Vigoda

Летний дворец Елизаветы Петровны

Летний дворец Елизаветы Петровны

Летний дворец Елизаветы Петровны
Координаты: 59°56′26.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д. / 59.940694° с. ш. 30.337639° в. д. (G)59.940694, 30.337639

Летний дворец Елизаветы Петровны — несохранившаяся императорская резиденция в Санкт-Петербурге, построенная Б. Ф. Растрелли в 1741—1744 гг. на месте, где теперь расположен Михайловский (Инженерный) замок. Снесён в 1796 г.

История строительства

В 1712 г. на южном берегу Мойки там, где ныне павильон Михайловского сада, для Екатерины Алексеевны построен небольшой усадебный дом, завершенный башенкой с золочёным шпилем, носивший претенциозное название «Золотые хоромы».

По нему Большой луг (будущее Марсово поле) на противоположном берегу получил наименование Царицын луг: именно оно будет употребляться чаще всего в XVIII, да и в начале XIX в.[1]. Территорию у дворца называют 3-м Летним садом. Камер-юнкер герцога голштинского Берхгольц 11 июля 1721 г.

, осмотрев усадьбу, записал:

«Сад разведён недавно и поэтому в нём ничего ещё нет, кроме уже довольно больших фруктовых деревьев. Здесь же вырыты пять рядом расположенных прудов для содержания живой рыбы, привозимой к царскому столу».

В оранжереях царицы садовник Эклибэн выращивал редкие для северных широт плоды: ананасы, бананы и др.[2].

Уже тогда появилась идея замкнуть аллею Летнего сада напротив Карпиева пруда дворцовой постройкой. Об этом свидетельствует проект 1716—1717 гг., сохранившийся в архивах. Возможный его автор Ж. Б. Леблон.

На нём изображён небольшой девятиосный дворец, повышенный центр которого завершён четырёхгранным куполом. Широкие одноэтажные галереи охватывают курдонёр с пышным фигурным партером, обращённый к Мойке. Позади разбит сад с многочисленными боскетами разнообразных очертаний. Сохранены плодовые посадки на территории нынешнего Михайловского сада.

Однако дальше замыслов дело не пошло [3].

При Анне Иоанновне 3-й Летний сад превращается в «ягд-гартен» — сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залёта пуль и дроби». «Овощной огород» при этом перенесли на Литейную улицу, где впоследствии построят Мариинскую больницу [2].

В начале 1740-х гг. Б. Ф. Растрелли приступил к сооружению одного из примечательнейших зданий развитого русского барокко — Летнего дворца в 3-м Летнем саду для правительницы Анны Леопольдовны. «Строение этого дворца начато 24 июня 1741 г. … Повелено строить с крайним поспешанием».

Однако, пока велось строительство произошёл переворот, и хозяйкой здания стала Елизавета Петровна. К 1744 г. деревянный на каменных погребах [4] дворец был вчерне закончен. Зодчий в описании созданных им построек так говорил о нём:«Это здание имело более 160 апартаментов, включая сюда и церковь, зал и галереи.

Всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены» [1].

Несмотря на расположение в городской черте здание решено по усадебной схеме.

План создан под явным влиянием Версаля, что особенно заметно со стороны курдонёра: последовательно сужающиеся пространства усиливали эффект барочной перспективы двора, огражденного от подъездной дороги решёткой пышного рисунка с государственными гербами.

Одноэтажные служебные постройки по периметру курдонёра подчеркивают традиционную для барокко замкнутость ансамбля. Довольно плоскостный декор светло-розовых фасадов (пилястры бельэтажа с коринфскими капителями и отвечающими им рустованными лопатками каменного цоколя, фигурные наличники окон) компенсировался богатой игрой объёмов.

Сложные в плане, сильно развитые боковые крылья включали внутренние дворы с небольшими цветочными партерами. Пышные подъездные портики вели в лестничные объёмы, как всегда у Растрелли, смещенные с центральной оси. От парадной лестницы череда гостиных, украшенных золочёной резьбой, вела в самый представительный зал дворца — Тронный.

Его двухсветный объём акцентировал центр здания. Снаружи к нему вели фигурные лестницы, со стороны сада дополненные пандусами. Завершали облик дворца, придавая ему барочную пышность, многочисленные статуи и вазы на увенчивающих здание фронтонах и балюстраде. Пространство до Мойки Растрелли украсил цветочными партерами с тремя фонтанными бассейнами сложных очертаний.

Как не редко бывало с творениями зодчего, с течением времени логичный и стройный первоначальный план изменяется в угоду сиюминутным требованиям. В 1744 г. для перехода императрицы во 2-й Летний сад через Мойку он строит одноэтажную крытую галерею, украшенную развешанными по стенам картинами. Здесь же, 1747 г.

у северо-западного ризалита он создаёт террасу висячего сада на уровне бельэтажа с павильоном Эрмитаж и фонтаном в центре партера. По контуру её ограждают пышной вызолоченной трельяжной решёткой, устраивают многомаршевые сходы в сад [4].

В дальнейшем к северо-восточному ризалиту пристраивают дворцовую церковь, расширяя его дополнительным рядом помещений со стороны Фонтанки. На западном фасаде появляются эркеры-фонарики [5].

На прилегающей ко дворцу территории разбили декоративный парк с огромным сложным зелёным лабиринтом, боскетами, трельяжными беседками и двумя трапециевидными с полукруглыми выступами прудами (сохранившиеся до сих пор, они приобрели свободные очертания при реконструкции парка под великокняжескую резиденцию [6]). О своей работе в парке в 1745 г. Растрелли сообщает:

«На бергу Мойки в новом саду я построил большое здание бань с круглым салоном и фонтаном в несколько струй, с парадными комнатами для отдыха».

В центре парка находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой лестнице [2].

Ещё одна постройка, расположенная в непосредственной близости от северо-восточного угла дворца связана с именем зодчего: система водоснабжения фонтанов Летнего сада, выполненная в 1720-х гг. уже не давала достаточного напора, и не соответствовала блеску и величию императорской резиденции. В середине 1740-х гг. Растрелли строит водовзводные башни с акведуком через Фонтанку.

Сложное в техническом плане, чисто утилитарное сооружение из дерева было украшено с дворцовой роскошью: роспись стен имитировала пышную барочную лепку [4].

Несмотря на то, что дворец являлся парадной императорской резиденцией, прямого сообщения с Невской перспективой не было: дорога, шедшая среди малопрезентабельных случайных построек (на берегу Фонтанки стояли ледники, оранжереи, мастерские и Слоновый двор) поворачивала на Итальянскую улицу, и только минуя дворец И. И. Шувалова, построенный Саввой Чевакинским, экипажи через Малую Садовую попадали на центральную транспортную артерию города [3][5]. Прямая связь появится только в следующем веке благодаря работам К. Росси [6].

Елизавета Петровна очень любила Летний дворец.

В конце апреля — начале мая (как позволяла погода) торжественный переезд императрицы из зимней резиденции оформлялся пышным церемониалом с участием двора, оркестра, полков гвардии под артиллерийский салют пушки у Зимнего дворца и орудий Петропавловской крепости и Адмиралтейства. Параллельно императорские яхты, стоявшие на рейде напротив Апраксина дома, отплывали к Летнему саду. В обратный путь царица отправлялась в последних числах сентября с теми же церемониями [7].

20 сентября 1754 г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол.

Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает [1]. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину [6].Катастрофическое наводнение в сентябре 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада [2].

Мода на регулярные парки прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же акведук Растрелли разобрали.

Существуют две легенды основания Михайловского замка: по одной Павел I сказал: «Хочу умереть там, где родился», по другой стоявшему на часах в Летнем дворце солдату, когда тот задремал, привиделся архангел Михаил и повелел передать царю, чтобы построил на этом месте церковь. Как бы то ни было, в феврале 1796 г.

«за ветхостью» елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению новой императорской твердыни [2]. И сегодня только объёмное построение фасада замка, обращённого к Летнему саду (возможно, по желанию монарха) да великолепные рисунки М. И. Махаева напоминают об исчезнувшей постройке.

Литература

  1. 123Шварц В.С. Архитектурный ансамбль Марсова поля. — Л: Искусство. Ленинградское отделение, 1989.
  2. 12345сост. Иванова В.П. Сады и парки Ленинграда. — М: Лениздат, 1981.
  3. 12Научный каталог Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. — Л: Искусство. Ленинградское отделение, 1981.
  4. 123Каталог Франческо Бартоломео Растрелли. — СПб: Лицей, 2000.
  5. 12 Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765—1773 гг.. — СПб: Крига, 2003.
  6. 123Тарановская М.З. Карл Росси. — Л: Стройиздат, 1980.
  7. Писаренко К.А. Русский двор в царствование Елизаветы Петровны. — М: Молодая гвардия, 2003.

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86_%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%8B_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B/ru-ru/

Летний дворец Елизаветы Петровны: описание, характеристика и история

Летний дворец Елизаветы Петровны

Большое количество дворцовых построек, богатство и роскошь их отделки преображают архитектурный облик Санкт-Петербурга на протяжении многих лет. Ведь именно этот город славится уникальными дворцами крупных чиновников, аристократов и других знатных персон. Достоин огромного внимания Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Более подробно о нем вы узнаете, прочитав эту статью.

Культурная жизнь столицы во времена правления Елизаветы Петровны

С восшествием на престол новой императрицы в государстве стартовал очередной этап становления культурных сфер. Этот период расцвета оказал влияние и на столицу. Город значительно преображался.

В эпоху культурного развития Петербурга предпочтение отдавалось возведению архитектурных памятников. Заслуживает особого внимания Летний дворец.

Дворцы Санкт-Петербурга по сегодняшний день радуют взор жителей города и туристов.

Во времена правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761) сооружение дворцов имело особое значение. Тогда воздвижением настоящих шедевров занимался Франческо Бартоломео Растрелли, один из лучших архитекторов в истории государства. К числу его работ относится и Летний дворец Елизаветы Петровны. Его нельзя не отметить как лучшую работу архитектора.

Общая характеристика сооружения

Летний дворец Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге возведен Б. Ф. Растрелли в период с 1741 по 1744. По словам зодчего, здание включало около 160 апартаментов, среди которых была церковь и галереи.

Дворец украшали многочисленные скульптуры, фонтаны и сад. Со временем резиденция ощутила на себе целый ряд изменений, связанных с неудовлетворенностью архитектора своей работой.

На протяжении нескольких лет здесь продолжались строительные мероприятия.

Летний дворец Елизаветы Петровны: история строительства

Территория, на которой расположен Михайловский замок, в первой половине XVIII века относилась к Летнему саду – царской усадьбе Петра I. На этом участке императрицей Анной Иоанновной было велено начать сооружение дворца. Строительство поручили архитектору Растрелли-младшему. Но зодчий так и не успел приступить к работе при жизни императрицы.

В 1740 году власть перешла к Анне Леопольдовне, которая решила реализовать проект, основанный ее предшественницей.

Но через некоторое время происходит дворцовый переворот, в результате которого императорская власть переходит к младшей дочери Петра I, Елизавете. Цесаревна отдает Ф. Б. Растрелли приказ на возведение Летнего дворца.

Императрице настолько понравился результат работы архитектора, что она повысила его жалование в два раза.

Точная дата закладки строения до сих пор остается спорной. По мнению некоторых историков, данное событие припадает на 24 июля 1741. Причем начало закладки происходило в присутствии императрицы Анны, её мужа, а также некоторых придворных и членов гвардии.

Особенности архитектурного стиля

Летний дворец Елизаветы Петровны относится к стилю русское барокко. Так называлась совокупность архитектурных направлений, сформировавшихся на территории Российской империи и Русского государства в XII – XIII столетиях. Сооружения этого периода характеризовались:

  • пышностью и затейливостью архитектурных форм;
  • роскошной отделкой;
  • использованием лепки;
  • применением живописи и позолоты.

Среди стилей данной эпохи выделяют Петровское барокко, которое возникло благодаря строениям не только соотечественников, но и архитекторов из Западной Европы. Они были приглашены Петром I, чтобы облагородить новую столицу, Санкт-Петербург.

Наиболее характерными чертами Петровского барокко были:

  • отказ от византийской манеры;
  • простота и практичность;
  • фасады в красно-белых оттенках;
  • наличие симметрии форм;
  • мансардные крыши;
  • арочные проемы окон.

Как выглядел Летний дворец

Многие из гравюр и рисунков, сохранившиеся с той эпохи, практически в точности отображают внешний вид дворца. Основой для первого этажа был выбран камень, для второго – дерево.

Сооружение было окрашено в светло-розовые оттенки, что примечательно для стиля барокко. Цокольный этаж сделали из гранита в серо-зеленом цвете.

Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны имел два фасада: главный фасад выходил на Мойку, в сторону Летнего сада, а другой – на Невскую перспективу.

По всему периметру располагались служебные постройки, что имитировало своеобразную замкнутость.

Вдоль Фонтанки была проложена широкая дорога, которая сопровождалась оранжереями и фруктовыми деревьями. Часть этой территории была занята Слоновым двором, обитатели которого при желании купались в Фонтанке.

Вход к дворцу был огражден широкими воротами, на которых переливались позолоченные двуглавые орлы. Ворота украшала ажурная решетка. За ограждением находился большой парадный двор.

Вид главного фасада загораживали большие цветники и деревья, из которых получился своеобразный парк.

Центральный корпус занимал Большой парадный зал. Его украшали богемские зеркала, скульптуры из мрамора и произведения живописи, написанные знаменитыми художниками. У западной стороны зала возвышался царский трон. Гостиные, украшенные резьбой из позолоты, вели прямо в парадный зал. Снаружи к помещению подходили фигурные лестницы.

По направлению к Мойке красовались цветочные партеры. Здесь также располагались три фонтанных бассейна, имеющие сложные очертания.

Дальнейшие преображения дворца

В течение года была достроена крытая галерея, через которую можно было совершить прогулку к Летнему саду. На стенах такой галереи были развешаны картины известных живописцев.

Здесь же была спроектирована терраса с висячим садом, пролегающим на уровне бельэтажа, где находился Эрмитаж и фонтан. Контур террасы был огражден золоченой решеткой.

Позже к этому участку была пристроена дворцовая церковь.

Спустя некоторое время возле дворца был высажен декоративный парк. Через него проходил огромный лабиринт, боскеты и беседки. В центр парка были помещены качели и карусели.

На территории, прилегающей к дворцу, был построен комплекс водонапорных башен, так как прежнее водоснабжение фонтанов не имело необходимого напора. Подобные водонапорные башни были облагорожены с помощью дворцовой росписи.

Архитектора Растрелли не удовлетворяла его работа. По этой причине спустя десятилетие он доводил деревянный Летний дворец Елизаветы Петровны до настоящего шедевра. Растрелли регулярно переделывал некоторые части здания. Так, позже стены преобразились с помощью фигурных наличников окон и атлантов. В качестве их украшения также служили львиные маски и маскароны.

Предназначение

Летняя резиденция – это первый собственный дом Елизаветы. До императрицы в этом здании никто не проживал. Цесаревна занимала восточное крыло резиденции. Западное крыло выделялось для придворных.

Царица Елизавета восхищалась роскошью Летнего дворца. Каждый год, в апреле, императрица уезжала из Зимнего дворца, чтобы на время поселиться в летнем. С ней переселялся и весь двор. Это событие превратилось в настоящую церемонию, которую сопровождал оркестр и артиллерийская пальба. В сентябре Елизавета переезжала обратно.

Дальнейшая судьба летней резиденции

В 1754 Летний дворец Елизаветы Петровны в Петербурге стал местом рождения Павла I, в скором времени пришедшего к власти.

В 1762 здесь проводились пиршества по случаю мирного соглашения с Пруссией.

Как только новый император Павел I пришел к власти, он тут же отдал приказ о сносе сооружения. На его месте был возведен замок, известный на сегодняшний день как Михайловский. Именно в этой резиденции закончилась жизнь Павла I.

Согласно одной из легенд, Михайловский замок был возведен не случайно на месте Летнего дворца. Император пожелал провести остаток своей жизни в том месте, где был рожден.

Другая же легенда гласит, что караульному явился архангел Михаил и приказал построить храм на территории, где располагался Летний дворец Елизаветы Петровны. После этого случая император велел начать сооружение нового дворца и церкви во имя архистратига Михаила.

Таким образом, Михайловский замок получил свое название по аналогии с храмом Михаила Архангела.

Источник: https://FB.ru/article/227216/letniy-dvorets-elizavetyi-petrovnyi-opisanie-harakteristika-i-istoriya

Деревянный дворец Елизаветы Петровны. Начало строительства нового Зимнего дворца

Летний дворец Елизаветы Петровны

При императрице Елизавете Петровне в Зимнем доме Анны Иоанновны постоянно шли ремонтные работы. Царский дворец роскошью и величием должен поражать посетивших его подданных, и в особенности иностранцев, должен подавлять их, внушать почтение и трепет.

Наспех приспособленный для императрицы Адмиральский дом, достраивавшийся и перестраивавшийся, не соответствовал требованиям императрицы, предъявляемым к монаршей резиденции великой державы.

Поэтому в 1752 году созрело решение о его полной реконструкции, что повлекло за собой необходимость строительства временного деревянного Зимнего дворца Елизаветы Петровны.

Его сооружение на пересечении Невского проспекта с Мойкой в 1755 году осуществил Ф.-Б. Растрелли. Вскоре к дворцу пристроили театральный корпус с двухъярусным залом.

Сценические машины и «протчее, что надлежит» изготавливались по европейским образцам. Работы по расширению и отделке дворца велись постоянно, в общей сложности он насчитывал более ста пятидесяти комнат.

Царская семья покинула дворец в 1762 году.

Стоительство нового Зимнего дворца

В 1767 году Екатерина II распорядилась его разобрать; через год освободившийся участок императрица пожаловала генерал-полицеймейстеру Н. И. Чичерину.

Проектирование Нового Зимнего дворца заняло у Ф.-Б. Растрелли два года.

Зодчий разрабатывал варианты архитектурных решений, позволявшие максимально использовать конструкции Зимнего дома Анны Иоанновны. Но по мере работы над проектом Растрелли пришел к выводу о необходимости ликвидировать все прежние строения, расчистить территорию и возвести строительные конструкции на пустом месте.

Терпеливому зодчему удалось убедить упрямую дочь основателя города в правильности такого решения.

В указе императрицы о строительстве новой резиденции имеются следующие строки: «Понеже в Санкт Петербурге наш Зимний дворец не токмо для приему иностранных министров и определения при дворце… праздничных обрядов по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служителями и вещами доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный Зимний наш дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить». В 1754 году была учреждена смета и Контора строения Нового Ея Императорского Величества Зимнего дома. Главные строительные работы закончили лишь в 1762 году.



Наконец-то царская семья получила достойную резиденцию. Переезд Петра III с императрицей и наследником престола, Павлом Петровичем, сопровождался торжественным приемом. «Не прежде во дворец приехали, — писал А. Т.

Болотов, — как уже в одиннадцать часов и когда уже был он весь наполнен народом, и вся площадь установлена была бесчисленным множеством карет и экипажей.

Для меня зрелище сие было новое, но любопытнейшее дожидалось меня во внутренности дворца самого, в котором я до того времени ещё не бывал.

И самая уже огромность и пышность здания сего приводили меня в некоторое приятное изумление, а когда вошел я внутрь сих новых императорских чертогов и увидел впервые ещё от роду всю пышность и великолепие дворца нашего, то пришел в такое приятное восхищение, что сам себя почти не вспомнил от удовольствия».



Интерьеры Зимнего дворца. Пожар 1837 года

Отделка интерьеров Зимнего дворца продолжалась почти полстолетия. Растрелли был вынужден уйти в отставку, и в царской резиденции трудились приверженцы новой эстетики Ж.-Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди, И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен. Их творения отвечали пристрастиям новой властительницы России — императрицы Екатерины II.

Большая часть великолепнейших интерьеров Зимнего дворца погибла 17—18 декабря 1837 года. Пожар возник из-за неисправности печной трубы, проходившей вблизи хоров и деревянных сводов зала Петра Великого. Члены царской семьи временно поселились в Аничковом дворце. В борьбе с огнем и в спасении ценностей участвовали пожарные и военные.

Многое удалось спасти лишь благодаря самоотверженному поведению солдат.

Восстановление Зимнего дворца после пожара 1837 года

Император Николай I распорядился создать специальную комиссию под председательством министра двора князя П. М. Волконского. В её состав вошли А. П. Брюллов, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов, А. Е. Штауберт, К. А. Тон, инженеры А. Д. Готман, М. Е. Кларк и. К.

Кроль, общее руководство работами осуществлял генерал П. А. Клейнмихель. Восстановление дворца в основном завершилось в 1840 году, отделочные работы продолжались и позже.

Воссозданные интерьеры Зимнего дворца в большинстве сохранились, и мы их видим при посещении Эрмитажа.

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/derevyannyi-dvorets-elizavety-petrovny-nachalo-stroitelstva-novogo-zimnego-dvortsa

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики