большого (главного) усадебного дома и спускающаяся с парк, свободно уходила к реке. Сейчас она имеет архитектурное обрамление. В 1930-х гг. на бровке склона почти у самой реки были построены два санаторных корпуса.

По стилю и духу они соответствуют Большому дому, и лишь специалист может определить, что эти постройки не относятся к XIX веку. Оба санаторных корпуса соединяются террасой, которая плавно спускается к реке. Стоит отметить, что до санатория на этом месте находились два павильона Оранжерей, которые, однако, не были столь впечатляющими по размерам.

В этом заключается главная претензия некоторых историков архитектуры: санаторные корпуса отчасти перекрывают панорамный вид на реку из Большого дома.

Закончив обязательную прогулку по главной оси, которую диктует сам комплекс, посетитель может оглядеться и выбрать дальнейший путь. Можно пройтись вдоль берега или подняться и осмотреть боковые части парка. Для посетителей предусмотрены экскурсии «Архангельское – парадная усадьба русского классицизма», «Дворцово-парковый ансамбль Архангельское» и «По выставочным залам музея».

© 2016-2019 moscovery.com

Елизавета Григорьева

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 22, средняя оценка: 4,59 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5/

Усадьба «Архангельское»

Памятник А.С. Пушкину и усыпальница рода Юсуповых в Архангельском

Бывшая загородная резиденция Голицыных и Юсуповых сейчас является одним из излюбленных мест молодожёнов. Гуляя по территории усадьбы невольно погружаешься во времена дворянства.

История усадьбы Архангельское

Первое летописное упоминание об Архангельском относится к 1537 году. В разъездной грамоте звенигородских писцов того года указывается несколько слов о селе Уполозы. Именно это село находилось на месте будущей усадьбы, и принадлежало московскому дворянину А.И.Уполоцкому.

В начале XVII века, после долгой польской интервенции, и «великого голода», подмосковные опустевшие деревни и села продавались многими владельцами просто за бесценок. Уполозы также сменили хозяев, они были куплены у вдовы старого вотчинника братьями Киреевскими. Их недолгое владение закончилось в середине XVII века, когда владельцем уже числился боярин Фёдор Иванович Шереметев.

В писцовой книге Московского уезда от 1646 года указано, что данная территория числится «за боярином Федором Ивановичем Шереметевым село Уполозье, Архангельское тож на реке Москве, а в селе церковь древянная… да 6 дворов…».
Вскоре, село снова сменило владельцев, перейдя от Шереметева по родству к Одоевским, а в 1681 году к Черкасским. Они владели селом вплодь до 1703 года.

В 1660-х годах на месте ветхой деревянной церкви строится каменная церковь Михаила Архангела. Сейчас это единственная постройка старой усадьбы, дошедшая до нашего времени. Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

Церковь Михаила Архангела

В 1703 году Архангельское стало принадлежать роду Голицыных. Усадьбу купил Дмитрий Михайлович Голицын, известный государственный деятель начала XVIII века. Нового владельца не устраивал старый боярский двор с рублеными хоромами допетровского времени из трех небольших светлиц, а также не приметные деревянные строения вокруг усадьбы.

Строительство нового дома князь Д.М.Голицын начинает вдали от старой усадьбы, на месте будущей верхней террасы парка.

Таким образом, появляется дом из «брусчатого леса», внутри которого было тринадцать покоев и зал с камином на заморский манер.

В новый дом также перевозится библиотека князя, которая являлась одним из крупнейших книжных собраний России начала XVIII века. Также обустраивается и территория усадьбы: разбивается «французский сад» напротив дома.

Дворец и большой партер

Зимой 1737 года Голицын был арестован и сослан в Шлиссельбург. Дом опустел, превратившись снова в рядовое подмосковное село. И только спустя 50 лет, уже внук известного князя, Н.А.

Голицын, затеял строительство большого дворцово-паркового ансамбля. В 1780 году он заказывает в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта становится французский архитектор де Герн.

Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям.

При Н.А.Голицыне Архангельское переживает строительный расцвет. Помимо начала строительства Большого дворца, начинается сооружение двух оранжерейных флигелей на высоком берегу над Москвой-рекой. В конце большого партера по его сторонам устанавливаются оранжереи.

Строятся придворцовые флигеля, а также двойные колоннады, соединившие дворец с флигелями. По проекту итальянского архитектора Д.Тромбаро сооружаются парковые террасы, спускающиеся к зеленому ковру большого партера.

По описи строений села Архангельского за 1810 год, было: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора.

После смерти Н.А.Голицына в 1809 году его вдова Мария Адамовна решила продать усадьбу. Отрывок из купчей указывает: «1810 года августа 29 дня оставшееся после покойного князя Н.А.

Голицына недвижное имущество в Звенигородском округе села Архангельское с деревнями… мужского пола 350 душ с женами и с новорожденными детьми и принадлежащей к ним селениями землей и со всеми угодьями и со всяким господским и крестьянским строением куплено… князем Николаем Борисовичем Юсуповым ценой в 245 000 рублей…»

Князь Н.Б.Юсупов был известен как большой коллекционер и любитель искусств. Именно при нём был достроен дворец, заложенный ещё при прежнем владельце. А в 1790-х годах перед дворцом были устроены две террасы (нижняя и верхняя) с мраморными балюстрадами. Здесь же были разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями, бюстами античных богов, героев и философов.

В 1814 году князь Н.Б.Юсупов возглавил Экспедицию Кремлевского строения, способствуя возрождению древней столицы после пожара 1812 года. Он был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами. Архангельское также сильно пострадало от французского присутствия. По приглашению князя, в усадьбе работали такие известные зодчие, как О.И.Бове, И.Д.Жуков, С.П.Мельников, Е.Д.Тюрин, В.Г.

Дрегалов, М.М.Маслов. Также стоит выделить талантливого крепостного архитектора Василия Яковлевича Стрижакова. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Над дворцом был возведён бельведер, украшенный коринфскими колоннами.

Внутренний двор дворца

Во время летнего визита в Архангельское в 1818 году императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. А в 1819 году был перестроен малый дворец «Каприз» и возведён храм-памятник императрице Екатерине II.

Окончательно ансамбль усадьбы принял свой современный облик после перестройки парка, проводившейся архитектором В.Г.Дрегаловым в 1829—1830 годах. Архитектор переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.

После смерти князя Н.Б.Юсупова, всё его наследство достаётся ему сыну — князю Борису Николаевичу Юсупову (1794 — 1849). При нём Архангельскому уже не уделятся столько времени и средств, многие произведения живописи и скульптуры перевозятся в Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге. Но несмотря на видимое запустение, Архангельское привлекало современников. А.И.

Герцен, посетивший усадьбу в те годы, писал: «Я до сих пор люблю Архангельское. Посмотрите, как мил этот маленький клочок земли от Москвы-реки до дороги… гордый аристократ собрал тут растения со всех частей света и заставил их утешать себя на севере; собрал изящнейшие произведения живописи и ваяния и поставил их рядом с природой, как вопрос: кто из них лучше?..».

Малый дворец «Каприз»

Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б.Юсупова князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему (1827-1891). Высоко ценя память об именитых предках, в середине 1880-х годах князем был издал двухтомный труд «О роде князей Юсуповых».

В 1860 годах недалеко от Архангельского императорская семья купила имение Ильинское, дорога к которому прошла через княжеские земли. Столетие спустя на ее месте возникло Ильинское шоссе, окончательно отделившее территорию музея-усадьбы «Архангельское» от значительной части бывшего имения Юсуповых.

Храм-усыпальница Юсуповых

Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б.Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова (1861 — 1939) и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон (1856 — 1928).

На рубеже XIX — XX веков Архангельское стало художественным центром. В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.

Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.

К 1918 году, за год до революции, на месте Житного двора было завершено строительство усыпальницы князей Юсуповых (архитектор Р.И.Клейн).
После Октябрьской революции в усадьбе был создан музей, были реконструированы интерьеры, также были возвращены многие произведения живописи и восстановлен интерьер библиотеки.

Режим работы и стоимость билетов: www.arhangelskoe.su .

Схема проезда: www.arhangelskoe.su .

Достопримечательности усадьбы Архангельское

Дворец – В 1780 году князь Н.А.Голицын заказал в Париже проект дворца для Архангельского. Автором проекта являлся французский архитектор де Герн. Но его проект, взятый за основу, в процессе строительства был подвергнут существенным изменениям. В итоге, дворец был построен в стиле зрелого классицизма.

Симметричность композиции подчеркнута бельведером и центральным четырехколонным портиком ионического ордера. Противоположный, южный фасад дворца с выступом Овального зала украшенный ионическими колоннами, обращён к парку, террасами спускающемися к Москве – реке. Строительство с отделкой было окончательно завершено уже при Н.Б.

Юсупове в 1812 году.

Церковь Михаила Архангела — построена на месте старой деревянной церкви по заказу боярина Я.Н.Одоевского в 1667 году на возвышенности над старицей Москвы-реки.

Является самым древним каменным строением в Архангельском. Одноглавый храм с приделами декорированный рядами кокошников, взбегающих к крытым лемехом главкам с золотыми крестами.

 Каменная церковь Михаила Архангела дала новое имя селу Уполозы — Архангельское.

Малый дворец «Каприз» — построен в конце XVIII века, и изначально являлся одноэтажным отдельно парковым павильоном. В 1818-1819 был надстроен ещё один этаж. При князе Н.Б.

Юсупове, при котором Архангельское переживало наибольший расцвет, в роскошно декорированном малом дворце висело много картин. Но после смерти князя, при его сыне, помещения здания сдавались в аренду, в связи с большими долгами Юсуповых.

Перед малым дворцом находилось 35 скульптур, вазы и различные бюсты. В 1840-х годах они были перенесены на верхнюю террасу.

Храм-усыпальница Юсуповых — бесстолпный храм с купольной ротондой, на подклете, с четырехколонными портиками в антах, построен на месте Житного двора в 1910-1914 году архитектором Р.И.Клейном.

Это монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад. Лепка и ярко-синие с золотом росписи выполнены под руководством художника И.И.Нивинского. Строился храм как усыпальница рода Юсуповых, но по назначению никогда не использовалось.

В связи с революционными событиями в России, потомки знаменитого рода уехали за границу.

Храм памятник Екатерине II — построен в 1819 году под руководством архитектора Е.Д. Тюрина и скульптора Ж.-Д. Рашетта. Храм-памятник выполнен в стиле античного портика.

Императрица Екатерина II представлена в виде богини правосудия Фемиды.

За спиной фигуры — строки торжественного посвящения из поэмы Тарквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».

Розовый фонтан — беседка, построенная в середине XIX веке. Ротонда представляет из себя четыре колонны из розового мрамора, увенчанные легким куполом с росписью флоральными мотивами. В центре строения находится скульптурная группа «Амур с лебедем». Скульптура, как и многие скульптуры в Архангельском, находится за стеклом. Вокруг ротонды разбиты клумбы с цветами.

Кладовая над оврагом — здание построено в конце XVIII века. Представляет из себя двухэтажное здание с арочным проёмом над дорогой по дну оврага в пейзажной части парка Архангельское.

В 1816 году над центром сооружения была выстроена деревянная башня. В 1824 году кладовая была перестроена архитектором О.Бове.

Сегодня здесь находится лекционный зал, проходят научные конференции, концерты и выставки.

Схема усадьбы Людской флигель Конторский флигель
Церковь Архангела Михаила Башня у церкви Кладовая над оврагом
Здание санатория Лестница к набережной Санаторий «Архангельское»
Санаторий «Архангельское» Большой партер Дворец
Памятная колонна Малый дворей «Каприз» Храм памятник Екатерине II
Фонтан Лев на страже Египетская тематика
Нижняя терраса Террасы перед дворцом Дворец
Лев под стеклом Внутренний двор Дворца Внутренний двор Дворца
Внутренний двор дворца Храм-усыпальница Юсуповых Розовый фонтан

Использованы материалы с сайтов:

www.joy-way.ru
www.rostur.voztrad.ru

Источник: http://apograf.ru/arhangelskoe/

Музей-заповедник «Архангельское» — подмосковный Версаль

Памятник А.С. Пушкину и усыпальница рода Юсуповых в Архангельском

Храм-усыпальница «Колоннада» в Архангельском.

Подмосковный Версаль – такое прозвище в честь своего французского предшественника в золотой век русской литературы получил величественный музей-заповедник «Архангельское» в Москве. Версаль – значит роскошный, великолепный, бесподобный дворцово-парковый ансамбль, достойный принять самых высоких лиц государства.

И действительно, на протяжении нескольких столетий музей-заповедник гостеприимно встречал российских императоров и членов их семей, знатных вельмож и видных деятелей: историков, музыкантов, художников, писателей и поэтов. Да и сами хозяева великолепной усадьбы были далеко не последними людьми в Российской империи и играли значимую роль в жизни страны.

Особенно это относится к последним владельцам усадьбы – четырем поколениям княжеской семьи Юсуповых, род которых был одним из богатейших в государстве. Не случайно в 2005 году русский предприниматель Сулейман Керимов решил построить неподалеку от «Архангельского» Рублево-Архангельское — «городок миллионеров», в котором должны были жить самые богатые люди России.

Князья Юсуповы были не только знатны и богаты, но и глубоко преданы Отечеству. В 1900 году Зинаида и Феликс Юсуповы – последние из рода Юсуповых, кому принадлежала усадьба до национализации большевиками, — даже составили завещание, в котором, в случае пресечения своего рода, передавали дворцово-парковый комплекс со всеми хранящимися в нем ценностями в собственность империи.

Усадьба «Архангельское»: история и достопримечательности

История подмосковной усадьбы начинается во времена Ивана Грозного.

В документах, относящихся к первой половине XVI века, «Архангельское» упоминается как село Уполозы, которое получило такое название в честь своего первого владельца Алексея Уполоцкого.

В эти же годы в селе была построена деревянная церковь Архангела Михаила. Затем Уполозы перешли во владение бояр Киреевских, а в 1640 году к боярину Федору Шереметьеву.

Боярин Шереметьев вошел в историю как видный деятель, который способствовал воцарению Романовых на престоле русского государства. В 1613 году он привез в Москву скрывающегося от боярской опалы Михаила Романова, а позднее сопроводил освобожденного из плена отца первого царя из династии Романовых – Филарета Романова, ставшего впоследствии патриархом Руси.

Следующими владельцами села стали князья Одоевские. Именно при них оно стало называться Архангельским. В начале 1660-х годов Одоевские приказали своим крепостным разобрать старую деревянную церковь и возвести на ее месте белокаменный храм Архангела Михаила.

Руководил работами зодчий Павел Потехин, который тоже был крепостным.

При Одоевских расширилась и территория вокруг храма: появились княжеские хоромы, баня, конюшня, скотный двор, мельница, амбары, ледник для хранения продуктов и прочие хозяйственные постройки, оформился небольшой сад.

После князей Одоевских Архангельским владел князь Михаил Черкасский, а в 1703 году оно перешло к князю Дмитрию Голицыну. Петровская эпоха, насыщенная событиями, не позволяла князю уделять время имению.

Во время правления Петра I, а после и Екатерины I, занявшей престол после смерти мужа, Голицын занимал высокое положение при дворе и был удостоен высших государственных наград от императорской четы.

Однако после трагической кончины Петра II, сменившего на престоле Екатерину, князь очень скоро попал в немилость к императрице Анне Иоанновне, восхождению на престол которой сам же и способствовал, так как был в числе аристократов, которые предложили Анне своего рода «бартер».

Для того чтобы стать императрицей племянница Петра Великого должна была подписать кондиции, которые ограничивали ее собственную власть, но давали неограниченные возможности Верховному тайному совету.

Анна согласилась на условия, но, став императрицей, разорвала предложенные кондиции, не сдержав слова. Дмитрий Голицын оказался в опале и уехал в Архангельское.

Привыкнув к своему новому месту жительства, он решил основательно заняться его обустройством: разбил великолепный сад, начал строить оранжереи и возводить двухэтажный дом.

Однако он не успел закончить: в 1736 году по приказу императрицы Анны он был арестован и скончался через год в Шлиссельбургской крепости. Архангельское было конфисковано, но через пять лет возвращено сыну Дмитрия – Алексею Голицыну. Алексей никакого участия в судьбе усадьбы не принимал, чего нельзя было сказать о его сыне – князе Николае Голицыне.

Внук Дмитрия Голицына, яркий представитель века Просвещения, получил образование в Швеции и Франции. Он исколесил много европейских стран и нередко выполнял дипломатические миссии по поручению самой Екатерины Великой. Как и когда-то его дед при Петре I, Николай дослужился до сенатора и получил чин тайного советника.

В 1783 году он решил взяться за Архангельское и уже в 1784 году начал возведение Большого дворца и строительство двух плотин на речке Горятинке. Плотинами занимался шведский инженер Иоганн Норберг. Благодаря его труду в Архангельском появились пруды, снабжающие водой всю усадьбу. После строительства плотин у князя появилась возможность установить в парке фонтаны.

Большой дворец

Архитектором Большого дворца стал француз Шарль де Герн. Дата начала строительства, 1784 год, известна доподлинно, так как во время реставрационных работ музея-заповедника была обнаружена закладная доска с точным указанием даты. Большой дворец строился на протяжении 40 лет, поэтому завершал строительство уже другой владелец усадьбы – князь Николай Юсупов.

Большой дворец в Архангельском.

Отличительной особенностью Большого дворца стали римско-коринфские, тосканские и римско-ионические колонны, которые украсили все фасады, переходы от флигелей к северному фасаду и бельведер. Оригинально и вместе с тем лаконично в общий архитектурный ансамбль вписались разные по высоте этажи — первый был значительно выше второго: в нем расположились парадные залы для приема гостей.

На втором этаже разместились жилые покои владельцев усадьбы и библиотека, которая пополнилась богатым собранием книг при князе Николае Юсупове. Большой дворец представлял собой летнюю резиденцию, так как в нем было большое количество окон и застекленных дверей. Бело-желтая расцветка здания удачно гармонировала с зеленью парка и цветниками.

В конце XVIII века в парке перед южным фасадом появились две роскошные террасы с красивыми мраморными балюстрадами и большой партер с боскетами.

Балюстрады украсили большими вазами и статуями античных богов и философов, имена которых по обычаю века Просвещения должны были знать все гости усадьбы. На террасах разбили богатые цветники.

Архитектором всего этого великолепия стал итальянец Джакомо Тромбаро.

В 1829 году террасы реконструировали, и с тех пор они остались неизменными. Из множества скульптур, преимущественно итальянского происхождения, установленных в парке Архангельского в конце XVIII — начале XIX веков, до наших дней дошло более 150 статуй.

Дворец Каприз

В западной части парка в противовес летнему Большому дворцу был построен небольшой зимний дворец Каприз, к которому примыкало здание библиотеки.

Архитектором Каприза стал Джованни Петонди, по воле случая тоже приходившийся итальянцем. В 1818 году зимний дворец был перестроен архитектором Евграфом Тюриным.

Отличительной особенностью Каприза стала проведенная в него система отопления, которая позволяла владельцам Архангельского оставаться в имении в зимнее время.

Также при князе Николае Голицыне на обрыве Москвы-реки были построены две восхитительные оранжереи, Кладовая над оврагом и Конторский флигель (при Николае Юсупове Кладовая и флигель были перестроены).

К концу XVIII века Голицын был уволен со службы и постепенно разорился. Строительство Большого дворца было приостановлено. В 1809 году его не стало, и вдова князя решила продать Архангельское за очень большие по тем временам деньги – 245 000 рублей.

Николай Юсупов купил Архангельское в 1810 году, и в дальнейшем, вплоть до революции 1917 года, усадьба принадлежала княжескому роду Юсуповых.

На покупку усадьбы были и другие претенденты, но они боялись не потянуть требующий немалых вложений дворцово-парковый комплекс.

Николай Юсупов был одним из первых лиц в государстве, хорошо зарекомендовавшим себя еще при Екатерине II.

Он был сенатором, тайным советником, руководителем дирекции Императорских театров, почетным членом РАХ, директором Эрмитажа, министром Департамента Уделов, а также выполнял многие другие важные государственные функции.

Почти всю свою жизнь он посвятил служению империи, и императоры, сменявшие российский престол, отмечали его деятельность высокими наградами.

На коронации Павла I, а затем Александра I и Николая I, Юсупов исполнял обязанности верховного маршала. Именно он и его заслуги стали причиной приезда в Архангельское сначала Александра I, а затем и Николая I.

После этого посещение усадьбы членами императорской семьи стало в порядке вещей: все последующие императоры — Александр II, Александр III и Николай II — приезжали к гостеприимным и преданным отчизне Юсуповым.

Памятник Пушкину

Князь Юсупов много путешествовал по Европе и водил дружбу с видными деятелями того времени.

В числе его друзей был Александр Пушкин, который неоднократно бывал в Архангельском и восхищался не только великолепной усадьбой с богатой коллекцией редких книг, скульптур и картин, но и самим владельцем.

Пушкин посвятил князю послание, которое позже было запечатлено на памятнике Пушкину, который в Архангельском в 1903 году установили Феликс и Зинаида Юсуповы.

Памятные стелы императорам

Николай Юсупов всю свою жизнь восхищался Екатериной Великой и поэтому построил в ее честь храм-памятник, а в честь приездов в Архангельское императоров Александра I и Николая I распорядился установить две колонны – памятные стелы. Еще одну стелу императору Александру III в конце XIX века установили потомки князя. Кроме того, при Юсупове был построен Чайный домик, Святые ворота и Глинобитная ограда.

Театр Гонзага

Самым главным достижением князя стал первый в стране театр декораций, построенный в 1818 году по проекту архитектора Осипа Бове и названный в честь выдающегося итальянского декоратора Пьетро Гонзага. Открытие театра было приурочено к приезду в Архангельское императора Александра I.

После смерти князя усадьба перешла к его сыну Борису, затем досталась Николаю Юсупову-младшему, который трепетно относился к реформаторской деятельности Александра II. После убийства императора народовольцами, князь Юсупов построил в Архангельском Триумфальные ворота в его честь, которые не дошли до наших дней. Также внук Николая Юсупова построил на территории усадьбы Розовый фонтан.

Храм-усыпальница Юсуповых

Николай Юсупов завещал Архангельское своей дочери Зинаиде и ее мужу Феликсу Юсупову, взявшему после свадьбы фамилию жены. В 1908 году в семье Юсуповых случилась трагедия – на дуэли погиб их сын Николай.

Поэтому княгиня Юсупова решила возвести в Архангельском семейный храм-усыпальницу — «Колоннаду», строительство которой под руководством архитектора Романа Клейна шло с 1909 по 1916 год.

Однако из-за последовавшей в 1917 году смены власти в стране в «Колоннаде» не был похоронен ни один из членов семьи Юсуповых.

Храм-усыпальница «Колоннада» в Архангельском.

После национализации в усадьбе разместился историко-художественный музей, а в 1934 году на месте оранжерей Голицына возвели корпуса военного санатория, которые не только уничтожили тысячи видов диковинных растений, но и повредили систему водоснабжения фонтанов.

В послевоенные советские годы в Архангельском базировался спортклуб ЦСКА. И только в начале XX века началась реконструкция усадьбы, превратившая ее в полноценный музей-заповедник – яркую достопримечательность XVIII-XIX веков.

Стоимость билетов в музей-заповедник «Архангельское»

На момент написания данной статьи (сентябрь 2017г.

), прогулка по парку, посещение Кладовой над оврагом или Конторского флигеля (каждого объекта по отдельности) стоит 150 рублей, «Колоннады» – 100 рублей, дворца – 300 рублей, парка и дворца вместе – 400 рублей.

Единый билет в дворцово-парковый комплекс обойдется туристам в сумму 550 рублей. Актуальную информацию о стоимости билетов Вы можете уточнить на официальном сайте музея-заповедника здесь.

В музее действуют льготы для школьников, студентов и пенсионеров, а также выдаются бесплатные билеты для отдельных категорий граждан.

Где находится и как добраться

Музей-заповедник расположен в поселке Архангельское Красногорского района Московской области, на северо-западе от столицы.

Добраться до достопримечательности можно на маршрутном такси или автобусе от станций метро «Тушинская», «Дмитровская», «Рижская» и «Войковская».

От станции «Тушинской» до остановки «Архангельское» идут автобусы № 540, 541, 549 и маршрутные такси № 549 и 541. До музея-заповедника можно добраться и на маршрутном такси № 151, следующем до остановки «Санаторий».

От остальных станций метро добраться до усадьбы можно только с пересадкой. Сначала нужно будет доехать на электричке до железнодорожной станции Павшино (город Красногорск), затем пересесть на маршрутное такси № 49, следующее до остановки «Архангельское», либо на маршрутное такси № 31, идущее до остановки «Санаторий».

Источник: http://moscowguidebook.ru/usadba-arhangelskoe-muzej-zapovednik-dostoprimechatelnosti-moskvy/

Архангельское. Прогулка по усадьбе

Памятник А.С. Пушкину и усыпальница рода Юсуповых в Архангельском
anothercitytoptigki

«Бывали ли вы в Архангельском? — Ежели нет, поезжайте…»
А.И.Герцен

Воспользовавшись мудрым советом Александра Ивановича Герцена, мы отправились на прогулку в Архангельское.
Самым древним сооружением Архангельского является каменный храм Архангела Михаила, выстроенный в 1660-е гг. и давший название имению.
Его строительство приписывают крепостному каменных дел мастеру Павлу Сидоровичу Потехину. С него мы и начали нашу прогулку. Дорога к церкви Архангела Михаила начинается Святыми воротами, возведенными в 1824 году Е.Д.Тюриным. В проекте архитектора между колоннами, украшающими пилоны этой монументальной арки, стояли статуи святых, а над аттиком возвышался Крест и фигуры ангелов.
Сама церковь невысокая, без подклета, с крытой лемехом главкой-луковицей и двумя приделами — Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи.
Колокольня, сначала деревянная, а затем из камня, была возведена к западу от храма. На ней разместили не только колокола, но и часы (до наших дней сохранился только фундамент сооружения).
За храмом находится могила княжны Татьяны Николаевны Юсуповой. Вместе с ней временно в той же могиле был захоронен и Николай Феликсович Юсупов, брат Феликса Феликсовича. Предполагалось позднее его перезахоронить в Колоннаде, но этому не суждено было исполниться.
В 1826 году создание храмового комплекса было завершено строительством Глинобитной ограды с аркой посередине и деревянными башенками по сторонам.

В XVIII веке на склоне у Москвы-реки была выстроена Кладовая над оврагом. Она служила хозяйственным складом, а своими фундаментами сдерживала разрастание проходящего под ней оврага.
В 1815-1816 гг. архитектором О.И. Бове она была перестроена. В нижней части строения можно найти следы псевдоготики.
Конторский флигель был выстроен в 1822-23 гг. архитектором Е.Д. Тюриным на месте двухэтажного флигеля конца XVIII века. Он являлся центром хозяйственной жизни Архангельского. Здесь располагалось ведомство управляющего имением: контора получала распоряжения из московской канцелярии и давала указания по всем работам в имении; писари оформляли приходо-расходные книги, документы по строительству и уходу за парком, работе фабрики по пряже козьего пуха и мастерских по росписи фарфора и огранке хрустальной посуды…

На сегодняшний день убранство интерьеров утрачено, а в помещениях флигеля находятся экспозиции и выставки из фондов музея-усадьбы. Например, мы посетили проходившую в то время выставку «Фарфор Юсупова. Фаянс Ламбера», на которой полюбовались великолепными сервизами, расписанными Августом Филиппом Ламбером, из собрания Н.Б. Юсупова.

Въезд в усадьбу открывается Императорской аллеей, ведущей с московской дороги ко дворцу. Она подводит к массивной въездной арке Парадного двора, в проеме которой виден портик Большого дома.
Возведенная вскоре после победы России в войне 1812 года арка подобна триумфальной. Она построена в 1817 году по проекту С.П. Мельникова и под руководством В.Я. Стрижакова. Над архивольтами изображены летящие Славы. Чугунные ворота, ажурный рисунок которых восходят к стилю ампир, выполнены в 1896 году по проекту архитектора Н.В.Султанова.

Внутренние углы флигелей закрыты полукруглыми стенами с проходными арками в середине.
Над дворцом в 1817 году возвели бельведер, украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых.
Очень торжественен двор с клумбой в центре, опоясанный мощными колоннадами.
Перед входом гостей встречают прекрасные фонари…
и не менее прекрасные пушки.
За мощным входным портиком застекленные двери ведут в величественный Вестибюль.
Высокие пилястры несут классический карниз, углы зала чуть скруглены, в полуциркульных каминных нишах расположены скульптурные группы «Амур и Психея» и «Кастор и Поллукс». Стены украшает роспись в технике гризайль, имитирующей изысканную лепку.
В вестибюле дворца есть макет усадьбы Архангельское. На нём она показана такой, какой выглядела при князе Юсупове.
Вестибюль — первый парадный зал. Он открывает первую сквозную анфиладу дворца.
Аванзал стилистически связан с Вестибюлем: серебристо-белая окраска, полуколонны, пилястры. Из аванзала лестницы ведут на второй этаж, причем воспринимаются они очень легко: деревянные оштукатуренные столбы на площадках оформлены как «парковые беседки».
Двусветный Овальный зал — архитектурный и композиционный центр дворца. Мощные колонны искусственного мрамора поддерживают идущие по периметру зала хоры и подымающийся над ним высокий купол с полуциркульными арками.
В центре купола находится живописный плафон «Амур и Психея» Н. де Куртейля в его центре одухотворяют строгую архитектонику зала. Летом двери Овального зала распахивались в сад, объединяя пространства дворца и парка.
Поражает отделка парадной столовой: здесь роспись занимает всю высоту стен, ее охристо-розовый колорит насыщен, а изобразительные мотивы взяты из декорации египетских дворцов эпохи римского господства.
В дворцовый ансамбль органично входят Флигели. В западном, где при Голицыных существовал домашний театр, Н.Б. Юсупов разместил часть картинной галереи и библиотеки. В восточном всегда размещались кухня и служебные помещения. Придворцовые колоннады служили переходами из основного здания во Флигели.
Холм, на котором стоит дворец, еще в конце XVIII века был превращен архитектором Джакомо Тромбаро в серию террас, которая спускается вниз к Москве-реке.
Верхняя терраса, лежащая перед Большим домом со стороны парка, по своей композиции напоминает Парадный двор, но по отделке ближе дворцовому интерьеру. Мраморные гермы, изображающие античных богов, четкими силуэтами выделяются на фоне темных стволов деревьев. В центре террасы — скульптурная группа «Геркулес и Антей», произведение мастера XVIII века.
На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон. Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак, приводит к небольшому фонтану «Амур с дельфинами» итальянского мастера Д. Джиромелло.
Лестница, ведущая со второй террасы к Большому партеру, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. Ее марши расходятся в стороны.

Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в кон. XVIII — нач. XIX вв., насчитывает около 200 произведений. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б. Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П. Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.
Вдали, за Большим партером видны два здания — это санаторные корпуса министерства обороны.
Не устали? Присесть отдохнуть не желаете?:)
Теперь можно и продолжить. В 1819 году в западной части регулярного парка по проекту Е.Д. Тюрина был выстроен небольшой, похожий на античный портик храм-памятник Екатерине II. Императрица предстала здесь в облике древнеримской богини правосудия Фемиды. Статуя исполнена по модели скульптора М.И. Козловского. На стене позади фигуры — слова из поэмы великого поэта Возрождения Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»: «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого».
В середине XIX в, среди боскетов к востоку от Большого партера появился оригинальный Розовый фонтан — маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан «Мальчик с гусем».
Из пяти мемориальных колонн, хранивших до середины XX в. память о визитах в усадьбу российских государей, сохранились три: в честь императоров Александра I, Николая I и Александра III.
В восточной части парка, близ Нижней террасы, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Бронзовая фигура юноши с угасающим факелом — аллегория «Скорбь», единственная в России работа немецкого мастера К.Г.Барта, установленная здесь в 1908 году.
Другой памятник — А.С. Пушкину. Потомки князя Юсупова очень чтили поэта, поэтому в 1903 году при Зинаиде Юсуповой в усадьбе ему установили памятник. По воспоминаниям современников, он очень похож на оригинал.
С тех пор аллея, на которой стоит бюст Пушкина, называется Пушкинской. Её ансамбль был создан архитектором Н.В.Султановым.
Одним из очаровательных уголков Архангельского является расположенный в запасной части парка миниатюрный ансамбль «Каприз», состоявший еще при Н.А. Голицыне из жилого флигеля, примыкающей к нему Библиотеки и «собственного садика». Свое происхождение ансамбль ведет от излюбленных восемнадцатым столетием уголок уединения — «эрмитажей».
В 1819 году «Каприз» перестроили по проекту Е.Д. Тюрина: центральная часть здания стала двухэтажной, внутри расположились гостиные, биллиардная, кабинет, две спальни, девичья, кухня. В пристройке к зданию стояли муфельные печи, в которых обжигали изделия из фарфора, декорированные миниатюрными копиями картин из княжеской коллекции. После смерти Н.Б. Юсупова комнаты в «Капризе» стали сдавать на лето внаем. Во время реставрации большого дворца здесь хранилась знаменитая библиотека князя Юсупова.
Здание Библиотеки было выстроено в конце XVIII в., предположительно, по проекту итальянского архитектора Ф. Петонди. В 1829 году крылья здания сгорели, а сохранившаяся центральная часть обрела новое название — «Чайный домик»: летом сквозные двери маленького зала открывали, и он превращался в беседку для отдыха.
Рядом с «Капризом» можно увидеть небольшие туннели, покрытые липой, так называемые берсо, что с французского переводится как «перевёрнутая люлька». Их соорудили при князе Юсупове, чтобы гости могли укрываться от солнца и зноя. Раньше берсо были увиты виноградными лозами, сейчас их покрывает липа.
Замысел величественного мемориального сооружения «Колоннада» в Архангельском возник в связи с трагическим событием в семье владельцев усадьбы — гибелью на дуэли старшего сына Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича — Николая Феликсовича Юсупова. Для возведения храма-усыпальницы в честь святителя Николая был приглашен видный русский архитектор Роман Иванович Клейн.
Весной 1909 года состоялась закладка фундамента, и уже через три года основная часть строительства была завершена. Над скульптурным декором здания — лепными деталями и барельефами барабана купола — работал ученик и ассистент Клейна Г.Б. Бархин. Для росписи храма в 1913 году был приглашен И.И. Нивинский.
Завершающий этап работ по созданию храма-усыпальницы был прерван первой мировой войной и революционными событиями в России. Храм-усыпальница не использовался по прямому назначению. В наши дни в связи с реставрацией дворца здесь хранятся монументальные живописные полотна из юсуповского собрания.На этом все. Немного жаль, что мы гуляли по усадьбе в предверии фестиваля «Усадьба джаз», и почти везде собирались сцены, монтировались дорожки, в общем, шли строительные работы, но в целом это не помешало насладиться удивительным ансамблем.

Об истории усадьбы наш пост здесь: http://toptigki.livejournal.com/41042.html

Использованная литература:

http://www.arkhangelskoe.ru/history/01.php

http://www.arhangelskoe.su/the_museum/history/ ?

|

anothercitytoptigki
Вчера в Музее архитектуры открылась организованная Архнадзором выставка «Потерянная магистраль». По горячим следам поделимся впечатлениями об открытии.
Фото Дмитрия Соболева (отсюда)

Выставка посвящена промышленной архитектуре — архитектуре железных дорог. Можно справедливо удивиться: «А какая архитектура в железных дорогах? Там ведь только подвижной состав, рельсы да шпалы». И быть неправым, потому что невозможно представить железную дорогу без уютных станционных домиков, паровозных депо, уже забытых и редко встречающихся водокачек и нефтекачек.

Вот именно инженерным и гражданским сооружениям и посвящена выставка, а точнее постигшим их утратам. Она открылась на фоне таких происходящих в наше время событий, как частичный снос кругового депо Николаевской железной дороги, построенного Константином Тоном, перестройка Московской окружной железной дороги и многих других, ведь железные дороги словно артерии пронизывают всю Россию.

Экспонатами выставки являются своеобразные «паспорта» объектов, на которых представлена фотография здания, его история и современное состояние.

Здесь наш рассказ о МОЖД и станции «Лихоборы».

На открытии выступал один из организаторов — Юрий Егоров, рассказавший об основных идеях выставки.
Очень  интересными являются несколько примеров использования железнодорожных объектов в Европе. Они были не только сохранены, но и превращены в музей или концертный зал. Неплохой повод задуматься нашим чиновникам, ведь у нас можно сделать не хуже.

Также на выставке есть несколько книг и реконструкция костюма путешественника, точнее путешественницы, по железной дороге.

Архнадзором выпущен каталог выставки «Потерянная магистраль» — набор красивых открыток с фотографиями и исторической справкой об объектах.Очень рекомендуем сходить на эту оригинальную выставку. Она проходит в подвальной части Аптекарского приказа и до продлится до 3 ноября.PS: Кстати, 7 октября в том же музее архитектуры откроется выставка, посвященная столетию Казанского вокзала. И как обещала хранительница музея, будут представлены редчайшие чертежи, которые не выставлялись 40 лет и макет вокзала (по счастливой случайности я его видел краем глаза — впечатление, надо сказать, производит еще какое).

Источник: https://anothercity.livejournal.com/811021.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики