Vigoda

Особняк купцов Брусницыных на Васильевском острове в Санкт-Петербурге

Особняк Брусницыных
посмотреть на карте Google

Смотреть на себя в зеркало не всегда полезно, а иногда и очень опасно. Об этом определённо знают те, кто посещал особняк Брусницыных, что на Васильевском острове или хотя бы о нём читал или слышал.

В первые годы прошлого века сюда из венецианского палаццо, в котором хранился прах графа Влада Дракулы, известного средневекового экстремиста и экстремала, доставили зеркальное изделие от местных мастеров.

Увы, но частое смотрение в стекло, покрытое с обратной стороны амальгамой, повлияло на самочувствие членов купеческого семейства, а одна из внучек собственника здания вообще вскорости скончалась. От греха подальше и с глаз долой венецианское зеркало в обрамлении ауры графа Влада Дракулы задвинули в кладовую.

Большевики отвергали суеверие, поэтому смело повесили экспроприированный в пользу трудового народа продукт загнивающей эксплуатации итальянских трудящихся и ремесленников на стену Дворца культуры им. С.М. Кирова. Однако вскорости буржуазный артефакт возвратили в особняк купцов Брусницыных, где после коммунистической революции обосновался кожевенный завод им. А.

Н Радищева, и водрузили его в кабинете замдиректора предприятия. Спустя некоторое время замдиректора дематериализировался. А почти вслед за ним так же абсолютно бесследно исчез и какой-то рабочий, заглянувший в зеркало, пропитанное духом трансильванского владыки. Кабинет срочно заколотили досками, а заводское управление вообще перенесли в новое здание.

Что из всего вышеизложенного следует? Что путь в особняк Брусницыных, всё так же располагающийся на на Кожевенной улице северной столицы, для любопытствующих аборигенов, внутренних и зарубежных туристов заказан? Отнюдь! Страшные легенды легендами, зловещая мистика мистикой, а особняк Брусницыных всегда рад организованному наплыву гостей. Почему организованному? Потому что, как говорится, не венецианским зеркалом единым знаменит данным памятник исторического, культурного, архитектурного и прочего регионального значения! Здесь реально есть на что посмотреть, есть чем полюбоваться и есть чем восхититься. Экскурсовод, как говорится, в помощь.

История особняка Брусницыных на Васильевском острове

Однако прежде совсем немного истории. Итак, то, что известно нам как особняк Брусницыных, Санкт-Петербург под этим именем знал не всегда. В 80-х гг. XVIII в. императрица Екатерина II в этой зоне Васильевского острова своим указом предписала развивать кожевенные производства.

И возведённый несколькими годами ранее каменный дом на угловом пересечении Косой и Кожевенной линий получила вдова купца И.В. Фишера.

Она же спустя считанные месяцы переоборудовала обращённое к взморью строение, отведя под жилые помещения второй этаж, а на первом разметив контору кожевенного завода.

И только в начале 40-х гг. XIX в. особняком завладел Н.М. Брусницын, как утверждают, неграмотный, но толковый в производственном и коммерческом деле крестьянин, выбившийся в купцы. К конце века компания «Брусницын Н.М.

с сыновьями» диктовала кожевенные стандарты и кожевенную моду всему Санкт-Петербургу, превратившись в крупнейшее предприятие отрасли.

К первой русской революции кожевенный завод под именитым брендом располагался по обеим сторонам Кожевенной линии.

Особняк купцов Брусницыных — яркая достопримечательность города

Теперь наконец про сам особняк купцов Брусницыных — Санкт Петербург и его жители имеют право гордиться выдающейся достопримечательностью, которая приобрела свой окончательный облик, дошедший и до нашего времени, в далёком 1886 г.

Эклектический стиль, присущий зданию, состоялся из-за того, что в его достройке, пристройке, достройке и прочих архитектурных вторжениях в разное время и даже в разные эпохи принимали участие разные архитекторы. Например, в 1857 г. архитектор А.С.

Андреев существенно расширил созданный неизвестным предшественником для вдовы И.В. Фишера будущий особняк Брусницыных, он же спустя несколько лет его перестроил и попутно изменил фасад, а в 1864 г. опять расширил. В 1877 г. архитектор Н.Ф. фон Брюлло соорудил двухэтажный склад.

И, наконец, в 1884-1886 гг. довёл всё до нынешнего совершенства архитектор А.И. Ковшаров.

Впрочем, в советское время тоже случались интервенции и новации, но они касались в основном территории вокруг здания. Ну и, разумеется, заметно пострадал интерьер, который где переделали в соответствии пролетарскими вкусами, где разрушили, а где скомуниздили то, что плохо лежало, стояло, висело.

В итоге имеем в восточной части парадные помещения с анфиладной планировкой и коридорную планировку в западной части. Более-менее сохранилась столовая, в которой реально царит дух позднего Ренессанса.

Здесь едва ли не всё подлинное, начиная от лепного кессонированного потолка и заканчивая бронзовой люстрой и бра, а также ведущей в бильярдную замаскированной потайной дверью. Здесь вообще много дорогого дерева, главным образом дуба, из которого вырезан буфет, а также двери, деревянные настенные панели, оконные и дверные проёмы.

Не сохранился огромный овальный дубовый стол и шесть десятков стульев, обтянутых кожей и не сохранилась тонкая светлая кожа, которой раньше были затянуты стены.

Танцевальной зал, известный также так белый зал — торжество эпохи французского короля Людовика XV, обильно отделанное лепниной с золочениями: лепная падуга, панно с вазами, цветами и сатирами со свирелями и прочими «дудочками» на стенах, каннелированные пилястры с вписанными в капители лирами, лепная рама в виде венка, перевитого лентами, внутри которого зеркало, оконные рамы с толстенными стёклами, мраморные подоконники и такой же мраморный камин, огромная люстра с подвесками из хрусталя. От белого зала в качестве небольшого примыкания — курительная (кальянная) комната с роскошным декором в мавританском стиле, по стенам которой и сейчас повторяется сложенное из арабской вязи славословие Аллаху.

Чем ещё сердце и душа успокоятся, если выкроить несколько часов из своего графика и посетить особняк купцов Брусницыных? Гостиная, отделанная в коричневых тонах, несущих тепло и уют. Изначально их было несколько, и они размещались анфиладой по главному фасаду параллельно Кожевенной линии.

В гостиной всем командует рококо с множеством лепных панно, орнаментов и прочих элементов, подлинной люстрой. На стенах сохранился подлинный шёлк из доисторического материализма — этим штофом затянуты стены.

Плюс зеркала, сконфигурированные таким образом, что что как будто телепортируешься в бесконечность.

Ну и бильярдный зал (красный кабинет) и оранжерея, которые тоже следует воочию лицезреть. В общем, Кожевенная линия 27 особняк Брусницыных — дальше по списку и по настроению, с экскурсоводом во главе.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

в социальных сетях

Вам понравится

Пока что нет комментариев. Будьте первыми!

Отзывы:

Оставить отзыв к Особняк купцов Брусницыных

Источник: https://droogie.ru/spot/osobnyak-kupcov-brusnicynyx/

Особняк Брусницыных

Особняк Брусницыных
Недавно мне с друзьями удалось побывать в чудесном заброшенном особняке, который сейчас находится в замороженном состоянии. Дальнейшая судьба его неизвестна, но сейчас в особняк Брусницыных можно попасть, если сильно захотеть.Особняк купцов Брусницыных — памятник архитектуры в стиле эклектика в Санкт-Петербурге.

В современном виде создан в 1884 году для купцов братьев Брусницыных архитектором А. И. Ковшаровым в ходе капитальной перестройки здания неизвестного архитектора, впервые упоминаемого в 1844 году.1. Танцевальный зал, который иногда еще называют Белым залом. Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением. Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга.

2. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность. Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками.
3.

Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.4. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами. Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры.

В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники.5. В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, еще два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.6. Прекрасно сохранился мраморный камин. Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами.

Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.7. К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором.8.

Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле. 9. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками. Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.10.

Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями. Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты. По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».11.12.13.14. Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа.

Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатида|кариатид. На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах.

Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями.15. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад. В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.16.17.18.19.20. Бильярдный зал, куда можно попасть из оранжереи или столовой.

В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать ее над столом. Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин.21.

Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью. Когда-то в бильярдной еще был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.22. Столовая комната с обилием резного дерева.23.24.25. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах.

Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии. В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний. Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал.26.

В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой. Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков. Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.

В помещении сохранилась подлинная люстра. Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности. Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзия бесконечности перспективы. Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.27.28. Зимний сад.29. Модный лучок на память.

Подписывайся на мой Инстаграм, там всегда всё самое интересное и красивое!
Добавляй журнал в друзья, чтобы первыми читать свежие записи.

После поездки в Сочи осталось несколько снимков, которые хотелось бы показать. 1. Барк Крузенштерн в водах Сочи.2. Советская водонапорная? башня.3. Частный дом прямо под новой автомобильной развязкой.4. Пес очень громко и долго лаял, пока я фотографировал.5. Там же и котейка.6. Оказываемся где-то на окраине города. Памятник Неизвестному солдату.7.8. Местные жители выживают как могут.9. Но бабушка не унывает!10.11. Пешеходный мост в Дагомысе между двумя районами.12.13. Черное море. В нем даже купались люди, на улице было около +12.14. На ЖД вокзале в Сочи волонтеры подкармливают котейку.15. Навагинская пешеходная улица. А еще в городе множество пальм и кипарисов, которые меня очень радовали.16. Император Петр Алексеевич.17. Морской вокзал Сочи. К сожалению, сейчас представляет из себя здание с ресторанами и магазинами.18. Памятник героям фильма «Бриллиантовая рука».19.20. на берегу черного моря.21.22. В понедельник с погодой не повезло, но на некоторое время появилось солнце и небо стало похоже на слоеный пирог. 23. Сочи — всё.

Подписывайтесь на мой Инстаграм, чтобы быть в курсе событий online.

Источник: https://nau-spb.livejournal.com/346829.html

История

В 1844 году дом приобрел крестьянин Николай Мокеевич Брусницын, приехавший из Тверской губернии.

В 1847 году он создал кожевенную мастерскую, которая поначалу была небольшой (работало в ней всего 10 человек) и занималась дублением кожи.

Вскоре у неграмотного, но предприимчивого крестьянина дела пошли на лад: он стал купцом, у него образовалась большая многодетная семья, а мастерская расширилась, превратившись в большую фабрику с 600 рабочими.

В 1857 году по проекту архитектора А. С. Андреева с западной стороны к зданию пристроили объём в три оси. В 1860-х годах им же были увеличены окна первого этажа и высота второго этажа, изменён лицевой фасад.

Интерьер особняка Брусницыных. Люстра в гостиной.

В 1882 году особняк перешел к сыновьям Николая Мокеевича Брусницына: Николаю, Александру и Георгию. Через два года трое братьев решили перестроить родительский дом. Перестройка была поручена архитектору Анатолию Ивановичу Ковшарову. Дом получил новую отделку интерьеров. Второй этаж вновь был повышен.

С восточной стороны для парадной лестницы к зданию добавлена пристройка в одну ось. Со стороны двора был организован зимний сад. Лицевой фасад был надстроен под один карниз. Именно при этой перестройке здание получило существующий сейчас облик. Особняк приобрел форму буквы «Ш».

В революцию братья Николай и Георгий эмигрировали, Александр остался в Петрограде и продолжил работать на заводе в должности главного инженера и председателя Коллегии заводоуправления.

В ночь на 28 мая 1919 года, по ордеру Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией Александр Брусницын был арестован в своей квартире при заводе, в доме 27 по Кожевенной линии и заключен в тюрьму.

В июне 1920 года корпорацией рабочих и служащих кожевенного завода было передано заявление в ЧК с ходатайством об освобождении. Позднее по ходатайству юридического отдела Московского Политического Красного Креста Александр Николаевич Брусницын был освобожден.

После 1917 года особняк стал принадлежать кожевенному заводу имени А. Н. Радищева. Здесь разместилось заводоуправление. В 1925—1930-х годах на месте ворот были устроены вестибюль и проходная. В 1993 году реставрировали Белый зал и столовую. В настоящее время сохранившие исторические интерьеры помещения переданы в аренду частным фирмам или не используются.

Интерьеры особняка

Основные парадные помещения сосредоточены в восточной половине здания, здесь использована анфиладная планировка.

Большая часть исторических интерьеров утрачена. Среди сохранившихся:

Парадная столовая, оформленная в стиле позднего ренессанса.Практически всё сохранившееся в помещении убранство — подлинное. Особенно впечатляет лепной кессонированный потолок, окрашенный под дерево и гармонирующий с деревянными настенными панелями и дверями.

Большая бронзовая люстра и бра на стенах тоже подлинные. Первоначально для освещения использовались свечи, впоследствии замененные электричеством.Также в парадной столовой сохранился в первозданном виде прекрасный резной деревянный буфет.

Стены украшают деревянные дубовые резные панели ручной работы, очень ценные (среди этих панелей слева от буфета есть замаскированная потайная дверца, ведущая в бильярдную).Деревянные двери украшены резными орнаментами и бараньими головами (баран является символом торговли).

Стены раньше были затянуты тонкой светлой кожей.Оконные и дверные проемы отделаны темным деревом. Окон, выходящих на улицу, в столовой нет. Гравированные стекла в окнах и дверях столовой обращены в зимний сад (оранжерею).

Когда-то в центре этого большого, но уютного обеденного зала стоял огромный овальный дубовый стол, вокруг которого располагались обитые кожей стулья на 60 человек. За столом собиралась и пировала купеческая семья, коллеги и друзья предпринимателей.

Лепной декор интерьера особняка Брусницыных. Белый зал.

Танцевальный зал, который иногда ещё называют Белым залом (в зал ведут двери, расположенные напротив дверей в зимний сад). Ослепительно нарядное помещение обильно украшено белой лепкой с золочением.Белый зал оформлен в стиле Людовика XV.

Плавный переход от вертикальной плоскости стен к горизонтальной плоскости плафона образует двухъярусная лепная падуга. Она скругляет углы и придает интерьеру особую пластичность и живописность.

Стены, двери и потолок Белого зала сплошь покрыты лепниной с растительными орнаментами, венками, музыкальными инструментами, амурами и женскими головками. Значительное пространство на стенах занимают лепные панно с изображением ваз, цветов и фигурок сатиров со свирелями и другими музыкальными инструментами.

Лепные панно на стенах чередуются с парными каннелированными пилястрами, в капители которых вписаны лиры.В помещении сохранились цельные, без переплетов оконные рамы с очень толстыми стеклами, а также мраморные подоконники. Кроме того, в зале привлекает внимание огромная люстра с хрустальными подвесками.

Прекрасно сохранился мраморный камин.В центральной части камин украшают скульптуры целующихся путти, ещё два амурчика сидят по бокам, поддерживая свисающие мраморные гирлянды сложной работы.Две тумбы по бокам камина, изначально предназначавшиеся для ваз с цветами.

Над фигурной полочкой камина помещается лепная рама в виде перевитого лентами венка. В раме сохранилось подлинное зеркало. Расположение зеркала, как и в других помещениях особняка, специально подобрано таким образом, чтобы посетители могли видеть в него отражение великолепной люстры и потолка.

К Белому залу примыкает небольшая курительная с прекрасно сохранившимся роскошным декором. Это одно из самых ценных помещений дома. По моде того времени кальянная комната оформлена в восточном мавританском стиле. Сохранился купол курительной комнаты, а также небольшой угловой эркер с изящными полуколонками.

Стены и купол этой «мавританской шкатулки» украшены ярко раскрашенной гипсовой лепкой с позолотой.Уникальная старинная люстра из стекла и латуни покрыта восточными рисунками и надписями.Люстра отражается в зеркале, что зрительно увеличивает пространство комнаты.

По стенам курительной мелкой вязью идет повторяющаяся надпись «слава Аллаху».

Интерьер особняка Брусницыных. Потолок в курительной комнате, выполненной в «мавританском» стиле.

Мраморная парадная лестница, идущая с первого этажа особняка, от ныне заколоченного парадного входа. Никаких светильников тут нет, но лестница хорошо освещена дневным светом. Сохранились очень ценные мраморные ступени и мраморные же резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.

На верхней площадке лестницы, под окном можно увидеть мраморный камин в достаточно строгих формах. Расположенное над ним окно обращено в оранжерею (зимний сад), которая когда-то был наполнена зеленью, цветами и даже плодовыми деревьями. Полукруглый эркер смотрит в прилегающий к дому сад.В эркере на площадке около камина когда-то стояло кресло, а ноги посетителей утопали в коврах.

Гостиная. Гостиная впечатляет нарядной отделкой в уютных, теплых коричневатых тонах. Когда-то подобных гостиных в особняке было несколько, они шли анфиладой вдоль главного фасада по Кожевенной линии.В оформлении гостиной обнаруживается влияние стиля рококо. Стены разбиты на отдельные панно с золочеными лепными рамками изогнутых очертаний.

Такой же золоченый лепной орнамент можно заметить на дверях и в обрамлении зеркал. В промежутках между панно помещены вертикальные вставки с лепным узором и ажурной сеткой.Падуга комнаты украшена растительными орнаментами, раковинами и фигурками дракончиков.

Великолепный потолок гостиной также обильно украшен лепниной, в том числе узорами в виде сетки, которые перекликаются с золоченой сеточкой настенной лепнины и вентиляционных решеток в падуге потолка.В помещении сохранилась подлинная люстра.Особенно примечательно, что стены гостиной затянуты подлинным шелком (штофом) более чем столетней давности.

Зеркала, поставленные друг напротив друга, создают иллюзию бесконечности перспективы.Зеркала также имеются в эркере, расположенном в центре главного фасада здания.

Бильярдный зал (Красный кабинет), куда можно попасть из оранжереи или столовой (из столовой сюда ведет уже упоминавшаяся потайная дверца). В помещении уцелел лепной потолок под дерево, а также мощная бронзовая люстра со специальной ручкой, позволявшей опускать её над столом.

Сам бильярдный стол утрачен, но остальное убранство комнаты сохранилось, в том числе встроенные угловые диванчики с подлинной обивкой, два шкафа для бильярдных принадлежностей, двери и резной камин. Низ стен облицован панелями, верхняя часть обтянута тканью.

Когда-то в бильярдной ещё был роскошный занавес, который благодаря особой плотности не пропускал ни единого лучика света из соседней оранжереи.

Интересные факты

С особняком связана тайна «зеркала Дракулы», любимая петербуржцами. Вот её содержание.В особняк зеркало доставили в начале XX века из Италии. Оно будто бы висело в одном из венецианских палаццо, где хранился прах графа Дракулы.

Рассказывают, что те, кто смотрелся в зеркало, испытывали странные ощущения, а впоследствии с этими людьми происходили страшные вещи. Начало слухам положила внезапная кончина внучки купца — дочери кожевенного заводчика, а также постоянное плохое самочувствие членов семьи. Из-за этих событий зеркало спрятали в кладовую.

После революции мистический предмет интерьера оказался во Дворце Культуры имени С. М. Кирова, а позже, по решению Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры снова возвращён в особняк и повешен в кабинете заместителя директора завода. Через некоторое время он бесследно и загадочно исчез.

Один рабочий, увидевший своё отражение в зловещем зеркале, также внезапно исчез. Тогда кабинет вообще заколотили, входить в него запретили, заводоуправление переселили в новое здание.

Ссылки на «Особняк Брусницыных»

Источник: http://www.cruer.com/max7612/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D1%8F%D0%BA_%D0%91%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D1%8B%D1%85

Особняк Брусницыных: где находится, история и фото

Особняк Брусницыных

Сегодня особняк Брусницыных нуждается в серьезной реставрации. Это архитектурный памятник федерального значения, который из-за пренебрежения властей разрушается. Вокруг расположены корпуса заводов, между которых блекло мелькает его фасад.

Характеристика

Особняк купцов Брусницыных – это место, о котором бродят легенды, граничащие с мистикой. Здешние интерьеры поражают своей красотой. Однако здание находится на пороге разрушения из-за заброшенности. Никак не могут найти деньги на реставрационные работы, арендаторы часто сменяются.

Здесь проводятся фотосессии для реклам, съемки фильмов и клипов, что также сказывается не самым благоприятным образом на обстановке. Можно прийти сюда в составе экскурсионной группы. Запрещается прикасаться к элементам интерьера из-за их хрупкости. К счастью, богатое убранство в большей мере осталось целым. Кое-где работает отопление и электричество.

Экскурсия в особняк Брусницыных – это отличный способ посмотреть на художественный декор местных помещений. Если сейчас здание так красиво, сложно представить, каким же оно было в свой расцвет.

Вы будто перемещаетесь в прошлое, чтобы стать его непосредственной частью, оказываетесь в той эпохи.

Ввиду обветшания дома нужно ловить возможность посмотреть на это великолепие, ведь кто знает, сколько еще все будет оставаться в таком же состоянии.

Особняк Брусницыных построили в 1770 годы на стыке линий Кожевенной и Косой. Это было здание из камня, фасад которого смотрел на побережье. В 1780-м Екатерина II издала указ, в соответствии с которым здесь построили заводы для обработки кожи. В 1787-м строение значительно изменилось из-за того, сюда поместили заводскую контору. Также здесь были комнаты жилого типа.

В 1844-м это строение купил Н.М. Брусницын. Три года спустя начал работать и завод. В 1857-м старый дом дополнили пристройкой на западной стороне. В 1860-х были расширены проемы окон на первом этаже. Совершили отделку фасадов на лицевой части. В 1864-м построили новые элементы архитектурной композиции на западе.

В 1868 году право собственности на особняк Брусницыных было у обоих супругов. В 1882-м он переходит к их наследникам. Три брата занялись перестройкой объекта спустя два года. Свои архитектурные идеи воплощал А.

И. Ковшаров. Второй этаж увеличили, соорудили пристройку, где разместили лестницу для парадного входа. Также появилась прекрасная оранжерея. Интерьер дома поменялся в корне, но от этого он стал только лучше.

Месторасположение

Особняк Брусницыных, адрес которого Кожевенная линия, дом 27, похож на букву «Ш», если смотреть на план. Такая форма обусловлена наличием собственного крыла у каждого из братьев.

Архитекторы характеризуют стиль данного дома как эклектику. Ковшаров работал здесь с 1884 по 1886 гг. То, что это шикарное здание расположили в зоне, где в основном все процессы нацелены на развитие промышленности, кажется многим странным. Тут бывал неприятный запах и даже ядовитые испарения, которые почему-то не смущали купцов. Или контроль за заводом казался им более важным.

Вид с улицы

Особняк Брусницыных (СПб) внешне украшен фризом, на котором имеются живописные гирлянды. Если смотреть выше, можно увидеть, как сильно выступает карниз, на котором размещены дентикулы. Над лестницей расположен фронтон.

Фасад справа украшен эркерами в форме полукруга. Заходя во внутренний дворик, вы увидите место, на котором ранее произрастал шикарный сад, от него ныне остались деревья, сараи и пристройки. Когда-то весь комплекс представлял собой прекрасную усадьбу, где был особняк и огороды, постройки для производственных и складских целей.

Воистину впечатляющим зрелищем был особняк Брусницыных. Фото с его прошлым обликом еще сохранились, так что небольшой шанс убедиться в этом воочию всё же есть.

Влияние советской власти

Парадный вход был заколочен после революции 1917 года. Убрали вензеля, на которых был семейный знак бывших владельцев. На освободившемся месте поместили молот и серп – символику коммунистов. Кроме фасада, этот символ можно увидеть еще и на люстре в зале для танцев.

Право собственности на особняк Брусницыных перешло к А. Радищеву – владельцу еще одного завода по обработке кожи. Здесь заседало управление и работники лабораторий. Совсем недавно убрали столы, на которых проводили анализы кожи с помощью специальных приборов.

В 1920-х годах осуществили перемещение местной оранжереи в здание Ботанического сада. В период с 1925-го по 1930-й там, где ранее был проезд, расположили проходную с вестибюлем. В помещении главной лестницы появились перекрытия из дерева, заложена часть дверей. В 1993 году над оранжереей устроено покрытие из металла. Также был произведен ремонт в Белом зале и столовой.

Недавно имелась задумка, в соответствии с ней корпуса завода, с которыми соседствует особняк Брусницыных (Санкт-Петербург), планировали реконструировать таким образом, чтобы на этой территории могла разместиться гостиница. Из неё будет открываться вид на морское побережье. Однако денег для осуществления данной операции нужно слишком много, и очень немногие инвесторы согласятся что-то строить в промышленном глухом районе.

Потери

В центре постройки находились помещения парадного типа, в остальных частях были жилые комнаты владельцев и их родных. Главный вход находится на востоке. Придя сюда, можно ознакомиться с анфиладной планировкой. Здесь уцелело много интересных и впечатляющих деталей.

Во времена Советской власти в комнатах организовывали работу цехов, так что некоторые элементы роскоши все-таки пропали. Краска потрескалась, лепнина кое-где ободрана, а стены обшарпаны.

Конечно, печально видеть, что особняк братьев Брусницыных доживает свои дни. Утрачено большое количество скульптур и комодов, ковров, хрустальной посуды и прочих элементов роскоши.

Однако на люстры и камины до сих пор можно поглядеть.

Изящество и утонченность

Пройдя в прохожую, можно попасть в помещения второго этажа, одним из которых является купеческая парадная столовая, чей стиль оформления более всего походит на поздний ренессанс.

Ценность покоев поместья в том, что здесь есть подлинное убранство, например, потолок, оформленный лепниной. Его покрасили под дерево, чтобы он лучше гармонировал с панелями на стенах и дверью. Можно лицезреть красивую огромную люстру из бронзы и настенные бра.

Их устанавливали еще основатели, применяя впоследствии свечи. Отдельного внимания заслуживает буфет, изготовленный из резного дерева. Каждая панель на стенах была изготовлена вручную.

За одной из них была создана тайная дверца, через которую можно было попасть в комнату для бильярда.

На дверях расположена голова барана и изящный орнамент. Это животное здесь не случайно, ведь оно олицетворяло божество торговли. Обои и пол – это уже плоды современности.

Раньше стены были обтянуты кожей небольшой плотности. Вот уж точно сразу понятно, какой по соседству завод. Проемы дверей и окон отделаны деревом темного цвета.

Из столовой нельзя выглянуть на улицу, поскольку стекла с гравировкой обращены на оранжерею.

Шикарный декор

В этом помещении, как и в других, не сохранилось мебели, которая была здесь изначально. Когда-то тут стоял стол из дуба и 60 стульев, обитых кожей. Здесь трапезничала семья купцов, их коллеги по работе и друзья.

Далее можно проследовать в зал для танцев, чьи стены выкрашены в белый цвет. Здесь работает освещение, благодаря чему лучше видно красивую лепку с золотыми элементами.

Это помещение оформили по образцам зданий, в которых жил Людовик XV. Можно разглядеть большое количество причудливых узоров.

Есть орнаменты, изображающие растительность, музыкальные инструменты, венки, панно в виде цветов, сказочных персонажей. Композиция гармонична и выглядит утонченно.

Ее дополняют пилястры и капиели с лирами. Рамы окон остались цельными. Стекла у них плотные. Подоконники изготовлены из мрамора. На люстре висят подвески из хрусталя. Сама она сделана из бронзы, ее переделывали во время правления Советской власти. Тут тоже фигурирует молот с серпом.

В сохранности остался камин из мрамора, один из лучших в Петербурге. Он украшен живописными скульптурами амуров. В прошлом веке применение Белого зала было схоже с обычными актовыми залами. Здесь проводили собрания и праздники. У камина стоят красивые тумбы, которые из цветочных ваз превратились в подсветительные подставки под изваяниями Сталина и Ленина.

Мистика в стенах поместья

Это место ценно тем, что вы будто перемещаетесь назад в прошлое, попадая в особняк Брусницыных. Зеркало здесь сохранилось еще со времен управления основателей. Подойдя к нему, вы увидите потолок и шикарную люстру.

О более древнем предмете, что висел на этом месте, есть особая легенда, в которой говорится, что он приносил несчастья владельцам. Его заказали в Италии, когда особняк еще только строился. Согласно истории, вещь висела у графа Дракулы в усыпальнице, что была в Венеции. Считалось, что человек переживает необычные чувства, глядя в зеркальную гладь.

Когда начали происходить необъяснимые беды, данный экспонат убрали на хранение в кладовую. После революции он исчез. Хотя есть версии, согласно которым данная легенда – просто вымысел, притягивающий сюда повышенное внимание туристов.

Такие детали постоянно привлекают новых посетителей в особняк Брусницыных.

Как попасть самостоятельно в этот загадочный мир прошлого? Говорят, что это чрезвычайно тяжело и куда проще нанять экскурсовода или придти сюда для съемки фотосессии.

Кальянная

Возле Белого зала есть курительная, где хорошо сохранился декор. Данное помещение считается одним из самых ценных. Эту кальяную оформляли с оглядкой на мавританский восточный стиль. Вы будто попадаете в сказку про Шахерезаду. Здесь красивый купол, который украшает позолоченная лепка из гипса, разукрашенная яркими красками.

Имеется красиво расписанная люстра. Из-за того что предмет освещения отражается в зеркале, которое уже утратило свою цельность и разделено на отдельные фрагменты, помещение кажется больше, чем есть на самом деле. На стенах написано «Слава Аллаху» утонченной вязью. Кроме кальяна, здесь были диваны, подушки и ковры. Покрытие на полу делали в нашу бытность.

Главный проход

Отсюда можно попасть на парадную лестницу из мрамора, что идет от парадного входа, что сейчас заколочен. Здесь были перекрытия из дерева, благодаря чему облик данного места удалось сохранить в первозданной форме.

Защиту сняли, когда нужно было подготовить это место к съемкам фильма. С тех пор оно открыто для взоров гостей особняка. Здесь нет электрического освещения, но дневной свет попадает сюда довольно хорошо.

Бродить здесь можно очень долго, натыкаясь на все новые восхитительные детали.

Стоит хотя бы единожды осуществить такой визит, чтобы почувствовать себя частичкой ушедшего времени, стать его гостем хотя бы на недолгий миг.

Источник: https://FB.ru/article/245157/osobnyak-brusnitsyinyih-gde-nahoditsya-istoriya-i-foto

Парадная столовая

Сразу после входа в особняк, посетители попадают в красивую комнату, обшитую резными панелями из натурального дуба. Потолок помещения украшен деревянными кессонами, здесь же находится массивный буфет.

Эта комната использовалась для торжественных обедов. Раньше в ней располагался длинный стол и стулья. Туристов здесь заинтересует огромная люстра из бронзы – настоящее произведение искусства.

Танцевальный зал

Одно из красивейших помещений в особняке Брусницыных. Купцы стремились быть во всем похожими на аристократов и давали балы, которые славились на весь Петербург. В зале большие окна, стены украшены лепниной и барельефами, на потолке – шикарные люстры.

Отлично сохранился украшенный белоснежными каменными ангелочками камин, массивное зеркало в уникальной оправе. По обе стороны от камина установлены позолоченные тумбы. При Брусницыных здесь стояли цветы, когда особняком завладела советская власть, тумбочки использовались в качестве постаментов для бюстов В. Ленина и К. Маркса.

Убранство Танцевального зала напоминает интерьеры Зимнего дворца: здесь очень много барельефов, небольших статуй, орнамента и лепнины.

Курительная комната

Самое необычное помещение в доме. Для оформления курительной комнаты архитектор А. Ковшаров выбрал восточный стиль. Потолок выполнен в виде купола, обильно позолочен. Позолотой покрыты и стены. Гостям кажется, что они находятся где-то в Самарканде. Усиливает ощущение арабский орнамент, складывающийся в надпись «Слава Аллаху».

Парадная лестница

В советское время мраморную лестницу на входе в особняк Брусницыных скрыли под досками. Пол был разобран в 2015 г., открыв миру изумительную лестницу из редкой породы мрамора с уникальными резными перилами. Лестница прекрасно освещена расположенным рядом окном.

Бильярдная

Бильярдную жители особняка Брусницыных называли также Красным кабинетом. Потолок украшен лепниной, посреди него находится люстра уникальной конструкции: с помощью специальной рукоятки ее можно опускать и поднимать, увеличивая и понижая интенсивность света.

В бильярдной сохранились диваны с оригинальной обивкой, деревянные шкафы для хранения костяных шаров.

Гостиная

Как и во многих других помещениях особняка Брусницыных, основной достопримечательностью гостиной является люстра – здесь она огромная, позолоченная на несколько десятков свечей. Стены помещения покрыты шелковой драпировкой. В комнате находится множество зеркал, расположенных таким образом, чтобы у находящегося в помещении возникала иллюзия бесконечного пространства.

Несмотря на высокую архитектурную значимость и статус объекта культурного наследия, будущее особняка Брусницыных не предопределено. Кожевенная фабрика им. Радищева давно закрылась, ухаживать за помещениями некому.

Небольшой приток денег на ремонт особняка обеспечивают экскурсии, аренда, а также регулярные фото- и киносъемки. На текущий момент (15.11.2017 г.) петербургские власти не приняли план реконструкции здания.

Старина и запущенность особняка сделало его культовым местом среди мистически настроенных людей.

Согласно одной из петербургских легенд, зеркала в дом Брусницына привезли из итальянского дворца, не зная, что когда-то в этом палаццо находился гроб с телом графа Дракулы.

Именно с этим обстоятельством мистики связывают несчастливую жизнь Брусницыных, болезни многих членов этой семьи, а также смерть внучки Николая Мокеевича.

Как добраться

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/osobnyak-brusnicynyx/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики