Vigoda

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Содержание

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме — один из многочисленных литературно-мемориальных музеев Санкт-Петербурга.

Он объединяет в себе уникальные экспозиции, посвящённые одному из крупнейших поэтов Серебряного века, её семье и творческим вехам.

Богатейшая коллекция расскажет о творческой жизни советского Ленинграда, и всей эпохе, на которую пришлись почти 30 лет жизни гениального литератора в скромной квартире, в самом сердце города на Неве.

Знаменитый Фонтанный Дом, во флигеле которого находится мемориальная квартира Ахматовой — это дворец Шереметевых, стоящий у набережной реки Фонтанки.

Фамильное гнездо старинного графского рода — почти ровесник самой Северной столицы, его построили в 1712-м году.

В настоящее время в нём расположен Музей музыки, под эгидой которого проходят фестивали, камерные концерты, кинопоказы, конференции, лектории и творческие встречи со знаменитыми петербуржскими исполнителями и деятелями культуры.

Цены и режим работы Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

В 2019 году стоимость билетов составляет:

  • 120 рублей — взрослые;
  • 60 рублей — школьники до 18 лет, пенсионеры.

Правом бесплатного посещения могут воспользоваться:

  • Ветераны Великой Отечественной войны и жители блокадного Ленинграда;
  • Участники боевых действий;
  • Инвалиды I и II групп с сопровождающим лицом;
  • Сотрудники государственных музеев РФ.

3-й четверг каждого месяца — день открытых дверей для школьников и студентов до 18 лет.

Наталья Осипова, © Официальная группа Музея Анны Ахматовой

История

Впервые о мемориальном музее Ахматовой заговорили 1988-м году, когда власти Ленинграда приняли решение создать особую комиссию по сохранению богатейшего литературного наследия.

На волне перестроечных идей фигура поэта и её репрессированной семьи стала своего рода символом борьбы за справедливость и признания ошибок прошлого.

Именно поэтому для будущих сотрудников открывались любые бюрократические двери, и уже через год первые экспозиции заработали.

Место для музея определилось сразу же — это квартира в Фонтанном доме, где Анна Андреевна жила с 1925-го по 1952-й год со своим третьим мужем — искусствоведом Николаем Пуниным.

На тот момент здание освободил Институт Арктики и Антарктики, и стало возможным воссоздать исторический интерьер жилища на третьем этаже южного флигеля — так наследие постепенно начало возвращаться в стены, где прошла почти половина жизни поэта.

Перед создателями стояла нетривиальная задача — не только собрать сохранившиеся личные вещи, но и найти людей, связанных с периодом жизни Ахматовой в Петербурге.

Что-то отыскалось через потомков современников и друзей, активно использовался самиздат с воспоминаниями.

По крупицам восстанавливались интерьеры, фотографии, книги с автографами и письма, иногда — буквально из ящиков полузабытых столов и пыльных антресолей старых коммунальных квартир.

На момент открытия музея, приуроченного к 100-летию Анны Ахматовой, по всему миру гремели перемены — падение Берлинской стены позволило частично восстановить культурные связи с Европой, что благотворно отразилось на дальнейшей жизни экспозиций. Так, одним из официальных партнёров стало немецкое Общество по установлению связей с Восточной Европой. Всего же в списке людей, сохранивших семейные реликвии, и помогавших собрать первые фонды, несколько десятков фамилий.

В 2003-м году экспозиции обновили и условно поделили на две части — историческую и литературную тему. Вторая половина построена по принципу, сформулированному самой Ахматовой — «Я помню всё в одно и то же время…». Такая концепция легла в основу Белого зала — ротонды с колоннами, между которых собраны ценнейшие реликвии, связанные с разными периодами жизни поэта.

Сегодня в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов — ни одной случайной вещи нет, всё напрямую связано с именем Анны Андреевны и её знаменитых современников — Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Хлебникова и других именитых творцов.

С 2014-го года залы обновили мультимедийными инсталляциями с динамической подсветкой и другими технологиями, но основная идея осталась прежней — перенести гостей в начало XX века, во времена, когда на литературном небосклоне зажглось множество ярких звёзд.

Наталья Осипова, © Официальная группа Музея Анны Ахматовой

Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

На 2019 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.

Мемориальная квартира Анны Ахматовой

Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.

Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина.

Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина.

На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.

Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов.

Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году.

На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».

Юлия Абрамова, © Официальная группа Музея Анны Ахматовой

Американский кабинет Иосифа Бродского

Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно.

Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского.

Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.

Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.

Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.

© Официальный сайт Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Музей-квартира Льва Гумилёва

С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва.

Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой.

Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.

Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии.

Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва.

Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.

Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару.

Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово.

© Официальная группа Музея-квартиры Льва Гумилёва

Интересные факты

По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой.

Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту.

Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.

Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность.

Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.

Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина.

Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея.

Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.

© Официальный сайт Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты.

Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками».

Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.

На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи.

На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей.

С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.

Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.

Как добраться до музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Достопримечательность находится в историческом центре города, и автобусная/троллейбусная остановка «Жуковского» — в 20 метрах от дома № 53 на Литейном проспекте.

Именно здесь находится единственный вход — арка, ведущая во двор дворца Шереметевых.

От метро идти дальше, почти километр, ближайшая станция — «Маяковская», на выходе из зала нужно выйти на Невский проспект, пройти до перекрёстка с Литейным, повернуть направо и идти, держась нечётной стороны.

На такси лучше выбирать официальные сервисы — мобильное приложение Uber, Yandex или Maxim — все три гиганта перевозок работают в Питере много лет, и пользуются достаточным авторитетом. Заказывать машину лучше за день до визита, чтобы получить выгодное предложение или скидку. Уличные таксисты — не вариант, на туристах они наживаются без угрызений, выставляя невменяемые расценки на поездку.

Для тех, кто едет на личном или арендованном автомобиле, нужно сразу выставлять координаты навигатора — 59.935838, 30.346926. Парковаться на Литейном проспекте можно, но стоянка платная — в 2019 году от 60 рублей в час. Ориентир — по терминалам, оплатить парковочное время можно с помощью банковской карты или мобильного телефона.

Нашли неточность? Сообщите нам. Смотреть отзывы на

138 туристов было здесь

Эрмитаж (Государственный Эрмитаж) — один из крупнейших и наиболее значимых художественных и культурно-исторических…

85 туристов было здесь

Санкт-Петербургский Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН -знаменитая Кунсткамера, или «кабинет…

62 туристa были здесь

Русский музей представляет собой огромный архитектурно-художественный комплекс, расположенный в центре Санкт-Петербурга….

29 туристов было здесь

Зоологический музей — один из самых крупных в мире музеев по зоологии, как обособленное учреждение, создан в 1932 году,…

22 туристa были здесь

Жители и гости культурной столицы России имеют прекрасную возможность посетить музей восковых фигур Петербурга. Несмотря…

Российский этнографический музей

20 туристов было здесь

Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге справедливо называют главной сокровищницей народной…

Музей-квартира А. С. Пушкина

18 туристов было здесь

Петербургский музей-квартира А. С. Пушкина на набережной реки Мойки, 12 является знаковым местом не только для…

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint_petersburg/museum/12506

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Это один из значимых уголков города для туристов и петербуржцев, неравнодушных к культурной жизни. Планируя посетить Северную столицу, обязательно ознакомьтесь с афишей и запланируйте визит в музей. Вы сможете не только осмотреть постоянную экспозицию, но и попасть на одно из культурных мероприятий, проходящих на территории.

Фонтанный дом Ахматовой: история здания

В 1712 году Петр I пожаловал участок у реки Фонтанки графу Шереметьеву, при условии, что тот возведет монументальный дворец.

С тех пор сильно заболоченный участок между берегом реки и нынешним Литейным проспектом был насыпан, а в начале 40-х годов был отстроен одноэтажный дворец, который обзавелся вторым этажом спустя 10 лет.

Здесь жили пять поколений графской ветви рода Шереметьевых, и принимали именитых гостей.

Фонтанным домом владельцы называли свое имение благодаря соседству с рекой Фонтанкой, название закрепилось и дошло до наших дней. После революции время пышных балов закончилось. Имение было разграблено, как и большинство дворянских гнезд.

Лишь малая толика ценностей попала в Эрмитаж и Русский музей, где их можно увидеть и сегодня. После 1930 года Фонтанный дом в Санкт-Петербурге, как сообщает официальный сайт, превратился в жилую квартиру.

Именно здесь было суждено провести 30 лет своей жизни одной из главных поэтесс России.

Музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге

Основанный в 1989 году, к столетию со дня рождения поэтессы, музей сегодня является одним из самых интересных и рекомендуемых к посещению. Здесь удалось восстановить и сохранить обстановку и быт, в котором жила поэтесса, вещи ее семьи, одежду, письма и многое другое. Именно в стенах этой квартиры были созданы главные произведения поэтессы, включая «Реквием».

Музей-квартира Ахматовой в Санкт-Петербурге расположен на третьем этаже Фонтанного дома. В этом же здании можно посетить музей-квартиру Льва Гумилева и «американский кабинет Иосифа Бродского». На входе посетителям предлагают аудиогид. Однако записанный в цифровом виде текст можно прочитать и в печатном виде – заламинированные памятки разложены на подоконниках в комнатах.

Они рассказывают о печальном времени, проведенном поэтессой в стенах бывшего дворца, а по факту – общей квартиры с весьма спартанскими условиями. Небогатая обстановка передает скорбную атмосферу, окружавшую Ахматову. Хотя сама она за 76 лет ни разу не была арестована, вся ее жизнь прошла в страхе за себя и своих близких.

Первый муж – Николай Гумилев и третий муж – Николай Пунин закончили свои жизни в заключении. Единственный сын поэтессы – Лев Гумилев скитался по лагерям и тюрьмам более 10 лет.

Музей Ахматовой в Фонтанном доме, как показывает официальный сайт, отражает всю боль, которую испытывала женщина.

В тяжелые времена ей пришлось делить квартиру не только со своим мужем и сыном, но и с первой женой и дочерью от первого брака Пунина, а также семьей из 5 человек бывшей горничной Пуниных.

Дом-музей Ахматовой в Санкт-Петербурге спроектирован в виде буквы «о» — весь его можно обойти по периметру, следуя из одной комнаты в другую.

В процессе посетители попадают в общую спальню Ахматовой и Пунина, и в комнатку, где она жила после развода с мужем, не имея возможности переехать, а также в большую по меркам коммуналки гостиную. В центре ее стоит круглый стол с абажуром, за которым семья собиралась вечерами.

Далее – тупик в коридоре, в котором был вынужден жить Левушка. Пунин не любил его, ограничивал не только в жилплощади и условиях, но и в еде. Со всем этим была вынуждена мириться Ахматова, не располагая возможностью лучшей жизни.

Бродя по квартире в мрачном настроении, запуганная и встревоженная, она часто выглядывала в сад Фонтанного дома. Санкт-Петербург за окнами был то светел, то темен, ветки деревьев колыхались на ветру, а на лавочке неизменно сидел стукач из НКВД. За Ахматовой вели слежку, а Сталин называл ее «наша монахиня».

С творчеством поэтессы подробно знакомит Белый зал – пристройка, которой не было во время жизни Ахматовой здесь. Стены расписаны и завешены распечатками стихов, обложками поэтических сборников, вырезками из газет, старыми фотографиями. Задача того зала – дать историческую справку, факты. А чувства вызывает осмотр самой квартиры.

Современная жизнь музея

Музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге, как сообщает официальный сайт, открыт для посетителей ежедневно, кроме понедельника. Каждый третий четверг месяца – вход бесплатный. Билет без льгот стоит 120 рублей. По воскресеньям проходят обзорные экскурсии по предварительной записи.

Отдельно можно посетить Сад Фонтанного дома в Санкт-Петербурге. Афиша расскажет о мероприятиях, которые регулярно проходят здесь: поэтические чтения, встречи с деятелями культуры, кинопоказы.

Если вы еще не бывали здесь, обязательно посетите музей. Анна Ахматова и Серебряный век – интереснейшая и вдохновляющая тема для размышлений.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/muzei/muzey-anny-akhmatovoy-v-fontannom-dome/

Санкт-Петербург. Квартира-музей Анны Ахматовой на Фонтанке

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Из рассказа «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»…Я не могу про себя сказать, что являюсь особенной поклонницей Анны Ахматовой. Лучше уж признаться сразу. Скорее и вернее её сына – известнейшего историка Льва Николаевича Гумилёва.

Поэтом, имея редкую возможность свободно гулять по Питеру, понимаю, что не зайти в Фонтанный дом на Набережной реки Фонтанки, 34 – не могу.…Анна Андреевна Ахматова была сложным человеком, интересной женщиной, гениальной поэтессой. Но не матерью….

Любовный треугольник Маяковского представляет собой примитивную геометрическую фигуру по сравнению с бурной жизнью Ахматовой.…Сосланному в лагерь сыну Левушке она писала не то, чтобы редко, а очень редко. И очень мало – всего по несколько строк. «Мама мне пишет так, как будто я отдыхаю в Ялте.

Очень уж она жалеет себя и совсем не бережет меня. Когда-то я, с крепким здоровьем, это выносил. Но, наконец, сломался именно от этого» (из письма другу из лагерной больницы во второй ссылке).

Глава 2. Квартира-музей Анны Ахматовой

Я не могу про себя сказать, что являюсь особенной поклонницей Анны Ахматовой.

Лучше уж признаться сразу. Скорее и вернее её сына – известнейшего историка Льва Николаевича Гумилёва. Поэтом, имея редкую возможность свободно гулять по Питеру, понимаю, что не зайти в Фонтанный дом на Набережной реки Фонтанки, 34 – не могу.

Нырнула в какую-то питерскую подворотню и очутилась в импозантном просторном зелёном скверике. По указателю поняла, в какой из внутренних стен дома обитала Ахматова. Здесь она жила в 18-20гг. (северный флигель), а с 20-52гг. (южном), где сейчас располагается её музей.

Дом Ахматовой находится почти в самом центре Петербурга. Внутренний двор выглядит квадратом и вот такой зелёный

Билеты покупаю в отдельном флигеле, а дальше входишь собственно в сам дом. Парадное, коридор, лестница, подъём, дверь в квартиру. Полное ощущение того, что пришёл в гости к знакомому питерцу.Предлагают взять аудиогид, но я их не люблю, они меня отвлекают, мешают прислушиваться к собственным ощущениям. К тому же, всё о чём вещают вам наушники представлено в виде заламинированного текста на подоконнике в каждой комнате. Квартира достаточно большая, такая квадратная буква «о». Вы ходите по длинному коридору и заглядываете или заходите в комнаты.

Фотографии у меня убийственно плохие. Но думаю, что здесь это не суть важно. На первом плане совсем другое. Вернее другой человек. Не Ахматова. А её сын Лев Николаевич Гумилев.
Те, которые в рамочке, взяла для исправления ситуации с сайта музея.

План квартиры

Анна Андреевна Ахматова была сложным человеком, интересной женщиной, гениальной поэтессой. Но не матерью…. Любовный треугольник Маяковского представляет собой примитивную геометрическую фигуру по сравнению с бурной жизнью Ахматовой. Она сама о себе писала: «Чужих мужей вернейшая подруга, и многих безутешная вдова».

Первый её муж – Николай Степанович Гумилёв. Поэт. Офицер. Расстрелян.

Единственный сын от этого брака – Лев, Лёвушка.Знаете, как-то рука не поворачивается, зная трагические события жизни этой женщины, писать о ней не дай бог, осуждающе или обвиняюще. Я постараюсь писать сухо и убрать эмоции. Только факты.Лёвушка жил в семье отца в городе Бежецк Тверской области. Там его обожали. Сестра отца хотела его усыновить: «Все и так считают Леву её родным сыном». Сам Гумилев боготворил сына, и это чувство было взаимным. Даже на фронте он писал любимому мальчику стихи. У Ахматовой таких посвящений 1 или 2.

Второй муж – Николай Николаевич Пунин. Профессор. Искусствовед. Не вернулся из лагеря.

В квартире на Фонтанке жили 5 человек – Пунин, его бывшая жена Анна, их дочь Ирина, Ахматова и её сын Лева (ему было 22 года и он приехал к матери из Бежецка). Пунин юношу – терпеть не мог.

«Что же ты хочешь, Аня, мне не прокормить весь город!»
«Масло только для Иры!».

Так что это он с одной стороны «искусствовед», а с другой рисуется пигмейский моральный облик.А Лева не мог уйти. Куда? Он, действительно, был нищий мальчик в незнакомом городе. Он приехал поступать в ЛГУ. Потом всё-таки переехал к товарищу, но обедать приходил к матери.

Ахматова всех предупреждала: «Лева скоро уйдёт».Он поступил в Университет, но в 38г. первый раз попадёт в лагерь. У него будет краткое освобождение, а потом второй срок. Главное при этом, его обида на мать.

Во-первых, она ему писала не то, чтобы редко, а очень редко.

И очень мало – всего по несколько строк. «Мама мне пишет так, как будто я отдыхаю в Ялте. Очень уж она жалеет себя и совсем не бережет меня. Когда-то я, с крепким здоровьем, это выносил.

Но, наконец, сломался именно от этого» (из письма другу из лагерной больницы во второй ссылке).

Не подумайте, что этот достойнейший человек несправедливо разнылся на маму. Это его единственный «крик души». Скорее наоборот. Сама Ахматова просила пожалеть её: «Я очень печальна, и у меня смутно на сердце. Пожалей хоть ты меня?» (письмо Ахматовой в лагерь на лесоповал к сыну).Где же элементарное чувство меры? Где такт?Кстати, именно в лагере Гумилёв продумал и придумал свою теорию пассионарности и этногенеза, т.е. родился как учёный.Анну Ахматову нельзя осуждать. Природа подарила ей и поэтический дар, и «антипедагогический». Если использовать андерсеновскую аналогию со Снежной Королевой – в сердце у неё застрял кусочек льда.

Чуковский пишет так: «Мне стало страшно жаль эту трудноживущую женщину. Она как-то сосредоточилась на себе, на своей славе – и еле живёт другим».

Литературоведы, любящие её поэзию, называют ахматовский стиль общения – «гармоничная величавость», а некоторые современники говорят, что она «давила на собеседников, вызывая у них робость, страх, трепет, оцепенение, в общем, создавая «монархический образ».

Сам же благороднейший и никогда ни на что не жалующийся Лев Гумилёв всегда просил маму оставить имидж императрицы. Самое смешное, ещё маленьким мальчиком он ей сказал: «Мама, не королевствуй».

Когда Гумилёв вернулся из многолетней ссылки — «Голгофы», как он её называл, то он всего лишь деликатно спросил у матери: «А в чём выражались твои хлопоты?». А в дневнике написал так: «Когда я вернулся из Омского лагеря, я спросил, почему она не подала заявления?» (на освобождение, его неустанно подавали друзья)… «Она думала, что если она страдает, то ей должны пойти навстречу».В комнате, где жила Анна Ахматова меня просто сдавило. Здесь всё пропитано обидами, страданием, блокадным голодом. Сам музей оставил у меня двойственное ощущение, конечно, прикоснуться поближе к творчеству и жизни Ахматовой очень интересно. Но дело в том, что квартира насквозь пропитана такой энергетикой, которая буквально тебя выдавливает из неё. Ей было очень тяжело здесь жить.

Одна комната называется – Белый зал

Перед входом в квартиру-музей Ахматовой стояла такая экспозиция. Символичный образ…

Интересно, на ночной экскурсии по Петербургу нас подвезли к шемякинским сфинксам, которые установлены на гранитном берегу реки Невы (набережной Робеспьера) прямо напротив Крестов. А через дорогу в темноте показали тоненькую скульптуру Анны Ахматовой и зачитали её стихотворение. Я дословно, конечно, не помню, но смысл такой: Сюда я приходила, приносила передачи, здесь плакала, и прошу поставить мне памятник в этом месте, и чтобы в моих глазах навечно застыли слёзы.Красивое стихотворение, красивые слова.

Рассказы о Петербурге:

«Питер – то ли город, то ли виденье» и «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

Посты о Санкт-Петербурге:

«Мы из Кронштадта»
Санкт-Петербург. Ночное приключение
Исаакиевский собор. О его красоте, истории и загадках… ?

|

pamsikЛюбовь!Только в моемвоспаленном мозгу была ты!Глупой комедииостановите ход!Смотрите —срываю игрушки-латыя,величайший Дон-Кихот!Любить — это с простынь,бессонницей рваных, срываться,ревнуя к Копернику, его,а не мужа Марьи Иванны, считаясвоим соперником.

[ Нежные! Вы любовь на скрипки ложите.]Нежные!Вы любовь на скрипки ложите.Любовь на литавры ложит грубый.А себя, как я, вывернуть не можете,чтобы были одни сплошные губы!Не смоют любовьни ссоры,ни версты.Продумана,выверена,проверена.Подъемля торжественно стих стокоперстый,клянусь —люблюнеизменно и верно!

В.Маяковский из «Облака в штанах»

Источник: https://pamsik.livejournal.com/108686.html

Фонтанный дом, музей А. Ахматовой

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

0 1004

Фонтанный дом в Санкт-Петербурге на 30 лет стал приютом для Анны Ахматовой. Стены этого удивительного здания помнят и хорошие, и мрачные страницы биографии великой русской поэтессы. В 1989 г.

в квартире Анны Ахматовой в Фонтанном доме был открыт музей.

Цель экспозиции – показать, как творческая личность пытается сохранить свой маленький личный мир в условиях тоталитаризма, царящего в стране.

Туристов заинтересуют экспозиции музея Ахматовой, а также история и архитектурные особенности Фонтанного дома, ставшего культурным символом Северной столицы.

Здание в стиле барокко было сооружено архитектором С. Чевакинским в 1750 г. на берегу реки Фонтанки (отсюда и название особняка). Заказчиком строительства стал граф П. Шереметев. Над главным входом размещен герб Шереметева и девиз «Бог сохраняет все». Именно эти слова стали эпиграфом ключевого произведения Анны Ахматовой – «Поэмы без героя».

В основной части особняка располагалось восемь больших комнат, все окна которых выходили в сад (это обстоятельство Анна Ахматова неоднократно отмечала в своих дневниках). К северной оконечности здания был пристроен флигель, в котором находился Танцевальный зал. Южный флигель был отдан под домовую церковь.

Чевакинский украсил фасад здания лепниной, барельефами военной тематики, ложными колоннами, статуями и цветочными вазонами. Особняк пережил не одну реконструкцию и переделку, но его фасад остался в неизменном виде.

Культовый статус Фонтанного дома начал формироваться еще во времена Шереметевых. Граф был большим любителем театра, им была сформирована труппа из крепостных, звездой которой стала актриса П. Ковалева-Жемчугова. Шереметев влюбился в приму своего театра и, вопреки всему, женился на ней.

В Фонтанном доме бывали А. Пушкин, О. Кипренский, Ф. Лист, М. Глинка, П. Виардо и другие.

Последним частным владельцем особняка стал граф С. Шереметев – один из основоположников русской исторической науки. В 1917 г. нарком просвещения РСФСР А. Луначарский издал распоряжение, в соответствии с которым Фонтанный дом переходил государству.

В разное время здесь располагались различные казенные учреждения, в том числе, Арктический институт. Большинство интерьеров особняка были уничтожены, в Танцевальном зале сотрудники Арктического института залили бассейн для испытания макетов первых советских ледоколов.

Подлинную славу Фонтанному дому принесла Анна Ахматова, сделавшая его частью своей литературной вселенной.

Квартира №44, в которой жила Ахматова, принадлежала ее третьему мужу, искусствоведу и сотруднику Русского музея Николаю Пунину. Поэтесса переступила порог Фонтанного дома в 1924 г., чтобы, с небольшими перерывами, прожить здесь вплоть до 1954 г.

В гости к Пунину и Ахматовой приходили многие знаменитости – К. Малевич, В. Маяковский, Е. Замятин, О. Мандельштам, Б. Пильняк.

Однако, жизнь Анны Андреевны в Фонтанном доме нельзя назвать счастливой. У нее даже не было собственной комнаты – поэтесса спала на диванчике в кабинете своего мужа. В квартире проживала первая супруга Пунина А. Аренс, регулярно здесь останавливались его многочисленные родственники.

Отдушиной были встречи в столовой, где Анна Андреевна читала стихи, общалась с гостями, слушала музыку.

В 1938 г. супружеская пара распалась, и Анне Андреевне была выделена комната, ранее исполнявшая функции детской: квартира №44 стала коммунальной.

Помещения Музея Анны Ахматовой

Туристы начинают знакомство с музеем со старинной лестницы. В 19 веке пролеты были покрыты красивой и прочной плиткой. Сквозь окна лестницы виден сад Фонтанного дома, фасад особняка с мальтийскими крестами, флигель, Литейный театр.

Лестница как бы разграничивает пространство на роскошь, оставшуюся от шереметевской эпохи, и на быт обычной ленинградской коммуналки 30-50 гг.

Квартира поэтессы находится на третьем этаже, в нее ведет высокая двойная дверь из дерева. На двери – старинная ручка и почтовый ящик.

Прихожая

Стандартная прихожая для квартир ленинградской интеллигенции. Здесь посетители увидят покрытую кафелем печь, вешалку, большой дорожный сундук, саквояж, трюмо, подставку для зонтов, телефон, небольшую пейзажную картину на стене.

В уголке между кухней и прихожей Н. Н. Пунин устроил импровизированную лабораторию для проявки фотографий. Чтобы никто не помешал этому процессу, лампочки выкручивали по всей квартире.

Кухня

Из прихожей посетители сразу попадают в кухню. С 20-х годов обстановка здесь не изменилась. У стены – каменная плита, работающая на дровах, обеденный стол, деревянные табуреты. На столе стоит самовар и посуда – миски, тарелки, чашки.

В углу висит небольшая икона Св. Анны Кашинской,  на боковой стене — часы-ходики.

Кухня находилась в полном распоряжении домработницы Пунина А. Смирновой. Впоследствии Смирнова и ее трое детей получили право на постоянное проживание в квартире, им была выделена комната.

В конце 30-х годов жизнь в квартире №44 стала совсем невеселой. Дрова, продукты, вещи первой необходимости стало крайне сложно добывать. В коридоре стало так холодно, что Ахматовой приходилось надевать шубу, чтобы ответить на телефонный звонок.

Кабинет Н. Н. Пунина

Следующая «остановка» на пути туристов – кабинет супруга Анны Ахматовой Н. Н. Пунина. Это классический кабинет ленинградского интеллигента-гуманитария. Много книг, рукописей, большой стол с огромным количеством письменных принадлежностей, хорошее кресло. Стены украшены рисунками художников В. Лебедева, П. Львова, Н. Тырсы – друзей Пунина.

Супруг Ахматовой был всесторонне образованным человеком, он увлекался японской графикой, русской, французской, немецкой живописью. Пунин был одним из первых, кто отметил талант будущей звезды мирового авангарда К. Малевича.

Работая в Русском музее, Пунин имел определенные льготы, мог приглашать к себе гостей. Одним из таких гостей октябрьским днем 1922 г. и стала Анна Ахматова. В дневнике поэтесса восторженно отозвалась об этой встрече.

У Анны Андреевны не было прописки, что было неприемлемо. После 2 лет знакомства с Пуниным она согласилась стать его гражданской супругой и переехать в Фонтанный дом.

В середине 20-х гг. Пунин понял, что он не может принять взгляды советской власти на будущее искусства. Николай Николаевич пишет статью «Революция без литературы», в которой критикует Троцкого – одного из главных гонителей Ахматовой. Материал не был опубликован, но власти взяли Путина «на карандаш».

В 1935 г. за Пуниным пришли представители НКВД. Ахматова с первой женой Пунина А. Аренс также ждали ареста, сжигая в печи свои письма и дневники.

Пунина освободили, но в 1949 г. произошел новый арест, после которого в кабинете Николая Николаевича стал жить сотрудник НКВД.

«Левушкин кабинет»

В 1929 г. в квартиру №44 перебрался и сын Ахматовой – Лев Гумилев, до того живший в Бежецке у бабушки. В доме не было отдельной комнаты для 17-летнего юноши, ему смогли выделить небольшой уголок в коридоре, где он спал на сундуке. Гости музея увидят этот сундук, а также – кафельную печку, окно, освещавшее место обитания будущего историка.

Домочадцы называли угол Гумилева «Левушкин кабинет». Юноша был недоволен условиями жизни, жаловался на холод и скудное питание.

В 1935 г. Гумилева вместе с Пуниным арестовали и после короткого заключения он решил не возвращаться в квартиру, снимая жилье в других районах города.

Столовая

Несмотря на бытовые неудобства, у жителей квартиры №44 в Фонтанном доме были и небольшие радости. Большинство из них связаны со столовой. Именно в этой комнате принимали гостей. Посетители увидят большой квадратный стол, над которым висит красная лампа. Вокруг стола – венские стулья. У стен – патефон, диванчик, кафельная печь, буфет.

Удивительно, как Ахматовой и Пунину в условиях жестокого дефицита удавалось сохранять достойный быт, принимать гостей, беседовать о литературе и музыке.

В столовой отмечали Рождество и Пасху, ставили праздничную елку, праздновали именины детей и взрослых.

На стене над диваном висит картина В. Гринберга «Воздух времени», которую Ахматова называла апокалиптической, как время, в котором ей довелось жить.

В углу висит икона Казанской Богоматери. С ней связана весьма показательная история. Однажды Ирина, дочка Н. Пунина, заявила отцу, что образок нужно убрать. Так на девочку повлияла революционная пропаганда в школе. Пунин с иронией посоветовал школьнице не быть парткомом.

Комната Анны Ахматовой

Центральной частью Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме является комната, в которую поэтесса переехала после тяжелого разрыва с мужем. После этого события Анна Андреевна перестала принимать участие в семейных обедах и ужинах.

В этой комнате находится двуспальная кровать, накрытая красным покрывалом. На покрывале – вышитая подушка.

У стены – резной сундук работы итальянского мастера. Этот предмет интерьера Ахматовой подарила ее близкая подруга, танцовщица и актриса О. Судейкина. В сундуке поэтесса держала все свои бумаги – рукописи, дневники, письма и т.д.

Рядом с сундуком лежит чемодан, который Ахматова собиралась взять с собой, если ее придут арестовывать.

На стуле у стены сидит необычная кукла в венецианском одеянии. Эту вещицу, ставшую любимой игрушкой Ахматовой, выполнила О. Судейкина, отличающаяся великолепным художественным чутьем.

В стоящем неподалеку от печки красном буфете – фарфоровая статуэтка работы Н. и Е. Данько. Художники изобразили Анну Ахматову с шалью на плечах, со знаменитым полуоборотом головы. Статуэтку Данько подарили поэтессе в 1924 г.

Ахматовой комната не нравилась, она говорила, что самое красивой в ее новом жилище – растущее за окном дерево. Возможно, такие впечатления связаны с тем, что в этой комнате Ахматова пережила самые тяжелые моменты своей жизни – два ареста Гумилева, арест бывшего мужа, постоянное ожидание собственного ареста.

«Белый зал»

Белый зал Музея Анны Ахматовой – помещение, которое в 18 в. называли Танцевальным залом. Здесь размещена интерактивная экспозиция, позволяющая гостям стать частью литературной вселенной великой поэтессы.

В зале размещено семь инсталляций, отражающих основные этапы творческого пути Ахматовой. Кроме того, здесь находятся ее рукописи, личные вещи, рисунки, фотоснимки и документы.

На специальных экранах появляется описание любого предмета, на который посетитель музея указывает рукой.

Как добраться:

Источник: https://Mos-holidays.ru/spb/muzei/fontannyj-dom-muzej-a-axmatovoj/

Музей — квартира Анны Ахматовой в Фонтанном доме | Гид по Петербургу 2019

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музей — квартира Анны Ахматовой открылся в 1989 году в честь знаменитой русской поэтессы. Ранее в этом доме жил граф Шереметьев со своей семьей.

Анна Ахматова жила в квартире № 44 ровно тридцать лет — с 1924 по 1954 года. Сейчас в музее можно посмотреть, как выглядела ее комната и ознакомится с личными вещами, которые сохранились до наших дней.

Ниже вы найдёте всю необходимую информацию по посещению музея — фото, экспозиция, цены, режим работы на 2019 год и отзывы.



Архитектура

Туристов сможет привлечь не только экспозиция квартиры Ахматовой, но и архитектура старинного дома, который стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Здание построено в стиле барокко в 1750 году архитектором С. Чевакинский по заказу графа Шереметьева.

Над главным входом до сих пор располагается герб графа и слова «Бог сохраняет все». Эти слова Ахматова использовала в качестве эпиграфа в «Поэме без героя»

Основная часть дворца состояла из 8 огромных комнат. Окна смотрят в сад. Это отмечала сама Анна Ахматова в дневниках. На северной территории позже построили корпус, где расположился зал для танцев. Южный корпус отдали под придомовую церковь.

Фасады украсили:

  • лепниной
  • тематическими военными барельефами
  • большим числом колонн
  • статуями
  • цветочными вазами

За долгие годы в особняке происходило огромное количество перемен, но фасад всегда оставался неприкасаемым и дошел до нас в первозданном виде.

Высокий статус Фонтанного дома сформировался еще во время проживания здесь поколения Шереметьевых.

Граф очень любил и с глубоким уважением относился к театральному искусству. Он создал труппу из крепостных, а звездой его театра стала П. Ковалева-Жемчугова, в которую граф до беспамятства влюбился и несмотря ни на что, взял в жены

Знаменитый дом на Фонтанке посещали не менее знаменитые люди:

  • А. С. Пушкин
  • О. А. Кипренский
  • М. И. Глинка
  • Полина Виардо

В 1917 году А. Луначарский издал указ, согласно которому именитый дом на Фонтанке перешел в государственное владение

После этого в доме в разное время находились государственные заведения, включая Арктический институт. Большую часть интерьеров безжалостно уничтожили, в зале танцев сотрудники института соорудили бассейн для проверок макетов ледоколов.

Настоящую популярность Фонтанный домполучилблагодаря Анне Ахматовой, которая сделала из него часть целой литературной эпохи. Она жила в квартире под номером 44, которая находилась во владении ее третьего мужа Н. Пунина. Анна Андреевна прожила здесь 30 лет — с 1924 по 1954 года.

Гостями в ее доме были великие деятели искусств:

  • К. С. Малевич
  • В. В. Маяковский
  • О. Э. Мандельштам
  • Б. А. Пильняк

Но жизнь в этом доме не была безоблачной для великой поэтессы. Спала Анна Андреевна на диване в кабинете мужа. Также в квартире проживала первая супруга Пунина. Часто здесь задерживались родственники мужа

Отрадой для нее оставались те моменты, когда она читала свои стихи, вела беседы с гостями и слушала музыку. Несмотря на то, что супруги расстались еще в 1938 году, она продолжала жить в этом доме. Ей выделили комнату, которая раньше была детской. А квартира № 44 превратилась в  коммунальную.

Билеты

Цена на 2019 год

  • взрослого билета — 120 рублей
  • билет для школьников и пенсионеров — 60 рублей
  • по студенческому билету музей-квартиру можно посетить бесплатно

Каждый третий четверг месяца посетителям младше 18 лет вход свободный

Официальный сайт

akhmatova.spb.ru

Телефон

8 812-579-72-39

Экскурсии

Знакомство с музеем начинается со старинной лестницы. В 19 веке на ее пролеты уложили удивительную и прочную плитку. Сквозь окна на лестнице просматривается:

  • сад дома
  • фасад
  • флигель
  • театр

Лестница удивительно разделяет пространство на богатство шереметевского времени и быт стандартной коммуналки Советского Союза

Квартира № 44 располагается на 3-ем этаже. Ее вход украшает высокая двойная деревянная дверь. На ней находится старинная ручка и ящик для почты.

Прихожая

Прихожая ничем не отличается от других прихожих советской интеллигенции.

Посетители увидят:

  • кафельную печь
  • вешалку
  • трюмо
  • дорожный сундук
  • маленькую картину

Между кухней и прихожей расположена комната для проявки фотоснимков. Она была создана супругом Ахматовой. Чтобы ничего не повлияло на создание фото, во всей квартире выкручивали лампочки.

Левушкин кабинет

В 1929 году в квартире поселился сын великой поэтессы – Лев Николаевич Гумилев от брака с поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым.

Поскольку в доме не хватало комнат, юному Леве выделили скромный угол в коридоре, где ему приходилось спать на сундуке. Жители квартиры назвали этот угол «Левушкин кабинет».

Лев был крайне недоволен выделенной «комнатой», часто говорил о холоде и скудном питании.

В 1935 году он и Пунин были арестованы, после скорого освобождения он не захотел возвращаться в квартиру и снимал жилье в разных районах Ленинграда.

Комната поэтессы

Центральное место в музее Анна Ахматовой, несомненно, занимает ее комната, в которую она переселилась после расставания с супругом. После этого она не посещала семейные застолья.

В комнате стоит большая двуспальная кровать, на ней находится красное покрывало и вышитая подушка. У стенки стоит итальянский сундук с резьбой ручной работы.

Его Анне Ахматовой подарила подруга О. Судейкина. В нем поэтесса хранила свои бумаги.

Возле сундука стоит чемодан. Его она держала наготове, на случай, если ее будут арестовывать

На стуле сидит удивительная кукла в венецианском одеянии. Она стала любимой игрушкой Анны Андреевны. Куклу сделала ее подруга Судейкина, которая отличалась великолепным вкусом. На красном буфете находится фарфоровая статуэтка поэтессы. Она изображена с шалью на плечах с известным полуоборотом головы.

Самой Анне Андреевне комната не пришлась по вкусу. Она говорила, что самое ужасное в ней – растущее дерево за окном. Может быть, эти впечатления связаны с тем, что за время проживания в этой комнате она пережила одни из самых тяжелых событий ее жизни

  • дважды арестовывали Гумилева
  • арестовывали бывшего супруга
  • а также поэтесса постоянно ждала своего ареста

Посетители музея увидят еще много помещений:

  • кухню
  • столовую
  • кабинет Пунина

Где находится

Адрес

Литейный проспекте, дом 53

Метро

Гостиный двор и Маяковская.

Как добраться

Добраться можно не только на метро, но и на троллейбусах № 3,8,15, а также маршрутках № К90, К177, К258 до остановки — Улица Жуковского.

Вход через арку дома №53 со стороны Литейного проспекта.

Отзывы

Посетители музея положительно отзываются о нем после его посещения. Вещи, оставленные при жизни самой поэтессы, открывают абсолютно новый мир гостям музея.

Каждый испытывает удивительные чувства, благодаря полному погружению в эпоху Шереметьева и Анны Ахматовой.

  Две разных ветви жизни объединились в одну, и подарили совершенно уникальный проект, который в наше время может посетить каждый.

Плюсы:

  • низкая стоимость билетов
  • хорошая транспортная развязка
  • живописный парк
  • профессиональный интересный рассказ экскурсовода
  • отличный аудио гид

Музей обязательно должны посетить все, кто знаком с творчеством великой поэтессы или даже если знаком с ней отдаленно.



.

Источник: https://peterburg.guide/muzei/kvartira-anny-ahmatovoj-v-fontannom-dome/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики