Vigoda

Хлебный дом в Царицыно

Хлебный дом

Хлебный дом в Царицыно

TR | UK | KK | BE | EN |
хлебный дом, хлебный дом алматы
 памятник архитектуры (федеральный)

Хле́бный дом (Ку́хонный ко́рпус) — здание, входящее в комплекс застройки Царицынского дворцово-паркового ансамбля. Предназначалось для размещения кухонь и хозяйственных служб; возведено в 1784—1785 годах по проекту и под руководством Василия Баженова в ходе строительства подмосковной резиденции императрицы Екатерины II.

Название «Хлебный дом» здание получило в XIX веке из-за размещённых на парадных фасадах особых горельефов в виде каравая и солонки.

Здание является одной из самых интересных построек Баженова; а также — самым большим сооружением архитектора из сохранившихся в Царицыне и вообще в Москве.

  • 1 История Хлебного дома
    • 1.1 Дальнейшая судьба
    • 1.2 Реставрация и реконструкция
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Залы Хлебного дома
  • 4 Примечания
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История Хлебного дома

Основная статья: Царицыно (дворцово-парковый ансамбль)#История Царицынского ансамбля

Баженов в ходе работы над Царицыном с 1778 года неоднократно испрашивал разрешения приступить к строительству Кухонного корпуса — задуманное им здание являлось важнейшим элементом ансамбля, — но всякий раз получал распоряжение заниматься другими постройками. Лишь весной 1784 года, когда все работы были форсированы ввиду предстоящего визита императрицы, началось возведение одного из самых крупных сооружений царицынского ансамбля. Одновременно со зданием кухонь в Царицыне строились Большой мост через овраг, Первый и Второй Кавалерские корпуса и некоторые павильоны. 21 июля Баженов докладывал в письме А. А. Безбородко, что подвалы и ледники Кухонного корпуса готовы, а сам он построен до половины первого этажа. К маю 1785 года здание вчерне было завершено, имелась временная крыша, внутренние помещения, рамы в части оконных проёмов.

Екатерина II осталась недовольна проделанной работой — основные, жилые дворцовые сооружения ей не понравились; в 1786 году Баженов был отстранён от всех возложенных на него обязанностей. В дальнейшем руководил строительством Царицына Матвей Казаков.

В 1787—1788 годах Кухонный корпус был доделан и получил постоянную железную кровлю, но она отличалась от первоначального проекта.

Баженов запланировал здание кухонь с плоской крышей; Казаков сделал её со скатами — силуэт здания от этого несколько изменился.

Дальнейшая судьба

Кухни Хлебного дома должны были разделяться по статусу на «верхнюю кухню» (обслуживавшую стол Её императорского величества и Их Императорских высочеств), «среднюю кухню» (для дежурных кавалеров и статс-дам) и «нижнюю кухню» (для караульных офицеров и «камер-юнфар» (камер-юнгфрау).

Планировались столы «общей столовой» из трёх классов: 1 — камердинерский и камер-юнкерский, 2 — официантский, 3 — ливрейный (для прислуги). Для каждого из столов предполагался свой штат служителей и набор продуктов. Часть продуктов должна была полагаться мундкохам (старшим поварам) и кохам.

Некоторое время, пока строился новый Большой дворец, корпус использовался по своему прямому назначению; здесь же размещались хозяйственные службы царицынской усадьбы в начале XIX века. В годы царствования Александра I из здания выламывали кирпич для строительства садовых павильонов в парке.

В 1849 году архитектор В. Г. Дрегалов в соответствии с распоряжением Николая I составил проект приспособления Хлебного дома под лечебницу и богадельню; в результате перестройки внутри здания появилась новая просторная лестница на второй этаж.

В 1852 году в корпусе открылась больница для крестьян дворцового ведомства, но функционировала недолго, до 1859 года; богадельня так и не была открыта. В здании также проживали царицынские садовники и служители усадьбы.

В 1870-х годах непродолжительное время в нескольких помещениях здания располагалось ремесленное училище; а с 1880-х комнаты в отделанной части здания (около трёх десятков) стали сдаваться на лето внаём — Царицыно в то время стало популярным дачным местом.

В 1920-е годы в Хлебном доме стихийно возникли коммуналки — они заняли обжитую часть здания; другая часть продолжала пустовать, зарастая травой и деревьями. Коммуналки просуществовали до 1970-х годов.

Реставрация и реконструкция

Реставрационные работы начались в 1987 году, но из-за финансовых трудностей в 1990-е велись очень медленно. В 2005—2006 годах, после того, как музей-заповедник «Царицыно» стал собственностью города, Хлебный дом был реконструирован. (К моменту передачи в собственность города реставрация здания была почти завершена.

) Хлебный дом приобрёл парапет, который Баженов не успел возвести, но крыша при этом была оставлена покатой, а не плоской, как в баженовском проекте.

Внутренний двор Кухонного корпуса был перекрыт стеклянным куполом и превращён в атриум, отчего силуэт здания ещё более изменился по сравнению как с проектом Баженова, так и с «историческим» внешним видом, существовавшим в XIX—XX веках. Реконструкция здания вызвала критику специалистов в СМИ.

Директор Института искусствознания РАН Алексей Комеч отмечал, что искажение облика здания, являющегося памятником архитектуры федерального значения, при научной реставрации недопустимо.

Обращение в Генеральную прокуратуру с требованием остановить возведение купола, нарушающее закон об охране памятников культуры, осталось безрезультатным: здание было реконструировано по первоначальному проекту. Стеклянный купол внёс новый элемент в царицынский ансамбль, тем самым разрушив архитектурно-художественный образ, задуманный Баженовым — с подчёркнуто горизонтальными линиями крыш почти всех зданий.

Работы проводились под руководством М. Л. Фельдмана (проект разработан Мастерской № 13 «Моспроекта-2»; руководитель О. Е. Галаничева). В сентябре 2006 года в День города Хлебный дом был открыт; в нём ныне размещены основные экспозиции музея-заповедника «Царицыно»; атриум используется как концертный и выставочный зал.

Архитектурные особенности

Кухонный корпус представляет собой в плане квадрат со скруглёнными углами и имеет внутренний двор. Углы здания сориентированы по сторонам света, поэтому на дворцовую площадь ансамбля оно выходит под углом, северо-западным фасадом, тем самым замыкая перспективу площади.

По замыслу Баженова, Кухонный корпус должен был играть очень важную роль в композиции царицынской застройки: расположенное на холме, в наивысшей точке всего ансамбля, крупное здание должно было стать наряду с непостроенным Конюшенным корпусом ведущим элементом дальнего плана парадных царицынских фасадов.

Горельеф, давший второе имя сооружению, и вензель «ХС» над ним

Внешний вид Кухонного корпуса ничем, кроме горельефов, не выдаёт его служебного предназначения; скорее наоборот, здание воспринимается как полноценный дворец. В этом проявился баженовский «театр архитектуры»: прозаические кухни должны были скрываться под маской дворца. Хлебный дом уникален для русской классической архитектуры.

Его формы отличаются особой, глубоко продуманной, лаконичной выразительностью и спокойствием линий. Ясные уравновешенные пропорции, соразмерность деталей создают цельный и гармоничный художественный образ. Декоративное решение с изысканной формой окон, мощными белокаменными карнизами, дважды опоясывающими здание, делает его похожим на североитальянские палаццо.

Одновременно Хлебный дом похож и на неприступные средневековые арсеналы и имеет черты сходства с за́мками — скруглённые углы подчёркивают замкнутость здания, а со стороны парадных фасадов отсутствуют входы. Они расположены с другой, непарадной стороны здания и ведут во внутренний двор, в котором, в свою очередь, имеются лестницы непосредственно в помещения Кухонного корпуса.

Такое решение обеспечивало бы незаметность хозяйственной жизни для венценосных обитателей царицынских дворцов.

Два горельефа-эмблемы в виде каравая с солонкой, украшающие фасады, развёрнутые к парадной части царицынского ансамбля, являются единственными скульптурными украшениями здания.

Над сандриками, венчающими горельефы, размещается вензель из букв «Х» и «С» (хлеб-соль); «С» выполнена в форме калача, а «Х» напоминает скрещённые линейки — намёк на принадлежность к масонству Баженова (в качестве тайных символов масоны использовали в том числе и инструменты строителей и архитекторов). Одна из легенд, связанных с масонством Баженова, гласит, что в художественном образе Хлебного дома архитектор метафорически отобразил «братскую трапезу масонов». Окна первого этажа изображают высокие стулья братьев, сидящих спиной к наблюдателю, окна второго — фигуры братьев, сидящих напротив, лицом к наблюдателю, а круглые окна между ними и детали карниза — блюда и бокалы.

Баженов при проектировании здания кухонь проявил себя мастером, знающим многие тонкости кулинарных технологий. Всего им было запланировано восемь кухонь, среди них — специализированные кухни вроде кондитерских цехов и тому подобных.

Помимо кухонь, часть помещений планировалось обустроить под «скатерные», «буфетные» и прочие комнаты для хранения столовой утвари и посуды; другие — для проживания служителей и поваров; три комнаты отводились аптекарю и для хранения лекарств.

Подвалы здания предназначались для обустройства ледников и винных погребов; к их строительству Баженов относился дотошно, отказавшись использовать стройматериалы из ближних мест в пользу белого камня из хорошёвских каменоломен, отличавшегося особыми свойствами по влаго- и морозостойкости.

Среди хозяйственных построек других императорских резиденций России Хлебный дом не имеет аналогов не только в художественном отношении, но и в функциональном.

Залы Хлебного дома

В атриуме Хлебного дома

Особенностью планировки Кухонного корпуса является анфиладное построение помещений, расположенных по внешнему периметру контура здания. Они предполагались в качестве основных, рабочих помещений с печами и очагами.

При всём их утилитарном назначении Баженов и здесь проявил себя как незаурядный художник: некоторые просторные залы, завершающиеся сводами совершенных пропорций, оставляют впечатление древнерусских боярских хором или напоминают монастырские трапезные. Угловые комнаты по открывающейся игре перспектив ассоциируются с барочными дворцовыми залами.

Комнаты, выходящие окнами во внутренний двор, предназначались для проживания обслуживающего персонала и служебных целей.

Теперь залы используются для размещения основных экспозиций, составленных из коллекций музея-заповедника «Царицыно». Здесь можно увидеть оригинальные эскизы и чертежи царицынских построек, созданных Баженовым и Казаковым; предметы быта и декоративно-прикладного искусства второй половины XVIII века.

В залах размещается экспозиция «Искусство в границах СССР» — эта коллекция положила начало музею декоративно-прикладного искусства народов СССР, созданному в 1984 году и преобразованному в 1993 в музей-заповедник «Царицыно».

В залах представлены произведения традиционного народного искусства русских мастеров из различных регионов, а также народных умельцев из Белоруссии, Украины, Прибалтики, Кавказа и Закавказья, Поволжья, Средней Азии. Различными произведениями представлены известнейшие центры народных художественных промыслов — Хохлома, Богородское, Каргополь, Скопино, Городец и другие.

Широко представлено гончарное ремесло — характерной для разных народов посудой, изразцами, игрушкой. В экспозиции представлены также ткаческие изделия, вышивка, народные костюмы.

Атриум Хлебного дома, появившийся в 2006 году в процессе реконструкции здания, используется для проведения выставок и концертов. В 2008 году ко Дню города Москвы в атриуме появился орган-портатив, и теперь здесь проводятся концерты органной музыки.

Орган изготовлен в Германии специально для атриума Хлебного дома, с учётом особенностей акустики зала. Вес инструмента составляет около 2,2 тонн; в нём 734 трубы, два мануала и 30-клавишная педальная клавиатура.

6 сентября 2008 года в Хлебном доме состоялся первый органный концерт — участвовали органист Александр Майкапар и ансамбль духовых инструментов «Модус Вивенди» .

Примечания

  1. 123 Минеева, К. И. Царицыно. Дворцово-парковый ансамбль. — М.: Искусство, 1988.
  2. Пигалев, Вадим Алексеевич. Баженов. — М.: Молодая гвардия, 1980. — (ЖЗЛ).
  3. 123456 Сергеев, И. Н. Царицыно. Страницы истории. — М.: Мир книги, 1993. — ISBN 5-7043-0489-3.
  4. 123 Докучаева О.В., Смирнова Т.Н. Быль и новь Хлебного дома. — М., 2006.

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BC-141600.html

Хлебный дом в Царицыно

Хлебный дом в Царицыно

0 1291

Фото Хлебного дома в Царицыно

Хлебный дом – крупнейшее здание в архитектурном комплексе музея-заповедника «Царицыно». Монументальное строение расположено в непосредственной близости от Большого дворца, поэтому туристам часто предлагают осмотреть сразу два здания.

Название «Хлебный дом» относится к 19-му веку и связано оно с горельефами в виде пирогов и караваев, украшающих фасад здания. До 19-го столетия особняк назывался Кухонным корпусом.

Строительство Хлебного дома началось в 1784 г., работами руководил знаменитый русский архитектор В. И. Баженов. Зодчий собирался соорудить здание в редком для Москвы стиле псевдоготика. В роли заказчика объекта выступила Екатерина II.

В 1785 г. в Царицыне ожидали приезда императрицы, поэтому Баженову приходилось форсировать строительство. К маю 1785 г. здание было практически закончено.

Екатерину качество работ категорически не устроило. Царица заявила, что помещения Кухонного корпуса не соответствуют императорскому статусу. Баженову было объявлено, что он отстраняется от строительства.

Достройка Кухонного корпуса была поручена архитектору М. Казакову. В 1788 г. зодчий накрыл здание металлической крышей, попутно изменив ее конфигурацию: по плану Баженова, крыша должны была быть плоской, а не скатной.

Окончательная сдача объекта состоялась в 1788 г. В Кухонном корпусе разместили три кухни – императорскую, кухню для свиты и кухню для охраны. Также в здании была отдельная столовая, в которой могли обедать камердинеры, официанты и прислуга. В каждой из кухонь работал определенный штат поваров, поступали разные по качеству и наполнению продуктовые наборы.

При Александре I значение Кухонного корпуса снизилось, стены дома частично разобрали на кирпич, который использовали для возведения парковых беседок.

В 1849 г. по поручению императора Николая I известный архитектор В. Дрегалов разработал план по переоборудованию Хлебного дома в лечебницу. Здание было переделано, часть внутренних перегородок снесли, вместо них на первом этаже построили огромную лестницу.

Открывшаяся в 1852 г. лечебница принимала крестьян, работавших в Царицыне. Работала больница всего три года – уже в 1859 г. ее закрыли. В дальнейшем часть помещений здания использовалось в качестве жилья для служащих усадьбы, в нем находилось народно-ремесленное училище.

В 1880 г. Царицыно приобрело большую популярность среди богатых москвичей, массово прибывающих сюда на отдых. Отремонтированные комнаты стали сдавать в аренду на все лето, что приносило в казну неплохой доход.

После революции в Хлебный дом самовольно заселились жители окружающих деревень. Вплоть до 1970 г. в бывшем Кухонном корпусе были коммуналки. Часть архитектурного комплекса разрушилась.

В 1987 г. государственная власть приняла план по спасению усадьбы «Царицыно». Но распад СССР, финансово-политический кризис 90-х не позволили быстро завершить работы.

Лишь после того, как усадьба «Царицыно» была передана в собственность московским властям, реставрация пошла полным ходом. В 2006-ом г. при большом стечении народа был открыт полностью отремонтированный Хлебный дом.

Москвичи были потрясены красотой этого уникального здания. Большой внутренний двор накрыли уникальной стеклянной крышей, превратив его в великолепный атриум.

Создание атриума вызвало спор среди экспертов: многие специалисты заявляли, что недопустимо такое грубое изменение изначальной конфигурации архитектурного памятника. Энтузиасты обратились в прокуратуру, но их заявление не было принято.

Баженов выполнил Хлебный дом в виде квадрата, но при этом он максимально скруглил углы. По внешнему облику здания невозможно сказать, что в нем располагались хозяйственные помещения: строение настолько великолепно, что воспринимается, как дворец.

Великий русский зодчий тщательно продумал форму здания. Идеальные пропорции, строгие и легкие линии, лаконичность и продуманность украшений соединяются в изумительный архитектурный шедевр, настоящее украшение усадьбы «Царицыно». Сочетание красного кирпича с белоснежными элементами декора делают Хлебный дом похожим на флорентийские дворцы и, одновременно, на русские крепости.

Еще одна уникальная особенность Кухонного корпуса – невероятная продуманность помещений. Баженов, перед тем, как приступить к разработке плана здания, тщательным образом изучил кулинарную и столовую науки.

В Хлебном доме есть помещения для хранения скатертей, посуды, приправ, мороженой рыбы, вина.

Архитектор продумал все таким образом, что служащие кухонь могли быстро перемещаться по помещениям, находя именно ту кухонную утварь и продуктовые наборы, которые были им необходимы.

В наше время в Хлебном доме размещены постоянные экспозиции музея «Царицыно», здесь проходят творческие вечера, концерты классической и органной музыки, временные выставки, встречи с писателями и историками, пресс-конференции.

Экспозиции Хлебного дома

Сразу после входа в Хлебный дом посетители попадают в просторный, светлый атриум. Здесь установлены лавочки, фонари, высажены растения. В атриуме находится один из крупнейших в Москве органов, созданный в ФРГ по заказу дирекции музея-усадьбы «Царицыно». Здесь регулярно проходят концерты классической музыки с участием выдающихся музыкантов.

В постоянной экспозиции Хлебного дома – старинные гравюры, живопись, скульптуры, вазы, подсвечники. Гордость музея – коллекция посуды, изготовленной на Императорском фарфоровом заводе. Тарелки и чашки украшены позолотой, расписаны талантливыми художниками.

Большой популярностью среди туристов пользуется выставка садовых фонарей, выполненных в самых разных стилях.

Памятник архитекторам Баженову и Казакову

Недалеко от входа в Хлебный дом находится статуя, изображающая двух его строителей – архитекторов В. Баженова и М. Казакова. Памятник работы скульптора Л. Баранова был установлен в 2007 г.

При создании статуи Баранов изучил все имеющиеся изображения архитекторов, что позволило ему добиться портретного сходства. Согласно предварительному плану, рядом с Баженовым и Казаковым должна была стоять и Екатерина II, но эта идея была признана неудачной.

Ростовые фигуры архитекторов установлены на гранитный пьедестал. Кажется, что зодчие о чем-то спорят. Баранов попытался напомнить в своей работе о драматическом конфликте, сопровождавшем возведение Хлебного дома.

об усадьбе Царицыно:

Источник: https://Mos-holidays.ru/xlebnyj-dom-v-caricyno/

Хлебный дом снаружи и из внутреннего двора

Оба великих зодчих старались на то время практически напрасно, не угодив Екатерине Великой. Хлебный дом некоторое время выполнял кухонные функции, пока шло строительство дворца и других сооружений. При Александре Первом для украшения парка павильонами изымали кирпичи из стен, от этого пострадал и Хлебный дом.

В 1850-х годах Николай Первый распорядился переделать строение под больницу и богадельню, но несколько лет работала только лечебница. Затем отдали здание ремесленному училищу, а с 1880-х годов помещения стали арендовать отдыхающие. После революции здесь наполовину стихийно организовалось коммунальное жилье, просуществовавшее до 70-х годов прошлого века.

Решение о восстановлении царского имения в первоначальном виде приняли в 1987 году, но известные исторические обстоятельства притормозили реконструкцию. Основные работы закончили лишь в 2006 году, и старинный Хлебный дом стал использоваться как экспозиционные площади музея-заповедника Царицыно.

Вид с северной стороны на Хлебный дом, особенно с достаточного расстояния, позволяет понять баженовскую идею оформления. Зодчий изобразил стеной здания вид на трапезную монастыря или столовую дворца из-за спин сидящих важных особ. Окна первого этажа при этом похожи на спинки стульев, декоративные круглые окна – на тарелки, а верхние окна сильно напоминают сидящих людей.

Замысел современных реставраторов сделать прозрачную крышу вместо сплошной, как предполагали Баженов и Казаков, вызвал много споров. Оппоненты упирали на недопустимость нарушения облика памятника истории и культуры. Однако в старину и технических возможностей таких не существовало, и действующим объект практически не был.

Получившийся в результате крытый, но освещенный солнечным светом атриум – великолепное место для массовых культурных мероприятий. Прозрачная крыша с видом на голубое небо многим кажется великолепной находкой архитекторов. Будь здесь глухая кровля, такого эффектного атриума не было бы, получился бы обычный крытый двор.

Облик атриума

Атриум превратил Хлебный дом в нечто большее, нежели памятник архитектуры федерального значения, чем козыряли противники новой крыши. Украшенный декоративными растениями и оборудованный удобными сидениями, внутренний двор стал хорошим местом отдыха. Наличие осветительной аппаратуры говорит о проведении концертов и спектаклей со световыми эффектами.

Видно по приведенным фотоснимкам, что посетившие Хлебный дом внимательно рассматривают необычное сооружение. Красиво здесь не только прозрачное перекрытие и кирпичные стены с оконными проемами, но и узорчатое покрытие пола. Большой красный занавес и настоящий концертный рояль однозначно говорят о культурной направленности сооружения.

Независимо от целей посещения Хлебного дома, будь то длительная экскурсия по всей усадьбе Царицыно или целевой поход на концерт, находиться в атриуме приятно любому. Даже фото достоверно свидетельствует о непринужденном поведении посетителей. Еще раз убеждаешься в правильности архитектурного решения по прозрачной кровле.

Пусть портативный, но мастерски изготовленный мастерами Германии орган значительно расширяет возможности исполнения специальных органных произведений. Редко где у нас можно услышать звучание старинного инструмента, кроме отдельных соборов. Здесь же можно послушать, наравне со церковной музыкой, светские музыкальные произведения, звучащие совершенно необычно с участием органа.

Зайдем в Хлебный дом

Достойного качества отделка обнаруживается даже на лестничных пролетах внутри здания. Каменные ступени тщательно отполированы, металлические решетки ограждений смотрятся солидно и надежно, в то же время ажурны и не тяжеловесны. Неизвестно, есть ли в планах устроителей музея установка лифта, но не очень здоровым людям столько прошагать будет непросто.

Изначально никто не собирался восстанавливать все кухонные помещения, которыми изначально был оснащен Хлебный дом. Количество выставочных площадей в немаленьком зале способно одновременно и содержать постоянную экспозицию, и устраивать временные тематические выставки, вернисажи художников и иные мероприятия.

Постоянная экспозиция Хлебного дома состоит из коллекции археологических находок и выставки прикладного народного искусства. Выставка анималистики представляет фигурки животных из керамики. Некоторое время экспонировалось собрание произведений братьев Гроот, один – портретист, второй – анималист при дворе Елизаветы Петровны и Екатерины.

В представленной постоянной экспозиции собраны предметы, произведенные народными умельцами на обширной территории. Смотря по возрасту находки, это и владения бывшей Российской империи, и республики распавшегося Советского Союза. Конечно, здешняя коллекция уступает собранию Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, но и Хлебный дом имеет неплохое собрание.

Свидетельством тому — экспозиция старинной металлической посуды, произведенной мастерами художественной обработки металлов. В витринах изделия различного назначения, возраста и техники исполнения. Изготовлены они и на Кавказе, и в Средней Азии – регионах, издавна славящихся мастерами работы с металлом, и в других местах.

Хлебный дом как хранилище древностей не ограничивается только выставочной деятельностью. Предусмотрены специальные помещения для коллективного творчества, принимающие и детей, и их родителей.

Здесь можно научиться многим видам творчества или продемонстрировать ранее приобретенные умения. Обстановка старинного здания преобразует мастер-классы художников в священнодействие.

Направляясь в усадьбу Царицыно, обязательно рассчитывайте посетить и Хлебный дом. Ведь это творение великих зодчих, памятник которым найдете неподалеку, само по себе достойно внимания. Роскошный атриум и органные концерты еще более повышают его привлекательность.

архитектуравыставкиМоскваРоссияусадьба-музейЦарицыно

Источник: https://countryscanner.ru/khlebnyy-dom/

Как добраться в музей-усадьбу

Хлебный дом в Царицыно

На юге Москвы расположен уникальный старинный дворцово-парковый комплекс, являющийся величайшим памятником архитектуры, истории и культуры. «Царицыно» — музей под открытым небом.

Из истории комплекса

Места, которые сегодня мы называем Царицыно, были известны с конца XVI века. В те времена это была вотчина сестры Бориса Годунова, царицы Ирины. Тогда село называлось Богородское. В конце XVI века постройки царицы были уничтожены, местность оказалась в запустении, остался лишь каскад прудов, который был обустроен при Годуновых.

С 1633 года эти места стали именоваться Черная Грязь. Владельцами села стали бояре Стрешневы, родственники первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича.

В 1684 году боярин Стрешнев уступил село своему внуку – А. В. Голицыну, который являлся фаворитом царевны Софьи. Когда она была низложена, имущество Голицыных было конфисковано и передано государству.

В 1712 году по Указу Петра I Черная Грязь и близлежащие земли перешли во владение князя Кантемира – молдавского господаря, верного союзника России в противостоянии с Турцией. В новом владении Кантемир построил деревянный дворец на высоком холме.

Царицыно при Екатерине II

Однажды великая императрица, проезжая по территории Черной Грязи, была очарована красотой этих мест и не раздумывая выкупила имение у князя Кантемира. Это произошло в 1775 году. Тем же летом для императрицы и ее фаворита князя Потемкина был выстроен деревянный дворец, состоящий всего из шести комнат, а также самые необходимые служебные помещения.

В 1775 году императрица Екатерина II распорядилась соорудить на этой территории подмосковную увеселительную резиденцию. Создать проект и воплотить его в жизнь было поручено великому архитектору В. Баженову. Императрица пожелала, чтобы постройка была в мавританском, или готическом, стиле, а парк был обустроен как пейзажный.

Музей «Царицыно» в Москве

В 1984 году на территории парка в Царицыно появился музей декоративно-прикладного искусства. В это время началась реставрация многих построек комплекса. В 1993 году он получил важный для того времени статус музея-заповедника, а спустя некоторое время был включен в перечень памятников культуры и истории федерального значения.

С 2005 года музей-усадьба «Царицыно» перешел в собственность города Москва. В это же время на территории усадьбы начали проводить реставрацию. Ландшафтные работы проходили под руководством архитектора М. Р. Мориной.

В настоящее время продолжаются мероприятия по благоустройству и реставрации парковых зон – Бахрушинки и Ореховской окраины.

Этот комплекс, возведенный лучшим архитектором XVIII века В. Баженовым, позднее претерпел изменения. Большой дворец с промежутками сооружался с 1786 по 1796 год на месте предварительно разобранных баженовских построек. Его возводил ученик великого архитектора Матвей Казаков.

В чем-то он повторяет замысел Баженова. В его основе – два крыла квадратной формы, в которых должны были располагаться покои Екатерины II, а также цесаревича Павла. «Крылья» здания соединены монументальной и величественной средней частью.

Вместе с тем, несмотря на наличие ярких псевдоготических элементов – башен, стрельчатых арок, по своему решению дворец близок к канонам классицизма: трехчастное деление фасадов, строгая симметрия, уравновешенность пропорций.

Во многом Большой Царицынский дворец демонстрирует «державную мощь». В нем отсутствует баженовская легкость и игривость.

Из-за внезапной смерти императрицы дворец не был достроен. Он никогда и никак не использовался. Лишь в 2005–2007 годах здесь был создан музей «Царицыно» (фото вы можете увидеть в нашей статье). Сегодня это очень популярное у туристов место.

Музей-усадьба «Царицыно»: Малый дворец

Всех посетителей уникального ансамбля привлекает Малый дворец, расположенный на холме у берега Верхнего пруда, неподалеку от Фигурного моста. Он построен Василием Баженовым в 1776–1778 годах. Это небольшое по размерам сооружение, скорее, напоминающее парковый павильон, украшено вензелем императрицы.

В отличие от прочих нарядно декорированных строений «Царицыно», эта величественная и изысканная эмблема — единственное украшение здания, если не считать сложного верхнего парапета. Есть версия, что дворец возводился для императрицы, чтобы она проводила здесь время за карточной игрой, которую очень любила.

В сравнительно небольшом помещении Баженову удалось сделать шесть комнат. Две из них настолько малы, что в них может находиться лишь один человек. Возможно, это помещения для часовых. Самым просторным является главный овальный зал. Из окон этой комнаты открывается роскошный вид на Верхний пруд. Во дворце все потолки сводчатые.

В начале XIX века он использовался как кофейня, которую посещали гуляющие в парке. Затем в нем находилась гауптвахта для сторожей имения. В дальнейшем он никак не использовался, и к началу XX века превратился в руины. На протяжении семи лет (1989–1996 гг.) здание реконструировалось. Теперь в нем проводят музейные выставки.

Хлебный дом

Тысячи туристов ежегодно посещают «Царицыно». Усадьба, парк-музей, фонтаны и, конечно же, Хлебный дом влекут сюда гостей не только из нашей страны, но и из-за рубежа.

Хлебный дом – строение, входящее в уникальный ансамбль, возведено в 1785 году талантливым архитектором В. Баженовым. Оно вполне заслуженно считается одной из самых оригинальных и интересных его построек. Кроме того, это самое крупное здание архитектора, сохранившееся не только в «Царицыно», но и во всей Москве.

Свое название Хлебный дом получил в XIX веке благодаря сохранившимся на парадных фасадах горельефам, которые изображают каравай и солонку.

Здание сооружалось как Кухонный корпус. После того как в 1786 году недовольная работой Баженова Екатерина II отстранила архитектора от строительства в усадьбе «Царицыно», руководить им стал М. Казаков.

Кухни Хлебного дома некоторое время использовались по прямому назначению. Здесь же находились и служебные помещения царицынской усадьбы.

В 1849 году по распоряжению Николая I был создан проект о приспособлении этого здания под богадельню и лечебницу. В 1852 году здесь открыли больницу для крестьян. В 1920 году в здании стихийно появились коммуналки, которые постепенно заняли всю обжитую часть корпуса. Они просуществовали до 70-х годов прошлого века.

Активные реставрационные работы начались в 2005 году, когда в собственность города перешел музей «Царицыно». Хлебный дом приобрел новый парапет, который планировал, но не успел возвести Баженов.

Внутренний двор был покрыт стеклянным куполом. В 2006 году Хлебный дом открыли для посетителей. Сегодня в нем находится музей-заповедник «Царицыно», а точнее, основные его экспозиции.

Кроме того, здесь расположены выставочный и концертный залы.

Парк «Царицыно»

Это ценнейший памятник паркового искусства. Он начал формироваться в XVI веке, в те времена, когда усадьба принадлежала Князю Кантемиру. Это был «регулярный сад», в котором прослеживалась четкая геометрия аллей и зеленых насаждений.

Во времена правления Екатерины II в моду вошли парки, имитировавшие естественность природы. Их называли пейзажными. Созданием такого парка было поручено заняться английскому садовнику Френсису Риду.

Расцвета парк в «Царицыно» достиг в конце XIX века, когда была сформирована структура дорожек и аллей, появились различные сооружения: беседки в стиле ампир, мостики, гроты.

В конце XX века парк оказался в запустении. В 2006 году музей-парк «Царицыно» начали реставрировать. Ландшафтные работы еще не завершены. Но большая часть парка восстановлена.

Оранжерейное хозяйство

Когда посетители приезжают в «Царицыно», музей-усадьба, парк, дворцы производят на них неизгладимое впечатление. Об этом свидетельствуют отзывы многочисленных туристов.

Оранжерейное хозяйство возникло на территории усадьбы еще при князе Кантемире. Оно было создано неподалеку от каскада прудов, которые впоследствии назвали оранжерейными. В 1776 году Баженов реставрировал старинные кантемировские оранжереи, а затем построил новую. Она была выполнена из камня. В 2006 году во время археологических раскопок был обнаружен ее фундамент.

Кроме многочисленных фруктовых деревьев, здесь выращивали несметное количество цветов, предпочтение при этом всегда отдавалось розам. В XIX веке хозяйство пришло в упадок. На месте оранжерей появился дачный поселок.

В 2007 году здания оранжерей были полностью восстановлены.

Музей «Царицыно» в Москве – это не только уникальный исторический и архитектурный памятник, но и одно из красивейших мест в столице.

Беседка «Храм Цереры»

Долгое время считалось, что эта беседка была построена в 1780-е годы Баженовым. Однако современные исследования дают основания считать, что это сооружение было возведено в 1805 году И. Еготовым.

Он заменил обветшавшую постройку Баженова.

Как выглядела она в первоначальном виде, неизвестно, но, скорее всего, Енотов в чем-то повторил творение великого архитектора или использовал некоторые элементы его проекта.

Беседка-ротонда имеет восемь колонн ионического ордера. Она отличается изяществом, стройностью и совершенством пропорций. Вначале здесь стояла статуя Цереры – богини плодородия, но она не сохранилась до наших дней. Сегодня ее место заняла скульптура А. Бурганова. Беседка «Храм Цереры» в прошлом веке довольно часто реставрировалась. В последний раз работы проводились уже в 2007 году.

Поющий фонтан

Это настоящая жемчужина в ансамбле парка. Он находится на Среднем пруду. Фонтан начал работать с 2007 года. Каждый год с мая месяца ценители прекрасного наслаждаются гармонией цвета, музыки и света. Фонтан чудесным образом превратил старинный парк в ожившую сказку.

Всех посетителей усадьбы поражают размеры этого сооружения. На 15-метровую высоту поднимаются 807 водяных струй. Они падают в зеркальную водную гладь площадью 2500 м2. Фонтан работает в сопровождении прекрасной музыки. 73 насоса обеспечивают заполнение его чаши водой.

Зимой фонтан не работает. Его закрывают специальным куполом высотой 13 метров. Он защищает конструкцию от сильных морозов и перепадов температур.

Пруды

Каскад прудов в «Царицыно» формировался на протяжении двухсот лет. Самый старый из них — Борисовский, который появился еще во времена царствования Бориса Годунова.

Верхний и Нижний пруды возникли, когда имением владели Стрешневы. Нижний пруд был создан в середине XVII века. Средний пруд появился уже в 80-е годы.

Тогда была построена высокая дамба, по которой было проложено Новоцарицынское шоссе, разделившее Нижний пруд на две равных части.

Как доехать до усадьбы «Царицыно»

Для тех, кто решил посетить музей «Царицыно», режим работы очень удобен — заповедник ждет гостей каждый день с 6.00 до 24.00 часов. В это время вы можете беспрепятственно и совершенно бесплатно войти на территорию комплекса.

В Хлебный дом, впрочем, как и в Большой дворец, вы можете пройти с 11.00 до 18.00 часов ежедневно. Лишь в понедельник здесь выходной. В субботу режим работы продлен до 20.00 часов.

Оранжереи можно посетить каждый день с 11.00 до 18.00 и в субботу до 20.00 часов. В понедельник и вторник в оранжереях выходные и профилактические дни.

Светомузыкальный фонтан весь летний сезон (с мая по сентябрь) работает с 9.00 до 23.00 часов.

Стоимость билетов

Как уже говорилось, вход на территорию музея-усадьбы совершенно бесплатный. Всех желающих посетить музей «Царицыно», цены приятно удивят.

В Большой дворец, а также в Хлебный дом можно приобрести один билет за 300 рублей. Стоимость входа в одну оранжерею стоит 100 рублей, билет в две обойдется вам в 180 рублей.

А если вы хотите посетить три оранжереи, то вам придется заплатить 250 рублей.

В Большом дворце разрешена фотосъемка. Она стоит сто рублей. В Хлебном доме и оранжереях – пятьдесят рублей.

Как добраться

Если вас заинтересовал уникальный музей-усадьба «Царицыно», как доехать до него, мы объясним.

В том случае, если вы планируете добираться общественным транспортом, вам следует проехать до метро «Царицыно». Выйти у радиорынка и пройти прямо. Через пять минут вы окажетесь у главного входа в парк. Можно добраться в музей со стороны станции метро «Орехово».

На автомобиле тоже можно приехать в музей «Царицыно». Как добраться быстрее? Лучше к усадьбе подъехать с улицы Тюрина. С этой стороны есть две большие парковки. В выходные сюда нужно приезжать пораньше, так как может не хватить парковочных мест.

Сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие в «Царицыно». Музей, являющийся уникальной природно-культурной достопримечательностью, никого не оставит равнодушным. Здесь собраны лучшие памятники российской истории XVIII века.

Сейчас усадьба отреставрирована и находится в прекрасном состоянии. Поэтому не откладывайте поездку. Приезжайте в «Царицыно». Музей-усадьба поможет вам почувствовать атмосферу далеких времен, позволит оценить красоту российской природы. Приезжайте всей семьей, с детьми.

Им такая поездка будет очень полезна и запомнится на долгие годы.

Источник: https://FB.ru/article/154946/kak-dobratsya-v-muzey-usadbu-tsaritsyino-tsaritsyino-muzey-usadba-tsenyi-foto-i-rejim-rabotyi

Музеи Хлебного дома и Большого Дворца в Царицыно (Москва)

Хлебный дом в Царицыно

В прошлой статье мы прогулялись по чудесному парку Царицыно, кормили уточек и любовались великолепными строениями. Сегодня мы продолжим прогулку, но уже по залам и выставкам Хлебного дома и Большого Дворца.

Здесь следует запастись удобной обувью и временем, чтобы вдоволь насладиться каждым залом, тем более, что кроме Хлебного дома и Большого дворца можно посетить Оранжерейный комплекс, Оперный дом и другие павильоны.

Для посетителей вход через цокольный этаж, спускаемся вниз.

Просторный холл с кафетерием, раздевалкой, магазином и кассой (расплатиться можно картой). Общие билеты нам обошлись по 300 р., что достаточно дешево для такого огромного музея.

В музейном магазине «Царицыно» можно приобрести красивейшие подарочные наборы посуды.

Большой Дворец

На макете хорошо видно, в каком запущенном состоянии был Большой Дворец до его реставрации.

Гардероб времен царствования Екатерины II.

Одежда начала XX века.

Один зал с сохранившейся исторической каменной кладкой. Тут же стоит телевизор и наверняка некоторым туристическим группам показывают историю усадьбы Царицыно.

Екатерининский зал Большого Дворца Царицыно

Самый роскошный и красивый Екатерининский зал, названный в честь императрицы Екатерины II.

Стены и потолок богато украшены позолотой, на полу — паркет из редких пород деревьев.

Над балконом золотыми буквами цитата Екатерины II: «Власть без доверия народа ничего не значит».

Во главе зала установлена мраморная скульптура Екатерины II. Создателем памятника является очень талантливый русский скульптор А. М. Опекушин. Изначально памятник был установлен в зале Думы (в 1896 г.). В 1917 г.

был демонтирован и хранился в Государственном музее изобразительных искусств А.С. Пушкина, откуда в 1952 г. был перевезен в Армению.

Лишь спустя 50 лет мраморная скульптура вновь вернулась в Россию и была установлена в отреставрированном Большом Дворце Царицыно.

Несколько панорам Екатерининского зала. В залах следят за съемкой, нельзя фотографироваться на фоне экспонатов и снимать видео. Во время съемки панорамы, смотрительница подумала, что мы снимаем видео и подошла к нам с замечаниями.

Пройдя через Екатерининский зал, попадаем в следующую комнату. На дверях ангелочки.

Картины, мебель, предметы интерьера той эпохи

Очень красивый столик с позолотой.

Оружие и блюдо «Русские монархи от Петра Великого до Александра I» с изображением в центре Петра I и Екатерины II (первая четверть XIX в.).

Также был зал со старинными украшениями конца XIX — начала XX в. из Казахстана.

В конце выставки нас ждало несколько залов с более современными экспозициями. Например, фарфоровые платья.

На ткань нашиваются тонкие пластинки фарфора.

А так же фарфоровая сумочка и губная помада.

Музей поразил нас своими размерами и бесконечными залами, но осталось еще одно место в Большом Дворце Царицыно, куда мы очень рекомендуем зайти — Таврический зал.

Таврический зал Большого Дворца Царицыно

Таврический зал, так же, как и Екатерининский, изначально не был закончен, из-за чего нынешний облик этих двух залов является «додумкой» реставраторов и фактически не несет в себе никакой исторической ценности. Несмотря на это, залы действительно роскошные, и прогуляться по ним, оконуться в атмосферу царстования Екатерины II — одно удовольствие.

Потолок украшен росписью, позолотой и тремя огромными люстрами.

На полу — ценные породы деревьев.

Во главе зала, разумеется, портрет Екатерины II.

В Таврическом зале имеется гардеробная, где можно примерить наряды XIX века и сфотографироваться на свой фотоаппарат. Стоимость 10-минутной фотосессии обойдется в 200 р с человека.

На этом закончилась наша первая ознакомительная прогулка по дворцово-парковому ансамблю Царицыно. Очень хочется вернуться сюда в летнее время, посмотреть на танцующий фонтан и снова покормить уточек.

Источник: http://towntravel.ru/moskva/muzei-xlebnogo-doma-i-bolshogo-dvorca-v-caricyno-moskva.html

Добавить комментарий

Рубрики

Рубрики