Vigoda

Московские Триумфальные ворота

Содержание

Московские триумфальные ворота

Московские Триумфальные ворота

Я хочу рассказать вам ещё об одной достопримечательности Петербурга, о Московских триумфальных воротах.

Если вы вдруг окажетесь в районе Московского проспекта, известного в прошлые времена как дорога, ведущая к Царскому селу, то эти ворота как раз и располагаются на его пересечении с другим проспектом города, Лиговским. Кстати, и площадь вокруг ворот названа также в их честь.

Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что замечательный Санкт-Петербург являет собой настоящий город-музей, хранящий славные исторические вехи нашего государства.

И память эта доходит до нас с вами благодаря грандиозным архитектурным строениям: дворцам, мостам и таким вот воздвигнутым в честь военных побед русской армии аркам.

К слову, об одной из них, Нарвских триумфальных воротах, я рассказывала здесь.

Расскажу вам историю появления этого памятника воинской славе.

Появление названия

Вы можете задать мне вполне закономерный вопрос по поводу названия ворот. Давайте с ним разбираться. Дело в том, что в XVIII веке в этом месте располагалась городская застава, откуда начиналась дорога не только на знаменитое Царское село, но и на саму Москву Первопрестольную.

Вот в честь этого-то направления и появилось такое имя предмета моего повествования. Установить здесь ворота приказал император Николай I.

Они должны были олицетворять собой победы в войнах с Персией, Турцией, а также подавление восстания поляков в 1831 году. Замечу, что одновременно в этом месте утверждается также и проект создания новой площади.

Создание проекта Московских ворот

Я читала, что несколько известных архитекторов выдвинули на суд государя свои идеи по поводу внешнего вида будущих ворот. В итоге дело было поручено Василию Петровичу Стасову, он к тому времени уже создал Нарвские триумфальные ворота, о которых я упоминала выше.

Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Эскизы проекта мастер предложил для рассмотрения ещё в 1832 году, а начались работы по его осуществлению лишь в 1834. Ворота решено было сделать чугунными.

Место для них император окончательно одобрил в начале 1834 года, что ознаменовало устроение здесь 12 января предварительного макета в натуральную величину. Работа была поручена подрядчику Григорьеву, который со своими мастерами сумел всего за 20 дней изготовить щит с изображением будущих ворот.

Кстати, Стасов также пожелал, чтобы вдобавок к этому щиту была создана дополнительная модель — колонна. Её изготовили на Литейном заводе Петербурга.

После утверждения в апреле 1834 года окончательного проекта новых ворот со всеми внесёнными коррективами нужда в макете отпала, и его разобрали.

Приготовления к закладке триумфальной арки

Перед закладкой ворот необходимо было выполнить ряд предварительных действий. Расскажу вам о том, что мощные колонны отливали частями на том же Литейном заводе Санкт-Петербурга.

Уточню, что каждая из них состояла из девяти чугунных блоков общим весом более 50 000 пудов (1 пуд равен 16 килограммам). Заранее были приготовлены все необходимые медные и железные конструкции.

При этом Стасов контролировал каждый этап работ лично.

Подготовили также и мощный фундамент. Торжественная закладка Московских триумфальных ворот была произведена 14 сентября в 1834 году.

Особую значимость мероприятия подчеркнули тем, что на дно котлована поместили монеты из драгоценных металлов, памятные закладные камни с именами видных государственных деятелей, отметили и самого архитектора Стасова.

Подобные мероприятия были совершены, кстати, и при закладке Нарвских триумфальных ворот.

Процесс возведения

Я уже сообщала, что составные части арки были выполнены ещё до закладки ворот.

Монтировать ворота стали в 1836 году. К концу года под руководством Забурдина, одного из мастеров Литейного завода, были собраны шесть могучих колонн первого ряда. Скульптурные украшения из чугуна заняли своё место в 1838 году.

Мне было интересно узнать, что внутри одной из этих массивных колонн была устроена лестница, направленная во внутреннюю часть перекрытия ворот. Саму арку сделали тёмно-бронзового цвета, а скульптурную группу раскрасили просто под бронзу.

Император Николай I имел очень капризный вкус, и невозможно было заранее предсказать его отношение к представляемым эскизам будущих строений Петербурга. Так случилось и с Московскими воротами.

Поначалу он забраковал проект их оформления, который представил Стасов. В результате с этой работой государь поручил справиться замечательному скульптору Б. И.

Орловскому, известному нам с вами благодаря памятникам Кутузову и Барклаю-де-Толли у Казанского собора (о самом соборе можно почитать здесь).

Надпись на триумфальных воротах была составлена самим Николаем I. Она гласит:

Победоносным российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, и 1831 годах.

На тот момент Московские ворота становятся самым значительным из сооружений, в основу которых было положено чугунное литье. Приведу их размеры: высота — 24 метра, длина — 36 метров. Украшают арку гении славы с гербами губерний России в руках.

Торжественное открытие Московских ворот

Думаю, что также, как и открытие Нарвских триумфальных ворот, это событие, произошедшее в Петербурге 16 октября 1838 года, было отмечено с большим размахом. На церемонии присутствовала публика всех сословий и гвардейские полки.

Кстати, офицеры, отличившиеся во время военных кампаний, в честь которых и воздвигались Московские ворота, на этом празднике были награждены медалями из драгоценных металлов, отчеканенными в честь открытия новой триумфальной арки на Московской дороге.

Через некоторое время Стасов создает две симметричные кордегардии (помещения для охранного караула), соединяющиеся с воротами оградой.

В проходах для пешеходов установили скамьи из чугуна и фонарные столбы. Если продолжить тему о торжествах, то надо отметить, что в 1878 году именно под Московскими воротами прошли гвардейцы, участники освободительной для южных братьев-славян (Сербии, Бессарабии, Болгарии и других) войны с Турцией.

К слову, это монументальное строение было последним значительным сооружением, над которым трудился В. Стасов. Обошлось оно в сумму более миллиона рублей (что было очень значительной суммой по тем временам).

Московские триумфальные ворота в XX–XXI веках

Расскажу вам о дальнейшей судьбе этого исторического памятника.

Советское время

Власти Ленинграда, подумывая перенести центр города южнее, распорядись в 1936 году разобрать данную арку. Она по идее должна была красоваться при входе в новый парк, который ныне хорошо знаком всем петербуржцам как парк Победы. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы.

Потому довольно длительное время части ворот хранились на специально отведенном для этой цели складе. Что касается украшающих элементов, то они ожидали решения своей дальнейшей участи в различных музеях Ленинграда.

Расскажу вам, что эти ворота даже стали непосредственными участниками военных действий. Их мощные чугунные детали в 1941 году были использованы при устроении противотанковых ограждений на подступах к Северной столице.

В конце 50-ых годов XX века решено было всё-таки восстановить Московские триумфальные ворота. Что и произошло в 1961 году.

Эту арку-памятник решено было оставить на её первоначальном месте расположения.

Не могу не отметить массу кропотливых трудов советских реставраторов, ведь им пришлось полностью воссоздавать 43 утраченные колонны и 17 скульптур гениев. Правда, кордегардии теперь отсутствовали.

Кстати, возрождение ворот стало причиной возвращения в 1968 году старого названия и самой площади. Ведь когда ворота в 1936 году были разобраны, её оригинальное название как-то стало забываться. По этой причине в 1965 году площадь была переименована в просто Московскую. Как мы с вами видим, ненадолго, и теперь она снова именуется Московскими Воротами.

Дни сегодняшние

В начале XXI века в Санкт-Петербурге происходит реставрация Московских ворот. Также была восстановлена и памятная надпись на них, которую мы с вами сегодня можем вполне отчётливо увидеть.

Выполнена она из бронзы и покрыта позолотой.

Как добраться

Думаю, что не открою Америку, если подскажу, что станция метро «Московские Ворота» (появившаяся в Ленинграде в 1961 году) и есть нужная для нас с вами остановка.

Ворота (2) находятся прямо напротив выхода из метрополитена (1).

И если уж вы оказались здесь, то хочу заметить, что недалеко расположен уникальный Воскресенский Новодевичий монастырь (подробно о нем здесь). Если вы проедете ещё 2 остановочки на метро, то попадете в замечательный городской парк Победы (станция метро так и называется), который некогда советские власти и задумывали украсить Московскими триумфальными воротами.

В летнее время тут можно покататься на лодках и аттракционах, а зимой в парке открыт каток.

Напоследок

Мы, петербуржцы, к сожалению, как-то привыкаем к великолепию нашего города. Но вот когда начинаешь рассказывать друзьям или знакомым из других городов, городков и посёлков о Северной столице, то удивительным образом открываешь её для себя уже под совершенно другим углом.

Предложив вам сейчас эту небольшую статью о Московских триумфальных воротах, которые мне очень часто приходилось раньше видеть, понимаю одно: когда мне случится вдруг оказаться на Московском проспекте, я, конечно, вновь обращу внимание на это грандиозное строение, но теперь мой взгляд не просто «скользнёт» по нему, а остановится в восхищении.

И мне кажется, что, когда мы, авторы, с вами, дорогие путешественники, делимся нашими рассказами и впечатлениями об увиденном и узнанном, мы сами становимся богаче. Таков он, удивительный закон сорадования.

Источник: https://travelask.ru/russia/saint-petersburg/moskovskie-triumfalnye-vorota

Московские триумфальные ворота | Гид по Петербургу 2019

Московские Триумфальные ворота

В 30-х годах XIX века в Санкт-Петербурге возвели Московские Триумфальные ворота в ознаменование побед русского оружия. Они хорошо видны на Московском проспекте с большого расстояния. Этот грандиозный мемориальный портик возвышается на площади Московские ворота. Он располагается в точке пересечения Московского проспекта с Лиговским.

Триумфальная арка состоит из 12 колонн дорического ордера, построенных в 2 ряда. В высоту ворота – 24 метра, в ширину – 36 метров, диаметр колонн — 2 метра. Четкие линии и выверенные размеры создают ощущение монументальности.

Московские ворота собирались из литых элементов. Это самое внушительное сооружение из чугуна в мировой архитектуре.

История

Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.

Здесь находилась первая застава по пути в Москву. Идея, как сказал император, была в том, чтобы «гостей встречать и о величии нашем сообщать».

В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.

Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.

В январе 1834 года выбрали площадь для постройки ворот на границе Петербурга – на Московском шоссе у Лиговского канала.  Со временем канал засыпали и проложили Лиговский проспект.

В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева.

На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки.

20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.

В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.

Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.

Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.

Николай I написал посвящение:

«Победоносным Российским войскам

в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши

в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»

Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.

Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга

В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали.

Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад.

Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.

Восстановили Московские Триумфальные ворота в 1959 году

В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.

Архитектурно-декоративная композиция

Архитектор В. В. Стасов построил Московские Триумфальные ворота в стиле неоклассицизма. На Казенном литейном заводе изготовили отдельные чугунные блоки. Из них смонтировали конструкцию ворот.

Антаблемент опирается на 6 пар мощных колонн. Фриз украшают горельефы стройных девушек из листовой меди. Пышные одежды и крылья за плечами показывают, что это аллегорические скульптуры гениев Победы.

30 девушек несут щиты с гербами российских губерний. Рекруты из этих русских земель сражались с персидскими и турецкими войсками в 1826-1828 годах. Щиты – древний символ победы. Они усиливают триумфальный образ памятника.

Композиционно ворота завершают восемь рельефных трофеев. Декоративные элементы подчеркивают особую выразительность и торжественность всего сооружения. Все скульптуры изваял в 1835 году профессор Б. И. Орловский.

Где находится

Адрес

Площадь Московские ворота

Метро

  • Московские ворота
  • Электросила
  • Фрунзенская

Как добраться

По Московскому проспекту от Сенной площади в центре города до архитектурного памятника 5 км.

Ближайшие автобусные остановки:

  • Лиговский проспект: автобусы № 3,26, 64
  • Станция метро Московские ворота: автобусы № 26,29,64

Интересные факты

Работы по возведению триумфальных ворот стоили 1 миллион 180 тысяч рублей. За 70 лет до этого на строительство Зимнего дворца в Сенате утвердили сумму в 859 555 рублей и 81 копейку.

.

Источник: https://peterburg.guide/pamjatniki/moskovskie-triumfalnye-vorota/

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве: история, архитектура, фунциональность

Московские Триумфальные ворота

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Скульптуры
  • 4 Реставрация
  • 5 Интересные факты

Триумфальная арка или Триумфальные ворота в Москве объект культурного наследия, расположенный на Кутузовском проспекте. Памятник воздвигнут в ознаменование победы русского народа над французами в 1812 году. Достопримечательность относится к самым известным триумфальным воротам и аркам мира.

Описание

Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве – однопролетная арка, имеющая две арочные опоры-пилоны. Вокруг них расположились двенадцать колонн. Лицевой стороной сооружение обращено ко въезду в Москву.

Между колоннами предусмотрены ниши – в них на высоких постаментах разместили литые фигуры воинов, облаченных в древнерусские доспехи. По периметру карниза расположились гербы административных районов страны, жители которых принимали участие в борьбе с завоевателями.

Там же помещались медальоны с инициалами Николая I. Сверху – сидящие статуи богинь Победы со скипетрами и венками в руках. У их ног собраны военные трофеи.

Арка увенчана шестеркой коней и колесницей с крылатой богиней Победы. В ее правой руке – лавровый венок в честь победителей. На главном фасаде размещена чугунная плита с текстом о победах русского народа.

Скульптуры

Две главные скульптуры Триумфальной арки — «Изгнание французов» и «Освобожденная Москва». Первая изображает рукопашный бой, на фоне которого просматривается зубчатая кремлевская стена. Русские воины неудержимо надвигаются на врага, который под их натиском бежит, бросая оружие.

Воин на переднем плане держит круглый щит с гербом России. В его правой руке – меч, занесенный над поверженным врагом. Горельеф воплощает всю мощь русского народа, поднявшегося против завоевателя. Очень выразительно исполнена фигура убитого врага с обнаженной грудью.

Благодаря пространственной глубине сооружения движение кажется особенно впечатляющим. Фигуры на переднем и заднем плане различаются по размерам, а ближайшие являются почти самостоятельными скульптурами.

Другой горельеф – «Освобожденная Москва» выглядит более спокойно. Полулежащая женщина опирается на щит с изображением древнего московского герба. На нем виден святой Георгий Победоносец, поражающий дракона. Она олицетворяет Москву.

Фигура облачена в сарафан и мантию, на голове небольшая корона. Правая рука тянется к императору Александру I. Вокруг – изображения Минервы, Геракла с палицей на правом плече женщины, старца и юноши.

Все они расположились на фоне зубчатой стены Московского кремля.

Реставрация

В феврале 2012 года была проведена реставрация Триумфальной арки в Москве, приуроченная к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года. До начала работ мэр сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.

При выполнении ремонтных работ была заменена основная часть облицовки пришедшей в негодность, проведена расчистка скульптурных групп и каменных стен, а также реставрационные работы по металлическим элементам.

При этом пришлось снимать колесницу, венчающую ворота, и скульптуру богини Ники. Впоследствии они были установлены на место.

Торжественное открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось в сентябре 2012 года. В ближайших планах сооружение на воротах смотровой площадки.

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Московские Триумфальные ворота

Ранее на том месте, где сейчас находятся Московские Триумфальные ворота, в СПб была застава.

Такое название достопримечательности дано потому, что от этого места начиналась дорога в российскую столицу.

Триумфальная арка представляет особую важность для всей страны и Петербурга в частности, так как ее возведение было ознаменовано победой русской армии над турецкими и персидскими войсками.

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: история возникновения

Инициатором строительства данного архитектурного сооружения был сам Николай I. Император распорядился о такой необходимости после того, как было успешно подавлено восстания Речи Посполитой и завершены военные кампании с Турцией и Персидским царством.

Установка ворот на Московском проспекте должна была состояться еще раньше. Об этом начали думать в 1773 году. Тогда проект разработали два специалиста: зодчий Шарль-Луи Клериссо и ваятель Этьен Морис Фальконе. В 1781 году они сдали свой план строительства для ознакомления императору, но на детальном изучении все и закончилось.

Вернулись к этому вопросу только спустя ровно полвека.

В 1831 году Николаем I были рассмотрены два проекта: российского архитектора Стасова Василия Петровича и итальянского специалиста Альберта Катериновича Кавоса.

План последнего император счел слишком дорогим, поэтому утвердили разработку отечественного зодчего. Тем более что к тому времени Стасов уже реализовал Нарвские ворота – еще один свой грандиозный проект.

Московские Триумфальные ворота в виде карандашного эскиза Николай I одобрил в 1833 году. Немедля Василий Петрович начал прорабатывать более мелкие детали, так как в проекте был представлен лишь фасад. Он советовался со специалистами в области литья, и совместно с ними архитектор принял решение именно отлить ворота, причем, частями, по технологии греков.

Подготовка к возведению Московских Триумфальных ворот в Петербурге

В 1834 году началась подготовка к строительству. В этот год Николай I определяет место возведения монумента, вносит некоторые поправки относительно высоты верхней части объекта и ширины проема между колоннами. Проект снова утверждается, в том числе и его расположение, и рабочие приступают ко второму подготовительному этапу.

Стоит отметить такую важную особенность: для того чтобы наглядно показать императору, как будут выглядеть Триумфальные ворота, создали деревянный макет. Он имел натуральную величину и ширину, в связи с чем император мог выявить недостатки. Но таковых не было. Поэтому Николай I только внес некоторые поправки и утвердил проект.

Далее по просьбе Стасова на литейном заводе изготовляют колонну. Всего предполагается создание 12 таких элементов. Император снова дает «добро», деревянное строение сносят, и начинают готовить место, где будут стоять Московские Триумфальные ворота.

Началось все с обустройства дна котлована. Сначала его очень усердно утрамбовали, затем выложили почти 600 каменных блоков, которые остались на месте предполагаемого, но так и не реализованного проекта колокольни на территории Смольного двора. После этого начали закладывать плиты, общая высота которых составила 4 м.

Когда котлован был готов, для торжественной закладки ворот пригласили важных особ и, конечно, самого императора с архитектором Стасовым. На дно ямы сыпали моменты разного достоинства и бросали камни, где были высечены имена присутствующих. Это событие произошло в начале сентября 1834 года.

Начало строительства

Так как было решено отливать ворота, основная работа происходила на литейном заводе.

Стасов на протяжении всего времени находится там вместе с рабочими, что-то подсказывал, корректировал, в общем, руководил процессом, потому что задача стояла непростая. Требовалось производить колонны частями, и каждая из них состояла из 9 блоков.

Это было гениальным решением, потому что так было проще работать и на заводе, и непосредственно на месте строительства, а также транспортировать элементы.

Здесь же из меди отливали капители, украшающие Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Один такой элемент имел вес больше 16 тонн, а 1 чугунная колонна – почти 82. Общий вес конструкции составляет порядка 450 тонн. На тот момент это было первое чугунное сборное сооружение в мире с такой огромной массой.

Военными украшениями ворот (символикой и горельефами с изображениями гениев Славы) занимался скульптор Орловский. Также на аттике можно видеть надпись из накладных бронзовых позолоченных букв. Текст собственноручно разработал и написал император: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830 и 1831 годах».

Торжественное шествие полков под воротами прошло в 1878 году в присутствии горожан. Как нередко говорят в искусстве, этот проект увенчал архитекторскую карьеру Стасова Василия Петровича.

Образ Московских Триумфальных ворот

Монумент состоит из 12 колонн длиной по 15 м каждая. Общая ширина сооружения составляет 36 м, а высота – 24 м. Московские Триумфальные ворота венчает фриз с установленными на нем тридцатью гениями Славы, держащих в руках гербы губерний Российской Империи. Они были выбиты из листов меди и еще больше подчеркивают триумфальную тему.

Разобранная достопримечательность

Совпадение ли? В 1936 году с целью переноса монументальных ворот в новое место (планировалось сместить центр города в южную сторону) они были полностью разобраны и убраны.

Но с приходом Великой Отечественной войны планам не суждено было сбыться, а потому возвращение достопримечательности в прямом смысле на землю состоялось лишь в 1961 году.

Таким образом, сами того не подозревая, петербуржцы спасли металлический монумент.

Годы войны и период восстановления

Когда шли ожесточенные бои, чугунные элементы были использованы для оборудования сооружений против танков. Блокады устанавливали на всех въездах в Петербург. После завершения войны найденные элементы восстановили, утраченные части воссоздали (их было большинство), и в 1961 году вновь соорудили Московские Триумфальные ворота. Занимались этим архитекторы Иван Капцюг и Евгения Петрова.

С того момента работы, связанные с аркой, производились единожды – в 2000-2001 годах. Пока реставрационных работ больше не было.

Отзывы туристов о Триумфальных воротах на Московском проспекте

Туристы и местные жители считают, что посещение монументальных ворот и даже проезд мимо дарит чувство триумфа, победы, феерии и просто праздника.

Не зря же они были созданы в честь побед российской армии над вражескими войсками. Вечером включается освещение, и ворота начинают играть яркими разноцветными огнями.

Некоторые гости северной столицы называют подсветку не очень хорошей, говоря, что она могла быть и лучше.

Петербуржцы считают, что каждый россиянин, который трепетно относится к истории и чтит память павших в войнах героев, должен обязательно посетить данную достопримечательность.

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге: адрес

Если добираться до монумента на метро, необходимо доехать до станции «Московские ворота». Выход из подземного тоннеля выводит на одноименную площадь, где и стоит достопримечательность, в самом центре. Подойти к ней затруднительно – с четырех сторон активное автомобильное движение.

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге, фото которых было представлено в этой статье, своим внешним видом придают городскому пейзажу немного суровости, ведь они полностью созданы из металла.

С другой стороны, они никак не портят архитектурный облик города, напротив, гармонично сочетаются с окружением и притягивают к себе внимание.

Будучи в Петербурге, нужно обязательно увидеть монументальные ворота, украшающие один из главных проспектов северной столицы.

Источник: https://FB.ru/article/250326/moskovskie-triumfalnyie-vorota-v-sankt-peterburge

Московские Триумфальные ворота. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Московские Триумфальные ворота

Разобраны в 1936 году. Копия ворот сооружена в 1966—1968 годах по проекту В. Я. Либсона на Кутузовском проспекте, ныне — площади Победы в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро — «Парк Победы».

Триумфальные ворота отнесены к категории объектов культурного наследия регионального значения.

Square of Tverskaja Zastava and Triumphal Gate in Moscow, 1920s unknown, Public Domain

Деревянная арка (1814)

13 мая 1814 года главнокомандующий в Петербурге на время отсутствия императора и управляющий Министерством полиции Вязмитинов разослал по всем губерниям постановление о торжественной встрече войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. Также в мае 1814 года император Александр I написал московскому главнокомандующему графу Ростопчину письмо, в котором сообщил о заключённом мире.

В июне 1814 года Ростопчин устроил пышные празднества в честь вступления в Париж союзных войск и заключения мира. У Тверской заставы началось сооружение деревянных триумфальных ворот.

Выбор места был обусловлен тем, что обычно именно у Тверской заставы императора встречала вся администрация Москвы вместе с почетными представителями дворянства и купечества. Это была одна из многих арок, которые были установлены по маршруту следования возвращающихся русских войск.

Так в Петербурге дворянство начало строительство триумфальных ворот у Нарвы и у въезда в Петербург. Завершали эту идею триумфальные арки в Новочеркасске.

7 июля 1814 года Александр I, опасаясь народных манифестаций, прислал генералу Вязмитинову рескрипт, запрещающий устройства всяких торжественных встреч и приёмов. Сенат вынужден был разослать повсюду новое постановление — об отмене начатых приготовлений, приложив копию царского распоряжения. Но триумфальные Нарвские ворота были почти готовы, и их декорировку довели до конца к концу июля.

Москва, 1896. Тверская застава, разукрашенная для коронации последнего царя unknown, Public Domain

Триумфальная арка Осипа Бове

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1848 году. Рисунок Ф. Бенуа Триумфальные ворота, 1883 год

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот как памятника Победы принадлежит императору Николаю I.

В апреле 1826 года во время коронационных торжеств в Москве он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге: архитектор Василий Стасов возобновлял на новом месте у Нарвской заставы в долговечных материалах деревянную Триумфальную арку Джакомо Кваренги, сооруженную в 1814 году на Петергофской дороге.

Составление проекта поручили крупнейшему на тот момент российскому архитектору Осипу Ивановичу Бове. Он разработал проект в том же году, однако решение о новой планировке парадной площади у главного въезда в Москву из Петербурга привело к необходимости переделки проекта.

Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был утверждён императором 26 апреля 1829 года.

17 августа того же года состоялась торжественная закладка арки в присутствии московского генерал-губернатора Дмитрия Голицына и митрополита Филарета.

К моменту торжественной закладки в основание уже было забито 3000 свай, а фундамент ворот доведён до уровня земли. В фундамент ворот легла бронзовая закладная плита и горсть серебряных рублей чеканки 1829 года — «на счастье».

Для сооружения ворот был использован камень из разбираемого Самотечного канала и белый камень из села Татарово Московского уезда («татаровский „мрамор“») — им были облицованы стены арки. Колонны и скульптура — отливались из чугуна. Скульптурный декор арки выполнен скульпторами Иваном Петровичем Витали и Иваном Тимофеевичем Тимофеевым, работавшими по рисункам Осипа Бове.

Надпись на аттике утвердил в 1833 году лично Николай I. Надпись со стороны города гласила:

«Благословенной памятиАлександра I,воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сейво время нашествия галлов и с ними двадесяти языков,лета 1812огню преданный».

1826

С противоположной стороны была размещена та же надпись на латинском языке.

Из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей строительство растянулось на пять лет. Открытие памятника состоялось лишь 20 сентября (2 октября) 1834 года.

В 1899 году под аркой Триумфальных ворот прошёл первый в Москве электрический трамвай. Его линия протянулась от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка. Кондуктор трамвая объявлял: «Тверская застава. Триумфальные ворота. Александровский вокзал».

В 1912 году, к столетию Бородинской битвы, Триумфальные ворота обновили и почистили; в день юбилея делегация города возложила к подножию памятника венок. Следующая реставрация ворот была проведена под руководством архитектора Н. Д. Виноградова в середине 1920-х годов.

Демонтаж (1936)

В 1936 году, согласно концепции Генплана 1935 года, под руководством А. В. Щусева был разработан проект реконструкции площади.

В июле-августе 1936 года арка была разобрана, причём бригада архитекторов провела тщательные обмеры, чертежи, зарисовки и фотографирование памятника. Детали ворот и часть скульптур была передана в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря.

После окончания реконструкции площади планировалось восстановить арку на площади Белорусского вокзала, но сделано это не было. Чугунные колонны ворот несколько лет лежали на Миусской площади; во время Великой Отечественной войны все они, кроме одной, были переплавлены.

Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте

В 1966—1968 годах по проекту коллектива архитекторов (И. П. Рубен, Г. Ф. Васильева, Д. Н. Кульчинский) под руководством архитектора-реставратора В. Я. Либсона копия Триумфальной арки была сооружена на новом месте — на Кутузовском проспекте рядом с музеем-панорамой «Бородинская битва».

При сооружении ворот были использованы обмерные чертежи и зарисовки ворот 1936 года, а также авторская модель сооружения, хранившаяся в Музее архитектуры. Однако копия ворот отличается от оригинального сооружения.

Так, в конструкциях стен, сводов и цоколя новых ворот вместо кирпича использовали железобетон, облицовку белым камнем заменили на крымский известняк сероватого оттенка и гранит, кордегарии и решётки не восстановили.

Сохранявшиеся на территории бывшего Донского монастыря подлинные детали, статуи и чугунные рельефы использованы не были — более 150 скульптур отлили заново на Мытищинском заводе. По деталям единственной уцелевшей чугунной колонны на заводе «Станколит» отлили 12 новых.

Тексты на памятных досках при восстановлении ворот также изменили: со стороны Можайского шоссе поместили часть надписи с закладной доски 1829 года, а со стороны города — строки из приказа М. И. Кутузова от 21 декабря 1812 года, обращенного к русским воинам:

«Славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши; потомство сохранит их в памяти своей. Вы кровию своею спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Торжественное открытие ворот состоялось 6 ноября 1968 года.

Реставрация (2012)

В феврале 2012 года в ходе подготовки к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года на Триумфальной арке начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До начала работ мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что памятник находится в аварийном состоянии.

Ремонтно-реставрационные работы выполняло ГКУ «Мосреставрация».

В результате была заменена большая часть пришедшей в негодность облицовки, проведена расчистка каменных стен и скульптурных групп, а также выполнены реставрационные работы по металлическим скульптурным элементам, не подлежавшим демонтажу.

В ходе работ пришлось снимать венчающую врата колесницу и скульптуру богини Ники. 31 мая 2012 года статуя была установлена на прежнее место. Общая стоимость работ составила 231,5 миллиона рублей.

Открытие Триумфальной арки после реставрации состоялось 4 сентября 2012 года. На церемонии открытия присутствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Мэр Москвы Сергей Собянин рассказал о планах соорудить на воротах смотровую площадку.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/7073-moskovskie-triumfalnye-vorota/

Триумфальные ворота: как в столице появился символ воинской славы

Московские Триумфальные ворота

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона.

Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы.

Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове.

Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове.

Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах.

На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы.

Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка.

Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В.

Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон. Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря.

Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа.

Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати.

Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арки и ворота: взгляд в историю

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой.

Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными.

Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах.

На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина.

Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры.

Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь. В храме Царские врата символизируют переход от града земного к граду небесному, иначе говоря — вход в рай.

Кроме того, согласно некоторым исследованиям, в эпоху классицизма (конец XVIII — начало XIX века) распространились иконостасы в форме триумфальных арок [4].

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря.

Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново.

Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк.

А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2]. Это явно ключевой момент — спасителем Отечества признали народ, а не императора.

Кроме того, Триумфальные ворота уже не были проездными: их установили на островке посреди проспекта, сровняв с землёй небольшой холм, а с обеих сторон магистрали устроили подземные пешеходные переходы.

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3].

А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы.

Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки.

Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Источник: https://www.mos.ru/news/item/20298073/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики