Vigoda

Особняк Румянцева в Санкт-Петербурге: как добраться, история, фото

Особняк Румянцева

Особняк Румянцева — одно из самых примечательных зданий на Английской набережной в Петербурге. Построенный в 40-х годах XVIII века, он изначально принадлежал князьям Голицыным. В 1802 году его приобрел граф Николай Петрович Румянцев — выдающийся политик, дипломат и канцлер Российской империи.

Дамская гостиная (Будуар) В оформлении особняка смешано множество разных стилей

Как добраться на метро

Ближе всего к особняку находится станция «Адмиралтейская» фиолетовой ветки метро. Путь пешком от неё займет около 25 минут. В плохую погоду можно доехать от метро до остановки «Площадь Труда» на автобусе или троллейбусе.

Стоимость посещения экскурсии — 300 рублей. Оплатить посещение лучше наличными, по словам сотрудников, терминал для банковских карт не всегда хорошо работает. Проводятся экскурсии по выходным дням, в 13:00.

Здесь часто проводятся временные выставки. Одна из них — «Ricordo di Roma (Память о Риме)» Парадная лестница

Немного истории

За период нахождения на дипломатической службе Н. П. Румянцев собрал большую коллекцию различных исторических документов: рукописей, государственных актов и тому подобных документов.

После ухода в отставку в 1814 году Николай Петрович смог в полной мере реализовать свою страсть к изучению отечественной истории.

Ему удалось объединить в кружок множество талантливых ученых, благодаря труду которых удалось увеличить коллекцию и выпустить несколько научных книг.

С ростом коллекции Николай Петрович принимает решение о перестройке своего особняка и превращении его в музей. Перестройкой здания занимается талантливый архитектор В. А. Глинка. Благодаря ему особняк обзаводится 12-колонным портиком, а во фронтоне появляется горельеф «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины».

Парадные залы второго этажа Парадная гостиная

К сожалению, сам Николай Петрович не доживает до открытия музея, его дело заканчивает младший брат, Сергей Петрович Румянцев. 28 мая 1831 года в особняке открывается первый в России частный музей, который просуществует до 1861 года, после чего коллекция будет передана в Москву.

С 1863 года владельцы особняка периодически менялись. Последними стали герцоги Лейхтенбергские, которые продали его в 1916 под складские помещения.

В 1918 здание было национализировано, а с 1938 года здесь располагался Музей истории Ленинграда.

Основные реставрационные работы парадных залов были завершены к 2003 году, при этом восстановление продолжается по сей день. Сейчас особняк Румянцева — филиал Музея истории Петербурга.

Самое большое в Петербурге цельное зеркало Дубовая лестница

Экскурсия

Как и во многих других исторических зданиях, экскурсия начинается рядом с парадной лестницей.

Здесь нам рассказали немного истории о владельцах особняка, а самое главное — о смеси стилей, которые были использованы для оформления вестибюля и залов.

Сама лестница заслуживает отдельного внимания: кажется, что она висит в воздухе. На самом же деле, ступени очень сильно притёрты друг к другу и крепятся к несущей конструкции внутри стены.

Поднимаемся на второй этаж и проходим в парадную гостиную. В её отделке использовано большое количество лепнины и других элементов декора. Во времена Лейхтенбергских данное помещение было перестроено в угоду их страсти к роскоши и светскому образу жизни.

Большое внимание здесь уделено истории особняка и его владельцев Белый зал

Так, в помещении была снесена одна из стен и появились колонны. Удивительно, что сделаны они из дерева, а разукрашены под мрамор, так и не отличишь. Вызывает интерес и одна из стен: всю ее занимает огромное зеркало, 18 м2, установлено оно было в 1910 году и было самым большим цельным зеркалом Петербурга.

А мы идем в Белый зал. В основном он использовался для музыкальных вечеров и балов. Благодаря потолкам в 8,5 метра с кессонами акустика здесь просто великолепная. В зимний период в зале проходят временные выставки, а в теплое время его можно арендовать для собственного или корпоративного бала. Из огромных окон открывается вид во внутренний дворик, когда-то в нем была небольшая оранжерея.

Идем дальше и попадаем в помещения первого этажа, которые можно посетить только с экскурсией, так как они используются администрацией музея. Заходим в Мавританскую гостиную — ее расписной потолок в восточном стиле просто великолепен, удивительно, что он отлично сохранился.

Внутренний двор особняка Экспонаты выставки «Ricordo di Roma (Память о Риме)»

Проходим в Дубовый кабинет. Основным элементом отделки выступает дуб. Им декорированы стены и ложа. Дерево создает атмосферу уюта.

Особый интерес вызывают стены, кажется, что они покрыты медными панелями, хотя это кожа. Большая часть кожаной отделки — оригинал.

В советское время стены просто затянули дерматином, под ним и сохранилась вся эта красота. Сейчас в дубовом кабинете расположился конференц-зал музея.

Идем дальше и оказываемся в еще одном помещении с отделкой из дуба и кожи. Помимо неё внимание приковывают два дубовых буфета. Один — работы русских мастеров, другой — трофейный немецкий. На этом экскурсия заканчивается, а мы отправляемся самостоятельно изучать особняк. Как оказалось, здесь еще много интересного.

В интерьерах особняка использовано очень много дерева Дубовый кабинет Здесь экскурсия завершается

В хорошую погоду после экскурсии вполне можно прогуляться по другим достопримечательностям Адмиралтейского района, например, подняться на колоннаду Исаакиевского собора.

Если кратко, в целом:

  • отличная экскурсия по залам, недоступным для общего посещения;
  • прекрасный вид на Английскую набережную и Васильевский остров;
  • в музее множество экспозиций, все их можно посетить после экскурсии.

Источник: https://4traveler.ru/jorneys/osobnyak-rumyanceva

Особняк Румянцева — WikiModern

Особняк Румянцева

Особня́к Румя́нцева в Санкт-Петербурге расположен по адресу Английская набережная, дом 44. Ныне отдел (филиал) Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

История

Появление первого каменного строения на этом участке, в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами, относится к 40-м годамXVIII века. В этот период участком владели князья Голицыны — представители одного из самых знатных и самых разветвлённых российских княжеских родов. Михаил Михайлович Младший (1685—1764) — генерал-адмирал Российского флота.

Следующим владельцем особняка стал его сын Александр Михайлович Голицын (1723—1807), сенатор, вице-канцлер и обер-камергер царского двора. В 1770-х годах особняк был перестроен по проекту архитектора Ж. -Б. Вален Деламота.

В период этой перестройки дом со стороны Английской набережной получил внешние архитектурные пропорции, которые сохранил до сегодняшнего дня: трёхэтажный особняк на одиннадцать осей. Вскоре после перестройки А. М.

 Голицын дом продал, поскольку окончательно перебрался в Москву.

С 80-х годов XVIII века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.

В 1802 году дом на Английской набережной приобретает граф Николай Петрович Румянцев (1754—1826).

Н. П. Румянцев принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Его дед, Александр Иванович Румянцев (1680—1749), принимал активное участие в политической жизни России первых десятилетий XVIII века. Затем фамилия Румянцевых была прославлена победами полководца Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1725—1796)

Традиции подвигов во славу родного Отечества продолжили сыновья великого полководца екатерининских времён Николай и Сергей Румянцевы.

Будущий государственный деятель, дипломат и покровитель наук, Н. П. Румянцев родился в Москве в 1754 году. Получив вместе с младшим братом Сергеем домашнее образование, он продолжил его за границей, в Лейденском университете.

По возвращении в Россию молодой граф становится камергером, а затем получает назначение на дипломатическую службу. В течение 15-ти лет он выполнял различные дипломатические поручения в Европе, являясь чрезвычайным полномочным послом во Франкфурте-на-Майне.

Его называли «глаза и уши Екатерины II».

В 1795 году, окончив дипломатическую карьеру, Николай Петрович Румянцев возвращается в Россию, где получает почётное звание сенатора и становится членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам.

При дворе Павла I Н. П. Румянцев имеет должность гофмейстера и является одним из директоров Вспомогательного дворянского банка.

При императоре Александре I Н. П. Румянцев имеет должности директора водяных коммуникаций и экспедиций об устройстве в России дорог, министра коммерции, а также министра иностранных дел.

В 1809 году при участии Н. П. Румянцева был заключён Фридрихсгамский мирный договор со Швецией, за что ему был присвоен чин государственного канцлера — первого должностного лица в гражданской иерархии Российской империи.

Первоначальные перестройки были осуществлены после 1802 года только внутри здания. Жилые покои графа располагались в трёх комнатах с окнами на Неву, а во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища.

Довольно скромный фасад, мало чем отличавшийся от находившихся рядом домов, не отвечал внутреннему содержанию дома. В 1824 году Н. П.

 Румянцев приглашает для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Алексеевича Глинку.

«Проект этот был по тогдашним понятиям настолько хорош и даровит, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика…».

После смерти С. П. Румянцева в 1838 году на содержание музея не хватало средств, что пагубно сказалось на состоянии здания и содержании коллекций. С 1845 года управление Румянцевским музеем было передано Императорской публичной библиотеке.

Однако состояние музейных помещений не улучшилось за отсутствием необходимого финансирования. Здание приходило во всё больший упадок.

В 1861 году, после заключения комиссии специалистов и архитекторов о крайне неудовлетворительном состоянии «домов Музеума», Румянцевский музей был переведён в Москву, в Пашков дом.

В 1863 году дом на Английской набережной приобретает А. В. Старчевский, талантливый журналист, писатель, переводчик, сотрудник ежемесячного журнала «Библиотека для чтения» — одного из первых массовых русских изданий. Энциклопедически образованный, владеющий многими европейскими и восточными языками, он был автором ряда учебников и словарей.

С 1938 года в здании размещается музей истории и развития Ленинграда. Учреждения, располагавшиеся здесь ранее, освобождали помещения в течение нескольких лет. Полностью помещения были освобождены для музея к концу 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х годов.

С момента обретения здания особняка на набережной Красного флота, музей приступил к чрезвычайно сложным задачам по переезду, устройству помещений и возобновлению музейной работы. Его фонды и имущество насчитывали более 100 тысяч единиц хранения. Научные сотрудники приступили к изучению особняка, будущего экспозиционного пространства и экскурсионного маршрута.

Здание требовало капитального ремонта, сложных реставрационных работ, а недостаточное финансирование затягивало открытие музея для посетителей. 27 марта1941 года исполком Ленсовета выделил дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции.

Однако, начавшиеся Великая Отечественная война и блокада Ленинграда прервали эти планы.

В июле-августе 1941 года коллекции были эвакуированы в город Сарапул (Удмуртия). Оставшиеся предметы хранились в залах музея и в Исаакиевском соборе. В особняке разместился стационар для музейных работников. Весь период блокады здание охранялось специальными службами во главе с начальником объекта.

Были приняты меры по укреплению и защите дверных и оконных проёмов, закрыт доступ в здание со стороны набережной и дворовых флигелей. Каждый работник имел инструкцию на случай воздушной тревоги и обстрелов.

Вскрытие ящиков с оставшимися музейными предметами в залах особняка и систематический контроль за их состоянием предотвратили утрату и порчу коллекций музея.

В сентябре 1945 года фонды, имущество и персонал вернулись из эвакуации. Сотрудники приступили к разбору и изучению коллекций, систематизированию материалов и инвентаризации. Одновременно возобновилась разработка будущей экспозиции по истории города.

Однако, сфабрикованное Ленинградское дело вновь приостановило музеефикацию особняка. В целях дискредитации Ленинграда и нивелировки его истории музей получил название «Музей архитектуры Ленинграда».

Первая послевоенная экспозиция, открытая в 1946 году, называлась «Строительство и городское хозяйство Петрограда-Ленинграда».

5 апреля1953 года, через месяц после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина, музею возвратили историко-краеведческий профиль. Он стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда (ГМИЛ). Директором была назначена Л. Н. Белова. С этого времени началось активное развитие всех направлений музейной деятельности.

В 1955 году, в 18-ти залах особняка, открылась выставка «История Петербурга-Петрограда—Ленинграда 1703—1954 годов».

В 1957 году в расширенном и обновлённом виде, она размещалась уже в 23-х залах.

В 1964 году отдел истории города и дирекция были переведены в Петропавловскую крепость. К 20-летию полного разгрома немецко-фашистских войск под Ленинградом в особняке открылась экспозиция «Ленинград в годы Великой Отечественной войны», основанная на подлинных документах и материалах.

За весь период своего существования в особняке музей проводит чёткую, последовательную линию, направленную на возвращение зданию его исторического облика.

Так, ещё в первые послевоенные годы был отреставрирован фасад в варианте максимально приближенном к авторскому замыслу.

При проектировании экспозиции было предусмотрено сохранение архитектурно-художественного убранства и объёмов части залов особняка.

Позже, в начале 1980-х годов, музеем были отреставрированы помещения первого этажа: Дубовый зал, интерьеры Дубовой лестницы, плафон Мавританской гостиной, т. н. «Чёрный кабинет», вестибюль и парадная лестница (автором всех интерьеров является А. А. Степанов).

В 1998 году были начаты работы по ремонту залов третьего этажа лицевого корпуса с приспособлением их под экспозицию «НЭП. Образ города и человека» и экспозицию, посвящённую истории города в 1930-е годы: «От будней к праздникам. Городские этюды из 1930-х»

В 1999 году начались работы по реставрации парадных помещений второго этажа на период 1880-х годов (архитектор А. А. Степанов). На торцевой стене зала сохранилось зеркало площадью 18 квадратных метров, выполненное единым стеклом, и закреплённое в стене без подрамника дубовой рамой и багетом с гипсовой вызолоченной прорезкой.

К 300-летию Санкт-Петербурга после реставрации были открыты парадные помещения лицевого корпуса особняка со стороны Английской набережной. Также был восстановлен и отреставрирован вестибюль со стороны улицы Галерной. В настоящее время «Особняк Румянцева» — отдел (филиал) Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Основа этой страницы находится в Википедии. Текст доступен по лицензии CC BY-SA 4.0 license. Нетекстовые медиаданные доступны под собственными лицензиями. Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак организации Wikimedia Foundation, Inc. Infosphere.top не аффилирована с Фондом Викимедиа (Wikimedia Foundation).

Источник: https://infosphere.top/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%A0%D1%83%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%B2%D0%B0/

Особняк графа Румянцева в Санкт-Петербурге

Особняк Румянцева
eho_2013Делюсь интересной находкой из дружеского ЖЖ — заглянуть в особняк графа Румянцева удается не каждому. Единственное, что хотелось бы дополнить — это пара фактов о роли Румянцева в появлении одной из крупнейших библиотек России и мира — Российской государственной библиотеки.

Как бывший сотрудник этой библиотеки, считаю графа Румянцева не только отцом-основателем РГБ, но и почти коллегой. И для начала следует разобраться с вечной путаницей в названиях. Автор поста говорит: «он основатель Государственной библиотеки (современная Ленинка)».

Корректнее: он основатель Румянцевского музея и библиотеки (современная Российская государственная библиотека, бывшая Ленинка). 22 января 1992 года Государственная библиотека СССР им. В.И. Ленина была преобразована в Российскую государственную библиотеку.

Двадцать один год прошел, а библиотеку все еще по старинке именуют Ленинкой! Напоминаю: «Библиотека Ленина» — это название станции метро, которую забыли переименовать, а не учреждения культуры.Итак, выдающийся знаток искусства, коллекционер и библиофил граф Н.П. Румянцев скончался в 1826 году, а в 1828 году его брат и душеприказчик С.П.

Румянцев передал огромные коллекции книг, рукописей, произведений искусства и т.д. в казну согласно воле покойного «на пользу Отечеству и благое просвещение». Николай I поблагодарил и подписал указ «Об учреждении Румянцевского музеума». В 1831 году музеум, расположившийся поначалу как раз в особняке на Английской набережной, открыл двери для посетителей.

В 1845 году Румянцевский музеум передали в ведение Императорской публичной библиотеки, поскольку книжные коллекции все-таки были основной его ценностью. А в 1861 году по инициативе хранителя музея писателя и библиофила князя В.Ф.Одоевского было принято решение перевести Румянцевский музей с библиотекой в Москву. Так в Москве появилась первая общедоступная библиотека.

В мае 1862 года в Доме Пашкова, где ее разместили, уже принимали первых посетителей.Пашков Дом на Охотном Ряду в МосквеВ том же году император Александр II своим указом узаконил получение Румянцевской библиотекой одного бесплатного экземпляра всех выходивший в России печатных изданий.

Кроме того, библиотека регулярно пополнялась собраниями дарителей — десятки собирателей книг передавали или завещали личные библиотеки Румянцевке.

В 1880 году Александр Александрович Пушкин передал в библиотеку рукописи своего великого отца (кстати, с днем рождения, Александр Сергеевич!), а в 1892 году Софья Андреевна Толстая передала в фонд рукописи своего мужа Льва Николаевича Толстого.

Император Николай II принял Румянцевский музей и библиотеку под свое покровительство и в 1909 году объявил конкурс архитектурных проектов новых зданий библиотеки. К сожалению, начавшаяся Первая мировая война помешала этим планам — в 1914 году успели пустить в строй лишь новое книжное хранилище на 500 тысяч томов, а в 1915 году оборудовали новый читальный зал на 500 мест.В 1921 году музей был расформирован, а его экспонаты рассеяны по разным собраниям. В Пашковом доме осталась только библиотека, которой в 1924 году присвоили имя Ленина, сохранявшееся до начала 1990-х годов. Дальнейшая история библиотеки — тема для другого поста, а сейчас вернемся к особняку графа Румянцева с большой благодарностью lenarudenko, подготовившей этот интересный материал.

Оригинал взят у lenarudenko в Особняк графа Румянцева

В Особняке Румянцева на Английской набережной в Петербурге находится «Музей истории Ленинграда». Интерьеры комнат особняка сейчас на реставрации, пока открыты только две из них. В экспозиции особняка интересные предметы 18-19 веков.

Граф Николай Петрович Румянцев (1754 — 1826 год). Художник Дж. Доу

Парадный портрет работы Дж. Доу написан через два года после смерти Румянцева в 1828 году.Румянцев, как государственный деятель, изображен за письменным столом, в мантии с орденом Св. Андрея Первозванного. Морской фон с парусником указывает, что граф — организатор морских экспедиций.

У ног Румянцева книги — он основатель Государственной библиотеки (современная Ленинка). На столе скульптурный портрет императора Александра I.Успешный государственный деятель. Пользовался благосклонностью Екатерины II. Во время правления её сына — Павла I, был отстранен от государственных дел — как все бывшие фавориты Екатерины.

К политической деятельности Румянцев вернулся после вступления на престол Александра I — сына Павла I.Семь лет (1807 — 1814 год) граф Румянцев занимал пост Министра иностранных дел.В 1809 году в возрасте 55 лет также назначен на должность государственного канцлера.В 1814 году в возрасте 60 лет в отставке занялся научной деятельностью.

Основатель государственной библиотеки. В его собрании насчитывалось 28 тысяч книг, более 700 рукописей, 104 первопечатные книги (инкунабулы).Скончался в 1826 году, в возрасте 71 года, был похоронен в своем имении в Гомеле.

На фамильном гербе Румянцевых начертано «Non solum armis» (Не только оружием).

Научный труд Николая Петровича Румянцева оправдал фамильный девиз

Гостиная особняка (фото мои)Бювар (настольная папка) с масонской пирамидкойПисьменный стол в гостинойЧасы начала 19 векаДоклад императору Александру IПарадный зал особнякаЧернильница с экраномЧасы и канделябры 19 векаТабакерки и ножницы для бумаги 18 векаЧернильница
Фасад особняка

|

eho_2013Вчера, наверное через минуту после того, как по телевидению прошла официальная информация о разводе Путина, вся френдлента оказалась забита сообщениями: «Владимир и Людмила Путина объявили о разводе!»Ребята, неужели для вас это — событие века? Неужели всем так интересно, какие у этого человека отношения с женой?Меня эта пара оставляет глубоко равнодушной, вместе они или порознь. Это их личное дело.

Но любительский спектакль, когда заранее назначенная корреспондентка «неожиданно» задает «неудобный вопрос» Путину и специально привезенной в театр его бывшей жене Людмиле, и они заученно отвечают, похоже имел успех. 

Источник: https://eho-2013.livejournal.com/49998.html

Особняк Румянцева: источник музейных сокровищ

Особняк Румянцева

Известный российский политик и меценат граф Николай Петрович Румянцев отдал просветительской деятельности немалую часть жизни. Особняку на Английской набережной Петербурга было суждено стать средоточием культурных, научных и исторических ценностей, собранных графом. В наше время особняк Румянцева занял филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Сложная судьба дворца на набережной

В XVIII веке первым каменным строением на берегу Невы владел род князей Голициных. По кончине последнего из них дом был отдан в наем английским купцам (набережная получила свое название именно из-за того, что англичане арендовали многие здания в этом районе Петербурга).

В 1802 году владельцем особняка стал Николай Петрович Румянцев, совмещавший государственную службу с просветительской деятельностью.

Бывая в разных странах, он приобретал раритетные письменные труды и печатные книги, произведения искусства, образцы минералов, предметы исторической и этнографической ценности.

Коллекции систематизировались и размещались в залах дворца, купленного графом в Петербурге.

Превращение особняка в музей

По замыслу хозяина, наполненный культурными сокровищами дворец Румянцева на Английской набережной должен был стать публичным музеем Петербурга. Для этого особняк следовало видоизменить, чем граф и занялся в 1824 году.

Работу поручили архитектору В. А. Глинке, сумевшему отразить в облике фасада здания увлечения его владельца.

Особняк украсился двенадцатиколонным портиком, в тимпане фронтона расположился горельеф с изображением Аполлона в окружении муз.

Одновременно проводилась реконструкция части помещений особняка – их превратили в галереи и экспозиционные залы. Корпуса дворцового комплекса, выходящие на Галерную улицу, перестроили под квартиры. Румянцев планировал вкладывать доходы от сдачи жилья в развитие своего детища.

Открытие музея

Вскоре хлопоты по переустройству дворца на набережной легли на плечи младшего брата графа, скончавшегося в 1826 году. Выполняя волю покойного, Сергей Петрович Румянцев продолжил организационные работы.

В 1831 году первый в Петербурге и в России частный музей принял посетителей. Ими были люди всех сословий, плата за вход не взималась. Музей работал под патронажем Сергея Петровича до его кончины в 1838 году.

После этого пестовать особняк Румянцева в Санкт-Петербурге стало некому, и дела быстро пришли в упадок. Коллекции переместили в Москву, где они стали частью экспозиций других галерей и библиотек.

Потеря статуса музея

Лишившийся своих сокровищ особняк на Английской набережной Петербурга стал частным домом. Почти 80 лет он переходил из рук в руки, перестраивался по вкусу новых владельцев. После 1917 года его площади занимали конторские и жилые помещения.

Возрождение

Ситуация изменилась в 1938 году – Румянцевский особняк передали Музею истории и развития Ленинграда. К этому времени часть обстановки и некоторые произведения искусства оказались утрачены.

Восстановлению памятника помешала ВОВ, поэтому музей возобновил работу только в 1955 году.

Сегодня его здание стало частью комплекса Музея истории Санкт-Петербурга, а наследие графа Румянцева разделено между российскими галереями и библиотеками.

Замыкая круг времени

Трехсотлетие Санкт-Петербурга стало важной вехой в жизни старинного особняка на Английской набережной. Власти города решили вернуть главным залам дворца Румянцева облик XIX века. Реставрация была завершена в 2003 году. Теперь посетители могут лицезреть исторические интерьеры в залах, которые когда-то были вместилищем сокровищ великого мечтателя и мецената Н. П. Румянцева.

Войдя в великолепный дворец на набережной, посетители видят утонченные интерьеры, роскошную лепнину и резьбу. Лестница белого мрамора ведет на второй этаж, где в одном из залов находится зеркало величиной 18 кв. метров. Оно появилось в стенах особняка на стыке XIX и XX веков, сохранилось во время войны и до сих пор удивляет гостей особняка своей безмятежной гладкостью.

Тем, кто желает посетить особняк Румянцева в Санкт-Петербурге, официальный сайт предоставляет подробную информацию об экспозициях, а мы расскажем о них только самое главное.

Особняк Румянцева представляет экспозиции

Во дворце размещены четыре постоянные экспозиции:

  • «История особняка Румянцева и его владельцев». Архитектурные планы, чертежи, фотографии и другие документы иллюстрируют строительство и реконструкции одного из самых роскошных дворцов Петербурга. Здесь же представлены портреты и биографии живших в нем людей;
  • «НЭП. Образ города и человека». Интерьеры, музыка и сохранившиеся кадры кинохроники периода новой экономической политики позволяют посетителям окунуться в атмосферу Петербурга тех времен;
  • «От будней к праздникам. Этюды из 1930-х». Время развития индустрии, демонстраций трудящихся и ударных пятилеток иллюстрируется макетами заводов и различной техники, образцами продукции, фотографическими портретами жителей Ленинграда, предметами быта и личными вещами;
  • «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». Эта выставка – самая большая в Румянцевском особняке в Санкт-Петербурге. Официальный сайт советует побывать на ней всех неравнодушных к теме войны. Экскурсия знакомит с жизнью города в самые страшные годы XX века. Здесь можно увидеть подлинное обмундирование и оружие, знамена, карты, предметы быта блокадников и защитников города, фотографии и документы, среди которых дневник Тани Савичевой – хроника голодной гибели целой семьи. Реконструированы интерьеры бомбоубежищ и квартир переживающих блокаду горожан, созданы различные диорамы. Много внимания уделено производству на фабриках и заводах Петербурга во время войны.

Помимо постоянных экспозиций, особняк Румянцева приглашает и на временные выставки. Проводятся также различные концерты и лекции. Расписание всех мероприятий можно узнать на официальном сайте.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/osobnyak-rumyanceva-istochnik-muzeynykh/

Особняк Румянцева

Особняк Румянцева

0 783

Особняк Румянцева – архитектурный памятник в Северной столице, в котором расположен филиал Государственного музея истории Петербурга. Посетителей здание заинтересует уникальной архитектурой, историей и обширными музейными коллекциями.

Особняк является полностью отреставрированным и переработанным вариантом возведенного в 1740 г. каменного дома князей Голицыных. В 1802 г. князья продали дом видному государственному деятелю, канцлеру Н. П. Румянцеву.

Канцлер был большим любителем искусства, из заграничных поездок он привозил множество древних манускриптов, статуй, картин, документов и книг. Коллекции Румянцева славились на всю Российскую империю. Николай Петрович сформировал вокруг себя кружок выдающихся ученых и исследователей, которые помогли ему создать музей древностей, известный во всей Европе.

В 1824 г. архитектор В. А. Глинка по поручению канцлера приступил к реставрации дома Голицыных. Фасад здания был закрыт красивейшим каменным портиком с 12-ю колоннами. Портик венчал фронтон с горельефом, изображающим бога Аполлона, богиню Мнемозину и 9 муз. Выполнил горельеф знаменитый скульптор И. Мартос.

Канцлеру не удалось в полной мере насладиться результатом своих трудов: в 1826 г. он тяжело заболел и умер. Перед смертью Николай Петрович поручил своему брату С. П. Румянцеву довести дело до конца, создав в особняке первый в Российской империи частный музей для бесплатного посещения всеми желающими.

Сергей Петрович сдержал слово, данное брату. В 1831 г. прошло торжественное открытие музея: каждый житель Петербурга и гость столицы мог своими глазами увидеть ценнейшие предметы искусства.

В 1861 г. коллекции Румянцевского музея по неизвестной причине были перевезены в Москву и размещены в Доме Пашкова (ул. Неглинка). Особняк Румянцева начал переходить из рук в руки. Последней хозяйкой здания стала герцогиня З. Богарне, купившая дом в 1882 г. По заказу Богарне архитектор А. Степанов отреставрировал дом, сделав акцент на жилое назначение строения.

После революции в особняке Румянцева размещались коммунальные квартиры и казенные учреждения. В 1938 г. здание было отдано Музею истории Ленинграда. В 2003 г. дом был отреставрирован, интерьеры приведены к состоянию, характерному для 1880-х гг.

В настоящее время в особняке размещены постоянные экспозиции Музея истории Петербурга, здесь проходят временные выставки, научные конференции, лекции, детские мероприятия, фестивали, концерты классической музыки.

По выходным проходит экскурсия по парадным залам особняка Румянцева. Экскурсия начинается в 13.00, ее стоимость – 200 рублей. Гости увидят невероятные интерьеры 19-го века, Невскую анфиладу, Дубовый кабинет, зеркальную стену, Белый зал, дубовые лестницы. Экскурсоводы расскажут об истории особняка и его обитателей.

Историческая экспозиция

Выставка расскажет туристам о владельцах особняка, в нее включены архитектурные планы, строительная документация 18-19 вв., фотоснимки начала 20-го века, портреты людей, проживавших в доме, гербы князей Голицыных и графов Румянцевых.

Отдельные выставки в рамках экспозиции посвящены Н. П. Румянцеву и существованию особняка Румянцева во времена ВОВ.

Экспозиция «НЭП: образ города и человека»

Новая экономическая политика (НЭП) была объявлена большевиками в 1921 г. и свернута в 1929-ом. Это был интереснейший период в истории Ленинграда и всей страны. Именно этому времени посвящена постоянная экспозиция в особняке Румянцева.

Туристы узнают, как НЭП в считанные годы преобразил страну, вернул ей относительное благополучие. В этот период в Ленинграде процветала частная торговля, ежедневно открывались новые магазины, мастерские, объекты досуга.

В экспозиции представлено больше 1000 экспонатов: это предметы быта эпохи НЭПа, старинные фотоснимки, обувь, одежда и мебель 20-х гг. Залы разделены на специальные зоны, воспроизводящие интерьеры коммунальной квартиры, ресторана, модного ателье, сапожной мастерской.

Посетители окунутся в атмосферу того уникального времени, посмотрят оригинальные кадры кинохроники.

Отдельный зал в составе экспозиции выделен под выставку плакатов, афиш, картин, графики, газет и журналов 20-х гг.

«От будней к праздникам»

Экспозиция «От будней к праздникам» посвящена Ленинграду 30-х гг. Это было время первой пятилетки, когда люди, полные энтузиазма к перестройке своей жизни, полностью изменили промышленную и индустриальную базу города на Неве.

В 30-е годы в городе открылись заводы, выпускавшие передовые для того времени продукты. Гости увидят образцы каучука, выработанного синтетическим путем, первый алюминий, выплавленный в СССР, телевизор марки ВРК. Большой интерес у посетителей вызывают превосходно выполненные макеты транспортной техники: троллейбуса, лесовоза, прицепа-холодильника, танкера.

Ускоренная индустриализация требовала железной дисциплины. Население страдало от больших цен на продукты, от карточной системы распределения продовольствия. Впервые талоны на товары первой необходимости были введены в 1929 г. Гости увидят хлебные карточки, пропуска в спецраспределители продуктов, талоны на мясо, рыбу, мыло и спички.

Туристы познакомятся с бытом ленинградцев 30-х гг., узнают, какая одежда была в моде, какие фильмы показывали в кинотеатрах. Среди экспонатов выставки – личные вещи знаменитых ленинградцев, афиши, фотоснимки, флаги, предметы быта и многое другое.

Мемориальный центр Д. С. Лихачева

Отдельная экспозиция посвящена ученому-филологу, общественнику и историку литературы Д. С. Лихачеву. Центр Лихачева в особняке Румянцева — это также место встреч творческих людей, проведения лекций, научных конференций, съемок телевизионных передач.

В экспозиции гости увидят личные вещи ученого, его книги, письма, мебель из кабинета Лихачева. Рядом с креслом находится мантия доктора наук, которую Дмитрию Сергеевичу вручили в Оксфорде. Одним из самых ценных экспонатов музея является медаль «За оборону Ленинграда»: Лихачев прошел всю войну, был неоднократно ранен.

В коллекции фотографий – совместные снимки ученого с писателями, литературоведами, историками. Большой интерес у гостей вызывает фото Дмитрия Сергеевича с Иоанном Павлом II: снимок был сделан во время визита Лихачева в Ватикан в 1986-ом г.

«Ленинград в годы Великой Отечественной войны»

Важнейшей экспозицией особняка Румянцева считается выставка, посвященная жизни Ленинграда во времена ВОВ.  Эта выставка была открыта в 1964 г. Создатели использовали принцип музейной хронологии, расположив экспонаты по временным периодам, начиная с блокады города в 1941 г. и заканчивая Победой.

В 12-ти залах размещено больше 2 тыс. предметов. Это уникальные фотоснимки, документы, знамена ленинградских полков, коллекция стрелкового оружия, обмундирование бойцов Красной Армии, личные вещи блокадников, дневники жителей осажденного города, коллекции живописи, диорамы города и крупнейших сражений, макеты танков и артиллерийских установок.

Посетители узнают, как выживал блокированный город, как формировалось в Ленинграде народное ополчение, какие меры предпринимались для спасения бесценных памятников архитектуры и культуры.

Специальные экспозиции посвящены «Дороге жизни», прорыву блокады, разгрому немецко-фашистских захватчиков под Ленинградом.

:

Как добраться:

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/osobnyak-rumyanceva/

Архитектура и интерьеры здания

В 1824 году Н. П. Румянцев осуществил перестройку дома. Автором проекта и руководителем работ был приглашен архитектор В. А.

 Глинка, украсивший фасад здания портиком с колоннами, над которым помещен горельеф, изображающий покровителя искусств бога Аполлона в окружении девяти муз.

Главный корпус приобрел тот внушительный и торжественный вид, который и сейчас делает здание самым заметным на Английской набережной.

Последующие реконструкции и перестройки в основном сводились к попыткам укрепить фасад и приспособить внутренние интерьеры под жилое помещение.

К 300-летнему юбилею города было восстановлено внутреннее убранство нескольких парадных залов так, как они выглядели в 80-х годах XIX века, после реконструкции, произведенной архитектором А. А. Степановым. В одном из залов второго этажа сохранилось зеркало, занимающее всю стену (18 кв. метров).

Его уникальность состоит в том, что оно выполнено одним листом и не имеет аналогов ни в одном из многочисленных дворцов Петербурга. Неизменное восхищение вызывают Парадная мраморная лестница и боковая деревянная, изготовленная из дуба. Примыкающий к ней Дубовый кабинет отделан деревом и тисненой кожей.

В убранстве залов использованы ионические колонны и пилястры, потолки украшены кессонами и лепниной.

Экспозиция и достопримечательности

Особняк Румянцева является одним из филиалов Музея истории Санкт-Петербурга, поэтому все его экспозиции связаны с важными событиями, происходившими в городе.

Наиболее полно и интересно представлены периоды 20-х — 30-х годов XX века и Великой Отечественной войны.

С ярким периодом Новой Экономической Политики, последующими годами становления социалистической промышленности и бытом горожан в те времена знакомят посетителей постоянные экспозиции:

  • НЭП. Образ города и человека.
  • От будней к праздникам. Этюды из 1930-х.

Обе выставки служат фоном и предысторией для главной экспозиции музея — «Ленинград в годы войны». Постоянная выставка, посвященная блокаде Ленинграда, по праву считается самой большой и лучшей в городе.

Грандиозное собрание правдивых свидетельств героической и трагической истории включает 2 тысячи экспонатов, занимает 12 залов.

Здесь представлены подлинные документы, фотографии, оружие, предметы быта, обмундирование, картины, модели и многое другое, что подробно описывает все стороны жизни и борьбы жителей и защитников Ленинграда.

В выходные дни в особняке звучит классическая музыка, здесь каждое воскресенье проводятся концерты-лекции, посвященные романтическим историям, вдохновлявшим великих композиторов и поэтов XVIII-XIX веков. С историей здания и судьбами его владельцев знакомит экскурсия, которая проходит каждое воскресенье в отреставрированных парадных залах.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/osobnyak-rumyanceva/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики