Vigoda

Музей Гоголя. Мистика и реальность

Содержание

Музей-дом Гоголя 2019 ✮ Музеи в центре Москвы

Музей Гоголя. Мистика и реальность

  • Тайна Николая Гоголя
  • Экспозиции Дома Гоголя
  • Судьба Дома Гоголя
  • Смотреть карту

Дом Гоголя – музей особенный. Находится он в самом центре Москвы, в двух шагах от Арбата, и считается одним из самых притягательных мест города.

Еще бы! Здесь жил и умер, уничтожив за несколько дней до смерти свои рукописи, классик русской литературы, один из основателей жанра хоррор Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852).

В этом музее вы откроете для себя неповторимый мир гоголевской эпохи и его многогранного творчества

Хотя москвичи знают здание по адресу Никитский бульвар, д. 7а как Дом Гоголя, Николаю Васильевичу он никогда не принадлежал: писатель почти четыре года гостил здесь у своих друзей Толстых. Сам Н.В.

Гоголь был родом из Малороссии, но большую часть жизни прожил в Москве, Петербурге и Европе.

Удивительно, но эпохальная книга о народе и судьбе России «Мертвые души» также создавалась за рубежом, а судьба второго тома этого произведения была решена в стенах здания, ставшего в наши дни музеем.

Тайна Николая Гоголя

С недолгой жизнью и скоропостижной кончиной Николая Васильевича связано множество домыслов и слухов. В том, что было правдой, а что – нет, помогут понять осведомленные сотрудники музея – «гоголеведы». Николай Гоголь – один из самых загадочных писателей мировой литературы.

Загадочна его жизнь, которую он сам любил мистифицировать; загадочна предчувствованная им смерть; загадочны похороны: многие посетителя Дом Гоголя спрашивают экскурсоводов, умер ли писатель своей смертью или был погребен заживо, чего очень боялся.

Загадочны его произведения – Гоголь, глубоко верующий человек, почему-то наполнял их мистикой и нечистой силой.

Загадочно сожжение рукописей второго тома «Мертвых душ», которого много лет ждала вся читающая Россия: они были внезапно уничтожены Гоголем в гостиной этого дома холодной февральской ночью 1852 г.

Николай Васильевич Гоголь входит в число русских писателей-пророков. В поэме «Мертвые души» он одним из первых изобразил только что появившийся в России тип предпринимателя, капиталиста. Он показал людские пороки – взятки, обман, недостаток любви друг к другу – для того, чтобы исправить их.

И одним из первых в русской и мировой литературе создал образ «маленького человека» – не героя, а незаметного чиновника со своими заботами и радостями (повесть «Шинель»). По этому пути пошла русская литература, которая учит любить и сострадать. Недаром французский критик Эжен Вогюэ однажды сказал: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

В этом – тайна бессмертия Николая Гоголя.

Экспозиции Дома Гоголя

Двухэтажный особняк на Никитском бульваре – больше чем музей: здесь есть своя библиотека, принимает посетителей выставочный зал, проводятся творческие вечера и камерные концерты, гоголевские чтения и спектакли.

Для юного поколения созданы детские студии, а для исследователей – гоголевский и нотный архив. В бывшем владении Толстых представлены экспозиции «Гоголевская Москва» и «Путешествия», проводятся интереснейшие экскурсии по произведениям Николая Васильевича.

Здесь можно провести не один день, открывая для себя все новые и новые подробности удивительной жизни автора и его современников.

как таковой располагается на первом этаже главного дома в шести небольших комнатах. Экскурсантов ждут прихожая и гостиная, где Гоголь сжег в камине рукописи, кабинет-спальня, зал комедии «Ревизор», комната памяти и так называемый «Читательский рай».

Здесь можно увидеть личные вещи писателя, а также тематические современные инсталляции, которые помогают воображению посетителя вернуться на 200 лет назад.

На втором этаже расположена бывшая бальная зала и музыкальная гостиная, где регулярно устраиваются, как и при жизни Гоголя, литературные и музыкальные вечера. Предметов и рукописей, принадлежавших непосредственно Н.В.

Гоголю, сохранилось не так много, но, в отличие от «музеев-хранилищ», в Доме Гоголя удачно воссоздана именно атмосфера той эпохи и произведений писателя. А в подвалах дома можно увидеть предметы, найденные при археологических раскопках в усадьбе.

Судьба Дома Гоголя

Особняк на Никитском бульваре интересен и сам по себе – вместе с усадьбой, уцелевшей в страшном пожаре 1812 г. во время наполеоновского нашествия, когда сгорело две трети города. Раньше Москва в основном и состояла из такого рода усадеб – дворянских, мещанских, купеческих.

Помимо главного дома, усадьба включала каретный сарай (сейчас – выставочное пространство современного искусства «Новое крыло») и небольшой сад. Именно в этот садик в 1951 году переместили памятник Н.В. Гоголю (1909) скульптора Николая Андреева, известного также многочисленными портретами Владимира Ленина. Это памятник с трудной судьбой.

Говорят, что он не нравился лично Иосифу Сталину, и тот приказал убрать его подальше с глаз, с Арбатской площади, где тот долгое время стоял. Монумент был перенесен в тихий сквер Дома Гоголя – место, где осталось эхо его голоса, отзвук его шагов, отсвет мудрой и лукавой улыбки и жар огня, поглотившего «Мертвые души».

Впрочем, рукописи не горят – и в этом тоже можно убедиться, побывав в Доме, где воскресло и хранится все лучшее, связанное с Николаем Васильевичем.

© 2016-2019 moscovery.com

Мария Акимова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 8, средняя оценка: 4,50 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8F/

Дом Гоголя

Музей Гоголя. Мистика и реальность

Если судить по справедливости, то на самом деле у Гоголя никогда не было своего собственного жилища в России. Нынешний дом-музей Гоголя открылся лишь в 2009 году к двухсотлетию писателя. Он находится в Москве по адресу Никитского бульвара 7а. дело в том, что по этому адресу выдающийся писатель жил свои последние четыре года жизни.

Можно считать, что этот адрес и есть первый дом Гоголя в Москве. В 1972 году в этот дом переехала московская библиотека в это же время здесь были коммунальные квартиры. Через два года были открыты несколько мемориальных комнат в этом здании. В 2002 году начали данный особняк реконструировать и расширять сам музей до исторического вида.

В настоящее время музей занимает всю площадь данного здания. Основные экспонаты размещены на первом этаже, здесь и жил сам Гоголь. В комнатах где обитал сам писатель собрана основная часть подлинников. Однако следует знать, что у великого писателя ничего своего не было. По исторической ленте у него было имущества всего лишь на один сундук.

Который и стоит по сей день в прихожей. В свое время писатель в Москве останавливался у своих друзей. Сначала он жил у Шевырева, который был литературным критиком, позже он поселился к Погодину. Однако с последним из-за одной публикации они чуть ли не поругались, перестали друг с другом разговаривать, и они обменивались перепиской.

Из-за этих холодных отношений Гоголь постоянно нервничал и тут ему подвернулась удача, А. Толстой пригласил Гоголя пожить у себя. Они были знакомы еще давно, когда толстой еще был губернатором в Одессе. Гоголь отметил, что в доме толстого всегда стаяла благоприятная атмосфера. Была тишина и умиротворение, ведь жившая здесь пара вела замкнутый образ жизни.

В это время Гоголь посещал С. Т. Аксакова, его там всегда радостно приветствовали. В данном месте он также отметил свой день рождения.

Создание музея

Музей создавался долго, было на пути множество препятствий, некоторые подшучивали, что это все его мистические и темные силы из рассказов. Однако музейщикам все-таки удалось добиться желаемого результата. Около двух лет были споры со многими научными и музейными заседаниями. Все историки вложили свою лепту в создание этого памятника.

Сначала хотели открыть только выставку, поставить только горизонтальные и вертикальные витрины. Однако позже было решено сделать много комнат, где приблизительно будет восполнен интерьер прошлых лет. Когда закончили реставрацию, и все отремонтировали все казалось довольно мрачным и не красивым. Однако, когда выставили всю мебель и другие предметы интерьера, все тут же ожило.

Дом навеивает грустью, ведь именно здесь он умер, а еще три месяца назад читал своим друзьям Ревизора. Также это жилище связано с еще одной трагедией ведь именно здесь сожгли второй том Мертвых душ. Здесь произошло так много событий, что кажется это все рассказ из какой-либо пьесы.У Гоголя театр был его страстью, а не просто целью для написания каких-либо произведений.

Актером писатель так и не стал, хотя вся его жизнь напоминает театр, где он один из главных героев. Прозаик не ходил выступать, а играл свою жизнь. Вся концепция музея неизменно связана с событиями в жизни Гоголя. Для создания музея было привлечено много известных лиц, среди них были художники А.Конов, Ю.Решетников, Л.Озерников и А.Тавризов.

Они начали соревноваться между собой на лучшую концепцию данной экспозиции. Выиграл у них Озерников, у него была умопомрачительная фантазия и он прекрасно передал все сокровенные идеи.

Огромный вклад в создание внесла и директор Викуловая. Она вместе со своим коллективом работала слажено и без нареканий. Ей пришлось долго отстаивать свою позицию по созданию музея перед властями.

Также очень хорошо наладила работу между музейщиками и художниками, что привело к успешно сделанной работе в сжатые сроки.

При создании музейного пространства, которое поставлено как спектакль, будто написанный самим Гоголем, было применено несколько образов. Первый был образ подвижнической кельи, здесь как бы говорится, что писатель много творил и в то же время страдал, вплоть до самой своей кончины.

Следующим идет образ дороги, это говорит о путешествиях писателя, что он много где бывал. Ведь свой последний путь он как раз совершил в данном доме, когда он пробирался сквозь комнаты, для того чтобы сжечь свою великую поэму, а затем через несколько дней умереть.

Также есть образ огня, который идет вместе с очищением героя и испепелением его души. Образ сцены говорит о театральности и жизненности героя.

Поклонники Гоголя, которые недавно аплодировали комедиям и другим рассказам писателя, через некоторое время стали свидетелями уже драмы, которая привела к смерти автора.

Описание музея

В данном здании был воссоздан интерьер пяти комнат, где обитал Гоголь. Все сделано так, каков обиход писателя был в то время, с этим интерьером тесно переплетаются некоторые предметы в стеклянных инсталляциях, все это сопровождено вместе со светом и аудио эффектами.

Сами стеклянные инсталляции представляют собой определенный предмет, которые был идеально воссоздан и теперь великолепно вписывается в весь дизайн помещения. Например, установлен сундук, когда вы подходите к нему, то возникают определенные звуки, звучат цоканья копыт, раздается ветер.

В гостиной стоит камин, он как бы напоминает замок книги. В определенное время он угасает, а затем снова оживает и при этом отсвечивает различные рукописи, книги.

Сверху над этим камином установлены часы, там указывается время события, которое происходило в жизни писателя, так же есть профиль Данте, который напоминает об одном из произведений писателя.

В кабинете писателя установлена картонка, на которой он писал свои работы ей присущ некоторый скрытый смысл, изображена символик, которая превосходно отображается благодаря световым и звуковым эффектам. Также стоит кресло писателя, оно выглядит и ассоциируется с престолом, на котором сидел великий прозаик. Здесь он читал свои рассказы, а зал напоминает концертный где должны сидеть слушатели.

Сначала хотели поставить стулья, чтобы посетители музея присели и почувствовали себя слушателями, однако из-за экспонатов не хватило места. Также в зале установлена маска писателя, она за стеклянной ширмой.

В зале установлены иллюстрации героев писателя, они как бы являются театральной постановкой. В этой комнате в сжатом виде представлено практически все творчество писателя, сделано все в виде панорам.

Также здесь установлен щит, на котором масса портретов самого писателя сделанных в разное время его жизни. Также в центре комнаты стоит колонна, на которой запечатлен большой портрет писателя, и он держит в руке свечу.

Весь этот зал сконструирован так, чтобы был круг, который является одним из символов писателя, его фантазии и мистики. Также есть место, где проходит транслирование фильмов про жизнь писателя, его биографии и творчестве.

Немного об музее

После того как музей открылся вокруг этих экспозиций разбушевались страсти. Одного из художников и идеологов Полякова сильно раскритиковали за его композиции. Также было много критики и на экспозиционеров, им дали очень много замечаний. Однако вскоре все утихло, ведь нужно понять, что это творил художник, а то как он видит, это уже его творение.

Озерников же прислушивался ко многим замечаниям, однако над главной своей идеей он стоял на своем горой. Ему давали замечания в том, что в сей пейзаж он принес много чертовщины, однако художник объяснил это тем, что писателя при жизни это все сопровождало. Из-за этой чрезмерной идеи, даже читательскому залу было предано название Храмом сатаны.

В итоге из музея появилось нечто удивительное, здесь не было того что нужно именно музейщикам и того что требуется сценаристам. Через несколько лет после открытия начали внедрять в экспозиции современные технологии. Стали подключать различные звуковые и световые эффекты, после к этому все привыкли.

Теперь все экспонаты выглядят живо и естественно, однако у некоторых критиков все же это вызывает не одобрение.

Если вы посетите данный музей, то вы там увидите, что он наполнен жизнью. И это не только за счет того, что здесь много посетителей, экспонатов и другого, а из-за того, что сам Гоголь как бы притягивает и является магнитом. Здесь приятная атмосфера, которая полна уюта и любви.

Все комнаты и экспонаты невероятно ухожены, видно, что к ним уделяют много внимания. Новые хозяева дома как бы посмертно служат писателю и до сих пор выполняют его поручения.При жизни у писателя были хорошие друзья, которые всегда его могли поддержать, поэтому необходимо чтобы и после смерти его окружала такая обстановка.

Хранители данного музея преданы Гоголю, они в буквальном смысле служат ему и стараются все это показать гостям. Им выпала ноша соблюдать порядок и очаг в доме.

Примечательно, что в данном здании соединены во едино музей и библиотека.

Для поклонников творчества Гоголя это является настоящим подарком, очень приятно, когда писатель сам встречается со своими читателями, каким и был при жизни Гоголь.

Источник: https://gfom.ru/dom_gogolya_selvikp.php

Из чего состоит Дом Гоголя: жизнь главного мистика русской литературы в экспонатах

Музей Гоголя. Мистика и реальность

В конце жизни Гоголь признавался в любви к двум городам — Риму и Москве. В Италии он провел несколько лет, а с российской столицей связана серьезная часть его жизни.

Накануне выхода в прокат заключительной части трилогии «Гоголь» Егора Баранова mos.ru и агентство «Мосгортур» подготовили гид по Дому Н.В.

Гоголя, в стенах которого писатель прожил последние годы и встретил смерть.

Гоголь и Москва

Гоголь впервые посетил Москву летом 1832 года, вскоре после выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Молодой писатель сразу полюбил этот город, часто сюда возвращался и подолгу гостил у знакомых — литературного критика профессора Московского университета Степана Шевырева и известного издателя, историка и литератора Михаила Погодина.

А позже он обзавелся и постоянным московским жильем. Гоголь вернулся в Россию из паломничества по Святой земле в начале зимы 1848 года и по приглашению графа Александра Толстого и его супруги, с которыми познакомился за границей, обосновался в их усадьбе на Никитском бульваре.

Считается, что именно Толстой стал прототипом генерал-губернатора из сожженного второго тома «Мертвых душ».

В юности он был флигель-адъютантом Николая I, позже — гражданским губернатором Твери, военным губернатором Одессы, а последние годы жизни провел в статусе члена Государственного совета.

Предками его жены Анны Георгиевны были грузинские цари. Как и муж, она была очень набожна и вела уединенный образ жизни, избегая великосветской суеты.

Толстые отвели Николаю Васильевичу три небольшие комнаты на первом этаже с отдельным входом из сеней: прихожую, гостиную и кабинет, который одновременно являлся спальней. В них писатель прожил последние четыре года своей жизни.

«Здесь за Гоголем ухаживали, как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Белье его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось на него также невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек из Малороссии, именем Семен, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину», — вспоминал вхожий к Толстым поэт и переводчик Николай Берг.

Эти стены, в которых писатель был окружен такой заботой, были свидетелями глубокого духовного кризиса Гоголя. С ним ему не суждено было совладать.

Здесь писатель переживал неприятие современниками вышедшей в 1847 году книги «Выбранные места из переписки с друзьями», неудачное сватовство к дочери высокопоставленного придворного — Анне Виельгорской в 1849-м и кончину своей доброй знакомой Екатерины Хомяковой в январе 1852-го.

Здесь он готовил к печати собрание своих сочинений, трудился над вторым томом «Мертвых душ» и, сочтя законченную рукопись неудачной, сжег ее в ночь на 12 февраля 1852 года. Вслед за символической литературной смертью 10 дней спустя в этом доме Гоголь встретил смерть физическую.

История дома, который стал Домом Гоголя

Разговоры о важности появления музея Гоголя в Москве начались в 1909 году, когда отмечалось 100-летие со дня рождения писателя. В советское время к теме вернулись в юбилейном 1959 году, однако музею писателя было суждено открыться лишь в 2009-м.

Усадьба Талызиных — Толстых на Никитском бульваре до 1966 года была жилым домом. После революции ее разделили на коммунальные квартиры, нанеся существенный урон интерьерам.

К 1966 году, когда историческое здание передали под нужды библиотеки, в доме проживали 77 человек — на каждого приходилось в среднем около восьми квадратных метров жилой площади.

После расселения в особняке провели ремонтно-реставрационные работы, которые специалисты признали неудачными, поскольку подлинные элементы обстановки не были сохранены.

В 1974-м библиотека получила имя Николая Гоголя. Тогда же на первом этаже открылись для посетителей две мемориальные комнаты писателя.

В 2005-м библиотека стала мемориальным центром, а 27 марта 2009 года в Москве официально появился музей — Дом Гоголя. Сейчас музейная экспозиция состоит из шести мемориальных комнат, расположенных на первом этаже.

Их обстановка скрупулезно воссоздана по воспоминаниям современников писателя.

Любовь к вязанию и вышивке, сон в кресле и другие привычки

В прихожей выставлены дорожный сундук, шинель с цилиндром, а также фотокопия редкого посмертного портрета Гоголя 1852 года работы Николая Андреева, на котором художник изобразил его живым.

В гостиной собрана мебель из красного дерева первой половины XIX века, включая диван, перевезенный из имения Погодина на Девичьем поле, где останавливался Гоголь. На столе — книги и предметы из личной коллекции потомков сестры писателя.

Рядом — карта Восточной Сибири, которая отсылает к воспоминаниям друга Гоголя, писателя Ивана Аксакова: «Надо думать, что Чичиков в конце этой части, вероятно, попадет за новые проделки в ссылку в Сибирь, так как Гоголь у нас взял много книг с атласами и чертежами Сибири».

Второй том «Мертвых душ» обратился в пепел в этой комнате. Вопрос о том, что именно Гоголь предал огню перед смертью, остается открытым. Большинство исследователей считает, что погибла беловая редакция второго тома «Мертвых душ».

После смерти писателя Шевырев, его душеприказчик, нашел в бумагах Гоголя разрозненные черновики. По ним с огромным трудом удалось восстановить текст пяти глав второго тома, которые были изданы в 1855 году.

Это издание можно увидеть в книжном шкафу соседнего с гостиной кабинета.

Кабинет — кладезь информации о причудах Гоголя. Немногие знают, что он имел привычку работать, стоя за конторкой, которую, видимо, приобрел за полтора года работы писцом в Петербурге.

На конторке — портрет Пушкина, копия рукописи «Мертвых душ», в которой цензор вычеркнул фрагмент «Повести о капитане Копейкине», и чернильный прибор с песочницей, привезенный из усадьбы в Кибинцах, где проходили детские годы Гоголя. Рядом приехавшая оттуда же костяная игольница, которая принадлежала его матери. Николай Васильевич унаследовал ее любовь к рукоделию — прекрасно шил, вышивал и даже вязал.

С загороженной ширмой кроватью из красного дерева связана другая черта писателя: исследователи утверждают, что с 1840 года Гоголь ночевал в кресле, но утром перед приходом слуги приводил кровать в беспорядок, желая скрыть свою блажь.

Рядом, на журнальном столике, — титульный лист второго издания «Мертвых душ» 1842 года, или, как его тогда называли, виньетка. Ее исполнил сам автор поэмы.

Гоголь владел каллиграфией, неплохо рисовал пером и карандашом, и после смерти ему приписывалось немалое количество иллюстраций к его произведениям.

Во множестве сохранились его наброски людей и зарисовки архитектуры, которые он делал во время путешествий.

В кабинете находилась личная библиотека писателя, которая к моменту его кончины насчитывала, согласно полицейской описи, 234 книги: 150 на русском языке и 84 на иностранных.

Единственным дорогим предметом среди вещей писателя оказались золотые карманные часы, ранее принадлежавшие Жуковскому и остановленные им в момент смерти Пушкина. Все имущество Гоголя оценили в 43 рубля 88 копеек.

Деньги — чуть более двух с половиной тысяч рублей — он накануне смерти передал Шевыреву «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством».

«Ревизор», разочарование и отъезд из России

Экспозиция одной из комнат музея посвящена русскому театру 1830–1840-х годов, постановкам гоголевских пьес, а также авторскому чтению «Ревизора», которое Гоголь устроил в этом доме для актеров Малого театра. Иван Тургенев вспоминал об этом вечере: «Читал Гоголь превосходно… Я сидел, погруженный в радостное умиление: это был для меня настоящий пир и праздник».

Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 года в Александринском театре Петербурга. На спектакль внезапно приехал Николай I. Он «хохотал от всей души», а после сказал: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!» Московская премьера «Ревизора» прошла в Малом театре 25 мая того же года.

Несмотря на успех у публики и императора, Гоголю не понравилась ни петербургская, ни московская постановка.

«“Ревизор” сыгран — и у меня на душе так смутно, так странно… Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое. роль пропала: так я и думал. … Неужели не видно из самой роли, что такое Хлестаков? … Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит», — писал он.

Непонимание комедии театральной общественностью было одной из причин, побудивших Гоголя отправиться в 1836 году за границу.

Вернувшись в Россию в октябре 1851 года, он побывал в Малом театре на спектакле с Сергеем Шумским в роли Хлестакова и остался доволен увиденным.

Через несколько дней Гоголь в последний раз публично прочитал свое произведение в кругу избранных.

Отношение властей к пьесе тоже постепенно менялось. В апреле 1852-го Иван Тургенев был арестован за некролог Гоголю, опубликованный в «Московских ведомостях», — слишком восторженно он отозвался об авторе «Ревизора».

Комната памяти

Николай Васильевич умер не в той комнате, в которой он жил у Толстых. Когда в январе 1852 года писатель серьезно занемог, его перевели в самую теплую гостевую первого этажа.

https://www.youtube.com/watch?v=LAhzrAnddcQ

Стараясь поставить на ноги своего дорогого постояльца, 20 февраля по старому стилю Толстой созвал у себя дома врачебный консилиум, однако светила медицины поставили ошибочный диагноз — менингит.

Умирающего лечили насильно, его сажали в теплую ванну, обливая голову холодной водой, ставили горчичники и пиявки, обкладывали тело горячим хлебом. До нового визита эскулапов Гоголь просто не дожил. Писателя не стало утром 21 февраля.

Стрелки часов в комнате, где он умер, замерли на восьми часах — это время его кончины.

В последние годы жизни Николай Васильевич страдал тафефобией — страхом быть погребенным заживо.

«Выбранные места из переписки с друзьями» он начал с изъявления своей последней воли: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения.

Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться…»

Страшная легенда о том, что Гоголя все-таки похоронили живым, распространилась по Москве в 1931 году, когда могилу писателя в Свято-Даниловом монастыре вскрыли в связи с уничтожением тамошнего некрополя для переноса останков на Новодевичье кладбище.

По свидетельствам нескольких очевидцев, тело в гробу находилось в неестественном положении, а крышка гроба якобы была исцарапана изнутри. Другие осмеливались утверждать, что в гробу отсутствовал череп писателя, который будто хранится неопознанным в одном из московских музеев.

В официальных отчетах о вскрытии могилы, которое проводилось под присмотром НКВД, ничего подобного нет.

Впрочем, скульптор Николай Рамазанов, которого вызвали для снятия посмертной маски 21 февраля, в своих воспоминаниях писал, что Гоголь не показался ему мертвым.

«Улыбка рта и незакрытый правый глаз его породили во мне мысль о летаргическом сне, так что я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб, в который должны были положить в тот же вечер его тело, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указывавшего на следы разрушения, поспешить со снятием маски, после чего со слугой-мальчиком Гоголя мы очистили лицо и волосы от алебастра и закрыли правый глаз, который, казалось, хотел еще глядеть на здешний мир, тогда как душа умершего была далеко от земли», — вспоминал Рамазанов.

Посмертная маска с открытым правым глазом, снятая тогда Рамазановым, — самый страшный экспонат Дома Гоголя. Увидеть его можно в зале «Комната памяти».

Источник: https://www.mos.ru/news/item/44483073/

Музей Гоголя в Москве — универсальная экспозиция, факты из мистики и истории

Музей Гоголя. Мистика и реальность

Именной музей знаменитости с обстановкой, которая сохранилась на протяжении более, чем столетие, в нашей стране большая редкость. Тем более отрадно, что у писателя Н.В. Гоголя есть такое заведение, ведь дом, где разместилась экспозиция освещающая последние годы жизни автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Вия», уникален.

Здание, которое дышит историей и мистикой

Мемориальный музей и библиотека расположены в старинном доме на Никитском бульваре. Сюда писателя пригласил его друг по профессии – Алексей Толстой. Гоголь жил и плодотворно трудился здесь с 1848 до фатального 1852 года, который стал для него последним. Таинственная болезнь, которую не смогли диагностировать лучшие медики, иссушила тело и душевные силы писателя.

Николай Васильевич дни напролет проводил в своей постели, постоянно предсказывая близким друзьям свою скорую смерть. Чтобы спасти свои последние труды, он хотел передать из на хранение А.

Толстому, но тот испугался грустного пророчества и наотрез отказался их принять. Позже стало понятно, чего опасался Гоголь, но было уже поздно. Непонятно по каким причинам он сжег все бумаги в камине. Горькие сожаление обуревали его друга до конца дней.

Ушел один из величайших светочей русской литературы 21 февраля 1852 года.

После его кончины в небольших комнатах писателя, немного похожих на мини-гостиницу, был открыт мемориальный музей.

Личных вещей здесь оставалось совсем немного: книги, предметы гардероба и немного безделушек не представляющих большой ценности. Так было только на первых порах.

Когда по творческим кругам столицы прошел слух о создании музея, его хранителей буквально завалили экспонатами так или иначе связанными с жизнью Н.В. Гоголя.

Богатая экспозиция музея

За внушительными коваными воротами посетителей встречает нарядная усадьба, отнесенная к памяткам архитектуры. В дворике дома установлена скульптура Н.В. Гоголя. Он словно приглашает зрителя отправиться в познавательную прогулку по своей жизни.

Большинство произведений писателя, так или иначе связаны с нечистой силой и загадочными явлениями. Последние годы он провел переписывая продолжение «Мертвых душ».

В постоянных правках и корректуре пытаясь примирить свой талант с глубокой богобоязненностью, которая развилась из-за жизненных потрясений.

Поэтому может показаться, что домашняя обстановка просто должна быть мрачноватой, но на самом деле зрителю открываются светлые комнаты с типичной обстановкой того периода.

Стены покрыты художественными произведениями, на полу стоят кушетки, на которые даже сейчас разрешают присаживаться гостям музея. Экспозиция размещена в комнатах первого этажа.

В каждой создана своя сюжетная линия с акцентом на главный предмет: сундук странствий, камин, кресло, посмертная маска писателя. Выставка органично дополнена мультимедийными технологиями, благодаря которым происходит полное погружение в историю.

Второй этаж музея отведен под исследования его творческого пути и личной жизни, портреты его друзей и близких, старинные литографии мест, где побывал писатель и библиотеку.

Универсальность «Дома и библиотеки Н.В. Гоголя»

Сегодня мемориальный музей – это полный спектр профильного обслуживания, библиотечный, музыкальный и справочный залы.

Здесь можно почувствовать себя современником писателя, найти нужную литературу и поработать в Интернете.

Логичным продолжением музейного комплекса стало «Новое крыло», предназначенное для проведения выставок и инсталляций, связывающих наследие Гоголя и культурные процессы наших дней.

Музейные фонды пополняются современными предметами искусства, созданными по мотивам творчества Н.В. Гоголя, и более старинными. Это открытки, календари, фотоматериалы, картины и предметы интерьера 19 столетия.

Комплекс мероприятий

Администрация музея проводит большую работу для популяризации экспозиции. В дополнение к 30 экскурсионным мероприятиям, которые проводятся в форме интерактивных занятий, городских прогулок и театрализованных действ, здесь регулярно проводятся концерты, встречи, лекции и выставки, видным личностям, государственным и народным праздникам.

Детскую аудиторию привлекают с помощью игровых и творческих мероприятий, тематических празднований дней рождения. «Такой подход возвращает им детство», считает директор музея. Для юных талантов работает студия иллюстратора, где дети узнают историю книг, рисунка и видных деятелей этого поприща. Из лучших работ будет составлена новая экспозиция в музее.

На базе музея проводятся читаются разнообразные лекции, в том числе и благотворительные и социальные. После экскурсии посетители могут приобрести тематическую литературу, посвященную творчеству Гоголя и его значению на русском и английском языках.

Источник: http://happy-galla.ru/kuda-poyti/muzey-gogolya-v-moskve

Мемориальный музей Дом Н.В.Гоголя

Музей Гоголя. Мистика и реальность

Музей Гоголя в Москве появился только в 2009 году, к 200-летнему юбилею великого писателя. Разместился он в доме, бывшем последним московским жилищем и местом кончины Гоголя.

Особняк участника войны 1812 года генерала Талызина был вторым домом этого дворянина, ставшим музеем – в первом ранее разместился архитектурный музей. Единственное сохранившееся жилье великого писателя закономерно стало мемориальным зданием. Двухэтажный дом с арочной входной группой вмещает, помимо гоголевской экспозиции, и обширную библиотеку.

Прихожая мемориального дома

Мемориальная экспозиция занимает комнаты первого этажа, часть из которых при жизни Гоголя были предоставлены в его распоряжение. Часть помещений предстают в том качестве, в каком использовались при проживании здесь писателя. Некоторые комнаты переоборудованы в музейные из хозяйских, служивших семейству сенатора Толстого Алексея Петровича.

Прихожая оборудована вешалкой, на которой висят черные плащ и цилиндр. Именно в таком облачении Гоголя представляют многие, привыкшие к образу, запечатленному на множестве скульптурных и живописных изображений. Таким приемом создатели экспозиции музея Гоголя подчеркивают личное присутствие персонажа, которому он посвящен.

Другим значимым предметом в прихожей предстает дорожный чемодан писателя, по размерам и форме больше похожий на объемистый сундук. Это символ более чем десятилетнего периода жизни писателя, проведенного за рубежами России. Европейские странствия и проживание в Италии снабдили Гоголя новыми материалами и сюжетами для его произведений.

Чемодан не размещен так, как обычно располагают подобные предметы, он установлен на символической стеклянной повозке. Композиция ориентирована на создание определенного образа героя – путешественника и творческой личности,  не только перевозящего с собой необходимые предметы быта, но и пополняющего свой творческий багаж.

Гостиная дворянского особняка

Оформленная в голубых тонах стен и красноватых оттенках пола и мебели гостиная сенатора Толстого служила всем обитателям дома, но в музейной экспозиции она оформлена предпочтительно вещами, связанными с Гоголем. Здесь писатель принимал своих гостей – как давних друзей Аксакова и Щепкина, так и друзей по литературной работе, рассказывал о своих произведениях и дальнейших планах, знакомился с новыми авторами и их работами.

Гостиная обставлена мягкой мебелью, расставленной вокруг небольшого столика с личными вещами и книгами, с цветным ковром под ногами. Ниже иконы в красном углу на стенах развешаны картины и гравюры с видами тех мест, где побывал Гоголь во время своих путешествий и заграничного проживания.

Одним из предметов первостепенного внимания посетителей музея Гоголя является камин в этой гостиной. Причина такого отношения  не в уникальности конструкции или внешнего вида, а в роли этого отопительного устройства в истории литературы. Именно в этой топке Гоголь за декаду до своей кончины сжег черновики произведений, среди которых предположительно был и второй том Мертвых душ.

Однако что именно было здесь предано огню, доподлинно неизвестно, и вряд ли когда-либо прояснится. Найденные после смерти писателя разрозненные фрагменты самого значительного произведения Гоголя позволили воссоздать содержание и издать этот шедевр мировой литературы.

Кабинет Гоголя, он же спальня писателя

Рабочий кабинет Гоголя в мемориальном доме обставлен необходимой для работы и отдыха мебелью темных тонов, стены здесь тоже зеленого цвета, но гораздо бледнее. Слева расположена раздвижная ширма на ковре, далее письменный стол.

Как и в гостиной, столешница покоится на единственной фигурной ножке – видимо, именно такая конструкция особенно нравилась писателю и была удобна для работы. Дополняют меблировку небольшой книжный шкаф и конторка для письма стоя.

Конторка является самым главным экспонатом писательского кабинета, поскольку манера писать стоя была характерна для Гоголя, судя по схожим отзывам многих навещавших его друзей и других современников.

На конторке стоит небольшой портрет Пушкина, с которым Гоголь был знаком лично и даже поддерживал дружеские отношения.

Более того, есть свидетельства о передаче Пушкиным сюжетов Ревизора и Мертвых душ для их использования Гоголю.

На письменном столе кабинета настольная лампа, книга и рукописи под защитным прозрачным укрытием. Диван и два стула расположены рядом, обивка мебели хорошо подобрана в тон окраске стен, занавесу на дверном проеме и даже абажуру светильника. За столом Гоголь писал, утомившись стоять у конторки.

Здесь же он принимал некоторых посетителей, которым не мог отказать в приеме во время работы. На стене в рамках – графические работы, в которых отмечается отсутствие ярких красок, случайно или в соответствии с предпочтениями хозяина кабинета.

За бросающейся в глаза раздвижной ширмой расположено спальное место Гоголя, предпочитавшего сон непосредственно возле места творческих занятий. Ширма отгораживала от возможных посетителей односпальную кровать, укрытую простенькой накидкой.

Сама кровать выполнена мастерски из массива древесины, украшена виртуозной резьбой по дереву, изображающей растительный узор, подчеркнутый шишками на боковых стойках.

Также за ширмой просматривается изразцовая облицовка отопительной печи, необходимой любящему тепло и не блещущему здоровьем писателю.

Тематический зал комедии Ревизор

Одна из комнат мемориального музея Гоголя посвящена его бессмертной комедии.

Оформленное в характерных для театральных залов красных и розовых тонах, с обильными драпировками и таким же образом окрашенной обивкой мебели, помещение служило для встреч с театральными режиссерами и актерами.

Острая и обличительная сатира знаменитой комедии произвела большое впечатление на публику, в том числе на посетившего премьеру в Александринском театре Петербурга императора Николая Первого.

Он принял пьесу благожелательно, хотя жесткую критику принял как личную, и повелел всем министрам Кабинета посетить спектакль. Московская премьера проходила в Малом театре с огромным успехом. Удивительно, но до сих пор бессмертная сатира Гоголя остается столь же актуальной, а Ревизор не покидает театральных сцен. Очевидно, что высмеиваемые в пьесе недостатки живы и сегодня.

Самому же Гоголю игра актеров Малого театра не понравилась, и он пригласил исполнителей ролей в приемную хозяина дома, любезно предоставленную графом Толстым.  Авторское чтение текста пьесы, озвучивание монологов героев автором Ревизора было бесценным пособием для театральных артистов.

В память об этом событии и о первых исполнителях непростых монологов пьесы оборудован тематический зал музея гоголя, украшенный портретами театральных персон того времени и большим изображением самого автора.

Комната памяти

Незадолго до кончины Гоголь пожелал вместо кабинета ночевать в другой комнате, ранее предназначенной для гостей особняка. Сохранилась кушетка, на которой умер великий русский писатель, и посмертная маска, снятая скульптором Рамазановым.

Публикуется множество версий первопричин смерти Гоголя, в которых не медику разбираться непосильно. Раздуванием необоснованных слухов о душевной болезни, вызвавшей голодание и смерть от истощения, занимался даже уважаемый многими и поныне Чернышевский.

Скорее всего этой причиной было причудливое сочетание унаследованного от отца страха погребения заживо в летаргическом сне, перенесенных болезней и их рецидивов и недостаточного уровня медицинской диагностики.

В комнате памяти музея Гоголя размещены рисунки места отпевания – церкви Святой Татьяны, а также погребения – Свято-Данилова монастыря. При этом погребение не было последним, из-за ликвидации монастырского кладбища писателя в 30-х годах прошлого века перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Зал Воплощений

Необычный для мемориальных музеев зал оборудован в бывших служебных помещениях особняка. Руками художников и фантазией сотрудников музея Гоголя создана интерактивная композиция, воплощающая темы и героев произведений писателя, его окружение – родственников, знакомых и друзей.

Здесь представлены как вещественные экспонаты, так и впечатления от гоголевских произведений, навеянные ими картины прошлого и будущего. Соседствуют фантастические картины восприятия литературных сюжетов и реалистические изображения местности и обстановки, в которых развертывались описываемые писателем события.

В этом зале установлены несколько компьютеров, которые содержат в электронном виде сведения о биографии Гоголя и окружавших его людях. В привычном для нового поколения виртуальном выражении – темы и сюжеты произведений, их герои с мыслями и действиями.

У мониторов постоянно скапливаются преимущественно юные посетители музея Гоголя, хотя растет и количество взрослых и даже пожилых. Все больше становится посетителей, охотно использующих современные информационные технологии для более глубокого знакомства с биографией и творчеством литературного классика.

Переход на второй этаж музея Гоголя

Коридор, в котором устроены эти необычные ниши, увешан иллюстрациями и графическими изображениями. Здесь те же сведения отображаются в более традиционном формате, их можно использовать для проверки точности восприятия виртуальной информации. Часто этим пользуются ведущие школьных экскурсий, да и обычные посетители не глядя мимо не проходят.

Деревянная лестница с массивными ступенями и солидными широкими поручнями ведет между двух колонн на второй этаж здания. Там в период пребывания Гоголя проживала семья хозяина дома, а сейчас находятся библиотека с читальным залом, а также помещение для публичных мероприятий.

Больших размеров старинное зеркало в деревянной оправе отражает потолочную люстру и поднимающихся наверх посетителей.

Концертный зал

Помещение, условно именуемое концертным залом, служит для проведения самых разнообразных мероприятий. Здесь выставлена часть живописных произведений музейного собрания, имеется рояль и аппаратура воспроизведения и усиления звука. Здесь же проводятся традиционные ежегодные гоголевские чтения, охватывающие различные аспекты творчества писателя и его влияние на культуру различных народов.

Сохранена и память о последних хозяевах особняка, давших писателю удобное пристанище, окруживших его добрым  вниманием и постоянной заботой. Одна из стен концертного зала отведена под размещение витрин с семейной коллекцией фарфоровых изделий, достаточно представительное и ценное собрание.

Сервизы и сувенирные тарелки, статуэтки и фигурки вызывают интерес посетителей, неожиданно получающих дополнительные впечатления. Прижизненные портреты сенатора графа Толстого А.П. и его супруги размещены на стене поверх витрин экспозиции.

Библиотечные залы

История существования библиотеки намного старше самого музея Гоголя, через 2 года ей исполнится 90 лет. У истоков создания научной библиотеки, посвященной в том числе и творчеству Гоголя, стояла супруга пролетарского вождя Ленина – Надежда Крупская.

Зал библиотечного абонемента выглядит традиционно для подобных помещений, центральным объектом здесь является широкий стол для работы посетителей с обширной картотекой.

Читальный зал выглядит очень уютно благодаря ковровым дорожкам, подобранным в тон занавесям окон с зелеными растениями на подоконниках. Посетителям предоставляются удобные рабочие места за массивными столиками на одного человека.

Здесь же расставлены удобные мягкие диваны для отдыха. Сочетание музейной экспозиции и библиотечных помещений никоим образом не порождает конфликтов и неудобств, напротив, появляется возможность совместить две цели посещения.

История памятника

Во дворе особняка установлен памятник великому писателю, созданный скульптором Н.А. Андреевым к 100-летнему юбилею со дня рождения Гоголя – в 1909 году. Этот российский и советский ваятель выполнил несколько памятников деятелям искусства, в том числе Островскому, Герцену и Огареву. Неоднократно работал он и над образом Ленина.

Памятник Гоголю, хотя и был дебютом Андреева в монументальной скульптуре, удался ему более всех прочих и заслуженно считается шедевром.  Сооружался монумент на собранные пожертвования, медью обеспечил уральский заводчик Демидов. Постамент украшен барельефами героев основных произведений писателя.

Вопреки традициям создания памятных монументов скульптор изобразил великого писателя в непростой, даже трагичной ситуации. Опущенные плечи ссутулившегося писателя выдают его подавленное состояние в период творческих сомнений и душевного кризиса. Как бы озябший Гоголь изображен сидящим и кутающимся в свой просторный плащ .

Памятник, установленный на Гоголевском бульваре, плохо сочетался с идеалами социалистического реализма и не нравился регулярно проезжавшему мимо Сталину . По этим причинам, с одобрения вождя народов монумент убрали сначала к месту первичного захоронения Гоголя в Даниловском монастыре, а затем на постоянное место у музея.

архитектуралитературамемориальный домМоскваРоссияшкольные экскурсии

Источник: https://countryscanner.ru/memorialnyy-muzey-dom-n-v-gogolya/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики