Vigoda

Нарвские триумфальные ворота

Содержание

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота

Один из грандиозных памятников архитектуры Российской Федерации — Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Монумент, возведенный в честь великой победы российской армии над наполеоновскими войсками, поражает своим величием и простотой, красотой и благородством.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 августа:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru — промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте tours.guruturizma.ru. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История строительства

Весной 1814 года стало известно о победоносном возвращении из заграничного похода русских героев-воинов. Все жители с воодушевлением начали готовиться к их торжественной встрече. На экстренном заседании Сената, созванном по инициативе генерала Вязмитинова, было решено возвести Триумфальную арку на пути следования гвардейских полков.

Деревянные Триумфальные ворота

Так как времени для создания монументального строения из камня или другого долговечного материала оставалось очень мало, из алебастра и дерева построили временное. Автором проекта стал архитектор Кваренги.

Арку для торжественного прохода войск возвели на Нарвской заставе, находящейся на самой окраине города (отсюда и название монумента), недалеко от Обводного канала. На строительство ушло немного более 30 дней.

Сооружение венчал скульптурный ансамбль — фигура древнегреческой богини Славы на колеснице, запряженной шестью лошадьми. Выполнена композиция по проекту скульптора И. Теребенева. На стенах золотистой краской выведены надписи, где указаны названия полков, участвующих в боях, и благодарственные слова от русского народа. В нижней части строения установлены статуи римских легионеров.

По обеим сторонам колоннады строители соорудили трибуны для встречающих и амфитеатр для военного оркестра. Александр I, его семья и влиятельные гости должны были расположиться в специально построенных крытых галереях.

Все жители, как простые люди, так и высокопоставленные, с ликованием встречали победоносные полки, среди которых Семеновский, Преображенский, Егерский и другие.

В этом году русские войска еще четыре раза с июля по октябрь с триумфом проходили через них в город.

После проведения торжественных мероприятий территория вокруг монумента стала популярным местом, местной достопримечательностью — горожане встречались здесь в праздничные и выходные дни.

Но материал, из которого возвели арку, был недолговечным (дерево и алебастр), и через 10 лет постройка начала постепенно разрушаться.

Власти Санкт-Петербурга подняли вопрос о демонтаже сооружения, но большинство жителей, среди которых были участники боевых действий 1812 года, выступили за его реконструкцию. На престоле в это время был император Николай I, он приказал построить новое, каменное сооружение.

Строительство каменных ворот и обшивка медными листами

Вторично арку в память об участниках Отечественной войны возвели в 1827—1834 годах по проекту В. П. Стасова. Авторы скульптор С.С. Пименов П. К., Клодт, В. И. Демут-Малиновский.

В отличие от первой постройки, сделанной из дерева, для строительства новой использовали прочный кирпич, при этом архитектура конструкции в основном осталась без изменения. Из медных листов были созданы детали, украшающие фасад. Кроме того, здесь установили фигуры древнерусских витязей.

Строение имеет много отличий от объектов, которые возводились в то время — это отсутствие многочисленных деталей, строгость конструкции.

Этапы реставрации

Медные листы, которые использовали при строительстве, через несколько лет начали покрываться коррозией, в этом немаловажную роль сыграл влажный климат Северной столицы.

В конце 70-х началась первая реставрация под руководством архитектора М. И. Рылло.

После окончания работ в помещении разместили архив городской Думы, но он сгорел во время Февральской революции — бастующие солдаты и рабочие подожгли памятник. Кроме того, повредились бронзовые украшения.

В 1925 г. приступили к надолго затянувшемуся очередному ремонту арки, закончить реставрационные работы не дала начавшаяся Вторая Мировая война. Во время военных действий строению был нанесен значительный урон во время авианалетов, так как недалеко проходила линия фронта.

Еще раз через нее с триумфом прошли советские солдаты, победившие в кровопролитной войне. Послевоенную реставрацию продолжили в 1949 году по проекту И. Бенуа. Работы шли почти три года, в результате были заменены кровля, винтовые лестницы и покрытие пола.

Восстановлены элементы декора и повреждённые части памятника.

Во время ремонта в 1978-1980 годах оборудовали площадку вокруг памятника, заменили устаревшие инженерные коммуникации. Оборудовали подземный переход — теперь добраться до арки можно удобно и безопасно.

Отремонтировали крышу и вычистили медные листы, часть их, как и детали орнамента, заменили на новые. Отреставрировали нижнюю часть колонн, внутренние винтовые лестницы, восстановили оригинальный цвет.

Не удалось лишь привести в порядок лицо Богини Славы, которое, предположительно, пострадало от вибрации городского транспорта.

Скульптурные композиции

Венчает арку скульптурная композиция — шестерка лошадей (скульптор П. Клодт), которыми управляет древнегреческая богиня Ника. Она держит в руках символы славы и мира — пальмовую ветвь и лавровый венок (скульптор С. Пименов).

В нишах пилонов размещены выполненные по рисункам Пименова и Демут-Малиновского фигуры древнерусских ратников. Эскизы одежды, оружия и доспехов богатырей сделаны скульпторами с подлинных образцов, хранящихся в Оружейной палате Кремля.

Токарев и Крылов исполнили фигуры гениев над колоннами. Скульптор Леппе создал барельефы летящих слав по сторонам арки. На колоннах можно увидеть выполненные золотом надписи, посвященные русским гвардейцам. Так как медные пластины быстро покрывались коррозией, их впоследствии сделали железными, но этот материал также достаточно быстро покрывался ржавчиной.

Внешний вид

Триумфальные ворота выполнены в простом и строгом стиле по образцу древнеримских дворцов. Представляют собой грандиозное сооружение высотой более 30 м, шириной 28 м, размер арки с внутренней стороны составляет 8 м х15 м.

Со всех сторон строение окружено двенадцатью колоннами, украшенными коринфскими капителями (капитель — венчающая часть колонны) диаметром 1 м. Декор по древним античным образцам выполнен в виде канелюр (вертикальный желоб колонны).

На стенах создатели поместили благодарственную надпись от всего народа России, текст на аттике гласит: «Победоносной Российской императорской Гвардии Признательное отечество».

Также были увековечены названия гвардейских полков, участвующих в военных действиях 1812 года, среди которых Уланский, Казачий, Гусарский, Драгунский. С западной стороны золотыми буквами написаны названия кавалерийских соединений, с восточной — перечислены пехотные части.

 Другая надпись напоминает о сражениях, в которых принимали участие наши войска, в том числе в населенных пунктах: Бородино, Лейпциг, Париж и других.

Площадь

Архитектором Стасовым также была спроектирована площадь, на которой расположился монумент героям. Автор настаивал на большом открытом пространстве, так как со значительного расстояния строение гораздо лучше просматривается.

Кроме того, чтобы подчеркнуть доминирующее положение Нарвских ворот, они были установлены на небольшом возвышении. Именно такого эффекта добивались создатели планировки, им это удалось в полной мере.

В 1834 году в здании разместились солдаты караульной службы.

Дачные домики, которые в большом количестве расположились на этом месте, со временем были снесены, стали строиться многоквартирные дома, заводы. В конце XIX века здесь находилась рабочая застава.

«Площадь Стачек» — такое название получено после Октябрьской революции, так как здесь часто проходили забастовки рабочих. В 1924 г. площадь решено перепланировать, автор проекта — архитектор Л. Ильин. Речку Таракановку, проходящую по площади, и старые постройки убрали.

Вместо них обустроили просторную красивую площадь, существующую и в наше время.

В 1927 г. здесь открылся Московско-Нарвский Дворец культуры, позднее получивший имя советского писателя М. Горького. В 1928—1931 годах начали работать фабрика-кухня и открылся внушительных для того времени размеров Кировский универмаг. В 1930-х годах был создан комплекс жилых строений.

В 1955 году в стиле «сталинского классицизма» возведена станция метро «Нарвская». В 1956 году закончено строительство общежития Ленинградского института водного транспорта. В 1979—1980 годах под строением соорудили подземный переход. В 1999 году на площади был установлен памятник маршалу ВОВ Л. А.

Говорову.

Торговый центр «Галерея 1814» принял первых покупателей весной 2005 года. Здание оснащено автоматической современной системой управления, объединяющей освещение, отопление, пожарное оповещение, вентиляцию, водоснабжение и другие.

Музей

В 1987 году внутри Триумфальной арки открылся музей. Он расположен на верхнем этаже сооружения, попасть в который можно по двум узким винтовым лестницам.

В экспозиции представлены фотографии разных лет, в том числе рассказывающие о трагических событиях Второй Мировой войны, атрибутика освободительных походов 1812-1814 годов.

Здесь регулярно проводятся тематические выставки, объединенные единственной темой – Петербург в военные годы. Также экспонируются скульптуры, предметы прикладного и изобразительного искусства.

В музее постоянно открыта выставка художника Андрея Ромасюкова «Пыль времени». Свои работы автор посвятил различным событиям, происходящим в первой четверти XX века, главным образом во время Первой мировой войны.

Всего в экспозиции представлено около 15 картин. Здесь же посетителям предлагают приобрести брошюрки об истории строительства объекта, а также о героических подвигах российских солдат.

Касса в музей расположена внизу у входа.

  • Стоимость билета — 100 руб., для льготной категории — 60 руб.
  • Открыт с 11:00 до 17:00.
  • Нерабочие дни: понедельник, вторник и последняя пятница месяца

Где находятся и как добраться

Монумент расположен в Санкт-Петербурге на пересечении проспекта Стачек, Старо-Петергофского проспекта, Нарвского проспекта и Перекопской улицы. Доехать удобнее на метро до станции «Нарвская».

Наземный транспорт:

  • Трамвай No 16
  • Троллейбус No 20
  • Автобусы: маршруты No 1М, 2, 6,35, 66, 73
  • Маршрутное такси: К1, К2, К6к, 47, К177, К195, К306

Монументальное величественное строение, посвященное ратным подвигам русских воинов, не так известно и посещаемо, как другие достопримечательности Санкт-Петербурга. Но оно интересно и уникально с точки зрения истории и культуры не только города, но и всей огромной страны, поэтому обязательно следует посетить это знаковое для всех россиян место.

Нарвские триумфальные ворота на карте

Загрузка… Сохранить статью и поделиться в социальных сетях:

Источник: https://GuruTurizma.ru/narvskie-triumfalnye-vorota-v-sankt-peterburge-pamyat-o-geroyax-otechestvennoj-vojny-1812-goda/

Нарвские Триумфальные ворота | Гид по Петербургу 2019

Нарвские триумфальные ворота

На площади Стачек в Санкт-Петербурге возвышаются Нарвские Триумфальные ворота. Построили ихв начале XIX века в честь возвращения русских войск, победивших Наполеона.

Краткое описание

Двенадцать колонн поддерживают аттик с Гениями Славы. Фигуры древнерусских витязей в нишах протягивают воинам лавровые венки. Памятник увенчивает шестерка коней, влекущая колесницу богини Победы с пальмовой ветвью.

Высота сооружения – 30 метров, ширина – 28 метров. В центре аттика посвящение золотом:

«Победоносной Российской Императорской гвардии Признательное Отечество в д. 17. августа 1834»

У подножия монумента мостовая окрашена красным цветом. Это напоминание о Кровавом воскресенье – отряд конных гренадер 9 января 1905 года расстрелял здесь шествие рабочих к Зимнему дворцу.

Нарвские Ворота – это и памятник воинской славе, и доступный посетителям музей. Тематические экспозиции занимают верхнее помещение.

История

В 1814 году русская гвардия возвращалась из Европы. Французская армия разбита, Наполеон подписал отречение. Столица готовилась к торжественной встрече победителей. В течение месяца в Петербурге по чертежам Кваренги возвели триумфальные ворота.

Материалом для арки послужили дерево и алебастр. Строить начали у Нарвской заставы, на границе города. Украшением памятника стали колесница, управляемая крылатой богиней Победы и статуи античных воинов. Рядом устроили трибуны для военных оркестров.

В 1814 году русские полки 4 раза маршировали под сводом арки:

  • 30 июля
  • 8 сентября
  • 18 октября
  • 25 октября

Временные ворота быстро обветшали. Спустя 10 лет они уже не могли служить по назначению. Последовало высочайшее повеление построить новый памятник из гранита, меди и мрамора. Работы в 1825 году остановила смерть императора Александра I.

Решение возобновить строительство принял уже Николай I в 1827 году. Для новой арки определили место у реки Таракановки, немного дальше прежнего сооружения

Торжество закладки мемориала совершилось 26 августа 1827 года, в 15-летие Бородинской битвы. Церемония продолжалась в присутствии тысяч ветеранов. Грудь солдат и офицеров украшали серебряные медали «3a взятие Парижа» на Андреевско-Георгиевской ленте.

Открыли Нарвские ворота при большом стечении народа 17 августа 1834 года

Это событие было отмечено торжественным маршем. Перед российским императором под аркой прошли победоносные гвардейские полки.

Внутренний зал по плану принадлежал реликвиям Отечественной войны 1812 года. Этот замысел не поддержали, и в арке расположился караул Нарвской заставы. В конце XIX века здесь хранились документы архива Думы Петербурга.

В 1941 году с началом блокады памятник находился почти на оборонительной линии Ленинграда — от передовой по прямой всего шесть километров. Осколки снарядов сильно повредили монумент. На его медной обшивке насчитали больше 2 тысяч отметин.

В Ленинграде парад Победы прошел 8 июля 1945 года. С Нарвской стороны входила 45-я стрелковая дивизия. Героев снова встречали Триумфальные ворота.

В 1952 году закончили реставрацию памятника.

1980 год – очередной ремонт:

  • возле арки выложили площадку
  • обновили коммуникации
  • появился гранитный поребрик
  • оборудовали под мостовой пешеходный переход

В 1987 году внутреннее пространство отдали уникальному музею Нарвских ворот

С 2003 года здесь проходят выставки и экскурсии. К выставочному залу подниматься нужно по винтовой лестнице. Она узкая, пройти может только один человек.

Перед 300-летием северной столицы Нарвские ворота капитально отремонтировали. Монументу восстановили оригинальный цвет.

Нынешние Триумфальные ворота – уважение и почтение признательных потомков.

Скульпторы и архитектор

Спроектировал новую триумфальную арку В. П. Стасов. Известный архитектор сберег замысел Кваренги и в краткий срок выполнил работу. Особенность Нарвских ворот в облицовке колонн, стен, карнизов медными листами. Элементы декора также изготовлены из меди.

Лучшие скульпторы того времени украсили Нарвские Триумфальные ворота:

П. К. Клодтшестерка коней над аркой

С. С. Пименов — крылатая богиня Победы на колеснице

С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — четыре древнерусских ратника с двух сторон арки

М. Г. Крылов, Н. А. Токарев, И. ЛеппеГении Славы

Где находится

Адрес

Кировский район, площадь Стачек, 1

Метро

Ближайшая станция —  «Нарвская»— находится прямо напротив монумента, через площадь.

Как добраться

Доехать до площади Стачек можно и наземным транспортом.

Остановка — «Станция метро Нарвская»:

  • Автобусы №№ 1М, 1МБ, 2, 6, 35, 66, 73
  • Троллейбусы № 20
  • Маршрутки К-169, К-195, К-2, К-20, К-66, К-6

Далее через подземный переход к Нарвским воротам.

Интересные факты

Аттик Нарвских триумфальных ворот украшают скульптуры Гениев Славы. Существует поверье, что ровно в полночь одна из фигур оживает и поднимает руки, приветствуя запоздалого прохожего. В прошлом веке жители пугали привидением детей и старались не выходить на площадь с наступлением темноты.

.

Источник: https://peterburg.guide/pamjatniki/narvskie-triumfalnye-vorota/

Арки и триумфальные ворота Петербурга

Нарвские триумфальные ворота

Рассказываем о самых красивых и самых знаковых сооружениях города.

1) Арка Главного штаба

Здание Главного штаба строили с 1819 по 1829 год по проекту К.И.Росси. Скульптурные композиции сделали С.Пименов и В.И.Демут-Малиновский. Главный штаб расположен в самом центре Петербурга — на Дворцовой площади. Сегодня здание принадлежит Эрмитажу, а в разные годы там находились Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов.

Арка Главного штаба является центром архитектурной композиции. Ее строили как главный и завершающий монумент и посвятили Отечественной войне 1812 года. Кроме этого, арка стала связующим элементом между двумя крылами здания. Ее открытие состоялось 24 октября 1828 года.

Арка декорирована множеством элементов. На ней есть часы, которые до сих пор показывают точное время, скульптуры и барельефы. Часть можно увидеть со стороны Дворцовой площади, а часть — с Невского проспекта.

Самой масштабной является скульптурная композиция на вершине арки. Представляет собой триумфальную колесницу, которую везет шестерка коней. В центре повозки — крылатая Ника, простирающая левой рукой штандарт над площадью, а в правой руке она держит лавровый венок. Это символ воинской славы, который дополняют орнаменты на стенах арки в виде трофеев и венков.

Место: Дворцовая площадь, ст.м. «Адмиралтейская»

2) Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры, выполненный в стиле ампир и расположенный на площади Стачек.

Первая арка на этом месте появилась еще в 1814 году. Ее построили наспех, всего за 1 месяц, для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Европы после Отечественной войны 1812 года. Проектировал сооружение Джакомо Кварнеги. Материал — дерево и алебастр.

Непрочная конструкция быстро пришла в негодность. И в 1827 году, по указу императора Николая I, арку начали перестраивать. Архитектором выступил Василий Петрович Стасов. А скульптуры сделали Петр Клодт, Степан Пименов, И.Леппе и другие.

Строительство новых триумфальных ворот завершили в 1834 году. Об этом свидетельствует соответствующая надпись на конструкции. Принимала сооружение вся императорская семья. В этом же году в память о знаковом событии выпустили бронзовую медаль.

Сегодня Нарвские триумфальные ворота являются филиалом Музея городской скульптуры. В помещениях ворот работает Музей воинской славы, созданный в 1987 году по решению Главного управления культуры Ленинграда.

Место: площадь Стачек, ст.м. «Нарвская»

3) Арка Новой Голландии

Расположена на острове Новая Голландия между рекой Мойкой и Крюковым и Адмиралтейским каналами. Является уникальным памятником промышленной архитектуры раннего классицизма.

Архитектурный комплекс острова возводили с 1765 по 1780 год. А арку строили в 1779-1787 годах. Ее высота — 23 метра, а ширина пролета — 8 с лишним метров.

Арка Новой Голландии — это редкое сочетание красного строительного кирпича и тесаного гранита. А блоки, из которого сложены колонны дорического ордера, придают сооружению гармоничный и монументальный вид.

24 декабря 2004 года в Новой Голландии произошел пожар, который уничтожил часть строений. Сегодня Арка Новой Голландии находится в полуразрушенном состоянии. А на самом острове располагается культурное пространство.

Место: остров Новая Голландия, ст.м. Адмиралтейская

4) Московские Триумфальные ворота

Триумфальная арка, построенная в 1834-38 гг. по проекту В.П.Стасова в честь победы в Русско-турецкой войне 1828-29 гг., подвигов в Персии и Польше. Расположена на пересечении Московского и Лиговского проспектов.

Почти век Московские ворота стояли на своем месте нетронутыми. А в 1936 году их разобрали с намерением перенести в центр города и украсить строящийся парк. Но идею не воплотили в жизнь и в 1959-60 гг. велись работы по восстановлению Московских ворот на прежнем месте.

Место: площадь Московские Ворота, ст.м. «Московские ворота»

5) Египетские (Кузьминские) ворота

Египетские ворота были сооружены в 1827-30 гг. на въезде в Царское Село со стороны бывшей слободы Большое Кузьмино по проекту А.А.Менельса. Стиль был выбран необычный для Петербурга — неоегипетский.

Ворота были построены с единственной целью — для красоты. Их основой являются каменные караулки, которые сужаются кверху. В верхней части находятся прогнутые карнизы из чугуна, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов. С внешней стороны на воротах располагаются барельефы с изображениями сцен из египетской мифологии.

Накануне Великой Отечественной войны ворота реставрировали. Однако во время боевых действий они были очень сильно повреждены. Последняя реставрация прошла в 1980-е годы. В это же время движение транспорта сделали круговым, тогда как раньше шоссе проходило прямо под аркой ворот.

Место: г. Пушкин

6) Арка Победы в Красном Селе

Известна история, что для встречи советских солдат после Великой Отечественной войны в Ленинграде задумали возвести серию триумфальных арок по пути их шествия в город. Сооружения воздвигали на скорую руку, буквально за неделю. Проектировал их архитектор В.А. Каменский. Самая известная появилась возле станции метро «Автово».

Арки делали из досок и гипса. Их украшали надпись «Слава победителям», а также барельефы с профилями Сталина и Ленина.

Хлипкие конструкции начали разваливаться буквально через несколько недель после торжественных встреч. В 1946 году провели конкурс проектов для строительства постоянных арок. Но ни один из них не был реализован, а арки разобрали.

В 2015 году, к 70-летию Победы аналогичная Триумфальная арка появилась в Красном Селе.

Место: Красное Село

fotostrana.ru

Источник: http://piter.my/event/589665

Нарвские триумфальные ворота (Санкт-Петербург): история, описание

Нарвские триумфальные ворота

Великие народные победы всегда находили отклик в архитектурных сооружениях – уникальных и неповторимых. Одним из воплощений благодарности потомков воинам-победителям в Отечественной войне 1812 г. стали Нарвские триумфальные ворота, воздвигнутые к возвращению армии из побежденной Франции.

Об этом величественном памятнике, который увековечил славу русской гвардии, и его создателях пойдет речь в статье.

Нарвские триумфальные ворота в Петербурге: история

Впервые идея создания монумента возникла 14 апреля 1814 года, после известия о возвращении из Парижа русских героев. Это сообщение поставило точку в победном завершении войны с Наполеоном.

Город готовился торжественно встречать победителей, и по инициативе генерала С. К.

Вязмитинова на срочно созванном заседании Сената была утверждена установка арочных ворот на пути, по которому в Петербург будут прибывать гвардейские войска.

Проектировать триумфальную арку взялся архитектор Стасов В. П. – академик архитектуры Императорской академии художеств.

Но поскольку времени оставалось мало, решили видоизменить въездные ворота у Калинкина моста, перестроив их и украсив скульптурным декором. Реконструкцию доверили Кваренги Д.

– гениальному итальянскому зодчему, имевшему смелость ослушаться короля Италии и остаться в России в сложный для нее военный период.

По его проекту всего за месяц из дерева и алебастра были возведены Нарвские триумфальные ворота. Архитектор создал их в виде широкой арки, увенчанной сверху колесницей Славы, летящей в шестерке лошадей и обрамленной скульптурными рельефами. Все композиции были созданы талантливым русским скульптором Теребеневым И. И.

Пилоны арки вместили названия всех воевавших гвардейских полков, а широкую аттику украсили признательной надписью на латинице и русском языке. С обеих сторон арки были выстроены зрительские трибуны. Для императорской семьи возвели специальные галереи.

Вступление войск в город

К 30 июля 1814 г. сооружение было построено. Нарвские триумфальные ворота встречали победителей. В этот день под аркой с триумфом прошли гвардейские пехотинцы Преображенского, Измайловского, Семёновского и Егерского полков.
6 сентября город встречал Финляндский и Павловский лейб-гвардейские полки, 18 октября прибыли кавалергарды, а 25 октября — Казачий полк.

Новые ворота

Спустя 10 лет конструкция заметно обветшала, и было решено ее снести, о чем приняли соответствующее постановление. Генарал-губернатор Милорадович М. А. добился высочайшего разрешения на возведение мраморной триумфальной арки, «дабы память благодарственную увековечить». Новые Нарвские триумфальные ворота планировалось создать на небольшом удалении от моста (через р.

Таракановку по Петергофской дороге). В комитет по строительству под предводительством Милорадовича входил президент художественной академии Оленин А. Н., который предложил сохранить основной мотив арки Кваренги в будущем сооружении.

Скульптор Нарвских триумфальных ворот Стасов последовал совету, воплотив в проекте пожелания Оленина, лишь увеличив размеры монумента и изменив элементы декора.

Дата начала строительства – 5 августа 1827 г. В этот день принялись за устройство котлована под фундамент будущих ворот. А 26 августа, в годовщину Бородинской битвы, состоялась закладка монумента триумфа. Присутствовало на церемонии почти 9 тысяч ветеранов.

Церемония закладки ворот

Начало строительства было ознаменовано посещением членов царской семьи. Было заложено одиннадцать камней с гравировкой царских имен и фамилии архитектора, золотые монеты, гвардейские награды и памятная доска. Завершилась церемония торжественным маршем гвардейцев.

Этапы строительства

Осенью 1827 г. в котлован было забито более 1000 свай, длина каждой из которых превышала 8 м, а диаметр — 0,5 м.

Интервалы между сваями заполнили каменными плитами, а сверху выложили еще три слоя: 0,5 м гранита, 1,5 м тосненских плит и 0,5 м гранитных.

Завершенный фундамент ждал продолжения работ три года из-за возникших разногласий по поводу материала, из которого ворота будут сооружены.

В 1830 году пришли к решению строить сооружение из кирпича с медной облицовкой, и в августе возведение продолжилось. В это же время закончился снос прежнего монумента, воздвигнутого архитектором Кваренги.

Над созданием памятника трудилось 2600 человек, было уложено полмиллиона кирпичей. С 1831 года на Александровском литейном заводе началось изготовление облицовочных медных листов, толщина которых составляла 5 мм. На том же заводе были выполнены все скульптуры и рельефные надписи.

Нарвские триумфальные ворота возводили быстро. В начале осени кирпичные работы были закончены.

Случившийся в январе 1832 года пожар, когда сгорели все защитные дощатые сооружения над аркой и служебные помещения, заметно затормозил темпы возведения, но хорошо просушил кладку.

К весне этого же года все последствия пожара были ликвидированы, и работы возобновились, а 26 сентября 1833 года строительство было закончено.

Параметры монумента

Приемная комиссия восторженно отзывалась о качестве возведенного монумента, его красоте и архитектурной легкости. Размеры памятника весьма внушительны: высота ворот составила 23 м, а включая скульптуру Победы – 30 м. Высота свода арки – 15 м, арочная ширина достигает 8 м. Ширина строения – 28 м. Монумент украшен 12 колоннами 10-метровой высоты, диаметр каждой – почти 1 м.

В каждом пилоне сооружения имеются весьма внушительных размеров внутренние помещения, состоящие из 3 этажей и подвала, соединенных винтовой лестницей.
Сегодня Нарвские триумфальные ворота — музей истории их создания, расположенный в этих помещениях.

Скульптурные композиции и декор

Красота и изящество памятника, несмотря на его монументальность, поражают. Венчающий арку скульптурный ансамбль исполнен талантливейшими мастерами своего времени: шестерка лошадей — Клодтом П. К.

, фигура Победы — Пименовым С., колесница – Демут-Малиновским В. И.

Скульптурная группа представляет легкую повозку, управляет которой богиня победы Ника с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, символизирующими славу мира.

Ниши пилонов украшают фигуры древнерусских воинов-богатырей в одежде, исполненной по подлинным образцам. По карнизу ворот расположены крылатые женские фигуры – олицетворение славы, победы и мира.

Увековечили и имена гвардейских полков – участников сражений в войне 1812 года. На западном фасаде золотыми буквами выведены названия кавалерийских соединений, на восточном – пехотных.

По краю фронтона перечислены главные сражения.

Подчеркивая доминирующее положение монумента, площадь вокруг него постепенно снижается. Поэтому главенствующее положение в перспективе занимают Нарвские триумфальные ворота, архитектор и скульптор которых добивался именно такого эффекта.

Открытие монумента

В день 21-й годовщины Кульмской битвы, 17 августа 1834 г., произошло торжественное открытие памятника. Под аркой маршировали все гвардейские полки, названия которых перечислены на фронтоне ворот.

Еще раз Нарвская триумфальная арка принимала победителей в 1945 году. Ставший символом грандиозных побед и архитектурного воплощения, этот монумент – живая память величия России.

Источник: https://autogear.ru/article/232/693/narvskie-triumfalnyie-vorota-sankt-peterburg-istoriya-opisanie/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики