Vigoda

Николо-Перервинский монастырь

Содержание

Николо-Перервинский мужской монастырь в Москве

Николо-Перервинский монастырь

Есть предположение, что обитель была основана во время Куликовской битвы, в которой противостояли друг другу русские и татаро-монгольские армии.

Изначально Николо-Перервинский церковный комплекс располагался за пределами столицы, поэтому постоянно подвергался нападениям захватчиков, разрушался, оставаясь на низком уровне развития.

Расцвет наступил во время царствования Алексея Михайловича.

Сегодня эта малоизвестная обитель, сооружённая в неовизантийском стиле, находится в 11 км от Кремля и значительно выделяется среди новых построек, являясь настоящим украшением района Печатники.

История основания обители

Предание гласит, что обитель основали в 1380 г., однако, достоверная документация об истории церковного комплекса появилась только с начала XV столетия. В указе Михаила Федоровича упоминалось о небольшой деревянной церквушке, построенной в честь преподобного Николая Угодника, а также о находящихся в ней игумене и двух старцах. Вскоре этот небольшой монастырь стали называть Прервинским.

Николо-Перервинский монастырь в Москве

Есть предположение: в Смутное время обитель подвергалась набегам и разорениям польских захватчиков. Делом восстановления занимался благодетельный царь Михаил Федорович. При его сыне, Алексее Михайловиче, Николо-Перервинский монастырь входит в эпоху расцвета, благодаря богатым правительственным вкладам, пожертвованиям духовенства и прихожан.

До XVII века в «Перерву» привозят афонский список чудотворной Иверской иконы Пречистой Богородицы, высокочтимой в христианском мире, и отдают во владение часовню, располагавшуюся около Воскресенских ворот.

Основным строением на его территории стал Никольский собор, идея постройки возникла у патриарха Адриана, который сам же освятил его в 1700 г.

Преподобный являлся последним представителем досинодального периода в истории Русской Церкви, он обладал консервативным видением и отрицал западное мировоззрение Петра I.

Патриарх стремился сохранить традиции и чистоту православия, и, желая отстраниться от подобной полемики с государем, Адриан поселился в Перервинском монастыре и построил патриаршие палаты.

До создания собора здесь стояли три каменных храма, сооруженные в период с 1649 по 1674 г.. Патриарх Адриан объединил эти постройки, сделав их частью большого Никольского собора, на создание и украшение которого ушло четыре года.

  • Главное строение объединили с верхними покоями кельи патриарха при помощи деревянной галереи. Это сделалось для того, чтобы престарелый и больной Адриан мог легче добираться до самой церкви. После смерти патриарха в октябре 1700 г. галерея была разобрана.
  • В юго-западной части храма размещалось ризохранилище, а в северо-западной — особое помещение, находясь в котором Адриан мог слушать богослужения, проходящие в стенах Божьей обители. После кончины святителя окно, находящееся здесь, заложили кирпичом.
  • Стены верхней части Никольской церкви расписали живописью в 1727 г. Мастера использовали позлащенные клейма, на которых демонстрировались события из Священных Писаний. Десятью годами ранее с помощью библейских изображений декорировали святой алтарь. На поверхности купола расписали сюжет Вознесения Господня. Со временем эти изображения постоянно реставрировались.
  • В нижней части располагалась церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского. Она хорошо отапливалась в зимний период, состояла из трех больших архитектурных фрагментов: алтарной комнаты, обширной трапезной с мощным столпом посередине и центрального зала.
  • В 1750 г. на юге церковного комплекса построили корпус из камня, верхний этаж занимал настоятель, а нижний — несколько братьев. Через 17 лет здание объединили с патриаршими покоями при помощи деревянной галереи.

На заметку! Монастырь получил своё название от недалеко расположенной местности, которую именовали «Перерва».

Значение этого слова объяснялось изменением направления русла Москвы-реки, то есть «прерыванием» обыденного и традиционного течения.

Река повернула здесь в правую сторону, к селу Коломенское, находящемуся прямо напротив монастыря, который стоит на другом берегу.

Однако первоначально церковный комплекс называли «Никола Старый», историки не смогли обнаружить в архивах официальной даты переименования.

Облик монастыря в середине XVIII столетия

Знаменательная эпоха в истории обители началась с приходом митрополита Платона (Левшина), — человека великой души и благочестивых наклонностей. Этого замечательного проповедника современники называли «вторым Иоанном Златоустом», потому что святитель преподавал науку религии Павлу I и взрастил поколение мудрых иерархов и пастырей Церкви.

Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская в Николо-Перервинском монастыре

Митрополит Платон видел большой недостаток духовного образования и искал место, где люди смогут беспрепятственно обретать знание о Боге. Святитель выбрал для этой цели Николо-Перервинский церковный комплекс, зная о его удаленности от большого города и мирской суеты.

  • В 1775 г. в «Перерве» по авторитетному распоряжению преподобного Платона открывается духовная семинария. Между монастырской башней и храмом Толгского образа Божьей Матери начали создавать двухэтажный флигель для учеников.
  • В этом же году в монастыре поместили большую трапезную, где принимали пищу воспитанники духовной семинарии, основанной митрополитом Платоном.
  • Рядом с Никольским собором возвышалась пятиярусная колокольня, высота которой практически совместима с высотой самого храма. В 1767 г. мастера занимались росписью третьего этажа, используя серебряные и позлащенные клейма. Через 20 лет на четвертом ярусе поставили боевые часы.
  • В 1787 г. митрополит Платон распорядился восстановить Успенскую церковь, в работах использовались только серебро и золото. В последующие периоды постройка нуждалась в постоянной реконструкции. Богослужения здесь проводились только в престольные праздники, так как собор вмещал малое количество прихожан.
  • Надвратная церковь, построенная в 1733 г., при Платоне была оштукатурена и расписана. В 1778 г. на месте, где галерея объединяла настоятельный корпус с покоями патриарха, создали архиерейский двухэтажный дом. Снизу размещались семинаристы, ученики митрополита Платона. В 1784 г. к зданию пристроили флигель, где жили учителя-духовники.

История «Перервы» до 1917 г.

После митрополита Платона во главе Московской кафедры стояли архиереи Августин и Серафим. Они окончили Николо-Перервинскую духовную семинарию и чрезвычайно потрудились для благоустройства церковного комплекса. В 1821 г. кафедрой заведовал Филарет, который также чрезвычайно заботился о «Перерве», нередко посещал его, чтобы прочесть проповедь и провести литургию.

Богослужение в Николо-Перервинском монастыре

Преподобный желал придать внешнему облику монастыря религиозную монументальность и красоту. Филарет благословил возобновление и украшение внутреннего убранства и внешних стен главных строений обители. Училищный корпус обзавелся вторым этажом, рабочие соорудили многие подсобные строение и исправили уже существующие.

Денежные средства, поступающие от благотворителей, использовались Филаретом для нужд российских семинарий и училищ. Николо-Перервинская обитель на протяжении века пользовалась особенным расположением со стороны Московских владык, которые часто посещали её, проводя богослужения.

  • В 1834 г. училищный корпус на западной стороне обители, был перестроен. На востоке находился одноэтажный корпус, используемый в качестве кладовой и погреба. Когда рядом начали создавать Иверский собор (1904 г.), граница церковного комплекса несколько удалилась. В 1908 г. она преобразовалась в каменную стену, в центре которой поставили Святые врата.
  • По документации 80-х г. XIX столетия на востоке Перервинской обители находилось кладбище, огороженное решеткой из дерева. С трех сторон монастыря располагался палисадник, красующийся разнообразной растительностью.
  • На юге раскинулся роскошный плодовый сад, внутри которого посетители видели изящную беседку, огород, пчельник, пруд и двухэтажную баню. За Святыми вратами располагался скотный двор, а несколько дальше — больница, аптека и дом фельдшера. Рядом были квартиры учителей и смотрителей, здесь же могли ночевать посетители.
  • В начале осени 1890 г. произошло освящение нового Духовного училища. Это здание располагалось за пределами «Перервы», на севере, и вмещало до 200 учеников.
  • В 1904 г. в церковный комплекс прибыл митрополит Владимир, на следующий день сюда привезли Иверскую икону Богоматери. Духовенство возжелало возвести на территории величественный храм, освященный в честь этого чудотворного лика. Архитектором грандиозного строения на 3000 паломников назначили П. Виноградова, иконостас доверили И. Соколову, а создание икон — В. Гурьянову.

После революционного периода Николо-Перервинский монастырь понес тяжелые потери, как и Отечество, вовлеченное в суровые беды.

На заметку! Державная икона Богородицы чудесно явилась в Вознесенском храме в день, когда последний император Николай отрекся от престола.

Небесная Царица лично пришла во сне к жительнице прихода Перервинской обители, и указала место, где она найдет святую реликвию.

После этого события в монастыре 15 марта традиционно поётся акафист перед Державным образом Божьей Матери и совершается крестный ход вокруг церковного комплекса.

Трудные времена

Молитвенную поддержку монастырю оказывал патриарх Тихон, который посещал его в 1921 г. Через три года здесь закрыли Толгскую церковь, помещение которой использовали в качестве столовой Детского дома.

В 1928 г. обитель насчитывала только трех насельников, так как церковный комплекс практически закрыли. Через год советские власти распорядились снести Иверскую часовню, куда неоднократно проникали грабители.

  • В середине XX века богатый Иверский собор лишился глав, всех крестов и прочего церковного убранства. Цветные стекла поменяли на обыкновенные, вынесли бо́льшую часть крыши, заложили боковые проёмы. В 60-х годах закрашивали живопись в церквях, устанавливали перекрытия между этажами.
  • Здание Никольского собора выступало в роли обыкновенного склада, а через некоторое время здесь располагался завод. Церковь не ремонтировалась, поэтому возникла опасность разрушения. Никольский храм передали во владение РПЦ в январе 1991 г.
  • Учебный корпус использовали как жилищный, а в 70-х г. он стал помещением столовой. Без купола остались Толгская и величественная Иверская церкви. На их кровлях росли кустарники, а внутри помещений располагались станки.Историческое фото 1990-х годов Николо-Перервинского монастыря

Только в 1995 г. патриарх Алексий II учредил на территории «Перервы» патриаршее подворье. С этого момента начинается неспешное восстановление некогда величественного церковного комплекса. С 1996 г.

 в «Перерве» открыли пастырские курсы, вскоре переименованные в духовное училище. К 2000 г. в Никольском соборе восстановили роспись стен и создавали новый иконостас. В 2002 г. сюда поместили ковчег с останками святых людей. В 2008 г.

реставрировали купол и внешний облик Никольского собора.

Как добраться

Николо-Перервинский церковный комплекс расположен в Москве по адресу: улица Шоссейная, д. 82.

Паломники добираются сюда как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. От метро «Текстильщики» до обители едут автобусы № 703 или № 161, а также маршрутка № 38М. Выходить необходимо на остановке, которая называется «Николо-Перервинский монастырь». От метро «Печатники» до места назначения везет автобус № 292.

Основным престольным праздником для обители считается день памяти Николая Угодника (19 декабря)

В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, который работает с 7:00 до 17:00.

На заметку! Полюбоваться архитектурным ансамблем разрешено во всякое время.

Несмотря на то, что монастырь не является действующим, жизнь здесь не прекращается. Сегодня в обители, которая переквалифицировалась в патриаршее подворье, живет братия, совершаются ежедневные богослужения.

Прихожане имеют возможность заказать здесь требы, ритуалы крещения или венчания. Николо-Перервинский монастырь занимается просветительством: управляет воскресной школой и гимназией, православным театром, а также дает бесплатное обучение в духовной семинарии. Паломники, приходящие в обитель, могут прикоснуться к Иверской и Державной иконе.

Николо-Перервинский монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/nikolo-perervinskij-muzhskoj-monastyr-v-moskve.html

Николо-Перервинский монастырь – тайный подземный ход под Москвой-рекой

Николо-Перервинский монастырь

Адрес: Россия, Москва, улица Шоссейная
Первое упоминание: 1623 год
Основные достопримечательности: Собор Иверской иконы Божией Матери, Собор Николая Чудотворца, Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери
Координаты: 55°40'09.6″N 37°43'09.2″E

 

История обители

Легенда о подземном ходе

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Обитель в наши дни

Святыни

Как добраться до монастыря

Список монастырей Москвы

Николо-Перервинский монастырь на карте

 

Живописная обитель, расположенная в 11 км с юго-востока от Московского Кремля, заметно выделяется на фоне типовой застройки. Монастырь, построенный в неовизантийском и псевдорусском стиле, считают настоящим украшением московского района Печатники.

Общий вид на монастырь

История обители

По легенде православный монастырь был основан во время Куликовской битвы. Он находился в нескольких верстах от города и славился тишиной и уединением. Свысокого левого берега Москвы-реки открывался отличный обзор на стоящие вдалеке купола московских храмов.

Первые свидетельства об Перервинской обители относят к 1623 году. Записи о маленьком деревянном храме Святителя Николая и живущих при нем игумене и двух старцах сохранились в старинном дворцовом документе.

К 50-60-м годам XVII века Русь оправилась от тяжелых последствий Смутного времени, поэтому в Николо-Перервинской обители, как и в других монастырях Москвы, начали возводить каменные храмы. Наибольшего расцвета обитель достигла в конце XVII столетия, когда патриарх Адриан решил использовать ее в качестве летней резиденцией.

В 1770-е годы здесь открыли семинарию, а спустя некоторое время для семинаристов возвели первый двухэтажный корпус. Еще одна примечательная страница истории монастыря связана с Екатериной II. Отправляясь в знаменитое путешествие в Крым, императрица сделала остановку в этой обители.

Николо-Перервинский монастырь на фоне Москвы-реки

Влияние монастыря на духовную жизнь Москвы росло год от года. Здесь обучали будущих священников, а в XVIII и XIX веках к обители приписали несколько московских часовен.

В начале прошлого века Николо-Перервинская обитель имела каменные храмы и добротные жилые постройки. С трех сторон ее окружал зеленый палисадник.

С юга располагался яблоневый сад, а к северу — большой скотный двор, за которым стояли аптека, больница и монастырская гостиница.

С приходом советской власти обитель ликвидировали не сразу. В 1928 году братию распустили, но церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. Сначала бывшую монастырскую территорию использовали под склады. Но 1948 году в храме Святителя Николая организовали металлоштамповочный завод, а затем — фабрику по производству детских игрушек.

За тот период, пока культовые постройки служили цехами, были утрачены иконостасы и богослужебная утварь, закрашены фрески и разрушены полы. Из-за работы гальванического цеха сильно пострадали кирпичная кладка и своды соборов, а их облик исказили различные хозяйственные пристройки.

Долгое время в монастырских здания не делали ремонта, поэтому крыши, оконные проемы и перекрытия оказались полуразрушенными. В лучшем положении была только нижняя часть монастырской колокольни, да и то лишь потому, что в ней размещались кабинеты начальства.

Вид на монастырь с Москвы-реки

Богослужения в монастыре возобновили в 1991 году. На это момент всеми постройками владело предприятие «Станкоконструкция». Через два года территорию полностью передали церкви. Старинные здания выглядели ужасно, поэтому прихожане и волонтеры начали собирать средства и занялись восстановлением полуразрушенной святыни.

Легенда о подземном ходе

Предания о существовании подземелий, связывающих два берега Москвы-реки, существовали давно. Согласно им, тайный ход вел от церкви Казанской Божьей Матери в Коломенском к Николо-Перервинскому монастырю. Его прорыли для того, чтобы царь и члены царской семьи в случае бунта или смуты могли спрятаться на другом берегу, в обители.

О подземелье хорошо знали местные жители. Они и показали проход известному археологу и историку Игнатию Яковлевичу Стеллецкому, который много лет занимался изучением старой Москвы и искал подземные тайники.

В конце 1920-х годов Стелеццкий обнаружил два коридора, ведущих из алтаря Казанского храма в подвал. Но в 1930-м году исследовательские работы пришлось приостановить, так как по мнению архитектора музея-заповедника «Коломенское» раскопки под храмом грозили обрушением здания. На сегодняшний день тайна подземелья Николо-Перервинской обители так и остается нераскрытой.

Вид на монастырь с юга

Храмы, здания и монастырские достопримечательности

Центральное место в комплексе монастыря занимает величественный Никольский храм, который часто называют «Старым Николою». Одноглавый собор был возведен в 1696-1700 годах на месте трех небольших церквей.

В память об этих старинных храмах верхнюю часть собора посвятили Святителю Николаю, а престол в колокольне — Успению Богоматери.Теплая нижняя часть Никольского собора освящена в честь Сергия Радонежского.

Она состоит из самого храма, алтаря и просторной трапезной, центр которой поддерживает массивный столп.

Стройная колокольня примыкает к храму с юго-востока. Высокое здание сложено четырехъярусным четвериком и восьмериком, где находятся звоны. А венчает колокольню аккуратная позолоченная главка с крестом.

С востока от старого собора стоит огромный Иверский храм или новый собор.

Он был выстроен в 1905-1908 годах архитектором Петром Алексеевичем Виноградовым для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери.

Во вместительном храме одновременно может находится до 3000 верующих. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны с окрестных улиц, а также от станции «Перерва».

Собор Иверской иконы Божией Матери

Над воротами, ведущими в монастырь, возвышается надвратный храм, посвященный Толгской иконе Божией Матери. Он появился в 1733 году, когда монастырской братией руководил игумен Варлаам. Первоначально под храмом существовало двое ворот. Однако, до наших дней сохранились только одни — «водяные», получившие такое название потому, что через них монахи ходили за водой к реке.

С 1924 года в надвратной церкви находились клуб и столовая железнодорожного детского дома. Потом фрески на стенах забелили, а храмовое помещение переделали под жилье. В 1950-е годы со стороны алтаря пристроили корпус для завода. Из-за всех этих изменений восстановление надвратной церкви заняло долгое время.

Еще один небольшой храм появился в монастыре совсем недавно — в 2014 году. Деревянную церковь Иоанна Богослова построили между огородом обители и берегом Москвы-реки. В ней изредка проходят венчания, и раз в месяц совершают церковные службы.

С востока обитель окружает ограда. С севера, запада и юга монастырская территория ограничена каменными постройками XVIII-XIX веков — патриаршими кельями, старым и новым семинарскими корпусами, архиерейским и настоятельским корпусами.

Собор Николая Чудотворца

В монастыре установлен памятник митрополиту Платону (Левшину), который основал монастырскую семинарию и написал первую научную работу, посвященную истории Русской церкви. На монументе, изготовленном скульптором Анатолием Андреевичем Бичуковым, митрополит изображен стоящим в полный рост.

Обитель в наши дни

Вот уже более 20 лет монастырь имеет статус патриаршего подворья. Церковные службы в его церквях проходят каждый день: по будням — в 7.30 и 17.00, а в воскресные дни и по праздникам — в 8.00 и 16.00. Территория обители ухожена и содержится в чистоте. Верующих и туристов пускают сюда в любой день с утра до вечера.

Обитель занимается большой просветительской деятельностью. При ней существует воскресная школа, гимназия, носящая имя митрополита Платона (Левшина), православный театр и курсы для взрослых. Кроме того, на базе монастыря работает духовная семинария, где в течение пяти лет будущие священники и катехизаторы получают бесплатное высшее образование.

Святыни

Верующие приходят в монастырские храмы, чтобы помолиться возле старинных икон. Особым почитанием пользуется несколько образов Богоматери — «Иверская», «Боголюбская» и «Державная».

Надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери

Как добраться до монастыря

Монастырская территория расположена на улице Шоссейной, 82. За четверть часа до монастыря нетрудно дойти от платформы «Депо» Курской железной дороги. Кроме того, неподалеку от входа в монастырь делают остановку автобусы № 30, 161, 292, 438, 524, 703 и 736, которые курсируют от станций метро «Текстильщики» и «Печатники».

Николо-Перервинский монастырь на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/946-nikolo-perervinskij-monastyr-istoriya-opisanie-foto

Николо-Перервинский монастырь (Москва): расписание богослужений, адрес, часы работы. Как доехать общественным транспортом до Николо-Перервинского монастыря?

Николо-Перервинский монастырь

Редкий вопрос вызывает среди историков столь оживлённые дискуссии, как время основания Николо-Перервинского монастыря, некогда одного из крупнейших и известнейших не только в Москве, но и по всей России.

Вопреки документальным свидетельствам, упорно бытует легенда, утверждающая, что его создание связано с Куликовской битвой, произошедшей, как известно, в 1380 году, и что первыми насельниками монастыря были участники этого исторического события.

Обитель на речном берегу

Но независимо от того, когда именно появился монастырь, место для него выбрали исключительно удачно.

Кельи первых насельников были построены на возвышенности, вблизи берега Москвы-реки, перед которой расстилался живописный простор российских далей, и блестели вдалеке купола московских церквей.

Отрадно было, удалившись от полного грехов и соблазнов житейского моря, соединиться здесь душевными посылами с Предвечным Творцом.

Любопытно и само названия монастыря.

Принято считать (на основании всё тех же легенд), что произошло оно от географического очертания Москвы-реки, как бы прервавшей в этом месте направление своего течения и делающей крутой поворот вправо, в направлении села Коломенского, расположенного напротив этого места. Однако известно, что первоначальное название Николо-Перервинского монастыря было иным: Никола Старый.

Именно так именовали монастырь во времена, предшествовавшие его первому упоминанию в дошедших до нас документах, что, кстати, является косвенным доказательством его древности. Логика простая – если монастырь уже в те годы значился как «старый», следовательно, основан он гораздо раньше.

Название же Перервинский впервые появляется в одном из указов царя Михаила Фёдоровича, датированном 1623 годом.

Из этого документа явствует, что на территории обители находилась бревенчатая церковь в честь святителя Николая, и, кроме монахов-чернецов, проживали два старца и игумен.

В период польского нашествия монастырь был разорён, так же как и большинство подмосковных обителей, и трудно сказать, спаслась ли упомянутая в указе церковь от пожара, или была отстроена заново по окончании Смутного времени.

Под покровительством первых царей Романовых

Царствование первого из Романовых – государя Михаила Фёдоровича – стало периодом активного роста и расширения Николо-Перервинского монастыря. Сохранились записи о щедрых вкладах, внесённых им, а также духовными и светскими лицами, жертвовавшими в монастырь как денежные суммы, так и богослужебные книги и всевозможную церковную утварь.

Активное же строительство в обители началось с восшествия на престол его сына – следующего государя, Алексея Михайловича Тишайшаго.

Благодаря его покровительству и финансовой помощи в 1649 году закладываются сразу два каменных храма – в честь Успения Божьей Матери, освящение которого состоялось уже через год, и Николая Чудотворца – более крупной постройки, завершённой и освящённой в 1654 году.

Иверская часовня

В то же царствование, но двумя десятилетиями позже появился каменный храм Сергия Радонежского, а в самой Москве высочайшим указом к монастырю причислена часовня в районе Неглинских ворот (впоследствии Воскресененских), широко известная затем как Иверская.

Своё название она получила в результате того, что с 1669 года в ней хранился привезённый с Афона список Иверской иконы Божьей Матери, к которому в праздничные дни собиралась вся Москва.

Николо-Перервинский монастырь в связи с этим получил ещё большую известность, а значит, и приток паломников.

В период царствования петра i

Конец XVII столетия в истории Николо-Перервинского монастыря неразрывно связан с именем патриарха Адриана, являвшегося горячим приверженцем русской старины и по мере сил сторонившегося нововведений, вносимых в жизнь Петром.

Однако, исполненный истинно-христианского смирения, он не счёл возможным поднимать голос против Помазанника Божьего, а удалился в дорогую его сердцу Николо-Перервинскую обитель.

Там специально для него было построено помещение, получившее название «Патриарших келий» и на несколько лет ставшее местом его уединенных молитв. В этот период служба в Николо-Перервинском монастыре проводилась с особым благолепием.

Детище Патриарха Адриана

На свои средства Патриарх Адриан построил на месте разобранных по его указу трёх прежде возведённых церквей двухэтажный каменный храм, освященный в честь святителя Николая. Это привлекло ещё большое количество паломников в Николо-Перервинский монастырь. Часы работы нового храма не ограничивались лишь расписанием служб, а длились до поздней ночи.

Характерно, что в облике храма преобладали черты, присущие древнерусскому стилю, а не московскому барокко, получившему тогда широкое распространение и столь любимому государем. Патриарх сам же и освятил своё детище после завершения его строительства, а в 1700 году в стенах Николо-Перервинского монастыря мирно отошёл ко Господу.

Воспитатель наследника престола

Следующий яркий событиями период истории обители связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина) – одного из выдающихся иерархов синодального периода истории церкви, именовавшегося за ниспосланный ему проповеднический дар «вторым Златоустом». Известно, что, по достоинству оценив его высокие моральные качества и широкую эрудицию во многих областях знаний, императрица Екатерина II назначила его воспитателем наследника престола – будущего императора Павла I.

Создание Николо-Перервинской семинарии

Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России.

В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны.

В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.

Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской.

Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения.

Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.

Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.

Многим обязана митрополиту Платону и сама обитель. Его заслуги столь велики, что их перечень был вырезан на каменной плите, вделанной в стену Никольского храма.

Она сохранилась до наших дней и содержит тридцать восемь пунктов, включающих упоминания о многочисленных строительных и хозяйственных работах, проведённых в монастыре под его руководством и зачастую на его же средства.

При митрополите Платоне богослужение в Николо-Перервинском монастыре проводилось не только в храмах, но и в стенах созданной им семинарии.

Труды митрополита Филарета

Третьим архипастырем, оставившим яркий след в истории обители, стал митрополит Московский Филарет (Дроздов). Взойдя на архипастырскую кафедру в 1821 году, он оставался на ней без малого полвека и всё это время неустанно следил за благополучием Николо-Перервинского монастыря, посещая его и часто проводя в нём службы.

Человек необыкновенно эрудированный и образованный, владыка Филарет внёс неизмеримый вклад в пропаганду православия, став инициатором и главным исполнителем перевода Библии со славянского языка на русский, дав тем самым возможность читать его людям, далёким от православия и не владеющим древним церковным языком.

Поэт на митрополичьей кафедре

Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный».

В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях.

Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.

Открытие приходского и уездного училища

В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах.

В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них.

Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.

Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».

Годы тотального атеизма

После октябрьского переворота Николо-Перервинский монастырь в Печатниках – так его часто именуют по нынешнему названию района, где он расположен, – разделил горькую судьбу тысяч российских святых обителей.

На протяжении всех двадцатых годов шёл процесс его постепенного упразднения и передачи помещений для использования в различных хозяйственных целях.

Расписание служб в Николо-Перервинском монастыре надолго исчезло с ворот обители, уступив место казённым вывескам с названиями помещавшихся в нём госучреждений.

Весьма печальная судьба постигла и Иверскую часовню. Она неоднократно была ограблена и уголовниками, и представителями новой власти. С иконы, которую почитала вся Россия, бандиты похитили корону, убрус и драгоценные камни. Золотую ризу сорвать с неё им не удалось, но с этим успешно справились явившиеся вслед за ними чекисты.

В 1924 году были репрессированы многие члены общины, и часовня в течение пяти лет находилась в распоряжении обновленцев – движение духовенства, отколовшегося от официального православия, пытавшегося изменить церковный устав и вступить в сотрудничество с большевиками. Наконец, в 1929 году решением Моссовета она была разрушена.

Свежее дыхание перестройки

В ведение Православной Церкви Никольский собор был передан в 1991 году, но проблема состояла в том, что вся территория монастыря с её многочисленными постройками оставалась собственностью государства, и распоряжалось ею предприятие-арендатор «Станкоконструкция». Лишь через три года было принято решение о возвращении её церкви, после чего стал активно возрождаться и весь Николо-Перервинский монастырь. Расписание богослужений – как символ возрождения святыни – вновь появилось на дверях главного храма.

Однако работа предстояла огромная.

Кроме Никольского собора, приведённого к тому времени в надлежащее состояние, предстояло восстанавливать и реставрировать Иверский собор, едва расчищенный от остатков промышленного мусора.

Очень многое в этом направлении было сделано не только насельниками монастыря и наёмными рабочими, но и мирянами, изъявившими желание помочь скорейшему возрождению святыни.

Николо-Перервинский монастырь: как доехать общественным транспортом?

В наши дни старинная обитель вновь широко открыла свои двери для всех желающих вознести молитвы под сводами, помнящими величайших церковных иерархов прошлых веков. Всех их с радостью принимает Николо-Перервинский монастырь, адрес которого: Москва, ул.

Шоссейная, 82. Проехать к нему можно на метро до станции «Печатники», а далее на автобусах №№ 292, 703 или 161. Можно также добраться на маршрутном такси, следуя от станции метро «Текстильщики» до остановки «Николо-Перервинский монастырь».

Расписание богослужений в обители следующее: по будним дням Божественная литургия в 7:30, акафист в 16:00 и вечернее богослужение в 17:00. По праздничным и выходным дням ранняя обедня в 6:30, а поздняя в 9:00.

По воскресным дням предусмотрена также и особая детская литургия. Она совершается в 8:00.

Источник: https://FB.ru/article/251552/nikolo-perervinskiy-monastyir-moskva-raspisanie-bogoslujeniy-adres-chasyi-rabotyi-kak-doehat-obschestvennyim-transportom-do-nikolo-perervinskogo-monastyirya

Перервинский монастырь. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Николо-Перервинский монастырь

Документально обитель известна с 1623 года (достоверных сведений о существовании монастыря до XVII века нет).

С середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией.

В 1696—1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора).

Ярус звона Успенской церкви украшен цветными изразцами с изображением херувимов.

Николо-Перервинский монастырь Aleksey Zobov, GNU 1.2

В 1750—1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли).

В 1733—1735 над Водяными воротами монастырской ограды выстроена Церковь Толгской Богоматери в стиле барокко.

В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария. Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII—XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.

В 1834—1836 годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор М. И. Бове).

Иверский собор Николо-Перервинского монастыря Минеева Ю. (Julmin), CC BY-SA 1.0

В 1904—1908 построен монументальный Собор Иверской Богоматери в русско-византийском стиле (архитектор П. А. Виноградов).

Описание Николо-Перервинского монастыря

Никольский собор был построен тщанием Святейшего Патриарха Адриана и в 1700 году им же освящен. До построения собора здесь находились три каменных церкви — Успенская, Николаевская и Сергиевская.

Он их объединил: в верхнем этаже разместился храм Николая Чудотворца, в нижнем — трапезный храм Преподобного Сергия, а в колокольне — церковь Успения Божией Матери.

Четыре года ушло на его построение и благоукрашение — с 1696-го по 1700-й. Патриарху при возведении собора деятельно помогали игумен обители Симон с братией и келейник Святейшего иеромонах Герасим.

Никольский храм Николо-Перервинского монастыря, Москва Минеева Ю. (Julmin), CC BY-SA 1.0

Никольский собор посредством деревянной галереи, идущей от юго-западного угла фасада крытой паперти, соединялся с верхними покоями Патриарших келий, что объяснялось желанием облегчить больному Патриарху проход в храм. Галерея эта была разобрана, по всей видимости, сразу же после его кончины.

В юго-западном углу церкви помещалась монастырская ризница, а в северо-западном — монастырская кладовая, служившая, как говорит предание, при Патриархе Адриане его моленною, из которой он через окно, выходящее в соборную церковь, слушал церковное богослужение. Окно это впоследствии было заложено.

В верхней Николаевской церкви в 1727 году стены были расписаны живописью — позлащенными клеймами, изображающими евангельские события, а святой алтарь украшен в 1717 году живописными изображениями из Священной истории. В обширном куполе изображено Вознесение Господне и небесные воинства. Живопись неоднократно возобновлялась.

Около верхней Николаевской церкви с двух сторон, — с северной и западной, — выдается обширная и светлая паперть.

В нижнем этаже располагается храм Преподобного Сергия Радонежского, — теплый зимний храм, состоящий из трех частей: алтаря, самой церкви и обширной трапезной, поддерживаемой посередине столпом.

Как свидетельствует история Николо-Перервинского монастыря, здесь была братская трапеза, в которой с 1775 года имели стол воспитанники Перервинской (Платоновской) Духовной семинарии. Рядом размещались хлебня, кухня и житница семинарии.

Стены Сергиевского храма были в 1737 году покрыты живописью, впоследствии неоднократно обновлявшейся, иконостас был резной, весь вызолоченный. В серебряной ризе, сделанной в 1865 году, здесь находилась копия с храмовой иконы Николая Чудотворца, что стояла в Никольском храме в золотой ризе.

В 1808 году при митрополите Платоне в Сергиевской церкви были сделаны новые чугунные полы. В 1894 году вместо прежнего деревянного иконостаса был сделан прекрасный двухъярусный иконостас из итальянского мрамора в византийском стиле.

В северо-восточной стороне Николаевской церкви, над самым входом в нее, возвышается колокольня, почти такой же высоты, как и сам храм с куполом, —разделяющаяся на пять ярусов.

Из них в первом находится вышеуказанный вход в церковь, во втором, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, была монастырская ризница, в третьем — небольшая, расписанная в 1767 году превосходной работы иконописью в сребропозлащенных клеймах церковь в честь Успения Божией Матери, в четвертом в 1784 году были устроены боевые с четвертями часы, в пятом висят самые колокола, составляющие церковный звон. В 1787 году, при митрополите Платоне, Успенская церковь внутри вся возобновлена и покрыта сплошь золотом и серебром. Впоследствии она реставрировалась неоднократно. Служба в ней за малопоместительностью совершалась только в храмовый праздник.

Надвратная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери была выстроена в 1733 году при игумене Варлааме. В 1768 году церковь отошла в приход села Сабурова, т.е. была приходской, а в начале XIX века вновь стала монастырской.

В 1785–1786 годах храм был оштукатурен и впервые расписан.

В 1869 году по благословению Высокопреосвященного Иннокентия, митрополита Московского, церковь была обновлена устройством нового престола и жертвенника, позолоченного шестиярусного иконостаса, стенной живописью и поновлением икон. Под церковью находилось сначала двое ворот.

Одни из них, построенные в конце XVII века, назывались «Водяными» (отсюда ходили за водой на Москву-реку). Они сохранились до нашего времени. Другие были заложены таким образом, что получилась комнатка, в которую, по свидетельству начала XIX века, клали покойников.

В декабре 1870 года по соизволению владыки Иннокентия в одной из Патриарших келий была освящена домовая церковь во имя святого праведного Никодима.

В 1750 году был построен на южной стороне монастыря каменный двухэтажный Настоятельский корпус (по всей видимости, он строился уже в конце XVII века, а в середине XVIII был перестроен). Верхнее помещение занимал настоятель, а в нижнем помещалось некоторое число братии.

В восьмидесятых годах XIX века как верх, так и низ корпуса были заняты монастырской братией (иеромонахами). В 1767 году Старый настоятельский корпус был соединен с Патриаршими покоями деревянной галереей, в которой 9 мая 1775 года была принята императрица Екатерина II.

В 1778 году галерея была сломана и на месте ее (т.е. между Патриаршими келиями и Настоятельским корпусом) построен Архиерейский дом в два этажа. В нижнем этаже его помещались в то время семинаристы. В 1835 году этот корпус, называемый Старым (или бывшим) Архиерейским домом и занимаемый настоятелем, братией и учителями, был перестроен.

Отметим, что в 30-е годы XIX века архитектором М.И. Бове все келейные корпуса монастыря были перестроены в едином стиле ампир. По сведениям восьмидесятых годов XIX века, в верхнем этаже Старого Архиерейского дома находились большие келий настоятеля монастыря, внизу же располагались монастырская кухня, трапезная и несколько братских келий.

В 1784 году к означенным зданиям в одну линию и под фасад с каменным Настоятельским корпусом был пристроен каменный двухэтажный флигель для учителей. В восьмидесятых годах XIX века и вверху и внизу здесь находились учительские квартиры, училищное правление, комната для расходчика и других должностных лиц, канцелярия и библиотека.

В 1776 году, спустя год после открытия в Перерве Семинарии, по распоряжению архиепископа Платона (будущего митрополита), была начата постройка большого двухэтажного Семинарского флигеля на северной стороне между церковью Толгской иконы Богородицы и северо-западной монастырской башней (разобранной в 1869 году) для классов и жилья.

За Старым Семинарским, или Ученическим, корпусом, находятся Святые врата, называвшиеся прежде «Водяными», и над ними надвратная церковь в честь Толгской иконы Божией Матери.

В 1806 и 1807 году семинарские здания приумножились постройкой на западной стороне монастыря нового каменного двухэтажного флигеля, в верхнем этаже которого были расположены классы. В 1834 году этот Новый Семинарский, или Училищный, корпус на западной стороне был перестроен.

На западной стороне также возвышается двухэтажный Архиерейский дом, выстроенный при митрополите Платоне в 1804—1806 годах. Южным концом он примыкает к Патриаршим келиям.

На востоке был расположен одноэтажный каменный корпус с училищной кладовой, погребами и служительской большой комнатой.

За ним — восточные ворота первоначально с деревянной над ними башней еще времен митрополита Платона.

Впоследствии, в связи с возведением Иверского собора, восточная граница монастыря была отнесена далее на восток, а в 1908 году здесь была построена новая каменная стена со Святыми вратами.

Далее на юго-востоке — двухэтажный Училищный, или Классический, корпус (1830–1832) с четырьмя классными комнатами.

На восточной стороне монастыря вблизи соборного храма Святителя Николая, по сведениям восьмидесятых годов XIX века, было расположено также монастырское кладбище, обнесенное деревянной решеткой.

Снаружи монастырь с трех сторон был окружен палисадником, насаженным из различных деревьев, который был обнесен по горе каменной оградой с балюстрадой.

С южной стороны монастыря находился небольшой плодовый сад и в нем — столярной работы беседка, а внизу, под горой монастырской, — огород и пруд, обнесенные с двух сторон забором, а с третьей — валом, и обсаженные деревьями. Здесь же, в монастырском фруктовом саду, разбитом под горой, был пчельник, а также еще одна каменная двухэтажная училищная баня.

К северу за монастырем по ту сторону Святых ворот находился монастырский скотный двор, а на некотором расстоянии от него, в каменном одноэтажном флигеле, помещались ученическая больница, аптека и квартира фельдшера.

В северном же направлении возвышался большой двухэтажный каменный дом — монастырская гостиница со службами, верхний этаж которой (как пишет архимандрит Никифор в своем «Очерке…», изданном в 1888 году), был занят квартирами смотрителя и учителей Перервинского Духовного училища, а нижний —комнатами для приезжих посетителей и дачников.

После 1917 года

Монастырь закрыт в 1928 году.

В 1991 году возобновлены богослужения в Никольском соборе.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/9133-perervinskij-monastyr/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики