Vigoda

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Музей архитектуры имени А. В. Щусева в городе Moscow

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Музей был основан в 1934 году и расположен на улице Воздвиженка,дом 5. Здание музея входит в архитектурный комплекс усадьбыдворянской семьи Талызиных, являющейся архитектурным памятникомэпохи русского классицизма (конец XVIII века).

Architecture Museum, Moscow — kitchener.lord @ Flickr

Музей носит имя своего основателя и первого директора,выдающегося русского и советского архитектораА. В. Щусева.

Courtyard, Architecture Museum, Moscow — kitchener.lord @ Flickr

Основными направлениями деятельности музея являются научныеисследования, коллекционная работа, содействие реставрациипамятников архитектуры, организация выставок. В структуру музеявходят научные отделы хранения фондов, научная библиотека, архив,реставрационные мастерские, фототека, отдел популяризацииархитектуры, отдел развития.

Коллекции музея отражают тысячелетнюю историю архитектуры Россиии включают более одного миллиона единиц хранения.

Architecture Museum, Moscow — kitchener.lord @ Flickr

Музей имеет статус особо ценного объекта культурного наследиянародов Российской Федерации (указ Президента РФ от 24 января 1995года).

Pavel Voronin @ Foursquare

В разное время директорами музея были такие известные деятели,как А. В. Щусев, В. И. Балдин,В. И. Резвин, Д. А. Саркисян. С 2010 годадиректором музея является академик Международной академииархитектуры, кандидат архитектуры И. М. Коробьина.

Андрей Ситников @ Foursquare

История музея

1934 год

Идея создания музея архитектуры родилась в России ещё в концеXIX в. под влиянием возросшего интереса к национальномунаследию. Материал, накопленный различными учреждениями и музеями вXIX в. в процессе исследования и реставрации памятниковархитектуры, нуждался в обобщении.

Возникла потребность внаучно-просветительском центре более высокого уровня и новоготипа — в музее архитектуры. Музей был учрежден 1 января1934 г., одновременно с учреждением Академии архитектуры СССР,подразделением которой он являлся. В нём работали крупнейшиеотечественные специалисты по истории и теории архитектуры. В1935 г.

ему были переданы территория и постройки Донского монастыря. Основная экспозиция разместилась в Большомсоборе. Внутри монастырских стен под открытым небом установилихудожественные фрагменты разрушенных памятников, спасенныесотрудниками музея, и ставшие частью коллекции.

Объектом музейногособирания и показа была заявлена мировая архитектура от древнихвремен до XIX в. включительно. Фонды музея объединялиматериалы по русской архитектуре, составлявшие большую частьсобрания, с материалами по европейскому, византийскому,ближневосточному зодчеству.

Имелись даже такие экзотическиеэкспонаты, как образцы-макеты новозеландских хижин и индокитайскихсвайных жилищ. Ключевым предметом показа были сами сооружениямонастыря и сохранившийся некрополь XVIII—XIX вв.

Великая Отечественная война перевернула отношение советскихлюдей к собственному культурно-историческому наследию, заставилапонять его значение для национального самосознания. Сохранение всейвозможной документации о русской архитектуре, определяющей лицонации, стало крайне важным для народа-победителя, понесшегонеобратимые потери.

12 октября 1945 г. В.М. Молотов подписалУказ о создании в Москве Республиканского музея русскойархитектуры. Для этих целей была выделена городская УсадьбаТалызиных на Воздвиженке (ул. Коминтерна). Новый музей архитектурыбыл создан по инициативе выдающегося архитектораА. В. Щусева, ставшего его первым директором.

В отличиеот Музея Академии архитектуры СССР, он предназначался не толькоспециалистам, но самым широким кругам населения. Фактически ондолжен был выполнить те же функции в отношении архитектуры, чтоТретьяковская галерея в области искусства. Под руководствомА. В.

 Щусева музей архитектуры стал оплотом борьбы засохранение наследия и крупным научно-исследовательским центромархитектуры и градостроительства. 25 Мая 1949 г. СоветМинистров СССР издал постановление об увековечении памяти академикаи действительного члена Академии Архитектуры СССРА. В. Щусева и присвоении Музею русской архитектуры егоимени.

Постоянная экспозиция по истории русской архитектуры былаоткрыта в музее в 1957 г. Важным направлением деятельностимузея стали научные экспедиции в Новгород, Псков, Поволжье дляобследования и реставрации памятников архитектуры, а такжепополнения фондов. Предметом музейного собирания впервые сталипроизведения советской архитектуры.

И сам Щусев, и егоколлеги-архитекторы дарили музею свои проекты, модели, фотографии.Одним из главных объектов показа стала сама усадьбаТалызиных — выдающийся памятник русского классицизмаXVIII в., построенная по проекту великого русского зодчегоМатвея Казакова.

Её научную реставрацию осуществила возглавляемаяЩусевым архитектурно-проектная мастерская. По замыслу Щусева, современем число таких зданий — «экспонатов» должно былопополниться за счет открытия филиалов музея и в других памятникахархитектуры.

К началу 1960-х гг. направления и методы деятельности обоихмузеев сблизились настолько, что стала очевидной целесообразностьих объединения. 1 января 1964 г. был создан Государственныйнаучно-исследовательский музей архитектуры имениА. В.

 Щусева, аккумулировавший фонды обоих музеев иунаследовавший их владения в Донском монастыре и на Воздвиженке. ВДонском, получившим статус филиала, разместились экспозиция и фондыпо истории русской архитектуры, на Воздвиженке — по советской.

Музей имел постоянную экспозицию и в основном здании, и в филиалеи, кроме того, проводил тематические и юбилейные выставки поистории русской и советской архитектуры, организовывал передвижныеэкспозиции в СССР и за рубежом, принимал зарубежные выставки,знакомившие посетителей с мировой архитектурной практикой.

В музееработал лекторий по истории русского зодчества, специализированнаяархитектурная библиотека и открытый для доступа научныйфотокаталог. Сотрудники музея занимались научно-исследовательскойработой.

В этот период музей стал активно собирать и показыватьматериалы по современной архитектуре тех лет, уделяя особоевнимание конкурсным проектам. Объединение двух музеев в единуюструктуру дало импульс к возникновению нового качества музейнойдеятельности — позволило расширить её, сделать более созвучнойвремени, более доступной для непрофессионалов.

Перестройка, радикально изменившая жизнь страны, не могла неповлиять на жизнь музея архитектуры. В 1991 г. решениеммосковских городских властей Донской монастырь был возвращенРусской Православной Церкви. Музейные экспонаты в срочном порядкебыли эвакуированы на Воздвиженку, в неприспособленные и без тогозатесненные помещения, к тому же нуждающиеся в капитальном ремонте.

Последние ремонтно-реставрационные работы проходили в середине1960-х гг. После прокладки Филевской линии метро и новыхкоммуникаций как раз под музейным комплексом, конструкции строенийXVIII века деформировались. Обещание Правительства Москвыкомпенсировать 8340 кв метров, потерянные при отчуждении Донскогомонастыря, до сих пор не выполнено.

Из-за дефицита пространствапостоянная музейная экспозиция была закрыта, а богатейший музейныйфонд оказался на многие годы фактически изъят из культурногооборота. Первый в истории музей архитектуры сегодня требует решениямножества проблем, которые накопились в течение десятилетий.

В XXIвеке Государственный музей архитектуры ожидает реноваций иразвития, которое позволит раскрыть великий потенциал, заложенный внём и его коллекциях, являющихся культурным достоянием России.

Maximilian V. @ Foursquare

Экспозиция и выставки

?узей ведет интенсивную выставочную деятельность, регулярнопроводятся временные выставки. В связи с ремонтом, проводящимся вздании музея, постоянная экспозиция в настоящее времядемонтирована.

В здании расположен мемориальный кабинет-музей ДавидаСаркисяна.

ViktoriyaShh @ Foursquare

Лекторий

?екторий Музея архитектуры был создан одновременно с МузеемАкадемии архитектуры СССР в 1934 году. В первые годы своегосуществования лекторий был выездным: ведущие специалисты в областиархитектуры вели просветительскую деятельность, выступая на заводахи фабриках.

Во время Великой Отечественной войны лекторий непрекращал свою работу. 1 января 1964 г. был создан Государственныйнаучно-исследовательский музей архитектуры имениА. В.

 Щусева, объединивший Музей Академии архитектурыСССР, располагавшийся на территории Донского монастыря, иРеспубликанский музей русской архитектуры, находившейся в усадьбеТалызиных на ул. Воздвиженка. В это время лекторий обретает свой постоянный залв стенах главного здания усадьбы.

Основной направленностью работылектория становится освещение исторического процесса развитиярусской архитектуры. В это время лекции читают такие именитыеархитекторы как Михаил Васильевич Посохин, Константин СтепановичМельников и другие.

Margarita Morozova @ Foursquare

В середине 1990-х, в связи с передачей Донского монастыря РПЦ,фонды музея в срочном порядке перевозятся в главное здание усадьбыТалызиных. Лекционный зал также был отдан под размещение фондов. Всвязи с отсутствием помещения, лекции проводятся раз в неделю,среди экспозиции в Анфиладе главного здания.

В 2011 году на втором этаже флигеля «Руина» был обустроен новыйлекционный зал, вмещающий до 100 человек.

Maximilian V. @ Foursquare

В настоящее время лекторий предлагает различные возможностиизучения или знакомства с историей и теорией русской и зарубежнойархитектуры, её видами и особенностями, художественными стилями,творчеством крупнейших мастеров. В лектории регулярно проводятсявстречи с выдающимися отечественными и зарубежными архитекторами,представляющими свои творческие концепции.

Maximilian V. @ Foursquare

В зависимости от целей и предпочтений, каждый слушатель можетвыбрать интересующий его способ посещения — отсистематического посещения научно-популярных лекционных циклов доодноразового посещения лекции интересующей тематики. Лекциипроходят по будним дням в 19:00, по выходным — в 16:00 Болееподробную информацию по каждой лекции — см. Официальный Сайт музея Архитектуры

?узей проводит регулярные экскурсии как по экспозициям имузейному комплексу, так и по улицам Москвы.

В числе экскурсий,пользующихся неизменным успехом: «Архитектурный авангард варбатских переулках»; «Архитектурные стили Москвы»; «Улица Тверскаяи сталинский генплан»;»Новая архитектура Москвы.

Остоженка;«Московский архитектор Федор Шехтель»; «Первая очередьметрополитена. От Сокольников до Парка…» и др. Тематикаэкскурсионной программы постоянно расширяется. Ознакомиться спрограммой и расписанием экскурсий можно на сайте музея.

Maximilian V. @ Foursquare

Критика

?сследователь архитектуры Д. С. Хмельницкий критикуетмузей за отсутствие систематизированной информации о коллекциях ифондах (последний тематический каталог опубликован в 1991 году),сложную процедуру доступа историков и исследователей архитектуры кархивам музея.

Pavel Voronin @ Foursquare

Филиалом МУАР является музей Мельниковых. Летом 2014 годабольшой резонанс вызвала ситуация с проникновением в Дом Мельникова сотрудников музея в отсутствие живущей тамнаследницы Виктора Мельникова.

Музей архитектуры им.Щусева

  • Музей архитектуры — 3D модель музейного комплекса

Pavel Voronin @ Foursquare Вадим Куликов @ Foursquare Роман Рябинин @ Foursquare Михаил Тихонов @ Foursquare ontakte User @ ontakte ontakte User @ ontakte

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Muzey-arhitektury-imeni-A-V-Shchuseva-23429

Музей архитектуры имени А.В. Щусева в Москве ➔ Фотографии, отзывы ✮ Россия 2019

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

  • Единственный хранитель архитектурного наследия России, более миллиона экспонатов.
  • Центральный экспонат — модель Большого Кремлевского дворца Василия Баженова.
  • Основа коллекции – архитектурная графика, модели знаковых российских зданий, скульптура, чертежи, мебель.
  • Три выставочных пространства: Анфилада — главный дом усадьбы Талызиных, Флигель «Руина» и Трапезные палаты 17 века.
  • Вся богатая коллекция доступна виртуально на сайте музея.
  • Описания к экспонатам и аудио-гиды на русском и английском языках.

Богатство коллекции архитектурного музея

Музей архитектуры имени А.В. Щусева располагается в самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади.

Соседнее с ним здание — знаменитая библиотека имени Ленина, через дорогу — Манеж, за ним сердце России — Кремль.

Это первый специализированный архитектурный музей в мире и единственный хранитель архитектурного наследия России. Для отечественных архитекторов этот музей – сакральное место, в нем хранится ДНК русской архитектуры.

В фондах музея нашла отражение вся тысячелетняя история русской архитектуры. Сегодня его коллекция насчитывает порядка 1 млн. экспонатов и в своей области сопоставима по качеству и разнообразию с собранием парижского Лувра.

Часть уникальных экспонатов до 90-х годов прошлого века хранилась в Донском монастыре Москвы, в стенах которого музей и начинался в далеком 1934-м году. Сегодня все фонды сконцентрированы в здании на улице Воздвиженке, а особняком стоит филиал Музея архитектуры – Дом Мельникова.

Этот яркий образец советского авангарда, в котором рядом с Арбатом жил с семьей основоположник стиля К.С. Мельников (1890-1974), известен во всем мире благодаря уникальности своего решения.

В основе коллекции музея  — архитектурная графика, макеты, обмерные чертежи, литография, скульптура, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства. Среди последних есть даже фрески, в том числе из Калязинского монастыря в Тверской области, вывезенные до того, как монастырь был затоплен.

К сожалению, большая часть коллекции находится в запасниках.

После передачи Донского монастыря в ведение Русской Православной церкви и переноса хранившихся в его стенах экспонатов в здание на Воздвиженке, многие выставочные залы фактически переделаны в хранилища, и последние 20 с лишним лет музей живет в крайне стесненных условиях.

Выставки и лекции

На сегодняшний день работают несколько небольших постоянных экспозиций, а остальные выставки сменяются в среднем раз в месяц.

Постоянные экспозиции музея — это фрагмент легендарной модели Большого Кремлевского дворца Василия Баженова (его обязательно стоит увидеть); необычный мемориальный кабинет Давида Саркисяна — директора музея с 2000 по 2009 годы, безвременно ушедшего из жизни;  Скульптурный дворик — экспозиция садово-парковой скульптуры под открытым небом; выставка подлинных фрагментов чугунного литья, украшавшего легендарную Триумфальную арку Осипа Бове.

На временных выставках  в музее показывают ретроспективы творчества видных архитекторов и тематические подборки скульптуры, фотографии, графики и так далее.

Здесь можно как узнать  о таких необычных вещах, как, например, корабельная архитектура, а также по-новому взглянуть на привычное городское окружение, например, как создавались и какими могли бы быть известные московские дома и станции метро. Планируя посещение музея, непременно загляните в его афишу на сайте.

Площадки архитектурного музея

На сегодняшний день у музея три выставочных площадки: «Анфилада», флигель «Руина» и Аптекарский приказ. «Анфилада» в главном здании — это действительно настоящая анфилада комнат с пятиметровыми потолками, аутентичными дверьми, паркетом и плафонами.

Само здание —  архитектурный памятник эпохи русского классицизма (XVIII-й век), бывшая усадьба дворян Талызиных. Некогда она состояла из главного дома и двух флигелей, один из которых также дожил до наших дней. Сегодня ему дано поэтичное название «Руина».

Это одно из самых романтических мест музея.

Обнаженные стены с кирпичной кладкой прошлых столетий, отсутствие оконных рам (вместо них лишь проемы) и напольного покрытия (вместо него расходящиеся в разные стороны деревянные настилы) — эта полуразрушенность создает совершенно особую выставочную атмосферу.

В музее проходят лекции, работает «Детский центр», в котором школьники постигают азы архитектуры. Есть возможность принять участие в экскурсиях музея для взрослых и детей.

Виртуальный музей архитектуры

Не имея пока возможности открыть крупную постоянную экспозицию, музей сделал доступными материалы своих фондов в пространстве Интернета. Проект называется «Виртуальный музей архитектуры» и  доступен по адресу vma.muar.ru на двух языках, русском и английском.  Это — история российской архитектуры с X по XXI век.

В каждом разделе рассказ о знаковых постройках эпохи, современные фотографии памятников с подборками исторических документов из коллекции музея. Также доступно приложение для смартфонов на русском, английском, немецком, французском и китайском языках.

В нем можно просмотреть 3D-экскурсии по особнякам старой Москвы, утраченным монастырям Кремля (Вознесенскому и Чудову), а также полюбоваться проектом несостоявшейся гигантской стройки XX века под названием «Дворец Советов».

Фотографии предоставлены пресс-службой Музея архитектуры имени Щусева.

© 2016-2019 moscovery.com

Мария Уланова

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 6, средняя оценка: 4,17 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B-%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8-%D1%89%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B0/

Музей архитектуры: фото и отзывы туристов. Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Музей архитектуры им. А.В. Щусева

Русские музеи отражают историю и современность нашей страны. Делают они это не только экспонатами, но и своим состоянием.

В этом смысле особенно интересен находящийся на Воздвиженке в Москве музей архитектуры — сюрреалистическое для обычного посетителя место.

Специалисты (либо просто люди, имеющие к архитектурной «тусовке» некоторое отношение) скажут вам, что он является одним из лучших в городе, поскольку здесь собрано множество артефактов, имеется богатейший архив по советской и русской архитектуре.

А. В. Щусев

А. В. Щусев, имя которого носит музей архитектуры, является титаном в этой области искусства. Им был создан мавзолей Ленина, а также десяток знаковых строений СССР. Щусев является инициатором открытия профильного музея в 1934 году, расположенного при Академии архитектуры.

Алексей Викторович, когда в 1946 году при его активной поддержке появился музей на Воздвиженке, стал также первым его директором (в период с 1946 по 1949 годы).

Музей архитектуры уже при Щусеве стал единственным в то время центром градостроительства и архитектуры со статусом научно-исследовательского.

Формирование фондов началось в 1934 году. Под них были переданы следующие экспонаты и площади Антирелигиозного музея искусств (в период с 1929 по 1934 годы): строения и территория Донского монастыря, различные собрания иконостасов, церковной утвари, церковных облачений, царских врат.

Фонды в 1930-40-е годы существенно пополнились. Были собраны фрагменты исторических и архитектурных памятников. 1930-е годы — период уничтожения и разорения исторических построек. В музей, кроме того, были переданы различные предметы интерьера древних зданий.

В 1946 году в собственность были переданы старинные здания усадьбы (конца 18 века) Талызиных-Устиновых. Расположение их на Воздвиженке, в близости от Кремля, говорит о родовитости прежних владельцев.

Вошла в усадебный комплекс также «палата для кормления» — редкий памятник архитектуры 17 века, представляющий собой трапезную Аптекарского двора.

В начале 20 века вторым этажом было надстроено каменное здание, сооруженное в 1676 году.

Человек, близкий к музейным кругам, отметит, что этот исторический музей, архитектура которого весьма любопытна, в течение примерно последних 20 лет испытывает большие сложности, поскольку когда-то собрание его находилось на территории переданного РПЦ в 1991 году Донского монастыря. Все эти годы он оставался просто выставочным пространством, так как практически все коллекции хранились в запасниках.

Символическое событие случилось совсем недавно, 19 июня 2012 года. -Это открытие в данном музее постоянной экспозиции. Для того чтобы увидеть представленный в ней уникальный объект, граждане со всех концов города потянулись в здание выставки. Вот здесь и начинается для обычного посетителя сюрреализм.

Расположен музей архитектуры в самом центре города, в большом дворце Талызиных, здании, относящемся к 18 веку. В него входит также усадебный флигель под названием «Руина», и здание 17 века, где находился Аптекарский приказ. Между тремя этими сооружениями находится небольшой дворик, также приспособленный под выставку.

Описание музея

Первое, что вы увидите, попав сюда — одинокую стойку кассы и центральный пустой вестибюль. Весьма любопытное зрелище представляют порой русские музеи.

Посетитель, в надежде на интересные архитектурные откровения, резко поднимается на второй этаж по дворцовой лестнице — и попадает в Зазеркалье.

Уходит в бесконечность целая анфилада пустых залов, как будто отраженная в гигантском зеркале.

Не преувеличение эти пустые залы, в которых находится государственный музей архитектуры: здесь действительно ничего нет, кроме развешенных изысканно по стенам экспонатов выставки, например, фотографий римских воображаемых театров.

По мнению обыкновенного посетителя, так может выглядеть сегодня модная арт-галерея, которых в Москве и так существует огромное множество, но отнюдь не главный в стране исследовательский центр и архитектурный музей. С интересом, впрочем, можно рассматривать скульптурные медальоны, роспись плафонов на потолке, лепные карнизы, горельефы, стены, выполненные из искусственного мрамора.

Но ведь эти дворцовые интерьеры музей получил вместе со зданием. Они еще в середине 20 века были отреставрированы и не считаются, вроде бы, экспонатами.

Уникальный экспонат

Под постоянную экспозицию были отданы два больших зала 19 июня 2012 года. Она призвана символизировать собой возрождение этого музея.

Мы говорим сейчас об одном удивительном экспонате — это модель (деревянная) Большого кремлевского дворца, являющаяся на сегодняшний день самым большим в мире макетом. Она была создана в начале 1770 годов по заказу Екатерины II Василием Баженовым. Длина макета составляет 17 метров.

Он настолько огромный, что, в идеале, требует отдельного павильона: в двух вышеупомянутых музейных залах находятся лишь его фрагменты, хотя и весьма впечатляющие.

Фонд музея

Музей специализировался сначала лишь на русской архитектуре. Но служащие собирали материалы по современным проектам и истории, фотографировали, делали обмеры, анализировали трансформацию и развитие градостроительной политики.

В результате этот музей архитектуры Москвы собрал огромный фонд, где сегодня представлено практически все: от современных фотографий до плинфы Софии Киевской, от проектных документов различной типовой застройки до шедевров строительной техники.

Пополнение фонда

Фонд музея в середине 1980 годов пополнился бесценной коллекцией. Она представляет собой архив Барановского Петра Дмитриевича, выдающегося реставратора и архитектора советского времени. С 1984 года этот архив почти не исследовался — для этого не хватает времени, специалистов. Музейные фонды представляют собой малоизведанный мир, который предстоит изучать еще многим поколениям ученых.

В начале 1990-х годов наступило бедственное время, которое переживает до сих пор этот музей архитектуры Москвы. Сегодня основная задача — решить насущную проблему экспонирования. Посетитель пока может лишь догадываться о том величии, которое таит в себе собрание музея, перелистывая рассказывающие о его истории буклеты.

Музей архитектуры и быта

Знакомство с культурой весьма увлекательно. Если вы интересуетесь архитектурой, можем посоветовать вам также посетить Музей народной архитектуры и быта, расположенный в деревне Озерцо в Беларуси.

Экспозиция его очень интересна. Музей народной архитектуры и быта познакомит вас с жилыми и хозяйственными зданиями, культовыми сооружениями, общественными постройками.

Воссоздает он крестьянский быт конца 19 — начала 20 века.

Источник: https://FB.ru/article/171945/muzey-arhitekturyi-foto-i-otzyivyi-turistov-gosudarstvennyiy-muzey-arhitekturyi-imeni-a-v-schuseva

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики