Vigoda

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

Содержание

Музей Булгакова, нехорошая квартира, Патриаршие пруды, Москва

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

В каждом городе России есть дома-музеи. Еще бы! Все гордятся знаменитыми уроженцами своих городов и часто делают музей из дома или квартиры, где проживал прославившейся объект.

Москва в этом плане не исключение, но в отличии от других городов, в Москве есть дома-музеи даже тех знаменитых людей, которые не были уроженцами этого города. Наш поход будет как раз в один из таких домов. Идем мы в музей Булгакова Михаила Афанасьевича.

С рождения в Киеве, до полного и окончательного переезда в Москву писатель прожил 30 лет насыщенной и сложной жизни.

Триумфальная площадь, Москва

Где же находится музей Булгакова в Москве? Адрес его дома почти такой же, как у знаменитой «нехорошей квартиры» из не менее знаменитого романа писателя. Жил Михаил Афанасьевич по адресу улица Большая Садовая дом 10, квартира 50. Нехорошая же квартира располагалась по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, кв. № 50. Все сходится, кроме номера дома.

Чтобы попасть в эту уникальную квартиру первым делом нужно доехать на московском метро до станции Маяковская. Выйдя из метро мы оказываемся на Триумфальной площади, новой, отреставрированной и облагороженной.

Нас встречает памятник Владимиру Маяковскому.

Здесь же возле площади очень любят парковаться частные экскурсии, которые на стилизованном под трамвайчик автомобиле провезут всех желающих по «булгаковским местам».

Мы же направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по четной стороне улицы. Путь наш лежит мимо Московского академического театра сатиры, сразу за которым расположен сад «Аквариум». В поисках музея Михаила Булгакова мы заглянули и в этот сад. Сад оказался тупиком, но был украшен фонтаном Апполона с лирой, поэтому мы расстроились не сильно.

Вернувшись к маршруту, мы продолжили свои поиски и буквально в соседнем от сада доме со стороны улицы Большая Садовая мы нашли арку, украшенную табличками с обозначением мифического дома. Пройти мимо таких опознавательных знаков очень не просто.

Нехорошая квартира

Оказавшись во дворе дома, первое что мы увидели и уж точно убедились, что зашли правильно, это скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». Скульптура стоит здесь с 2011 года, когда исполнилось 120 лет со дня рождения писателя.

Музей «Булгаковский дом» предлагает нам бесплатную экскурсию по его недрам. Квартирка небольшая, но антуражно обставленная.

Есть даже трамвай, на путях которого Аннушка разлила масло и буфет, где любой желающий может утолить не только жажду знаний, но и другую.

Булгаковский дом позиционируется как музей-театр, поэтому здесь проводятся экскурсии и театральные постановки. О творческой деятельности этого притягательного заведения можно узнать на сайте Музей «Булгаковский Дом» Театр имени М.А. Булгакова

Дом-музей Булгакова

Осмотрев все уголочки и закоулочки квартиры, не спешите покидать двор дома №10 по улице Большая Садовая. В этом же самом доме, но в подъезде №6, расположена квартира писателя. Попасть в подъезд можно позвонив по домофону в указанную квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.

Стены испещрены разными надписями, преимущественно это выдержки из самого знаменитого романа писателя «Мастер и Маргарита».

Квартира расположена на последнем этаже, поэтому вас ждет увлекательный экскурс в мир современной настенной живописи на булгаковскую тематику. В разное время подъезд выглядел по-разному.

Иногда стены и потолок приводят в порядок и роспись начинается заново. Этот процесс похож на то, как городские службы спиливают замки с парапетов на набережной.

А вот вход в саму квартиру №50 платный. Музей Булгакова располагает сайтом, где можно узнать стоимость посещения. Попав в квартиру мы оказываемся в типичной коммунальной квартире Советского времени.

Дом конечно же не советский, советским является только образ жизни, который поселился в национализированном после революции доме вместе с новыми жильцами, пришедшими на смену художникам, инженерам, врачам и адвокатам. Дело в том, что Булгаков с женой занимали только одну комнату в коммунальной квартире.

Остальные же комнаты занимали рабочие находившейся неподалеку табачной фабрики «Дукат» и типографскими сотрудниками.

Все в этой квартире стилизовано и восстановлено согласно послереволюционному быту. Отдельное произведение искусства это кухня, коммунальной квартиры №50.

Это настоящее сосредоточие булгаковского мистицизма и советского духа. При Булгакове в одной квартире жили как минимум 18 человек, некоторые из которых держали кур и поросят.

Не мудрено, что кухня становилась не только местом всеобщего сбора, но и настоящих сражений.

Комната самого писателя располагалась сразу напротив кухни, ничуть не удивительно, что эти кухонные скандалы получили отражение во многих произведениях писателя.

Другие комнаты квартиры тоже стилизованы под раннесоветскую эпоху. Именно в эти интерьеры, где окна завешаны тяжелыми шторами, на стенах висят зеркала в тяжелых рамах, а по углам комнат стоят дубовые буфеты, и поселил писатель Воланда со свитой, которые сделали то, чего не мог сделать сам автор — очистил квартиру №50 от ее жильцов.

Комната Михаила Булгакова

Главной же достопримечательностью этой «нехорошей квартиры» является комната Михаила Афанасьевича Булгакова. Экспозиция представлена так, чтобы максимально погрузить посетителя в булгаковский быт.

В этой комнате, где кабинет сочетался с гостиной и спальней был написан первый роман Булгакова «Белая гвардия». Массивный стол вытесняет из пространства все остальное, занимая большую часть комнаты.

В этой комнате Булгаков прожил три тяжелых и трудных года. В этой комнате застала его весть о разгроме Белой армии на Кавказе, в рядах которой воевали его братья. Все чувства, которые питал писатель к этому клочку пространства, за которым шли коммунальные баталии в конечном итоге на бумаге вылились в одно нехитрое словосочетание — нехорошая квартира.

Патриаршие пруды

Наша экскурсия в музей Булгакова не была бы полноценной, если бы мы не посетили другое знаменитое булгаковское место. Тем более, что находится оно, без преувеличения, в двух кварталах от квартиры писателя. Речь идет о Патриарших прудах. По улице Большая Садовая нужно пройти один квартал до улицы Малая Бронная и по ней один квартал до Ермолаевского переулка и вот мы на месте.

Почему это место считается булгаковским? События в самом знаменитом и последнем романе Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» начинаются именно на Патриарших прудах. И если кто забыл, вот вступление от мэтра: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».

Мы появились здесь не в час заката, видимо поэтому весь мистицизм, которым мы напитались в музее писателя быстро выветрился на Патриарших прудах.

Для меня, как не москвича, Патриаршие пруды представляются прежде всего именно местом действия романа «Мастер и Маргарита», поэтому некоторое недоумение вызвало отсутствие каких-либо признаков этого родства. Раньше здесь висел дорожный знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», но и тот канул в лету.

Михаил Афанасьевич Булгаков великий русский писатель. Его жизнь и опыт нашли отражение не только в мистическом романе «Мастер и Маргарита».

Его родной город и опыт полученный при службе в белогвардейской армии лекарем отразился в произведении «Белая гвардия», его наркотическое пристрастия к морфию в «Морфии», его медицинская практика в «Записках юного врача».

Еще много душевных переживаний было изложено писателем на бумагу, что-то конечно писателю не понравилось и было уничтожено. Интересный факт, что в 1926 году при обыске у Булгакова были изъяты его дневник и рукопись «Собачьего сердца».

Дневник в последствии был возвращен, но сожжен уже самим писателем. Удивительно то, что дневник все равно дошел до наших дней в виде копии, снятой на Лубянке. Ведь как известно «рукописи не горят»!

Источник: https://turisticum.ru/2016/muzey-bulgakova.html

Дом Булгакова. «Нехорошая квартира». История. Мистика

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

Дом Булгакова «Нехорошую квартиру», находящуюся неподалеку от Патриарших прудов в Москве, знает большинство россиян по знаменитому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (Квартира № 50 дом 302-бис по Садовой улице ); именно там поселился Воланд прибыв в Москву, и именно там в романе произошла встреча реальных людей и потусторонних сил.

Но после того как роман вышел в свет реальный прообраз квартиры и сам стал наделен мистической силой: со слов очевидцев, ночами в ней происходят таинственные непонятные вещи.

Прообраз квартиры

«Нехорошая квартира», описанная в романе, в действительности находится в центре Москвы по адресу: Большая Садовая, дом 10. Именно в этом доме жил писатель с 1921 по 1924 год и вывел в романе свою квартиру коммунального типа под № 50. Номера дома 302-бис – ни на одной из Садовых улиц Москвы не было и нет с таким большим номером.

Из истории дома

Дом № 10 в стиле модерн. Архитекторы — Э.С. Юдицкий и А.А. Милков. Построен на деньги мецената, владельца табачной фабрики «Дукат» Ильи Давыдовича Пигита. Построен дом был за 9 лет до Октябрьской революции как доходный дом для сдачи квартир внаем и в скором времени наполнился московской богемой — в разное время там жили В.И. Суриков, П.П. Кончаловский, Г.Б. Якулов.

После революции дом был поделен на коммуналки, большая часть из которых были спроектированы по типу общежития: длинный коридор с комнатами с обеих сторон и одной общей кухней на всех хозяев. Таковой была и описанная в романе квартира №50.

Дом Булгакова

Своего жилища Михаил Афанасьевич Булгаков, стыдился, однако вплоть до 1924 года у него не было возможности перебраться в другую комнату или другой дом.

Обычно, в гости в «Нехорошую квартиру» знакомых он не приглашал: „Можно представить, входит Ильчин и видит диван, с распоротой обшивкой и торчащими пружинами, над столом на лампочке абажур сделанный из газеты, и кошка ходит, а из кухни слышится ругань Аннушки“.

В общей кухне шипели примусы, по коридору, где постоянно туманом стоял чад, было развешено сырое белье, а из разных комнат квартиры раздавались пьяные голоса… Воспоминания не из легких.

1924 год, август – Булгаков с супругой съехали в другую квартиру этого же дома: № 34, также на четвертом этаже, но в подъезде напротив.

В ней проживала состоятельная интеллигентная чета Манасевичей, которым порекомендовали писателя с женой, чтобы не довелось подселять к себе рабочих.

Возможно, именно благодаря им в «Нехорошей квартире» в «Мастере и Маргарите» проживают все-же не рабочие, а литературные чиновники Берлиоз и Лиходеев.

Изначально роман задумывался как апокрифическое «евангелие от дьявола», а…

Мистика в Доме Булгакова

После того как роман был напечатан с квартирой и даже самим домом начали происходить таинственные мистические вещи: литературные образы будто ожили и заполнили квартиру, в которой когда-то поселились герои романа. Маляры, перекрашивавшие стены в «Нехорошей квартире», рассказывали, как наутро сквозь слой побелки проступил силуэт кота.

Вначале маляры подумали, что вчера попросту пропустили обработку части стены, и тщательно перебелили ее вновь, однако на другое утро с изумлением снова обнаружили силуэт кота на том-же месте.

Пробовали спрятать это пятно под несколькими слоями побелки, но оно снова проступило поверх известки.

Тогда в ужасе маляры отказались от проведения ремонта в этом чертовом месте, а по их совету не стали белить стены и остальные отделочники.

Проступающие через отделку стен образы «Мастера и Маргариты» характерны не только для квартиры, но и для подъезда.

Многочисленные почитатели героев произведения, собиравшиеся на лестнице, ведущей в квартиру №50, коротали время, обсуждая роман и разрисовывая стены подъезда образами любимых героев.

Но надписи и многочисленные рисунки на стенах в подъезде не нравились проживавшим в доме обывателям, и они несколько раз делали попытки закрасить стены простой краской, однако образы, будто по велению свыше, проступали снова и снова через густой слой покрытия.

После череды неудачных попыток один жилец разозлился и закрасил изображение Воланда слоем черной краски, рассчитывая на то, что на темном фоне рисунок будет не виден, но образ Воланда отчетливо проступил поверх черного пятна.

Те, кому повезло пожить в квартире Булгакова или по соседству, тоже оставили воспоминания о мистической атмосфере в квартире.

С наступлением ночи она будто оживала: даже в абсолютно пустой квартире скрипел старинный паркет, слышались глухие шаги.

Проживающие там все время слышали чье-то дыхание и вскрики; складывалось впечатление, что сам Булгаков или герои его романа незримо приходят в свою любимую квартиру.

С домом Булгакова связано еще одно мистическое событие, которое наблюдали многие из москвичей, проживавших или проходивших в ночное время по Тверской и Большой Садовой.

Согласно свидетельствам очевидцев, они неоднократно наблюдали, как из одного дома в районе Тверской выходит полупрозрачный фантом огромного черного кота, бесшумно переходит на другую сторону и так же бесследно исчезает в стене дома напротив.

Происходит это два раза в месяц, потому появление кота смогли увидеть многие, что и дало возможность занести фантом Бегемота в Международный справочник по привидениям.

Музей Булгакова

Убедиться в мистической атмосфере «Нехорошей квартиры» может каждый желающий. В наши дни квартира № 50 превратилась в Музей имени М.А.

Булгакова, пока единственный в России, в нем проводят чтения произведений Михаила Афанасьевича, есть возможность ознакомиться с фотографиями и сохранившимися рукописями, а для любителей острых ощущений предоставляется право прийти на ночные экскурсии по квартире и самим почувствовать мистическую атмосферу места, в котором некогда проходил бал Сатаны.

Адрес, режим работы музея Булгакова (на 2018 г.)

Вторник, среда, пятница, суббота и воскресенье – с 12:00 до 19:00Четверг – с 14:00 до 21:00

Понедельник – выходной

Источник: https://shtorm777.ru/dom-bulgakova-nexoroshaya-kvartira-istoriya-mistika.html

Таинственный музей М. А. Булгакова – Нехорошая квартира: история музея, информация для туристов

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

«Нехорошая квартира», которая находится недалеко от Патриарших прудов, прославилась благодаря легендарному роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Согласно сюжету именно в ней Воланд поселился, приехав в столицу. Сегодня она представляет собой мемориальный музей, единственный в России, который посвящен жизни, творчеству величайшего русского писателя.

Информация для туристов

Описанная в романе «Нехорошая квартира», располагается в самом центре Российской столицы на улице Большая Садовая в доме 10 на 4 этаже. Добраться до таинственного музея достаточно просто.

Необходимо доехать на метро до станции Маяковская, а затем следовать на выход по указателю «К музею М. А. Булгакова».

После предстоит небольшая прогулка мимо Театра Сатиры, Военного университета МО, и буквально через несколько минут путешественники окажутся на пороге «Нехорошей квартиры», где все пропитано мистическим духом.

В музее есть комфортный кинозал, театр, лекторий. Посетители смогут воспользоваться образовательными услугами, посетив культурологические семинары, интерактивные занятия-экскурсии.

Неподалеку от музея расположены мини-гостиницы, места группового питания.

К местным достопримечательностям, которые также будут интересны гостям столицы, можно отнести памятник Маяковскому, Патриаршие пруды, особняк Морозовой, сад «Аквариум».

История дома

Расположенный на Большой Садовой доходный дом, построен был на средства владельца табачной фабрики, известного миллионера Ильи Давидовича Пигита в 1903 году.

Проект здания в стиле модерн создали талантливейшие архитекторы Эдмунд Юдицкий и Антонин Милков.

Комплекс состоит из нескольких частей и изначально возводился не только в качестве личного домовладения, но и для сдачи квартир в наем.

Доходный дом быстро наполнился московской богемой. Здесь проживали и творили свои шедевры такие прославленные художники, как авангардист Георгий Якулов, живописец Петр Кончаловский, мастер исторических полотен Василий Суриков. После революции комплекс стал одним из первых домов-коммун. К сожалению, это сильно отразилось на внутренней отделке здания.

Дом был поделен на коммуналки, многие из которых спроектировали по типу обычного общежития: множество комнат по обе стороны длинного коридора, а также одна для всех жильцов кухня. Именно так и выглядела легендарная «Нехорошая квартира», которую Булгаков описал в своем знаменитом романе. Позднее в доме вновь произошли некоторые изменения.

Уже начиная с 1990-х годов часть квартир перепланировали, реконструировали и оригинальная их отделка была утеряна навсегда. Однако в интерьерах самого Музея Булгакова удалось сохранить подлинные рамы с фурнитурой, двери, покрытия полов и планировку. Часть экспозиции посвящена архитектуре, истории Дома Пигит.

Посетители могут ознакомиться с образцами обоев, старинной лепнины, фотографиями интерьеров и некоторыми документами.

Таинственная атмосфера

Вряд ли в Москве можно найти место более мистическое, чем квартира Михаила Булгакова на Большой Садовой. Здесь писатель проживал с 1921 по 1924 год.

Даже сами сотрудники музея рассказывают, что в «Нехорошей квартире» постоянно слышатся звуки шагов и приглушенные голоса.

Всевозможные таинственные, мистические вещи с домом стали происходить после выхода в свет знаменитого романа. Здание словно наполнилось ожившими литературными образами.

Мастера, занимавшиеся окраской стен, рассказывали странную историю о силуэте кота, который каждое утро проступал через слой свежей побелки. Маляры тщетно пытались вывести странное пятно. Они закрашивали таинственный силуэт сразу несколькими слоями. Однако утром кот снова оказывался на месте, что привело мастеров в ужас и заставило вовсе отказаться от продолжения работы.

Несмотря на все ремонты, реконструкции «булгаковский дух» и сегодня живет в «Нехорошей квартире». Особый благоговейный трепет у посетителей, которые с огромной любовью относятся к творчеству Михаила Афанасьевича, вызывает сама комната, где жил автор. Ведь именно здесь из-под пера Булгакова вышли его лучшие произведения.

Экспозиция музея

Оказавшись во дворе дома на Большой Садовой, посетители встретятся с бронзовыми скульптурами Бегемота и Коровьева.

Они словно приветствуют гостей, приглашая с головой окунуться в мистическую атмосферу квартиры. Не меньше впечатляют стены коридора, ведущего в музей.

Они представляют собой своеобразный почтовый ящик с признаниями любви к писателю, а также украшены рисунками по мотивам произведений Булгакова.

Уже оказавшись в гардеробной, посетители попадают в мистическое прошлое квартиры. Именно отсюда начинается экспозиция музея, состоящая из большого числа уникальных коллекций.

  • Машинописные экземпляры произведений Михаила Афанасьевича.
  • Предметы мемориальной мебели, личных вещей из последней квартиры Булгакова, расположенной в переулке Нащокинском.
  • Книги, принадлежащие писателю и его родственникам.
  • Подлинные фотографии семейства Булгаковых и старые копии.
  • Денежные знаки времен гражданской войны.
  • Огромная коллекция предметов городского быта, среди которых старинные предметы интерьера, посуда, осветительные приборы, кухонная утварь.

Благодаря мемориальному музею теперь о мире Булгакова можно узнать не только из автобиографии, но и с головой погрузившись в атмосферу «Нехорошей квартиры». Постепенно она обрастает собственными героями, традициями мифами и легендами, связанными с мистическими образами легендарных произведений Михаила Афанасьевича.

Источник: http://happy-galla.ru/kuda-poyti/tainstvenniy-muzey-m-a-bulgakova-nehoroshaya-kvartira

Нехорошая квартира булгакова в Москве: адрес, часы работы, цена

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

Музей писателя Булгакова — первый, единственный мемориальный музей РФ. Учреждён на государственном уровне (2007 год). Открываются выставки, проходят мероприятия в музее, на внешних площадках. Задача — всестороннее повествование о творчестве, булгаковской Москве, тогдашней культуре.

Путешествие с оттенком мистики

Адрес проживания известной личности схож с местонахождением «нехорошей квартиры» из романа. Жил Михаил Афанасьевич на Большой Садовой, д. 10, кв. 50. Где находится нехорошая квартира Булгакова? Большая Садовая, 302-бис, 5-й эт., кв. № 50, Москва. Отличен номер домостроения.

Путешествующие доезжают на метро до ст. Маяковская. Покидающие метрополитен люди попадают на представленную по-современному Триумфальную площадь. Предлагаются персональные экскурсионные туры на превращённом в трамвайчик авто, пассажиры посещают «булгаковские места».

По Большой Садовой идут по уменьшению нумерации (чётная сторона). Дорога пролегает около Московского академтеатра сатиры, за зданием — сад «Аквариум». В соседнем с «Аквариумом» доме есть снабжённая указателями с обозначением мистического домостроения арка. Проскочить мимо привлекающих внимание обозначений сложно.

Писательское пристанище

В доме 10, ул. Большая Садовая (п-д 6), находится квартира Михаила. Подъезд с домофоном, нужно позвонить, чтобы посетить квартиру номер 50. Оформление подъезда — доказательство: гости очутились там, где хотели.

Стенки украшают послания, зачастую — цитаты из романа «Мастер и Маргарита». Квартирка находится на последнем этаже, захватывающий внимание путь среди настенных посланий по мотивам булгаковских произведений гарантирован. Подъезд выглядит не всегда одинаково.

Иногда подъезд городские службы облагораживают, но роспись начинается снова.

Вход не бесплатный. Официальный сайт музея Булгакова в Москве http://bulgakovmuseum.ru. Представлена информация о стоимости визита. Возможно получить сведения о творческой жизни. Время работы музей-квартиры Булгакова:

  • понедельник — нерабочий день;
  • вторник-воскресенье — 12:00—19:00;
  • по четвергам — с 14:00 до 21:00.

квартира Булгакова на Патриарших

По средам проводятся обзорные экскурсии, начало — 18:00, 19:00, 20:00. Музей каждое третье воскресенье месяца принимает посетителей бесплатно, если сценарий не сменили из-за проведения общегородского мероприятия. По четвергам до 21:00 гости плохой квартиры Булгакова на Патриарших участвуют в программе «Вечер в музее».

Посетителей принимает коммуналка советского периода.

Домовладение не советское, таков образ жизни, пришедший в национализированном виде после революции вместе с проживающими, став заменой художникам, инженерам, докторам, адвокатам.

Семья Булгаковых (Михаил, супруга) занимали комнату коммуналки. Прочие помещения закреплялись за рабочими располагавшейся неподалеку табачной фабрики «Дукат», персоналом типографии.

Квартира обустроена под постреволюционный быт. Привлекающее внимание помещение — кухня коммуналки №50. Булгаковский мистицизм соединён с духом СССР.

При Михаиле Афанасьевиче на территории квартиры проживало от 18 человек, держали кур, свиней. Кухня становилась как местом общего сбора, так и неподдельных боёв.

Комната Михаила располагалась напротив кухонного помещения. Кухонные скандалы читателям знакомы из произведений.

Прочие комнаты также обустроены под эпоху раннего Советского Союза. В интерьеры, где окошки завешены тяжёлыми шторками, на стенках — зеркала в тяжёлых рамках, по комнатным углам — дубовые буфеты, поселил Михаил Афанасьевич всесильного Воланда. Окружение нечестивца сделало реальностью непосильное самому творцу — убрало из квартиры 50 постояльцев.

Комната Михаила

Основа нехорошей квартиры Булгакова в Москве — комната мастера. Экспозиция создана таким образом, дабы полностью погрузить гостей заведения во времена, когда жил Булгаков. Кабинет соединён с гостиной, спальней. Здесь появился «первенец» — «Белая гвардия». Впечатляющий масштабами стол — центровая вещь, отбирающая пространство, занимая значительную часть помещения.

Здесь Михаил прожил 3 года, они не получились лёгкими. Пришла новость относительно поражения белогвардейцев. Воевали братья мастера. Чувства, которые испытывал Михаил к собственному миру в пределах пространства помещения, за стенами которого проходили коммунальные бои, на бумаге представились выражением «нехорошая квартира».

Как забыть о Патриарших прудах?

Посещение булгаковского музея возможно считать неполноценным, если не посетить иное прославленное место. Идти недалеко — 2 квартала от места проживания писателя. Говорится о Патриарших прудах. Добираются так: по Большой Садовой идут квартал, следуя к Малой Бронной. Через квартал идти до Ермолаевского пер.

Место неспроста зовётся булгаковским. События нашумевшего мистического произведения «Мастер и Маргарита» стартуют с Патриарших прудов. Тогда весенней порой, когда наблюдался необычайно жаркий закат, на Патриарших возникли 2 гражданина.

Многим людям Патриаршие пруды представляются местом развития событий произведения под названием «Мастер и Маргарита». Отсутствие обозначений мистического родства вызывает некоторое недоумение. Ранее здесь находился знак-предупреждение «Запрещено разговаривать с незнакомцами», на котором представлены знаменитые персонажи, кот из квартиры Булгакова, но сейчас знак отсутствует.

Мастер и Маргарита

Непростая, но интересная жизнь, многогранный опыт работы отразились не только произведением «Мастер и Маргарита». Жизнь Киева (место рождения писателя), приобретённый доктором при исполнении военного долга (белогвардейская армия) опыт заметны в «Белой гвардии».

Тяга к наркотикам (конкретнее, морфию) заметна в «Морфии». Медпрактика отражена «Записками юного врача». Немало душевных чаяний выложено на бумажные носители. Не всё созданное нравилось творцу бессмертных произведений.

Некоторые потенциальные «бестселлеры» подлежали уничтожению.

Примечательно: в 1926-м результаты деятельности Михаила подверглись обыску. Забрали личные записи, проверялась рукописная версия знаменитого «Собачьего сердца». Дневник обладателю вернули, позже мастер сжёг доверяемое бумаге. Небезосновательно говорится: рукописи не горят.

Дневник стал достоянием современников благодаря дубликату, сделанному ранее на Лубянке. Мистика помогла сохранить ценную информацию, хорошо, когда благоприятно складываются обстоятельства.

Благодаря невыясненным событиям современники имеют возможность приобщиться к великому, пусть местами мистическому, выдуманному, искусству.

Источник: http://surzhykeduard.net/nehoroshaya-kvartira-bulgakova/

Булгаковский музей «Нехорошая квартира»

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

Про дом номер десять на Садовой и его заслуги в области русской литературы я уже писал, так что не будем повторяться и пройдемся по фактам кратко, легкой стопой.

Итак, в двадцать первом году после лишений гражданской войны и тяжелых болезней Булгаков приезжает в Москву с твердым намерением обосноваться в столице и стать писателем.

У него уже есть кое-какие публикации, он уже попробовал себя в качестве драматурга, но все это были вещи несерьезные – а вот в Москве он себя еще покажет. Если, конечно, сможет найти в переполненной столице комнату.

Или койку. Или хоть какой-нибудь угол в койке.

К счастью для будущего классика, в одной из первый московских коммунальных квартир живет его сестра Надежда с мужем. Они скоро съедут отсюда, и могут оставить в полновластное владение Михаилу Афанасьевичу и его жене свои двадцать квадратных метров в пролетарской коммуналке. Шариковы, Швондеры и прочие Аннушки прилагаются как бесплатный бонус в качестве соседей. Дом Булгакова на Садовой

Сегодня в этом доме музей – собственно, даже два музея Булгакова. Тот, что расположен в упомянутой коммуналке, называется «Нехорошая квартира»: именно здесь Булгаков поселил Воланда в «Мастере и Маргарите».

Правда, не все посетители сюда доходят: войдя во двор дома, они поворачивают в гостеприимно распахнутые двери музея «Булгаковский дом», и даже не подозревают о существовании в соседнем подъезде второго музея.

Я очень люблю «Булгаковский дом», но сегодня мы все-таки пройдем вглубь двора и поднимемся по лестнице на пятый этаж в «Нехорошую квартиру».

Коммуналка

Длинный коридор с дверями по обе стороны – по пять слева и справа. В двадцатые тут жили различные пролетарские элементы, как то: хлебопек, милиционер, проститутка (или она не относится к пролетариям?), слушатели курсов, просто «без работные» (как указано в домовой книге), а также затесавшийся среди них белой вороной некий молодой интеллигентный литератор с супругой.

А сейчас в каждой комнате бывшей коммуналки размещаются экспозиции, посвященные этому самому литератору. Заглянем в несколько комнат и посмотрим, что там для нас припасено сотрудниками музея.

Но перед этим еще в коридоре обратим внимание на оригинальную архитектуру этого дома. К примеру, в комнатах под потолком расположены неизменно удивляющие посетителей овальные иллюминаторы, выходящие в коридор. Сейчас они могут сойти за элемент декора, а в суровые двадцатые годы эти окошки были вполне функциональны.

Кое-кто уверяет, что сделаны они были для удобства наблюдения бдительных пролетариев друг за другом, но на самом деле все гораздо прозаичней. Просто электрический свет, проникавший из комнат наружу, позволял экономить на освещении коридора. Даже туалет, расположенный по другую сторону коридора, был снабжен таким окошком в вышине: авось, и до него достанет свет из комнат.

Электричество было дорогим удовольствием. Фото Tanya Cheremisina

Первый московский кабинет

Экспозиция этой комнаты носит громкое название «Первый кабинет Булгакова-писателя». Тут, конечно, музей лукавит. Писать Булгаков начал задолго до того, как поселился в этой комнатке.

Но ведь и в самом деле, нельзя же было назвать экспозицию «Первый кабинет Булгакова-писателя, где тот писал не какую-то ерунду, а серьезные вещи, причем не просто так, а публикуясь, да при этом не во всяких там владикавказских газетах, а в московских издательствах» (хотя это название, безусловно, и было бы точней). В общем, не будем придираться к названию, и, наконец, осмотримся вокруг.

Прежние гостеприимные хозяева комнаты оставили Михаилу Афанасьевичу с Татьяной Николаевной не только драгоценную жилплощадь, но даже кое-какую мебель. Ее, правда, явно не хватало для нормальной жизни: сначала даже обед супругам приходилось накрывать не на столе, а на кухонном шкафчике.

Однако хозяйственный Булгаков начинает обживаться, и комнатка мало-помалу наполняется приобретенной по случаю мебелью. Татьяна Николаевна вспоминала: «Это была будуарная мебель во французском стиле – шелковая светло-зеленая обивка в мелкий красный цветочек.

Диванчик, кресло, два мягких стула, туалетный столик с бахромой… Два мягких пуфа. Для нашей комнаты эта мебель совсем не подходила – она была слишком миниатюрной для довольно большой комнаты. Но Михаил все хотел, чтоб в комнате было уютно».

Над диванчиком – портрет супругов

Висящая слева инсталляция называется «Трудные годы» и по замыслу автора собирает воедино осколки домашнего быта коммунальной квартиры, и раскрывает один из основных мотивов творчества писателя – тему утраченного Дома.

Самые дотошные ценители Михаила Афанасьевича могут попытаться вспомнить, откуда в инсталляцию попал каждый из осколков. Ну вот, например, слева диванная пружина, впивавшаяся в бок Максудову в «Театральном романе». А справа – бутыль из-под аннушкиного подсолнечного масла. Дальше сами.

Валентин Катаев вспоминал: «У синеглазого был настоящий большой письменный стол, как полагается у всякого порядочного русского писателя, заваленный рукописями, газетами, газетными вырезками и книгами».

В начале двадцатых, в эпоху дефицита всего, не каждый литератор мог похвастаться даже такой необходимой вещью, как письменный стол. И то, что Булгакову посчастливилось обзавестись им, вполне могло служить поводом для гордости. В своих воспоминаниях Катаев зовет Булгакова синеглазым.

Специально для девушек добавлю, что Булгаков к тому же был блондином.

Сегодня в пятидесятой квартире, правда, стоит не тот стол, о котором писал Катаев. Но и этот тоже примечательный: за ним, пусть и совсем в другой квартире, работал булгаковский дядя Николай Михайлович Покровский – тот самый, с которого Булгаков писал профессора Преображенского.

Нырнём на секунду из реального пространства квартиры в пространство художественное: смотрите, справа на стене – коробочка, в которой автобиографичный Максудов из «Театрального романа» разглядел движущиеся фигурки своей будущей пьесы. Таких коробочек в музее целых пять, и в каждой свои фигурки.

И вынырнем обратно – не до конца, конечно.

На столе лампа с зеленым абажуром – фетиш булгаковедов наряду с кремовыми шторами (впрочем, это ближе уже не «Мастеру и Маргарите», а «Белой гвардии» – ей, как известно, посвящен киевский музей).

Над столом – книжная полка с двумя то ли сфинксами, то ли русалками, поддерживающими ее на манер кариатид. Эту полку в 1921 году купили Михаил Афанасьевич с Татьяной Николаевной, обживая недавно доставшуюся им комнату.

На полке заголовок газеты «Накануне» (с ней Булгаков сотрудничал в двадцатые), вывернутый шиворот навыворот – «Ненунака». По воспоминаниям Катаева, Булгаков действительно забавы ради повесил такую штуку на стене перед столом.

И, конечно, книги, книги, книги. К книгам Михаил Афанасьевич питал страсть, необычную даже для писателя. В 1921 году новоиспеченный москвич Булгаков, всё имущество которого помещалось в небольшом ручном чемоданчике, в письме матери обозначает обязательную задачу: «восстановить норму – квартиру, одежду и книги. Удастся ли – увидим». Как видим, удалось.

Синий кабинет

В первой комнате по правую руку воссоздан образ «Синего кабинета» – писатель любил этот цвет и всегда мечтал о комнате с синими стенами, где он смог бы с головой уходить в работу. В тридцатых годах он смог, наконец, исполнить свою мечту.

Правда, произошло это уже не здесь. В синий цвет были выкрашены стены в комнате на Большой Пироговской улице, а потом и в кабинете в Нащокинском переулке.

В квартире в Нащокинском Михаил Афанасьевич с третьей женой Еленой Сергеевной провел последние шесть лет своей жизни. Синий кабинет

Это был специальный писательский дом. Соседями Булгаковых тут были Ильф с Петровым, Мандельштам и многие другие советские литераторы. Если бы этот дом дожил до наших дней, его стены, пожалуй, можно было бы облицевать мемориальными досками сверху донизу.

Однако, увы, дом не сохранился – его снесли в 1976 году, так что теперь лишь в одной комнате «Нехорошей квартиры» на Садовой можно окунуться в волшебную атмосферу, где создавались «Мольер», «Театральный роман» и, разумеется, «Мастер и Маргарита».

Обстановку в кабинете воссоздали по фотографиям

Нельзя обойти вниманием массивный секретер красного дерева в углу – за ним Булгаков работал во второй половине тридцатых годов.

А это значит, что, скорее всего, именно на этой откидной полочке-конторке Михаил Афанасьевич создавал рукопись своего закатного романа «Мастер и Маргарита».

А через двадцать лет после смерти писателя его вдова, Елена Сергеевна, усаживала за этот секретер тех немногих счастливцев, которым в виде особого расположения дозволялось читать эту рукопись.

Сегодня на всякий случай секретер обнесен ограждением, но это не помешает благоговейно прикоснуться к святыне. Булгаков у секретера. На голове у него черная шапочка, связанная любимой –
такую же шапочку в романе он подарил своему мастеру

По преданию, бытовавшему в доме Булгаковых, этот секретер когда-то принадлежал Гоголю. Так оно на самом деле или нет, пожалуй, сегодня сказать наверняка не удастся. Как бы там ни было, в глубине секретера стоит портрет Николая Васильевича – знак уважения писателю, которого Булгаков считал своим учителем.

А на секретере стоит портрет самого Булгакова, написанный в двадцать пятом году Остроумовой-Лебедевой. По-моему, не очень удачный портрет.

А что еще есть в комнате? Есть, например, пузатый шкаф середины девятнадцатого века – он стоял в гостиной квартиры Булгаковых в Нащокинском переулке.

Благодаря своей конструкции эта хитрая штуковина могла выступать в роли не только платяного шкафа, но и секретера, и бюро, и комода.

Консервативный Булгаков всегда питал страсть к старинной мебели, стараясь окружить себя атмосферой патриархального уюта, подобной той, которой награжден мастер в увитом виноградом доме с венецианскими окнами.

На покрытом белой скатертью столике стоит радиоприемник в ореховом корпусе – точно такой же был у Булгакова. Правда, обзавелся им писатель через несколько лет после того, как съехал с этой квартиры.

В 1939 году уже смертельно больной Булгаков напишет своему другу П.

Гдешинскому: «Я лежу, лишенный возможности читать и писать связывает меня с внешним миром только освещенное окошечко радиоаппарата, через которое ко мне приходит музыка».

Редакция

В самой дальней комнате открыта выставка, посвященная редакции газеты, где печатался Булгаков. Правда, какой именно газеты, сказать трудно – видимо, некой обобщенной Газеты.

Например, на стене висит картинка некого берлинского дома, располагавшегося по адресу Бойтштрассе, восемь.

Здесь специально для русских эмигрантов (коих в двадцатых годах было в Берлине порядком) издавалась советская газета «Накануне», сотрудником которой был Булгаков – его фельетоны переправлялись в Берлин почтой.

На широком столе раскидано несколько номеров этой газеты. Над редакционным столом висят фотографии сотрудников газеты. Найдите знакомые лица.

А вот сам стол вместе с прочей мебелью этой комнаты попал сюда из редакции газеты «Гудок», фельетоны в которой помогли Булгакову не умереть с голоду в двадцатых годах. Если вы помните во многом автобиографический «Театральный роман», там эта газета упоминается под названием «Вестник пароходства» (в реальности газета была не пароходная, а железнодорожная).

В двадцатые годы эта, в общем, заурядная газета прославилась своей четвертой полосой, где печатались злободневные фельетоны.

Помимо Булгакова, «Гудок» умудрился собрать под крыло своей юмористической страницы таких мастеров пера, как Юрий Олеша, Валентин Катаев, Илья Ильф, Евгений Петров, Исаак Бабель и многих других.

«Гудок» жив до сих пор, но никогда с тех пор он не мог похвастаться таким штатом юмористов. Да, пожалуй, таким штатом юмористов не могла похвастаться и ни одна другая газета – ни до, ни после «Гудка». Катаев, Олеша и Булгаков

Мебель вот из какой замечательной газеты вы найдете в этой комнате булгаковского музея.

Жаль только, что, собственно, с Булгаковым эта мебель разминулась: в редакции она появилась аж в конце сороковых, когда Михаил Афанасьевич застать ее уже никак не мог. А раз так, пойдем-ка мы по музею дальше.

Тем более, что сам Булгаков, скажем откровенно, не испытывал особой гордости за свои публикации ни в «Накануне», ни в «Гудке», и не очень любил вспоминать о них.

Кухня

Сердце коммунальной квартиры – общая кухня.

Вдоль одной стены правильными шеренгами расставлены и разложены предметы быта эпохи: примусы, которые нужны, раз есть кастрюли. Бутыли керосина, которые нужны, раз есть примусы. Пожарная каска, которая тоже не будет лишней, раз есть керосин.

В противоположность горизонталям полок этой стены напротив вздымается под небеса вертикаль более габаритных вещей коммуналки.

Под этим образцом коммунального народного искусства гости музея проходят с опаской. И не зря.

Штатива для фотоаппарата у меня не было, и я решил исправить это досадное обстоятельство, установив свою мыльницу на какую-нибудь поверхность, торчащую из этой груды хлама (повыше примуса, но пониже велосипедного колеса – метрах в двух над полом).

И вот в процессе установки я неожиданно осознал, что вся эта композиция значительно менее устойчива, чем можно ожидать от музейного экспоната. Пока я пристраивал фотоаппарат на шаткую опору, меня не покидало неприятное ощущение, что сейчас что-нибудь рухнет сверху, и хорошо, если не на затылок.

Однако же бог миловал, и теперь у меня есть фотография той самой Аннушки – как-нибудь по-другому ее висящий на стене портрет я бы сфотографировать не смог.

А еще в кухне стоит тумбочка, на верхней полке которой лежит радиоприемник. Поскольку в музее, понятно, всё должно быть наполнено концентрированным символизмом, то я решил считать чайку на передней панели приемника аллюзией на МХАТ, к которому Булгаков питал весьма сильные и противоречивые чувства. Кажется, я замечаю у себя признаки синдрома поиска глубокого смысла.

Ну вот, пожалуй, и все на сегодня. Будете в Москве – не забудьте заглянуть сюда, тем более, что сейчас музей поглощен реализацией новой концепции развития. Конкурс на нее выиграли, как ни странно, итальянцы, и теперь планируется создать на базе музея какой-то «литературный парк». Что ж, посмотрим, что из этого выйдет.

Источник: https://litvinovs.net/bulgakov/bulgakov_museum_bad_apartment_50

«Нехорошая квартира» – таинственный Музей М.А. Булгакова

Нехорошая квартира – таинственный Музей М.А. Булгакова

0 94938

Фото музея М.А. Булгакова

Московский Государственный музей им. Булгакова – первый и пока что единственный в России мемориальный музей, который посвящен жизни и творчеству русского писателя М.А. Булгакова. Экспозиция уникальна, прежде всего, благодаря царящей в ней атмосфере магии, волшебства и тайн, которая одновременно зачаровывает и затягивает.

«Нехорошая квартира» – относительно молодой музей, учрежденный Правительством г. Москвы 26 марта 2007 года по адресу ул. Большая Садовая, д. 10, кв. 50 – первому месту проживания писателя в Москве.

Название «Нехорошая» квартира получила после выхода в мир книги «Мастер и Маргарита»: седьмая глава произведения так и называется «Нехорошая квартира».

По сюжету именно здесь, в квартире №50, частично проходило действие романа – Великий бал у Сатаны (Гл. 23).

Осенью 1921 г., прибыв в столицу, тридцатилетний писатель вместе со своей супругой поселился в коммунальной квартире на Большой Садовой, заняв в ней одну небольшую комнату. Именно здесь до переезда в 1924 г. Михаил Афанасьевич писал свои московские произведения – «№13.

– Дом Эльпит-Рабкоммуна», «Самогонное озеро», «Зойкина квартира», «Псалом» –  труды, обессмертившее дом и его жильцов. Музей им. М.А. Булгакова – место, в котором посетители погрузятся в среду того периода жизни писателя, когда он жил и писал свои произведения в Москве.

Посетителей во дворе Музея встречает бронзовые скульптуры Коровьева и Бегемота, герои романа «Мастер и Маргарита».

Еще один встречающий – огромный черный кот, настоящий Бегемот, который своими вальяжными и неторопливыми движениями показывает, что привык к большому вниманию к своей кошачьей нескромной персоне.

Очутившись в подъезде, можно увидеть, что стены коридора, ведущие к «Нехорошей квартире»  полностью разрисованные по мотивам произведений писателя.

Гардероб

Экспозиция начинается с гардероба, места, в котором посетитель сразу же попадает в таинственное прошлое квартиры. Здесь собрано множество старинных саквояжей и чемоданов, шляп и зонтов, успевших попутешествовать по свету.

В гардеробе собрана коллекция вешалок, крючков и полок разного времени. Самая главная вешалка – из квартиры писателя – сразу же бросается в глаза, поскольку висит выше всех других, под самым потолком. Когда-то на ней висели шляпы и плащи самого Булгакова.

Синий Кабинет

На основе воспоминаний родственников и близких друзей писателя, в стенах музея был воссоздан образ последнего рабочего кабинета Михаила Афанасьевича в квартире по адресу Нащокинский переулок, 3/5. В комнате собрана часть мебели писателя, которая спустя 70 лет после его смерти поступила в музей.

Здесь представлено издание романа «Золотой осел» (11 книг), автором которого является древнеримский писатель II в. н. э. Ампулей.

Это единственный античный роман на латинском языке, который полностью дошел до нашего времени.

По-видимому, Булгаков с этим произведением был отлично знаком, поскольку в романе «Мастер и Маргарита» иногда появляются сюжеты, которые схожи с сюжетной линией «Золотого осла».

В углу Синего кабинета размещен принадлежавший супруге Булгакова гардероб.

Следующий экспонат кабинета – радиоприемник. Трудно предположить, что Булгаковы слушали какие-либо официальные трансляции, но любовь к классическим музыкальным произведениям, наверное, заставляла периодически включать приемник.

Секретер, размещенный в кабинете, ранее находился в Нащокинской квартире Булгакова. Имеет большое количество секретных, потайных полостей и отделений. Судя по фотографиям, именно за этим секретарем трудился писатель в 1930-х гг., а если это действительно так, то получается, что на его поверхности, покрытой красноватой кожей, работал Булгаков над романом «Мастер и Маргарита».

На находившемся в кабинете фортепьяно любила играть вторая жена писателя — Любовь Белозерская, которая обладала хорошим музыкальным слухом.

Здесь же находится шкаф-бюро «монашка», находившийся в квартире в Нащокинском переулке, где стоял в гостиной и ласково назывался семьей Булгаковых «пузатиком».

История дома Пигит

Первым владельцем дома, в котором проживал М. Булгаков, был известный московский предприниматель и общественный деятель, владелец табачной фабрики Пигит Илья Давидович. После революции дом пришлось продать, но его название «Дом Пигит» так и осталось неизменным.

В комнате, где представлена экспозиция «История дома Пигит», собраны воспоминания о ранее роскошных интерьерах дома. Выставлены здесь чертежи, фотографии, документы, старинные обои с тиснением, монументальные батареи и лепнина – это всего лишь скромная попытка сохранить историю дома №10.

В начале ХХ века чугунные батареи с фигурными ножками обозначили новый уровень технического развития и комфорта в доме Пигит – здесь работала центральная система отопления. Низкие батареи ставились под окнами, высокие – на лестничной клетке и в углах комнат.

Представленные в Музее лепные розетки и карнизы из гипса – уникальны. В прошлом они украшали интерьеры квартир Ильи Пигита. К примеру, отдельные комнаты квартиры №5, размещенной на третьем этаже, были оформлены в стиле модерн, барокко, часть комнат была оформлена классицистическим декором.

Зал квартиры №5 украшали роскошные обои с теснением и орнамент в стиле модерн. Они отлично сочетались с расписной лепниной и деревянными панелями. Наклеены обои были на газете «Русская правда» от 1904 г. с многочисленной рекламой и хроникой русско-японской войны.

Комната Булгакова

Комната Булгакова – уникальное место, где писатель провел невероятно плодотворные годы. Именно здесь он работал над «Записками юного врача», «Роковыми яйцами», «Дьяволиадой», «Морфием» и «Белой гвардией».

Вид из окна – единственное, что не изменилось с тех времен, когда за столом ночами напролет сидел Михаил Афанасьевич и работал над «Днями Турбиных» и «Белой гвардией». Потом этот вид из окна, ночную атмосферу дома и двора писатель опишет в произведениях «Тайному другу» и «Театральном романе».

Любовь к чтению у Булгакова была воспитана с самого детства. Книги были слабостью писателя, потому он и покупал их при любой возможности. В экспозиции представлены собрания русских и зарубежных классиков, словари и энциклопедии.

Обживая комнату в коммунальной квартире №50, семья Булгаковых старалась хоть как-то украсить небогатый интерьер. Так, со временем в комнате появилась оригинальная книжная полка, боковинами которой были два сфинкса.

Машинопись пьесы Булгакова «Мольер» с автографом писателя – один из самых ценных экспонатов музея.

Находящееся в комнате псише заменяло супруге писателя Елене Булгаковой бюро, где в ящиках хранились документы, а на его боковых тумбах стояли, как и сегодня, синие вазочки.

Массивный резной стол никогда ранее не стоял в комнате Булгакова, он принадлежал врачу Н.М. Покровскому, дяде писателя. Михаил Афанасьевич часто бывал в гостях у родственника и, вне всяких сомнений, стол был ему хорошо знаком. Считается, что такой же стол был у профессора Преображенского, еще у одного булгаковского персонажа.

Гостиная

Квартира №50 не всегда была «нехорошей». В 1904 г. на левом крыле дома №10 было открыто общежитие, в котором проживали слушательницы Московских высших курсов Герье.

В связи с этим, было попарно соединено квартиры, к примеру, №41 и №50, в результате чего получился длинный коридор с комнатами направо и налево. Скорее всего, Гостиная, которая находится в конце коридора, была местом, где курсистки могли позаниматься и отдохнуть.

Среди старой дореволюционной мебели, старинных фотографий, гравюр, фортепьяно XIX века и сейчас проходят спектакли и концерты.

Здесь же размещен журнальный столик, который принадлежал дяде Булгакова Н.М. Покровскому. Данный предмет интерьера был одним из самых распространенных типов журнальных столиков, бытовавших в кон. XIX – нач. XX ст.

Фаянсовая супница когда-то была частью одного большого сервиза «Пионерия». Несмотря на то, что ее формы выглядят вполне «буржуазно», на ней изображены задумчивые пионер и пионерка, натюрморты с барабаном и горном.

Швейная машинка «Zinger» – самая надежная из швейных машин, изготовлявшихся в Европе и Америке в кон. XIX – нач. XX ст., принадлежала известному столичному врачу-венерологу, дяде писателя Н.М. Покровскому.

Белый зал

Белый зал – выставочное пространство, в котором часто проходят разнообразные временные выставки, проводятся семинары, лекции и концерты.

Коридор

В Музее Булгакова – длинный, хорошо обустроенный коридор, по обе стороны которого размещены комнаты.

Благодаря фотографиям квартиры писателя в Нащокинском переулке, известно наверняка, что именно этот столик стоял в прихожей у Булгаковых.

Два овальных окна вызывают у посетителей недоумение и множество фантастических догадок. Однако, на самом деле все довольно просто – напротив находились туалеты, также с окнами, и это было возможностью сэкономить электричество и дополнительно осветить санузел. Такой системой пользовались в жилых домах до 1960-х гг.

В коридоре  находится стойка для зонтов и тростей, которая принадлежала семье Булгаковых, когда они проживали в квартире в Нащокинском переулке.

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики