Vigoda

Музей хлеба

Музей хлеба

Центр «Кремль в Измайлово» представляет собой большой комплекс, куда входит несколько музеев и галерей, знакомящих посетителей с особенностями нашей культуры. Все желающие могут окунутся в мир русских сказок, национального быта, ознакомиться с экспозициями Музея Утюга, Музея русской водки, Царской кладовой, Музея Российского флота, посетить избушку Бабы-Яги и другие локации.

Среди музеев Измайловского Кремля есть и Музей хлеба, где рассказывается об истории и традициях хлебопечения, представлены несколько видов этого продукта, а также приспособления для замешивания теста и выпечки. Посетители Музея хлеба могут принять участие в кулинарных мастер-классах и купить пряники в буфете.

Музей хлеба есть не только в Москве, экспозиции, посвященные самому главному продукту, открыты и в других городах — Болгаре (Республика Татарстан), в Архипо-Осиповке, во Владивостоке, в Тюмени. Пожалуй, самый крупный из них — это Санкт-Петербургский музей хлеба. Также подобные музеи часто встречаются на крупных пекарнях, например, Музей хлебокомбината СМАК на Урале (Екатеринбург).

Экскурсии и мастер-классы Музея хлеба в Москве

Выставку можно посетить самостоятельно или в составе экскурсии.

Второй вариант значительно интереснее и познавательнее — интерактивную программу «Вкус родного хлеба» проводит гид в национальном костюме, который расскажет много интересных фактов о хлебопечении, об истоках русских традиций, связанных с хлебом. Некоторые из них широко известны, например, встречать гостей хлебом-солью, подавать каравай молодоженам и т. п.

Интерьер музея выполнен в виде традиционной русской избы. Начинается экспозиция с национальных костюмов и сельскохозяйственных инструментов, которыми пользовались наши предки для сбора зерна. О процессе выращивания зерновых культур и тяжелом труде хлеборобов рассказывают фотографии и другие документы.

На выставке также представлена посуда — большие горшки и блюда, с помощью которых хранили зерно; ручная мельница для помола зерна в муку и, конечно, сита для просеивания. Гости музея узнают как создаются рисунки и надписи на пряниках, увидят резные формы и познакомятся с технологиями хлебопечения.

Экскурсию необходимо заказывать заранее, есть программы для индивидуальных посетителей, группового посещения и для иностранных гостей.

Полностью окунуться в атмосферу музея поможет услуга чаепития с блинами и тульскими пряниками в буфете. Желающие отпраздновать день рождения в Музее хлеба могут обратиться в справочную Измайловского Кремля.

Для взрослых и детей разработаны мастер-классы. Предлагается несколько программ: Выпечка и роспись пряников, Роспись имбирного печенья, 3D картина из соленого теста. В конце занятия у каждого участника остается вкусный сувенир.

Измайловский музей хлеба: режим работы и билеты

Посетить Музей хлеба в Москве можно со среды по воскресенье: в будни с 10:00 до 18:00, в выходные с 10:00 до 19:00.

Последний вход в музей — за полчаса до закрытия. Мастер-классы приурочены к началу каждого часа и проводятся в часы работы музея, последний мастер-класс начинается за 1 час до закрытия.

Стоимость билетов:

  • Дети до 7 лет, ветераны ВОВ, инвалиды I-й группы — бесплатно;
  • Экскурсии от 170 руб./чел. (в группе не менее 3-х посетителей);
  • Мастер-класс по росписи имбирного печенья — от 300 руб./чел.; по выпечке и росписи пряников — от 500 руб./чел.

Заказать экскурсию в Музей хлеба можно по телефону +7 (495) 215-54-37 или через сайт Измайловского Кремля.

Как добраться

Адрес Музея Хлеба в Москве: Измайловское Шоссе, дом № 73ж. Из центра столицы в Измайлово легче всего добираться на метро. Чтобы пройти к Кремлю лучше выйти на станции Партизанская или Измайлово, отсюда пешком до музея придется пройти 800–900 метров.

Пешеходный маршрут от метро до Музея хлеба:

Возле метрополитена сконцентрированы несколько остановок общественного транспорта, одноименных станциям. Здесь ходят автобусы № 7, 36, 131, 211, 311, 322, 336, 337, 372, 375, 382, 385, 386, 391, 399, 444, 445, 1209к; троллейбус № 22; маршрутки № 1214к.

Спланировать автомобильный маршрут помогут координаты 55.794578, 37.750631. Из центра Москвы дорога занимает около 50 минут.

Автомобильный маршрут из центра до Музея хлеба:

Гости города могут воспользоваться услугами такси, для заказа просто скачайте мобильное приложение от одного из популярных перевозчиков — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси, Везет и другие.

Музей Хлеба в Измайловском Кремле: видео

Нашли неточность? Сообщите нам. Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/museum/14002

Музей Хлеба в Санкт-Петербурге

Музей хлеба

Среди моих детских воспоминаний есть много добрых историй, согревающих душу теплом, и связаны они с хлебом.

Помню, как во время своих летних каникул, проводимых в посёлке у бабушки, я с друзьями помогала разгружать для магазина привезённый хлеб. Он был горячим и потрясающе вкусно пах! В награду за труды нам выдавали по целой буханке.

Также вспоминается то, как мы с бабушкой пекли пироги в русской печке. Они ставились в её таинственные недра при помощи лопаты, а после выпечки, отдыхали, покрытые домотканым льняным полотенцем.

Вот и захотелось мне рассказать вам о необычном музее Хлеба в Санкт-Петербурге.

Из истории музея

Отмечу, что это единственный «хлебный» музей в России. А в мире их – всего тринадцать. Потому при поездке в Санкт-Петербург советую познакомиться с его уникальностью.

О хлебе с любовью

Думаю, что в городе на Неве, пережившем блокаду, возникновение такого музея весьма закономерно. Хлеб всегда был главным продуктом для человечества.

И в наши дни любимейшим блюдом для многих является не какой-то изысканный деликатес, а чёрная горбушка с
чесночком или кусок булочки с джемом.

Недаром среди фольклора любого народа так много песен, сказок и легенд и праздников, связанных именно с
хлебом.

Хлеб является символом жизни и счастья. Не случайно 22 марта, когда православная церковь отмечает День
Севастийских мучеников, хозяйки на Руси всегда пекли жаворонков.

С этими чудесными птичками-булочками ребятня бегала по полям и зазывала в гости весну. В нашей семье эта традиция продолжается.

Появление музея в Петербурге

Основал музей, как подведомственный «Ленхлебпрому» в 1988 г. М. И. Глазамицкий. Уже в 1993 году он перешёл под руководство Комитета по культуре и туризму как «Санкт-Петербургский музей Хлеба».

М. Глазамицкого за инициативы в области культуры в 1996 году, уже после его кончины наградили Премией Правительства нашего города.

И вот, за недолгий период своего существования этот музей снискал популярность не только у пекарей, кондитеров и других профессионалов. Его полюбили также обычные горожане и гости Петербурга.

Как добраться

Подскажу дорогу в этот «вкусный» музей. Он расположен на ул. Михайлова, 2. Добраться сюда лучше и проще всего на метро.

Доезжаете до станции «Площадь Ленина» и выходите в сторону Финляндского вокзала. После нужно пройти в направлении, указанном на карте.

Ознакомительный экскурс по музею

Итак, вы удачно добрались до музея, купили входные билеты (о ценах ниже) и вошли в него. Кстати, советую предварительно подкрепиться (по пути у вас будет «Кофе-Хауз», обозначенный на карте выше).

На голодный желудок сюда вход вообще должны бы запретить, ведь столь аппетитные экспонаты будут всю дорогу смотреть на вас дразняще-зазывающе. Это всё — шуточки. А мы с вами продолжаем беседу о том, что же предстоит здесь увидеть.

Расскажу, что музейщики ведут большую работу по пополнению выставочного фонда. В их функционал также входят исследовательская и просветительская деятельность.

Сегодня в музее находится порядка 14 000 экспонатов, повествующих об истории главного продукта на земле. Мне самой было интересно узнать, что до XX века искусство выпечки хлеба каких-то больших преобразований не почувствовало.

Дрожжи и закваски всегда оставались дрожжами и закваской. Хлебу, не смотря на ускорения нашей жизни, надо изначально быть хорошо вымешенному, затем неспешно созреть, поважничать своим объемом, а потом уже смиренно потерпеть от пекаря различные манипуляции над собой.

И вот вы сможете увидеть приспособления, которые человек использовала для выпечки ранее: опарники, кастрюли, лопаты, ручные меленки для муки… Посуда была в основном «живой» — деревянной и глиняной. Сегодня наши кухонные кастрюльки в основном — металлические.

На помощь пришли комбайны и блендеры. Выпекаем мы с вами хлебобулочные изделия уже не в русских печах, а в духовках, наполненных умными механизмам. Для удобства служат и силиконовые формы для выпечки.

И если старинную кухонную утварь вам или вашим детям видеть не приходилось, то в музее Хлеба вы вполне сможете восполнить этот пробел. Так что обрадую вас тем, что у нас с вами есть уникальная возможность стать свидетелями всех этапов развития хлебопечения.

Благодаря экспозициям вы также сможете познакомиться с рецептами выпечки как национальной русской кухни, так и «кулинарными секретами» народов других стран.

Увидите вы и красочно оформленные меню из ресторанчиков и кофеен Петербурга. Помогли музею и археологические находки. Теперь на его экспозициях представлены старинные формы для выпечки, кухонная утварь, используемая в прошлых веках.

Уверена, что особенно детям будет интересно взглянуть на настоящую пекарню, для которой отведён в музее хлеба отдельный зал. Кстати, такое по виду небольшое производство могло печь хлеб для потребностей целого городского квартала. Увидите вы здесь и красавицу — русскую печь, и готовый каравай на расшитом узорами полотенце.

В нашей семье до сих пор хранятся подобные рушники, которые мои бабушки и прабабушки изготовляли полностью сами. Ткали льняную материю, затем её отбеливали, вязали кружева для украшения и вышивали полотенца.

И всё-всё раньше дышало любовью и заботой хозяйки: и собственноручно замешанный хлеб, и эти чистейшие платы, на которые его выкладывали и покрывали для отдыха.

Мне кажется, что традиции это — очень важно! Быть может, после посещения данного музея у вас возникнет идея чаще что-то выпекать для своих близких. А, может, вам захочется украсить свою кухню полотенцами с вышивками, которые вы сделаете сами.

Ведь даже орнаменты порой несут характер оберега для дома, для счастья всей семьи.

Про то, что перед посещением этого музея лучше заранее заморить червячка, я уже упоминала. Приготовьтесь! За стёклами витрин вы увидите массу удивительных вкуснейших хлебобулочных изделий.

Понятно, что отведать их не получится.

Думаю, что сможет развлечь вас и коллекция разнообразных обёрток, упаковок, которые сохранились с XIX-XX веков.

Посмотрите вы и на вывески знаменитых пекарен и кофеен, булочных и магазинов пирожных, на рецептурные сборники и поваренные «фолианты». Не знаю, пробовали ли вы когда-то чай из настоящего русского самовара, но уверяю вас, что это — чудесная церемония.

Она начинается ещё с поиска шишек для разогрева этого «пузатого волшебника», а потом всё выливается в русскую философию общей трапезы. Ведь выпечка раньше всегда подразумевала и чаепитие. Наши предки порой выпивали более 10-20 стаканов чая.

И главным в застолье было — дружеское общение. Сегодня, к сожалению, мы редко выкраиваем на подобные посиделки время. «Самоварная тема» также представлена в музее.

Есть ещё одна важнейшая, на мой взгляд, экспозиция в Петербургском музее Хлеба, о которой я хочу рассказать с особым почтением. Она касается того периода времени, когда наш город переносил страшное испытание — блокаду.

Моя свекровь маленьким ребёнком пережила со своей мамой первый блокадный год. Её рассказы трогают до глубины сердца. Кстати она вместе с другими «детьми блокады» стала соавтором книги, выпущенной по их воспоминаниям.

Об этой книге вы сможете прочитать в моей статье здесь (в разделе «Книжная лавка и издания собора»).

В музее Хлеба, бесспорно, обойти данную тему было просто невозможно. Да и созданная экспозиция ещё раз напоминает нам — сегодняшним посетителям — о том, как важно беречь хлеб и относится к нему благоговейно.

Засохшие корки лучше отдать птицам. В парке, расположенном неподалеку от моего дома, горожане сами разместили на деревьях массу кормушек.

А видеть брошенный хлеб прямо на городских тротуарах мне всегда совестно. Что касается экспозиции о блокаде, то здесь вы увидите суточную хлебную норму, которая тождественно равнялась праву на жизнь в сражающемся Ленинграде. Сможете посмотреть на обстановку обычной комнаты тех времён.

Мне кажется, что это очень хорошая таблетка от уныния для нас. Ведь сегодня, живя куда лучше (в материальном плане), мы часто жалуемся и брюзжим, вместо того, чтобы радоваться этому великому, подаренному нам однажды чуду — жизни!

Выставки

Хочу заметить, что работники музея Хлеба — люди креативные. Они проводят массу интереснейших специализированных выставок.

Рождество-детям

Например, выставка «От Рождества до Крещения», открытая в музее под эгидой программы «Рождество — детям», повествует своим гостям о традиционном праздновании Рождества Христова в деревнях разных стран.

Думаю, что вам интересно будет узнать про «ряженых», «калядки», увидеть настоящий рождественский вертеп. Кстати, в имперские времена в России в каждом доме непременно устраивался такой уголок в честь любимейшего праздника.

Изготавливали его всей семьёй сообща, и эта традиция семейного сотворчества сближала всех домочадцев, от мала до велика. Также вы узнаете о таком периоде, как «Святки» с его колоритом и обычаями.

Данная тема для выставок взята неспроста. Ведь вся культура нашего народа была раньше проникнута христианской философией, чему соответствовали обряды и праздники. (Я уже писала о традиции печь жаворонков). А где есть праздник — там и застолье. И невозможно представить праздничную трапезу без его величества хлеба.

Кстати, М. И. Глазамицкий был отмечен Мэрией города не только за создание данного музея, но также и за учрежденные им выставки «Рождество — детям».

Против течения

Расскажу ещё одной экспозиции с интересным названием «Против течения». Это – исторический экскурс в былые времена, повествующий нам о том, как в город на Неве доставлялся хлеб.

Вы узнаете о создании железнодорожных и водных путей, о судостроении и даже о том, как раньше проверяли качество поставляемых в столицу пшеницы и ржи. Думаю, что детям также будет интересна и «бурлачья» тема. Кто такие «бурлаки», какие песни они пели, натужно потягивая свои лямки, сколько зарабатывали за столь нелёгкий труд?

Оды чудесному караваю

Перечислю также и другие названия «Хлеб хорош и у нас, и за морем», «Пасхальные традиции народов мира».

Мне кажется, что все эти темы словно раскрывают нам главное — круглый каравай является символом, объединяющим
людей, роднящим их радостью труда, стремлению к миру и счастью. Действительно, хлеб словно просит человечество «перековать мечи на орала» и с почтением возделывать землю в благих целях, а не разрушать её горем и войнами.

Время для посещения музея

Здесь вы можете побывать со вторника по субботу с 10.00 утра до 18.00 вечера. (Кассы работают до 17.00)

Выходные – воскресенье и понедельник. В последний вторник месяца – сандень.

Телефон: 8 (812) 294-50-90

Кстати, если вы захотите попасть на экскурсию, то на неё также нужно записаться предварительно по данному номеру телефона. С экскурсионной тематикой можно познакомиться здесь.

Стоимость посещения музея Хлеба

Взрослый билет — 150 рублей,

Для школьников и пенсионеров — 100 рублей.

О льготах можно узнать здесь.

Напоследок

Я буду рада, если мой рассказ об этом удивительном музее с редкой тематикой вас заинтересовал. Я сама люблю открывать для себя во время моих путешествий что-то новое. Сегодня во многих городах очень стараются удивить туристов разными «необычностями». Думаю, что вы знаете о существовании музеев кошек-мышек-сказок.

Музей Хлеба — единственный в нашей стране, и он вполне заслуживает нашего с вами к нему внимания. Хочу дополнить, что фотографировать здесь вы сможете, но без вспышки. Посвятите час ваших странствий по Северной столице данному музею.

Быть может, он подтолкнет вас к идее рождения каких-то добрых семейных традиций, а вашим детям поведает не в нудно-назидательной, а в интересной манере о жизненной важности хлеба.

Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/muzey-hleba

Музей хлеба на Лиговском, 73

Музей хлеба
Я дошла до серии рассказов о музеях Санкт-Петербурга.Счастлив тот, кто не в первый раз в городе.

Он может улыбнуться Эрмитажу и Русскому музею и пойти в музей хлеба и музей кошек 🙂

Итак, в Петербурге есть музей хлеба, он расположен совсем недалеко от Московского вокзала.

Он открылся в 1988 году как ведомственный музей в здании экспериментального хлебозавода «Лиговка», инициатором создания стал М.И. Глазамицкий.

Со временем музей окреп и сейчас открыт для всех желающих.Фонды размещены всего в четырех комнатах, но содержат очень много интересного.Это модели самых разных видов хлеба — национального, обрядового, современного и уже ушедшего в историю. Это интересные сервировки и огромное количество специальных инструментов.

В одном из залов стоят достаточно большие машины для работы с тостом с настоящего промышленного производства. Еще есть много исторический фотографий (Самыми притягательными и драматическими, увы, являются фотографии голодных времен — как много раз хлеб бывал драгоценностью.

Часть экспозиции рассказывает о голоде начала XX века, затем о постреволюционном периоде, затем о блокаде, а потом о восьмидесятых годах прошлого века. Наверное, уже многие из нас помнят талончики на чай и еще какие-то продукты. Тяжело подумать, как жутко от этих талончиков было пережившим блокаду).

Музей сделан «по-старому», он не похож на современные интерактивные проекты, но посетить его всё равно очень интересно, в том числе с детьми.Пирог 🙂

На входе гостей встречает огромная мельница из сушек:

И строгое объявление:Разного рода объявлений довольно много. Часть из них посвящена безопасности — не трогать, не влезать, не переступать. Причем не всегда понятно, что именно не переступать — за время нашего посещения сигнализация выла неоднократно. Оказывается, кто-то зашел за лавочку, которая, оказывается, была границей сигнализации.

Это привет из прошлого.Зато в музее есть и новинка — специальные книжки-легенды для путешествия по залам — взрослая и детская. Это очень здорово — не просто ходить от витрины к витрине, а проходить какую-то траекторию по выставке.

«Какое у тебя хобби? Смог бы ты учить людей тому, что хорошо знаешь сам?»(да, мне очень понравились вопросы из детского буклета, они были очень созвучны 🙂 )А это из теста:

Не буду пересказывать содержание экспозиии — зафиксирую отдельные кадры на память.

Конечно, больше акцента на то, что составляет мои большие привязанности — посуда, инструменты, документальная фотография, сервировки, приметы времени.Очень много разных муляжей. Вот калитки:Баранки:Курник и рыбникХлеб для космонавтов.»Изба»Штампы:Формы!Пряничные доски.

(Если вдруг кто-то знает, откуда в нынешнее время можно взять пряничную доску, или может мне такую доску откуда-то привезти, или подарить, или продать — не держите в себе, расскажите, пожалуйста! Мне очень нужно :))Муляж:(Печенья в виде котиков!)Ленинград предвоенный.Хлебное производство и ассортимент хлебобулочных изделий.

Ассортимент незнакомый — сейчас производят другое и то, что я помню из своего московского детства, тоже уже совсем другое, без пересечений (это восьмидесятые годы).»И хруст французской булки»Похожий по виду хлеб с названием «Столичный» был в моем детстве в Москве. Продавался половинками и четвертинками.

По вкусу отличалcя от нынешнего столичного — был не таким кислым и имел плотную хрустящую корочку.(Если кто-то подскажет современный аналог — желательно в Москве — буду очень благодарна!)А вот — карточки.Это еще начало века.А вот уже блокадное.(И страшное «при утере карточка не возобновляется»).

Порция на день:Сверху «обычный хлеб», а снизу пример выпекаемого в блокаду, из скудных ингредиентов:На стене постановление Военного Совета Ленинградского фронта о нормах отпуска хлеба.125-250 грамм в день на человека.Когда я была маленькой, нам, конечно, рассказывали про блокаду и про эти драгоценные граммы.

Я думаю, всем рассказывали и все вслух или про себя вскрикивали — почему же так мало, почему нельзя немножечко добавить.С особой силой остановилась взглядом про третьем пункте постановления, ребенком его не замечаал: даже эти скудные выдачи требовали от блокадного города более 500 тонн муки и других товаров ежедневно.

(В этот момент можно снова перечитать про Дорогу жизни и еще раз попробовать ответить на вопрос «в чем её ценность и за что именно памятники».)

А вот восьмидесятые.Доска для нарезки хлеба.Жаль, нет ложечек, которыми можно было проверять мягкость хлеба, это моё очень яркое детское воспоминание.И снова плакаты об ограниченной выдаче товара — на этот раз про чай.

О современном состоянии хлебной промышленности музей не рассказывает.Нужно идти на улицы и там море хлеба и выпечки.А вот про историю музей рассказывает замечательно.И ему даже идет его явная несовременность.

Все рассказы и зарисовки из поездки в Петербург

Потрясающий питерский музей Арктики и Антарктики находится в бывшем здании Никольской единоверческой церкви.Сейчас здание разделено на два этажа — сразу от входа посетители видят первый высокий-высокий зал, посвященный исследованию, изучению, покорению Арктики. После подъема по длинной винтовой лестнице оказываются под крышей — в небольшом, но торжественном зале Антарктики.У музея богатая коллекция экспонатов и очень хорошие экскурсии, но не меньшее впечатление на меня произвело другое:- залы внутри покрыты росписью, лепниной, своды поддерживают огромные колонны, экспонаты размещены на каждом свободном кусочке пространства. Это то место, где не нужно специально «строить кадр» — это сплошное музейное полотно.- музей напитан — нет, не романтикой — а героикой исследований и открытий. Невольно увлекаешься порывом экспедиций и выглядываешь из повседневного теплого мира туда, ко льдам, к ветру, к новым землям. И оттого, что не все экспедиции кончались победой, это чувство только сильнее.В посте некоторое количество фотографий про музей. Их немного больше минимума, чтобы те, кто не могут доехать до музея, могли насладиться им. А если есть возможность доехать, это нужный для посещения музей.

Внешний вид здания:

Первый этаж — Арктика. Для России это близкий и важный регион, в истории страны много арктических экспедиций, так что это основная часть музея.Птичий базар и экскурсияДиорамы (рисованный фон и предметный первый план):Очень много рисунков:Экспозиция не распадается на отдельные стенды — всё воспринимается как единое целое.

Общий вид:Дрейфующая станция:От фразы «доставка авиабомб на аэродром оленями» смешно, пока до головы не доходит, что это правда.Тогда смешным быть перестает.Великая вещь документальные фотографии.Внутренний вид домика для зимовки.

Возле этого экспоната я услышала часть рассказа экскурсовода и очень пожалела, что я иду без экскурсии.На второй этаж ведет такая лестница:Тут расположен зал Антарктики и временные выставки.И — к Антарктике, к южному полюсу.»Антарктида — континент мира и дружбы»Этот зал гораздо меньше южного, но и тут много интересного.

Например, рассказ о становлении направления «полярная медицина» и работе А.Л. Матусова.Или стенды с рисунками участников экспедиций.

Я очень много фотографирую в поездках — в своих частных поездках, не являющихся официальными экспедициями. Не могу представить себя без фотоаппарата.

За несколько лет мне всего два раза запретили снимать — на «Петмоле» и в Христиании. (я не настаиваю, но по-моему это очень, очень смешная фраза 🙂 ).

А было время, когда даже научные экспедиции не имели такой роскоши и картинки приходилось зарисовывать.И, конечно, этот зал затрагивает одну из самых драматических историй в истории человечества — покорение Южного полюса и экспедиции Скотта и Амундсена.

Давайте я в нескольких словах напомню. Описываемые события происходили в начале XX века.

У нескольких держав были планы по покорению Южного полюса. Лидерами были норвежцы (экспедиция под руководством Амундсена) и англичане (экспедиция Терра Нова во главе со Скоттом. Для Скотта это была вторая арктическая экспедиция, первая не привела к покорению полюса). Эти две экспедиции стартовали почти одновременно.

По ссылкам очень интеерсное описание того, на какие принципы опирались исследователи, об организации экспедиций.

Амундсен с товарищами достиг полюса 14 декабря 1911 года, а потом успешно вернулся домой, не потеряв ни одного участника. 17 января 1912 года — месяцем позже, после тяжелых испытаний — команда Скотта также достигла Южного полюса. На обратном пути вся команда погибла.Пожалуйста, найдите на рисунке ниже место гибели группы Скотта.

Почему меня так трогает эта история?

Помимо многих других причин потому, что я впервые глубоко задумалась о ней в музее полярных исследований в Кембридже, в Англии. Я подробно писала о посещении этого музея. В музее много рассказывается о продвижении экспедиции Скотта и о самом Скотте.

Его поведение в конце экспедиции является для меня одним из главных нравственных ориентиров.

В нашем музее финал представлен лаконичнее.Англичане:Норвежцы:МирныйЛуна :)Дети отлично вписываются в толпу пингвинов 🙂

Полюс относительной недоступности.

Двое.А еще у выхода есть список рекомендованных для чтения книг.

Все рассказы и зарисовки из поездки в Петербург

Page 3

dobrokoshka Неподалеку от Исакиевского собора, в Александровском саду, есть интересный памятник с верблюдом.Это памятник-бюст Н.М. Пржевальскому, он сооружен на средства, собранные по подписке Русским географическим обществом в 1891 году. Проект монумента составил генерал-майор А.А.

Бильдерлинг — ближайший друг путешественника.Надпись на памятнике гласит «Пржевальскому первому исследователю природы Центральной Азии». У ног Пржевальского лежит верблюд, без которого невозможно перемещение по Азии.

Памятник прекрасен для тех, кто любит фотографироваться с верблюдами 🙂

Все рассказы и зарисовки из поездки в Петербург

Источник: https://dobrokoshka.livejournal.com/518788.html

Интересно и с толком о хлебе

Свидетельством высочайшего мастерства работников кондитерских, хлебобулочных цехов всегда была высококачественная готовая продукция. Этому моменту из жизни пекарского дела XIX века посвящен целый раздел: посетителям интересно заглянуть в сымитированную   маленькую городскую пекарню, которая отвечала  потребностям небогатого населения. 

Тема хлеба для петербуржцев находится на особом месте: и сегодня слишком страшно и больно вспоминать трагические события в часы войны – блокаду, невосполнимые человеческие потери.

 Так, в разделе экспозиции – те самые 125 г хлеба, который выдавали по карточкам: со жмыхом, овсяной мукой, мучной пылью и гидроцеллюлозой. Дабы воспроизвести истинный блокадный хлеб, в лаборатории специально разрабатывали рецептуру военного времени.

 Постоянно развиваясь, совершенствуясь и увеличивая свои выставочные площади и фонды, Музей Хлеба ежегодно привлекает до 15 тысяч посетителей в год. В структуре организации все на довольно высоком уровне – даже имеется своя научная библиотека.

До сегодняшнего дня  музей вплотную занимается собирательной, экспозиционной, научно-исследовательской, а также просветительской работой. Если говорить о последней, то экскурсии рассчитаны на любую возрастную категорию посетителей, а для детей есть специальные встречи с просмотром видеофильма о хлебопекарном деле.

Для юных посетителей разработаны и познавательные интерактивные занятия: розыгрыш сказки «Колобок», знакомство с героями других сказок, изучение бытовых традиций русской культуры. Познавательно, думается, им будет ознакомиться и с колосками многих злаковых культур.

К хлебушку на гарнир…

Коллекция музея может похвалиться немалым количеством экспонатов – их в «хлебных стенах» насчитывается до 16 тысяч экземпляров. Среди прочего – образцы выпечки с древнейших времен и по сегодня, разнообразные инструменты, утварь, пекарские формы.

На выставках Музея Хлеба не лишена возможности покрасоваться перед посетителями и коллекция пузатых самоваров, без которых не обходилось в свое время ни одно чаепитие с ароматной выпечкой.

 В полной мере представлены вывески торговых заведений, предметы прикладного искусства, документы по теме и множество кулинарных книг. Ведь в кухне петербуржцев испокон веков существовали исконно свои, русские рецепты, которые и стали основой  поваренных словарей и книг  по кулинарии.

А многочисленные кондитерские и рестораны, как грибы, появлявшиеся в Петербурге, удивляли своих посетителей не только искусно приготовленными блюдами, но оригинально оформленными меню. 

Вдобавок к этому предметному разнообразию, в музее вам поведают о церемонии чаепития, традициях, а также ознакомят с тем, «что и как» было на столах у петербуржцев в разные годы и при разном достатке. 

Во все времена хлеб – всему голова

В разделе истории хлеба допетровской России представлена вся тогдашняя палитра выпечки: пироги, коврижки, калачи долгие, монастырские хлеба. В зале натурально воссоздана привычная картина того времени: русская печка, утварь и старинная лавка с атрибутами для выпечки.

Для русских купцов в начале XIX века настала интересная жизнь: только что зародились специализированные производства – бараночное, вафельное, кондитерское. И на фоне такого развития местные производители начали теснить немецких булочников. А к концу столетия уже появились и первые крупные хлебопекарни.

Для рабочих и окраинных районов были характерны мелочные лавки. В Петербурге на то время насчитывалось до 3 тысяч подобных заведений с небольшими пекарнями. Покупателям помимо хлеба предлагались другие мелкие товары. Единственным «табу» для мелочных лавок была выпечка какого-либо иного хлеба, кроме ржаного. Такие лавки были настолько малы, что по силам им было обслуживать всего 3-4 дома.  

Привлекает красочностью и эффектностью музейная коллекция коробок и оберток, служивших в обиходе не только в качестве упаковок, но и рекламы.

Как правило, в то время для привлечения покупателя кондитерские фирмы пользовались услугами мастеров живописи: многие упаковки были своеобразными произведениями графического искусства.

На этой же выставке красуются и вывески известных пекарен, булочных и кондитерских магазинов. 

Кроме подобной рекламы кондитерских фирм, к наиболее ценным и уникальным коллекциям Музея Хлеба можно причислить и формы для  выпечки, вафельницы и пряничные доски XVIII — XX вв.

Своеобразным сюрпризом-путешествием на «машине времени» будет и попадание в 50-е года прошедшего столетия: в музее воссоздано оборудование поточной линии советского хлебокомбината. Тогда хлебушек «с пылу, с жару» попадал прямо на прилавки магазинов. 

Кроме таких близких каждому обывателю  фактов, историй о хлебе и самих экспонатов,  посетителям музея  будет интересно своими глазами увидеть специальный хлеб – предназначенный для космонавтов и для войскового солдатского пайка. 

Сегодня музей занимается  новым полезным делом: начал комплектацию живописной коллекции на тему: «Пища и мир живописи». А, значит, гостей музея ожидает еще одна интересная «хлебная» страница… 

Источник: https://peterburg.center/maps/muzey-hleba.html

Санкт-Петербургский музей хлеба

Музей хлеба

Среди известных музеев Санкт-Петербурга, насчитывающих в своей истории не одно столетие, есть и достаточно молодой, появившийся всего лишь в 1988 году.

Это Санкт-Петербургский музей хлеба, получивший в 1993 году статус государственного.

Однако, несмотря на свой юный возраст, этот музей уникален уже хотя бы тем, что в России больше не существует музеев подобной направленности, а по всему миру таких всего лишь 13.

История хлеба

Понятно, что суть и тематику экспозиций можно понять исходя из названия музея. Такой интерес к хлебу, привычному и в то же время гениальному изобретению человечества, объясняется легко. В эпоху развития технических достижений хлеб не просто является пищевым продуктом, а символизирует гармоничные отношения человека с природой.

Ведь если задуматься, то получается, что история хлеба неразделимо связана с историей всего человечества. Документальным подтверждением этого можно считать разнообразные находки археологов и древние письменные источники.

Сколько сложено в честь хлеба гимнов, песен, сколько существовало у различных народов обрядов и праздников, приуроченных к посевной страде или к сбору урожая. А древняя славянская традиция встречать на пороге дома хлебом-солью самых дорогих гостей или новобрачных.

Все эти народные традиции и обычаи заключают в себе человеческую мудрость, уважительное отношение к хлебу, передающееся из поколения в поколение и прививавшееся детям с первых дней их жизни.

Можно сказать, что хлеб является неким культурным феноменом, который позволяет познавательно и с необычного ракурса преподнести жизнь человеческой цивилизации, бытовой уклад народа. В экспозиции Санкт-Петербургского музея хлеба посетители имеют возможность ознакомиться с бытом и нравами своих предков посредством «хлеба нашего насущного».Санкт-Петербургский музей хлеба

Экспозиции музея

Как уже говорилось выше, на сегодняшний день Санкт-Петербургский музей хлеба является первым и пока что единственным музеем России, экспозиции которого посвящены этому древнейшему продукту.

На стендах можно увидеть самые разнообразные экспонаты, начиная с найденных во время археологических раскопок предметов, которые применялись для выпечки хлеба в древние века, до различных вещей, с помощью которых можно проиллюстрировать историю Санкт-Петербургского хлебопекарного дела.

Зал музея

Если кому-то покажется, что с такой тематикой экспозиции музея будут весьма однообразны и скучны, то это совершенно не так – коллекции музея хлеба уникальны и очень интересны.

Кроме истории создания хлеба, здесь можно увидеть и различные и такие аппетитные образцы, причем тут воспроизведены не только современные хлеба, караваи и паляницы, но и такие, которые пекли предки еще до нашей эры.

Да и коллекция инструментов также поражает разнообразием, глядя на все эти приспособления, понимаешь, что хлебопекарное дело это, оказывается тоже настоящее искусство! Посетителям музея иногда даже нравится пытаться самостоятельно отгадать назначение всех этих ручных мельниц, совков, разнообразных металлических форм для выпечек кексов, печенья и других вкусностей пряничных досок и вафельниц 18-20 столетий.

Весьма занимательно и ознакомление с коллекцией упаковочных коробок и пакетов с эффектными картинками, такими в эпоху отсутствия рекламы пользовались кондитерские фирмы 19 и начала 20 столетий.

Очень часто над эскизами таких этикеток работали профессиональные и известные художники, поэтому можно считать, что теперь эти экспонаты представляют не только историческую, но и художественную ценность.

Экспонаты музея

А какие оригинальные вывески были у заведений, которые торговали хлебобулочной и кондитерской продукцией! Представлены в экспозиции также различные кулинарные книги и даже словари для поваров, которые, по-видимому, были востребованы в России, когда среди высших слоев общества завелась мода «на все французское». Здесь также можно увидеть меню питерских ресторанов и кондитерских, среди которых немало полуторавековых образцов.

Меню ресторана

Логически рассудив, что бублики, баранки и сушки относятся к хлебобулочным изделиям, сотрудники музея хлеба обустроили довольно оригинальную экспозицию. В ней выше перечисленные экспонаты представлены в сопровождении предметов, без которых они не были бы столь любимы русским народом.

Это коллекция самоваров, наверняка она понравится всем любителям чая, поскольку самовары здесь представлены разнообразные по формам и размерам. В России они появились всего лишь в 18 столетии, а кажется, что были всегда, настолько быстро смогли занять важное место и в частных домах, и в заведениях общественного питания.

Ну, а бублики и баранки стали красивым и вкусным атрибутом чаепития, популярным среди различных слоев населения.

Коллекция самоваров

Один из залов музея воссоздает обстановку целой небольшой пекарни, которых немало существовало в Петербурге. Имеется в экспозиции и образцы продукции, выпускавшейся на советских хлебозаводах, причем кое-где на стендах встречаются уникальные единичные изделия, которые украшает советская символика – серп и молот, пятиконечная звезда и другие.

Музейный экспонат

Но самое почетное место в экспозиции музея хлеба отведено для экспонатов, отражающих трагические страницы истории великого города. Экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, предоставляет возможность посетителям увидеть своими глазами тот самый паек хлеба – 125 грамм, который ежедневно полагался каждому жителю.

Экспозиция, посвященная блокаде Ленинграда

Этот горестный хлеб совсем не похож на тот, что бывает у нас на столе, рецепт военного времени не может не поражать: мучная пыль, гидроцеллюлоза, жмыха и овсяная мука.

Посетителям

  • Международное название: St. Petersburg Museum of bread;
  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Михайлова, д.2;
  • Как добраться: Ближайшая станция метро «Площадь Ленина». Рядом расположены остановки общественного транспорта: проехать можно на трамвае № 23, автобусах № 28, 37, 107 и др.;
  • Телефон: 8 (812) 294-50-90;
  • Режим работы: вторник-суббота, с 10:00 до 18:00, воскресенье-понедельник выходные;
  • Сайт: muzei-xleb.ru
  • Стоимость билета: взрослый 200 рублей, школьники, студенты и пенсионеры 120 рублей.

Полезные ссылки для туристов:

  • Билеты в музеи: чтобы не тратиться время в очередях покупайте заранее на сайтах Musement, Tiqets.com;
  • Экскрусии по достопримечательностям: о времяпровождении в новых городах лучше позаботиться заранее, сервисы Tripster, Sputnik8 помогут в этом;
  • Проживание: сначала выберите понравившийся отель через Booking (у них самая большая база), а затем проверьте, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru;
  • Перелет: самые дешевые билеты ищет Aviasales, также можете находить выгодные акции авиакомпаний в Aviadiscounter;
  • Экскурсионные туры: туроператор Tourex для тех, кто путешествует с целью знакомства с культурой, искусством, обычаями, историей разных стран, а дешевые пакетные туры лучше искать на Травелата, Onlinetours и Level.Travel.

Источник: https://wmuseum.ru/rossiya/409-sankt-peterburgskiy-muzey-hleba.html

Музей хлеба. О даре неба и земли | Журнал для настоящих пап

Музей хлеба

Прекрасное и полезное

Какой пирожок можно сравнить с рубашкой? Кто такой колобок и что такое сусеки, по которым скребла бабка? Какое приданое для девушки считалось самым драгоценным?* Это и многое другое о хлебе, о традиционной русской еде вообще и о русском быте можно узнать в Музее хлеба. Он расположен в Измайловском кремле, центре русской культуры, созданном по соседству со знаменитым «Вернисажем».

О ценности и цене хлеба

Экспозиция главного зала музея одновременно напоминает и русскую избу, наполненную всевозможной утварью, и амбар с зерном, и старинную пекарню.

Здесь наглядно показано, как традиционная культура и традиционный быт строятся «вокруг» хлеба.

Это неплохо бы знать современным детям, многим из которых вовсе непонятно, почему в нашей стране слово «хлеб» — почти сакральное, почему хлеб и еда – синонимы.

Дети, вероятно, удивятся, как удивлялись путешественники, в старину бывавшие на Руси: сколько же хлеба ели наши предки! Но тогда их спросят, а в чём же ещё черпать силу для тяжелой физической работы в нашем климате? Малышне напомнят сказку про сороку: почему наказала ленивого птенца и не дала ему каши? Сначала потрудись на славу, заслужи свой кусок: дров наколи, печь натопи, воды натаскай. И представь, каково это всё в реальности, как тяжел этот труд. А школьники постарше, может быть, вспомнят и биологию: что же является основным «топливом» для нашего организма – белки, жиры или всё-таки углеводы? Причем, топливом почти в прямом смысле этого слова: ведь в наших широтах пища должна не только насыщать, но и согревать.

На первый взгляд, Музей хлеба похож на обычный этнографический или краеведческий музей: вот этим пахали наши предки, вот этим молотили, вот в этом пекли.

Но если вести речь не только о вещах, но и о смыслах, если периодически огорошивать посетителей вопросами, то даже такая привычная вещь, как хлеб, становится предметом интереса и уважения.

И быть может, тогда внук наконец-то поймёт бабушку, которая периодически делает ему замечания за игры с хлебом – ему-то невдомёк, каким счастьем в её послевоенном детстве была теплая и мягкая горбушка!

Руководитель Музея хлеба Григорий Ермилов проводит мастер-класс

О том, что ценой куска хлеба могла быть и жизнь, напоминает нам наша история. Недавно в музее открылась ещё одна комната, правда, не такая радостная и не такая «сытная», как остальные залы.

«Мы подумали, что нам нужно раскрыть блокадную тему, невозможно в России говорить о хлебе и не сказать о блокаде, о войне — говорит руководитель Музея хлеба Григорий Ермилов.

— Нам важно показать, что такое те самые 125 грамм хлеба, которые были едой на весь день.

Кроме того, мы восстанавливаем, если можно так сказать, «рецепты» блокады, например, что такое хлеб из еловых иголок и лебеды — об этом сохранились воспоминания».

Модное новое или древние рецепты?

Далеко не все экспонаты традиционного русского быта так уж далеки от нас по времени. «Пожилые посетительницы иногда охают: да я же такую в детстве крутила, а в такой отбивала гречку для запарки, — говорит Григорий Ермилин, указывая на ручные мельницы и ступы – экспонаты конца 19 – начала 20 века.

– И в этом месте мы на примерах можем поговорить с ними о том, насколько мудры были наши предки, о том, что в своих бытовых решениях исходили из соображений не только удобного, но и полезного.

Как с той же гречкой — ведь для сохранения множества микроэлементов ее необязательно варить, а можно отбить и залить кипятком».

Сейчас во многих семьях хлеб не только перестал быть «всему головой», но даже и утратил своё место на столе из-за диетических соображений. В то же время, у модных новшеств часто есть древние корни: тот хлеб, который сейчас преподносится как полезный – из ржаной муки, из муки грубого помола, со множеством микроэлементов, испокон веков был основой основ русского стола.

«Мы часто начинаем нашу детскую экскурсию с рассказа о Бабе-яге, которая толкла зерна в ступе, — говорит Григорий Ермилин. — Она же заботилась о своём здоровье, ела хлеб не из перемолотой и отбеленной муки, как мы с вами.

Тут мы открываем детям, что изначально в фольклоре эта дама была не злодейкой, а доброй лекаркой, а значит, знала толк в полезных веществах: тех самых витаминах B6, B12, клетчатке, микроэлементах, ради которых сейчас люди покупают дорогой зерновой хлеб грубого помола».

И дальше следует увлекательный рассказ о том, какой хлеб и почему традиционно пекли на Руси. Как основной культурой была не капризная пшеница, а более неприхотливая рожь, то и основным хлебом был вовсе не белый пшеничный каравай, который выпекался в дни особых праздников, а ржаной, то есть черный «кислый» хлеб, содержащий, кстати, именно нужные в наших широтах витамины.

Любопытно, насколько сильной оказывается генетическая память и в вопросе вкусовых предпочтений. Высшие сословия могли себе позволить много аппетитной выпечки, но дворянину Пушкину во время путешествия по Кавказу не хватало именно родного ржаного хлеба: «Дорого бы я дал, за кусок русского черного хлеба, который был им {туркам} так противен», — писал он в «Путешествии в Арзрум».

Хозяйке на заметку

Конечно, в рассказе экскурсовода хлеб – это и обобщенное понятие еды, которая даже и в простых семьях была разнообразной. Достаточно мельком заглянуть в «Домострой», в котором не одна и не две главы посвящены столу. Перечень блюд, которые хорошая хозяйка должна если не готовить сама, то хотя бы знать, как приготовить, занимает целые главы. Хлеб же среди них на почетном первом месте:

«Да и сама хозяйка должна знать, как сеять муку, как квашню затворить и замесить, и хлебы скатать да испечь, и пышные, и кислые, и выпечные, а также калачи и пироги; да знала бы при том сколько муки возьмут, и сколько испекут…»

И чего только нельзя было приготовить из этой муки: здесь и караваи — с зайчатиной, блинчатые и сдобные, пироги — с репой и кашей, с визигой и грибами, с маком и горошком.

«Не все из старинных русских рецептов канули в прошлое, есть хозяйки, которые до сих пор месят тесто так, как их научили бабушки в деревне, есть шеф-повара в ресторанах, которые реконструируют старинную кухню, например, рыбные супы с молоком или блюда из репы, — говорит Григорий Ермилин. – Или, например, сейчас популярно готовить в мультиварках. А что такое русская печь, как не древняя мультиварка? Мы стараемся построить наши экскурсии так, чтобы они были интересны именно современному человеку, ребенку, окруженному и опутанному различной техникой».

Просто показать чугунки или формы для пряников – это одно, а вот, к примеру, попросить найти среди экспонатов аналог современного миксера или опробовать ручную мельницу – и экскурсия превращается в увлекательную игру.

И обязательно «мозговой штурм»: почему на поля с озимыми, не боясь, выпускали скот или почему хлеб зачастую пекли ночью? Какая улица в Москве посвящена «хлебным мастерам» и какие вообще «хлебные» профессии существовали в России?

На любой вкус: от философии до лепки пряников

Конечно, у каждой группы свой интерес.

Кому-то важно познакомиться со всем многообразием русской кухни, кому-то узнать всю «технологию» выращивания и обработки зерна, а кому-то понять, почему так «хлебоцентрична» наша культура, как события, связанные с выращиванием и приготовлением хлеба, связаны с православными датами и как бы «сопровождаются» святыми. Например, торжественность дня жатвы можно сравнить только с церковным праздником – этнографы отмечают особую одежду в этот день, песни, которые пели крестьяне во время работы. И при всём уважении к своему труду: «Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе», есть и такое: «Не земля хлеб родит, а небо». Можно продолжить и дальше: ведь для наших предков хлеб означал жизнь, и неслучайно именно эти два слова так тесно переплетены в христианстве.

И даже заглянув в народные сказки, мы заметим главенство хлеба. Ведь в трактовке исследователей любопытный колобок не просто лакомство для бабки и деда, а символ позднего долгожданного ребенка, «последыша», последней надежды.

Но пока взрослые размышляют о глубинных подтекстах народной культуры, кому-то – понятно кому! – надо обязательно попробовать всё на зуб. Но тогда уже так: отведал пряника печатного – лепи вместо обгрызенного свой собственный.

В музее проходят мастер-классы по изготовлению и украшению этого праздничного угощения.

И здесь опять история за историей: почему к празднику обязательно — пряник, сколько килограммов он может весить, откуда взялся в известной пословице кнут и какая среди пряничных досок — поддельная.

Сделать своими руками гостям музея предлагают не только пряники, но и каравай по старинным рецептам. Получится или нет – зависит не только от сноровки, но и от настроения – когда печется хлеб, в доме не место раздорам и всяким недобрым чувствам. В музее им тоже не место: здесь только добро и уважение к тем, кто трудился и трудится ради урожая и каравая.

*Отгадки:
Какое приданое для девушки считалось самым драгоценным? (закваска для хлеба)
Что такое сусеки, по которым скребла бабка? (место в амбаре для хранения муки или зерна)
Какой пирожок можно сравнить с рубашкой? (расстегай)

Источник: https://rusbatya.ru/muzey-hleba-o-dare-neba-i-zemli/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики