Vigoda

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Князь-Владимирский собор

Как в давние времена, в XVIII веке, так и сейчас восхищается народ творением, созданным архитектором Антонио Ринальди. Именно по проекту этого итальянца был возведен собор, поражающий человеческое воображение в XXI тысячелетии.

Но не все в строительстве церковного учреждения шло гладко. Храм пережил пожар, из-за него пришлось выстраивать сооружение заново. Благодаря этой неприятности, удалось выявить ошибки при строительстве и не допустить их при новом возведении собора.

Алексей Дьяков сделал заготовку, а Иван Старов воплотил в жизнь произведение архитектурного искусства.(см. День весеннего солнцестояния в 2019 году)

Посмотрим на внешнее убранство Князь-Владимирской обители. Если давать общую характеристику, то собор выглядит строго и сдержанно. Это заметно при взгляде на фасад. Но, если брать во внимание барочные формы, лучковые фронтоны, овальные окна, то мы наблюдаем стиль барокко. Он изысканно смешивается с классицизмом, что заметно в его пяти главах, как принято делать по древнерусскому обычаю.

Культурное значение

В современном мире храм получил особый статус, это объект культурного наследия народов Российской Федерации. Присвоен статус не напрасно, ибо для россиян это значимый памятник архитектуры.

Невозможно не посетить это церковное сооружение. В Санкт-Петербурге оно обращает на себя внимание из-за множества интересных деталей. Храм торжественный, блеск его куполов озаряет все вокруг светом, а нарядное убранство колонн и окон заставляет остановиться и полюбоваться любого приезжего гостя.

При основательнице храма — Екатерине Великой, он назывался “теплым” собором.

Построенное по всем канонам, сооружение отлично сочеталось с антуражем города.

На фоне серых облаков, которые часто появлялись в Питере, цветовая гамма храма казалась радостной. Преимущественными оттенками собора были белый и голубой, они вызывали отрадные чувства у прихожан.Каждый, у кого есть свой участок земли с какой-либо огородной культурой хочет, чтобы почва была плодородной. Как этого добиться?

С конца XVIII века православные прихожане посещали церковь, чтобы поклониться святым. В храме расположены важные иконы для христианского мира.  Сейчас собор действует, как религиозный центр.

История

Углубимся к истокам, с которых началось создание этого великого религиозного сооружения.
Становление церковного учреждения на месте современного собора было задумано во времена Петра Великого — 1708 году. Церковь сооружалась из дерева и была посвящена Святому Николаю.

На этом возведение храмовых сооружений не закончилось, и с 1713 по 1719 церковь переделали в мазанковый Успенский собор. Деревянная Николаевская часть теперь относилась к одному из уделов храма, центральным стал Успенский, а вторым боковым — Предтеченский.

Но статус собора Успенское церковное учреждение получило не сразу. Сперва, в 1717 году работали лишь боковые уделы, и когда был закончен основной, в 1719 году церковь стала собором по приказу царя.

Анной Иоанновной был принят в проект церковный камень, но из-за дальнейших исторических событий идея не была воплощена в жизнь.

Лишь в 1765 году возобновились действия по постройке, обитель было решено сделать пятиглавой, по чертежам Ринальди.

Во время первой стадии строительства в 1772 году Успенский деревянный собор вспыхнул пламенем, и задел недавно начатый каменный храм. Вся работа была погублена.

Последнее ключевое возобновление строительства наступило в 1783 году, под руководством Старова.
Собор в современном виде мы получили в 1789 году, тогда его освятили в честь князя Владимира.

Историческое значение

Собор в честь Владимира Крестителя пережил множество бед. Он много раз перестраивался, чтобы мы увидели окончательный его вид.

Для археологов и историков церковное сооружение имеет большую ценность. Оно строилось на остатках ранее рухнувших обителей, которые возможно реконструировать на макетах. Архитектурное сооружение было построено в 1789 году, но если брать основание первой церкви, то цифра уходит до 1708 года. Это дает археологам больший простор для изучения.

После освящения, храм стал достраиваться. Это происходило после правления Екатерины Великой. В 1823 году, при императоре Александре, собор насыщался новым стилем — ампиром, переплетаясь с ранее известными барокко и классицизмом.

1845 год ознаменовался для обители тем, что Николай нарек её главным православным учреждением ордена Святого Владимира.

В XX веке церковь не переживала особых волнений, которым подвергались монастыри из-за антирелигиозной политики. Собор пережил много событий, он прошел часть истории России вместе с разными поколениями своих прихожан.

Собор в честь Князя Владимира  

При императрице Екатерине II было решено назвать храм в честь Владимира Крестителя.
Это решение имело социальную составляющую. Во многих городах Российской империи имелись церкви и монастыри, именуемые в честь этого святого.

Санкт-Петербург на тот момент — столица государства. Иметь там православную обитель Владимира Красное Солнышко важно, поэтому государыня приняла столь ответственное решение.

Князь Владимир в 988 году совершил великий подвиг для всего православного мира — крестил языческую Русь. Этим поступком он объявил начало нового течения государственной жизни — улучшения связей между Византией (христианской столицей) и Русью. Это коснулось экономической, политической и духовной жизни двух стран.

Благодаря Владимиру, на территорию Руси пришла письменность, изобретенная Кириллом и Мефодием. Знаменуется эра каменных сооружений в будущей России. Строятся храмы в значимых городах государства. С этого момента складывается единая для всех славянских племен религия во главе с одним богом.

Все эти заслуги делают Владимира великим святым, его память необходимо увековечить в храмах и соборах.

Религиозное значение

Для православных христиан собор Князя Владимира имеет особое место среди всех Питерских святынь. В нем расположено множество икон, которые несут религиозный потаенный смысл. Они очень ценны для паломников и прихожан. Многие съезжаются с разных уголков мира, чтобы поклониться им.

Внутри обители стены украшены разнообразными иконами. Но, примечательно, что фресок на стенах храма не найдено даже при реставрации. Единственное, чем украшены своды — строки из библейского писания.

Обратите внимание! Из наиболее значимых икон, в коллекции церковного учреждения есть икона Божией Матери — “Скоропослушница”.

Как назвать ребенка? Подобрать подходящее имя и угодить всем родственникам? Об именинах святых и о том, как помочь малышу стать решительным или мягким.

Этот образ был доставлен в Санкт-Петербург с горы Афон, находящейся в Греции. К помощи от этой иконы обращаются люди, которые ищут решения в сложной ситуации, беременные женщины, желающие, чтобы на свет появился здоровый малыш.

В коллекцию входит список Спаса Нерукотворного. Он произведен с иконы, которую нашли в Домике Петра Великого. Этот образ сопровождал императора даже во время Полтавской битвы. Также в соборе имеется икона святителя Николая. (см.  Православный праздник Пятидесятница)

Ключевой образ всей коллекции — икона Владимира Крестителя.

Князь-Владимирский собор сейчас

В современности обитель не утратила своего величия и великолепия. Она функционирует, в храме ведутся богослужения. Ежедневно совершаются песнопения, проводимые церковным хором. При церкви действует много дополнительных учреждений, по типу детского хора и приходской школы.

Там детей обучают основам религии, учат совершать добрые дела. Развивают различные детские таланты, в число которых входит рисование, пение, рукоделие. Воспитать в молодом поколении любовь к труду, взаимопомощи и пониманию — главная задача церковнослужителей.

Детский хор

Идея создания детского хора зародилась в этом учреждении достаточно давно, но воплотить в жизнь эту прекрасную мысль возможно стало лишь в 2017 году.

Занятия проводятся каждую неделю, три раза. В хор набирают ребятишек из церковной школы, но туда попадают и без этой условности.

Деятельность детского хора распространяется не только на территории собора. Устраиваются благотворительные концерты в странах СНГ. Основными государствами, принимающими детей, были Беларусь, Литва, Эстония.

Помимо духовных песнопений и молитв, малыши исполняют русские народные песни, произведения великих поэтов страны.

Воскресная школа

В храме есть разделение на младшую и старшую воскресную школу. Средний возраст деток, которые могут попасть в младшую группу воскресной школы — это малыши от 5 до 7 лет, дошкольники.

Занятия с детьми проводятся в несколько этапов — молитва, беседа церковнослужителя с малышами. Взрослый узнает отношение младшего поколения к вопросам, связанным с Богом, Человеком, какими-либо плохими или хорошими поступками.

Это помогает вывести ребенка из заблуждений, направить на верный путь.

Старшая или средняя воскресная школа принимает на учение детей школьного возраста — от 7 до 9 лет. задача этой школы — учение ребят работать в команде, взаимодействовать в социуме без каких-либо корыстных побуждений, не нервничая.

Встречи в воскресной школе — в воскресенья, после богослужения.

Князь-Владимирский собор — это великий памятник архитектуры. Он собрал в себе все фундаментальные составляющие, начиная с истории, заканчивая огромным современным духовным значением для людей.

Также смотрите: Еврейская пасха

Источник: https://godzagodom.com/knyaz-vladimirskiy-sobor/

Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор

Пять куполов и 57-метровая башня колокольни собора Святого равноапостольного князя Владимира хорошо видны от выхода станции метро “Спортивная” на Петроградской (бывшей Петербуржской) стороне по улице Блохина.

Княже Владимира собор, или как любовно называют его питерцы Князь-Владимира, был освящён в 1789 году в память о равноапостольном князе Владимире — крестителе Руси.

В разные периоды истории разработкой проектов этого здания занимались известные российские архитекторы Доменико Трезини, Земцов, Антонио Ринальди.

Завершил создание комплекса собора архитектор Иван Егорович Старов, которого называли архитектором золотого екатерининского века.

По его же эскизам был создан великолепный резной деревянный иконостас в стиле ампир — шедевр главного алтаря, искусно выполненный русскими мастерами.

Сегодня, в 21 веке, храм остаётся действующим и одним из самых посещаемых петербуржцами. Его история — неотъемлемая часть истории создания и развития самой Северной столицы.

История возникновения

Места эти начали застраиваться в новом городе одними из первых. Здесь, вдоль берега Малой Невы, на запад от Петропавловской крепости располагался Городской остров со слободой первостроителей и небольшой деревянной церквушкой святого Николы «на Мокрушах», поставленной в 1708 году.

Интересный факт. Название «Мокруши» — мокрая, болотистая местность — очень точно говорит об условиях, в которых жили и возводили «град Петров» его первые граждане.

Вначале все сооружения ставились деревянными, кое-где — глинобитными или «мазаными» — бревенчатый каркас обмазывался раствором глины вперемешку с соломой.

Естественно, в болотистой местности дельты Невы такие строения быстро разрушались.

Случилось так и с церковью святого Николы, которую уже через пару лет из сгнившей деревянной начали перестраивать в мазанковый храм, главный престол которого – Успенский – в 1719 году был освящён в присутствии самого Пётра I. Новой, уже Успенской церкви, превосходившей размерами и числом пределов (всего – 3) другие тогдашние храмы города —Троице-Петровский, Исаакиевский, Петропавловский — был присвоен статус собора. 

Но и этот собор не простоял долго. В 1740 году правящая на тот момент Анна Иоановна повелела перестроить разрушающийся мазаный храм на каменный. Работы поручили архитектору Земцову, а после его смерти – Пьетро Трезини.

Интересный факт. В ходе строительства каменного храма оказалось, что алтарь в нем ориентирован на юг, а не восток, как принято у православных. Скорее всего, досадную ошибку сделал архитектор, но работы приостановили ввиду несоответствия церковным канонам.

Возвдение Княже-Владимирского собора

В 1742 году на престол взошла Елизавета Петровна – дочь Петра I. На продолжение строительства величественной каменной церкви денег не было. И лишь через 23 года — в 1765-м по велению следующей императрицы Екатерины ІІ — вновь стали отстраивать будущую Успенскую церковь по примеру 5-тиглавой церкви Успения Пресвятой Богородицы московского Кремля.

Разработал проект и руководил возведением нового храма Антонио Ринальди, который выиграл конкурс на строительство среди лучших архитекторов того времени.

Интересный факт. Особенно оригинальным детищем Ринальди стали кресты на маковках собора. Они несколько не вписываются в традиционное изображение русского православного креста, но являются не только интересным художественным решением, но и ориентиром для кораблей, входящих из Финского залива в Малую Неву.

Здание самого храма создавалось в стиле раннего классицизма, однако содержит элементы барокко в виде овальних окон и лучкових фронтонов в экстерьере. В интерьере стены украшают пилястры дорического ордера. А пилоны – характерные для классицизма элементы – делят храм на 3 нёфа.

В 1772 году, кода собор был почти готов, он сгорел во время случившегося пожара. Но главный Успенский придел освятили и стали вести богослужения в недостроенной церкви. Завершить строительство императрица Екатерина поручила своему любимому архитектору из Александро-Невского монастыря Ивану Егоровичу Старову.

В момент освящения отстроенного храма в 1789 году его посвятили не Успению Богоматери, как велось ранее, а Святому Равноапостольному князю Володимиру.

Интересный факт. Объяснение заключается в том, что в 1782 году Екатериной был учреждён орден святого Владимира, 8-миконечный крест которого в щите как раз напоминали контуры наверших крестов на куполах нового храма, созданного Ринальди.

Кроме того, освещение новой городской церкви последовало за присоединением к России крымского Ханства, которое стало Таврической губернией и получило герб в виде византийского орла опять же с 8-миконечным Владимирским крестом.

Так уже теперь Князь-Владимирский собор ознаменовал собой обретение Россией купели православного крещения.

В 1845 году Николай I своим указом определил Князь-Владимирский собор храмом Кавалеров Ордена Князя Владимира. В связи с этим над главным входом собора появился знак Ордена, который поддерживают два ангела.

Жизнь духовная и общественная

Собор равноапостольного князя Владимира во все времена являл собой не только религиозный, но и общественный центр Петербурга. В конце 18 – начале 19-го века при храме действовало приходское общество благотворительности, заботами которого был создан сиротский приют. С началом Первой мировой войны благотворительное общество организовало церковный лазарет для раненых на 16 коек.

С приходом советской власти храм оставался единственным действующим культовым очагом на Петроградской стороне. В горе и радости шли сюда прихожане, чтобы не только обратиться к Богу, но и поддержать друг друга.

Интересный факт. В 1922 году большевики развернули компанию по изъятию церковных ценностей. Прихожане собора выступили на защиту храмовых святынь. Отстоять удалось далеко не всё. Через 11 лет – в 33-ем году – храм лишили колокольных звонов. Колокола убрали и сдали в переплавку.

Но собору повезло: в 1935 году ему была передана бесценная икона Успения Божией Матери – список с древнего образа  Василеостровского Киево- Печерского подворья. В клеймах оклада изображён и святой князь Владимир. Осенью 1940-го года собору передают и чудотворную храмовую икону Казанской Божией Матери.

В годы Отечественной войны и блокадные дни чудотворный лик Казанской Божией матери был главным оберегом Ленинграда и духовной твердыней его защитников.

В годы военного лихолетья церковный совет при Князь-Владимирском соборе принимал самое активное участие в патриотической работе. От прихожан и духовенства собирались пожертвования на военные нужды и в пользу Красного Креста. В послевоенный период Князь-Владимирский собор – активный участник миротворческой миссии и межцерковных связей РПЦ.

Сохраняя преемственность поколений и отдавая дань значимости собора в духовной и общественной жизни страны, в 1989 году в честь 200-летнего юбилея освящения храма была выпущена памятная медаль об этом событии.

Источник: https://peterburg.center/maps/knyaz-vladimirskiy-sobor

Князь-Владимирский собор: режим работы — лето 2019, как добраться и официальный сайт

Князь-Владимирский собор

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге – один из любимых петербуржцами храмов. Назван в честь равноапостольного князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Внутреннее убранство делает храм уютным и располагает душу к молитве. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.

Как добраться до Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге, ближайшее метро

Станция метро «Спортивная». Купола храма видны при выходе из метро.

Режим работы Князь-Владимирского собора — лето 2019

  • Ежедневно с 9:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • По воскресеньям и церковным праздникам с 6:45 до 20:00 (окончания Вечерней службы)
  • Расписание богослужений можно уточнить на сайте

Стоимость билетов в Князь-Владимирский собор — лето 2019

Вход свободный. Собор является действующим храмом.

История создания Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

С основанием Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы строится и жилой квартал. Этот район часто затоплялся во время наводнений и местность была болотистой. В народе ее называли «Мокрушей». В 1708 году здесь, на болотистом месте, была построена небольшая деревянная церковь, названная именем Святого Николая.

В 1713 году на том же месте построен мазанковый храм. Его главный престол был освящён в 1719 году в присутствии Петра Первого в честь Успения Богоматери. В народе эту церковь стали называть «Успение на Мокрушах». По своим размерам и числу престолов этот храм превосходил другие (Троицкий, Петропавловский, Исаакиевский).

Поэтому временно получает статус соборного храма.

К 30-м годам 18 века церковь обветшала. По распоряжению императрицы Анны Иоанновны в 1740 году началось строительство нового каменного храма (архитектор М. Земцов).

Из-за смерти императрицы строительство было приостановлено и было продолжено только в 1766 году. Завершить сооружение храма было поручено архитектору А. Ринальди. Проект был изменен.

Церковь решили сделать пятиглавой, как принято по древнему российскому обычаю, а не одноглавой как планировалось раньше.

Здание было почти построено, но пожар 1772 года уничтожил старую мазанковую церковь и повредил новое здание. Завершение строительства было поручено И.Е. Старову.

Храм был достроен только к 800-летней годовщине принятия на Руси христианства. 1 октября 1789 года был освящен главный алтарь храма уже не в честь Успения Богоматери, а в честь святого князя Владимира, крестителя Киевской Руси.

Два придела — Успенский и Никольский напоминают о старых названиях.

22 сентября 1782 года императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской», который подразделялся на четыре степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Награждение орденом четвертой степени давало право на потомственное дворянство. Орден Св.

Владимира I степени следовал непосредственно за орденом Св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. В 1845 году император Николай I приказал определить Князь-Владимирский собор как храм Кавалеров Ордена Святого Князя Владимира всех степеней с девизом «Польза, честь и слава». Знак Ордена находится над главным входом в храм.

В 1875–1917 годах здесь находилось благотворительное общество и приют для сирот.

В храме проводились службы во время Второй мировой войны и блокады. Многие жители города приходили сюда в самые страшные для Петербурга дни. Здесь хранились ценные иконы из закрывающихся храмов.

В 1935 году из закрытого подворья Лавры сюда была передана копия главной святыни Киево-Печерской лавры — иконы Успения Божьей Матери.

Одна из ценностей храма — Берлинское напрестольное Евангелие 1689 года в драгоценном окладе, переданное императрицей Елизаветой Петровной.

В 1946 году восстановили колокольный звон храма. Большой колокол был отлит в Финляндии.

Наружное убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Храм во имя князя Владимира является одним из шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи. Пятикупольное здание с 57-метровой колокольней восхищает красотой и изяществом.

Храм оформлен в переходных от барокко к классицизму формах. Облик здания выглядит строгим и сдержанным. Но в некоторых деталях прослеживаются мотивы барокко: лучковые фронтоны, овальные окна.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутренняя отделка строга и проста. Внутри храма нет росписей, кроме изображения четырех Евангелистов. По предположениям автором является К. Брюллов. На западной стороне храма мы видим копии картин «Оплакивание Христа» Паоло Веронезе и «Преображение» Рафаэля. Стены храма украшены пилястрами дорического ордера.

С сентября 1940 года в храме находилась Казанская икона Божьей Матери. 3 июля 2001 года она была возвращена на свое историческое место — в Казанский кафедральный собор. В храме на ее месте теперь находится копия.

Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира. Иконостас храма является шедевром художественной резьбы по дереву. Выполнен в стиле ампир по проекту И.Е. Старова.

В алтаре находится копия росписи Киевского Владимирского собора композиция «Святая Евхаристия» (работа В. Васнецова).

www.vladimirskysobor.ru

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_8050.htm

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики