Vigoda

Католическая церковь Святой Екатерины

Содержание

Базилика Святой Екатерины Александрийской | Гид по Петербургу 2019

Католическая церковь Святой Екатерины

Еще в начале XVIII века католическое вероисповедание в России насчитывало единицы своих сторонников. Прозападная политика, проводимая Петром I, привела к появлению в стране большого количества иностранных специалистов, многие из которых были католиками. Необходимость в постройке культовых сооружений стала очевидна.

Базилика Святой Екатерины Александрийской строилась под руководством разных архитекторов, поэтому сооружение представляет собой некоторый архитектурный компромисс. Если посмотреть на план здания, можно увидеть католический крест с поперечным нефом. Длина храма – сорок четыре метра.

История

Разрешение на строительство католического храма было выдано Анной Иоанновной в 1738 году. Работы по возведению костела начинались под руководством архитектора Доменико Трезини. В 1751 году из-за разногласий с городскими властями, так и не закончив работу над проектом, он уехал из России. Строительство приостановилось.

Было несколько попыток закончить возведение собора, но удалось сделать это только в 1783 году. Архитекторами, которые завершили работу, стали итальянцы Минчиани и Антонио Ринальди. Освящение храма состоялось осенью 1783 года, тогда же ему присвоили статус собора.

В годы, когда храм достраивался, службы для католиков проходили в деревянной пристройке дома, находившегося по соседству. С этим культовым сооружением связаны достаточно известные имена.

Службы в костеле часто посещал великий Монферанн, архитектор Исаакиевского собора. Именно в этом костеле его отпевали после кончины. В разное время службы проводились сторонниками всевозможных конфессий.

Доминиканцы, иезуиты, францисканцы сменяли один одного.

До революции приход был достаточно многочисленным и насчитывал до 30 000 человек. В конце тридцатых годов, во время волны прокатившихся репрессий, служители были арестованы, а костел закрыли. Церковная утварь и священные книги были выброшены.

В 1947 году произошел пожар, уничтоживший чудом сохранившийся старинный орган и росписи на стенах. На протяжении нескольких лет помещения заброшенного собора использовали под склад.

В 1977 году приняли решение о восстановлении сооружения и передаче его министерству культуры.

Восстановительные работы велись до 1984 года, когда очередной сильнейший пожар уничтожил все, что удалось сохранить до этого момента.

Преобразования коснулись католической церкви только в 1991 году. Храм вернули верующим, и начались работы по реставрации. К 2003 году большая часть работ была завершена. Приход храма сегодня насчитывает около 1 000 человек.

Титул «малой базилики» присвоили собору в 2013 году по указу Папы Римского

Внутреннее убранство

Интерьер базилики полностью уничтожили пожары, поэтому то, что мы видим сегодня – результат работы реставраторов по сохранившимся чертежам. Выглядит базилика внутри достаточно скромно. Внимание привлекает огромный крест, чудом сохранившийся со времен открытия храма. Стены, выкрашенные в светло-желтый цвет, вызывают ощущение льющегося со всех сторон солнечного света.

Внешнее убранство

Главный фронтон представлен аркой, опирающейся на колонны. На парапете, расположенном над фасадом, находятся фигуры четырех апостолов и группа ангелов, несущих крест. Это старейшие в городе скульптуры, хранящиеся под открытым небом.

Расписание богослужений и режим работы в 2019 году

Базилика Святой Екатерины Александрийской открыта ежедневно с 8.00 до 20.00

На русском языке службы идут:

  • в будние дни и субботу в 8:30, 12:00, 19:00
  • в воскресенье в 10:45, 12:00, 19:00

В некоторые дни проводятся службы на иностранном языке:

  • в субботу в 20:00 – на испанском
  • в воскресенье в 9:30 – на английском
  • в воскресенье в 13:30 – на польском



Где находится

Адрес

Невский проспект, дом 32

Метро

Невский Проспект

Как добраться

От станции метро Невский Проспект 1 минута пешком

Интересные факты

  • Кафедральный крест удалось спасти и сохранить одной из прихожанок костела – Софье Степулковской. Через полвека святыня была возвращена верующим.
  • В мире насчитывается всего 1 700 католических соборов, имеющих звание базилики. В России находится только один собор, удостоившийся этого почетного титула.

.

Источник: https://peterburg.guide/sobory-i-hramy/bazilika-svjatoj-ekateriny/

Базилика св. Екатерины Александрийской

Католическая церковь Святой Екатерины

Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской.

Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века.

Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.

Ожидание длиною в 45 лет

Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно.

Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту.

Впрочем, и он оставил храм незаконченным.

«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами.

В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой.

С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.

От постройки до наших дней

Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.

Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие.

До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам.

Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.

К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.

Все изменилось после Октябрьской революции… Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви.

Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран.

В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.

В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.

Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.

Архитектурные особенности собора

Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.

Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.

Католическая церковь святой Екатерины: история создания, строительство, известные прихожане, разрушение и разграбление храма, восстановительные работы и открытие

Католическая церковь Святой Екатерины

Одним из архитектурных украшений Санкт-Петербурга является католическая церковь Святой Екатерины, расположенная по адресу: Невский проспект, дом 32-34.

Этот уникальный памятник зодчества, входящий в число старейших не православных храмов России, был удостоен почетного титула «малой базилики», присуждаемого лично римским папой.

Тем не менее, при всей своей исторической и художественной ценности ему пришлось пережить на своем веку много трагических событий.

Начало возведения храма

Католический приход в Санкт-Петербурге был основан в 1716 году повелением Петра I, но история базилики Святой Екатерины Александрийской (таково полное название этого храма) началась лишь при императрице Анне Иоанновне. В 1738 году она издала указ о возведении на Невском проспекте, или, как тогда говорили – перспективе, храма для всех, кто придерживался латинского направления христианства.

Несмотря на то что распоряжение поступило с самого верха, его исполнение шло крайне медленно ввиду многочисленных проблем, с которыми столкнулись строители.

Автором первоначального проекта базилики Святой Екатерины был швейцарский архитектор Пьетро Антонио Трезини – ученик и близкий помощник своего прославленного соотечественника Доменико Трезини, с именем которого в Северной столице связаны такие архитектурные шедевры, как Петропавловский собор, Летний дворец Петра I и здание Двенадцати коллегий. Однако в 1751 году зодчий был вынужден вернуться на родину, и с его отъездом работы были прерваны.

В продолжение почти трех десятилетий здание базилики святой Екатерины в Санкт-Петербурге оставалось недостроенным, и все это время члены католической общины города были вынуждены довольствоваться небольшим молельным залом, оборудованным в одном из ближайших домов. К слову сказать, в начале 60-х годов известным российским архитектором французского происхождения – Ж. Б. Валленом-Деламотом – предпринималась попытка завершить начатое дело, но, по разным причинам, она не увенчалась успехом.

Лишь итальянский зодчий Антонио Ринальди, являвшийся католиком и возглавлявший в Санкт-Петербурге общину своих единоверцев, сумел положить конец этому долгострою. Им и его коллегой И. Минчиани было завершено строительство, начатое еще Пьетро Трезини.

В начале октября 1783 года католический храм, возводившийся без малого сорок пять лет, освятили в честь святой Екатерины Александрийской, которая являлась небесной покровительницей царствовавшей в те годы государыни Екатерины II.

Тогда же ему был присвоен статус собора.

Громкие имена, связанные с историей храма

Последующая история католической церкви Святой Екатерины в Санкт-Петербурге связана с именами целого ряда известных личностей, являвшихся ее прихожанами. К их числу относится выдающийся архитектор, создатель Исаакиевского собора Анри Луи де Монферран. Под сводами церкви он венчался, крестил своего наследника-сына и здесь же был отпет перед тем, как его тело увезли во Францию.

Перечисляя наиболее известных прихожан собора, можно вспомнить имена российских дворян, перешедших в католицизм. Среди них декабрист М. С. Лунин, князь И. С. Гагарин, княгиня З. А. Волконская и многие другие яркие представители отечественной истории.

Уместно будет назвать также знаменитых иностранцев, являвшихся прихожанами католической церкви Святой Екатерины, а после своей кончины похороненных в ней. Это Станислав Понятовский – последний монарх, восседавший на троне Польского королевства.

С 1798 по 1938 год его прах покоился под плитами собора, а затем, по просьбе польского правительства и с разрешения И. В. Сталина, был перевезен в Варшаву.

Вечный покой обрел здесь и российский генерал-фельдмаршал французского происхождения Жан Виктор Моро, смертельно раненный вражеским ядром в августе 1813 года, во время знаменитого Дрезденского сражения.

В тот роковой момент он и Александр I стояли бок о бок на вершине холма, и, по легенде, увидев их в подзорную трубу, Наполеон собственноручно зарядил орудие.

После кончины полководца государь распорядился доставить его тело в столицу и похоронить в римско-католической церкви Святой Екатерины.

Под началом монахов францисканцев

Как и в большинстве крупнейших католических храмов мира, службу в соборе святой Екатерины Александрийской на протяжении его истории осуществляли представители различных монашеских орденов.

Известно, что сразу после завершения строительства и последующего освящения им завладели францисканцы, проповедовавшие апостольскую бедность и считавшие себя последователями святого Франциска Ассизского.

Своим главенствующим положением эти нищенствующие монахи были обязаны государыне Екатерине II, весьма сочувственно относившейся к основным положениям их учения.

Миссионеры из ордена иезуитов

Сменивший ее на престоле Павел I придерживался иных взглядов и в 1800 году передал базилику в распоряжение иезуитам, более близким ему по духу и потому пользовавшимся его покровительством. Однако и они сумели удержаться в стенах собора не более полутора десятилетий.

Занимаясь широкой миссионерской деятельностью, монахи этого ордена навлекли на себя гнев следующего российского монарха Александра I, который обвинил их в повсеместном насаждении католицизма и попытках расшатать основы православия.

В 1816 году им был издан указ о высылке иезуитов из Санкт-Петербурга, а несколько позже их вынудили вообще покинуть пределы Российской империи.

Под властью еще одного нищенствующего монашеского ордена

Но свято место, как известно, пусто не бывает, и в католической церкви Святой Екатерины на Невском проспекте оскандалившихся иезуитов сменили доминиканцы.

Они, так же как и францисканцы, называли себя нищенствующими проповедниками Евангелия и хранителями основ истинной веры.

К ним судьба оказалась более благосклонной – эти последователи святого Доминика сумели удержать свои позиции вплоть до 1892 года, после чего храм был передан в управление епархиальным священникам.

На пороге суровых испытаний

Переломный момент в истории католической церкви Святой Екатерины был обусловлен трагическими событиями 1917 года, когда большевики, не пускаясь в богословские дискуссии, объявили всякую религию «опиумом для народа» и начали проводить политику воинствующего атеизма. В России наступила эпоха, которая, по свидетельству историков, в течение нескольких десятилетий породила больше мучеников за веру, чем три века преследования первых христиан.

Возвращение варварских времен

Общую судьбу разделил и причт католического храма на Невском. Однако, несмотря на репрессии, которым подверглись многие священники, и расстрел в 1923 году настоятеля прихода Константина Будкевича, религиозная жизнь в нем продолжалась вплоть до 1938 года, после чего последовало закрытие и нещадное разграбление.

По свидетельству очевидцев, из разоренного храма на улицу были выкинуты (в буквальном смысле) множество икон и самой различной церковной утвари, в которой копались все желающие. Но более всего сердца прихожан сжимались при виде горы книг, состоящей из 40 тыс. томов, прославленной соборной библиотеки.

Эту сцену, достойную лишь мрачных варварских времен, можно было наблюдать в течение нескольких дней.

Печальная судьба постигла и настоятеля храма – монаха доминиканца Мишеля Флорана, который в течение предшествующих трех лет оставался единственным в Ленинграде католическим священником.

В 1938 году он был без всяких на то оснований арестован, а позже приговорен к расстрелу, что в те времена было совершенно обыденным явлением.

Однако на этот раз судьба оказалась благосклонной к жертве сталинского произвола, и в 1941 году смертная казнь была заменена ему депортацией из страны. В самом преддверии войны Мишеля Флорана выслали в Иран.

Послевоенные годы

В период блокады Ленинграда зданию католической церкви Святой Екатерины, как и большинству городских сооружений, в результате бомбежек и артиллерийских обстрелов были нанесены серьезные повреждения.

Однако наибольший урон оно понесло в 1947 году, когда возникший в нем пожар уничтожил еще сохранившиеся к тому времени детали убранства и привел в негодность трубы уникального старинного органа.

Кое-как расчистив внутреннее пространство, городские власти использовали его в качестве склада.

Попытку восстановления здания собора, но не в качестве культового объекта, а для создания в нем зала органной музыки, предприняли в 1977 году.

Тогда были проведены не только строительные, но и полномасштабные реставрационные работы, продолжавшиеся до февраля 1984 года, однако поджог, совершенный чьей-то преступной рукой, полностью уничтожил плоды многолетних трудов.

В огне погибли остатки фресок, скульптурное убранство зала и восстановленный к тому времени орган XVIII века.

Возвращение храма верующим

После этого сгоревший собор простоял заколоченным до 1992 года. Лишь после того как на волне перестройки начался процесс возрождения многих поверженных святынь, городские власти вынесли постановление о передаче его верующим.

Незадолго до этого был образован, а точнее, восстановлен приход Святой Екатерины, в распоряжение членов которого и передали то, что некогда было их собственностью.

Незамедлительно начались новые реставрационно-восстановительные работы, ввиду большого объема и недостатка средств растянувшиеся на целое десятилетие.

В 2003 году они были в основном завершены, и тогда же католическая церковь Святой Екатерины (СПб) вновь распахнула двери для своих прихожан. Тем не менее процесс ее восстановления продолжается и поныне.

Источник: https://FB.ru/article/391945/katolicheskaya-tserkov-svyatoy-ekaterinyi-istoriya-sozdaniya-stroitelstvo-izvestnyie-prihojane-razrushenie-i-razgrablenie-hrama-vosstanovitelnyie-rabotyi-i-otkryitie

Католическая церковь святой екатерины

Католическая церковь Святой Екатерины

Чтобы иностранцам, работавшим на строительстве новой столицы жилось в Петербурге достаточно комфортно, еще в 1716 году царь Петр разрешил построить на главной улице Санкт-Петербурга церкви различных конфессий.

Участок в начале Невского проспекта был выделен, и католическая община сразу же выстроила на этом месте деревянный молитвенный дом.

Позднее, с формализацией градостроительных планов указ Анны Иоанновны окончательно закрепил эту землю за католиками.

Понадобилось еще 25 лет, чтобы иностранцы поняли – Петербург на берегах Невы – это окончательно, это – навсегда.

И в 1763 году началось строительство настоящего костела.

Однако, понимая, что православная Россия – не Америка с бесправными дикими индейцами, и здесь Ватикану особо ничего не светит, папская казна не выделяла деньги на освоение «новых земель».

Костел делали в основном на пожертвования, и строительство, в общем-то, небольшого по меркам Петербурга здания, растянулось на двадцать лет.

Лишь в 1783 году его освятили во имя Святой Екатерины Александрийской.

Руководил строительством и проектировал здание известный итальянец Ринальди, построивший в Санкт-Петербурге и дворцовых пригородах очень много домов (в частности Князь-Владимирский собор).

Католическая церковь святой Екатерины (Санкт-Петербург)

Он же и стал старостой петербургской католической общины.

На сегодняшний день, костел является самым крупным католическим приходом в городе, а до конца 18 века он был единственным.

Его посещали представители самых разных национальностей – немцы, французы, поляки, итальянцы.

Интересно, что в 19 веке на нижних галереях помещались обычные торговые лавки, в которых немецкие купцы продавали книги, украшения и игрушки.

Костел святой Екатерины видел немало знаменитостей.

В 1798 году в нем нашел последнее пристанище Станислав Полянский, последний король Речи Посполитой. Здесь венчался французский архитектор Огюст Монферран, построивший великолепный Исаакиевский собор, здесь же его и отпевали. В 1837 году здесь состоялась свадьба печально известного Жоржа Дантеса и Екатерины Гончаровой, сестры супруги Александра Сергеевича Пушкина.

После революции 1917 года помещение было отдано под склады. Впоследствии тут открыли филиал Ленинградской филармонии.

В 1984 году здание очень сильно пострадало от пожара.

Огонь уничтожил практически все интерьеры. Он так и стоял, полуразрушенный, до 1992 года, когда его вернули католической общине.

В 2003 году костел святой Екатерины был полностью отреставрирован, в нем возобновились богослужения и открылась воскресная школа.

Он немного отступает от единой архитектурной линии Невского проспекта в глубину, образуя перед собой небольшую площадь.

Сегодня это место образует «маленький петербургский Монмартр» — оно отведено художникам, которые здесь продают свои работы и рисуют портреты прохожих туристов.

Адрес:

Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 32-34

Как добораться:

Станция метро Невский проспект Выход к Невскому проспекту. Через подземный переход на другую сторону проспекта, повернуть налево, в сторону Дворцовой площади. Расстояние меньше 100 метров. Фасад виден уже от метро.

Сайт костела:

Базилика св. Екатерины Александрийской

На пересечении Михайловской улицы и Невского проспекта стоит один из старейших российских католических храмов — Церковь святой Екатерины Александрийской. История этой базилики начинается с 1716 года.

Удивительно, что при таком количестве иностранок на русском престоле, первую католическую церковь строила русская по происхождению и православная по вере императрица Анна Иоанновна Романова (1693—1740), племянница Петра I (1672—1725).

Строительство храма велось в 1738—1783 годы при участии таких архитекторов, как Трезини, Валлен-Деламот, Ринальди. Здание, увенчанное большим куполом, имеет форму креста. Одновременно в церкви святой Екатерины может находиться до двух тысяч человек. В 1789 году в храме был помещен орган. Фасад украшают фигуры апостолов и ангелов.

Так сложилось, что базилика святой Екатерины всегда была связана с именами многих известных иностранных личностей. Именно здесь были похоронены последний польский король Станислав Август Понятовский (1732—1798) и французский полководец Жан Виктор Моро (1763—1813). В этой церкви венчался и крестил сына главный архитектор Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге — Огюст Монферран (1786—1858).

После революции 1917 года многие работники храма стали жертвами режима, а настоятель был расстрелян сразу после прихода к власти большевиков.

Но, несмотря на это, целых 20 лет после падения империи храм продолжал функционировать. В 1938 году его все же закрыли, богатства церкви национализировали, а иконы и книги уничтожили.

Пожар 1947 года окончательно превратил некогда величественный собор в руины, а его уцелевшие помещения использовались под склады.

Екатерининский собор находился в запустении вплоть до 1977 года, до того момента, как в его стенах решили поместить местную филармонию.

Работы продолжались чуть меньше 10 лет, но внезапно вспыхнувший пожар уничтожил остатки старинного внутреннего убранства. Возрождение храма началось только после развала СССР. В 1992 году была снова зарегистрирована община.

А через полгода городские власти приняли решение о возвращении храма верующим, вследствие чего начались работы по восстановлению собора.

Источник: https://travel70.ru/katolicheskaja-cerkov-svjatoj-ekateriny/

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики