Vigoda

Ивановский монастырь

Содержание

Монастырь на Ивановской горке, история и легенды

Ивановский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (или, как его часто называют – Ивановский монастырь) находится в центре Москвы — на Китай-городе, стоит на значительном возвышении – Ивановской горке, близ улицы Солянка.

Место это, несмотря на удивительную красоту обители, многие считают одним из самых мрачных на карте Москвы.

И это неудивительно, если вспомнить о том, сколько трагических событий и таинственных легенд связано с монастырем…

Время основание Ивановского монастыря точно неизвестно.

По преданиям монастырь был основан то ли Иваном III, то ли княгиней Еленой Глинской, матерью Ивана Грозного (предание гласит, что основанием обители Елена Глинская хотела ознаменовать день рождения сына), следовательно, основание можно отнести к концу XV века.

Первый русский царь родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, и носил имя Крестителя Господня, поэтому Ивановский монастырь был им особенно почитаем.

В это же время монастырь сталь выполнять и роль места заключения опальных женщин высокого происхождения (в частности, здесь закончили свои дни две невестки Ивана Грозного). Позже, сюда — в тайную тюрьму ссылались узницы из Тайной канцелярии, Сыскного приказа, замешанные в политических и громких уголовных делах, прошедшие перед заключением через жестокие пытки.

Секта «хлыстов»

В 1730 годах здесь нашли пристанище представители секты «хлыстов» или «Людей Божиих».

Согласно их вероучению, сочетающему элементы вероучений западных мистических сект с русскими народными верованиями, Христос постоянно перевоплощается из одной человеческой оболочки в другую, а вместе с ним — Богородица и апостолы. Хлысты не признавали священников, святых и церковные книги, государство.

Но, отвергнув одни обряды, хлысты сразу обосновали новые. Богослужения хлыстов (радения) проходили ночью и состояли в чтении и аллегорическом толковании Священного Писания, самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. Свое название секта получила, по-видимому, от религиозного обряда.

С другой стороны, название может быть искажением слова «христ», поскольку «корабли» (общины) хлыстов возглавляли самозванные «христы».

В 1732 году останки лидеров хлыстовского движения Ивана Суслова и Прокопия Лупкина погребли в Ивановском монастыре, над могилой Суслова был поставлен памятник с надписью: «Погребен Святой угодник Божий», сооружена палатка, или сень – и место их погребения стало чуть ли не открыто почитаться хлыстами. В 1739 году по приказу императрицы Анны Иоанновны трупы Суслова и Лупкина были выкопаны из могил, вывезены в поле, сожжены, и

Душегубица Салтычиха

В 1778 году в монастырскую тюрьму была заключена одна из самых страшных преступниц того времени – Дарья Николаевна Салтыкова, «Салтычиха», которую называют «русским маркизом де Садом».

Ею за семь лет были замучены и убиты десятки крепостных крестьян (в основном – дворовых девок и детей), количество жертв колеблется от 75 до 138 человек. Она морила их голодом, привязывала голыми на морозе, порола и избивала до смерти.

Однажды она хотела покуситься и на жизнь дворянина – Николая Тютчева, предка поэта. То ли она была в него безответно влюблена, то ли они состояли в любовной связи, но он все же женился на другой. Салтыкова решила убить и его и его молодую жену.

Есть версия, что молодоженов спасла анонимка, подброшенная крепостными Салтычихи, так или иначе – Тютчевым пришлось бежать из родных мест ночью на Брянщину.

Почему же столь долго ей позволялось зверствовать, несмотря на то, что несколько жалоб удалось передать властям? Все дело в том, что первые годы зверств Салтыковой – это последние годы правления Елизаветы Петровны. Дарья Салтыкова имела влиятельных родственников, как своих, так и покойного мужа.

Поэтому следствием по ее делу Екатерина II решилась заняться, лишь получив в свои руки всю полноту власти. Суд над Дарьей Салтыковой приобрел смысл как свидетельство человеколюбивых замыслов нового правления. Салтычиху взяли под стражу, пытки к ней не применялись (применялась лишь угроза пытки), но преступница ни в чем не созналась.

Салтычиха была признана виновной и приговорена к смертной казни, которую императрица заменила пожизненным одиночным заключением.

Лишенная дворянства и фамилии, «Дарья Николаева дочь» была возведена в Москве на эшафот, прикована к столбу, причем у нее на шее был привешен лист с надписью: «мучительница и душегубица», и после часового стояния заключена в подземельную тюрьму в Ивановском московском девичьем монастыре, где и сидела до 1779 года под сводами церкви, а затем до самой смерти в застенке, пристроенном к стене храма.

Через небольшое окошко москвичи моги смотреть на заключенную. При этом они часто распевали песню: «Салтычиха-балтычиха и высоцкая дьячиха, Васильевна, Савишна – Давишня барышня! А у нас пироги горячи, горячи! С рыбкой, с вязичкою, с говядиной, с яичком.

Пожалте, у нас для вас в самый раз! В нашей лавке атлас-канифас, шпильки-булавки, чирьи-бородавки…». Иногда встречаются сведения, о том, что от связи с караульным солдатом она имела ребенка. Похоронили знаменитую «душегубицу» на Донском кладбище.

Ходят слухи, что призрак Салтычихи появляется здесь и осыпает прохожих страшными проклятиями, бранью и встреча с ней грозит бедами.

Инокиня Досифея — княжна Тараканова

В 1786 году в московский Ивановский женский монастырь по секретному предписанию Екатерины II была прислана неизвестная женщина явно знатного происхождения и помещена там под именем инокини Досифеи. Она пробыла там более 25 лет, жила в отдельной келье, никогда никого не принимала и никуда не выходила.

Занавески на окнах кельи всегда были задернуты, лицо ее долгие годы разрешено было видеть только игуменье, келейнице, монастырскому священнику и его причетнику. Иногда, по ночам, ее проводили в надвратный храм, и священник начинал службу для одной-единственной монахини.

На имя узницы периодически приходили крупные денежные суммы. После смерти Екатерины II режим содержания был значительно смягчен. В эти годы в разговорах с близкими ей людьми инокиня Досифея стала упоминать иногда и свое мирское имя — Августа и показывать медальон с портретом Елизаветы Петровны.

Есть версия о том, что она могла быть дочерью императрицы Елизаветы и графа Разумовского.

Когда в 1810 году, уже при Александре I, таинственная узница скончалась, то тело ее было перенесено в Новоспасский монастырь (хотя по логике вещей и по традиции она должна была быть похоронена в Ивановском монастыре) и необычайно торжественно погребено в красивой беломраморной часовне возле колокольни. В кельях настоятеля Новоспасского монастыря среди портретов великих князей и царей рода Романовых долгие годы находился женский портрет с подписью «Затворница Досифея (княжна Тараканова)».

Начало ХХ века открыло еще одну трагическую историю Иоанно-Предтеченского монастыря и преумножило репутацию «мрачного места»: в 1918 г. монастырь был закрыт и превращён в концлагерь ВЧК-НКВД (Ивановский особый концентрационный лагерь принудительного труда) — пересыльную тюрьму ВЧК, где в 20-е годы одновременно бывало до четырехсот заключенных.

Сестры были арестованы и отправлены в ссылку, священник расстрелян на Бутовском полигоне… Затем, в советское время, на территории и в постройках монастыря располагались службы теплосети, архив Московской области, швейная фабрика.

90-е годы ХХ века прошли в восстановительных работах, а в 2000 году состоялось решение Священного Синода об открытии монастыря.

Не только мрачные истории связаны с этими стенами – есть здесь и святыни. Таковой является, к примеру, гробница схимонахини Марфы — во времена правления Михаила Федоровича Романова в монастыре жила блаженная схимонахиня Марфа. Она считается покровительницей беременных женщин.

Известно, что Марфу часто просили помолиться о заключенных и о тех, кто страдал недугом пьянства. Она известна также особой помощью роженицам, заключенным в узах, и помощью в восстановлении святынь. Сохранилась надпись на ее гробнице: «…преставися раба Божия Дария, во инокинях схимонахиня Марфа юродивая».

Марфа взяла на себя один из самых трудных подвигов — подвиг юродства. Она добровольно отреклась от разума, спала на жестком полу, и в холод, и в дождь ходила босая, терпела голод. После революции 1917 года св. мощи ее утрачены.

Сейчас обитель восстанавливают, она снова становится одной из красивейших в Москве, и славится вкуснейшей монастырской выпечкой.

Монастырь на Ивановской горке, история и легенды интересная Москва, интересные места в Москве, история москвы, сайт Москвы, адреса Москвы

Источник: https://places.moscow/interesting/monastyr_na_ivanovskoy_gorke/monastyr_na_ivanovskoy_gorke.html

Ивановский монастырь в Москве: адрес, как добраться и фото

Ивановский монастырь

Ивановский монастырь в Москве — одна из старейших женских обителей не только в столице, но и в России. Он был излюбленным местом паломничества русских царей, темницей для знатных женщин и до сих пор полон тайн и загадок.

Загадка истории

Ивановский монастырь в Москве — один из древнейших храмов не только столицы, но и православной Руси. Не сохранилось ни единого документа, хотя бы намекающего на время его строительства.

Монастырская опись от 1763 года сообщает: «А когда оный монастырь построен, при котором государе, и по какой государственной грамоте, и в котором году, о том в означенном монастыре точного известия нет».

Современные архитекторы и историки считают, что подворье возникло в 15 веке, о чем свидетельствует сохранившийся старинный фундамент.

Легенда о строительстве монастыря рассказывает, что Иоанов монастырь был построен по велению Елены Глинской, великой княгини, решивший воздвигнуть храм в честь рождения своего старшего сына Ионна. У истории есть продолжение – якобы рождение будущего царя сопровождала невиданная гроза с бурей, оттого и нрав у него был соответствующий – стихийный, а прозвище монарха – Темный.

Иоанно-Предтеченский монастырь был упомянут в завещании Василия I в 1423 году. В конце 15 века имение пришло в упадок, а недалеко от Владимирской церкви был построен женский монастырь.

По другому предположению Ивановский монастырь в Москве появился на рубеже 14-15 веков и выполнял оборонительные функции.

Будучи построенным на возвышенности (Ивановской горке), он занимал лучшую позицию, обеспечивавшую безопасность Великому посаду и Ионно-Златоустинскому монастырю (уничтожен в 1930 году).

Можно привести еще несколько аргументированных гипотез о времени появления обители, но достоверно узнать точную дату поможет только чудо или дальнейшие поиски археологов.

Развитие

Первый ремонт собора произошел во второй половине 15 века, считается, что обновлению способствовал царь Иван Грозный.

Ивановский монастырь в Москве не имел собственных вотчин и жил только пожертвованиями прихожан и благодетелей, которых было множество.

Основные средства на содержание обители поступали от царской семьи, это обязывало монастырь идти на определенные уступки по отношению к дарителям, что снискало для подворья полную тайн и загадок историю.

К началу 18 века вокруг монастыря был выстроен высокий каменный забор и надвратная церковь, освященная в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Центром монастырского ансамбля был собор. Каменные постройки на территории появились по указу Петра I, повелевшего заменить все деревянные строения. Строительство велось на казенные деньги.

Наполеоновская компания принесла разрушение в Ивановский монастырь в Москве. Пожар 1812 года полностью уничтожил обитель, и над ней нависла угроза упразднения. В 1860-1879 годах часть келий и собор были восстановлены на месте старинных подклетов. Автором проекта стал архитектор М. Быковский.

Возрождению монастыря способствовала подполковница Елизавета Мазурина, посмертно пожертвовавшая на благое дело 600 тысяч рублей. Душеприказчицей и исполнительницей воли покойной стала ее невестка – Мария Александровна Мазурина. Ее усилиями и стараниями монастырь приобрел те формы, которые удивляют изяществом и красотой в наши дни.

Советский период

Ивановский женский монастырь в Москве после революции был закрыт одним из первых, в 1918 году. С 1919 года на территории обители был учрежден концентрационный лагерь, который через короткое время получил статус особого.

В 1923 году содержавшиеся здесь узники использовались на принудительных работах, а с 1927 года здесь действовало специализированное отделение, где в научных целях изучалось поведение преступника и преступность как явления.

С 1930 года Ивановский лагерь вошел в состав одной из трудовых колоний Москвы.

К 1917 году Ивановский монастырь в Москве населяли 43 монахини, 33 послушницы и более сотни женщин на испытательном сроке. Перед закрытием обители всех выселили на монастырский подмосковный хутор для работы в коммуне.

В 1929 году все частные хозяйства были национализированы, а не желавших согласиться с таким предложением обложили огромными налогами. Сестрам пришлось распродавать все имущество, а самим в течение двух лет перебиваться случайными заработками.

В 1931 году по решению властей сестер заключили в Бутырскую тюрьму, после скорого суда всех отправили в ссылку в Казахстан.

К 1980 году большая часть бывшего монастыря была в ведении МВД. Под алтарем в подвале размещался тир, на территории были обустроены спортивный зал, бассейн, сауна. В помещении собора было оборудовано архивное хранилище.

В доме причта работала швейная мастерская, несколько других помещений занимали службы Мосэнерго.

Все здания Ивановского монастыря в Москве не ремонтировались с 1917 года, что привело почти к потере культурного и исторического наследия.

Возрождение

В 2002 году Русской православной церкви был возвращен Ивановский монастырь в Москве. История сделала очередной виток, и началось возрождение обители в ранге ставропигиальной. Некоторые здания все еще находятся в распоряжении МВД РФ. В деревне Остров, на территории бывшей дворянской усадьбы, силами сестер обустраивается подворье монастыря, где уже работает богадельня.

Для сестер открыты курсы, рассчитанные на несколько лет, где изучается Святое писание, катехизис, история Церкви, православные труды и многое другое.

В 2008 году при монастыре был основан музей, где экспонатами служат предметы, найденные при реставрационных работах, а также архивные материалы, сохранившиеся в стенах обители со времен размещения архива.

Некоторые документы относятся к 1918 году, когда был закрыт Ивановский монастырь в Москве. Фото и видео материалы прошедших эпох также представлены в музее.

Особые святыни

Ивановский женский монастырь настолько древний, что святынями в нем являются даже камни, из которых сложены стены. Светлую славу обители в 17 веке принесла обитавшая здесь святая блаженная Марфа.

Ее чтили в монаршей семье, и считалось, что после своей смерти она продолжала оберегать дом Романовых. С 1638 ее мощи трепетно хранились в главном соборе, но после революции их изъяли для захоронения на Ваганьковском кладбище. Дальнейшая судьба святыни неизвестна.

На сегодняшний день сохранилось изящное мраморное надгробие.

Еще одной неординарной святыней монастыря является чудотворная икона святого Иоанна Крестителя с прикрепленным к ее киоту медным обручем. Он присоединен металлической цепочкой и считается мерой головы святителя Иоанна Предтечи.

На ободке можно прочесть полустертую надпись, сделанную славянской вязью: «Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне моли Бога о нас». По некоторым утверждениям, возраст обруча отсчитывается с 19 века и ранее хранился в часовне монастыря, о чем есть записи в летописи обители.

Обруч и икона считаются святынями, помогают верующим избавиться от многих заболеваний.

Вековые тайны обители

Московский Ивановский монастырь был не только местом молитв или монашеского подвига, но и местом ссылки женщин из дворянских семей.

Традицию отсылать в затвор неугодных начал Иван Грозный, сослав в монастырские подвалы двух жен своего сына.

Для многих неугодных жен монастырь стал местом насильственного пострига, их родственники жертвовали сестрам большие суммы на содержание знатных узниц и самой обители.

Мрачную славу добавляло Сыскное ведомство, отправляя сюда в заточение женщин, замешанных в политических интригах или уголовных делах. Монастырские стены становились последним пристанищем для раскольниц, которых после пыток и унижений под видом умалишенных отправляли в каменные кельи Ивановского монастыря под надзор монахинь.

Знаменитые узники

Некоторое время в обители были захоронены основоположники секты хлыстов Иван Суслов и Прокофий Лупкин. Их могилы долго посещали московские апологеты веры, пока не случился судебный процесс над хлыстами в 1739 году, после чего могилы разрыли, а тела сожгли и пепел развеяли по ветру.

Одной из знаменитых узниц монастыря была зловещая Салтычиха (Дарья Николаевна Салтыкова), замучившая в подмосковном имении более 100 человек. Зверства длились в течение семи лет и прекратились лишь по личному вмешательству Екатерины II, только взошедшей на престол. Салтыкову судили гражданским судом в 1778 году и отправили отбывать вечное заточение.

В монастыре для нее соорудили специальную келью – вырыли глубокую яму, над которой возвели деревянную постройку без окон, только когда приносили еду, ставили свечу, это был весь свет, который она видела долгие годы.

Во время монастырских служб ее подводили ближе к месту, откуда были слышны молитвы, корреспонденция и разговоры были под запретом.

Так она провела 11 лет, после сделали небольшое послабление, переведя в келью с небольшим окошком, через которое с ней могли поговорить желающие.

Еще одной знаменитой пленницей была княжна Тараканова – дочь царицы Елизаветы. Проведя сорок лет за пределами России, вернувшись и поговорив с Екатериной II, она удалилась в Ивановский монастырь. Княжна проживала в обители с комфортом, в монашестве получила имя Досифея.

Для нее была выделена келья в две комнаты с печью, в услужение была приставлена послушница, ежегодно из казны выделялась немалая сумма, поступали средства от многочисленных дарителей, большую часть пожертвований княжна тратила на милостыню и пожертвования.

После смерти ее погребли в Новоспасском монастыре, надгробие появилось лишь через 100 лет и сохранилось до сих пор.

Это далеко не все тайны обители, узнать больше и побывать на службе сегодня может каждый желающий, посетив Ивановский женский монастырь в Москве. Адрес: Малый Ивановский переулок, строение 2.

Как добраться

В монастыре ежедневно проводятся богослужения в Иоанно-Предтеченском соборе или в храме преподобной Елизаветы Чудотворицы. Утренняя литургия совершается с 7:30 утра, вечерняя служба начинается в 17:00. Часовня Иоанна Предтечи, где каждый может прикоснуться к чудотворному образу и обручу, открыта без выходных.

Где находится Ивановский монастырь в Москве? На Ивановской горке в Малом Ивановском переулке, в доме №2. Монахини по предварительной записи проводят экскурсии для всех желающих.

в программу входят посещения храмов обители, музея, который входит в Ивановский монастырь в Москве. Адрес, как добраться до обители — об этом спрашивают многие.

Нужно ехать на метрополитене до станции «Китай-город», далее следует пройти по Солянскому проезду и улице Забелина до Малого Ивановского переулка, дом 2. Контактный телефон – (495) 624-01-50.

Источник: https://FB.ru/article/288090/ivanovskiy-monastyir-v-moskve-adres-kak-dobratsya-i-foto

Иоанно-Предтеченский монастырь в Москве ➔ История, фотографии ✮ Россия 2019

Ивановский монастырь

  • Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь находится на этом месте с XVI в.
  • Монастырь располагается в одном из самых живописных исторических районов города – Ивановской Горке.
  • Главный собор монастыря построен в XIX веке по образцу итальянских базилик.
  • В 1918 г. Монастырь был закрыт, в нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики».
  • Деятельность монастыря возобновилась лишь в 2000 г., здесь ведутся реставрационные работы.
  • По предварительной записи в монастыре проводятся экскурсии на русском языке.

Один из древнейших в столице — Иоанно-Предтеченский (Ивановский) женский ставропигиальный монастырь.

Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель, – пророк, предсказавший пришествие Христа и крестивший Его в водах реки Иордан.

Обитель дала название и самой местности – Ивановской горке, ныне – одному из самых живописных исторических районов города. Этот же монастырь на протяжении веков известен как тюрьма для государственных преступников.

Главный собор монастыря — храм Усекновения главы Иоанна Предтечи – обладает очень необычной для православных церквей архитектурой. Он был построен в XIX веке по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Обитель царей и преступников

Монастырь расположен в самом центре Москвы, неподалеку от Кремля. Здесь он  находится с 30-х гг. XVI в., когда у великого князя Василия III родился долгожданный наследник – Иоанн, будущий великий правитель России Иван IV (Грозный).

До этого Иоанно-Предтеченский монастырь стоял на противоположном берегу Москвы-реки и был изначально мужским. На новом месте по решению князя он стал женским, сохранив старое посвящение. В XVI-XVII вв.

монастырь был местом царских богомолий и содержался за государев счет.

В XVIII веке на территории монастыря появилась тюрьма, в которую стали заключать опасных государственных преступников. Одна из них – Дарья Николаевна Салтыкова (известная в народе «Салтычиха») ‒ была отправлена в монастырскую тюрьму за убийство своих крепостных.

Ее посадили в подземную келью, «чтоб она ни откуда в ней свету не имела». Пищу ей подавали со свечой, которую гасили, когда она заканчивала есть. В монастыре Дарья Николаева (дворянскую фамилию «Салтыкова» у нее отняли на суде) провела более 30 лет.

Другая знаменитая насельница монастыря – монахиня Досифея, «русская железная маска», дочь императрицы Елизаветы Петровны от брака с Алексеем Разумовским.

По указу императрицы Екатерины II, опасавшейся других претендентов на престол, девушку отправили в Ивановский монастырь, где та жила затворницей до своей смерти в 1810 г.

В ходе захвата Москвы французами в 1812 г. монастырь горел, однако главный Иоанно-Предтеченский храм не пострадал. Тем не менее, в середине XIX в. старый храм разобрали и возвели на его месте новый – по проекту известного московского архитектора М. Быковского.

Новый храм Усекновения главы Иоанна Предтечи был построен по образцу итальянских базилик, в частности, флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, из-за чего его и сегодня называют «Московской Флоренцией».

Однако в архитектуре Иоанно-Предтеченского собора присутствуют и русские черты – прежде всего, это небольшая луковичная главка, венчающая граненый купол храма.

Крах и возрождение

В XX веке для монастыря наступили тяжелые времена. Он был закрыт в 1918 г. – одним из первых в Москве. В нем разместился концентрационный лагерь «классовых врагов Советской республики»: дворяне и священники сидели там вместе с уголовниками, спекулянтами и шпионами.

Имущество монастыря перешло государству, а верующим оставили только два храма. В 1927 г. в уже бывшем монастыре разместилось экспериментальное отделение института по изучению преступности и преступника. В том же году верующих из монастыря выгнали, а в 1931 г.

все монахини и послушницы бывшего Ивановского монастыря были арестованы.

Позднее в зданиях монастыря размещались учреждения МВД, областной архив, службы теплосети. По окончании эпохи СССР Иоанно-Предтеченский собор вернули верующим, в 2000 г. монастырь был возобновлен. С этого времени идет реставрация монастырских зданий. При монастыре работает трапезная, где можно подкрепиться вкусной монастырской кашей, а также пирожками и булочками из монастырской пекарни.

© 2016-2019 moscovery.com

Михаил Калинин

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.
всего оценок: 15, средняя оценка: 3,93 (из 5)

Источник: https://ru.moscovery.com/%D0%B8%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C/

Тайны Ивановского монастыря

Ивановский монастырь
danatapochkinaИоанно-Предтеченский женский монастырь на Ивановской горке в Москве хранит такие тайны, что порой дух захватывает.Застройка здесь настолько тесная, что невозможно полностью во всей красе увидеть церковь Иоанна Предтечи. А между тем, она необыкновенно интересна, и напоминает кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

По одной из версий монастырь основан великим князем Василием III и его супругой Еленой Глинской в честь рождения их сына Иоанна IV и праздника Дня усекновения главы Иоанна Предтечи. В тот день, когда родился будущий царь Иоанн Грозный, над Москвой бушевала гроза страшной силы, и, возможно, по этой причине он получил прозвище Грозный. Но это, скорее, легенда.

Московские пожары не обходили стороной и эту обитель. В очередной раз огненная стихия обрушилась на его стены в 1748 г. Монастырь прекратил существование. Однако через 13 лет, в 1761 г., императрица Елизавета подписала указ о восстановлении Ивановского женского монастыря. Закончив постройку, она отдала распоряжение разместить в монастыре вдов и сирот заслуженных людей.

«Следует отметить, что Ивановский монастырь волей судеб несколько отличался от других женских монастырей. Во-первых, в его стены не впускали посетителей, а выход инокиням в город разрешался лишь в крайних случаях.

Во-вторых, большинство инокинь были людьми со светским образованием и знанием иностранных языков, поэтому в обители многие из них переводили духовные книги на русский и иностранные языки. И в-третьих, поскольку он располагался неподалеку от пыточной Тайной канцелярии (угол Мясницкой и Б. Комсомольского пер.

), то был вынужден содержать в своих стенах её подследственных — политических или уголовных преступниц или вероотступниц.

Первой же узницей знатного рода была вторая супруга царевича Ивана, старшего сына Ивана Грозного, царевна Пелагея Михайловна Петрова-Соловая, в иночестве Параскевна». (отсюда)

Одна из московских тайн покоится под плитой у стены монастыря. Надпись датированная 1638 годом гласит, что там похоронена «раба Божия девица Дарья в инокинях схимница Марфа юродивая».  Однако кто она такая, за что удостоилась такой чести, что за тайну хранит этот камень, ничего неизвестно.Салтычиха.

«Зловещей тенью в памяти монастыря остался период с 1768 по 1801 г., когда после многолетних судебных разбирательств в Ивановский монастырь под особый контроль в специальный склеп под соборной церковью была помещена из Сыскного приказа на пожизненное «покаянное заточение» помещица-изуверка столбовая дворянка «людоедка» Дарья Николаевна Салтыкова». (отсюда)

Девичья фамилия Салтычихи была Иванова. Она была дочерью столбового дворянина, состоявшем в родстве с Давыдовыми, Мусиными-Пушкиными, Строгановыми и Толстыми. Вышла замуж за ротмистра лейб-гвардии конного полка Глеба Алексеевича Салтыкова. У них родилось два сына, которые были записаны на службу в гвардейские полки. (отсюда)Садистские наклонности у неё появились после смерти мужа. Причём, ненавидела она женщин, и в основном молодых, и ненавидела влюблённые пары. Сейчас в наше время охарактеризовали бы просто, без обиняков, как «бешенство матки», если уж прямо называть вещи своими именами.А между тем, она была весьма привлекательной женщиной и каким-то мистическим образом притягивала к себе мужчин. Нешуточные страсти бушевали в этой женщине.Однажды у неё случился роман с Николаем Тютчевым (дед поэта Фёдора Тютчева). Она настолько влюбилась в него, что полностью растворилась в этом мужчине (Дарье Николаевне тогда было 30 лет). А Тютчев подошёл к вопросу женитьбы практично. Во-первых, Салтыкова была на несколько лет старше. Во-вторых, вдова, двое детей… И он решает жениться на другой.Возможно, с этого момента у Салтыковой начинается безумие. Во всяком случае, она несколько раз пыталась уничтожить их обоих.Салтычиху после суда заточили в подземелье Ивановского монастыря, где она в 50 лет родила ребёнка от своего караульного солдата. А умерла она там же в возрасте 71 год.Надо отдать должное монахиням монастыря. Имея в подвалах обители воплощённое зло, они усердно молились о спасении её души. Ведь Салтыкова и так была наказана, нет страшнее наказания божьего, чем лишение человека разума.Если кому-то интересно узнать подробности её садизма, историю любви и безумства, смотрите. Здесь же можно найти и ответы на многие вопросы нашей современной жизни:Княжна Тараканова.Тайны истории порой круче любого детективного романа.

«Примечательным событием в истории монастыря было пребывание там таинственной инокини Досифеи. В 1785 г. в монастырь под строжайшей охраной доставили молодую женщину, которую сразу же поместили в специально построенный небольшой домик рядом с надвратной церковью.

Вскоре она была там и пострижена под именем Досифеи. Инокиня, ликом напоминавшая умершую императрицу Елизавету, содержалась в строжайшей изоляции, но обслуживалась по самому высшему разряду. Специально для нее одной в соборе при закрытых на замок дверях исполнял службу монастырский священник.

Чаще всего это происходило в надвратной церкви, с которой ее домик был соединен коридором.

Ей подавали изысканную пищу, и прислуживала ей всегда одна и та же монахиня — она же и служанка — неумолимый страж и до смерти Екатерины II единственная, кроме священника, живая душа в этом безлюдном и безмолвном для нее мире». (отсюда)

Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском мужском монастыре в Москве. Как? Почему?Кого же скрывала тайна под именем инокини Досифеи? Кто же был под этой «железной маской»?За весь этот многовековой период бытовала только одна версия — под «маской» скрывали возможную претендентку на престол российский — внебрачную дочь императрицы Елизаветы и графа Разумовского Августину (Дорофею в крещении) – княжну Тараканову, которая, несмотря на своё «незаконное» происхождение, имела большие права на корону, нежели немецкая принцесса Екатерина II.Достоверных свидетельств нет, есть только косвенные подтверждения этой версии. А далее, в том, что касается, дальнейших событий, есть и другие версии, есть питерская и есть московская. Но ни одна из них не отвечает на все вопросы.Существовало две Августины (Дорофеи). Одна – авантюристка, выдававшая себя за княжну Тараканову и громко заявлявшая о своих правах на российский престол.Именно её по приказу Екатерины II разыскали в Европе, тайно доставили в Санкт-Петербург и заточили в Петропавловской крепости. Далее судьба её всем хорошо известна, благодаря знаменитой картине. Правда, Флавицкий добавил фантазии и напустил туману в и так запутанную и тёмную историю. «Питерская» Тараканова умерла своей естественной смертью от болезни. Но и это было лишь официально объявлено, достоверно причина её смерти неизвестна.И была настоящая Августина, которую разыскали только спустя ещё 10 лет. Она-то и была помещена в Ивановский монастырь в Москве и содержалась в строгом затворе. Говорят, это была очень красивая женщина, благородной внешности, очень похожая на Елизавету Петровну.Эта вторая Тараканова «была воспитана в православии и кроткая от природы, она дошла до великого духовного дела: она смирилась. Её время было наполнено молитвою, рукоделием и чтением духовных книг. Деньги, которые выручала она за рукоделие своё, продаваемое через келейницу, она тут же через келейницу раздавала бедным».Детективная история княжен Таракановых:Во многих источниках пишут, что в 1918 году на территории монастыря находился концлагерь. Но это не совсем так. Это был трудовой лагерь, где содержались бывшие дворяне, белые офицеры – «белая кость». Они выполняли работы по благоустройству города, и какое-то время им даже платили зарплату.Затем здесь находилась школа НКВД, а позже МВД. Часть территории монастыря и по сей день принадлежит МВД.Вот так мило и тихо выглядит монастырь сегодня:
                           danatapochkinaСегодня на Красной площади Сталин напал на Ленина. Булыжник выковырять из мостовой нынче трудно, но у Сталина нашлось другое орудие пролетариата — зонтик.Ленин жаловался, что Сталин выручку не по честному делил. В итоге Ленину пришлось показывать врачу ушибленные мягкие ткани.

http://www.topnews.ru/news_id_79515.html

      

Источник: https://danatapochkina.livejournal.com/107579.html

Ивановский монастырь

Ивановский монастырь
ivanovska_gorkaallerleiten
В прошлом — 1882 г.Наши дни

Ивановский монастырь (на Кулишках, на Ивановской горке) женский монастырь

Улица Забелина, 4; Малый Ивановский переулок, 2. Впервые упоминается в 1604 (время основания точно неизвестно; называются разные даты — середина XV в., начало XVI в.). Монастырь существовал за счёт вкладов знатных покровителей, поддержки государственной казны. В 1700 за Ивановским монастырем числилось 37 крестьянских дворов, в 1744—713 крестьян.

С 1654 у стен монастыря проводились «бабьи шерстяные ярмарки», на которые монастырь выставлял на продажу пряжу, шерстяные изделия, шитьё золотом и серебром. В 1700 потомками князя Д.М. Пожарского были подарены монастырю село Юрьевское и деревня Сафоново в Московском уезде.

В Смутное время монастырь подвергся разорению, горел в 1688 и 1737; после пожара 1748 прекратил существование, восстановлен в 1761 по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Служил местом заточения женщин царского дома: в Ивановском монастыре находились в заточении жена царя Василия Шуйского — царица Мария Петровна, вторая жена старшего сына царя Ивана IV Грозного, царевича Иоанна, — Пелагея, в иночестве Параскева. Использовался как тюрьма: здесь содержалась старица Таисия, участница заговора 1610 князя В.В.

Голицына против Василия Шуйского. В 1730-х гг. в монастыре получила распространение секта хлыстов. «Ересеначальница» старица Настасья была приговорена к смертной казни, другие последовательницы секты содержались здесь в заточении. В 1768—1801 в Ивановском монастыре содержалась Д.М. Салтыкова («Салтычиха») за убийство 139 крепостных.

В 1785—1810 в обители жила инокиня Досифея (ряд исследователей считает её дочерью императрицы Елизаветы Петровны и графа А.Г. Разумовского). Указом 1761 Ивановский монастырь предназначался для «призрения» вдов и сирот «заслуженных людей». После пожара 1812 монастырь был упразднён; в кельях помещались квартиры служащих Синодальной типографии.

В 1859 возобновлён, при нём организованы училище для сирот, больница для монахинь всех московских монастырей, ясли для подкидышей, иконописная школа для сестёр обители. В 1861—78 монастырь заново отстроен (архитектор М.Д. Быковский) на средства купчихи Е.А. Макаровой-Зубачёвой.

В русско-турецкую войну 1877—78 в монастыре были открыты лазарет для раненых и духовная библиотека. В монастыре находились погребения Засекиных, Волконских, Волынских, Оболенских, Ордин-Нащокиных, Шаховских, Щербатовых и др. К 1907 в Ивановском монастыре проживали игуменья, 20 монахинь и 260 послушниц.

В 1918 монастырь был закрыт, в 1941 его помещения отданы Высшей юридической заочной школе МВД СССР. В 1980-х гг. в соборе монастыря находился Центральный государственный архив Московской области, восточный корпус келий принадлежал Мосэнерго, в домах причта размещались швейная фабрика и жилые квартиры. В 1992 несколько помещений переданы Братству Святого князя Владимира. В доме причта открыта гимназия, в больничном корпусе — богадельня. Возобновлены богослужения в церкви Елизаветы.

ivanovska_gorkaprochor
…за минувшие сутки пополнилось:- Фольклорным ансамблем «Ромода»,- Корреспондентами православного журнала «Нескучный сад»,- Фото- и видео- коррами наших американских коллег по православному богослужению.

Если вдруг кому-то из участников этого гуляния захочется подписать письмо на имя Ю.М. Лужкова о запрещении строительства бизнес-центра на Хитровке, то это можно будет сделать совсем рядом, в здании (или подворотне) ВООПИК, как и во все дни этой седмицы.

Page 3

?

|

ivanovska_gorkaa_dedushkin
Встречались мы сегодня с дядей Колей и Сашей Можаевым с интереснейшим человеком — Владимиром. Уроженцем Хитровки. Ещё дед его имел до революции на Хитровке (в Бунинском дворе) часть дома с сапожной мастерской и обувную лавочку неподалёку. К сожалению, симпатичнейший Можав слишком рано убежал таскать рояль, а мы с дядей Колей под предводительством Владимира совершили увлекательную прогулку по окрестностям Хитровки.Частью вот этого дома и владел дед Владимира. В этом же доме, но уже в коммуналке, Владимир жил до 1974 года.
Окно квартиры Владимира во втором этаже (посередине). Вид со стороны бывш.Хитровской площади.Ворота Бунинского двора — бывшей усадьбы Лопухиных — Кирьяковых.Разновеликие по высоте ворота — памятник местному хулигану, который сорок лет назад, угнав военный грузовик, жизнерадостно в эти ворота въехал. У этих же ворот в 60-е гг. нёс свою ежедневную вахту Тимоха — местная достопримечательность — горький пьяница и бузатёр, одноглазый и одноногий. Стрелял по 20 копеек у прохожих на шкалик. Знаменит он был ещё и тем, что пропил свой глаз(!) — в один из отчаянных моментов своей нелёгкой жизни он продал свой стеклянный глазной протез Ивану-кривому за четвертинку водки.Справа за воротами находилась голубятня, а рядом с ней стоял стол, за которым хитровцы играли в домино и картишки под сто пятьдесят грамм…Помойка — историческая — всегда находилась на этом месте. А вот забор раньше был деревянным, перед ним стояли скамейки и были заросли сирени… А вот, кстати, кому эта сирень помешала?Посреди двора на месте вытоптанного газона была разбита клумба, а перед бывшим главным зданием усадьбы — палисадники. Палисадники тоже кому-то помешали…Пристройка эта до войны была общественным туалетом. В начале 50-х её переделали под квартиру. Зато отдельную, а не коммунальную!Этот тополь Владимир собственноручно сажал в детстве 50 лет назад. А за тополем, там где сейчас металлическая ограда, была высокая кирпичная стена.На фотографии мама Владимира с соседкой (к сожалению, вне резкости получилась, но рассмотреть можно). Скамейка на старом снимке находилась на том самом месте, которое видно за фотографией.Родители Владимира. Фото 1960-х гг. Место съёмки старого снимка соответствует месту на современном снимке.А в этом тайнике местные сорванцы прятали от родителей папиросы.Флигель бывшей усадьбы Лопухиных — Кирьяковых. Вид со стороны Хитровской площади. До начала 70-х годов здесь были коммунальные квартиры. Двери', которая видна на снимке, не было. Вход в квартиры первого этажа был с противоположной стороны здания, со двора.Это не бункер — это «подъезд», вход в те самые квартиры первого этажа с предыдущего снимка, с крутой лестницей вниз. «Подъезд» носил название: «берлога».Продолжение следует!!!Будут фотографии Хитровки 50-60-х годов, газетные вырезки и, конечно, ещё рассказы очевидца.

«Карфаген должен быть разрушен»(с) Хитровка должна быть сохранена!

Источник: https://ivanovska-gorka.livejournal.com/74173.html

☦Ивановский (Иоанно-Предтеченский) монастырь: история и фото

Ивановский монастырь
Что есть что в церкви

Также нередко уточняли, что монастырь «на Ивановской горке», «на Кулишках» или «в Старых Садах», так как здесь издавна были сады.

С 1654 года в день Усекновения главы Иоанна Предтечи у стен обители проводили «бабьи шерстяные и нитяные ярмарки». Причем свои работы выставляли на продажу и монахини.

Но Ивановский монастырь сильно страдал от вражеских набегов и пожаров. Из-за этого он в 1748 году исчез. В 1761 императрица Елизавета велела восстановить обитель и использовала ее в качестве тюрьмы для подследственных Тайной Канцелярии (неподалеку, на Мясницкой, находилась пыточная). Поэтому посетителей внутрь не пускали.

Иоанно-Предтеченский монастырь имел печальную репутацию. Здесь часто насильно постригали в монахини знатных женщин, семьи которых давали внушительные средства на содержание своих родственниц.

Именно сюда под видом сумасшедших привозили из Сыскного приказа женщин, замешанных в уголовных и политических делах. А из Раскольничьей конторы в Ивановский монастырь доставляли истерзанных пытками узниц, которых затем держали в «каменных мешках» под надзором монахинь.

В стенах обители на Ивановской горке отбывала наказание за убийство 138 крепостных столбовая дворянка Дарья Салтыкова. Первые 11 лет ее держали в темном склепе под соборной церковью, а свечу вносили только на время еды. При этом москвичи могли смотреть на узницу через небольшое окошко.

По слухам, в заключении Дарья Салтыкова умудрилась «прижить» ребенка от охранявшего ее солдата. Возможно, поэтому еще 22 года Дарья провела в специально пристроенной к собору клетке — на виду у прихожан.

А в 1785 году в Ивановский монастырь тайно доставили молодую женщину и поселили в специально построенном домике. Вскоре она приняла постриг под именем Досифеи. Инокиню содержали в строжайшей изоляции: ей прислуживала только одна монахиня, а монастырский священник проводил для нее церковные службы при закрытых дверях.

Но те, кто видел Досифею, могли заметить сходство с императрицей Елизаветой. При этом заточение загадочной инокини было в меру строгим и даже комфортным. Кроме суммы, назначенной казначейством, на ее содержание поступали большие суммы от анонимных дарителей.

Лишь во время царствования Павла I монахиню Досифею разрешили посещать.

В феврале 1810 года она скончалась. Загадочной инокине устроили торжественные похороны в Новоспасском монастыре, где находилась усыпальница рода Романовых, а на отпевании присутствовала московская знать и представители царской фамилии.

Узниками Ивановского монастыря иногда становились и царственные особы. Например, сюда перевели из Владимира насильно постриженную в монахини Пелагею Михайловну — вторую жену старшего сына Ивана IV. В 1610 году здесь же постригли в монахини Марию Шуйскую.

В XIX веке тюрьму разобрали, и на территории Ивановского монастыря разместились ясли для девочек-сирот, училище, иконописная мастерская, духовная библиотека и другие ведомства.

В 1859 году началось восстановление Ивановского монастыря по проекту архитектора М.Д. Быковского на средства, завещанные подполковницей Е.А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчица выгнала священнослужителей и сломала все прежние здания.

Заложили фундамент, поставили каменную ограду вокруг монастыря, а дальше дело застопорилось. Макарова-Зубачева упорно отказывалась достраивать обитель, так как верила, что в новой церкви первым покойником становится храмоздатель. А умирать ей не хотелось.

Лишь через 20 лет строительство завершилось.

В 1918 году Ивановский монастырь закрыли одним из первых в Москве, а его помещение передали МВД. И до сих пор, несмотря на то что обидеть возвращена церкви, часть ее остается в ведении органов внутренних дел.

В монастырь вернулась его главная святыня — икона пророка Иоанна Предтечи с медным обручем, прикрепленным к киоту (ранее он был прикреплен к иконе Усекновения главы Иоанна Предтечи). Верующие надевают обруч во время молитвы, так как это помогает справиться с головными болезнями.

Но не удалось Иоанно-Предтеченскому монастырю сохранить другую святыню — мощи блаженной Марфы. Она была схимонахиней обители во время правления Михаила Федоровича Романова и считалась покровительницей беременных. Но сохранилось только надгробие могилы блаженной Марфы.

Ивановский монастырь на фотографиях разных лет:

А вы хотели бы что-то добавить к истории Ивановского монастыря и рассказу о его знаменитых узницах?

/ 10623 /

Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/ivanovskii-monastyr

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики