Vigoda

Государственный литературный музей

О музее

Государственный литературный музей

  • ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
  • Стратегические задачи развития
  • Миссия музея

Государственный музей истории российской литературы имени В. И.

Даля (Государственный литературный музей) имеет богатую и сложную историю.

По свидетельству автора концепции центрального литературного музея страны Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича (1873–1955), идея музея сформировалась ещё в 1903 году, когда он находился в эмиграции в Женеве.

История нынешнего ГМИРЛИ имени В. И. Даля восходит к созданию двух музеев, посвящённых наследию великих русских классиков. Московский государственный музей имени А. П. Чехова был основан в октябре 1921 года, его коллекции ныне находятся в фондах ГМИРЛИ имени В. И. Даля, ведущего свою родословную именно от этой даты и готовящегося в октябре 2021 года отметить своё столетие.

Инициатива создания музея другого русского классика, Ф. М. Достоевского, также была выдвинута в 1921 году, накануне столетия писателя. Музей Достоевского был основан в 1928 году, а в 1940 году вошёл в состав главного литературного музея страны.

Особое значение в истории ГМИРЛИ имени В. И. Даля имеет создание в 1933 году по инициативе В. Д. Бонч-Бруевича Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики.

В его фондовые коллекции были включены музейные предметы, приобретённые, в том числе, в результате работы учреждённой в 1931 году государственной Комиссии по выявлению находящихся за границей памятников литературы и искусства народов СССР. Для обеспечения работы комиссии были выделены значительные финансовые средства, в том числе из золотовалютных резервов.

Если учесть, насколько непростым для СССР был период на рубеже 1920–1930-х годов, становится очевидным, что создание и развитие главного литературного музея литературоцентричной страны являлось важнейшей государственной задачей.

16 июля 1934 года приказом наркома просвещения Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики был упразднен, вместо него был создан Государственный литературный музей, который, согласно этому приказу, уже не имел юридической автономии и был введён в состав Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Начался нелегкий период в работе главного литературного музея страны, которому вскоре удалось вернуть статус самостоятельного учреждения культуры.

К концу 1930-х годов коллекция музея насчитывала сотни тысяч реликвий — рукописей, книг, документов, фотографий, предметов живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальных вещей. Именно тогда в музее появились многие ценные собрания, сформировался высокопрофессиональный коллектив, началась интенсивная научная и издательская деятельность.

В 1941 году по решению правительства большинство рукописей из собрания музея были изъяты и переданы в ведение Главного архивного управления, подведомственного наркомату внутренних дел. Несмотря на это, благодаря интенсивной собирательской работе, музей со временем вновь стал одним из крупнейших хранителей материалов по истории отечественной литературы.

26 июля 1963 года, согласно приказу Министерства культуры СССР, музей официально получил статус «головного музея, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи».

В течение следующих десятилетий при непосредственном участии сотрудников флагманского литературного музея страны были созданы десятки музеев в разных регионах СССР, в том числе крупные и ныне широко известные, были обновлены многие постоянные экспозиции ведущих литературных музеев.

В 1984 году музей был награжден Орденом Дружбы народов.

В 2015 году по предложению музея была сформирована Инициативная группа ведущих литературных музеев России, а затем — Ассоциация литературных музеев, с 2018 года работающая на правах секции Союза музеев Российской Федерации.

В апреле 2017 года флагманский литературный музей страны получил новое официальное наименование: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля.

Это название в полной мере соответствует не только современной миссии крупнейшего литературного музея страны, но и замыслу создателя научной концепции музея В. Д.

Бонч-Бруевича, считавшего, что краеугольным условием существования такого крупного учреждения культуры должно быть сочетание функций пяти культурных институций: собственно музея, а также архива, библиотеки, исследовательского института и научного издательства.

На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило создать более десяти мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами нашей страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского», «Дом-музей А. П. Чехова», «Дом-музей А. И.

Герцена», «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», «Музей-квартира А. Н. Толстого», «Музей Серебряного века», «Дом-музей М. М. Пришвина» в деревне Дунино, Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине, «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине, «Информационно-культурный центр „Музей А. И. Солженицына“ в г.

 Кисловодске».

В составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля работают две выставочные площадки в отделах «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» и «Доходный дом Любощинских-Вернадских», который также является центральным административным зданием.

Стратегические задачи развития

  1. Ремонтно-реставрационные работы и реэкспозиция отдела «Дом-музей А. П. Чехова».
  2. Создание на базе отдела ГМИРЛИ имени В. И.

    Даля «Музея истории литературы ХХ века», в который войдут экспозиции посвященные литераторам разных эстетических направлений и судеб — и тем, кто был официально признан в советскую эпоху (А. В. Луначарский), и гонимым, запрещенным писателям (О. Э. Мандельштам), а также авторам Русского зарубежья (А. М.

    Ремизов).

  3. Открытие в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля к 200-летию Ф. М. Достоевского Музейного центра «Московский дом Достоевского».

  4. Создание современного комплексного депозитария, в составе которого будет открыт инновационный «Музей звучащей литературы» и организованы открытые хранения музейных предметов.

  5. Комплексная модернизация и реэкспозиция отдела «Музей Серебряного века» и создание на его основе Музейного центра «Серебряный век».
  6. Создание в составе ГМИРЛИ имени В. И. Даля Национального выставочного центра «Десять веков российской словесности», в котором впервые в российской музейной практике будет создана постоянная экспозиция по истории отечественной литературы.

В начало

Миссия музея

  • Первая составляющая миссии: разработка и реализация принципов представления музейными средствами истории русской литературы на всем протяжении ее развития.

  • Абсолютно все литературные музеи Российской Федерации, кроме ГМИРЛИ, включая наиболее крупные, посвящены либо творчеству одного крупного писателя, либо определенному периоду развития литературы, либо группе литераторов, представляющих определенный регион.

    Поэтому музейное представление всей истории русской литературы входит исключительно в миссию ГМИРЛИ.

    Этот факт всегда осознавался в прошлом, достаточно вернуться к двум цитатам, предпосланных настоящей концепции в качестве эпиграфов. И Вера Степановна Нечаева (один из основателей Дома-музея Ф. М.

    Достоевского, старейшего музейного отдела, ныне входящего в состав ГМИРЛИ), и Клавдия Михайловна Виноградова (многолетняя заведующая Домом-музеем А. П.

    Чехова — отдела нашего музея) в один голос говорят о том, что главной задачей флагманского литературного музея страны является создание единой историко-литературной экспозиции.

    В. С. Нечаева в 1932 году пишет, что «Перестройка литературных музеев едва начата, — для ее успешного продвижения следует перейти к созданию музея литературы, отражающего ход развития исторического процесса в России».

    К. М. Виноградова через 30 лет, в 1961 году подчеркивает, что «музей вплотную приступил к подготовке экспозиции по истории русской литературы с древнейших времен до нашей современности. Однако, отсутствие помещения лишает его возможности развернуть эту экспозицию в полном объеме».

    Приходится констатировать, что данная задача не решена и по сей день и остается главной составляющей миссии ГМИРЛИ.

  • Вторая составляющая миссии: организация сетевого взаимодействия российских литературных музеев.
  • Еще в 1960-е годы тогдашний Государственный литературный музей официально был наделен полномочиями Всероссийского научно-методического центра в области организации работы и методического содействия развитию всех литературных музеев страны.

    Приказом Министерства культуры СССР от 26 июля 1963 года № 256 музей утвержден «головным музеем, на который возложена координация научно-исследовательской и экспозиционной работы однопрофильных музеев страны и оказание им консультативной и методической помощи».

    За прошедшие десятилетия подобное содействие было оказано более чем пятидесяти литературным музеям, из них некоторые были созданы при непосредственном участии специалистов флагманского музея (иногда — на основе экспонатов, переданных из его коллекции), либо в этих музеях были открыты при содействии головного музея новые экспозиции.

    В наши дни реализация этой составляющей миссии ГМИРЛИ приобретает особое значение, поскольку ставится задача организации сетевого взаимодействия литературных музеев с использованием современных средств коммуникации и электронных технологий.

    Именно в этих целях в 2016 году по инициативе ГМИРЛИ и Государственного музея А. С. Пушкина была создана Ассоциация литературных музеев в составе Союза музеев России.

    В состав инициативной группы по созданию Ассоциации, помимо инициаторов — ГМИРЛИ и ГМП, — вошли крупнейшие литературные музеи России: Государственный музей Л. Н. Толстого (Москва), Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей-усадьба Л. Н. Толстого „Ясная Поляна“», Государственный музей-заповедник М. А.

    Шолохова, Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново», Орловский объединённый государственный литературный музей И. С. Тургенева, Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», Всероссийский музей А. С. Пушкина (Санкт-Петербург), Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н.

    Островского «Щелыково», Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина» в Крыму, Ульяновский областной краеведческого музея имени И. А. Гончарова, Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С.

    Пушкина (Московская область), Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького.

  • Третья составляющая миссии ГМИРЛИ — содействие решению важнейшей социальной задачи по поддержанию внимания и интереса к литературе и чтению.
  • В последние годы указанная задача приобрела особое значение: на государственном уровне созданы профильные федеральные программы, призванные содействовать развитию интереса к чтению: Национальная программа поддержки и развития чтения, Программа поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

    В данных программах ГМИРЛИ не просто принимает деятельное участие, но и во многих случаях реализует функции инициатора, разработчика отдельных мероприятий.

    Примером деятельного участия музея в решении задач популяризации чтения может служить масштабный исследовательский выставочный проект «Россия читающая», реализованный музеем в 2015 году, который был официально объявлен в стране Годом литературы.

  • Четвертая составляющая миссии ГМИРЛИ: осуществление функций по музеефикации и экспонированию новейшей литературы.
  • Практика последних десятилетий показывает, что процесс создания новых литературных музеев идет достаточно медленно, для их организации требуются серьезные ресурсы. Помимо наличия коллекций, необходимы и значительные средства на обустройство мемориальных помещений.

    За последнее десятилетие были поддержаны инициативы по созданию очень немногих музеев современных писателей, среди них — А. И. Солженицын, В. И. Белов, И. А. Бродский, В. Г. Распутин. Это означает, что огромный пласт литературы новейшего времени оказывается вне музеефикации.

    Реликвии, связанные с жизнью и творчеством таких крупных писателей, как, например, Белла Ахмадулина или Фазиль Искандер, в лучшем случае оказываются в собственности коллекционеров, а в худшем вообще уходят из культурного обихода.

    В последние годы ГМИРЛИ приобрел известность не только в качестве популярной площадки для встреч, презентаций, обсуждений, связанных с современной литературой, но и как ресурсный центр музеефикации наследия недавно умерших, а в отдельных случаев и ныне здравствующих крупных писателей.

    При этом имеются в виду писатели новейшей эпохи, родившиеся, жившие и работавшие не только в столичных центрах, но и во всех регионах Российской Федерации.

  • Пятая составляющая миссии ГМИРЛИ: профессиональное музейное представление литературы разных эпох на международной культурной арене.
  • Помимо функций централизованного представления музейной истории литературы в разных регионах Российской Федерации, описанных в четвертой составляющих миссии ГМИРЛИ, весьма актуальна и задача представления и продвижения отечественной литературы за рубежом.

    Не подлежит сомнению, что именно ГМИРЛИ является наиболее универсальным ресурсным центром для организации выставочных, научных и культурных проектов, посвященных русской литературе, в музейных, научных, выставочных и образовательных центрах на территории зарубежных стран.

    Объем и структура коллекции музея позволяют готовить и реализовывать международные проекты самого высокого уровня.

    Только за последние несколько лет подобные выставки работали в Германии, Франции, США, Англии, Китае, Венгрии, Испании и других странах, также в России работали выставки, подготовленные в партнерстве с ведущими зарубежными музейными организациями.

    Среди крупнейших международных проектов последних лет — российско-немецко-швейцарская выставка «Рильке и Россия» (2017–2018, Марбах, Цюрих, Берн, Москва), выставка «Достоевский и Шиллер» в рамках фестиваля «Русские сезоны» (2019, Марбах).

    В начало

    

    Источник: https://goslitmuz.ru/museums/

    Государственный литературный музей

    Государственный литературный музей

    Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля — крупнейший в России музей истории российской литературы.

    История[ | ]

    Образован в 1934 году объединением Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики Наркомпроса РСФСР и Литературного музея при Библиотеке имени В. И. Ленина.

    Инициатором его создания и первым директором был Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873—1955). Ещё в эмиграции он организовал библиотеку, архив и музей РСДРП в Женеве.

    Вернувшись в Россию в 1905 году, стал одним из учредителей первого музея Л. Н. Толстого в Петербурге, участвовал в создании Толстовской выставки 1911 года в Историческом музее.

    Уже в советское время руководил ученым советом Государственного музея Л. Н. Толстого в Москве.

    В апреле 1931 года Бонч-Бруевич предложил руководству Наркомпроса создать Комиссию по устройству Центрального Литературного музея — «музея, равного которому не будет не только в СССР, но и во всём свете».

    Предполагалось, что в нём будет храниться «все то, что имеется в Москве в различных музеях» по литературной тематике, что там будут «собраны рассеянные и раскиданные рукописи беллетристических произведений и биографических сведений».

    В 1933 году такой музей был создан, однако лишь приказ № 546 от 16 июля 1934 года, подписанный наркомом просвещения А. С. Бубновым, окончательно оформил его структуру и определил место в системе государственных учреждений.

    В результате широкомасштабной собирательской деятельности уже к концу 1930-х годов Государственный Литературный музей обладал уникальной коллекцией материалов по истории отечественной и зарубежной литературы.

    [/stextbox]

    В неё входили около 3 миллионов архивных документов, 100 тысяч произведений изобразительного искусства, 130 тысяч томов книг.

    В музее находились фонды большинства классиков отечественной литературы и многих современных писателей.

    В 1941 году, согласно постановлению Совнаркома СССР от 29 марта «Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов», около 3 миллионов единиц хранения, в основном рукописных материалов, были переданы из Государственного Литературного музея Главному архивному управлению НКВД для организации Центрального государственного литературного архива (ныне РГАЛИ). Лишенный ценнейшей рукописной коллекции, по сути дела, своего ядра, музей оказался в тяжелом положении.

    Вскоре Литературному музею пришлось пережить ещё одну драматическую страницу в своей истории.

    По постановлению Совнаркома РСФСР от 6 октября 1943 года «Об организации Академии педагогических наук» Государственный Литературный музей упразднялся.

    Лишь через полтора месяца, после ряда обращений в ЦК ВКП(б), ситуация была пересмотрена, и музей восстановили как самостоятельное учреждение. Как только положение стабилизировалось, музей возобновил пополнение своих коллекций.

    Но уже в военное время музей возобновляет собирательскую и созидательную работу: получает около 5000 документов из органов безопасности, то есть документы, которые были конфискованы у репрессированных писателей и литературных деятелей; в 1950-х и 1960-х годах приобретает много литературных и документальных материалов.

    Одним из главных направлений деятельности музея было и остается совершенствование научно-методической работы, так как её конечным результатом является повышение профессионального уровня фондовой, экспозиционной, просветительной работы музея в целом и каждого музейного сотрудника в отдельности.

    ГЛМ постепенно стал методическим центром, который практически помогает делать литературные экспозиции и музеи в стране, особенно в послевоенные и 1950—1960-е годы. Сотрудники ГЛМ участвовали в создании первой экспозиции музея А.

     Н. Радищева, в процессе формирования экспозиции Орловского музея. Особенно широко эта работа развивалась в конце 1960-х — 1980-е годы. ГЛМ не случайно в 1968 году получил официальный статус головного литературного музея страны.

    В 1970—1980-е годы ГЛМ создает на основе музейной коллекции ряд новых музеев. В 1970-е годы музей и его филиалы (отделы) располагались уже в семнадцати зданиях Москвы, к 1995 году их число увеличилось до двадцати.

    24 апреля 2017 года Государственный литературный музей получил новое официальное наименование: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля. В новом названии крупнейшего литературного музея страны, обладающего богатейшими коллекциями, присутствует, с одной стороны, понятие «история литературы», а с другой, имя В. И.

     Даля — не только литератора, но и медика, учёного-этнографа, создателя знаменитого словаря. Новое название соответствует современной миссии музея, а также ориентируется на развитие концепции его создателя — видного государственного деятеля и ученого В. Д. Бонч-Бруевича.

    Перемена названия — повод обратиться к истории музея, прояснить исходную концепцию его создания, но также — наметить перспективы развития, сформулировать его современную миссию.

    Среди перспективных проектов развития музея: создание системы открытых хранений, посвященных творчеству ведущих писателей XX века в здании на Зубовском бульваре, дом 15, создание Музея звучащей литературы в Шелапутинском переулке, подготовка фундаментального энциклопедического издания «Литературные музеи России».

    За годы своего существования музей вырос в одно из крупнейших хранилищ культурных художественных ценностей. В фондах музея собраны личные архивы писателей и деятелей русской культуры XVIII—XX вв.

    ; гравюры XVII—XVIII веков с видами Москвы и Петербурга; живописные портреты, миниатюры с изображением государственных деятелей; рукописные и первопечатные книги духовного содержания, первые книги гражданской печати петровского времени, редчайшие книги с автографами, рукописи, рисунки писателей, произведения живописи, редкие фотографии, списки произведений Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, Ф. М. Достоевского и другие материалы, связанные с историей русской классической и современной литературы, насчитывающие более полумиллиона единиц хранения.

    Музей включает в себя более десяти отделов, расположенных в разных районах Москвы и Подмосковья, а также в Кисловодске.

    С 1945 года директором музея был профессор , затем в этой должности работал профессор Б. П. Козьмин.

    С 1972 до 2006 год музеем руководила Наталия Владимировна Шахалова, с 2006 до 2013 года — Марина Семёновна Гомозкова. 11 февраля 2013 года директором Государственного литературного музея был назначен Дмитрий Петрович Бак.

    Примечания[ | ]

    1. ↑ Грабарь Владимир Эммануилович // Московская энциклопедия. Том I. Лица Москвы : [в 6 кн.] / гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014.
    2. ↑ Фохт Борис Александрович // Московская энциклопедия.

      Том I. Лица Москвы : [в 6 кн.] / гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014.

    3. ↑ Татаринов Леонид Петрович // Московская энциклопедия. Том I. Лица Москвы : [в 6 кн.] / гл. ред. С. О. Шмидт. — М., 2007—2014.

    Ссылки[ | ]

    Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9

    Государственный Литературный музей

    Государственный литературный музей
    TR | UK | KK | BE | EN |
    государственный литературный музей, государственный литературный музей
    Координаты: 55°45′59″ с. ш. 37°36′55″ в. д. / 55.7664639° с. ш. 37.6154139° в. д. / 55.7664639; 37.6154139 (G) (O) (Я)

    Государственный Литературный музей — крупнейший в России музей истории российской литературы.

    • 1 История
    • 2 Отделы
    • 3 См. также
    • 4 Примечания
    • 5 Ссылки

    История

    Образован в 1934 году объединением Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики Наркомпроса РСФСР и Литературного музея при Библиотеке имени В. И. Ленина.

    Инициатором его создания и первым директором был Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873 – 1955). Еще в эмиграции он организовал библиотеку, архив и музей РСДРП в Женеве.

    Вернувшись в Россию в 1905 году, стал одним из учредителей первого музея Л.Н. Толстого в Петербурге, участвовал в создании Толстовской выставки 1911 года в Историческом музее.

    Уже в советское время руководил ученым советом Государственного музея Л.Н. Толстого в Москве.

    В апреле 1931 года Бонч-Бруевич предложил руководству Наркомпроса создать Комиссию по устройству Центрального Литературного музея – «музея, равного которому не будет не только в СССР, но и во всем свете».

    Предполагалось, что в нем будет храниться «все то, что имеется в Москве в различных музеях» по литературной тематике, что там будут «собраны рассеянные и раскиданные рукописи беллетристических произведений и биографических сведений».

    В 1933 году такой музей был создан, однако лишь приказ № 546 от 16 июля 1934 года, подписанный наркомом просвещения А.С. Бубновым, окончательно оформил его структуру и определил место в системе государственных учреждений.

    В результате широкомасштабной собирательской деятельности уже к концу 1930-х годов Государственный Литературный музей обладал уникальной коллекцией материалов по истории отечественной и зарубежной литературы.

    [/stextbox]

    В нее входили около 3 миллионов архивных документов, 100 тысяч произведений изобразительного искусства, 130 тысяч томов книг.

    В музее находились фонды большинства классиков отечественной литературы и многих современных писателей.

    В 1941 году, согласно постановлению Совнаркома СССР от 29 марта «Об утверждении Положения о Государственном архивном фонде СССР и сети государственных архивов», около 3 миллионов единиц хранения, в основном рукописных материалов, были переданы из Государственного Литературного музея Главному архивному управлению НКВД для организации Центрального государственного литературного архива (ныне РГАЛИ). Лишенный ценнейшей рукописной коллекции, по сути дела, своего ядра, музей оказался в тяжелом положении.

    Вскоре Литературному музею пришлось пережить еще одну драматическую страницу в своей истории.

    По постановлению Совнаркома РСФСР от 6 октября 1943 года «Об организации Академии педагогических наук» Государственный Литературный музей упразднялся.

    Лишь через полтора месяца, после ряда обращений в ЦК ВКП (б), ситуация была пересмотрена и музей восстановили как самостоятельное учреждение. Как только положение стабилизировалось, музей возобновил пополнение своих коллекций.

    Но уже в военное время музей возобновляет собирательскую и созидательную работу: получает около 5000 документов из органов безопасности, то есть документы, которые были конфискованы у репрессированных писателей и литературных деятелей; в 1950-х и 1960-х годах приобретает много литературных и документальных материалов.

    Одним из главных направлений деятельности музея было и остается совершенствование научно-методической работы, так как ее конечным результатом является повышение профессионального уровня фондовой, экспозиционной, просветительной работы музея в целом и каждого музейного сотрудника в отдельности.

    ГЛМ постепенно стал методическим центром, который практически помогает делать литературные экспозиции и музеи в стране, особенно в послевоенные и 1950 – 60-е годы. Сотрудники ГЛМ участвовали в создании первой экспозиции музея А.

    Н. Радищева, в процессе формирования экспозиции Орловского музея. Особенно широко эта работа развивалась в конце 1960-х – 1980-е годы. ГЛМ не случайно в 1968 году получил официальный статус головного литературного музея страны.

    В 1970–1980-е годы ГЛМ создает на основе музейной коллекции ряд новых музеев. В 1970-е годы музей и его филиалы (отделы) располагались уже в семнадцати зданиях Москвы, к 1995 году их число увеличилось до двадцати.

    За годы своего существования ГЛМ вырос в одно из крупнейших хранилищ культурных художественных ценностей. В фондах музея собраны личные архивы писателей и деятелей русской культуры XVIII—XX вв.

    ; гравюры XVII—XVIII веков с видами Москвы и Петербурга; живописные портреты, миниатюры с изображением государственных деятелей; рукописные и первопечатные книги духовного содержания, первые книги гражданской печати петровского времени, редчайшие книги с автографами, рукописи, рисунки писателей, произведения живописи, редкие фотографии, списки произведений Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. М. Карамзина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского и другие материалы, связанные с историей русской классической и современной литературы, насчитывающие более полумиллиона единиц хранения.

    Адрес: 103051, Москва, ул. Петровка, 28.

    Музей включает в себя более десяти филиалов (отделов), расположенных в разных районах Москвы и Подмосковья и имеющих статус отделов.

    С 1945 директором музея был профессор Иван Григорьевич Клабуновский.

    С 1972 до 2006 года директором музея была Наталия Владимировна Шахалова, с 2006 до 2013 года — Марина Семеновна Гомозкова. 11 февраля 2013 года директором Государственного литературного музея был назначен Дмитрий Петрович Бак.

    Отделы

    Зубовский бульвар, 15. Здесь жили: юрист В. Э. Грабарь; в 1921—1946 годах — философ и логик Б. А. Фохт; в 1950-е годы — палеонтолог Л. П. Татаринов. Объявлено, что в это здание из Петровского монастыря переедет музей

    1. Дом-музей А. И.

       Герцена —

    2. Дом-музей А. П. Чехова —
    3. Дом-музей М. Ю. Лермонтова —
    4. Выставочные залы Государственного Литературного музея («Дом И. С. Остроухова в Трубниках») —
    5. Мемориальный кабинет А. В. Луначарского —
    6. Отдел литературы XVII—XIX вв.

      (Нарышкинские палаты) —

    7. Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого —
    8. Музей-квартира Ф. М. Достоевского —
    9. Музей «Серебряного века» («Дом В. Я. Брюсова») —
    10. Дом-музей Б. Л. Пастернака —
    11. Дом-музей К. И.

       Чуковского —

    12. Дом-музей М. М. Пришвина —

    Примечания

    1. Грабарь Владимир Эммануилович. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 22 марта 2015.
    2. Фохт Борис Александрович. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 13 марта 2015.
    3. Татаринов Леонид Петрович. Лица Москвы. Московская энциклопедия. Проверено 14 марта 2015.

    Ссылки

    • Государственный Литературный музей
    • Государственный Литературный музей на портале «Музеи России»
    • Государственный Литературный музей в Твиттере
    • Аккаунт Государственного Литературного музея в

    государственный литературный музей, государственный литературный музей

    Государственный Литературный музей Информацию О

    Государственный Литературный музей

    Государственный Литературный музей
    Государственный Литературный музей Вы просматриваете субъект
    Государственный Литературный музей что, Государственный Литературный музей кто, Государственный Литературный музей описание

    There are excerpts from wikipedia on this article and video

    Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9-80663.html

    Государственный Литературный музей – судьбы писателей и их книг

    Государственный литературный музей

    Адрес: Москва, пер. Трубниковский, 17
    Дата основания: 1934 год
    Основатель: Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
    Координаты: 55°45'17.0″N 37°35'11.8″E

     

    История музея

    Музей в наши дни

    Музейное объединение

    Особняк Остроухова

    Что посмотреть с детьми?

    Полезная информация для посетителей

    Как добраться

    Список музеев Москвы

    Государственный Литературный музей на карте

     

    Музей, посвященный истории отечественной литературы, носит имя автора популярного Толкового словаря Владимира Ивановича Даля. Благодаря постоянному интересу со стороны москвичей и туристов, он считается одним из самых известных музеев Москвы. Здесь хранятся крупнейшие в России коллекции, связанные с жизнью и творческом знаменитых писателей и поэтов.

    Дом И.С. Остроухова в Трубниках

    История музея

    Литературное собрание музея начало формироваться в начале прошлого века, благодаря В. Д. Бонч-Бруевичу. В 1905 году российский этнограф и революционер стал одним из учредителей первого музея Льва Николаевича Толстого в Санкт-Петербурге. А спустя 6 лет он участвовал в организации толстовской выставке в московском Историческом музее.

    Литературный музей появился в середине 1934 году. Его фонды быстро пополнялись, и через несколько лет здесь хранилось более 3 млн документов, 100 тысяч картин, рисунков и 130 тысяч рукописей и книг.

    Одна из экспозиций в доме И.С. Остроухова

    В 1940-е годы музейное собрание пережило несколько непростых реорганизаций. Экспонаты изымало НКВД, и музей закрывали. В 1950-1980-е годы коллекции пополнялись за счет даров самих литераторов и их наследников. Постепенно частью единой организации стали разрозненные здания. Музей объединил дома и квартиры, в которых жили известные писатели и поэты.

    Музей в наши дни

    Сегодня в залах и запасниках музея хранится свыше полмиллиона экспонатов. Это книги с автографами, документы, негативы, киноматериалы, аудиозаписи, биографии и частные архивы писателей. Для посетителей выставлены старинная мебель, фотографии, личные вещи известных литераторов, картины, рисунки, плакаты, афиши и произведения декоративно-прикладного искусства.

    Дом-музей М.Ю. Лермонтова на ул. Малая Молчановка, д. 2

    На протяжении многих лет динамично пополняется коллекция рукописей — черновики стихов, рассказов, романов, личные дневники и письма друзьям. Музей бережно хранит редчайшие автографы Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, А. А. Ахматовой и И. А. Бунина.

    Туристы могут послушать записанные на пленку голоса знаменитостей – Л. Н. Толстого, А. А. Блока, С. А. Есенина и В. М. Шукшина. Собранная в музее коллекция печатной графики включает более 40 тысяч гравюр, самые старые из которых были изготовлены в XVI веке. Большой интерес для посетителей представляют коллекции народных лубков и трафаретных плакатов «Окна ТАСС».

    Малая гостиная в дом-музее М.Ю. Лермонтова

    Музейное объединение

    Филиалами Литературного музея считаются 11 мемориальных экспозиций, которые находятся в Москве, Подмосковье и Кисловодске. В столице можно побывать на экскурсии в Доме мецената И. С. Остроухова в Трубниковском переулке, доме-музее поэта Михаила Юрьевича Лермонтова на Молчановке и доме-музее Александра Ивановича Герценав переулке Сивцев Вражек.

    В Москве находятся музей-квартира русского писателя Федора Михайловича Достоевского и дом-музей Антона Павловича Чехова.

    На Проспекте мира стоит музейное здание, где размещена экспозиция, посвященная известным поэтам Серебряного века. Один из филиалов — музей-квартира Алексея Николаевича Толстого стоит на Спиридоновке.

    В этом доме с августа 1941 года по день смерти писатель жил вместе со своей женой Людмилой Ильиничной Толстой.

    Дом-музей А.И. Герцена

    Недалеко от столицы, в подмосковном Дунино, открыт дом-музей писателя Михаила Михайловича Пришвина. В нем автор «Кладовой солнца» провел последние пять лет своей жизни.

    Писательский поселок Переделкино приютил дом-музей, посвященный Корнею Ивановичу Чуковскому.

    Создатель знаменитых детских стихов и популярной у родителей книги «От двух до пяти» провел в этих местах значительную часть своей жизни. Неподалеку находится дом-музей Бориса Пастернака.

    Самый дальний от столицы филиал разместился в Кисловодске. В живописных предгорьях Северного Кавказа открыт музей, рассказывающий о творчестве Александра Исаевича Солженицына. Он занимает дом, где будущий писатель провел юношеские годы.

    Кабинет Герцена в дом-музее

    Особняк Остроухова

    Внутри Садового кольца, в историческом центре города сохранился красивый деревянный дом с мезонином. Типичная городская усадьба 1820-х годов появилась в Москве после пожара 1812 года. В конце XIX века ей владели состоятельные предприниматели — братья Боткины.

    В 1890 году хозяином построек стал Илья Семенович Остроухов, который взял в жены дочь Петра Боткина. Остроухов оставил заметный след в культуре дореволюционной России. Он был отличным художником-пейзажистом, гравером, коллекционером произведений искусства и другом мецената Павла Третьякова.

    Дом-музей А.П. Чехова на ул. Садовая-Кудринская, д. 6, стр. 2

    В своей новой усадьбе Остроухов стал собирать богатую коллекцию работ русских живописцев-передвижников и старинных икон.

    В начале XX века в домашний музей пускали бесплатно всех желающих, и он пользовался большой популярностью у москвичей.

    В 1918 году коллекции национализировали, а здание превратили в филиал Третьяковской галереи. В 1979 году владельцем старинного дома стал Литературный музей.

    Сегодня здесь проводятся литературные и художественные выставки. Кроме того, сотрудники музея организуют циклы лекций и занятий для всех любителей художественного слова.

    Туристы могут познакомиться с творчеством Владимира Маяковского, историей пишущих инструментов, сказками и мифами народов мира.

    В бывшей усадебном доме регулярно проходят встречи с писателями, показы фильмов об истории литературы и вечера, в которых принимают участие известные артисты.

    Гостиная в дом-музее А.П. Чехова

    Что посмотреть с детьми?

    Юных любителей чтения родители начинают приводить в музей с дошкольного возраста. Для детей здесь организованы циклы занятий «Книжная полка», и открыта студия «Сказка выходного дня». Многим нравится объединяться с друзьями и приходить в музей на семейные тематические программы.

    Во всех филиалах круглый год идут интегративные занятия для детей. Малышей знакомят с кириллицей и глаголицей, учат писать настоящими перьями и рисовать на табличках, покрытых воском. Им показывают папирусы из Египта, бересту, пергамент и тонкую шелковую бумагу из Китая. Для самых маленьких устраивают чтение волшебных сказок, былин и проводят занимательные игры.

    Дом-музей М.М. Пришвина в Московской области, Одинцовского района, д. Дунино

    В доме-музее Чехова ученикам начальной школы рассказывают историю создания известных чеховских произведений – «Каштанка» и «Мальчики». В музее-квартире Толстого организованы занятия по повести «Детство Никиты», «Сорочьим сказкам» и «Золотому ключику». А музей Пастернака приглашает юных любителей рисования на художественный пленэр.

    В доме-музее Чуковского маленьких гостей ждет большая развлекательная программа. Вместе с экскурсоводом дети ходят на костровую площадку и к «поляне Бибигона». Ежегодно дом писателя встречает театрализованные праздники с участием профессиональных артистов, знаменитых и начинающих детских поэтов. Дети читают стихи, танцуют и участвуют в конкурсах и викторинах.

    В дом-музее М.М. Пришвина

    Полезная информация для посетителей

    Музей принимают гостей во все дни, кроме понедельника. Его двери открыты по вторникам, пятницам, суббота и воскресеньям с 11:00 до 18:00, а по средам и четвергам – до 21:00. Кассы прекращают работу на полчаса раньше закрытия.

    Входной билет стоит 200 рублей, льготный — 150 рублей (2018). Еще 150 рублей нужно доплатить тем, кто хочет воспользоваться музейным аудиогидом. Детей до 16 лет пускают бесплатно. За любительскую фото — и видеосъемку в залах музея денег не берут. Чтобы не навредить экспонатам, посетителей просят не пользоваться вспышкой.

    Дом-музей Б.Л. Пастернака по адресу г. Москва, поселение Внуковское, пос. ДСК «Мичуринец», ул. Павленко

    Индивидуальные экскурсии для россиян обходятся в 450 рублей, а групповые – в 3000 для групп до 15 человек. За 200 рублей можно попасть на сборные экскурсии, которые начинаются по заранее вывешенному расписанию.

    Для гостей города и москвичей, которые интересуются историей столицы, сотрудники музея проводят городские экскурсии. Пешеходные путешествия, рассчитанные на 2 часа, стоят 400 рублей.

    Трехчасовые автобусные туры по Москве – 5000 рублей.

    Как добраться

    Главное здание музея стоит в пределах Бульварного кольца, в Трубниковском переулке, 17. За 15 минут до него нетрудно дойти пешком от станции метро «Арбатская». Ближайшие остановки наземного городского транспорта находятся на Новинском бульваре и улице Новый Арбат.

    Государственный Литературный музей на карте

    Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/999-gosudarstvennyj-literaturnyj-muzej

    Добавить комментарий

    Рубрики

    Рубрики